УДК 37.01
А. К. Быков
доктор педагогических наук, профессор; заместитель проректора по дополнительному образованию, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; e-maiL: akbikov@maiL.ru
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРИРОДА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
В статье анализируется классификация основных направлений патриотического воспитания в образовательных организациях на основании его интегративной природы, интеграционной связи целей и содержания этого воспитания с другими традиционно выделяемыми видами воспитания. По мнению автора, это позволит глубоко и комплексно представить целевые, содержательные и технологические характеристики патриотического воспитания как социокультурного процесса. Опора на предложенную классификацию даст возможность преодолеть фрагментарность и односторонность в раскрытии сущности и содержания патриотического воспитания, а также целенаправленно исследовать и совершенствовать его основные направления - духовно-патриотическое (нравственно-патриотическое), гражданско-патриотическое, героико-патриотическое, историко-краеведческое, спортивно-патриотическое. В статье приведены примеры трактовки различных видов патриотического воспитания в научной и учебно-методической литературе.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; образовательные организации; духовно-патриотическое воспитание; нравственно-патриотическое воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; военно-патриотическое воспитание; историко-краеведческое воспитание; спортивно-патриотическое воспитание.
А. K. Bykov
Doctor of Pedagogy (Dr. habiL), Professor; Deputy pro-rector for supplementary education, FGIBU VO «FinanciaL University under the Government of the Russian Federation»; e-maiL: ak-bikov@maiL.ru
THE INTEGRATIVE NATURE OF PATRIOTIC UPBRINGING IN EDUCATION ORGANIZATIONS AS BASIS FOR CLASSIFYING ITS MAIN DIRECTIONS
The articLe substantiates the cLassification of the main directions of patriotic education in generaL education organizations on the basis of its integrative nature, the integration of the goaLs and content of patriotic upbringing and other traditionaL types of upbringing. In the author's opinion, this wiLL aLLow us to give a thorough and compLex view of the goaLs? The content and the technoLogicaL characteristics of
patriotic education as a socio-cuLturaL process. ReLiance on the proposed classification wiLL make it possible to overcome the fragmentation and one-sidedness in revealing the essence and content of patriotic upbringing, and aLso purposefuLLy investigate and improve its main directions - spirituaLLy patriotic (moraL-patriotic), civiL-patriotic, heroic-patriotic, historical and LocaL history, sport -Patriotic. The articLe gives exampLes of the interpretation of the types of patriotic education in the scientific and educationaL Literature.
Key words: patriotism; patriotic education; educationaL organizations; spiritual and patriotic education; moraL and patriotic education; civic patriotic education; heroic-co-patriotic upbringing; miLitary-patriotic upbringing; history and LocaL history education; sports and patriotic education.
В условиях реализации в Российской Федерации уже четвертой по счету государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации (2001-2005; 2006-2010; 20112015; 2016-2020) его субъектами активно применяется проектно-программный подход к организации патриотически ориентированной воспитательной работы. При этом формулируемые цели и задачи патриотического воспитания в интегрированном виде включают в себя элементы большинства других видов воспитания: гражданского, правового, экологического, физического и др. И это не случайно, поскольку именно патриотическое (наряду с духовно-нравственным) воспитание обладает универсальной и интегративной природой по сравнению с другими видами воспитания. Воспитательный процесс на практике един, носит целостный и системный характер, его можно разделить на виды лишь условно. Интегративность воспитания как принцип его функционирования дает возможность вычленить внутренние связи процесса по целям, содержанию, формам, методам, результатам.
Виды интегративных связей могут быть различными: по направленности (прямые и обратные), по пространственному расположению (горизонтальные и вертикальные), по выраженности (направленная связь (явная) и сопутствующая связь (неявная).
Интегративные связи делятся на внутренние и внешние. Внутренние связи отражают взаимопроникновение видов воспитания. Внешние связи характеризуют влияние воспитательного процесса на более широкий контекст социализации детей и молодежи.
Универсальность патриотического воспитания выражается в дифференциации на отдельные направления: гражданско-патриотическое, героико-патриотическое, краеведческое, военно-патриотическое,
спортивно-патриотическое и др. Эти направления условны, но они утвердились в педагогической терминологии: по проблематике указанных направлений защищаются диссертации, проходят научно-практические конференции.
Универсальность патриотизма и его социальных функций вытекает из многоуровневости его интерпретации. Патриотизм на личностном уровне - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей [Концепция патриотического воспитания... 2003].
Патриотизм представляет собой не только важнейшую грань жизни общества, но и источник его существования и развития. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.
Патриотизм неразрывно связан с духовностью. Будучи возвышенным чувством, незаменимой ценностью, источником и важнейшим мотивом социально значимой деятельности, он присущ той личности, которая достигла значительного духовно-нравственного и культурного уровня развития. Истинный, деятельностный патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное (вплоть до самопожертвования) служение Отечеству.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; культуру межнационального общения (уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни и др.); стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов.
Патриотизм как комплексное личностное качество характеризуют также патриотическое сознание; патриотически ориентированное мировоззрение; национальное самосознание; патриотические знания; патриотические убеждения; патриотические установки; патриотические ценностные ориентации; патриотические позиции; патриотические идеалы; патриотические чувства; верность Отечеству; социально-позитивные отношения (к Родине, к истории, к настоящему и будущему страны, к народным традициям, к окружающей социальной и природной среде, к выполнению своего конституционного долга); социально-позитивное (патриотическое) поведение личности; социально-позитивную (патриотическую) деятельность; готовность к выполнению гражданского и конституционного долга как проявление феномена служения Отечеству и др. [Быков 2009].
В формировании патриотизма у подрастающего поколения имеются свои особенности. Патриотизм возникает и проявляется как чувство, всё более социализируясь и нравственно возвышаясь посредством духовного обогащения личности. Процесс развития чувства патриотизма неразрывно связан с его действенностью, которая выражается в активной социальной деятельности, конкретных действиях и поступках, совершаемых личностью во имя Отечества.
Формирование патриотизма предполагает опору на культуру и ценности своего народа. Способность действовать в современном пространстве, опираясь на нравственные нормы и эстетические чувства, складывается на основе развития традиции, «живой памяти» предков. В качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, определяющей смысл и стратегию ее жизни.
Патриотизм неразрывно связан с духовностью. Будучи возвышенным чувством, незаменимой ценностью, источником и важнейшим мотивом социально значимой деятельности, он присущ той личности, которая достигла значительного духовно-нравственного и культурного уровня развития. Истинный, деятельностный патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное (вплоть до самопожертвования) служение Отечеству.
Под патриотическим воспитанием подрастающего поколения в системе образования понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов управления образования
и образовательных организаций по формированию у подрастающего поколения любви к Родине, чувства верности своему Отечеству, патриотических знаний, убеждений и установок, социально позитивных отношений, поведения и деятельности, потребности в самосовершенствовании.
Целью патриотического воспитания подрастающего поколения в системе образования является формирование и развитие у детей и молодежи любви к большой и малой Родине, чувства верности своему Отечеству, патриотических убеждений и установок, социально позитивных отношений, поведения и деятельности, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, жизненного самоопределения как активных участников преобразовательных процессов в России.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи:
- формирование у детей и молодежи патриотически ориентированного мировоззрения, патриотических убеждений, установок и ориентаций;
- формирование национального самосознания у детей и молодежи, ее ценностного отношения к окружающему природному и социокультурному пространству, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение учащейся молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа;
- воспитание любви к большой и малой Родине, чувства верности своему Отечеству;
- воспитание уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, историческим святыням Отечества, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, бережного к ним отношения;
- качественная организация учебного процесса по овладению школьниками и студентами патриотическими знаниями, навыками и умениями патриотической деятельности;
- вовлечение детей и молодежи в патриотическую и иную социально значимую деятельность в учебное и внеучебное время;
- создание конкретных условий для формирования у детей и молодежи активной жизненной, гражданской и патриотической позиции,
основанной на нравственно-этическом фундаменте, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;
- воспитание подрастающего поколения в духе законности, соблюдения норм общественной и коллективной жизни; расовой, национальной, религиозной терпимости;
- развитие у детей и молодежи социальной (гражданской) ответственности как важнейшей характеристики личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защите;
- формирование у подрастающего поколения умений и навыков самовоспитания, потребности в самосовершенствовании, в освоении высоких духовно-нравственных и культурных идеалов и образов как его основы;
- воспитание положительного отношения к труду, духовному и физическому саморазвитию как важнейшим ценностям в жизни;
- совершенствование военно-патриотического воспитания, развитие готовности молодежи к выполнению конституционного долга по защите Родины;
- соблюдение прав детей и молодежи, предусмотренных Конституцией РФ;
- создание и развитие систем патриотического воспитания детей и молодежи в образовательных организациях.
Основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения в системе образования могут быть выделены при их классификации по основанию интеграционной связи целей и содержания этого воспитания с другими традиционно выделяемыми видами воспитания.
При таком подходе основными направлениями патриотического воспитания являются: духовно-патриотическое (нравственно-патриотическое), гражданско-патриотическое, историко-краеведческое, героико-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Эти термины уже используются в научной и учебно-методической литературе. На уровне кандидатских исследований изучено духовно-патриотическое воспитание в диссертации Д. С. Сенюк, нравственно-патриотическое воспитание - в работах М. Ч. Алирзаева, А. В. Осипо-вой, Ю. Б. Соколовской, Д. Шариповой [Сенюк 2002; Алирзаев 1996; Осипова 2011; Соколовская 2001; Шарипова 2012].
Проблемам гражданско-патриотического воспитания посвящены диссертации З. М. Абдулмуталимовой, М. К. Афзали, В. В. Гладких,
Т. М. Гулевич, А. В. Подгорновым, И. А. Полищук, Н. А. Сиволобо-вой [Абдулмуталимова 2010; Афзали 2007; Гладких 2011; Гулевич 2012; Подгорнов 1999; Полищук 2013; Сиволобова 2003;]. Термин «спортивно-патриотическое воспитание» использован в кандидатских исследованиях Р. В. Бойко, С. В. Галкина [Бойко 2009; Галкин 2005].
Самым широко применяемым термином в ряду производных от «патриотическое воспитание» является термин «военно-патриотическое воспитание». Он используется как в нормативных правовых актах1, так и в названиях научных и учебно-методических работ, в частности: Ю. К. Злыгостева, Н. М. Конжиева, В. А. Кузнецова, Ю. А. Ломтева, В. Ю. Микрюкова, В. М. Титко [Злыгостев 1996; Конжиев 1986; Кузнецов 2000; Ломтев 2002; Титко 1995; Микрюков 2009].
В научных исследованиях используется и термин «героико-патриотическое воспитание»; он есть в названии диссертаций В. В. Лесняк, С. А. Маркова [Лесняк 2006; Марков 2010].
В научной литературе пока редко применяются термины «историко-краеведческое воспитание», «краеведческое воспитание» (в частности, этот термин присутствует в названии диссертации Я. А. Кузнецовой [Кузнецова 2003]), чаще всего идет речь о патриотическом воспитании средствами историко-краеведческой, краеведческо-туристической и другими видами деятельности.
Духовно-патриотическое (нравственно-патриотическое) воспитание направлено на осознание подрастающим поколением высших духовных и нравственно-патриотических ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Высшие базовые ценности включают в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, чувство принадлежности к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Духовно-патриотическое (нравственно-патриотическое) воспитание имеет
1 Постановление Правительства РФ от 24.07. 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» 2005; Указ Президента РФ от 16.05. 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» 2005.
целью формирование и развитие у детей и молодежи патриотического сознания, научного мировоззрения, социально значимых идейных и нравственных установок, ориентаций и убеждений, их жизненное самоопределение. Задачи духовно-патриотического воспитания среди прочих включают в себя воспитание у детей и молодежи трудолюбия, экономической и религиозной культуры, заботливого отношения к окружающей среде, высоких этических и эстетических качеств.
Содержанием духовно-патриотического (нравственно-патриотического) воспитания детей и молодежи является:
- использование потенциала учебного процесса по доведению до детей и молодежи требований общества к их духовному, нравственному и патриотическому облику;
- качественная организация учебного процесса по овладению школьниками и студентами патриотическими знаниями;
- формирование и развитие любви к большой и малой Родине, чувства верности своему Отечеству;
- стимулирование потребности в нравственном самосовершенствовании, стремления у подрастающего поколения к положительному нравственному и патриотическому идеалу;
- достижение осознания детьми и молодежью причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему как нравственной ценности;
- расширение числа дисциплин духовно-нравственной и патриотической направленности, изучающихся в образовательных организациях в рамках вариативного компонента государственных образовательных стандартов;
- целенаправленная организация социальной и нравственно-значимой деятельности детей и молодежи, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
- применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность за результаты учебы и поведения;
- формирование положительного отношения к труду, уважительного и заботливого отношения к окружающей социальной и природной среде;
- привитие эстетического отношения к предметам искусства, историческим ценностям народа;
- вовлечение детей и молодежи в практические мероприятия по охране природы и др.
В рамках этого направления можно выделить в качестве отдельного поднаправления эколого-патриотическое воспитание детей и молодежи (диссертация О. Н. Шитиковой [Шишканова 2002]).
Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование и развитие у детей и молодежи социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает детям и молодежи все необходимые права и способствует их реализации. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у детей гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
Содержанием гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи выступают:
- качественная организация учебного процесса по овладению детьми и молодежью знаниями гражданских прав с осознанием готовности добровольно выполнять гражданские обязанности;
- создание условий для полноценной социализации детей и молодежи, соблюдению их прав, предусмотренных Конституцией РФ;
- активное вовлечение подрастающего поколения в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем в рамках образовательных организаций;
- воспитание подрастающего поколения в духе законности, соблюдения норм общественной и коллективной жизни, расовой, национальной, религиозной терпимости;
- повышение качества преподавания обществоведческих, гражданско-правовых курсов в системе образования, формирование и развитие правовой культуры у детей и молодежи;
- контроль за соблюдением законности и правопорядка молодежью, поддержание учебной дисциплины и дисциплинированного поведения у детей и молодежи в образовательных организациях;
- привитие подрастающему поколению чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага,
Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- совершенствование интернационального воспитания в духе дружбы народов Российской Федерации и др.
Историко-краеведческое воспитание - ориентировано на познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно развивает мотивацию подрастающего поколения на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Историко-краеведческое воспитание предполагает:
- комплексное освоение историко-культурных корней подрастающим поколением в процессе историко-краеведческой деятельности, формирование личностной ответственности за происходящее в стране, регионе, месте проживания;
- углубленное познание истории Отечества в интегративных связях обучения и воспитания на уроках, факультативных занятиях, в историко-краеведческой, научно-исследовательской, поисковой деятельности по изучению истории и культуры своей страны и малой Родины;
- создание и совершенствование деятельности историко-патриотических музеев, школьных музеев;
- регулярное проведение выставок историко-краеведческой работы детей и молодежи;
- сочетание в историко-краеведческой работе с детьми и молодежью природоохранной, историко-культурной и других видов деятельности;
- интеграция в историко-краеведческой деятельности творческой, познавательной и научно-исследовательской работы детей и молодежи и др.
Военно-патриотическое воспитание - ориентировано на формирование у учащейся молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме, гордости за русское оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
Военно-патриотическое воспитание включает в себя:
- широкую пропаганду идеи служения Отечеству среди детей и молодежи в образовательных организациях;
- формирование компетентного и позитивного отношения к русской военной истории, современным Вооруженным силам у детей и молодежи;
- совершенствование содержания и методики начальной военной подготовки в системе общего образования;
- организацию в образовательных учреждениях кружков военно-патриотической направленности;
- развитие у детей и молодежи социальной ответственности за укрепление обороноспособности, национальной безопасности страны;
- вовлечение школьников в деятельность детских и молодежных военно-спортивных профильных лагерей, военно-патриотических объединений, клубов, центров, поисковых отрядов;
- развитие шефских связей между воинскими частями и образовательными организациями;
- регулярное проведение военно-спортивных игр с детьми и молодежью и др.
Героико-патриотическое воспитание включает в себя пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за деяния предков, верности героическим традициям и чувства сопричастности к ним, формирование готовности к совершению подвига и др.
Содержание героико-патриотического воспитания проявляется:
- в широкой пропаганде в учебном процессе образовательных организаций героического прошлого и настоящего страны, подвигов предков;
- в активном вовлечении детей и молодежи в подготовку и празднование в образовательных организациях знаменательных
героических и исторических дат отечественной истории, дней воинской славы (победных дней) России;
- в регулярном проведении со школьниками и студентами викторин, тематических вечеров по тематике героики российской истории;
- в формировании и развитии у подрастающего поколения чувств верности героическим традициям, стремления их преемственно продолжать и др.
Спортивно-патриотическое воспитание направлено на формирование физической культуры, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитание воли к достижению победы, здорового образа жизни и профилактики негативных и вредных привычек.
Спортивно-патриотическое воспитание предполагает:
- пропаганду здорового образа жизни среди школьников и студентов, противодействие появлению негативных и вредных привычек у детей и молодежи;
- регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий для детей и молодежи в образовательных организациях;
- создание детских и молодежных спортивных команд в образовательных организациях;
- популяризацию лучших спортивных достижений среди детей и молодежи;
- широкое проведение спортивных праздников в знаменательные и героические даты отечественной истории, актуализацию спортивного компонента в гражданине-патриоте;
- включение спортивных элементов в проводимые мероприятия агитационно-массовой патриотической направленности в образовательных организациях и др.
Предложенная классификация основных направлений патриотического воспитания в образовательных организациях по основанию его интегративной природы дает возможность глубоко и комплексно представить целевые, содержательные и технологические характеристики патриотического воспитания как социокультурного процесса. Опора на предложенную классификацию позволит не только преодолеть часто встречающую фрагментарность и односторонность в раскрытии сущности и содержания патриотического воспитания, но и даст возможность целенаправленно изучать его основные направления - духовно-патриотическое (нравственно-патриотическое), гражданско-патриотическое, героико-патриотическое, историко-крае-ведческое, спортивно-патриотическое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулмуталимова З. М. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения правовых знаний: автореф. дис ... канд. пед. наук. Махачкала : Дагестан. гос. пед. ун-т, 2010. 18 с.
Алирзаев М. Ч. Формирование культуры межнационального общения школьников в системе нравственно-патриотического и интернационального воспитания на уроках истории и внеклассной работе: (на примере школ Дагестана): автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
Афзали М. К. Система гражданско-патриотического воспитания студентов по формированию активной жизненной позиции, обеспечивающей стабильность и безопасность в обществе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2007. 25 с.
Бойко Р. В. Содержание и организация спортивно-патриотического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.
Быков А. К. Развитие патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательной среде: Проект Концепции. М., 2009. 40 с.
Галкин С. В. Методика спортивно-патриотического воспитания учащихся детско-юношеских спортивных школ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 27 с.
Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тамбов, 2011. 51 с.
Гулевич Т. М. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в российском зарубежье первой половины ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.
Злыгостев Ю. К. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи во внеурочной и внешкольной работе: на материалах Карачаево-Черкес. респ.: автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.
Конжиев Н. М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М. : Педагогика, 1986. 144 с.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М. : Росвоенцентр, 2003. 25 с.
Кузнецов В. А. Военно-патриотическое воспитание в Оренбургском казачьем войске: автореф. дис.канд. истор. наук. Челябинск, 2000. 23 с.
Кузнецова Я. А. Педагогические условия организации краеведческого воспитания младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 23 с.
Лесняк В. И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания
личности в условиях становления гражданского общества: автореф. дис____
д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 45 с.
Ломтев Ю. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи Урала: (Из позитив. и негатив. опыта работы ее орг. в 70-е гг. ХХ столетия): автореф. дис...канд. истор. наук. Оренбург, 2002. 23 с.
Марков С. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации как фактор героико-патриотического воспитания молодых граждан: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 23 с.
Микрюков В. Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2009. 40 с.
Осипова А. В. Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся современных высших военных учебных заведений на основе приоритетно-ориентированного подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2011. 25 с.
Подгорнов А. В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-пат-риотические ценности: (на материале доп. образования): автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 26 с..
Полищук И. А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музей-но-образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 23 с.
Постановление Правительства РФ от 24.07. 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. М. : ТЦ Сфера, 2005. 90-92.
Сенюк Д. С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 26 с.
Сиволобова Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно-исторических традиций: автореф. дис. ... канд. пед. Наук. Ставрополь, 2003. 21 с.
Соколовская Ю. Б. Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 15 с.
Титко В. М. Прогрессивная печать России о военно-патриотическом воспитании войск русской армии (1880-1917): автореф. дис.канд. истор. наук. СПб., 1995. 20 с.
Указ Президента РФ от 16.05. 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. М. : ТЦ Сфера, 2005. С.88-89.
Шарипова Д. Я. Теоретические основы преобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Душанбе, 2012. 54 с.
Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 24 с.