Научная статья на тему 'ПРОГРАММА "РУХАНИ ЖАНғЫРУ" КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ'

ПРОГРАММА "РУХАНИ ЖАНғЫРУ" КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1758
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ұЛТЖАНДЫЛЫқ / АЗАМАТТЫЛЫқ / АЗАМАТТЫқ-ұЛТ-ЖАНДЫ ТәРБИЕ / PATRIOTISM / CITIZENSHIP / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюсекеева Л.К.

В статье рассматривается важность формирования у студентов гражданско-патриотических качеств. В работе представлена концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи Казахстана. На основе авторской концепции определяются цель, задачи, принципы, направления, а также содержание процесса формирования гражданско-патриотических качеств молодежи.Мақалада студенттердің азаматтық-ұлтжандылық қасиеттерін қалыптастырудың маңыздылығы қара-стырылған. Жұмыста жастарды тәрбиелеудегі аза-маттық-патриоттық тұжырымдамасы ұсынылған. Авторлық тұжырымдама негізінде жастардың аза-маттық-ұлтжандылық қасиеттерін қалыптастыру про-цессінің мазмұны, мақсаты, принциптері, бағыттары анықталады. АннотацияThe article is devoted to the importance of the formation of students' civil and patriotic qualities. The conception of civil and patriotic education of Kazakhstani youth is presented in the work. The goals, objectives, principles, directions and content of the formation process of youth’s civil and patriotic qualities are based on the author's conception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА "РУХАНИ ЖАНғЫРУ" КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Дюсекеева Л.К.,

заместитель директора

по воспитательной работе, КГКП Костанайский политехнический высший колледж

He?ii?i свздер: ултжандылыц, азаматт ыл ыц, азаматт ыц-улт-жанды тэрбие.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, граждан-ско-патриотическое воспитание.

Keywords: patriotism, citizenship, civil and patriotic education.

ПРОГРАММА «РУХАНИ ЖАНГЫРУ» КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Ацдатпа

Макал ада студенттердщ азаматтык-ултжандылык касиеттерш калыптастырудын маныздылыгы кара-стырылган. Жумыста жастарды тэрбиелеудеп аза-маттьщ-патриоттык тркырымдамасы усынылган. Авторльщ тркырымдама непзшде жастардьщ аза-маттык-ултжандылык касиеттерш калыптастыру про-цесс1шц мазмуны, максаты, принциптерц багыттары аньщталады.

Аннотация

В статье рассматривается важность формирования у студентов гражданско-патриотических качеств. В работе представлена концепция гражданско-патри-отического воспитания молодежи Казахстана. На основе авторской концепции определяются цель, задачи, принципы, направления, а также содержание процесса формирования гражданско-патриотических качеств молодежи.

Annotation

The article is devoted to the importance of the formation of students' civil and patriotic qualities. The conception 5 of civil and patriotic education of Kazakhstani youth is ^ presented in the work. The goals, objectives, principles, 5 directions and content of the formation process of youth's < civil and patriotic qualities are based on the author's q conception. Ъ

Цели и задачи воспитания студенческой моло- О дежи в колледже определяются объективными по- =

ш

требностями общества. Современная социальная з

действительность в Казахстане отличается и харак- i

О

теризуется существенными изменениями в систе- ш

ме ценностей и идеалов. Большая динамичность <

развития общества, быстрые темпы формирования о

молодежи в образовательном и личностном аспек- i тах учтены в новой концепции образовательной

х

<

m О

го

из О

3 и

О

ш Я" О о. С ш -а X X

о

X

X

<

оа О X X

политики Казахстана, направленной на социальную консолидацию и гражданское единение казахстанского общества. Реформы в современном образовании нацелены на конечный результат обучения и воспитания. Они включают в себя решение двух основных задач: с одной стороны, интеграцию в мировое образовательное пространство, с другой - сохранение национальной самобытности, учет особенностей казахстанского менталитета и идей евразийства. В условиях продолжающейся модернизации всей системы общественных отношений в Казахстане особую актуальность, новое звучание и значимость обретает проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде.

Формирование патриотизма и гражданственности является одним из приоритетных направлений воспитательного процесса в колледже. Лишь на основе воспитания чувств патриотизма усиливается любовь к собственной Родине, возникает чувство гордости и ответственности за ее будущее, появляется желание сохранить материальные и духовные ценности общества.

Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему, связанному с ней, требует ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм. Одним из первых ученых, давших определение патриотизма, является В.И. Даль, трактовавший его как «любовь к Отчизне» . «Патриот, - по В.И. Далю, - любитель отечества, ревнитель о благе его, от-чизнолюб, отечественник или отчизник» [1, с. 24]. В толковом словаре С.И. Ожегова патриотизм определяется следующим образом: «... преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [2, с. 486]. Более четко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Ра1:пз - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический

принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины». Гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпиты-вается» патриотизмом. Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно), приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. К числу основных нравственных свойств гражданина относится гражданская ответственность и гражданский долг.

Многие ученые и педагоги прошлых лет пытались раскрыть роль патриотизма в процессе становления личности человека, говорили о его многостороннем влиянии. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к Отечеству как высшая ценность рассматривалась в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Фихте. К.Д. Ушинский считал, что важнейшей задачей воспитания является патриотизм: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию опору для борьбы с дурными наклонностями» [3, с. 253].

Важность гражданско-патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Казахстана Н. А. Назарбаев. Глава государства в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого -патриотизм [4].

Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи

патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле - Туган жер.

Главной целью Программы «Туган жер» является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной.

Гражданско-патриотическое воспитание в колледже представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные занятия, дополнительные курсы, внеурочную деятельность, работу кружков, клубов и секций.

В колледже для выработки единой стратегии гражданско-патриотического воспитания, ориентированной на новые подходы в решении проблемы, на первом этапе было осуществлено концептуальное осмысление всей совокупности основных положений и идей, определяющих место и роль воспитания у студентов патриотизма, гражданственности, а также выявление условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания и функционирования его как комплексной и постоянно развивающейся системы с учетом региональных, профессиональных и возрастных особенностей, опыта и достижений прошлого, реалий и проблем сегодняшнего дня воспитания.

Идеологической основой патриотического воспитания в учебном заведении выступает подпрограмма «Тэрбие жэне бш1м» Программы «Рухани жангыру», целью которой является развитие национальной системы воспитания и обучения путем консолидации усилий организаций образования, семьи и других социальных институтов для формирования всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и обще-

аука н практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

человеческих ценностей.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Содержание и деятельность всей системы воспитания направлены на формирование нового казахстанского патриотизма, формирование национального самосознания, на привлечение студентов в различные молодежные организации - клубы, волонтерские движения, которые способны решить ряд актуальных задач, связанных с развитием духовно - нравственной личности.

Гражданско - патриотическое воспитание включает следующие направления деятельности: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-па-триотическое воспитание, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое .

Исходя из обозначенных задач, были определены формы работы: традиционные, зарекомендовавшие себя в практике воспитания граждан-патриотов (лекции, беседы, дискуссии, экскурсии, встречи с ветеранами и воинами, походы по местам боевой и трудовой славы, субботники по благоустройству, историко-краеведческая деятельность и др.); инновационные, вы- ос зывающие особый интерес у современной Е

молодежи (конференции, дебаты, встречи т

О

с интересными людьми, круглые столы, ^

семинары, тренинги, игры, акции, фести- й

вали, флешмобы, работа с Интернетом, 2

деловые игры, моделирование различных У ситуаций гражданско-патриотической деятельности и др.).

Во всем многообразии методов педагогического воздействия в процессе ^ гражданско-патриотического воспитания 5 студенчества мы выделяем как особо ак- 5. туальные следующие методы: ролевая < игра (имитационная технология), методы О убеждения, разъяснения, метод стиму- 5 лирования, методы одобрения, осужде-

П28

х

<

т О

го

из О

3 и о ш Я" О о. С ш из X X

о

X

<

со О X X

ния, положительным пример, создание проблемных ситуаций и ситуаций успеха, диалоговый метод, методы простого, сложного, свободного и доказательного рассуждения, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектирования (проектная технология), метод самоконтроля и др.

Средствами гражданско-патриотиче-ского воспитания можно считать:

а) специально организованные виды деятельности (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, игровая деятельность, общение), которые способствуют развитию нравственных качеств личности, ее патриотических чувств, гражданского становления;

б) информационные средства, предусматривающие использование видеофрагментов для лекций, конкретных телевизионных передач, радиопередач, видео и кинофильмов, аудиовизуальных средств, возможностей Интернета;

в) поисковую, природоохранную и историко-краеведческую деятельность

[5].

Работа, связанная с гражданско-патри-отическим воспитанием студенческой молодежи в колледже, базируется на следующих принципах:

• обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

• принцип преемственности, предполагающий осуществление связи форм, содержания и методов воспитания, реализующими всеми звеньями образования;

• обусловленность форм, содержания, методов, приемов, средств патриотического воспитания индивидуальными особенностями обучающихся;

• диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием воспитательной работы и ДР- [6].

Выстроенная на основе выделенных принципов и подходов и обусловленная взаимосвязями внешних и внутренних

структур система гражданско-патриоти-ческого воспитания позволяет отслеживать этапы развития, осуществлять диагностику, определять результативность гражданско-патриотического воспитания. Вместе с тем это дает возможность вносить соответствующие коррективы и прогнозировать развитие самой системы гражданско-патриотического воспитания.

В условиях колледжа гражданственность и патриотизм традиционно формируются при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала. Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предметам, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся.

Преподаватели общеобразовательных дисциплин систематически проводят тематические студенческие олимпиады, организуют встречи студентов с представителями общественных организаций, проводят семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые игры, тренинги. Такие формы работы направлены на формирование у молодых людей высокой гражданской культуры, способности выражать и отстаивать собственное мнение в рамках цивилизованного диалога.

Наиболее эффективным направлением гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания остается досуговая внеучебная деятельность. Отличительной чертой такой работы стало проведение конференций, создание дискуссионных площадок, в рамках которых организуются встречи студентов с интересными людьми: ветеранами войны, боевых действий, спортсменами, политическими и общественными деятелями города, области, Казахстана.

Особую роль в нравственно-патриотическом воспитании студенческой молодежи играет музей учебного заведения. Собранные материалы наглядно повествуют о годах становления учебного заведения,

&

героическом времени Великой Отечественной войны и о современных достижениях. Студенческим самоуправлением проводится постоянная работа по сбору материалов об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

Важное место в воспитании гражданственности и патриотизма занимает работа библиотеки, где проводятся литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера, посвященные дням воинской славы, памятным датам в истории города, области, тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории учебного заведения, формируется фонд изданий сотрудников, имеющий историческую и научную ценность.

В реализации концепции гражцан-ско-патриотического и духовно-нравственного воспитания определяющую роль играет включение молодых людей в процесс активной социально-значимой деятельности. Высоким гражданско-па-триотическим потенциалом обладают молодежные акции, реализуемые Комитетом по делам молодежи колледжа: уборка территорий, прилегающих к домам ветеранов ВОВ; концерты творческого коллектива колледжа в детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов; экологические и донорские акции, акции «Мы - за здоровый образ жизни».

Особым направлением становится и работа по подготовке молодых людей к службе в вооруженных силах Республики Казахстан. С целью формирования у студентов убежденности в необходимости достойного служения Отечеству, сознательной готовности к службе в Вооруженных силах РК в колледже действует военно-патриотический кружок «Жас Улан». Члены кружка принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях, акциях «Вахта памяти», Ветеран живет рядом», «Забота», участвуют в

проектной деятельности по благоустройству территории колледжа, города, области, претворяют свои проекты в жизнь.

Программа по гражданско-патриоти-ческому воспитанию помогает решать вопросы современного образования и воспитания. Проведенное исследование показывает, что студенты в большинстве своем патриотичны. В ответах утверждается гордость за государственные символы Казахстана, гордость за казахстанских людей, добивающихся высоких достижений, как в спорте, так и в других сферах человеческой деятельности. Эти результаты позволяют сделать вывод, что у студентов сформированы определенные чувства патриота и гражданина своей страны.

Работа по патриотическому воспитанию направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан Казахстана, патриотов своего Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка /В.И. Даль. М., 1978-1980. Т. 1-4,- 555с.

2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка С..И.Ожегов. М., 1961,- 900с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./К.Д. Ушинский -М., 1974,- 438с.

4.Назарбаев H.A.Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Электронный pecypcJwww.akorda.kz

5Лутовинов В. И. Гражданско-патрио-тическое воспитание сегодня/ В.И. Луто-винов // Педагогика. - 2006. -№ 5,- С. 5259.

б.Бузский М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания /М.П. Бузский. Волгоград, 2008. -220с.

ш П О bS

О С

о

I—

ш

2 <

н

о £

п о с в; s

х

<

н

S

с и о m

ш

ег

из О о.

С

щ

3 X

J2 -

£

н

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.