Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности студентов педагогического вуза'

Формирование гражданской идентичности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧ-НОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENT’S SOCIAL EDUCATION / CIVIL IDENTITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL ESTABLISHMENT OF A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Марина Владимировна

Анализ затруднений студентов в личностном и профессиональном становлении в педагогическом вузе позволил предложить формы психолого-педагогического и организационно-педагогического сопровождения формирования гражданской идентичности студентов в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are analyzed the difficulties of students in personal and professional establishment at a pedagogical higher school. There are suggested the forms of psychological and pedagogical, organizational and pedagogical support of development of students’ civil identity in the process of professional training.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности студентов педагогического вуза»

-патриотическое и гражда1

Tolerance Formation and Social Experience // Life Science Journal, 10 (12s), 2013. P. 158-162.

16. Shaposhnikova T.L., Romanova M.L. and Tarasenko N.A. Conditions to Inculcate Tolerance in Students // Life Science Journal, 10 (11s), 2013. P. 325-330.

Correlation of students' patriotism and tolerance establishment

There is revealed the correlation between students' patriotism and tolerance establishment. It is known that the patriotism and tolerance are the components of individual social experience. There is proved that the establishment of tolerance and patriotism is determined by the individual social experience (as internal factor) and successful socio-pedagogical interaction (as external factor).

Key words: patriotism, tolerance, individual social experience, establishment, student.

м.в. николаева

(Волгоград)

формирование гражданской

идентичности студентов педагогического вуза

Анализ затруднений студентов в личностном и профессиональном становлении в педагогическом вузе позволил предложить формы психолого-педагогического и организационно-педагогического сопровождения формирования гражданской идентичности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: гражданская идентичность, психолого-педагогическое сопровождение лич-ностно-профессионального развития студента, организационно-педагогическое сопровождение социального воспитания студента.

Развитие гражданской идентичности личности для осознания школьником себя гражданином российского общества, любящим свою Родину и чувствующим ответственность за ее судьбу, становится одним из ведущих направлений развития образования. Внедрение новых стратегий обучения и воспитания в школе требует, на наш взгляд, большего, чем простое изменение формы урока или использова-

сое воспитание молодежи -

ние новых педагогических средств или учебников. Проблема модернизации образования тесно связана с вопросом о потенциалах профессионального и личностного развития учителя как участника и организатора личностно-развивающего взаимодействия в социально-образовательной среде.

В период студенчества будущий педагог проходит через ряд существенных психологических и социальных изменений. Согласно исследованиям Э. Эриксона [4], период студенчества - это возрастной этап в жизни человека, когда происходит вхождение во взрослую жизнь, проявляются разные аспекты идентичности молодого человека: политической, религиозной, профессиональной, гражданской и др.

Гражданская идентичность выступает одним из проявлений самоопределения личности и характеризуется осознанием личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: когнитивный (знание истории, культурных традиций своей Родины, прав и обязанностей гражданина своей социальной общности); ценностно-смысловой (отношение к своей принадлежности к определенному государству, чувство патриотизма, любви к своей Родине); эмоциональный (принятие или непринятие этнической идентичности); дея-тельностный (участие в общественной жизни страны, города, вуза).

Формирование гражданской идентичности - важная задача юношеского возраста. Именно в это время можно говорить о влиянии учебной среды на формирование идентичности личности. Анализ подходов к обновлению системы профессиональной подготовки педагогов показывает, что в современной системе высшего образования учителя наибольшая успешность достигнута в предметно-методическом аспекте профессионального становления, аспекты личностно-профессионального развития рассматриваются в качестве резервов совершенствования профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

В государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» подчеркивается необходимость формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов, разработки образовательных моделей, программ, технологий персонифицированного овладения педа-

© Николаева М.В., 2015

известия вгпу. педагогические науки

гогической деятельностью [2]. В межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в течение ряда лет осуществляются исследования, направленные на разработку личностно-развивающих образовательных стратегий и технологий подготовки педагогов, усиление ее человекоцентричности, адресности, непрерывности, конструирование индивидуальных маршрутов личностно-профессионального развития студентов.

Мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к выпускнику педагогического вуза, но мало - о том, какие трудности он испытывает в процессе овладения учебно-профессиональной деятельностью.

Исследование, проведенное в 2013/14 уч. г. со студентами, обучающимися на факультете дошкольного и начального образования (отделение «Педагогика и методика начального образования») в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, выявило ряд личностных трудностей студентов, которые могут быть предпосылками затруднений в формировании гражданской идентичности будущего педагога и его самостоятельной профессиональной деятельности. Это такие трудности, как повышенный уровень личностной тревожности, низкая самооценка, недостаточно сформированные коммуникативные умения и навыки, неумение работать в команде, выстраивать деловые отношения с администрацией факультета, преподавателями, сокурсниками, трудности в межличностных отношениях с близкими, психологическая неготовность к прохождению практики, практической педагогической деятельности и др.

Как подчеркивает Э.Ф. Зеер, специфика учебно-профессиональной деятельности будущего педагога обусловлена, во-первых, возрастными особенностями периода студенчества, а во-вторых, особенностями деятельности студента, ее содержанием, которая является еще не профессиональной, но уже и не учебной [3]. В процессе учебно-профессиональной деятельности происходят профессиональное становление и развитие личности, сопровождающиеся овладением знаниями, навыками и умениями, а также компетенциями по конкретным профессиям и специальностям. Преобразование учебно-профессиональной деятельности, повышение ее качественного уровня, в свою очередь, приводят к дальнейшему развитию личности студента.

В рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов» разработаны и апробированы различные направления формирования гражданской идентичности студента - будущего учителя начальных классов. Можно выделить два ведущих направления.

Первое направление - это психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального развития студентов в процессе овладения ими учебно-профессиональной деятельностью: психолого-педагогическая диагностика с целью выявления особенностей личности, значимых для профессионального становления будущего учителя начальных классов; выявление предпосылок профессиональных трудностей; выявление трудностей студентов в учебно-профессиональной деятельности; педагогическая поддержка будущего педагога с целью преодоления и профилактики затруднений, отклонений в продуктивном личностно-профессиональном развитии будущего учителя начальных классов в вузе.

Нами апробировались различные формы психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов, которые предполагают психологическую помощь студенту и его педагогическую поддержку. Одним из главных условий обеспечения благополучного личностно-профессионального развития студента выступает активное индивидуальное консультирование. Его суть состоит в совместном обсуждении со студентом различных стратегий его поведения в потенциально психотравмирующих условиях. В ходе консультации решается большое количество задач, связанных с разработкой рекомендаций морально-этического, деятельно-поведенческого характера будущему педагогу. Это помогает молодым людям ориентироваться в широкой гамме социально-психологических проблем профессиональной деятельности, повседневной жизни.

одной из форм психолого-педагогического сопровождения личностно-профес-сионального развития студента может выступать групповая педагогическая консультация для студентов в ходе лекции или практического занятия. Педагогическая групповая консультация представляет собой, на наш взгляд, очень интересную форму проведения семинара по психолого-педагогическим дисциплинам. Консультантом может выступать приглашенный специалист (психолог, педагог, опыт-

патриотическое и гражданское воспитание молодежи

ный учитель, методист по начальному образованию). В ходе таких консультаций студент чувствует себя не одиноким, и если он сумеет что-то почувствовать и распознать в себе, если информация, полученная от своих сокурсников, от консультанта, заставит его задуматься над своими личностными проблемами, над собой, то он может решиться на изменения в своей жизни, у него может пробудиться потребность в профессиональном саморазвитии. Наш опыт проведения таких консультаций показывает, что студенты часто в их ходе делают открытие, что другие воспринимают определенное событие иначе, чем они; они начинают понимать, что в их личностных и будущих педагогических проблемах большую роль играет также их собственная доля участия; часто работа над определенным (чужим) случаем затрагивает собственную проблемную ситуацию и, таким образом, приводит в движение процесс познания и самопознания. Использование консультативного подхода и интерактивных техник в процессе обучения будущих учителей начальных классов обеспечивает создание ситуаций личностно-профессионального развития педагогов в рамках со-бытийной общности студенческой группы и метаиндивиду-альности преподавателей.

Эффективной формой оказания педагогической поддержки будущим учителям является организация встреч с авторами учебно-методических комплектов для начальной школы. В свободной дискуссии с учеными, авторами учебников, опытными учителями студенты могут определиться с собственными ценностными ориентирами в жизни, в профессии, обсудить наболевшие вопросы, уточнить теоретические и методические положения конкретной образовательной программы. Конечно, при этом нет возможности для тщательной разработки конкретных педагогических действий, но вероятность того, что студент сумеет разобраться в том, в чем испытывал трудности в процессе обучения на занятиях, в ходе педагогической практики, достаточно велика.

Большой спрос у студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», вызывает курс по выбору «Основы личностно-профессионального развития учителя начальных классов». Особый акцент в рамках этой дисциплины делается на развитие у студентов позитивного самоотношения к себе, на овладение способами самопознания, саморазвития, на освоение техник регуляции своего психического состояния. Чем более позитивным является отношение учителя к самому себе,

тем большую гибкость проявляет он в общении с окружающими, тем более велика вероятность того, что он сможет и у учащихся воспитать позитивное отношение к миру.

Важно добавить, что в процессе учебных занятий осуществляется учет особенностей индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента в зависимости от доминантного вида учебно-профессиональной деятельности. На коррекцию предпосылок личностных и профессиональных затруднений студентов направлено и введение в учебный процесс курсов по выбору «Работа с родителями», «коммуникативная культура учителя», «Формирование коммуникативной культуры младшего школьника».

Важно подчеркнуть, что результат, на который ориентируются преподаватели, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов, - это развитие у будущих педагогов способностей быстро и эффективно адаптироваться к условиям жизни, выполнять педагогическую деятельность в инновационном режиме, позитивно воспринимать себя и окружающих.

Вторым направлением формирования гражданской идентичности студентов, реализуемым кафедрой педагогики и психологии начального образования, является организационно-педагогическое сопровождение социального воспитания студентов в процессе внеучебной деятельности. При кафедре действует в течение ряда лет Центр научно-исследовательской деятельности и творческих инициатив студентов. Активистами данного центра с привлечением большинства студентов факультета дошкольного и начального образования организуются и проводятся коллективно-творческие дела, мероприятия, акции, ток-шоу, конкурсы исследовательских работ и творческих проектов, направленные на познание культурного наследия нашей Родины и других стран, на формирование чувства гордости за свою страну, свой вуз, гражданской позиции, творческой активности.

Так, например, традиционно в мае на факультете дошкольного и начального образования проходит международный студенческий форум. каждый раз проблематика данного мероприятия новая, соответствующая современным тенденциям и социальным запросам общества: «Жить здраво - это здорово», «судьба и Родина едины», «Новая философия образования: человек в пространстве культуры», «Твори добро на благо всей земли» и др.

- известия вгпу. пе,

В каждом форуме участвуют не только студенты из российских и зарубежных вузов, но и школьники из разных городов России. одним из приоритетных направлений форума является сплочение творческой молодежи по всему миру. В ходе работы форумов обсуждались такие важные аспекты организации жизнедеятельности студентов, как вопросы студенческого самоуправления, проблемы и формы досуга студентов, альтернативные способы реализации собственного потенциала, формирования здорового стиля жизни, вопросы педагогики ненасилия и др. Данные мероприятия направлены на формирование культурной и межкультурной компетентности, воспитание ценностных ориентиров, развитие гуманности, толерантности как качеств личности. Такие мероприятия обеспечивают создание культурной развивающей диалогической среды - среды людей, заинтересованных в развитии культуры, образования, общества в целом, осознающих личную ответственность за происходящее и мотивированных на активное участие в этом процессе [5].

Необходимо подчеркнуть, что реализация одной из главных задач образования - воспитание гражданина россии - должно осуществляться в режиме самоизменения самого педагога. Нельзя развить чувства любви к своей родине, гордости за нее у школьников, если педагог сам их не ощущает. решение крупной социальной задачи, а именно такой и является формирование гражданской идентичности у молодежи, не может быть реализовано без взаимодействия ученых и практиков. Важно осмыслить и понять, как изменилось наше понимание закономерностей и механизмов развития личности ребенка, подростка, взрослого, порождающих разнообразие индивидуальных траекторий личностного и профессионального развития человека.

Результаты нашего исследования показали, что практическое решение проблемы формирования гражданской идентичности студента педагогического вуза может быть осуществлено в системе его психолого-педагогического и организационно-педагогического сопровождения в рамках учебной и внеучебной деятельности, что, в свою очередь, дает возможность более эффективно решать задачи обеспечения условий продуктивного личностно-профессионального развития будущих учителей, развития и творческой реализации потенциала конкретных студентов.

гогические науки -

список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, 2012. URL : httpV/минобрнауки.рф.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Изд. гр. «Прогресс», 1996.

5. Янчук В.А. Прогресс в понимании психологической феноменологии: социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива // Прогресс в психологии: критерии и признаки / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Марцинковской, А.В. Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009.

* * *

1. Asmolov A.G. Psihologija lichnosti: principy obshhepsihologicheskogo analiza. M.: Smysl, 2001.

2. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Fed-eracii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gody, 2012. URL : http://minobrnauki.rf.

3. Zeer Je.F., Pavlova A.M. Psihologija professional'nogo obrazovanija: praktikum: ucheb. po-sobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademi-ja, 2008.

4. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis: per. s angl. / obshh. red. i predisl. Tolstyh A.V. M.: Izd. gr. «Progress», 1996.

5. Janchuk V.A. Progress v ponimanii psiho-logicheskoj fenomenologii: sociokul'turno-interdeter-ministskaja dialogicheskaja perspektiva // Progress v psihologii: kriterii i priznaki / pod red. A.L. Zhuravl-eva, T.L. Marcinkovskoj, A.V. Jurevicha. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN». 2009.

Development of civil identity of pedagogical higher school students

There are analyzed the difficulties of students in personal and professional establishment at a pedagogical higher school. There are suggested the forms of psychological and pedagogical, organizational and pedagogical support of development of students' civil identity in the process of professional training.

Key words: civil identity, psychological and pedagogical support of personal and professional establishment of a student, organizational and pedagogical support of student's social education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.