УДК 37
Е. А. Вацкель, Н. В. Красильникова
Феномен профессиональной педагогической позиции врача в отечественных и зарубежных исследованиях
В статье представлены результаты контент-анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной феномену профессиональной педагогической позиции врача и других специалистов, осуществляющих обучение пациентов. На основе анализа исследованных источников сделан вывод, что феномен профессиональной педагогической позиции врача рассматривается в зарубежных исследованиях не прямо, а косвенно, при этом как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях не существует устойчивой терминологии, посвященной данному вопросу Освещаются различные аспекты, связанные с исследуемым феноменом, такие как эмпатия, этико-деонтологическая направленность личности. Однако за рубежом об их значимости говорится чаще не с позиций педагогики или педагогической психологии, а в аспекте клинической работы. В то же время в ряде стран исследуется сопряженный термин - профессиональная позиция медицинского персонала в отношении обучения пациентов (в аспекте профессиональной позиции и стиля деятельности медицинской сестры, влияющих на модель терапевтического обучения пациента). Таким образом, в доступной литературе не было найдено теоретического определения исследуемого феномена, его специфики, структуры. Выявлена необходимость исследования феномена профессиональной педагогической позиции врача с точки зрения теории и методики профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая позиция врача, профессиональное медицинское образование, обучение пациентов.
E. A. Vatskel, N. V. Krasilnikova
The Phenomenon of the Doctor's Professional Pedagogical Position in Russian and Foreign Researches
Results of the content analysis of the Russian and foreign literature devoted to the phenomenon of a professional pedagogical position of the doctor and other experts who are carrying out patients training are presented. On the basis of the studied sources analysis, the conclusion is drawn that the phenomenon of a professional pedagogical position of the doctor is surveyed in foreign researches not directly, and indirectly, at the same time, both in Russian, and in foreign researches there is no steady terminology devoted to the matter. Various aspects concerning the studied phenomenon are covered such as: empathy, ethic and deontological orientation of the person. However abroad it is said about their importance more often not from positions of pedagogics or pedagogical psychology, but in the aspect of clinical work. At the same time, in some of countries the interfaced term is investigated - a professional position of medical personnel concerning training of patients (in the aspect of a professional position and style of activity of the nurse influencing the model of therapeutic training of the patient). Thus, in available literature there is no theoretical definition of the studied phenomenon, nor its specifics, nor structure. Need to research the phenomenon of a professional pedagogical position of the doctor from the point of view of the theory and a technique of professional education was revealed.
Keywords: professional pedagogic position of a doctor, professional medical education, patient education.
Людям, которые столкнулись с заболеваниями, требующими лечения, особенно длительного, необходима педагогическая поддержка и сопровождение, направленные на формирование мотивации здорового образа жизни, нового стиля жизни в условиях заболевания, самосохранительного поведения. Многочисленные исследования подтверждают необходимость обучения пациентов и значимость их поведения и решений в процессе терапии [10], реабилитации [22] и даже принятия решения относительно выбора способа лечения [18].
Модель оказания медицинской помощи в каждой стране имеет отличия, что приводит к разному пониманию того, кто должен реализовать педагогическое сопровождение: это может делать врач, ме-
дицинская сестра, специалист параклинического профиля, готовый осуществлять терапевтическое обучение. Многое зависит от национальной системы здравоохранения. Но в каждой системе, вне зависимости от того, какой специалист занимается формализованным обучением пациентов на уровне школы здоровья или школы пациента, отмечается, что врач также обязан владеть особыми личностными качествами, знаниями, умениями и навыками, которые позволили бы эффективно взаимодействовать на основе этики и деонтологии, формировать приверженность пациента лечению. Таким образом, профессиональные требования к врачу подразумевают обладание специальными педагогическими, психологическими, коммуникативными компе-
© Вацкель Е. А., Красильникова Н. В., 2017
тенциями, позволяющими более эффективно взаимодействовать с пациентами.
Одним из системообразующих факторов, позволяющих врачу эффективно реализовывать педагогическую деятельность в рамках своего труда, является профессиональная педагогическая позиция, подразумевающая осознание специалистом педагогической стороны своей профессии, наличие установок на реализацию педагогического взаимодействия с пациентами и их окружением, связанная с ориентацией на гуманистические и этико-деонтологические принципы.
В отечественных исследованиях позиция определяется как «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действие, поведение, обусловленные этим отношением» [2], «способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности» [3, а 16], «система жизненных отношений ... определяющих будущее личности» [1, с. 126-149].
Анализ трактовок понятия «педагогическая позиция» в отечественных исследованиях позволяет заключить, что она рассматривается как характеристика профессиональной компетентности педагога, ключевым, базовым конструктом которой являются ценностно-смысловые, мировоззренческие отношения к профессии и определенное видение себя в ней [4, 5, 6]. Педагогическая позиция «заключается в формировании устойчивой системы отношений личности и проявляется в теоретических ориента-циях, нравственном самоопределении, взглядах, представлениях, установках, поведении и поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в профессиональной деятельности» [9, с. 14].
В настоящее время в нашей стране накоплен значительный опыт исследования позиции специалистов педагогического профиля, но появляются исследования, посвященные профессиональной позиции врача. Так, в исследовании В. К. Солонда-ева отмечается, что профессиональная позиция врача - феномен, возникающий в ходе профессиональной деятельности специалиста и включающий его действия по отношению к таких областям профессиональной деятельности, как нормативно-организационная основа медицины, научные основы медицины, социально-этическая сторона медицины, подразумевающая весь комплекс взаимодействий с пациентами и их родственниками [7].
В отечественной системе подготовки медицинских кадров законодательно регламентирована психолого-педагогическая подготовка врача [8], что обусловливает активное исследование психолого-педагогических, коммуникативных аспектов его работы, формирования соответствующих компетенций. Однако очевидно, что феномен профессио-
нальной педагогической позиции врача остается не раскрытым и требует дальнейшего осмысления.
Анализ зарубежных исследований и поиск иноязычных аналогов исследуемого термина не позволили выявить точно соответствующих конструктов и специфической устойчивой терминологии. При этом была предпринята попытка рассмотреть возможные словосочетания, которые, на наш взгляд, могли быть семантически связаны с исследуемым феноменом: педагогическая установка врача (educative/pedagogic attitude of a physician/doctor, англ.); педагогическая роль врача (educative role of a physician/doctor, англ.); профессиональная идентичность врача (professional identity, англ.); педагог, обучающий пациентов (patient educator, англ.); профессиональное/педагогическое самоопределение врача (physician/doctor professional/pedagogic self-determination, англ.); профессиональная педагогическая позиция врача (posture profession-nelle/educative/pedagogique de docteur, фр.) и др.
Анализ зарубежных публикаций, национальных рекомендаций, материалов конгрессов и семинаров позволяет заключить, что разные аспекты проявления профессиональной педагогической позиции освещаются, однако они не систематизированы и освещают скорее внешнюю сторону - профессиональные функции, действия специалиста (часто с клинических позиций), а не внутренний план -специфические психологические новообразования и картину мира специалиста.
Так, особая значимость педагогической деятельности в профессиональном труде врача признается в Швеции. Это закрепляется и на уровне образования: в шведских медицинских вузах на доди-пломном уровне введены специальные курсы, освещающие различные вопросы психолого-педагогического взаимодействия с пациентами, их ближайшим окружением, учитывающие возрастные, гендерные, культурные и иные аспекты взаимодействия. Шведские исследователи отмечают значимость надлежащей педагогической подготовки, без которой у врачей, как правило, слабо формируется понимание значимости педагогической деятельности врача [20]. При описании педагогической деятельности врача делается акцент на определенных действиях, образовательной среде, необходимой для обучения пациента. Однако, несмотря на вышеизложенное, в доступной литературе нами не был выявлен концепт, подразумевающий «профессиональную педагогическую позицию врача», не было встречено исследований, посвященных картине мира специалиста, способам формирования профессиональной педагогической позиции.
В ряде стран (Великобритания, Америка, Канада) роль специалиста, обучающего пациентов, выполняет преимущественно медицинский персонал
(patient educators). Однако и в этих странах говорится о необходимости специальной подготовки врача в русле взаимодействия с пациентом в рамках биопсихосоциальной парадигмы понимания здоровья [16]. Обозначена необходимость холистического подхода к пациенту, что подразумевает понимание психологического состояния больного, его потребностей, значимости эмпатии в работе врача [12, 19]. Часто говорится о педагогической деятельности врача в аспекте формирования комплаенса -следования пациента предписаниям врача, приверженности лечению [15, 21]. При этом достаточно мало исследований относительно того, как подготовить врача, готового реализовывать такое взаимодействие, и что для этого нужно в плане его личностных качеств, профессиональных психологических новообразований [12, 19]. Существующие исследования, по сути, говорят об этико-деонтологическом воспитании врача, не затрагивая напрямую феномена «профессиональной педагогической позиции врача».
Также существуют исследования о формировании профессиональной идентичности врача, принятии соответствующей профессиональной роли, включающей определенный функционал и профессиональные действия, например, исследование J. Clandinin [13]. Однако, как правило, в таких исследованиях не отражается компонент педагогического взаимодействия с пациентами и их ближайшим окружением.
В то же время во франкоязычной литературе (Франция, Швейцария) активно исследуется сопряженный феномен - профессиональная позиция медицинского персонала в отношении обучения пациентов. В работе M. Vauthier Crelier педагогическая позиция (posture éducative) рассматривается как «позиция в уходе за больным, способствующая эмпатичному слушанию, равному отношению к пациентам, возможности гибкого реагирования на каждую профессиональную ситуацию» [24].
В материалах семинара «Former à l'éducation du patient: quelles compétences?» (Организация обучения пациента: какие компетенции для этого нужны?) говорится о необходимости принятия специалистом особой позиции (posture différente) - специфического состояния, позиции в уходе, предполагающей активное слушание, специфические техники коммуникации, эмпатичность, доброжелательность, способности к децентрации, отсутствие осуждения, умение договариваться. В этих публикациях уже говорится именно о выборе специалистом системы отношений к осуществляемой деятельности [17].
В исследовании P. Coupat с соавторами разрабатываются специфические классификации: авторы, рассматривают «три разные позиции в отношении
обучения» (trois postures différentes dans la relation éducative). По сути, речь идет о профессиональной позиции медсестры и эффективности выбранной профессиональной позиции по отношению к педагогическому взаимодействию (по отношению с пациентом, автономности пациента, несению ответственности за пациента). Рассмотрены следующие виды позиций: медсестра-посредник (l'agent), объясняющая предписания врача и полностью на них опирающаяся, не берущая на себя большую ответственность в процессе лечения; медсестра, которая может интерпретировать предписания врача, но также опираться на них (l'acteur); медсестра-советник, обладающая необходимыми знаниями, чтобы самостоятельно давать рекомендации, и несущая ответственность за терапевтический процесс (l'auter) [14].
В исследовании P. Maela также рассматривается позиция сопровождения пациента в сестринском уходе, в зависимости от которой меняется стиль терапевтического обучения, реализуемый специалистом. Автор выделяет такие возможные позиции, как «этическая», «диалогическая», «освободительная» позиция «незнания» (позиция, открытая изменениям, размышлениям, с отсутствием жесткого постулирования специалистом своего мнения). По сути, автор говорит о моделях сестринского ухода, в рамках каждой из которой педагогическое взаимодействие имеет свои черты и особенности [23].
Анализ литературы, посвященной сестринскому делу, позволяет заключить, что феномен педагогической позиции рассматривается в аспекте профессиональной позиции и стиля деятельности медицинской сестры, которые оказывают влияние на модель терапевтического обучения пациента, подходы к его сущности и содержанию многом обусловлены спецификой деятельности такого медицинского персонала.
Интересным представляется англоязычное исследование французских авторов P. Benoit с соавторами относительно термина «educative attitude», который может быть рассмотрен как педагогическая установка сотрудников системы здравоохранения (health care professionals). Она рассматривается как значимый фактор принятия стратегии поведения и компонент педагогических компетенций сотрудников, обучающих пациентов. Она включает отношения специалиста к следующим областям деятельности: временным аспектам взаимодействия с пациентом, личной пользе от терапевтического обучения пациента (в аспекте профессионального роста специалиста), эмоциональному измерению, холистическому и междисциплинарному подходам к пациенту, профессионализации терапевтического обучения, педагогическим взаимоотношениям с обучающимся и этическому аспекту
взаимодействия [11]. Данное исследование было выполнено на модели среднего медицинского персонала. Внимание к исследованию позиции медицинского персонала связано со спецификой национальных моделей здравоохранения этих стран (Франция, Швейцария), делегирующих значительную долю полномочий и ответственности этой категории и предполагающих, что обучением пациента должен заниматься преимущественно медицинский персонал.
Приведенный анализ включает в большинстве своем западные исследования. К сожалению, поиск доступных источников из других регионов (Востока, Африки) не позволил выявить непосредственно интересующей нас тематики, внимание в данных исследованиях было сосредоточено преимущественно на этических и культурных особенностях взаимодействия с пациентами.
Таким образом, можно заключить, что на уровне отечественных и зарубежных исследований феномен «профессиональной педагогической позиции врача» не рассматривался прямо, однако различные аспекты его проявления косвенно появляются в исследованиях. Вопросы позиции специалиста по отношению к терапевтическому обучению за рубежом также исследуются на специфической модели сестринского ухода. При этом не существует четкого определения исследуемого феномена и его зарубежных аналогов, практически не исследованы способы его формирования в ходе профессиональной подготовки специалистов. Это говорит о необходимости введения нового термина «профессиональная педагогическая позиция врача», выявления его структуры, исследования возможностей формирования с точки зрения теории и методики профессионального образования.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: 2000. Мультимедиа-энциклопедия [Текст]. - М., 2000.
3. Борытко, Н. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока [Текст] / Н. М. Борытко, О. М. Мацкайлова. - Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 132 с.
4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. -М. : Гардарики, 2013. - 480 с.
5. Исаев, Е. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах [Текст] : учебное пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. - М. : Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2014. -432 с.
6. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. -190 с.
7. Солондаев, В. К. Профессиональная позиция врача [Текст] / В. К. Солондаев // Личность и бытие: субъектный подход : материалы науч. конф. - М. : Институт психологии РАН, 2008. - С. 187-190.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный рсурс]. - Режим доступа: www.fgosvo.ru
9. Чернявская, А. П. Становление партнерской позиции педагога [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / А. П. Чернявская. - Ярославль, 2007. - 48 с.
10. Arturs, G. The effectiveness of therapeutic patient education on adherence to oral anti-cancer medicines in adult cancer patients in ambulatory care settings: a systematic review [Текст] / G. Arturs, J. Simpson, A. Brown, O. Kyaw, S. Shyrier, C. M. Concert // JBI Database of Systematic Reviews and Implementation Reports. -2015. - Vol. 13 (5). - P. 244-292.
11. Benoit, P. From therapeutic patient education principles to educative attitude: the perceptions of health care professionals - a pragmatic approach for defining competencies and resources [Текст] / P. Benoit, R. Gagnayre, V. De Andrade, J. Ziegler, M. Guillame // Patient Preference and Adherence. - 2017. - Vol. 11. -P. 603-617.
12. Branch, W., William, T Jr. Treating the whole patient: passing time-honoured skills for building doctor-patient relationships on to generations of doctors [Текст] / Jr. Branch, T William // Medical Education. - 2014. - Vol. 48. - P. 67-74.
13. Clandinin, J. Creating pedagogical spaces for developing doctor professional identity/ J. Clandinin, M. T. Cave // Medical Education. - 2008. - Vol. 42. -P. 765-770.
14. Coupat, P. «Quelles postures professionnelles dans l'éducation à l'observance thérapeutique? Deux expériences de terrain» [Текст] / P. Coupat, F. Leroux, F. Ponet // Recherche en soins infirmiers. -2008. - № 92. -P. 106-113.
15. Dor Goold, S. The Doctor-Patient Relationship [Текст] / S. Dor Goold, M. Lipkin Jr. // Journal of General Internal Medicine. - 1999. - Vol. 14 (Suppl 1). -P. S26-S33.
16. Engel, G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine [Текст] / G. Engel // Science. 1977. - № 196. - P. 130
17. Former à l'éducation du patient: quelles compétences? Réflexions autour du séminaire de Lille: 11-13 octobre 2006 [Текст] / Saint-Denis : Edition Inpres, 2006. - 105 p.
18. Hagerman, C. J. Physicians' perspectives on the informational needs of low-risk prostate cancer patients [Текст] / C. J. Hagerman, P. G. Bellini, K. M. Davis, R. F. Hoffman, D. S. Aaronson, D. Y. Leigh, R. E. Zinar,
D. Penson, S. Van Den Eeden, K. L. Taylor // Health Education Research. - 2017. - Vol. 32 (2). - P. 134-152.
19. Hamilton, D. R. Doctor-Patient/Family Relationships: Current Status and Projections for the Future / D. R. Hamilton, Stein M. T., M. Woraich [Текст] // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. - 2014. -Vol. 35, No. 7. - P. 443-445.
20. Hult, H. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of Pedagogic Work with patients and next of Kin [Текст] / H. Hult, M. Lindblad Fridh, A. Lindh Falk, K. Thorne // Original research paper. -2009. - Vol. 22. - P. 199.
21. Kerse, N. Physician-Patient Relationship and Medication Compliance: A Primary Care Investigation [Текст] / N. Kerse, S. Buetow, A. G. Mainous III, G. Young, G. Coster, B. Arroll // The Annals of Family Medicine. - 2004. - Vol. 2 (5). - P. 455-461.
22. Laires, P. A. Interventions aiming to reduce early retirement due to rheumatic diseases / P. A. Laires., M. Gouveia, N. Canhao [Текст] // Acta Reumatologica Portugesa. - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pubmed/28371796
23. Maela, P. «L'accompagnement comme posture professionnelle spécifique. L'exemple de l'éducation thérapeutique du patient» [Текст] / P. Maela // Recherche en soins infirmiers. - 2012. - № 110. - P. 13 -20.
24. Vauthier Crelier, M. Education thérapeutique en médecine générale. Une gageure? Mémoire de Diplôme Universitaire d'éducation du patient [Текст] / M. Vauthier Crelier. - Universite de Franche-Comte, 2009. - 40 p.
Bibliograficheskij spisok
1. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Strategija zhizni [Tekst] / K. A. Abul'hanova-Slavskaja. - M. : Mysl', 1991. - 299 s.
2. Bol'shaja jenciklopedija Kirilla i Mefodija: 2000. Mul'timedia-jenciklopedija. - M., 2000.
3. Borytko, N. M. Stanovlenie sub#ektnoj pozicii uchashhegosja v gumanitarnom prostranstve uroka [Tekst] / N. M. Borytko, O. M. Mackajlova. - Volgograd : Izd-vo VGIPKRO, 2002. - 132 s.
4. Grigorovich, L. A. Pedagogika i psihologija [Tekst] / L. A. Grigorovich, T. D. Marcinkovskaja. - M. : Gardariki, 2013. - 480 s.
5. Isaev, E. I. Psihologija obrazovanija cheloveka. Stanovlenie sub#ektnosti v obrazovatel'nyh processah [Tekst] : uchebnoe posobie / E. I. Isaev, V. I. Slobod-chikov. - M. : Pravoslavnyj Svjato-Tihonovskij Gumani-tarnyj Universitet, 2014. - 432 s.
6. Markova, A. K. Psihologija truda uchitelja [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1993. - 190 s.
7. Solondaev, V K. Professional'naja pozicija vracha [Tekst] / V. K. Solondaev // Lichnost' i bytie: sub#ektnyj podhod : materialy nauch. konf. - M. : Institut psihologii RAN, 2008. - S. 187-190.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija (uroven' podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii) [Jelektronnyj rsurs]. -Rezhim dostupa: www.fgosvo.ru_
9. Chernjavskaja, A. P. Stanovlenie partnerskoj pozicii pedagoga [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01, 13.00.08 / A. P. Chernjavskaja. - Jaroslavl', 2007. - 48 s.
10. Arturs, G. The effectiveness of therapeutic patient education on adherence to oral anti-cancer medicines in adult cancer patients in ambulatory care settings: a systematic review [Tekst] / G. Arturs, J. Simpson, A. Brown, O. Kyaw, S. Shyrier, C. M. Concert // JBI Database of Systematic Reviews and Implementation Reports. -2015. - Vol. 13 (5). - P. 244-292.
11. Benoit, P. From therapeutic patient education principles to educative attitude: the perceptions of health care professionals - a pragmatic approach for defining competencies and resources [Tekst] / P. Benoit, R. Gagnayre, V. De Andrade, J. Ziegler, M. Guillame // Patient Preference and Adherence. - 2017. - Vol. 11. -P. 603-617.
12. Branch, W. T Jr. Treating the whole patient: passing time-honoured skills for building doctor-patient relationships on to generations of doctors [Tekst] / William T Branch Jr. // Medical Education. - 2014. -Vol. 48. -P. 67-74.
13. Clandinin, J. Creating pedagogical spaces for developing doctor professional identity/ J. Clandinin, M. T. Cave // Medical Education. - 2008. - Vol. 42. -P. 765-770.
14. Coupat, P. «Quelles postures professionnelles dans l'éducation à l'observance thérapeutique? Deux expériences de terrain» [Tekst] / P. Coupat, F. Leroux, F. Ponet // Recherche en soins infirmiers. - 2008. -№ 92. - P. 106-113.
15. Dor Goold, S. The Doctor-Patient Relationship [Tekst] / S. Dor Goold, M. Lipkin Jr. // Journal of General Internal Medicine. - 1999. - Vol. 14 (Suppl 1). -P. S26-S33.
16. Engel, G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine [Tekst] / G. Engel // Science. 1977. - № 196. - P. 130
17. Former à l'éducation du patient: quelles compétences? Réflexions autour du séminaire de Lille: 11-13 octobre 2006 [Tekst] / Saint-Denis : Edition Inpres, 2006. - 105 p.
18. Hagerman, C. J. Physicians' perspectives on the informational needs of low-risk prostate cancer patients [Tekst] / C. J. Hagerman, P. G. Bellini, K. M. Davis, R. F. Hoffman, D. S. Aaronson, D. Y. Leigh, R. E. Zinar, D. Penson, S. Van Den Eeden, K. L. Taylor // Health Education Research. - 2017. - Vol. 32 (2). - P. 134-152.
19. Hamilton, D. R. Doctor-Patient/Family Relationships: Current Status and Projections for the Future / D. R. Hamilton, Stein M. T., M. Woraich [Tekst] // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. - 2014. -Vol. 35, No. 7. - P. 443-445.
20. Hult, H. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of Pedagogic Work with patients and next of Kin [Tekst] / H. Hult, M. Lindblad Fridh, A. Lindh Falk, K. Thorne // Original research paper. - 2009. - Vol. 22. - P. 199.
21. Kerse, N. Physician-Patient Relationship and Medication Compliance: A Primary Care Investigation [Tekst] / N. Kerse, S. Buetow, A. G. Mainous III, G. Young, G. Coster, B. Arroll // The Annals of Family Medicine. - 2004. - Vol. 2 (5). - P. 455-461.
22. Laires, P. A. Interventions aiming to reduce early retirement due to rheumatic diseases / P. A. Laires., M. Gouveia, N. Canhao [Tekst] // Acta Reumatologica Portugesa. - 2017 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28371796
23. Maela, P. «L'accompagnement comme posture professionnelle spécifique. L'exemple de l'éducation thérapeutique du patient» [Tekst] / P. Maela // Recherche en soins infirmiers. - 2012. - № 110. - P. 13 -20.
24. Vauthier Crelier, M. Education thérapeutique en médecine générale. Une gageure? Mémoire de Diplôme Universitaire d'éducation du patient [Tekst] / M. Vauthier Crelier. - Universite de Franche-Comte, 2009. - 40 p.
Reference List
1. Abulkhanov-Slavskaya K. A. Strategy of life. -M. : Mysl, 1991. - 299 p.
2. Kirill and Mefodiy's big encyclopedia: 2000. Multimedia encyclopedia. - M., 2000.
3. Borytko N. M. Formation of a subject position of the pupil in humanitarian space of a lesson. - Volgograd : VGIPKRO Publishing House, 2002. - 132 p.
4. Grigorovich L. A. Pedagogics and psychology. -M. : Gardarika, 2013. - 480 p.
5. Isaev E. I. Psychology of education of the person. Formation of subjectivity in educational processes: manual / E. I. Isaev, V. I. Slobodchikov. - M. : Orthodox Svyato-Tikhonov Humanitarian University, 2014. - 432 p.
6. Markova A. K. Psychology of work of the teacher. - M. : Obrazovanie, 1993. - 190 p.
7. Solondaev V. K. Professional position of the doctor // Personality and life: subject approach: materials of scientific conference. - M. : Institute of psychology of RAS, 2008. - P. 187-190.
8. Federal state educational standard of the higher education (level of training of the top skills staff) [Electronic pcypc]. - Access mode: www.fgosvo.ru
9. Chernyavskaya A. P. Formation of a partner position of the teacher: author's abstract. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01, 13.00.08 / A. P. Chernyavskaya. - Yaroslavl, 2007. - 48 p.
10. Arturs G. The effectiveness of therapeutic patient education on adherence to oral anti-cancer medicines in adult cancer patients in ambulatory care settings: a systematic review // JBI Database of Systematic Reviews and Implementation Reports. - 2015. - Vol. 13 (5). - P. 244292.
11. Benoit P. From therapeutic patient education principles to educative attitude: the perceptions of health care professionals - a pragmatic approach for defining competencies and resources // Patient Preference and Adherence. - 2017. - Vol. 11. - P. 603-617.
12. Branch W. T Jr. Treating the whole patient: passing time-honoured skills for building doctor-patient relationships on to generations of doctors // Medical Education. - 2014. - Vol. 48. - P. 67-74.
13. Clandinin J. Creating pedagogical spaces for developing doctor professional identity // Medical Education. - 2008. - Vol. 42. - P. 765-770.
14. Coupat P. «Quelles postures professionnelles dans l'éducation à l'observance thérapeutique? Deux expériences de terrain» // Recherche en soins infirmiers. -2008. - № 92. - P. 106-113.
15. Dor Goold S. The Doctor-Patient Relationship // Journal of General Internal Medicine. - 1999. - Vol. 14 (Suppl 1). - P. S26-S33.
16. Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. - 1977. - № 196. -P. 130.
17. Former à l'éducation du patient: quelles compétences? Réflexions autour du séminaire de Lille: 11-13 Octobre 2006 / Saint-Denis : Edition Inpres, 2006. -105 p.
18. Hagerman C. J. Physicians' perspectives on the informational needs of low-risk prostate cancer patients // Health Education Research. - 2017. - Vol. 32 (2). -P. 134-152.
19. Hamilton D. R. Doctor-Patient/Family Relationships: Current Status and Projections for the Future / D. R. Hamilton, Stein M. T., M. Woraich // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. - 2014. - Vol. 35, № 7. - P. 443-445.
20. Hult H. Pedagogical Processes in healthcare: an explaratory study of pedagogic work with patients and next of Kin // Original research paper. - 2009. - Vol. 22. -P. 199.
21. Kerse N. Physician-Patient Relationship and Medication Compliance: A Primary Care Investigation // The Annals of Family Medicine. - 2004. - Vol. 2 (5). -P. 455-461.
22. Laires P. A. Interventions aiming to reduce early retirement due to rheumatic diseases / P. A. Laires., M. Gouveia, N. Canhao // Acta Reumatologica Por-tugesa. - 2017 [Electronic resouse]. - Access mode: https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pubmed/28371796
23. Maela P. «L'accompagnement comme posture professionnelle spécifique. L'exemple de l'éducation thérapeutique du patient» // Recherche en soins infirmiers. -2012. - № 110. - P. 13 -20.
24. Vauthier Crelier M. Education thérapeutique en médecine générale. Une gageure? Mémoire de Diplôme Universitaire d'éducation du patient. - Universite de Franche-Comte, 2009. - 40 p.
УДК 37
Д. С. Мусина
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Кыргызстана
В статье обосновывается актуальность гражданско-патриотического воспитания учащихся Кыргызстана, отмечаются значимые положения Конституции Кыргызской Республики, подтверждающие важность указанного направления воспитания. Обосновывается необходимость разработки специальной программы, называются объективные и субъективные процессы, экономические преобразования, которые обострили решение проблемы воспитания гражданина и патриота страны. Уточняется сущность понятия «гражданско-патриотическое воспитание», подчеркивается, что новое время требует от внешкольных организаций новых педагогических средств гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, на основе деятельностного и событийного подходов. Отмечается важность активного вовлечения в социальную деятельность учащихся, развития детского самоуправления. С учетом сложившейся общественной ситуации, запроса обучающихся и их родителей предлагается программа гражданско-патриотического воспитания учащихся Кыргызстана, в которой определены цель и задачи, а также рассматриваются три основные направления воспитания: «Я и семья», «Моя Родина - Кыргызстан», «Растим патриота и гражданина Кыргызстана». Дается краткая характеристика каждого раздела, включающая содержание, формы, примерные мероприятия с участием детей и взрослых. Предусматривается совместная деятельность учащихся и их родителей, взаимодействие с партнерами, общественными и образовательными организациями при проведении гражданско-патриотических мероприятий по всем направлениям.
Ключевые слова: Республика Кыргызстан, гражданско-патриотическое воспитание, внешкольные организации дополнительного образования детей, программа.
D. S. Musina
Civil and Patriotic Education of Pupils in Kyrgyzstan
In the article the relevance of civil and patriotic education of pupils in Kyrgyzstan is considered, the important provisions of the Constitution of the Kyrgyz Republic confirming importance of the specified direction of education are marked. Need of developing the special programme is justified, here are presented objective and subjective processes, economic conversions which aggravated solution of the problem of education of the citizen and patriot of the country. The entity of the concept «civil and patriotic education» is specified, it is emphasized that the modern times demand new pedagogical means of civil and patriotic education from the out-of-school organizations, which are adequate to the modern social and pedagogical realities, on the basis of activity and event approaches. Importance of the active involvement in pupils' social activities development of children's self-government is noted. Taking into account the developed public situation, a request of students and their parents the programme of civil and patriotic education of pupils of Kyrgyzstan, where the purpose and tasks are defined, is offered and also three main directions of education are considered: «family and me», «my Homeland - Kyrgyzstan», «We educate the patriot and the citizen of Kyrgyzstan». The brief characteristic of each section including the contents, forms, approximate actions of children and adults is given. Joint activities of pupils and their parents, interaction with partners, the public and educational organizations are provided when holding civil and patriotic actions for all directions.
Keywords: the Republic of Kyrgyzstan, civil and patriotic education, out-of-school organizations of children additional education, programme.
В Конституции Кыргызской Республики отмечено, что народ Кыргызстана подтверждает приверженность цели построения свободного и демократического государства, основанного на уважении и защите прав человека; выражает непоколебимую веру и твердую волю развивать и укреплять кыргызскую государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа; стремится утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа; исходит из заветов наших предков жить в мире и согласии, в гармонии с природой. С учетом этого поло-
жения нами была разработана программа граждан-ско-патриотического воспитания учащихся.
Необходимость разработки такой программы обусловлена экономической дезинтеграцией, социальной дифференциацией общества и девальвацией духовных ценностей, оказывающих негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. Объективные и субъективные процессы обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм,
© Мусина Д. С., 2017
цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Социально-экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Изменились общественные, межпоколенные связи, молодежь не считается с традициями и нормами поведения, ценностями предыдущих поколений.
Если в 50-80 гг. ХХ в. в системе ценностей советской молодежи превалировали стремление быть полезным обществу, служение народу, уважение к людям, любовь к Родине, общественно-политическая активность и им отдавали предпочтение почти 80 % опрашиваемой молодежи, то в исследованиях 2011-2013 гг. лишь 8,3 % опрошенной молодежи отметили любовь к Родине, а страна, гражданство отмечены как ценность на пятом месте - после семьи, этничности, образования и принадлежности к человечеству.
Анкетирование и опрос педагогов и учащихся показывают, что респонденты не всегда правильно понимают лексическое значение слов «патриот» и «патриотизм». В основном патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной, бережное отношение к природе, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
В этих условиях очевидны необходимость решения острейших социальных проблем и восстановление роли патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
«Главный ресурс развития - человек, гражданин страны, обладающий гибким мышлением, адаптивностью, толерантностью, трудолюбием, инициативой, образованием, пониманием природы, патриотизмом и свободой» («Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг.»).
В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, значительный вклад должны внести внешкольные организации дополнительного образования.
Внешкольные организации дополнительного образования, в силу особенностей своей деятельно-
сти и благодаря своему воспитательному потенциалу, определяют ориентацию конкретной личности, отвечают за социализацию подрастающего поколения и способны воспитать гражданина и патриота. Детский и подростковый возраст является оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от внешкольных организаций соответствия содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном (событийном) компоненте гражданско-
патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению гражданского долга - это целенаправленная, систематическая, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей, совместно с семьей и общественными организациями.
Актуальность разработки Программы диктуется необходимостью совершенствования и развития целостной системы и внедрения компетентностного и деятельностного компонентов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения Кыргызской Республики в новых социально-экономических условиях. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Кыргызстана.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся внешкольных организаций дополнительного образования на 2015-2017 гг. была направлена на определение содержания, основных путей развития гражданско-патриотического воспитания во внешкольных организациях дополнительного образования детей и на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Эта программа основывается на «Конституции Кыргызской Республики», «Законе об образовании КР», «Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы», «Стратегии развития образования на 2012-2020 годы», «Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике», «Концепции поликультурного и многоязыч-
ного образования», «Концепции молодежной политики Кыргызстана», «Концепции воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики до 2020 года», Законе КР «Об охране и защите окружающей среды», Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» и других нормативно-правовых и официальных документах.
Гражданско-патриотическое воспитание -это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс формирования качеств личности, заключающий в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление национальных чувств и культуры межнационального общения, а также укрепление ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Основой гражданско-патриотического воспитания выступают национальное самосознание, базовые общечеловеческие и национальные ценности и национальный воспитательный идеал. Источником патриотического воспитания является также богатое и героическое содержание истории кыргызского народа и народов Кыргызстана и мировая цивилизация кочевников.
Программа позволяет целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание с учетом социального заказа общества, образовательных организаций, опоры на внешние и внутренние возможности внешкольных организаций дополнительного образования в решении стоящих перед ними проблем, особенностей и возможностей учащихся.
Цель Программы: совершенствование и развитие системы, обеспечивающей целенаправленное формирование социально компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно богатого гражданина и патриота Кыргызстана, с чувством гордости и верности своему Отечеству, готового к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется по трем основным направлениям: «Я и семья», «Моя Родина Кыргызстан», «Растим патриота и гражданина Кыргызстана». Кратко охарактеризуем эти разделы.
Я и семья
Цель: осознание детьми и подростками семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
— Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, сохранять и про-
должать семейные традиции, изучать исторические корни, формировать уважение и оказывать помощь старшему поколению.
— Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей в гражданско-патриотическом воспитании детей.
— Создавать условия для активного участия родителей в воспитательном процессе.
— Активизировать культурный потенциал семьи и семейные традиции в процессе формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Содержание работы:
— изучение системы нравственных ценностей, исторических корней и традиций семьи;
— знакомство детей с историей своей семьи, взаимосвязи истории семьи с историей своей страны, обычаями и традициями своего народа, народов, проживающих в республике;
— информационная и просветительская деятельность в области семейного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;
— организация родительских лекториев для повышения педагогическо-психологической компетенции родителей в гражданско-патриотическом воспитании детей;
— повышение компетентности педагогов и родителей в области семейного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;
— совместная педагогическая деятельность семьи и внешкольной организации;
— содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
— участие родителей в воспитательных программах и мероприятиях;
— организация совместной деятельности и общения детей и родителей в ходе реализации программы.
Формы организации деятельности: беседы, родительские собрания, родительские лектории, семинары по педагогическому просвещению родителей относительно воспитания у детей и подростков чувства патриотизма и гражданской ответственности, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, конкурсы, выставки, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, чаепития, встречи с представителями старшего поколения.
Примерные мероприятия
— Тематические занятия, рисунки, сочинения, эссе, выставки и конкурсы прикладного творчества «Моя родословная», «Я и моя семья», «Мой дом -моя крепость», «Тайны бабушкиного сундука», «О чем поведал семейный альбом», «Куклы моей бабушки», «Семейное оригами».
67
— Конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я - техническая семья» и т. п. «А ну-ка, бабушки!», «А ну-ка дедушки», «У меня сестренка есть, у меня братишка есть».
— Совместные праздники родителей и учащихся: «День матери», «День 8 марта», «День семьи», «День пожилых людей», «Нооруз».
— Беседы с учащимися на темы: «Твоя родная семья», «Значение семьи в жизни человека», «Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам», «Огонь родного очага», «За что уважают в семье и обществе».
— Конкурсы сочинений «Моя родословная», «С любовью к родителям».
— Проекты «Моя семья - мое богатство», «Самая лучшая на свете...», «Горжусь своим отцом, братьями и сестрами» и т. п. «Семья - ребенок -центр детского творчества».
— Оформление семейных летописей-фотоальбомов детьми и родителями.
— Поздравление дедушек и бабушек с Днем Победы, с Днем пожилых людей, государственными и народными праздниками, изготовление своими руками подарков родителям и старшим членам семьи к праздникам.
— Чествование родителей за успехи в воспитании детей.
— Организация лекториев по повышению педа-гогическо-психологической компетенции родителей в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков.
Моя Родина - Кыргызстан
Цель: воспитание у детей и подростков любви к родному краю и своей Родине.
Задачи:
— изучать историю и природу родного края;
— формировать бережное отношение к экологии родного края;
— разрабатывать и практиковать активные формы работы по сохранению экологии края (социальные проекты).
Содержание работы:
— изучение материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре, народных играх и игрушках, промыслах и ремеслах, устном народном творчестве;
— изучение и охрана природы родного края;
— использование краеведческого материала для формирования уважения и гордости за свою малую Родину и страну город;
— организация экскурсий и встреч с почетными гражданами, известными земляками;
— вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
— организация краеведческой работы;
— организация поисковой работы, социального проектирования;
— знакомство с историческими памятниками;
— использование краеведческого материала для формирования уважения и гордости за свое село, город, страну.
Формы: туристско-краеведческая деятельность, создание музеев и уголков, проведение патриотических уроков на базе школьного музея, туристические походы и соревнования, эстафеты, тематические занятия, предметные месячники, экологические проекты, акции, десанты, конкурсы, выпуск плакатов, листовок, флайеров, съемка клипов и роликов; конкурсные программы, викторины; конкурсы рисунков, плакатов; концерты, фестивали, соревнования; выставки рисунков, поделок, фотовыставки; посадка зеленых насаждений и уход за ними.
Примерные мероприятия
— Экспедиция «Туулган Жерим».
— Конкурс вокалистов «Я кыргызстанец, и этим я горжусь!»
— Проекты «История моей улицы», «Летопись родного края».
— Акция «История моей страны в моем сердце».
— Месячник экологии, краеведения и туризма.
— Конкурсы ИЗО «Моя родина - Кыргызстан», «Краски Родины моей», выставки народно-прикладного творчества «Золотая иголка».
— Конкурсы по сборке макета юрты и ее оформление.
— Конкурсы национальных костюмов, головных уборов, украшений.
— Тематические беседы «Почетные граждане города, края, Кыргызстана».
— Конкурсы сочинений, рисунков, викторин: «Здесь Родины моей начало».
— Конкурс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» (конкурс ИЗО по памятникам материального и нематериального наследия ЮНЕСКО в Кыргызстане).
— Экологический проект «Защитим Иссык-Куль».
— Акция «Сохраним Сулайман Тоо».
— Постановка и исполнение народных песен и танцев.
— Составление туристских маршрутов Великого шелкового пути по Кыргызстану.
— Конкурс «Культура народов Великого Шелкового пути».
— Акция «Обычаи и традиции, игры народов Великого Шелкового пути».
— Международный фестиваль музыкальных коллективов «Умай Эне».
— Конкурсы рисунков «Всемирные игры кочевников глазами детей».
— Мастер-классы, спартакиады и соревнования по национальным видам спорта и народным играм.
— Смотры историко-краеведческих музеев и экспозиций.
— Экологические десанты, посадка зеленых насаждений.
— Конкурсы Манасчи, сказителей, Айтыш.
— Конкурсы «Манас в рисунках детей».
Растим патриота и гражданина Кыргызстана
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, осознание обучающимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
— воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
— формировать культуру проявления гражданской позиции, систему знаний, уважение к государственным символам Кыргызстана;
— сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения, воспитывать гордость за свою Родину, народных героев; Воспитывать у учащихся позицию «Я Кыргызстанец - и этим я горжусь!»;
— способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Содержание работы:
— изучение материала по истории создания государственных символов Кыргызстана;
— изучение законов о государственных символах (гимна, флага, герба) Конституции КР; «От слов - к делу: законы, по которым живем»;
— изучение жизни и деятельности исторических личностей и народных героев Кыргызстана, заслуженных деятелей науки, культуры и спорта;
— изучение Конвенции о правах ребенка;
— оказание систематической помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий и локальных конфликтов;
— знакомство с интересными людьми республики города, района, села;
— изучение исторического прошлого страны, края, города;
— знакомство с воинскими традициями армии Кыргызстана и посещение воинских частей;
— организация и участие в мероприятиях граж-данско-патриотической тематики.
Формы организации деятельности: оформление зданий и помещений образовательных организаций государственной символикой; использование государственной символики при проведении торжественных мероприятий и участии в международных соревнованиях, фестивалях, конкурсах; тематические занятия в кружках, секциях и студиях; правовой лекторий, конференции; посещение воинских частей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, с работниками военкомата, военнослужащими, курсантами военных училищ; коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике; оказание систематической помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий и локальных конфликтов; уход за памятниками и мемориалами; праздники, посвященные памятным и знаменательным датам; встречи с интересными людьми, акции, диспуты, уроки мужества, беседы; поисково-исследовательская работа; посещение историко-краеведческих музеев, библиотек, куль-турно-досуговых центров; оформление экспозиций, альбомов, стендов по гражданско-патриотической тематике; проведение и участие в конкурсах и проектах по оформлению уголков и экспозиций по гражданско-патриотическому воспитанию; изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей, выпускников, ветеранов боевых действий; чествование заслуженных людей города, края, ветеранов, военнослужащих; участие в мероприятиях, конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию; пропаганда патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов народных героев
Примерные мероприятия:
— Месячник и декады военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества и Вооруженным Силам КР.
— Праздники, посвященные Дням независимости КР, Конституции КР, Вооруженных Сил КР, Дню Победы в ВОВ, Конвенции о правах ребенка.
— Смотр строя и военно-патриотической песни, военизированные и спортивные эстафеты.
— Проведение музыкальных фестивалей и конкурсов патриотической песни «Песня в солдатской шинели».
— Военно-спортивный праздник «Салют Победы».
— Концерты-спектакли «Этот славный День Победы», «Виват Победа».
— Шествие «Бессмертный полк». Акция «Наследники Победы».
— Проекты: «Дорогой героев, дорогой отцов», «Письма Неизвестному солдату.
— Акции по благоустройству памятников и обелисков участникам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, участникам Баткен-ских событий.
— Проведение благотворительных акций и оказание регулярной шефской помощи ветеранам войны и труда.
— Приглашение и чествование ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников Ленинграда, воинов-интернационалистов, участников Бат-кенских событий.
— Организация Вахты Памяти, Героям Советского Союза - выходцам из Кыргызстана и возложение цветов к памятникам и обелискам героев и участников ВОВ.
— Проведение патриотических уроков «Урок мужества», «Сыны Отечества».
— Оформление уголков боевой славы и экспозиций по гражданско-патриотическому воспитанию.
— Смотры-конкурсы музеев и экспозиций по военно-патриотической тематике.
— Конкурсы сочинений, рисунков, викторин: «Есть такая профессия - Родину защищать». Акции «Спасибо тебе, солдат», «Доброе утро, ветеран!», «Открытка ветерану», «Подарок воину».
— Конкурсы поздравительных открыток ветеранам ВОВ и военнослужащим ВС КР.
— Конкурсы, викторины, эссе по государственной символике, государственному языку.
— Праздники «День госязыка», «День гимна, флага, герба КР», «Ак Калпак».
Разработанная программа является примерным ориентиром при проектировании гражданско-патриотического воспитания в каждом центре или в организации дополнительного образования детей Кыргызстана.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В., Харисова, И. Г. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов [Текст] / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - 2015. - № 6. - C. 8-14.
2. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для СПО [Текст] / А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, Н. А. Мухамедьярова, Н. Г. Тихомирова ; отв. ред. А. В. Золотарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 353 с.
3. Золотарева, А. В. Взгляд на дополнительное образование детей через призму актуальной государственной политики [Текст] / А. В. Золотарева // Научно-педагогический журнал. Педагогический поиск. -2016. - № 2 (Специальный выпуск). - С. 3-9.
4. Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе дополнительного
образования [Текст] i материалы IV Международной научно-практической конференции. - Кыргызстан,
2015. - С. 28-34.
5. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92, г. Бишкек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpy/edubishkek.kg/index.php/normativno-pravovie/zakony/118-zakon-kyrgyzskoj-respubliki-g-bishkek-ot-30-aprelya-2003-goda-92-ob-obrazovanii Дата обращения: апрель 2016.
6. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года (утв. Постановлением Правительства КР от 23 марта 2012 г., № 201) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/keu.page.kg/documents/materials^Lpdf Дата обращения: февраль, 2016
7. Мусина, Д. С. Педагогические условия формирования гражданско-патриотической компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования [Текст] i дис... канд. пед. наук / Д. С. Мусина. -Бишкек i КАО, КГУ им И. Арабаева, 201б. - 161 с .
8. Неформальное образование школьников: опыт и перспективы: Инновационные практики образовательных организаций Ярославской области [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой, М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. - Ярославль i Канцлер, 2014. -405 с.
9. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы (утв. Постановлением Правительства КР от 23 марта 2012 г., № 201) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/keu.page.kg/documents/materials^Lpdf Дата обращения: декабрь, 2015.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V, Belkina, V V., Harisova, l. G. Konceptual'nye osnovy patrioticheskogo vospitanija budushhih pedagogov [Tekst] / L. V. Bajborodova, V. V. Belkina, l. G. Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki nauchnyj zhurnal. - 2015. - № б. - C. 8-14.
2. Dopolnitel'noe obrazovanie deteji istorija i sovremennost' i uchebnoe posobie dlja SPO [Tekst] / A. V. Zolotareva, A. L. Pikina, N. A. Muhamed'jarova, N. G. Tihomirova ; otv. red. A. V. Zolotareva. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. i Jurajt, 2017. - 353 s.
3. Zolotareva, A. V Vzgljad na dopolnitel'noe obra-zovanie detej cherez prizmu aktual'noj gosudarstvennoj politiki [Tekst] / A. V. Zolotareva // Nauchno-pedagogicheskij zhurnal. Pedagogicheskij poisk. -
2016. - № 2 (Special'nyj vypusk). - S. 3-9.
4. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie podras-tajushhego pokolenija v sisteme dopolnitel'nogo obra-zovanija [Tekst] i materialy lV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kyrgyzstan, 2015. -S. 28-34.
5. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki «Ob obrazovanii» ot 30 aprelja 2003 goda № 92, g. Bishkek [Jelektronnyj resurs]. -_Rezhim_dostupai
Д. С. Мусина
http://edubishkek.kg/index.php/normativno-pravovie/zakony/118-zakon-kyrgyzskoj -respubliki-g-bishkek-ot-30-aprelya-2003-goda-92-ob-obrazovanii Data obrashhenija: aprel' 2016.
6. Koncepcija razvitija obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike do 2020 goda (utv. Postanovleniem Pravi-tel'stva KR ot 23 marta 2012 g., № 201) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://keu.page.kg/documents/materials/31 .pdf Data obrashhenija: fevral', 2016
7. Musina, D. S. Pedagogicheskie uslovija formiro-vanija grazhdansko-patrioticheskoj kompetentnosti peda-gogov vneshkol'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] : dis... kand. ped. nauk / D. S. Musina. - Bishkek : KAO, KGU im I. Arabaeva, 2016. - 161 s .
8. Neformal'noe obrazovanie shkol'nikov: opyt i per-spektivy: Innovacionnye praktiki obrazovatel'nyh organi-zacij Jaroslavskoj oblasti [Tekst] / pod red. L. V. Bajbo-rodovoj, M. V Gruzdeva, A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Kancler, 2014. - 405 s.
9. Strategija razvitija obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike na 2012-2020 gody (utv. Postanovleniem Pravitel'stva KR ot 23 marta 2012 g., № 201) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://keu.page.kg/documents/materials/31 .pdf Data obrashhenija: dekabr', 2015.
Reference List
1. Baiborodova, L. V., Belkina, V. V., Kharisova, I. G. Conceptual bases of patriotic education of future teachers // Yaroslavl pedagogical bulletin. Psychology and pedagogical sciences: scientific magazine. - 2015. -№ 6. - P. 8-14.
2. Additional education of children: history and present: manual for SPO / A. V. Zolotareva, A. L. Pikina, N. A. Mukhamedyarova, N. G. Tikhomirova; editor-inchief A. V Zolotareva. - 2nd edition., corrected and added. - M. : Urite, 2017. - 353 р.
3. Zolotareva, A. V. View on additional education of children through a prism of relevant state policy // the Scientific and pedagogical magazine. Pedagogical search. - 2016. - № 2 (Special release). - Р. 3-9.
4. Civil and patriotic education of younger generation in the additional education system: materials of the IV International scientific and practical conference. - Kyrgyzstan, 2015. - Р. 28-34.
5. The law of the Kyrgyz Republic «About education» of April 30, 2003 № 92, Bishkek [An electronic resource]. - Access mode: http://edubishkek.kg/index.php/normativno-pravovie/zakony/118-zakon-kyrgyzskoj-respubliki-g-bishkek-ot-30-aprelya-2003-goda-92-ob-obrazovanii Date of the address: April, 2016.
6. The concept of development of education in the Kyrgyz Republic till 2020 (confirmed by Resolution of the Government of KR from March 23, 2012, № 201) [An electronic resource]. - Access mode: http://keu.page.kg/documents/materials/31.pdf Date of the address: February, 2016
7. Mussina D. S. Pedagogical conditions of formation of civil and patriotic competence of out-of-school additional education teachers: thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences / D. S. Mussina. - Bishkek : KAO, KSU named after I. Arabaeva, 2016. - 161 p.
8. Informal education of school students: experience and prospects: Innovative practicians of the educational organizations of the Yaroslavl Region/ under the editorship of L. V. Baiborodova, M. V. Gruzdev, A. V. Zolotareva. - Yaroslavl : Kantsler, 2014. - 405 р.
9. The strategy of education development in the Kyr-gyz Republic for 2012-2020 (confirmed by Resolution of the Government of KR from March 23, 2012, № 201) [An electronic resource]. - Access mode: http://keu.page.kg/documents/materials/31.pdf Date of the address: December, 2015