Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты'

Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3110
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / SOCIALIZATION / CIVIC SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Циулина Марина Владимировна

В статье раскрывается сущность понятий «патриотическое воспитание» и «гражданская социализация», выделяются педагогические условия эффективного патриотического воспитания в социализации личности как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоциональночувственную и деятельностные сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education and civic socialization: theoretical and practical aspects

The article reveals the essence of the concepts “patriotic education” and “civic socialization”, singles out the pedagogic conditions for efficient patriotic education in the process of personality socialization as a phenomenon that integrates the intellectual, emotional, sensual and activity spheres.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты»

УДК 37.0 ББК 74.66

Гревцева Гульсина Якуповна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств

г. Челябинск Циулина Марина Владимировна

кандидат педагогических наук кафедра педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Grevtseva Gulsina Yakupovna Doctor of Pedagogics, Professor Chair of Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Chelyabinsk Tsiulina Marina Vladimirovna Candidate of Pedagogics Chair of Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk yakupovna@rambler.ru Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты Patriotic education and civic socialization: theoretical and practical aspects В статье раскрывается сущность понятий «патриотическое воспитание» и «гражданская социализация», выделяются педагогические условия эффективного патриотического воспитания в социализации личности как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностные сферы.

The article reveals the essence of the concepts "patriotic education" and "civic socialization", singles out the pedagogic conditions for efficient patriotic education in the process of personality socialization as a phenomenon that integrates the intellectual, emotional, sensual and activity spheres.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, социализация, гражданская социализация.

Key words: education, patriotism, patriotic education, socialization, civic socialization.

Патриотическое воспитание является одним из ведущих направлений государственной политики. В настоящее время существует большое число исследований, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения (И.Н. Кондратенко, Н.Г. Егошина, Д.Г. Ряхов, А.В. Усова, И.В. Мельчакова, Д.С. Сенюк, К.Ш. Ахияров, Г.Х. Валеева и др.). Также существуют исследования, посвященные воспитанию патриотизма у студентов педагогических вузов (Н.В. Ипполитова, Д.Ю. Мордвинцев, Б.Ф. Павлов и др.) и курсантов военных вузов (В.В. Деев, Д.М. Нуждин, Н.В. Ермоленко, С.С. Пылёв и др.). Необходимо отметить, что в научных трудах преподавателей военных вузов поднимается вопрос государственно-патриотического воспитания, в котором одним из главных элементов является лояльность к государству.

Патриотическое воспитание представляет собой неотъемлемую часть воспитательного процесса. По мнению С.Е. Матушкина [5], оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, но обладает относительной самостоятельностью.

А.К. Быков [1] считает, что в понятие «патриотическое воспитание» необходимо включать в качестве составных элементов все направления воспитания. Если же рассматривать патриотическое воспитание в узком смысле, то оно предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности.

Ю. Галанин [3] убежден, что под патриотическим воспитанием следует понимать формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, гордости за героическое прошлое Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

В своем диссертационном исследовании Г.Х. Валеева рассматривает патриотическое воспитание как взаимодействие воспитателей и воспитанников,

направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [2, с. 32].

По мнению И.Н. Глазуновой, «патриотическое воспитание - это процесс сознательного целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию у нее устойчивых механизмов регуляции патриотического сознания, патриотического отношения и поведения. Патриотическое воспитание предоставляет собой процесс осознания человеком своего собственного значения и признание за ним этого со стороны общества» [4, с. 133].

Анализ определений позволил сделать вывод, что большинство исследователей понимают под патриотическим воспитанием, прежде всего, воздействие на личность с целью развития патриотических чувств или качеств.

На данном этапе развития педагогической науки существуют различные классификации направлений патриотического воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим некоторые из них.

В работах А.И. Поповой [8] можно выделить такие направления по воспитанию патриотических чувств учащихся в школе: воспитание любви к своей Родине; приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии; разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей; воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им. На наш взгляд, данная классификация не в полной мере отражает сущность патриотического воспитания: в ней затронут лишь аспект, связанный с защитой Родины, но отсутствуют такие направления как изучение родного языка, художественной культуры, природы. По нашему мнению, наиболее приемлемой для использования в практике работы школы является классификация направлений патриотического воспитания Ю. Галанина. Автор выделяет следующие направления работы:

1. Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооружен-

ной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению воинских традиций. 2. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

3. Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. 4. Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. 5. Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных условиях, по мнению ученого, затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства [3, с. 15-16]. Отметим, что для достижения цели патриотического воспитания, необходимо, чтобы все направления были взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, принципами, формами и методами воспитания.

В работах А.С. Миловидова, П.Е. Сапегина и А.Л. Симонова [7] по воспитанию патриотического сознания отмечается, что процесс патриотического воспитания обладает всеми признаками сложных, относительно самостоятельных систем общественно-политической деятельности.

1. Система патриотического воспитания имеет определенную структуру взаимосвязанных элементов и включает основные группы общих элементов любой социальной системы: вещные элементы (материальные ценности и материальные средства воспитания); процессуальные элементы (воспитательная деятельность, ее формы и методы); духовные ценности Отечества, патриотические идеи, цели, задачи, закономерности и принципы патриотического воспитания;

человеческие элементы (субъекты и объекты воспитания). Взаимосвязь этих элементов определяют относительную самостоятельность и устойчивую структуру системы патриотического воспитания. 2. Системе патриотического воспитания присуща собственная активность, проявляющаяся в ее функциях. Определенные, согласованные функции имеют как отдельные элементы системы, так и система патриотического воспитания в целом. При этом изменения элементов и их взаимодействия приводят к изменениям функций этих элементов и всей системы. 3. Патриотическое воспитание - самоуправляемая система с присущими ей механизмом, субъектом и объектом управления, средствами и методами руководства. 4. Патриотическое воспитание - это развивающаяся во времени и пространстве система, имеющая свою историю и переживающая процессы становления, функционирования и развития, т.е. присутствуют элементы прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. 5. Система патриотического воспитания существует в тесной взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Внешняя среда оказывает существенное влияние на процесс функционирования и развития и является одновременно источником обновления и пополнения элементов системы патриотического воспитания

[7].

Организация патриотического воспитания - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все компоненты этого процесса взаимообусловлены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

В настоящее время большое число диссертационных исследований посвящено проблеме патриотического воспитания учащихся школ и студентов вузов. Результатом этих исследований является разработка концепций, моделей патриотического воспитания, выделение критериев патриотизма.

Так, например, в работе Д. Ю. Мордвинцева [6] «Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин» разработана модель патриотического воспитания, комплекс средств, способствующий эф-

фективной реализации данной модели, который включает содержание педагогических дисциплин, диалоговые технологии, направленные на реализацию внутренней деятельности, музейную и поисковую деятельность студентов в условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение современных диссертационных исследований позволяет констатировать, что решение проблемы патриотического воспитания осуществлялось исследователями с позиций различных методологических подходов, через реализацию моделей и систем патриотического воспитания.

На основе анализа научной литературы по проблеме патриотического воспитания молодежи можно сделать вывод, что большинство авторов рассматривают патриотизм только в рамках объективной педагогической парадигмы, как нечто привнесенное государством, обществом, той или иной цивилизацией или культурой. На наш взгляд, недостаточно рассматривать данное понятие только в таком контексте, следует максимально учитывать «естественные» основы патриотизма. В педагогике этот аспект патриотического воспитания в своих работах рассматривают Н.Ф. Бунаков, Н.А. Ивашкина, И.А. Ильин, О.В. Лебедева, С.Е. Матушкин, В.А. Сухомлинский и др.

Будущим гражданам, патриотам своей страны потребуются знания тех отраслей, которые обеспечивают им социальную адаптацию. Именно поэтому институты социализации ребенка должны активизировать работу по патриотическому воспитанию.

В течение жизни человека меняются формы и виды деятельности, составляющие базу для социализации. Социальные изменения в нашем обществе заставляют еще раз внимательно подойти к сущности категории социализации. К такому предостережению можно отнести утверждение Н.Д. Ни-кандрова о том, что ориентиром социализации являются общечеловеческие ценности, но считает «...более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обоб-

щенные цели социализации и воспитания... А сейчас, когда пишут «общечеловеческие ценности», обычно имеют в виду западные ценности...» [9, с. 3536].

В процессе гражданско-патриотического воспитания учащиеся должны получать представление о следующих ценностях: самоопределение личности; уважение прав и свобод человека; человеческого достоинства; к институтам гражданского общества; к нормам и правилам современной демократии; справедливость; равенство перед законом; уважение к национальным традициям и культурным общечеловеческим ценностям; патриотизм; готовность к разумному компромиссу и другие. Под гражданскими ценностями мы понимаем социальные ценности, с помощью которых члены общества или отдельная личность характеризуют смысл определенных явлений действительности, определяют отношение личности школьника к себе, другим людям, обществу, государству. К гражданским ценностям, на наш взгляд, также относятся: патриотизм, толерантность и независимость убеждений, ответственность и гражданский долг, активность и гражданская позиция и другие.

Следовательно, социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности; общественная категория с конкретно заданным результатом. Гражданская социализация - это процесс становления личности как гражданина и субъекта права, освоение человеком правовой и политической культуры.

Мы убеждены, что социализация личности будет успешной, если процесс подготовки воспитанника к жизни будет способствовать изменению личностных ценностных ориентаций, поиску оптимального сочетания своих ценностей и требований социальной роли, развитию умений оценивать понимание моральных личностных ценностей. Современное общество жестко формулирует требования к качествам личности. В будущем личность сама будет делать выбор в определении путей своего собственного процесса социализации, основного содержания собственных изменений.

Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы социализации личности: семья; отношения равенства; школа; средства массовой информации; труд; различные общественные формирования. Мы считаем, что патриотическое воспитание также является фактором социализации личности и пронизывает все вышеназванные факторы.

Правовая социализация, нравственная социализация, гражданская социализация - процесс усвоения человеком знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять гражданскую, патриотическую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность самого процесса социализации в освоении системы знаний и умений, необходимых человеку для жизнедеятельности в конкретном обществе.

Процесс социализации направлен на установление правильных взаимоотношений с людьми, на познание мира и себя. Под гражданской социализацией мы понимаем процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества, патриота своей страны. Она предполагает включение в систему правовых отношений. Важным элементом вхождения детей и подростков в систему правовой культуры является самостоятельное моделирование ими правового пространства, в котором они приобретают опыт социального взаимодействия и ценностные ориентации.

Государственные символы оказывают особенное влияние на эмоции, связанные с гражданским самосознанием, патриотическими взглядами в педагогически организованных ситуациях. Государственная символика применяется в целях изучения важных социально-политических проблем, содействует становлению гражданской позиции личности, воздействуя на сознание и поведение.

Гражданская социализация молодежи - процесс, который осуществляется не только в специально организованной среде, но и за ее пределами.

Патриотическое воспитание, несомненно, должно содействовать гражданской социализации человека в России третьего тысячелетия.

Библиографический список

1. Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе [Текст] / А. Быков // Воспитание школьников. - 2006. -№5. - С. 4-7.

2. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г.Х. Валеева. - Челябинск, 2006. - 190 с., ил.

3. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС [Текст] / Ю. Галанин // Воспитание школьников. - 2002. - № 8. - С. 13-16.

4. Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Глазунова. - Липецк, 2002. - 174 с.

5. Матушкин, С.Е., Ипполитова, Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях [Текст]: в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 19 с.

6. Мордвинцев, Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Мордвинцев. - Челябинск, 2003. - 175 с.

7. Патриотическое сознание: сущность и формирование [Текст] / А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин, А.Л. Симонов и др. - Новосибирск: Наука, 1985. - 256 с.

8. Попова, А.И. Воспитание патриота России [Текст] / А.И. Попова // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 39-43.

9. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. - 255 с.

Bibliography

1. Bykov, A.K. Organizational and pedagogical issues of patriotic education at school [Text] / A. Bykov // Educating schoolchildren. - 2006. - № 5. - Pp. 4-7.

2. Valeeva, G.Kh. Patriotic education of junior schoolchildren in educational process by means of ethnopedagogics [Text]: thesis ... cand. of pedagogics / G.Kh. Valeeva. - Chelyabinsk, 2006. - 190 p., ill.

3. Galanin, Yu. About patriotic education at an EMERCOM military school [Text] / Yu. Galanin // Educating schoolchildren. - 2002. - № 8. - Pp. 13-16.

4. Glazunova, I.N. Patriotic education of senior schoolchildren in educational activities [Text]: thesis ... cand. of pedagogics / I.N. Glazunova. - Lipetsk, 2002. - 174 p.

5. Matushkin, S.E., Ippolitova, N.V. The nature and peculiarities of patriotic education of today [Text]: for teachers / S.E. Matushkin, N.V. Ippolitova. - Chelyabinsk: CSPU Press, 2000. - 19 p.

6. Mordvintsev, D.Yu. Patriotism education of future teachers by means of pedagogical disciplines [Text]: thesis ... cand. of pedagogics / D.Yu. Mordvintsev. -Chelyabinsk, 2003. - 175 p.

7. Patriotic awareness: the nature and education [Text] / A.S. Milovidov, P.E. Sapegin, A.L. Simonov et al. - Novosibirsk: Nauka, 1985. - 256 p.

8. Popova, A.I. Educating the Russian patriot [Text] / A.I. Popova // Elementary school. - 2007. - № 2. - Pp. 39-43.

9. Nikandrov, N.D. Russia: socialization and education at the turn of the millennium / N.D. Nikandrov. - Yekaterinburg: SSVPU Press, 2000. - 255 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.