УДК 355.233
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-15-22
СПЕЦИФИКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА
Уразалиева РМ.
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата 120014, г. Кызылорда, ул. Айтеке би, д. 29А, Казахстан
Аннотация. В статье рассматривается концепция Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата по проведению комплексной воспитательной работы со студентами, определены цели и задачи гражданско-патриотического воспитания студентов, показаны основные мероприятия, пути и механизмы совершенствования воспитательной работы. Учитывая общие установки высокой значимости проведения в учебных заведениях работы по формированию у студентов гражданско-патриотического самосознания и качеств личности, вуз определяет свой собственный подход к осуществлению воспитательной деятельности.
Ключевые слова: студент, гражданско-патриотическое воспитание, социализация студентов, вуз, гражданско-патриотическое самосознание.
SPECIFICITY OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF KAZAKHSTAN
R. Urazalieva
Korkyt Ata Kyzylorda State University
29A Aiteke bie str, Kyzylorda,120014, Kazakhstan
Abstract. The article deals with the concepts of Kyzylorda State University named after Korkyt Ata on the conduct of comprehensive educational work with students. The goals and objectives of students' civic-patriotic education are determined. Basic activities, ways and mechanisms for improving educational work are shown. Taking into consideration the general guidelines for the high importance of conducting work in the educational institutions to form students' civil-patriotic self-awareness and personality traits, the university determines its own approach to the implementation of educational activities.
Key words: student, civil-patriotic education, socialization of students, university, civil-patriotic self-awareness.
Система образования сегодня - это стратегическая сфера человеческой жизнедеятельности, один из ключевых социальных институтов, призванных формировать востребованный гражданским обществом тип личности, выполняя при этом задачи гражданско-патриотического воспитания конкретного индивида. Сегодняшние реалии казахстанского общества показывают, что с эпохи перестройки в
© CC BY Уразалиева Р.М., 2018.
общественной жизни Казахстана возникает особое отношение к родной земле, её культуре, обычаям, традициям, что является важнейшей чертой проявления патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает уникальной, а не просто собранием индивидов.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в вузах должно символизировать идею исторической преемственности, связи поколений. Организация данной работы в вузе предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения [7].
Гражданско-патриотическое воспитание составляет органическую часть целостного педагогического процесса, осуществление которого требует наличия у преподователя профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, характеризующих педагогическую деятельность в целом. Соответственно, вузовская подготовка студентов педагогических специальностей к предстоящей профессиональной деятельности предполагает формирование у них базовых знаний, основных педагогических умений и навыков, необходимых для решения задач граж-данско-патриотического воспитания.
Под гражданско-патриотическими знаниями мы понимаем совокупность теоретических сведений о сущности гражданственности и патриотизма личности, под гражданско-патриоти-ческими умениями - владение способами применения гражданско-патри-отических знаний на практике, под гражданско-патриотическими навы-
ками - автоматизированные действия, обусловленные гражданско-патриотическими качествами личности.
В эпоху перестройки особенно остро осознавалась необходимость сохранения культурного кода народа и формирования сознания нового поколения казахстанцев, которые устоят под вызовами современности. Культура издревле служила обогащению и приумножению духовного запаса народа. И задача учреждений культуры и искусства, как отметил президент Казахстана Н.А. Назарбаев, состоит в формировании творческой, гармоничной и нравственной личности подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма, любви и гордости за свою Отчизну [6]. Это воспитывается социальными институтами: семьёй, школой, университетом.
На формирование новой генерации казахстанцев направлен проект «Интеллектуальная нация - 2020» [5], в основе которого лежат три составляющих: 1) прорыв в развитии системы образования Казахстана; 2) развитие науки и повышение научного потенциала страны как основы инновационной экономики; 3) развитие системы инноваций. Реализация данного проекта послужит решению крупнейшей задачи - превращению Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом. Предпосылки для реализации проекта на сегодняшний день созданы, а именно:
1. накопление выпускников международной стипендии «Бола-шак» и других молодых казахстанцев, получивших образование в ведущих учебных заведениях западных стран;
2. реализация крупных инновационных проектов в сфере образования.
Международный университет в Астане и «Назарбаев - Интеллектуальные школы» - уникальные идеи, которые активно воплощаются в жизнь;
3. ускорение процесса модернизации системы высшего образования. Расширение подготовки специалистов по трёхуровневой системе: бакалавр -магистр - доктор PhD;
4. наращивание объёма средств, направляемых на образование и науку;
5. большие надежды возлагаются на девять национальных университетов во главе с КазНУ им. Аль-Фараби и ЕНУ им. Л. Гумилева, а также «Назарбаев-Университет» - новое высшее учебное заведение международного уровня, призванное стать флагманом всех вузов республики.
Меняется роль самих университетов. Они становятся не просто инструментом воспроизводства знаний, но и мощными фильтрами человеческого капитала. Фактически университеты стоят на входе в формирование интеллектуальной элиты нации, поэтому необходимо преодолевать в высшем образовании то, что называется формализмом и стремлением к количественным показателям [4].
Совместная работа преподавателей и студентов в вузе является важным условием гражданско-патриотическо-го воспитания. Нельзя изолировать гражданско-патриотическое воспитание и от процесса профессиональной подготовки, они должны слиться в органический процесс формирования личости студента [1].
Студенты - мобильная социальная группа, отличающаяся своим национальным, социальным составом, возрастными особенностями, а также обладающая специфическими способ-
ностями, соответствующими своему времени. Эти особенности обусловлены временными установками, связанными с формированием различных студенческих статусов в учебном и воспитательном процессе. Особенности студенческой жизни создают определённые условия для интенсивного развития личности, социально активного общения.
В процессе формирования системы гражданско-патриотического воспитания студентов Кызылордин-ского государственного университет им. Коркыт Ата была разработана с участием автора настоящего исследования «Концепция воспитательной работы Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата». Она ориентирована на формирование социально активной личности студента. Воспитательная работа не должна быть индивидуальной формой внеучебной педагогической деятельности: она должна стать составной частью педагогической деятельности, интегрированной в процесс обучения и общего развития [3]. Именно с опорой на данный документ нами проводилась экспериментальная педагогическая работа.
Основные факторы воспитательной работы в высшем учебном заведении: во-первых, самоорганизация деятельности вуза, во-вторых, стимулирование студенческого самоуправления в сфере научной и учебной деятельности и, в-третьих, организация эффективного досуга студентов.
Задача университета - формирование высоко профессиональной культурной личности мастера, профессионала. В связи с этим Кызылординский государственный университет имени
Коркыт Ата ставит перед собой цель - воспитание высоко развитой личности, способной к творческой, инновационной деятельности, а также подготовку специалиста, конкурентоспособного в определённой профессиональной сфере.
Воспитательный процесс строится с опорой на следующие принципы:
- принцип индивидуального развития личности студента, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма и способностей к жизни и труду в современных условиях, развития разносторонних творческих способностей, лидерских качеств личности;
- этнический принцип, нацеленный на достижение на основе принципов гражданского согласия и гармонии, общественных отношений процветания национальной культуры, традиций, языка, на воспитание интереса к духовной жизни, являющейся основой для интеллектуального и психического развития личности, овладение наряду с общекультурными ценностями национальной культурой;
- принцип демократизма, обеспечивающий сочетание интересов общества и личности, предполагающий равенство, сотрудничество;
- системный принцип, предполагающий целостность и последовательность, преемственность воспитательного процесса;
- принцип личностно ориентированного воспитания - способность к самовоспитанию в сочетании с формами коллективной деятельности;
- принцип учёта личностных возможностей и индивидуальных особенностей студентов;
- принцип воспитания во взаимосвязи с жизнью общества и государства.
Задачи: повышать уровень духовности студентов КГУ; стимулировать интерес студентов к активной общественной деятельности; формировать у студентов негативное отношение к коррупции; привлекать студентов к общественной деятельности; пропагандировать идею получения качественного образования, уделять внимание участию студентов в политических объединениях; формировать личность с активной гражданской позицией, способную нести отвествен-ность за судьбу Казахстана; развивать творчески активную, мобильную, конкурентоспособную личность; взращивать организаторские способности студентов; работать в направлении формирования здорового образа жизни, воспитания физически, психически, духовно развитой личности; вести работу по формированию межнациональных и социально промежуточных практических отношений, предупреждающих проявление негативных ситуаций; воспитывать чувство гордости за принадлежность к сообществу студентов КГУ имени Коркыт Ата.
В концепции акцентированы социально-педагогические условия граж-данско-патриотического воспитания и в целях социализации студентов:
1) создание креативной развивающей среды, развитие исследовательских способностей студентов не должно ограничиваться только рамками учебного процесса; наряду с этим необходимо обеспечить различные формы и направления реализации индивидуальной творческой, социально-культурной деятельности, работу кафедральных клубов, научных кружков;
2) открытость вуза для общества -установление связей с другими вузами,
участие в совместных мероприятиях, в работе республиканских молодёжных организаций;
3) привлечение студентов к культурной работе с самого начала их обучения в вузе, поскольку первоначальное представление студентов о вузе позволит использовать их возможности при формировании социально-культурной среды как уникального воспитательного фактора.
Воспитательная работа не должна ограничиваться только внеаудиторными рамками. Подготовка студентов к жизни в новом обществе, формирование чувства патриотизма, привитие профессиональных навыков, соответствующих запросам современности - все эти задачи должны решаться в учебном процессе: получение глубоких знаний и навыков в области граж-данско-патриотического воспитания, знания в области фундаментальных гуманитарных наук; формирование мировоззренческой позиции личности, нравственной цели, гуманистических и общечеловеческих ценностей; уважение к Конституции, государственным символам и законам, социальной ответственности, гражданского мужества, внутренней свободы; осознание студентом своей нравственности, способность к объективной самооценке; адаптация к изменениям жизненных условий, ориентирование в социально-политической обстановке; высокая социальная активность во всех сферах деятельности, социально-экономическая конкурентоспособность, профессиональная и социальная мобильность.
Основные направления воспитательной работы КГУ им. Коркыт Ата - это гражданско-патриотическое воспитание студентов, направленое
на воспитание гуманизма, любви и уважения к истории, традициям культуры, языку казахского народа, на формирование гражданской позиции и патриотического сознания, основанного на изучении культуры других народов Казахстана, формирование правового, поликультурного национального самосознания, формирование межнационального культурного взаимодействия, социальной и религиозной терпимости.
В современных условиях актуально воспитание гражданско-патриотиче-ского сознания студента, формирование его готовности противостоять правонарушениям в молодёжной среде.
В целях реализации государственной молодёжной политики Комитетом по молодёжной политике Кызылор-динского государственного университета им. Коркыт Ата координируется работа 14 молодёжных организаций, таких как общественное объединение «Студент Жастар Одагы» (Студенческий молодёжный союз), молодёжное крыло «Жас Отан» (Молодая Родина), студенческий профсоюзный комитет, педагогический отряд «¥лагат ^ландары» (Образцовая молодёжь), дебатный клуб «А^и^ат» (Истенно), интеллектуальный клуб «Dream club» (Клуб мечты), студенческий отряд «Жасыл ел» (Зеленая Страна), отряд дружинников «Кыран» (Орел), команда КВН «Коркыт жастары» (Молодёжь Коркыт Ата), совет девушек «Кыз Жiбек» (Кыз Жибек) и др. [2].
Свою деятельность вышеназванные организации и объединения полностью направляют на активное участие студенческой молодёжи в общественной жизни, оказывают содействие в привлечении студентов к мероприя-
тиям духовно-культурного, спортивно-оздоровительного, научно-исследовательского плана. Студенческие организации наряду с участием в общественной жизни университета играют ведущую роль в реализации молодёжной политики на уровне области [3]. Так, имеющие более чем 10-летний опыт работы общественное объединение «Студент Жастар Одагы» (Студенческий молодёжный союз), педагогический отряд «¥лагат ^ландары» (Образцовая молодёжь), участвуя в конкурсах, объявленных Кызылор-динским областным управлением внутренней политики, областным ресурсным центром молодёжи, городским отделом внутренней политики, выполняют ряд социально-важных проектов.
Одним из главных направлений в воспитательной работе университета является воспитание гражданско-па-триотической и правовой грамотности студентов.
В университете гражданско-патри-отическое воспитание основано на примере личности первого Президента страны. По этой тематике студентами и профессорами-преподавателями
в местных и республиканских СМИ публикуются статьи.
Обобщая представленный опыт вузовской системы гражданско-патри-отического воспитания студенческой молодёжи, можно сделать следующие выводы: учитывая общие установки высокой значимости проведения в учебных заведениях работы по формированию у студентов гражданско-патриотического самосознания и качеств личности, вуз определяет свой собственный подход к осуществлению воспитательной деятельности. Приведённый опыт Кызылординского государственного университета им. Кор-кыт Ата представляет особую ценность в плане реализации системного подхода к организации и осуществлению воспитания у студенческой молодёжи гражданских и патриотических качеств. Систему воспитания характеризуют чёткая концептуальная определённость и богатая палитра воспитательных форм, методов и средств, способствующих гражданской социализации студентов с высоким граж-данско-патриотическим сознанием.
Статья поступила в редакцию 16.07.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Алипханова Ф.Н., Магамедова П.К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 34-36.
2. Досмамбетова Ш.Б., Уразалиева Р.М. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике // Молодой ученый. 2013. № 11.1. С. 29-31.
3. Концепция воспитательной работы (утверждена на заседании Ученого совета Кызы-лординского государственного университета имени Коркыт Ата протоколом № 2 от 21.10.2017). Кызылорда, 2017. 26 с.
4. Мусин К.С. Интеграция в мировое образовательное пространство как фактор устойчивого развития высшей школы Республики Казахстан // Казахстанское общество и высшая школа в контексте устойчивого развития. Алматы, 2014. С. 16-21.
5. Национальная программа Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Ин-
теллектуальная нация - 2020» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurazir.kz (дата обращения: 30.01.2008).
6. Назарбаев Н.А. Статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (статьи, интервью, выступления, экспертные комментарии и справочно-аналитические материалы). Астана, 2017. 512 с.
7. Формирование системы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи средствами Интернет-технологий: монография / Е.В. Елисеева и др.; отв. ред. Е.В. Елисеева. Брянск, 2016. 201 с.
1. Alipkhanova F.N., Magamedova P.K. [Forms and directions of educational work of pedagogical higher school of Patriotic education of students]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovani-ya [The world of science, culture, education], 2013, no. 1 (38), pp. 34-36.
2. Dosmambetova Sh.B., Urazalieva R.M. [Features of civil-patriotic education in the Kazakh ethnopedagogics]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2013, no. 11.1, pp. 29-31.
3. Kontseptsiya vospitatel'noi raboty (utverzhdena na zasedanii Uchenogo soveta Kyzylordinsko-go gosudarstvennogo universiteta imeni Korkyt Ata protokolom № 2 ot 21.10.2017) [The concept of educational work (approved at the meeting of the Academic Council of the Korkyt ATA Kyzylorda state University Korkyt ATA Protocol No. 2 dated 21.10.2017)]. Kyzylorda, 2017. 26 p.
4. Musin K.S. [Integration into the world educational space as a factor of sustainable development of higher education in the Republic of Kazakhstan]. In: Kazakhstanskoe obshchestvo i vysshaya shkola v kontekste ustoichivogo razvitiya [Kazakhstan society and higher school in the context of sustainable development]. Almaty, 2014, pp. 16-21.
5. Natsional'naya programma Prezidenta Respubliki Kazakhstan N.A. Nazarbaeva «Intellektual'naya natsiya - 2020» [The national programme of the President of the Republic of Kazakhstan N.. Nazarbayev "Intellectual nation - 2020"]. Available at: http://www.eurazir. kz (accessed: 30.01.2008).
6. Nazarbaev N.A. Stat'ya Elbasy Nursultana Nazarbaeva «Vzglyad v budushchee: modernizat-siya obshchestvennogo soznaniya» (stat'i, interv'yu, vystupleniya, ekspertnye kommentarii i spravochno-analiticheskie materialy) [Article by Nursultan Nazarbayev, "Looking to the future: the modernization of public consciousness" (articles, interviews, speeches, expert comments and reference and analytical materials)]. Astana, 2017. 512 p.
7. Eliseyev E.V. Formirovanie sistemy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studencheskoi molodezhi sredstvami Internet-tekhnologii [The formation of the system of civil and patriotic education of student youth by means of the Internet technologies]. Bryansk, 2016. 201 p.
Уразалиева Рыскуль Муратбековна - ассистент кафедры педагогики, Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата; e-mail: [email protected]
Ryskul M. Urazalieva - Assistant at the Department of Pedagogy, Korkyt Ata Kyzylorda State University;
e-mail: [email protected]
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Уразалиева Р.М. Специфика гражданско-патриотического воспитания студентов Казахстана // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 15-22. БО!: 10.18384/2310-7219-2018-4-15-22
FOR CITATION
Urazalieva R. Specificity of Civil-Patriotic Education of Students of Kazakhstan. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, pp. 15-22. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-15-22