Научная статья на тему 'Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов'

Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / ПОДХОДЫ / APPROACHES / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Харисова Инга Геннадьевна, Белкина Вера Валентиновна

В статье дается определение патриотизма, раскрываются две группы целей и соответствующие им задачи патриотического воспитания студентов педагогического вуза с учетом требований современных нормативных документом, обосновываются и характеризуются подходы к патриотическому воспитанию студентов: аксиологический, рефлексивнодеятельностный, субъектно-ориентированный, практико-ориентированный. Определяются организационные принципы патриотического воспитания будущих педагогов и принципы сопровождения деятельности студентов, направленной на формирование нравственных качеств. Обосновываются положения, определяющие возможное содержание патриотического воспитания будущих педагогов: решение задач, направления патриотического воспитания; реализация профессиональных функций в процессе патриотического воспитания; освоение видов деятельности, способствующих патриотическому воспитанию молодежи; развитие сфер индивидуальности обучающегося; компоненты воспитательной системы организации высшего образования (учебный процесс, внеучебная воспитательная работа, учебная и производственная практика, научноисследовательская и общественная деятельность обучающихся). Показаны возможности учебного процесса в решении задач патриотического воспитания будущих педагогов, отмечается важность участия студентов в проектировании педагогических средств патриотического воспитания при обучении в вузе, проведении учебных занятий, на педагогической практике. Обращается внимание на важность организации волонтерской деятельности, развития студенческого самоуправления, участия студентов в деятельности общественных организаций. Называются основные условия патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Харисова Инга Геннадьевна, Белкина Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Bases of Future Teachers’ Patriotic Education

The definition of patriotism is presented, here are revealed two groups of goals and corresponding objectives of patriotic education of students of pedagogical higher school to meet requirements of modem legal documents, approaches to the students’ patriotic education are justified and characterized: axiological, reflexive-activity, subject-oriented, practice-oriented. Organizational principles of the future teachers’ patriotic education and principles of support of the students’ activity, aimed at the formation of moral qualities, are defined. Statements defining the possible content of the future teachers’ patriotic education are proved: solutions of the tasks, directions of patriotic education; realization of professional functions in the process of patriotic education; the development of activities that contribute to the youth’s patriotic education; development of the spheres of the student’s individuality; components of the educational system of organization of higher education (the educational process, extracurricular educational work, educational practice and apprenticeship, research and social activities of students). The possibilities of the educational process in solution of problems of the future teachers’ patriotic education are presented, the importance of students’ participation in the construction of pedagogical means during the educational process in higher school, at lessons, during teaching practice is noted. Attention is drawn to the importance of organizing voluntary activities, development of the student government, students’ participation in activities of public organizations. Basic conditions of the students’ patriotic education in pedagogical higher school are named.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, В. В. Белкина

Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов

В статье дается определение патриотизма, раскрываются две группы целей и соответствующие им задачи патриотического воспитания студентов педагогического вуза с учетом требований современных нормативных документом, обосновываются и характеризуются подходы к патриотическому воспитанию студентов: аксиологический, рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный, практико-ориентированный. Определяются организационные принципы патриотического воспитания будущих педагогов и принципы сопровождения деятельности студентов, направленной на формирование нравственных качеств. Обосновываются положения, определяющие возможное содержание патриотического воспитания будущих педагогов: решение задач, направления патриотического воспитания; реализация профессиональных функций в процессе патриотического воспитания; освоение видов деятельности, способствующих патриотическому воспитанию молодежи; развитие сфер индивидуальности обучающегося; компоненты воспитательной системы организации высшего образования (учебный процесс, внеучебная воспитательная работа, учебная и производственная практика, научно-исследовательская и общественная деятельность обучающихся). Показаны возможности учебного процесса в решении задач патриотического воспитания будущих педагогов, отмечается важность участия студентов в проектировании педагогических средств патриотического воспитания при обучении в вузе, проведении учебных занятий, на педагогической практике. Обращается внимание на важность организации волонтерской деятельности, развития студенческого самоуправления, участия студентов в деятельности общественных организаций. Называются основные условия патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, педагогический вуз, подходы, принципы, содержание.

GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

L. V. Baiborodova, I. G. Kharisova, V. V. Belkina

Conceptual Bases of Future Teachers' Patriotic Education

The definition of patriotism is presented, here are revealed two groups of goals and corresponding objectives of patriotic education of students of pedagogical higher school to meet requirements of modern legal documents, approaches to the students' patriotic education are justified and characterized: axiological, reflexive-activity, subject-oriented, practice-oriented. Organizational principles of the future teachers' patriotic education and principles of support of the students' activity, aimed at the formation of moral qualities, are defined. Statements defining the possible content of the future teachers' patriotic education are proved: solutions of the tasks, directions of patriotic education; realization of professional functions in the process of patriotic education; the development of activities that contribute to the youth's patriotic education; development of the spheres of the student's individuality; components of the educational system of organization of higher education (the educational process, extracurricular educational work, educational practice and apprenticeship, research and social activities of students). The possibilities of the educational process in solution of problems of the future teachers' patriotic education are presented, the importance of students' participation in the construction of pedagogical means during the educational process in higher school, at lessons, during teaching practice is noted. Attention is drawn to the importance of organizing voluntary activities, development of the student government, students' participation in activities of public organizations. Basic conditions of the students' patriotic education in pedagogical higher school are named.

Keywords: patriotism, patriotic education, pedagogical university, approaches, principles, contents.

Патриотизм - духовный ориентир в массовом сознании граждан и важнейший ресурс развития современного российского общества. Под патриотизмом понимают любовь к Родине, к своему

дому, деревне, городу или области, ко всей стране, преданность Отечеству, стремление служить его интересам, готовность выполнять конституционные обязанности по защите Родины.

© Байбородова Л. В., Харисова И. Г., Белкина В. В., 2015

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, интегративное социально значимое качество, важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения и связанная с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

Сегодня жизненно необходимо возродить в российском обществе истинный патриотизм как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке социально значимые качества, которые он сможет проявить, созидая и преобразуя окружающую жизнь, создавая то, что может развивать нашу страну, улучшать жизнь людей. В связи с этим особенно важно, чтобы педагоги были образцом проявления патриотизма и гражданственности. Только тогда они смогут добиться высоких результатов, осуществляя патриотическое воспитание молодого поколения. Патриота не может воспитать человек, который сам не является таковым. При этом педагог должен владеть современными средствами гуманных воздействий на учащегося, которые формируют настоящего патриота и гражданина России, созидающего и преобразующего окружающую среду, страну, свою малую родину.

Патриотическое воспитание будущих педагогов и подготовка их к воспитанию патриотов России должны осуществляться в процессе всего периода обучения в вузе. Его результатом должна стать подготовленность будущего воспитателя и учителя к реализации задач патриотического воспитания. Это обуславливает наличие двух целей и, соответственно, двух групп задач.

Воспитательная цель - формирование у будущих педагогов гражданских и патриотических качеств - предусматривает решение следующих основных задач:

— формирование у студентов осознания себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, адекватного восприятия ценностей общества;

— развитие у будущих педагогов интереса к прошлому, настоящему и будущему своей страны;

— воспитание патриотических чувств, гражданского долга и личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями, за свои действия и поступки;

— формирование потребности верно и преданно служить своей Родине, беречь ее честь и

достоинство, делами укреплять ее могущество и независимость;

— формирование готовности трудиться на благо людей, своей страны, способности к созиданию и творчеству с целью роста благосостояния России;

— воспитание социальной сознательности и активности, стремления к улучшению окружающей жизни, бережного отношения к культурному наследию и историческому прошлому своей страны;

— воспитание культуры межнационального общения и толерантности, заботы о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержании межэтнического мира и согласия;

— формирование готовности солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи.

Достижение образовательно-

профессиональной цели - подготовка педагогов к организации патриотического воспитания детей — обеспечивает решение следующих задач:

— формирование у студентов профессиональных мотивов, осознания важности решения задач патриотического воспитания детей и молодежи;

— развитие у будущих педагогов потребности в организации повседневной деятельности детей с целью воспитания патриотических качеств;

— формирование у студентов чувства ответственности за воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к своей Родине;

— формирование у будущих педагогов системы знаний об особенностях и возможностях организации процесса патриотического воспитания в образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного образования, а также умений учитывать и использовать ресурсы этих организаций для решения воспитательных задач;

— формирование у студентов современных представлений о целях, задачах и содержании патриотического воспитания разных возрастных групп, способности организовать образовательную деятельность по решению этих задач с у четом психологических особенностей и возможностей детей разного возраста;

— овладение будущими педагогами современными и эффективными педагогическими средствами (технологиями, формами, методами), обеспечивающими формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, и

накопление опыта использования этих средств для решения конкретных задач;

— освоение современных способов убеждения, воздействия на сознание и поведение детей и молодежи, умений использовать современные средства информации для воспитания у молодых людей чувства гордости за Россию, ее культурно-историческое наследие, успехи и достижения, понимания ее истории и современной ситуации;

— формирование способности проектировать воспитательную систему коллектива, организации, нацеленную на патриотическое воспитание детей, используя возможности учебного процесса и внеучебной деятельности учащихся, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;

— освоение студентами знаний и овладение умениями учитывать и использовать возможности социального окружения, семьи, информационных ресурсов в процессе патриотического воспитания учащихся.

Исходя из целей и задач, главными идеями патриотического воспитания студентов педагогического вуза следует определить

1. Воспитание подлинного, активного патриотизма у будущих педагогов возможно только через участие в конкретной деятельности патриотической и гражданской направленности, когда сами студенты являются организаторами этой деятельности, пропагандистами патриотических идей и ценностей.

2. Важнейшее средство патриотического воспитания будущих педагогов - это приобщение их к организации воспитательной работы в детских коллективах и организациях, целью которой является формирование у учащихся патриотических качеств.

3. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза должно являться органичной частью, системообразующим компонентом воспитательной системы организации, идеи и ценности воспитания патриотизма должны пронизывать учебный процесс, внеучебную воспитательную работу, учебную и производственную педагогическую практику, научно-исследовательскую и социально значимую деятельность будущих педагогов.

Для того чтобы обеспечить реализацию указанных идей, важно учитывать и реализовывать современные подходы к воспитанию молодого поколения: системный, деятельностный, культурологический, средовой, индивидуально- и личностно-ориентированный и др. Особенно

важно обеспечить при организации патриотического воспитания будущих педагогов и подготовке их к воспитанию патриотов следующие подходы:

— аксиологический, означающий актуализацию и присвоение будущими педагогами профессиональных ценностей, одной из которых является ответственность за воспитание граждан, патриотов своей страны, осознание особой роли педагога в формировании гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения, формирование потребности жить в соответсвии с этими цуенностями и передавать их воспитанникам, изменение характера взаимодействия преподавателя и студентов;

— рефлексивно-деятельностный, который означает, что патриотизм проявляется и формируется в деятельности на благо своего отечества, малой родины, своего коллектива, людей; предполагает использование рефлексии и анализа на всех этапах деятельности, учет психофизиологических особенностей обучающихся и опуру на развитие определенных смысловых и ценностных образований, обеспечивающих становление человека как субъекта собственной жизнедеятельности;

— субъектно-ориентированный, который направлен на формирование у обучающихся активной сознательной и ответственной позиции при организации всех видов деятельности, социально значимых дел, способствующих формированию патриотических качеств обучающихся, и означает необходимость создания условий, в которых учащийся проявляет и развивает свою субъектность как организатор патриотического воспитания детей, как носитель и пропагандист патриотических идей в обществе, активный и сознательный труженик и гражданин; обеспечивает развитие механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания студента;

— практико-ориентированный, предполагающий усиление практической направленности подготовки педагогических кадров, присвоение образцов подлинного патриотизма, преданности своей профессии, овладение педагогическими средствами, технологиями патриотического воспитания в процессе организации ими коллективной и индивидуальной, учебной и внеурочной деятельности детей.

Учитывая особенности патриотического воспитания будущего педагога, следует определить и

реализовывать следующие принципы организации этого процесса:

- создание ценностной, духовно-нравственной среды вуза, факультета, коллектива, которая представляет собой многомерную индивидуализированную целостность, систему отношений и действий, направленных на формирование будущих педагогов как носителей гражданско-патриотических, нравственных идей, российских ценностей и воспитателей молодого поколения, способного отстоять и защитить интересы России, и является результатом целенаправленной деятельности всех субъектов организации и важнейшим регулятором их поведения и поступков;

- адресность патриотического воспитания, предполагающая определение содержания патриотического воспитания, использование педагогических средств (технологий, форм, методов, техник и приемов, информационных источников) патриотической работы с учетом каждой возрастной группы обучающихся;

- принцип регионализации, требующий учитывать культурно-историческое наследие, социально-экономические достижения региона при изучении учебных дисциплин и во внеучебное время;

- принцип интеграции, реализация которого позволяет обеспечить целостность воспитательного процесса, взаимосвязь компонентов, направлений патриотического воспитания, преодолеть разобщенность в деятельности различных образовательных структур и организаторов патриотического воспитания;

- принцип социального партнерства и взаимодействия, предполагающий скоординированную, целенаправленную работу педагогического вуза с государственными и общественными структурами по патриотическому воспитанию молодых людей.

Наряду с обозначенными выше организационными принципами необходимо руководствоваться рядом взаимосвязанных принципов сопровождения деятельности студентов:

- принцип проблемности - означает необходимость создания ситуаций для выявления, актуализации, осознания проблем в становлении студента как патриота своей страны, как педагога, способного воспитывать патриотизм у детей, что является стимулом его самообразования и самовоспитания;

- принцип персонализации - предполагает накопление студентами педагогического вуза

субъективного опыта переживания патриотических чувств и проявления патриотических качеств, обеспечение педагогизации образовательного процесса, когда с первого курса вуза происходит запуск процесса педагогического самоопределения, формирования профессионального педагогического сознания и собственной педагогической позиции;

- принцип нравственного закаливания -предусматривает включение обучающихся в ситуации, которые требуют подчинения личных интересов в пользу интересов общего дела, других людей, до самопожертвования ради высоких общественных и государственных целей, и означает экзистенциальный (нравственный) выбор с вариативными способами решения проблемы или способа поведения с целью интеграции ценностно-смысловых ориентаций студента с социальными, гражданско-патриотическими ценностями;

- принцип стимулирования гражданской активности, ответственности и созидания на благо общества, своего отечества - означает целевое и активное приобщение студентов к информированию молодого поколения о политических, экономических и духовных событиях страны, региона, города; приобщение студентов к разработке и реализации проектов развития города, области, организации, местного хозяйства, производства; поддержка инициатив по созданию волонтерских отрядов, клубов, общественных объединений и организаций патриотической направленности; одобрение, общественное признание социально значимых действий, поступков студентов, их достижений, инициатив, ценности и полезности выполненной будущими педагогами работы, полезной для людей, страны;

- принцип развития социальных связей студентов - предполагает обогащение опыта созидательной и преобразовательной деятельности, активизацию внутренних ресурсы будущих педагогов через расширение сферы самореализации студентов.

Обозначенные выше идеи, подходы и принципы определяют содержание и средства патриотического воспитания студентов, а также подготовки их к воспитанию патриотических качеств детей и молодежи. Это содержание целесообразно рассматривать в нескольких аспектах:

- решение задач, направления патриотического воспитания;

- реализация профессиональных функций в процессе патриотического воспитания;

— освоение видов деятельности, способствующих патриотическому воспитанию молодежи;

— развитие сфер индивидуальности обучающегося;

— компоненты воспитательной системы организации высшего образования (учебный процесс, внеучебная воспитательная работа, учебная и производственная практика, научно-исследовательская и общественная деятельность обучающихся).

Названные подходы к определению содержания патриотического воспитания не противоречат друг другу. Их учет, органичное сочетание позволяют обеспечить интегративность и комплексность организации патриотического воспитания обучающихся.

К основным направлениям патриотического воспитания будущих педагогов следует отнести духовно-нравственное, историко-краеведческое; гражданско-патриотическое; социально-

патриотическое; военно-патриотическое; эколого-патриотическое; героико-патриотическое; национально-патриотическое; спортивно-патриотическое; профессионально-трудовое; воспитание демократической культуры.

С точки зрения развития субъектности, сознательности, активности студентов, формирования у них устойчивого проявления патриотических качеств содержание и средства воспитания целесообразно связывать с развитием всех сфер его индивидуальности и личности: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, сферы саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. Каждое проводимое дело, мероприятие, событие влияет на воспитание патриотизма, если оно воздействует на все эти сферы.

Обозначенные выше содержание и направления работы организации по патриотическому воспитанию студентов, создаваемые различного рода ситуации могут быть реализованы в разных формах, которые организуются педагогами и самими студентами в учебном процессе, во внеучебной деятельности. Практически каждая форма учебной и воспитательной работы может быть средством решения задач патриотического воспитания, если учитываются рассмотренные выше подходы и принципы.

Будущие педагоги должны участвовать в отборе и проектировании педагогических средств воспитания патриотических качеств, при определении содержания учебного процесса, учебных дисциплин, организации воспитательной работы, социальной деятельности студентов.

Успешность реализации тех или иных педагогических средств патриотического воспитания обучающихся связана с профессиональной позицией преподавателя образовательной организации, его личностными качествами, с тем, насколько ценностно-целевая составляющая используемых средств или технологий совпадает с реально действующими аксиологическими установками преподавателя.

Для реализации потенциала учебного процесса в решении задач патриотического воспитания будущих педагогов преподавателю необходимо следующее:

— определить знания, умения, способы деятельности студентов, способствующие воспитанию патриотических качеств, при изучении учебной дисциплины;

— в содержании учебного материала выявлять нравственные, ценностные аспекты, привлекать обучающихся к его осмыслению с позиций личного и профессионального опыта;

— связать изучение учебного материала с делами, жизнью, событиями организации, города, страны;

— создавать на учебных занятиях ситуации нравственной оценки происходящих событий в стране, городе, организации, деятельности и отношений студентов;

— освоение обучающимися нравственно-патриотических ценностей должно сопровождаться выполнением реальных практических работ, выполнением практических заданий и решением практико-ориентированных проблем;

— предусмотреть использование субъектно-ориентированных технологий, исследовательских, проблемных, дискуссионных педагогических средств, проектной деятельности и др., которые формируют активную позицию, ставят обучающегося в позицию человека, защищающего интересы своей страны, пропагандирующего ценности патриотизма;

— привлекать к занятиям специалистов, авторитетных и заслуженных людей, педагогов, позволяющих на положительных примерах формировать у студентов патриотические и гражданские чувства, гуманное отношение к детям и интерес к профессии;

— при проектировании индивидуальной образовательной деятельности студентов мотивировать обучающихся на решение задач формирования нравственно-патриотических качеств, необходимых для педагогической деятельности.

Методика проведения ряда занятий должна демонстрировать возможный вариант формы патриотического воспитания, способы, методические приемы и технологии, необходимые в воспитании молодых людей и детей.

Большие возможности для патриотического воспитания учащихся имеет педагогическая учебная и производственная практика. Основным условием, обеспечивающим ее эффективность, является взаимосвязь и взаимопроникновение педагогических средств, используемых для патриотического воспитания обучающихся, и практической деятельности будущих педагогов при организации патриотического воспитания детей. Целенаправленность процесса овладения педагогическими умениями и навыками организации патриотического воспитания детей усиливается, если практическая деятельность студентов приобретает исследовательский характер. В связи с этим необходимо предлагать студентам выполнение исследовательских заданий, например, определить уровень сформированности патриотических качеств у определенной группы детей, выявить наиболее актуальную проблему и найти пути ее решения и т. п. Отдельные студенты в рамках практики могут осуществлять сбор материалов для выполнения курсовых и квалификационных работ по проблемам патриотического воспитания.

Научно-исследовательская деятельност ь студентов может стать эффективным средством воспитания у них патриотизма и важным источником новых идей и способов решения проблем патриотического воспитания детей. Научное творчество студентов предполагает включение их в решение актуальных научных проблем, связанных как с изучаемой ими предметной областью, так и с изучением актуальных проблем воспитания молодежи, детей, в том числе и связанных с воспитанием нравственно-патриотических и гражданских качеств.

Организация целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанияю студентов и подготовки их к воспитанию патриотов требует специального внимания всех субъектов образовательного процесса, согласованности их действий на единых концептуальных основаниях во внеучебное время. В связи с этим целесообразна разработка программы организации воспитательной деятельности в вузе. Процесс создания программных документов воспитания будущих педагогов позволяет консолидировать усилия всех субъектов образовательного процесса,

заинтересованных в повышении влияния образовательных ресурсов на формирование личности будущего педагога; обеспечить согласованность и преемственность действий организаторов воспитательной деятельности в образовательной организации и студенческих группах. Такие документы являются ориентиром и помощником в работе организаторов воспитательной работы в вузе, кураторов, преподавателей, студенческого актива.

Очевидно, что главным и необходимым педагогическим средством патриотического воспитания студентов является творческая, мотивированная преобразовательная социально значимая деятельность, направленная на создание студентами материальных и духовных продуктов на благо своей страны, развитие и укрепление ее могущества, на поддержку, заботу о людях. Отметим комплексные и наиболее эффективные средства патриотического воспитания будущих педагогов во внеучебное время:

- волонтерская деятельность, то есть добровольная благотворительная помощь, основанная на эмоционально-личностном отношении к тем, кто нуждается в поддержке и помощи;

- студенческое самоуправление как демократичная форма организации жизнедеятельности студенческого сообщества, которая предполагает развитие самостоятельности студентов в принятии и реализации решений для достижения целей, когда сами студенты становятся организаторами патриотического воспитания, носителями и пропагандистами нравственных, патриотических и гражданских идей;

- общественные организации, которые являются самостоятельным социальным институтом; участие в деятельности общественных организаций молодежи гуманистической направленности позволяет вузу, студенческим организациям с ними сотрудничать и совместно решать проблемы патриотического воспитания молодежи.

Повышение эффективности патриотического воспитания будущих педагогов и подготовки их к воспитанию детей как граждан и патриотов России в образовательных организациях высшего профессионального образования предусматривает обеспечение следующих условий:

- проектирование системы патриотического воспитания студентов с участием субъектов образовательного процесса, социальных партнеров, представителей общественных организаций, отражение результатов проектирования в основной образовательной программе, программах и пла-

нах воспитательной работы образовательной организации, факультета, студенческой группы, рабочих программах по учебным дисциплинам, программах и планах деятельности кафедры, преподавателей, наставников;

— создание активного общественного мнения в коллективе преподавателей и сотрудников образовательной организации о важности целенаправленной работы по патриотическому воспитанию будущих педагогов и подготовки их к организации этой деятельности в детской среде;

— освоение преподавателями вуза современных подходов, технологий и форм патриотического воспитания будущих педагогов, способов использования информационных источников и средств управления информационными воздействиями на студентов;

— стимулирование и поддержка студенческих инициатив в организации социально значимой деятельности, в создании волонтерских отрядов, общественных объединений и организаций гражданской и патриотической направленности;

— научно-методическое сопровождение подготовки студентов к патриотическому воспитанию детей и молодежи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развитие социальных связей, партнерства с образовательными и общественными организациями, решающими проблемы патриотического воспитания молодого поколения;

— изучение, распространение опыта и лучших достижений патриотического воспитания школьников и студентов.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В. Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина // European Journal of Contemporary Education - 2013. - Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.

2. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/programma %202016-2020/proekt/proekt.php (Дата обращения - 10 августа 2015 г. ).

3. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль, 2002. - 282 с.

4. Рожков, М. И., Сапожникова, Т. Н. Формирование у школьников гражданской идентичности и межэтнической толерантности в поликультурной среде [Текст] / М. И. Рожков, Т. Н. Сапожникова. - Ярославль, 2013. - 176 с.

5. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nirsi.ru/100 (Дата обращения - 10 августа 2015 г. )

6. Сайт государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru/ (Дата обращения - 10 августа 2015 г. ).

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V., Belkina, V. V Vospitanie dem-okraticheskoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tekst] / L. V. Bajborodova, V V. Belkina // European Journal of Contemporary Education - 2013. -Vol.(8). - № 2. - P. 84-93.

2. Programma patrioticheskogo vospitanija grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gg. (proekt) [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://gospatriotprogramma.ru/programma %202016-2020/proekt/proekt.php (Data obrashhenija - 10 avgusta 2015 g.).

3. Rozhkov, M. I., Bajborodova, L. V Vospitanie uchashhihsja: teorija i metodika [Tekst] / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova. - Jaroslavl', 2002. - 282 s.

4. Rozhkov, M. I., Sapozhnikova, T. N. Formirovanie u shkol'nikov grazhdanskoj identichnosti i mezhjetnich-eskoj tolerantnosti v polikul'turnoj srede [Tekst] / M. I. Rozhkov, T. N. Sapozhnikova. - Jaroslavl', 2013. -176 s.

5. Rossijskij patriotizm i patrioticheskoe vospitanie molodezhi [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nirsi.ru/100 (Data obrashhenija - 10 avgusta 2015 g.)

6. Sajt gosudarstvennoj programmy «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2011-2015 gody» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gospatriotprogramma.ru/ (Data obrashhenija -10 avgusta 2015 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.