8. Иванов Д.А., Альжанов Х.Х. К вопросу о целеполагании содержания поединков в процессе обучения элементам единоборств. Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи: материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 70-летию победы в Великой Отечественной войне (электронное издание). Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный институт сервиса, 2016: 51.
9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. Москва: Физкультура и спорт, 1985.
References
1. Gruznyh G.M. Klassicheskaya bor'ba: formirovanie osnov vedeniya edinoborstva. Omsk, 1987.
2. Podlivaev B.A. Modelirovanie trenirovochnyh zadanij v sportivnoj bor'be. Teoriya iprakíika fizicheskojkul'tury. 1999; 2: 55 - 58.
3. Kalmykov S.V., Sagaleev A.S. Taktika sorevnovatel'nojdeyatel'nostiborcov (pedagogicheskie i 'etnopsihologicheskie aspekty). Ulan-Ud'e: Izdatel'stvo Buryat. gos. un-ta, 2000.
4. Shahmuradov Yu.A. Vol'naya bor'ba: nauchno-metodicheskie osnovy mnogoletnej podgotovki borcov. Moskva: Vysshaya shkola, 1997.
5. Kozin V.V. Povyshenie rezul'tativnosti atakuyuschih dejstvij basketbolistov 15-17 let na osnove modelirovaniya protivodejstvij sopernikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.
6. Gogunov E.N., Mart'yanov B.I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. Moskva: Akademiya, 2004.
7. Piloyan R.A., Shahmuradov Yu.A. Dvigatel'naya struktura sportivnoj bor'by s tochki zreniya teorii deyatel'nosti. Teoriya i prakíika fizicheskoj kul'tury. 1997; 3: 5 - 8.
8. Ivanov D.A., Al'zhanov H.H. K voprosu o celepolaganii soderzhaniya poedinkov v processe obucheniya 'elementam edinoborstv. Fizicheskaya kul'tura i sport vzhiznistudencheskoI molodezhi: materialy nauchno-prakticheskoí konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoí 70-letiyu pobedy v Velikoí Otechestvennoí voine ('elektronnoe izdanie). Omsk: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya Omskií gosudarstvennyi institut servisa, 2016: 51.
9. Bogen M.M. Obuchenie dvigatel'nym dejstviyam. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1985.
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 378
Illarionova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Russian State Agrarian University -MSHA n.a. K.A. Timiryazev (Moscow, Russia), E-mail: ilp-dok@mail.ru
Illarionov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching of Humanitarian and Art-Aesthetic Disciplines, Academy of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: illvils@mail.ru
CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN SOCIOCULTURAL SPACE OF A UNIVERSITY. The article reveals tasks, objectives and contents of civil-patriotic education of university students. On the example of the educational process of RGAU - MSHA n.a. K.A. Timiryazev, the possibilities of the civil patriotic education of students through the study of history and development of a university, participation in the volunteer movement, mass celebrations are shown. The article summarizes the experience of educational work in the classroom psychological and pedagogical cycle with students through their active inclusion in the cognitive and creative activities, the organization of students' life and socially useful activities. The ways of extracurricular educational work with students (future teachers) on the example of the existing pedagogical unit are shown. The paper provides examples of academic and extra-curricular lessons, patriotic contents, conducted by the students of different faculties of the Russian State Agrarian University with schoolchildren and students.
Key words: civil-patriotic education, patriotism, patriotic feelings, civil responsibility, civil consciousness, civil position, patriotic outlook, creative educational project.
Л.П. Илларионова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, E-mail: ilp-dok@mail.ru
С.В. Илларионов, канд. пед. наук, доц., доцент кафедры методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, Академия социального управления, г Москва, E-mail: illvils@mail.ru
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
В статье раскрываются цели, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. На примере организации образовательно-воспитательного процесса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева показываются возможности гражданско-патриотического воспитания студентов через изучение истории становления и развития вуза, участие в волонтерском движении, массовых праздниках. Обобщается опыт воспитательной работы на учебных занятиях психолого-педагогического цикла со студентами через активное их включение в познавательно-творческую деятельность, организацию студенческой жизни и общественно полезной деятельности. Показаны возможности внеучебной воспитательной работы со студентами - будущими педагогами на примере действующего педагогического отряда. Представлены примеры учебных и внеучебных занятий патриотического содержания, проведенных студентами разных факультетов РГАУ-МСХА имени К.А. Тмиирязева со школьниками и студентами.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, патриотические чувства, гражданская ответственность, гражданское сознание, гражданская позиция, патриотическое мировоззрение, творческий образовательный проект.
Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи не утрачивает своей актуальности никогда. В последнее время ярко прослеживается положительная тенденция в этом направлении: приняты важнейшие документы федерального, регионального и местного значения по патриотическому воспитанию граждан России, в связи с чем, патриотическое воспитание становится одной из главных задач воспитания.
Патриотизм - это не просто любовь к Родине, преданность своему Отечеству, но и стремление служить его интересам и готовность к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая нравственная характеристика человека, выражающаяся в его ценностях, идеалах, убеждениях и поведении. Следовательно, как указывает М.И. Алдошина, патриотизм - это «сплав памяти поколений и выступает базой духовности как характеристики личности» [1, с. 108].
В научных исследованиях под патриотическим воспитанием традиционно понимается «целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание воспитанников, путем передачи им определенной системы знаний из истории своего народа, героического прошлого своей страны», это и формирование чувства ответственности за судьбу страны и своего народа, способности к гражданской активности [2, с. 62]. Система патриотического воспитания подрастающего поколения предполагает обращение к историческому опыту России, её славному героическому прошлому.
Безусловно, содержание учебных дисциплин психолого-педагогического цикла позволяет выделить некоторые аспекты патриотического воспитания молодежи. В ходе занятий студенты получают возможность регулярно обсуждать вопросы о статусе личности в рамках различных исторических периодов развития страны, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности и гражданского самосознания. Содержание учебных дисциплин, входящих в базовый уровень вузовского образования, выступает в качестве источника знаний о государстве, праве, демократии, правах человека. Этот подход позволяет организовать систематическое и целенаправленное освоение будущими специалистами истории правовых учений и основных принципов демократии. Дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий, таких, как «мораль», «право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь», «гражданственность», «патриотизм» имеются в содержании учебных дисциплин профессионально-правовой и психолого-педагогической подготовки [1; 3; 4].
В то же время изучение опыта патриотического воспитания молодежи показывает, что эта проблема во многом решается не только через учебные дисциплины, но и через организацию студенческой жизни, социокультурного пространства вуза. Интерес к социально-значимой деятельности формируется и сохраняется только в том случае, если человек непосредственно участвует в каком-либо деле, творчески используя приобретенные знания. Стало быть, важным условием патриотического воспитания студенческой молодежи является не
только формирование определенных знаний и умений, но и создание модели поведения, обеспечивающей личностный рост каждого студента.
В образовательно-воспитательном процессе РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева возможности гражданско-патриотического воспитания студентов достаточно широки: это посещение музеев, изучение истории становления и развития вуза, участие в волонтерском движении, массовых праздниках, участие в автопробегах по местам боевой славы - все это развивает у ребят чувство гордости за свой вуз, его историю и достижения.
В 2002 году на гуманитарно-педагогическом факультете был создан педагогический отряд, который называется «Ю-Тим», что означает «Юный тими-рязевец». Главной целью его деятельности является совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов через внеучебную деятельность. Студенты этого отряда участвуют в различных образовательных проектах, например, «Современным детям - современный лагерь», организованный в 2014 году в Черногории при поддержке Координационного центра социальной поддержки молодежи и правительства г Москвы [4, с. 112]. Ежегодно студенты работают в летних оздоровительных лагерях Подмосковья и Черноморского побережья. В рамках воспитательной работы с детьми они сами осуществляют патриотическое воспитание детей и подростков. В частности, в подготовке к празднику Дня России 12 июня, студенты разучивают тематические стихи, песни, готовят музыкально-литературные композиции и пр. Таким образом, студенты сами становятся носителями патриотического воспитания и наставниками в граж-данско-патриотическом воспитании школьников.
С ноября 2014 года в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева довольно успешно и плодотворно работает Волонтерский Центр, объединяющий в своих рядах студентов, аспирантов и преподавателей вуза. Волонтерский Центр является добровольным объединением, осуществляющим деятельность в различных направлениях: спортивном, патриотическом, экологическом, а также в рамках масс-медиа. Студенты-волонтеры проводят экскурсии для гостей, абитуриентов, их родителей по территории и музеям вуза, рассказывают об истории создания вуза, об ученых, которые внесли свой вклад в становление и развитие Тимирязевки и давших ей мировую известность. Волонтерская работа студента и свободно принимаемые им моральные обязательства позволяют развить и проявить самые лучшие человеческие качества - доброту, заботу о людях, а практика добрых дел позволяет ощутить чувство удовлетворения от выполнения нравственного и гражданского долга.
Педагогический коллектив кафедры педагогики и психологии работает над общей проблемой повышения воспитательного потенциала социокультурного пространства сельскохозяйственного вуза. По мнению ряда ученых, наиболее успешно гражданско-патриотическое воспитание осуществляется в ходе соприкосновения с искусством, в процессе художественно-творческой деятельности студентов, поскольку именно эмоциональное воздействие искусства на человека вызывает нравственные переживания и формирует чувственную сферу человека [1; 2; 5]. В практике работы преподавателей активно используется познавательно-творческая деятельность студентов. В преддверие празднования Дня Победы студентам дается предварительное задание: подготовить творческие проекты -тематические воспитательные занятия, художественно-литературные композиции, с которыми необходимо потом выступить перед своими однокурсниками или учащимися колледжей и школ во время педагогической практики. При этом выбор тем для подготовки занятий остается за студентами. Общая тематика выступлений объединяется эпиграфом, к примеру, «...Этот день мы приближали, как могли...» - известные строки из песни Д. Тухманова.
Библиографический список
Следует отметить, что все студенты с большим энтузиазмом и ответственностью включаются в работу, представляют очень интересные проекты, искренне и проникновенно говорят о героях войны, работниках тыла, городах-героях, животных, которые спасали бойцов и проявляли редкостное мужество на полях сражений и в тылу.
Студенты включаются в активную подготовительную работу: сбор материала, его оформление, подготовка презентаций, высокая актуальность содержания выступлений, связь с проблемами войны и мира в современном мире - все это говорит о сложившейся гражданской позиции студентов и высоком уровне их патриотических чувств. В частности, проект «Тимирязевка в годы Великой Отечественной войны» - волнующий рассказ об огромном вкладе преподавателей, студентов и аспирантов Тимирязевки в победу советского народа над фашизмом; студентам были показаны слайды с историческими фотографиями, на которых изображены учебные корпуса и здания академии, в которых сейчас обучаются они сами; автомобиль с «Дороги жизни» - оригинал, который был найден поисковой группой студентов-тимирязевцев в местах боев 1941-1942 гг., а потом был восстановлен студентами и преподавателями и установлен на постаменте возле одного из учебных корпусов.
Выступления студентов посвящаются разным темам, например, «Военная тематика в искусстве» - подборка фильмов о войне, литературных произведений, живописи и музыки; выступление группы девушек-студенток, посвященное подвигу женщин в Великой Отечественной войне. С особой пронзительностью прозвучала литературно-музыкальная композиция «Блокада Ленинграда». В своей презентации студенты поместили редкие фотографии и документальные материалы, данные статистики о страшных 872 блокадных днях.
Примечателен и тот факт, что студенты подготовили занятия на темы, довольно близкие им в профессиональном плане. Так, например, студенты факультета зоотехнии и биологии предложили тему героизма животных на войне -подготовили беседу на тему: «Они помогли победить в Великой Отечественной войне». Представили уникальные материалы, исторические факты о подвиге животных, привели примеры их бескорыстного служения людям. Огромное впечатление на студентов произвело выступление студентки - участницы «Бессмертного полка». В свою презентацию она поместила личные фотографии и рассказала о собственных чувствах, о высоком подъеме духа всех участников, вышедших на парад с фото-портретами своих родных.
Следует отметить высокий уровень активности и энтузиазма всех участников этих патриотических занятий, их желание высказаться и выразить свою искреннюю признательность ветеранам войны и трудового фронта, поклониться памяти тех, кто ценой собственной жизни спас нашу Родину, добыл для нас Победу и подарил всем нам Свободу и Жизнь.
Гражданско-патриотическое воспитание в вузе является необходимой частью воспитательной работы, и направлена она на формирование гражданского сознания, патриотических чувств у студентов, от которых зависит, какой быть России и россиянам в XXI веке.
Формирование патриотических чувств и гражданской позиции студента будет успешным в том случае, если он почувствует себя полноправным участником жизни вуза, что способствует приобретению навыков организаторской работы, умений принимать решения, определять степень своего участия, соотнося его с личными, групповыми, общественными и государственными интересами. Именно такой подход к воспитательной работе в ВУЗе позволяет сформировать у будущего специалиста патриотические ценности и активную гражданскую позицию.
1. Алдошина М.И. Этнокультурные ценности и формирование этноэстетической культуры студентов. Вестник Брянского государственного университета. 2014; 1: 105 - 110.
2. Смирнова И.Э. Воспитательные аспекты реализации компетентностного подхода в вузе. Наука, образование, бизнес: проблемы, перспективы, интеграция. Москва: Изд-во МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013:60 - 66.
3. Дунаева Н.В. Роль книги в современном образовательном процессе. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века. Москва, 2017: 15 - 19.
4. Шабунина В.А., Царапкина Ю.М. О роли педагогического отряда «Ю-Тим» в патриотическом воспитании студентов. Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века. Москва, 2017: 109 - 113.
5. Шабунина В.А., Илларионова Л.П., Тимофеева С.В., Алдошина М.И., Нужный М.Ю., Сладкова О.Б., Миронов А.Г, Царапкина Ю.М. Теория и практика профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Aldoshina M.I. 'Etnokul'turnye cennosti i formirovanie 'etno'esteticheskoj kul'tury studentov. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 1: 105 - 110.
2. Smirnova I.'E. Vospitatel'nye aspekty realizacii kompetentnostnogo podhoda v vuze. Nauka, obrazovanie, biznes: problemy, perspektivy, integraciya. Moskva: Izd-vo MGU imeni M.V. Lomonosova, 2013:60 - 66.
3. Dunaeva N.V. Rol' knigi v sovremennom obrazovatel'nom processe. Aktual'nye problemy pedagogiki ipsihologii: vyzovy XXI veka. Moskva, 2017: 15 - 19.
4. Shabunina V.A., Carapkina Yu.M. O roli pedagogicheskogo otryada «Yu-Tim» v patrioticheskom vospitanii studentov. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii: vyzovy XXI veka. Moskva, 2017: 109 - 113.
5. Shabunina V.A., Illarionova L.P., Timofeeva S.V., Aldoshina M.I., Nuzhnyj M.Yu., Sladkova O.B., Mironov A.G., Carapkina Yu.M. Teoriya i prakíika professional'nojpodgotovki studentov v agrarnom vuze: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 23.10.18