Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория'

Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
341
23
Поделиться
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / PEDAGOGICAL SUPPORT / COMPONENT STRUCTURE OF CATEGORY OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Криулева Алина Андреевна

Статья посвящена сравнительному анализу теоретических подходов к пониманию двух значимых в психолого-педагогических исследованиях категорий: категории самосознания и категории профессионального самосознания, сущность и структура которых достаточно широко обсуждаются в отечественной и зарубежной науке. Актуальность проблемы связана с более широкой тематикой научных исследований. В частности, авторов интересуют вопросы становления и развития будущих профессионалов. Педагогическое сопровождение этих процессов у студентов и практиков требует глубокого осмысления содержания всех компонентов профессионального самосознания. В статье дается анализ содержания и структуры самосознания и профессионального самосознания с позиций ряда отечественных и зарубежных ученых, что выступает основой собственного исследования феномена профессионального самосознания педагога дошкольного образования: специфики содержания, структуры, механизмов развития, сущности его педагогического сопровождения.The article is devoted to the comparative analysis of theoretical approaches to understand two significant categories in psychological and pedagogical researches: the category of consciousness and the category of professional consciousness, their essence and structure are widely discussed in foreign science and the science of our country. The relevance of the problem is connected with broader scope of scientific researches. In particular, authors are interested in questions of formation and development of future professionals. Pedagogical support of these processes demands deep reflection of content of all components of professional consciousness from students and practicians. In the article the analysis of contents and structure of consciousness and professional consciousness from positions of a number of Russian and foreign scientists is given. That acts as a basis of own research of the phenomenon of professional consciousness of the preschool teacher: specifics of contents, structure, development mechanisms, entities of his pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория»

УДК 159

В. Н. Белкина, А. А. Криулева

Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория

Статья посвящена сравнительному анализу теоретических подходов к пониманию двух значимых в психолого-педагогических исследованиях категорий: категории самосознания и категории профессионального самосознания, сущность и структура которых достаточно широко обсуждаются в отечественной и зарубежной науке. Актуальность проблемы связана с более широкой тематикой научных исследований. В частности, авторов интересуют вопросы становления и развития будущих профессионалов. Педагогическое сопровождение этих процессов у студентов и практиков требует глубокого осмысления содержания всех компонентов профессионального самосознания. В статье дается анализ содержания и структуры самосознания и профессионального самосознания с позиций ряда отечественных и зарубежных ученых, что выступает основой собственного исследования феномена профессионального самосознания педагога дошкольного образования: специфики содержания, структуры, механизмов развития, сущности его педагогического сопровождения.

Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, педагогическое сопровождение, компонентный состав категории профессионального самосознания.

V. N. Belkina, A. A. Kriuleva

Professional Consciousness as a Psychological and Pedagogical Category

The article is devoted to the comparative analysis of theoretical approaches to understand two significant categories in psychological and pedagogical researches: the category of consciousness and the category of professional consciousness, their essence and structure are widely discussed in foreign science and the science of our country. The relevance of the problem is connected with broader scope of scientific researches. In particular, authors are interested in questions of formation and development of future professionals. Pedagogical support of these processes demands deep reflection of content of all components of professional consciousness from students and practicians. In the article the analysis of contents and structure of consciousness and professional consciousness from positions of a number of Russian and foreign scientists is given. That acts as a basis of own research of the phenomenon of professional consciousness of the preschool teacher: specifics of contents, structure, development mechanisms, entities of his pedagogical support.

Keywords: consciousness, professional consciousness, pedagogical support, component structure of category of professional consciousness.

Проблема формирования профессионального самосознания у студентов представляется одной из приоритетных как с точки зрения теоретической проработки понятия, так и с точки зрения педагогической практики. При этом очевидным является тот факт, что профессиональное самосознание, имея сложную многокомпонентную структуру, в своем развитии проходит ряд этапов. В период его становления важнейшим фактором служит включение молодого человека в профессиональную среду, осуществление профессиональных проб и рефлексирование собственного квазипрофессионального и первоначального опыта с позиций соответствия индивидуальных характеристик требованиям выбранной профессии.

На основе анализа научной литературы по проблеме попытаемся соотнести понятия «самосознание» и «профессиональное самосознание».

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии мы находим значительное число работ, посвященных пониманию сущности категории «самосознание» (Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина,

А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс, Э. Эриксон). Наряду с этим понятием используются такие психологические термины, как «Я», «Я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т. п. Авторы работ [1, 13, 14, 17, 18] пытались их соотнести и тем самым упорядочить терминологическое поле проблемы. Однако базовым для нас является понятие самосознания.

Приведем некоторые из его определений.

В философском энциклопедическом словаре читаем: «Самосознание - это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа» [17, с. 365].

С. Л. Рубинштейн отмечает, что «самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений» [12, с. 612].

© Белкина В. Н., Криулева А. А., 2017

По мнению В. В. Столина, «самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок» [14, с. 48].

В ряде работ отмечается, что самосознание - это осознание человеком своего общественного статуса, своих жизненно важных потребностей, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности [11].

В науке существует несколько подходов и к пониманию профессионального самосознания. Например, Б. Д. Парыгин считает, что профессиональное самосознание - это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе [9]. В. Д. Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценке профессиональных качеств. П. А. Шавир трактует это понятие как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачам профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности [19].

Подобные интерпретации термина

«профессиональное самосознание» не вступают в противоречие, а скорее дополняют друг друга, отражая различные аспекты этого понятия.

Более широко содержание профессионального самосознания представлено в работах А. К. Марковой. По ее мнению, профессиональное самосознание включает

— осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;

— осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;

— учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

— само оценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку (ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную).

При этом, как указывает А. К. Маркова, «в процессе профессионализации меняется и профессиональное самосознание. Оно

расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей» [7, с. 89].

В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса [16].

Так, в отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию.

Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т. д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание тех свойств и качеств личности, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, то есть профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе [3].

Таким образом, профессиональное

самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать отношения личности (отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности, к другим людям, к объекту, предмету, средствам, условиям труда) и индивидуально-психологические свойства

личности (сенсорные, перцептивные,

аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, моторные, коммуникативные).

Рассмотрим подходы к структуре профессионального самосознания в научной литературе.

В частности, А. В. Поддубная включает в содержание профессионального самосознания в качестве компонентов осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессио-

нальной деятельности; осознание и оценку отношений; осознание собственного развития во временной связи [10].

Моральный фактор, по ее мнению, не является принадлежностью обособленной предметной области социальной действительности. Он сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение его функций и социальных ролей в определенном коллективе. Нравственное содержание профессионального самосознания при этом характеризуется действенностью моральных принципов в деятельности. Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества. Важным является и осознание человеком себя как субъекта деятельности: кроме выбора средств деятельности, он хорошо представляет себе конечный результат своего труда, осознает ответственность в достижении целей, понимает значимость в этом процессе соответствия своих индивидуальных особенностей специфике деятельности. Включение же человека в профессиональную группу обусловливает развитие системы межличностных отношений и отношений к себе как профессионалу.

Несколько иной подход к рассмотрению структуры профессионального самосознания предлагают А. А. Деркач и О. В. Москаленко. Они выделяют следующие функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотива-ционный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции [2].

Когнитивный компонент, самопознание, является начальным звеном, образующим профессиональное самосознание. Осуществляя самопознание, то есть обращая психическую деятельность на исследование самого себя, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. Познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Познавая другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивая себя с ним.

В качестве результата и механизма самопознания выступает самопонимание, которое позволяет расширить представление о природе «Я», это необходимый момент процесса самосознания, внутреннее условие, определяющее развитие личности и формирование индивидуально-типологических особенностей ее структуры.

Мотивационный компонент реализуется через самоактуализацию. К. Роджерс считал, что лич-

ность обладает врожденной тенденцией к самоактуализации и стремление к ней проявляется в целенаправленном удовлетворении потребности в самоактуализации в ее жизненной реальности. Самоактуализация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека. Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих потенциальных возможностей с целью достижения творческой зрелости. Профессиональная самоактуализация, по мнению А. Маслоу, К. Рождерса, Ф. Перлза, Э. Шострома, Л. Я. Гозма-на, выступает операциональным аналогом личностной зрелости. Высокий уровень самоактуализации способствует достижению творческой зрелости личности.

Операциональному компоненту профессионального самосознания отведено значительное место в фундаментальных психологических исследованиях личности и деятельности. Так, С. Л. Рубинштейн отмечает, что саморегуляция, в которой реализуется операциональный компонент самосознания, - это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности (что, несомненно, важно для руководителей управленческой структуры) [12].

Можно сказать, что наиболее сложные формы саморегуляции возникают и как завершающий этап самосознающей себя личности.

Согласно Л. М. Митиной и А. К. Марковой, структура профессионального самосознания личности представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой.

Когнитивная подструктура включает осознание человеком себя в системе профессиональной деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных отношений и в системе его личностного развития. Постепенно у личности на основе представления о себе в отдельных профессиональных ситуациях, на основе мнения коллег складывается устойчивая Я-концепция, придающая ей чувство профессиональной уверенности или неуверенности.

В аффективно-оценочном отношении к себе различают оценку человеком своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие (рефлексивная самооценка). По мнению А. К. Марковой, «...если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной, то это говорит о росте профессионального

самосознания. Наиболее важным является формирование положительной самооценки в целом. У профессионала, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией,

эффективность работы в целом. Такая личность стремится к самореализации» [6, с. 112].

Поведенческий компонент профессионального самосознания означает способность действовать на основе знаний о себе и отношения к себе.

Рассмотренные функциональные компоненты профессионального самосознания, о чем говорят многие исследования, взаимосвязаны между собой и реализуются в двух планах. В объективном плане их показателем выступает профессиональное мастерство, в субъективном - Я-концепция. На профессиональное мастерство как целостное образование воздействуют внешние (профессиональное обучение, социум, его требования, мораль и др.) и внутренние (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, самопонимание) условия, в результате чего изменяется Я-концепция. И наоборот, изменяющаяся Я-концепция воздействует на профессиональное мастерство.

Обсуждаемая в статье проблема феноменологии профессионального самосознания выступает в качестве теоретического основания для изучения более конкретной темы, к которой можно отнести проблему формирования компонентов профессионального самосознания у будущих профессионалов, в частности, будущих педагогов дошкольного образования. Учитывая специфику профессии, осознание студентами своей индивидуальности, соотнесение личностных и интеллектуальных особенностей с требованиями профессиональной деятельности воспитателя детского сада, на наш взгляд, важнейший фактор становления и роста педагога.

Библиографический список

1. Бернс, Р. Что такое Я-концепция [Текст] / Р. Бернс // Психология самосознания : хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах М., 2003. -С. 333-393.

2. Деркач, А. А., Москаленко, О. В., Пятин, В. А., Селезнева, Е. В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности [Текст] : учебное пособие / А. А. Деркач, О. В. Москаленко, В. А. Пятин, Е. В. Селезнева. - Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. - 330 с.

3. Елдышова, О. А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления [Текст] / О. А. Елдышова // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. -С. 101-102.

4. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 335 с.

5. Кудрявцев, Т. В., Шегурова, В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. -№ 2. - С. 51-59.

6. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. - 312 с.

7. Маркова, А. К. Психология труда учителя. [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. -192 с.

8. Митина, Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя [Текст] / Л. М. Митина // Советская педагогика. - 1989. - № 12. - С. 36-39.

9. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории [Текст] / Б. Д. Парыгин. - М., 1971.

10. Поддубная, А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания [Текст] / А. В. Поддубная // Психология и жизнь. - Вып. № 1. -М. : МОСУ 2000. - С. 53-57.

11. Райгородский, Д. Психология самосознания [Текст] / Д. Райгородский. - М. : Бахрах, 2007. -135 с.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. -712 с.

13. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Текст] / А. Г. Спиркин. - М. : Политиздат, 1972. -303 с.

14. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : Изд-во МГУ, 1983. -284 с.

15. Титаренко, А. И. Структуры нравственного сознания [Текст] / А. И. Титаренко. - М. : Наука, 1974. - 390 с.

16. Толочек, В. А. Современная психология труда [Текст] : учебное пособие /В. А. Толочек. - СПб. : Питер, 2005. - 479 с.

17. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

18. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. - М. : МГУ. 1977. - 150 с.

19. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П. А. Ша-вир. - М., 1981. - 96 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Berns, R. Chto takoe Ja-koncepcija [Tekst] / R. Berns // Psihologija samosoznanija : hrestomatija / red.

D. Ja. Rajgorodskij. - Samara : Bahrah M., 2003. -S. 333-393.

2. Derkach, A. A., Moskalenko, O. V, Pjatin, V A., Selezneva, E. V. Akmeologicheskie osnovy profession-al'nogo samosoznanija lichnosti [Tekst] : uchebnoe posobie / A. A. Derkach, O. V. Moskalenko, V A. Pjatin,

E. V. Selezneva. - Astrahan' : Izd-vo Astrahanskogo gos. ped. un-ta, 2000. - 330 s._

В. Н. Белкина, А. А. Криулева

3. Eldyshova, O. A. Professional'noe samosoznanie kak psihologicheskaja sostavljajushhaja professional'nogo stanovlenija [Tekst] / O. A. Eldyshova // Fundamental'nye issledovanija. - 2006. - № 7. - S. 101-102.

4. Kon, I. S. V poiskah sebja: Lichnost' i ee samosoznanie [Tekst] / I. S. Kon. - M. : Politizdat, 1984. - 335 s.

5. Kudijavcev, T. V, Shegurova, V Ju. Psiholog-icheskij analiz dinamiki professional'nogo samoopredele-nija lichnosti [Tekst] / T. V. Kudijavcev, V. Ju. Shegurova // Voprosy psihologii. - 1983. - № 2. - S. 51-59.

6. Markova, A. K. Psihologija professionalizma [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Znanie, 1996. - 312 s.

7. Markova, A. K. Psihologija truda uchitelja. [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1993. -192 s.

8. Mitina, L. M. Formirovanie professional'nogo sa-mosoznanija uchitelja [Tekst] / L. M. Mitina // Sovetskaja pedagogika. - 1989. - № 12. - S. 36-39.

9. Parygin, B. D. Osnovy social'no-psihologicheskoj teorii [Tekst] / B. D. Parygin. - M., 1971.

10. Poddubnaja, A. V. Struktura i mehanizmy stanovlenija professional'nogo samosoznanija [Tekst] / A. V. Poddubnaja // Psihologija i zhizn'. - Vyp. № 1. -M. : MOSU, 2000. - S. 53-57.

11. Rajgorodskij, D. Psihologija samosoznanija [Tekst] / D. Rajgorodskij. - M. : Bahrah, 2007. -135 s.

12. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii [Tekst] / S. L. Rubinshtejn. - SPb. : Piter, 2000. - 712 s.

13. Spirkin, A. G. Soznanie i samosoznanie [Tekst] / A. G. Spirkin. - M. : Politizdat, 1972. - 303 s.

14. Stolin, V V. Samosoznanie lichnosti [Tekst] /

V V Stolin. - M. : Izd-vo MGU, 1983. - 284 s.

15. Titarenko, A. I. Struktury nravstvennogo soznani-ja [Tekst] / A. I. Titarenko. - M. : Nauka, 1974. - 390 s.

16. Tolochek, V. A. Sovremennaja psihologija truda [Tekst] : uchebnoe posobie / V. A. Tolochek. - SPb. : Piter, 2005. - 479 s.

17. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / gl. red.: L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev,

V G. Panov. - M. : Sovetskaja jenciklopedija, 1983. -836 s.

18. Chesnokova, I. I. Problema samosoznanija v psihologii [Tekst] / I. I. Chesnokova. - M. : MG U. 1977. -150 s.

19. Shavir, P. A. Psihologija professional'nogo sa-moopredelenija v rannej junosti [Tekst] / P. A. Shavir. -M., 1981. - 96 s.

Reference List

1. Burns R. What is the Self-concept // Consciousness Psychology: anthology / edition of D. Ya. Raigorodsky. -Samara: Bakhrakh M., 2003. - P. 333-393.

2. Derkach A. A., Moskalenko O. V, Pyatin V. A., Selezniova E. V. Acmeologichal basis of the personality's professional consciousness: manual. - Astrakhan : Publishing House of Astrakhan state pedagogical university, 2000. - 330 p.

3. Eldyshova O. A. Professional consciousness as a psychological component of professional formation // Basic researches. - 2006. - № 7. - P. 101 -102.

4. Kon I. S. In search of oneself: Personality and its consciousness. - M. : Politizdat, 1984. - 335 p.

5. Kudryavtsev T. V, Shegurova V. Yu. Psychological analysis of dynamics of the personality's professional self-determination // Psychology Questions. - 1983. -№ 2. - P. 51 -59.

6. Markova A. K. Psychology of professionalism. -M. : Znanie, 1996. - 312 p.

7. Markova A. K. Psychology of the teacher's work. -M. : Prosveshchenie, 1993. - 192 p.

8. Mitina L. M. Formation of the teacher's professional consciousness // Soviet pedagogics. - 1989. -№ 12. - P. 36-39.

9. Parygin B. D. Bases of the social and psychological theory. - M., 1971.

10. Poddubnaya A. V. Structure and mechanisms of professional consciousness formation // Psychology and life. - Issue № 1. - M. : MOSU, 2000. - P. 53-57.

11. Raigorodsky D. Psychology of consciousness. -M. : Bakhrakh, 2007. - 135 p.

12. Rubenstein S. L. Fundamentals of the general psychology. - SPb. : Piter, 2000. - 712 p.

13. Spirkin A. G. Consciousness and self-consciousness. - M. : Politizdat, 1972. - 303 p.

14. Stolin V. V. Self-consciousness of the personality. - M. : MSU Publishing House, 1983. - 284 p.

15. Titarenko A. I. Structures of moral consciousness. - M. : Nauka, 1974. - 390 p.

16. Tolochek V A. Modern psychology of work: manual. - SPb. : Piter, 2005. - 479 p.

17. Philosophical encyclopedic dictionary / editor-inchief: L. F. Iliichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. - M. : Sovetskaya Entsyklopediya, 1983. -836 p.

18. Chesnokova I. I. Problem of consciousness in psychology. - M. : MSU, 1977. - 150 p.

19. Shavir P. A. Psychology of professional self-determination in early youth. - M., 1981. - 96 p.