Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Кыргызстана'

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КЫРГЫЗСТАН / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ПРОГРАММА / THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / OUT-OF-SCHOOL ORGANIZATIONS OF CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Альфира Абатымовна

В статье обосновывается актуальность гражданско-патриотического воспитания учащихся Кыргызстана, отмечаются значимые положения Конституции Кыргызской Республики, подтверждающие важность указанного направления воспитания. Обосновывается необходимость разработки специальной программы, называются объективные и субъективные процессы, экономические преобразования, которые обострили решение проблемы воспитания гражданина и патриота страны. Уточняется сущность понятия «гражданско-патриотическое воспитание», подчеркивается, что новое время требует от внешкольных организаций новых педагогических средств гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, на основе деятельностного и событийного подходов. Отмечается важность активного вовлечения в социальную деятельность учащихся, развития детского самоуправления. С учетом сложившейся общественной ситуации, запроса обучающихся и их родителей предлагается программа гражданско-патриотического воспитания учащихся Кыргызстана, в которой определены цель и задачи, а также рассматриваются три основные направления воспитания: «Я и семья», «Моя Родина Кыргызстан», «Растим патриота и гражданина Кыргызстана». Дается краткая характеристика каждого раздела, включающая содержание, формы, примерные мероприятия с участием детей и взрослых. Предусматривается совместная деятельность учащихся и их родителей, взаимодействие с партнерами, общественными и образовательными организациями при проведении гражданско-патриотических мероприятий по всем направлениям.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусина Альфира Абатымовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the relevance of civil and patriotic education of pupils in Kyrgyzstan is considered, the important provisions of the Constitution of the Kyrgyz Republic confirming importance of the specified direction of education are marked. Need of developing the special programme is justified, here are presented objective and subjective processes, economic conversions which aggravated solution of the problem of education of the citizen and patriot of the country. The entity of the concept «civil and patriotic education» is specified, it is emphasized that the modern times demand new pedagogical means of civil and patriotic education from the out-of-school organizations, which are adequate to the modern social and pedagogical realities, on the basis of activity and event approaches. Importance of the active involvement in pupils’ social activities development of children's self-government is noted. Taking into account the developed public situation, a request of students and their parents the programme of civil and patriotic education of pupils of Kyrgyzstan, where the purpose and tasks are defined, is offered and also three main directions of education are considered: «family and me», «my Homeland Kyrgyzstan», «We educate the patriot and the citizen of Kyrgyzstan». The brief characteristic of each section including the contents, forms, approximate actions of children and adults is given. Joint activities of pupils and their parents, interaction with partners, the public and educational organizations are provided when holding civil and patriotic actions for all directions.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Кыргызстана»

УДК 37

Д. С. Мусина

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Кыргызстана

В статье обосновывается актуальность гражданско-патриотического воспитания учащихся Кыргызстана, отмечаются значимые положения Конституции Кыргызской Республики, подтверждающие важность указанного направления воспитания. Обосновывается необходимость разработки специальной программы, называются объективные и субъективные процессы, экономические преобразования, которые обострили решение проблемы воспитания гражданина и патриота страны. Уточняется сущность понятия «гражданско-патриотическое воспитание», подчеркивается, что новое время требует от внешкольных организаций новых педагогических средств гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, на основе деятельностного и событийного подходов. Отмечается важность активного вовлечения в социальную деятельность учащихся, развития детского самоуправления. С учетом сложившейся общественной ситуации, запроса обучающихся и их родителей предлагается программа гражданско-патриотического воспитания учащихся Кыргызстана, в которой определены цель и задачи, а также рассматриваются три основные направления воспитания: «Я и семья», «Моя Родина - Кыргызстан», «Растим патриота и гражданина Кыргызстана». Дается краткая характеристика каждого раздела, включающая содержание, формы, примерные мероприятия с участием детей и взрослых. Предусматривается совместная деятельность учащихся и их родителей, взаимодействие с партнерами, общественными и образовательными организациями при проведении гражданско-патриотических мероприятий по всем направлениям.

Ключевые слова: Республика Кыргызстан, гражданско-патриотическое воспитание, внешкольные организации дополнительного образования детей, программа.

D. S. Musina

Civil and Patriotic Education of Pupils in Kyrgyzstan

In the article the relevance of civil and patriotic education of pupils in Kyrgyzstan is considered, the important provisions of the Constitution of the Kyrgyz Republic confirming importance of the specified direction of education are marked. Need of developing the special programme is justified, here are presented objective and subjective processes, economic conversions which aggravated solution of the problem of education of the citizen and patriot of the country. The entity of the concept «civil and patriotic education» is specified, it is emphasized that the modern times demand new pedagogical means of civil and patriotic education from the out-of-school organizations, which are adequate to the modern social and pedagogical realities, on the basis of activity and event approaches. Importance of the active involvement in pupils' social activities development of children's self-government is noted. Taking into account the developed public situation, a request of students and their parents the programme of civil and patriotic education of pupils of Kyrgyzstan, where the purpose and tasks are defined, is offered and also three main directions of education are considered: «family and me», «my Homeland - Kyrgyzstan», «We educate the patriot and the citizen of Kyrgyzstan». The brief characteristic of each section including the contents, forms, approximate actions of children and adults is given. Joint activities of pupils and their parents, interaction with partners, the public and educational organizations are provided when holding civil and patriotic actions for all directions.

Keywords: the Republic of Kyrgyzstan, civil and patriotic education, out-of-school organizations of children additional education, programme.

В Конституции Кыргызской Республики отмечено, что народ Кыргызстана подтверждает приверженность цели построения свободного и демократического государства, основанного на уважении и защите прав человека; выражает непоколебимую веру и твердую волю развивать и укреплять кыргызскую государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа; стремится утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа; исходит из заветов наших предков жить в мире и согласии, в гармонии с природой. С учетом этого поло-

жения нами была разработана программа гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Необходимость разработки такой программы обусловлена экономической дезинтеграцией, социальной дифференциацией общества и девальвацией духовных ценностей, оказывающих негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. Объективные и субъективные процессы обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм,

© Мусина Д. С., 2017

цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Социально-экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Изменились общественные, межпоколенные связи, молодежь не считается с традициями и нормами поведения, ценностями предыдущих поколений.

Если в 50-80 гг. ХХ в. в системе ценностей советской молодежи превалировали стремление быть полезным обществу, служение народу, уважение к людям, любовь к Родине, общественно-политическая активность и им отдавали предпочтение почти 80 % опрашиваемой молодежи, то в исследованиях 2011-2013 гг. лишь 8,3 % опрошенной молодежи отметили любовь к Родине, а страна, гражданство отмечены как ценность на пятом месте - после семьи, этничности, образования и принадлежности к человечеству

Анкетирование и опрос педагогов и учащихся показывают, что респонденты не всегда правильно понимают лексическое значение слов «патриот» и «патриотизм». В основном патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной, бережное отношение к природе, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

В этих условиях очевидны необходимость решения острейших социальных проблем и восстановление роли патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

«Главный ресурс развития - человек, гражданин страны, обладающий гибким мышлением, адаптивностью, толерантностью, трудолюбием, инициативой, образованием, пониманием природы, патриотизмом и свободой» («Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг.»).

В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, значительный вклад должны внести внешкольные организации дополнительного образования.

Внешкольные организации дополнительного образования, в силу особенностей своей деятельно-

сти и благодаря своему воспитательному потенциалу, определяют ориентацию конкретной личности, отвечают за социализацию подрастающего поколения и способны воспитать гражданина и патриота. Детский и подростковый возраст является оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от внешкольных организаций соответствия содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном (событийном) компоненте гражданско-

патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению гражданского долга - это целенаправленная, систематическая, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей, совместно с семьей и общественными организациями.

Актуальность разработки Программы диктуется необходимостью совершенствования и развития целостной системы и внедрения компетентностного и деятельностного компонентов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения Кыргызской Республики в новых социально -экономических условиях. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Кыргызстана.

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся внешкольных организаций дополнительного образования на 2015-2017 гг. была направлена на определение содержания, основных путей развития гражданско-патриотического воспитания во внешкольных организациях дополнительного образования детей и на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Эта программа основывается на «Конституции Кыргызской Республики», «Законе об образовании КР», «Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы», «Стратегии развития образования на 2012-2020 годы», «Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике», «Концепции поликультурного и многоязыч-

ного образования», «Концепции молодежной политики Кыргызстана», «Концепции воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года», Законе КР «Об охране и защите окружающей среды», Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» и других нормативно-правовых и официальных документах.

Гражданско-патриотическое воспитание -это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс формирования качеств личности, заключающий в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление национальных чувств и культуры межнационального общения, а также укрепление ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Основой гражданско-патриотического воспитания выступают национальное самосознание, базовые общечеловеческие и национальные ценности и национальный воспитательный идеал. Источником патриотического воспитания является также богатое и героическое содержание истории кыргызского народа и народов Кыргызстана и мировая цивилизация кочевников.

Программа позволяет целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание с учетом социального заказа общества, образовательных организаций, опоры на внешние и внутренние возможности внешкольных организаций дополнительного образования в решении стоящих перед ними проблем, особенностей и возможностей учащихся.

Цель Программы: совершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование социально компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина и патриота Кыргызстана, с чувством гордости и верности своему Отечеству, готового к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется по трем основным направлениям: «Я и семья», «Моя Родина Кыргызстан», «Растим патриота и гражданина Кыргызстана». Кратко охарактеризуем эти разделы.

Я и семья

Цель: осознание детьми и подростками семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

— Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, сохранять и про-

должать семейные традиции, изучать исторические корни, формировать уважение и оказывать помощь старшему поколению.

— Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей в гражданско-патриотическом воспитании детей.

— Создавать условия для активного участия родителей в воспитательном процессе.

— Активизировать культурный потенциал семьи и семейные традиции в процессе формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Содержание работы:

— изучение системы нравственных ценностей, исторических корней и традиций семьи;

— знакомство детей с историей своей семьи, взаимосвязи истории семьи с историей своей страны, обычаями и традициями своего народа, народов, проживающих в республике;

— информационная и просветительская деятельность в области семейного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;

— организация родительских лекториев для повышения педагогическо-психологической компетенции родителей в гражданско-патриотическом воспитании детей;

— повышение компетентности педагогов и родителей в области семейного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;

— совместная педагогическая деятельность семьи и внешкольной организации;

— содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

— участие родителей в воспитательных программах и мероприятиях;

— организация совместной деятельности и общения детей и родителей в ходе реализации программы.

Формы организации деятельности: беседы, родительские собрания, родительские лектории, семинары по педагогическому просвещению родителей относительно воспитания у детей и подростков чувства патриотизма и гражданской ответственности, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, конкурсы, выставки, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, чаепития, встречи с представителями старшего поколения.

Примерные мероприятия

— Тематические занятия, рисунки, сочинения, эссе, выставки и конкурсы прикладного творчества «Моя родословная», «Я и моя семья», «Мой дом -моя крепость», «Тайны бабушкиного сундука», «О чем поведал семейный альбом», «Куклы моей бабушки», «Семейное оригами».

67

— Конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я - техническая семья» и т. п. «А ну-ка, бабушки!», «А ну-ка дедушки», «У меня сестренка есть, у меня братишка есть».

— Совместные праздники родителей и учащихся: «День матери», «День 8 марта», «День семьи», «День пожилых людей», «Нооруз».

— Беседы с учащимися на темы: «Твоя родная семья», «Значение семьи в жизни человека», «Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам», «Огонь родного очага», «За что уважают в семье и обществе».

— Конкурсы сочинений «Моя родословная», «С любовью к родителям».

— Проекты «Моя семья - мое богатство», «Самая лучшая на свете...», «Горжусь своим отцом, братьями и сестрами» и т. п. «Семья - ребенок -центр детского творчества».

— Оформление семейных летописей-фотоальбомов детьми и родителями.

— Поздравление дедушек и бабушек с Днем Победы, с Днем пожилых людей, государственными и народными праздниками, изготовление своими руками подарков родителям и старшим членам семьи к праздникам.

— Чествование родителей за успехи в воспитании детей.

— Организация лекториев по повышению педа-гогическо-психологической компетенции родителей в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков.

Моя Родина - Кыргызстан

Цель: воспитание у детей и подростков любви к родному краю и своей Родине.

Задачи:

— изучать историю и природу родного края;

— формировать бережное отношение к экологии родного края;

— разрабатывать и практиковать активные формы работы по сохранению экологии края (социальные проекты).

Содержание работы:

— изучение материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре, народных играх и игрушках, промыслах и ремеслах, устном народном творчестве;

— изучение и охрана природы родного края;

— использование краеведческого материала для формирования уважения и гордости за свою малую Родину и страну город;

— организация экскурсий и встреч с почетными гражданами, известными земляками;

— вооружение учащихся основами знаний о родном крае;

— организация краеведческой работы;

— организация поисковой работы, социального проектирования;

— знакомство с историческими памятниками;

— использование краеведческого материала для формирования уважения и гордости за свое село, город, страну.

Формы: туристско-краеведческая деятельность, создание музеев и уголков, проведение патриотических уроков на базе школьного музея, туристические походы и соревнования, эстафеты, тематические занятия, предметные месячники, экологические проекты, акции, десанты, конкурсы, выпуск плакатов, листовок, флайеров, съемка клипов и роликов; конкурсные программы, викторины; конкурсы рисунков, плакатов; концерты, фестивали, соревнования; выставки рисунков, поделок, фотовыставки; посадка зеленых насаждений и уход за ними.

Примерные мероприятия

— Экспедиция «Туулган Жерим».

— Конкурс вокалистов «Я кыргызстанец, и этим я горжусь!»

— Проекты «История моей улицы», «Летопись родного края».

— Акция «История моей страны в моем сердце».

— Месячник экологии, краеведения и туризма.

— Конкурсы ИЗО «Моя родина - Кыргызстан», «Краски Родины моей», выставки народно-прикладного творчества «Золотая иголка».

— Конкурсы по сборке макета юрты и ее оформление.

— Конкурсы национальных костюмов, головных уборов, украшений.

— Тематические беседы «Почетные граждане города, края, Кыргызстана».

— Конкурсы сочинений, рисунков, викторин: «Здесь Родины моей начало».

— Конкурс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» (конкурс ИЗО по памятникам материального и нематериального наследия ЮНЕСКО в Кыргызстане).

— Экологический проект «Защитим Иссык-Куль».

— Акция «Сохраним Сулайман Тоо».

— Постановка и исполнение народных песен и танцев.

— Составление туристских маршрутов Великого шелкового пути по Кыргызстану.

— Конкурс «Культура народов Великого Шелкового пути».

— Акция «Обычаи и традиции, игры народов Великого Шелкового пути».

— Международный фестиваль музыкальных коллективов «Умай Эне».

— Конкурсы рисунков «Всемирные игры кочевников глазами детей».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Мастер-классы, спартакиады и соревнования по национальным видам спорта и народным играм.

— Смотры историко-краеведческих музеев и экспозиций.

— Экологические десанты, посадка зеленых насаждений.

— Конкурсы Манасчи, сказителей, Айтыш.

— Конкурсы «Манас в рисунках детей».

Растим патриота и гражданина Кыргызстана

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, осознание обучающимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

— воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

— формировать культуру проявления гражданской позиции, систему знаний, уважение к государственным символам Кыргызстана;

— сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения, воспитывать гордость за свою Родину, народных героев; Воспитывать у учащихся позицию «Я Кыргызстанец - и этим я горжусь!»;

— способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Содержание работы:

— изучение материала по истории создания государственных символов Кыргызстана;

— изучение законов о государственных символах (гимна, флага, герба) Конституции КР; «От слов - к делу: законы, по которым живем»;

— изучение жизни и деятельности исторических личностей и народных героев Кыргызстана, заслуженных деятелей науки, культуры и спорта;

— изучение Конвенции о правах ребенка;

— оказание систематической помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий и локальных конфликтов;

— знакомство с интересными людьми республики города, района, села;

— изучение исторического прошлого страны, края, города;

— знакомство с воинскими традициями армии Кыргызстана и посещение воинских частей;

— организация и участие в мероприятиях граж-данско-патриотической тематики.

Формы организации деятельности: оформление зданий и помещений образовательных организаций государственной символикой; использование государственной символики при проведении торжественных мероприятий и участии в международных соревнованиях, фестивалях, конкурсах; тематические занятия в кружках, секциях и студиях; правовой лекторий, конференции; посещение воинских частей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, с работниками военкомата, военнослужащими, курсантами военных училищ; коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике; оказание систематической помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий и локальных конфликтов; уход за памятниками и мемориалами; праздники, посвященные памятным и знаменательным датам; встречи с интересными людьми, акции, диспуты, уроки мужества, беседы; поисково-исследовательская работа; посещение историко-краеведческих музеев, библиотек, куль-турно-досуговых центров; оформление экспозиций, альбомов, стендов по гражданско-патриотической тематике; проведение и участие в конкурсах и проектах по оформлению уголков и экспозиций по гражданско-патриотическому воспитанию; изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей, выпускников, ветеранов боевых действий; чествование заслуженных людей города, края, ветеранов, военнослужащих; участие в мероприятиях, конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию; пропаганда патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов народных героев

Примерные мероприятия:

— Месячник и декады военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества и Вооруженным Силам КР.

— Праздники, посвященные Дням независимости КР, Конституции КР, Вооруженных Сил КР, Дню Победы в ВОВ, Конвенции о правах ребенка.

— Смотр строя и военно-патриотической песни, военизированные и спортивные эстафеты.

— Проведение музыкальных фестивалей и конкурсов патриотической песни «Песня в солдатской шинели».

— Военно-спортивный праздник «Салют Победы».

— Концерты-спектакли «Этот славный День Победы», «Виват Победа».

— Шествие «Бессмертный полк». Акция «Наследники Победы».

— Проекты: «Дорогой героев, дорогой отцов», «Письма Неизвестному солдату.

— Акции по благоустройству памятников и обелисков участникам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, участникам Баткен-ских событий.

— Проведение благотворительных акций и оказание регулярной шефской помощи ветеранам войны и труда.

— Приглашение и чествование ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников Ленинграда, воинов-интернационалистов, участников Бат-кенских событий.

— Организация Вахты Памяти, Героям Советского Союза - выходцам из Кыргызстана и возложение цветов к памятникам и обелискам героев и участников ВОВ.

— Проведение патриотических уроков «Урок мужества», «Сыны Отечества».

— Оформление уголков боевой славы и экспозиций по гражданско-патриотическому воспитанию.

— Смотры-конкурсы музеев и экспозиций по военно-патриотической тематике.

— Конкурсы сочинений, рисунков, викторин: «Есть такая профессия - Родину защищать». Акции «Спасибо тебе, солдат», «Доброе утро, ветеран!», «Открытка ветерану», «Подарок воину».

— Конкурсы поздравительных открыток ветеранам ВОВ и военнослужащим ВС КР.

— Конкурсы, викторины, эссе по государственной символике, государственному языку.

— Праздники «День госязыка», «День гимна, флага, герба КР», «Ак Калпак».

Разработанная программа является примерным ориентиром при проектировании гражданско-патриотического воспитания в каждом центре или в организации дополнительного образования детей Кыргызстана.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В., Харисова, И. Г. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - 2015. - № 6. - С. 8-14.

2. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для СПО [Текст] / А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, Н. А. Мухамедьярова, Н. Г. Тихомирова ; отв. ред. А. В. Золотарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 353 с.

3. Золотарева, А. В. Взгляд на дополнительное образование детей через призму актуальной государственной политики [Текст] / А. В. Золотарева // Научно-педагогический журнал. Педагогический поиск. -2016. - № 2 (Специальный выпуск). - С. 3-9.

4. Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе дополнительного

образования [Текст] : материалы IV Международной научно-практической конференции. - Кыргызстан,

2015. - С. 28-34.

5. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92, г. Бишкек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edubishkek.kg/index.php/normativno-pravovie/zakony/118-zakon-kyrgyzskoj-respubliki-g-bishkek-ot-30-aprelya-2003-goda-92-ob-obrazovanii Дата обращения: апрель 2016.

6. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года (утв. Постановлением Правительства КР от 23 марта 2012 г., № 201) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://keu.page.kg/documents/materials/31.pdf Дата обращения: февраль, 2016

7. Мусина, Д. С. Педагогические условия формирования гражданско-патриотической компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования [Текст] : дис... канд. пед. наук / Д. С. Мусина. -Бишкек : КАО, КГУ им И. Арабаева, 2016. - 161 с .

8. Неформальное образование школьников: опыт и перспективы: Инновационные практики образовательных организаций Ярославской области [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой, М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Канцлер, 2014. -405 с.

9. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы (утв. Постановлением Правительства КР от 23 марта 2012 г., № 201) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://keu.page.kg/documents/materials/31.pdf Дата обращения: декабрь, 2015.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V, Belkina, V V., Harisova, I. G. Konceptual'nye osnovy patrioticheskogo vospitanija budushhih pedagogov [Tekst] / L. V Bajborodova, V V Belkina, I. G. Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - 2015. - № 6. - C. 8-14.

2. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: istorija i sovremennost' : uchebnoe posobie dlja SPO [Tekst] / A. V. Zolotareva, A. L. Pikina, N. A. Muhamed'jarova, N. G. Tihomirova ; otv. red. A. V. Zolotareva. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Jurajt, 2017. - 353 s.

3. Zolotareva, A. V Vzgljad na dopolnitel'noe obrazovanie detej cherez prizmu aktual'noj gosudarstvennoj politiki [Tekst] / A. V. Zolotareva // Nauchno-pedagogicheskij zhurnal. Pedagogicheskij poisk. -

2016. - № 2 (Special'nyj vypusk). - S. 3-9.

4. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie podras-tajushhego pokolenija v sisteme dopolnitel'nogo obra-zovanija [Tekst] : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kyrgyzstan, 2015. -S. 28-34.

5. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki «Ob obrazovanii» ot 30 aprelja 2003 goda № 92, g. Bishkek [Jelektronnyj resurs]. -_Rezhim_dostupa:

Д. С. Мусина

http://edubishkek.kg/index.php/normativno-pravovie/zakony/118-zakon-kyrgyzskoj -respubliki-g-bishkek-ot-30-aprelya-2003-goda-92-ob-obrazovanii Data obrashhenija: aprel' 2016.

6. Koncepcija razvitija obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike do 2020 goda (utv. Postanovleniem Pravi-tel'stva KR ot 23 marta 2012 g., № 201) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://keu.page.kg/documents/materials/31 .pdf Data obrashhenija: fevral', 2016

7. Musina, D. S. Pedagogicheskie uslovija formiro-vanija grazhdansko-patrioticheskoj kompetentnosti peda-gogov vneshkol'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] : dis... kand. ped. nauk / D. S. Musina. - Bishkek : KAO, KGU im I. Arabaeva, 2016. - 161 s .

8. Neformal'noe obrazovanie shkol'nikov: opyt i per-spektivy: Innovacionnye praktiki obrazovatel'nyh organi-zacij Jaroslavskoj oblasti [Tekst] / pod red. L. V. Bajbo-rodovoj, M. V Gruzdeva, A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Kancler, 2014. - 405 s.

9. Strategija razvitija obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike na 2012-2020 gody (utv. Postanovleniem Pravitel'stva KR ot 23 marta 2012 g., № 201) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://keu.page.kg/documents/materials/31 .pdf Data obrashhenija: dekabr', 2015.

Reference List

1. Baiborodova, L. V., Belkina, V. V., Kharisova, I. G. Conceptual bases of patriotic education of future teachers // Yaroslavl pedagogical bulletin. Psychology and pedagogical sciences: scientific magazine. - 2015. -№ 6. - P. 8-14.

2. Additional education of children: history and present: manual for SPO / A. V. Zolotareva, A. L. Pikina, N. A. Mukhamedyarova, N. G. Tikhomirova; editor-inchief A. V Zolotareva. - 2nd edition., corrected and added. - M. : Urite, 2017. - 353 p.

3. Zolotareva, A. V. View on additional education of children through a prism of relevant state policy // the Scientific and pedagogical magazine. Pedagogical search. - 2016. - № 2 (Special release). - P. 3-9.

4. Civil and patriotic education of younger generation in the additional education system: materials of the IV International scientific and practical conference. - Kyr-gyzstan, 2015. - P. 28-34.

5. The law of the Kyrgyz Republic «About education» of April 30, 2003 № 92, Bishkek [An electronic resource]. - Access mode: http://edubishkek.kg/index.php/normativno-pravovie/zakony/118-zakon-kyrgyzskoj-respubliki-g-bishkek-ot-30-aprelya-2003-goda-92-ob-obrazovanii Date of the address: April, 2016.

6. The concept of development of education in the Kyrgyz Republic till 2020 (confirmed by Resolution of the Government of KR from March 23, 2012, № 201) [An electronic resource]. - Access mode: http://keu.page.kg/documents/materials/31.pdf Date of the address: February, 2016

7. Mussina D. S. Pedagogical conditions of formation of civil and patriotic competence of out-of-school additional education teachers: thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences / D. S. Mussina. - Bishkek : KAO, KSU named after I. Arabaeva, 2016. - 161 p.

8. Informal education of school students: experience and prospects: Innovative practicians of the educational organizations of the Yaroslavl Region/ under the editorship of L. V. Baiborodova, M. V. Gruzdev, A. V. Zolotareva. - Yaroslavl : Kantsler, 2014. - 405 p.

9. The strategy of education development in the Kyr-gyz Republic for 2012-2020 (confirmed by Resolution of the Government of KR from March 23, 2012, № 201) [An electronic resource]. - Access mode: http://keu.page.kg/documents/materials/31.pdf Date of the address: December, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.