АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Дюсекеева Л.К.,
заместитель директора
по воспитательной работе, КГКП Костанайский политехнический высший колледж
He?ii?i свздер: ултжандылыц, азаматт ыл ыц, азаматт ыц-улт-жанды тэрбие.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, граждан-ско-патриотическое воспитание.
Keywords: patriotism, citizenship, civil and patriotic education.
ПРОГРАММА «РУХАНИ ЖАНГЫРУ» КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Ацдатпа
Макал ада студенттердщ азаматтык-ултжандылык касиеттерш калыптастырудын маныздылыгы кара-стырылган. Жумыста жастарды тэрбиелеудеп аза-маттьщ-патриоттык тркырымдамасы усынылган. Авторльщ тркырымдама непзшде жастардьщ аза-маттык-ултжандылык касиеттерш калыптастыру про-цесс1шц мазмуны, максаты, принциптерц багыттары аньщталады.
Аннотация
В статье рассматривается важность формирования у студентов гражданско-патриотических качеств. В работе представлена концепция гражданско-патри-отического воспитания молодежи Казахстана. На основе авторской концепции определяются цель, задачи, принципы, направления, а также содержание процесса формирования гражданско-патриотических качеств молодежи.
Annotation
The article is devoted to the importance of the formation of students' civil and patriotic qualities. The conception 5 of civil and patriotic education of Kazakhstani youth is ^ presented in the work. The goals, objectives, principles, 5 directions and content of the formation process of youth's < civil and patriotic qualities are based on the author's q conception. Ъ
Цели и задачи воспитания студенческой моло- О дежи в колледже определяются объективными по- =
ш
требностями общества. Современная социальная з
действительность в Казахстане отличается и харак- i
О
теризуется существенными изменениями в систе- ш
ме ценностей и идеалов. Большая динамичность <
развития общества, быстрые темпы формирования о
молодежи в образовательном и личностном аспек- i тах учтены в новой концепции образовательной
х
<
m О
го
из О
3 и
О
ш Я" О о. С ш -а X X
о
X
X
<
оа О X X
политики Казахстана, направленной на социальную консолидацию и гражданское единение казахстанского общества. Реформы в современном образовании нацелены на конечный результат обучения и воспитания. Они включают в себя решение двух основных задач: с одной стороны, интеграцию в мировое образовательное пространство, с другой - сохранение национальной самобытности, учет особенностей казахстанского менталитета и идей евразийства. В условиях продолжающейся модернизации всей системы общественных отношений в Казахстане особую актуальность, новое звучание и значимость обретает проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде.
Формирование патриотизма и гражданственности является одним из приоритетных направлений воспитательного процесса в колледже. Лишь на основе воспитания чувств патриотизма усиливается любовь к собственной Родине, возникает чувство гордости и ответственности за ее будущее, появляется желание сохранить материальные и духовные ценности общества.
Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему, связанному с ней, требует ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм. Одним из первых ученых, давших определение патриотизма, является В.И. Даль, трактовавший его как «любовь к Отчизне» . «Патриот, - по В.И. Далю, - любитель отечества, ревнитель о благе его, от-чизнолюб, отечественник или отчизник» [1, с. 24]. В толковом словаре С.И. Ожегова патриотизм определяется следующим образом: «... преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [2, с. 486]. Более четко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Ра1:пз - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический
принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины». Гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпиты-вается» патриотизмом. Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно), приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. К числу основных нравственных свойств гражданина относится гражданская ответственность и гражданский долг.
Многие ученые и педагоги прошлых лет пытались раскрыть роль патриотизма в процессе становления личности человека, говорили о его многостороннем влиянии. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к Отечеству как высшая ценность рассматривалась в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Фихте. К.Д. Ушинский считал, что важнейшей задачей воспитания является патриотизм: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию опору для борьбы с дурными наклонностями» [3, с. 253].
Важность гражданско-патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Казахстана Н. А. Назарбаев. Глава государства в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого -патриотизм [4].
Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи
патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле - Туган жер.
Главной целью Программы «Туган жер» является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной.
Гражданско-патриотическое воспитание в колледже представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные занятия, дополнительные курсы, внеурочную деятельность, работу кружков, клубов и секций.
В колледже для выработки единой стратегии гражданско-патриотического воспитания, ориентированной на новые подходы в решении проблемы, на первом этапе было осуществлено концептуальное осмысление всей совокупности основных положений и идей, определяющих место и роль воспитания у студентов патриотизма, гражданственности, а также выявление условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания и функционирования его как комплексной и постоянно развивающейся системы с учетом региональных, профессиональных и возрастных особенностей, опыта и достижений прошлого, реалий и проблем сегодняшнего дня воспитания.
Идеологической основой патриотического воспитания в учебном заведении выступает подпрограмма «Тэрбие жэне бш1м» Программы «Рухани жангыру», целью которой является развитие национальной системы воспитания и обучения путем консолидации усилий организаций образования, семьи и других социальных институтов для формирования всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и обще-
_Ш
аука н практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^
человеческих ценностей.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Содержание и деятельность всей системы воспитания направлены на формирование нового казахстанского патриотизма, формирование национального самосознания, на привлечение студентов в различные молодежные организации - клубы, волонтерские движения, которые способны решить ряд актуальных задач, связанных с развитием духовно - нравственной личности.
Гражданско - патриотическое воспитание включает следующие направления деятельности: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-па-триотическое воспитание, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое .
Исходя из обозначенных задач, были определены формы работы: традиционные, зарекомендовавшие себя в практике воспитания граждан-патриотов (лекции, беседы, дискуссии, экскурсии, встречи с ветеранами и воинами, походы по местам боевой и трудовой славы, субботники по благоустройству, историко-краеведческая деятельность и др.); инновационные, вы- ос зывающие особый интерес у современной Е
молодежи (конференции, дебаты, встречи т
О
с интересными людьми, круглые столы, ^
семинары, тренинги, игры, акции, фести- й
вали, флешмобы, работа с Интернетом, 2
деловые игры, моделирование различных У ситуаций гражданско-патриотической деятельности и др.).
Во всем многообразии методов педагогического воздействия в процессе ^ гражданско-патриотического воспитания 5 студенчества мы выделяем как особо ак- 5. туальные следующие методы: ролевая < игра (имитационная технология), методы О убеждения, разъяснения, метод стиму- 5 лирования, методы одобрения, осужде-
П28
х
<
т О
го
из О
3 и о ш Я" О о. С ш из X X
о
X
<
со О X X
ния, положительным пример, создание проблемных ситуаций и ситуаций успеха, диалоговый метод, методы простого, сложного, свободного и доказательного рассуждения, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектирования (проектная технология), метод самоконтроля и др.
Средствами гражданско-патриотиче-ского воспитания можно считать:
а) специально организованные виды деятельности (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, игровая деятельность, общение), которые способствуют развитию нравственных качеств личности, ее патриотических чувств, гражданского становления;
б) информационные средства, предусматривающие использование видеофрагментов для лекций, конкретных телевизионных передач, радиопередач, видео и кинофильмов, аудиовизуальных средств, возможностей Интернета;
в) поисковую, природоохранную и историко-краеведческую деятельность
[5].
Работа, связанная с гражданско-патри-отическим воспитанием студенческой молодежи в колледже, базируется на следующих принципах:
• обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
• принцип преемственности, предполагающий осуществление связи форм, содержания и методов воспитания, реализующими всеми звеньями образования;
• обусловленность форм, содержания, методов, приемов, средств патриотического воспитания индивидуальными особенностями обучающихся;
• диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием воспитательной работы и ДР- [6].
Выстроенная на основе выделенных принципов и подходов и обусловленная взаимосвязями внешних и внутренних
структур система гражданско-патриоти-ческого воспитания позволяет отслеживать этапы развития, осуществлять диагностику, определять результативность гражданско-патриотического воспитания. Вместе с тем это дает возможность вносить соответствующие коррективы и прогнозировать развитие самой системы гражданско-патриотического воспитания.
В условиях колледжа гражданственность и патриотизм традиционно формируются при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала. Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предметам, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся.
Преподаватели общеобразовательных дисциплин систематически проводят тематические студенческие олимпиады, организуют встречи студентов с представителями общественных организаций, проводят семинары в диалоговом режиме, дискуссии, деловые игры, тренинги. Такие формы работы направлены на формирование у молодых людей высокой гражданской культуры, способности выражать и отстаивать собственное мнение в рамках цивилизованного диалога.
Наиболее эффективным направлением гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания остается досуговая внеучебная деятельность. Отличительной чертой такой работы стало проведение конференций, создание дискуссионных площадок, в рамках которых организуются встречи студентов с интересными людьми: ветеранами войны, боевых действий, спортсменами, политическими и общественными деятелями города, области, Казахстана.
Особую роль в нравственно-патриотическом воспитании студенческой молодежи играет музей учебного заведения. Собранные материалы наглядно повествуют о годах становления учебного заведения,
&
героическом времени Великой Отечественной войны и о современных достижениях. Студенческим самоуправлением проводится постоянная работа по сбору материалов об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
Важное место в воспитании гражданственности и патриотизма занимает работа библиотеки, где проводятся литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера, посвященные дням воинской славы, памятным датам в истории города, области, тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории учебного заведения, формируется фонд изданий сотрудников, имеющий историческую и научную ценность.
В реализации концепции гражцан-ско-патриотического и духовно-нравственного воспитания определяющую роль играет включение молодых людей в процесс активной социально-значимой деятельности. Высоким гражданско-па-триотическим потенциалом обладают молодежные акции, реализуемые Комитетом по делам молодежи колледжа: уборка территорий, прилегающих к домам ветеранов ВОВ; концерты творческого коллектива колледжа в детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов; экологические и донорские акции, акции «Мы - за здоровый образ жизни».
Особым направлением становится и работа по подготовке молодых людей к службе в вооруженных силах Республики Казахстан. С целью формирования у студентов убежденности в необходимости достойного служения Отечеству, сознательной готовности к службе в Вооруженных силах РК в колледже действует военно-патриотический кружок «Жас Улан». Члены кружка принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях, акциях «Вахта памяти», Ветеран живет рядом», «Забота», участвуют в
проектной деятельности по благоустройству территории колледжа, города, области, претворяют свои проекты в жизнь.
Программа по гражданско-патриоти-ческому воспитанию помогает решать вопросы современного образования и воспитания. Проведенное исследование показывает, что студенты в большинстве своем патриотичны. В ответах утверждается гордость за государственные символы Казахстана, гордость за казахстанских людей, добивающихся высоких достижений, как в спорте, так и в других сферах человеческой деятельности. Эти результаты позволяют сделать вывод, что у студентов сформированы определенные чувства патриота и гражданина своей страны.
Работа по патриотическому воспитанию направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан Казахстана, патриотов своего Отечества.
ЛИТЕРАТУРА
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка /В.И. Даль. М., 1978-1980. Т. 1-4,- 555с.
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка С..И.Ожегов. М., 1961,- 900с.
3.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./К.Д. Ушинский -М., 1974,- 438с.
4.Назарбаев H.A.Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Электронный pecypcJwww.akorda.kz
5Лутовинов В. И. Гражданско-патрио-тическое воспитание сегодня/ В.И. Луто-винов // Педагогика. - 2006. -№ 5,- С. 5259.
б.Бузский М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания /М.П. Бузский. Волгоград, 2008. -220с.
ш П О bS
О С
о
I—
ш
2 <
н
о £
п о с в; s
х
<
н
S
с и о m
ш
ег
из О о.
С
щ
3 X
J2 -
£
н
<