УДК 159.9.072.43
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Джумагалиева Гульфия Рашитовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета (АГУ); ул. Татищева, 20, Астрахань, Россия, 414056; e-mail: [email protected]
Введение
Актуальный интерес исследователей в психологии к категории «профессиональное самосознание» на протяжении ХХ-ХХ1 веков связан с научно-технической революцией, позволяющей варьировать и расширять не только содержание и методы высшего и среднего профессионального обучения, профессиональные предпочтения и специализации взрослого человека, но и совершенствовать возможности и способности личности, реализовать её потенциал в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Отметим, что профессиональное самосознание широко представлено в концепциях отечественных психологов: Ж.В. Бадулиной [1], И.В. Вачкова [3], С.А. Дружилова [5], Э.Ф. Зеера [7], С.В. Кошелевой [9], А.К. Марковой [10], Л.Г. Матвеевой [11], Л.М. Митиной [12], О.В. Москаленко [13], Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой [18], Е.А. Эннс [21], Е.А. Климова.
Важно отметить, что профессиональное самосознание по онто-соци-огенетической концепции развития профессионального самосознания личности, разработанной О.В. Москаленко [13], представляется открытой системой, формирующейся и развивающейся на протяжении всего жизненного пути человека, особенно в выделенный нами этап профессионального обучения. Эти идеи нашли отражение во многих исследованиях профессионального самосознания студентов и молодёжи начального этапа профессионализации (А.Д. Барсукова [2], О.Ю. Демченко [4], Е.Г. Ефремов [6], Л.Ж. Караванова [8], Т.К. Поддубная [17], В.В. Терещенко [20], Е.А. Эннс [22]).
Более того, реформа современного профессионального образования и поиск новых способов и форм обучения в вузе позволяют ставить вопрос не о подготовке выпускника как носителя современной профессиональной информа-
ции, а о подготовке субъекта будущей трудовой деятельности, имеющего достаточно развитый уровень профессионального самосознания, характеризующейся диалектической трёхмерностью его составляющих: процессуальной, результативной и личностной, что выступает актором и мотиватором творческой зрелости специалиста [13].
Взяв за основу данные тезисы, мы поставили цель — изучить теоретически и эмпирически возможности использования развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов вузов. При этом мы предположили, что рассмотреть развивающие технологии в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов вузов как
совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности с целью развития его профессионального самосознания, развития свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития будущего специалиста.
Задачи исследования — рассмотреть возможности развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов вузов, подготовить спецкурс «Развитие профессионального самосознания студентов вузов» и изучить степень влияния развивающих технологий на уровни и компоненты профессионального самосознания (по О.В. Москаленко) студентов вузов: когнитивный,
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена анализу использования развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов вузов. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что развивающие технологии в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов выступают как средства, направленные на раскрытие внутреннего потенциала личности, взаимосвязаны с развитием уровней и компонентов их профессионального самосознания. В ходе теоретического исследования компоненты профессионального самосознания были дополнены творческим компонентом, подготовлен спецкурс «Развитие профессионального самосознания студентов», который был эмпирически реализован в учебную деятельность студентов и магистрантов АГУ. Использованы батареи методик определения уровней развития и компонентов профессионального самосознания (О.В. Москаленко), реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания личности (Г.Р. Сибигатуллина). Выявленные на уровне 5% значимости ранговые коэффициенты корреляции по Ч.Э. Спирмену демонстрируют тесную положительную связь между следующими уровнями: акме-субъектным и высоким; акме-ориентированным и средним; неакме-ориентированным и низким; а также отрицательную связь между акме-субъектным и низким, неакме-ориентиро-ванным и высоким.
Ключевые слова: развивающие технологии, уровни развития и компоненты профессионального самосознания, студенты, вуз.
эмоциональный, мотивационно-целевой и операциональный [13].
Выборка и методы исследования
При построении модели исследования в выборке студентов вуза кроме четырёх названных выше компонентов профессионального самосознания был рассмотрен ещё и пятый — творческий, который выступает одним из важных аспектов в эффективности профессионального обучения.
При построении опытной работы за основу были взяты развивающие ак-меологические технологии в системе совершенствования профессионального самосознания государственных служащих [19].
В исследовании приняли участие студенты 3-4-х курсов и магистранты Астраханского государственного университета. Объём выборки — 112 человек в возрасте от 20 до 28 лет. Средний возраст — 25 лет. В выборке преобладали девушки (76,79% выборки).
Опытная работа была построена как спецкурс по развитию профессионального самосознания студентов, включающий в себя как теоретический обзор проблем профессионального самосознания студентов вузов, так и эмпирическую работу по совершенствованию их профессионального самосознания.
В первой — теоретической — части внимание было обращено на содержание и способы получения новых знаний о профессиональном самосознании студентов, среди которых могут быть выделены — «покупка», «аренда» и развитие знаний; кодификация знаний, знание об экспертных системах. Важно отметить и базовые принципы управления знаниями: интеграция, структурная гибкость и простота, центр внимания и др. [14-16].
Во второй — эмпирической — части были использованы следующие фор-
мы организации получения новых знаний о профессиональном самосознании студентов: деловая игра (использовалась для решения следующих задач: развитие творческого потенциала; генерация новых идей; выработка направлений развития; поддержка сложного начинания; решение личностного, межличностного и межкультурного конфликта; усиление лояльности по отношению к компании; диагностика ценностной ориентации сотрудников; интериоризация ценностей; анализ причин неудач; выработка миссии, стиля, слогана; прояснение правил, норм, ценностей корпоративной культуры); тренинг развития профессионального самосознания (с опорой на разработанный И.В. Вачковым [3]), который позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания участников и основной задачей которого выступает развитие всех компонентов профессионального самосознания: когнитивного — повышение когнитивной и профессиональной компетентности студентов посредством получения знаний как о профессии, так и о способах её познания путём передачи им системы знаний и развития способности к эффективному применению её в будущей профессиональной деятельности; творческого — совершенствование визуальных представлений развития профессионального самосознания студентов в виде графической схемы, вписывание в неё необходимых характеристик, а также выявление несогласованности, противоречий, неполноты в вербальных и схематических описаниях развития профессионального самосознания студентов — «Самоописание», «Визуализация» «Моделирование», «Логический анализ»; мотивационно-го — развитие у студентов способности побуждения и планирования всей системы действий по развитию профессионального самосознания через тренинг
«Дискуссия»; видеотренинг; операционального — развитие способности к упорядочиванию всех звеньев деятельности по развитию профессионального самосознания, обеспечение условий совместной деятельности студентов с учётом временных, пространственных, физических, финансовых, трудовых ресурсов; организация пространственно-временного континуума развития профессионального самосознания студентов; учёт и использование культурных традиций при осуществлении развития профессионального самосознания студентов; планирование мероприятий; эмоционального — на повышение самопонимания, эмоциональной компетентности студентов посредством развития способностей, необходимых для обеспечения оптимизации саморегуляции в ходе развития профессионального самосознания студентов; привлечение внимания людей, умение возбуждать и поддерживать интерес к себе со стороны субъектов, воспринимающих имидж; адекватно воспринимать и оценивать реакцию субъектов; адекватно воспринимать ситуацию развития профессионального самосознания студентов как у самих себя, так и у других членов социума; способность к эмпатии и речевой коммуникации.
Результаты исследования и их обсуждение
Главные результаты внедрения спецкурса по развитию профессионального самосознания студентов заключаются в том, что чем выше уровень профессионального самосознания студентов, тем они более мотивированны, способны, готовы и реализуют развивающие технологии в процессе совершенствования профессионального самосознания (табл. 1). Для этого были выявлены уровни профессионального самосознания студентов (высокий, средний и низкий [13]) и уровни реализации развивающих
Таблица 1
Значение коэффициента корреляции уровней развития профессионального самосознания студентов и реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального
самосознания студентов (р < 0,05)
Уровень реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов Уровень профессионального самосознания студентов
Высокий Средний Низкий
Акме-субъектный 0,89 0,37 -0,85
Акме-ориентированный 0,48 0,86 0,19
Неакме-ориентированный -0,79 0,17 0,88
технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов вузов (акме-субъектный, акме-ориентированный и акме-неориентиро-ванный [19]). Оказалось, что на уровне 5% значимости ранговые коэффициенты корреляции по Ч.Э. Спирмену демонстрируют достаточно тесную положительную связь между следующими уровнями: акме-субъектным и высоким (г8 = 0,89), акме-ориентированным и средним (г8 = 0,86), неакмеориентированным и низким ((г8 = 0,88), а также тесную отрицательную связь между уровнями: ак-ме-субъектным и низким (г8 = -0,85), не-акме-ориентированным и высоким (г8 =
-0,79). Эти данные говорят о том, что выбранные развивающие технологии совершенствуют профессиональное самосознание студентов.
Разработанные технологии позволяют развивать каждый компонент профессионального самосознания студентов (табл. 2.)
Из табл. 2 видно, что студенты с ак-ме-субъектным и акме-ориентирован-ным уровнями реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания: • владеют высокой мотивацией, что ведёт к высокому уровню развития у них профессионального самосознания;
• не только готовы, стремятся, но и изучают профессиональные знания более активно, осознанно, чем студенты с неакме-ориентированным уровнем;
• проявляют творчество в овладении своей будущей профессиональной деятельностью, владеют и применяют способы творческой самореализации в учебно-профессиональной деятельности, им более присущ активный характер творческой активности, чем студентам с неакме-ориентированным уровнем;
• более уравновешенны, ответственны, настойчивы, их характеризует более ровный и спокойный характер отношений, им присущ более высокий
Таблица 2
Взаимосвязь компонентов профессионального самосознания и уровней реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов
Компонент профессионального Уровень реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов
самосознания студентов акме-субъектный акме-ориентированный неакме-ориентированный
IS нравственно содержание -психологическое ориентация на саморазвитие ориентация на саморазвитие, но с помощью администрации, консультантов, родственников нет ориентации на саморазвитие
S о S я й а s н предметная избирательность или направленность активный самостоятельный поиск средств и методов личностно-профессиональ-ного развития поиск средств и методов личностно-профессио-нального развития под руководством кого-либо нет поиска средств и методов личностно-профессионального развития
динамические свойства интенсивность, устойчивость, действенность высокая, осознанная средняя, частично осознанная низкая, неосознаваемая
самопознание как профессионала профессиональных качеств высокое среднее низкое
оценка экспертов профессионала по профессиональным качествам высокая средняя низкая
степень сформированности основных профессиональных навыков, усвоенных профессиональных знаний высокая средняя низкая
стиль и время решения профессиональной задачи деловой и минимальное количество времени ситуационный и среднее количество времени нет стиля и максимальное количество времени
iS s а s н s уровень осознания и понимания личностно-профессионального самоопределения, выбора профессии, профессиограммы, профессиональных целей высокий средний низкий
3 характер и особенности образа профессиональной деятельности и личности профессионала как эталонов для осознания своих качеств осознанный и чёткий частично осознаваемый и нечёткий неосознанный и размытый
осведомлённость высокая средняя низкая
аналогии совершенные достаточные недостаточные
классификация совершенная достаточная недостаточная
обобщения высокие средние низкие
оперирование количественными отношениями высокий уровень средний уровень низкий уровень
гибкость мышления высокая средняя низкая
Компонент профессионального Уровень реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов
самосознания студентов акме-субъектный акме-ориентированный неакме-ориентированный
характер творческой активности высокий, осознанный средний, ситуационный низкий, шаблонный
IS умение творчески решать поставленные профессиональные задачи чёткий, осознанный алгоритм в зависимости от ситуации нет алгоритма и мотивации решать такие задачи
s и о и ¡т степень осознанности и устойчивости общей креативности осознанная, устойчивая, высокая и качественная достаточно осознанная и устойчивая, средняя неосознанная, неустойчивая, некачественная
о £ творческий подход к профессиональной деятельности творческие действия сформированы, осознанны и реализуются творческие действия в зависимости от ситуации, метод «проб и ошибок» нет творческих действий
степень реализация творческого потенциала личности высокая средняя низкая
характер отношений (эмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, оценивание своих ПВК; профессиональных знаний, умений, навыков) положительное, адекватное, чаще высокое и среднее оценивание амбивалентное, как адекватное, так и нет, низкий, средний и, иногда, высокий уровень оценки своих ПВК, знаний, умений и навыков амбивалентное, чаще неадекватное, низкий и средний уровень оценки своих ПВК, знаний, умений и навыков
IS S hQ S о s степень эмоционального включения в профессиональную деятельность (регуляция эмоциональных состояний и эмоциональная сдержанность) высокая осознанная; сдержанны, менее эмоциональны, владеют методами саморегуляции эмоций средняя, не всегда осознанна, как сдержаны, так и нет, эмоциональны и применяют методы саморегуляции в зависимости от ситуации, низкая, неосознанная, очень эмоциональны, не владеют методами саморегуляции эмоций
я о S rn степень ответственности, настойчивости в реальной позиции высокая, осознанная средняя, часто не осознаваемая низкая, неосознаваемая
степень выраженности потребности в достижении высокая средняя низкая
самопонимание своих личностных особенностей высокое, осознанное и адекватное среднее, не всегда осознаётся, иногда как завышенное, так и заниженное низкое, неосознанное, неадекватное завышенное или заниженное
наличие показателей «эмоционального выгорания» появляются иногда присутствуют чётко есть
способы владения и степень осознанности развивающих акмеоло-гических технологий в системе совершенствования ПС ГС высокая степень осознанности, высококачественное знание и применение технологий средняя степень осознанности, знают, но не всегда применяют технологии низкая степень осознанности, недостаточное знание и применение технологий
IS s hQ предпочтение средств и способов реализации профессиональной деятельности передовые, с элементами профессионального творчества, научно-интеллектуальный поиск в деятельности «по шаблону», метод собственных проб и ошибок перебор методом «проб и ошибок», импульсивное, подражание преуспевшим коллегам, часто вышестоящим, в аналогичных ситуациях, имитация их действий
S о s я Й л и s о уровень осознания и понимания личностно-профессионального самоопределения профессиональная деятельность выступает как средство личностного развития зависит от внешнего воздействия, но приобретает смысл личностного развития зависит от внешнего воздействия
профессиональная компетентность высокая средняя низкая
профессиональная направленность «на дело» «на дело и на себя» «на себя»
дисциплинарный контроль; степень выраженности профессиональной этики дисциплинированны, всегда соблюдают профессиональную этику, нормы профессиональной этики являются личными внутренними, глубоко осознанными и принятыми дисциплинированны, в основном, нормы профессиональной этики являются личными, но формальными часто недисциплинированны, нормы профессиональной этики не являются личными
и адекватный уровень потребности достижения. Эти студенты более уравновешенны и лучше владеют приёмами саморегуляции, чем студенты с неакме-ориентированным уровнем;
• знают, владеют и применяют развивающие технологии на более высоком уровне, чем студенты с неакме-ориенти-рованным уровнем.
Студентов с акме-субъектным и ак-ме-ориентированным уровнями характеризуют: предпочтение передовых средств и способов реализации профессиональной деятельности с элементами профессионального творчества; научно-интеллектуальный поиск в деятельности; более высокий уровень профессиональной компетентности.
Выводы
Главными итогами исследования являются подготовка и реализация спецкурса развития профессионального самосознания студентов, который базируется на рассмотренных возможностях развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов вузов.
Важнейшим выводом исследования выступают взаимосвязь и степень влияния развивающих технологий как на уровни, так и на компоненты профессионального самосознания студентов: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой, творческий и операциональный. При этом уровни профессионального самосознания студентов выявлены как высокий, средний и низкий, а уровни реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов высшей школы как акме-субъектный, акме-ориенти-рованный и акме-неориентированный. Показано, что на уровне 5% значимости ранговые коэффициенты корреляции по Ч.Э. Спирмену демонстрируют достаточно тесную положительную связь между уровнями: акме-субъект-ным и высоким, акме-ориентированным и средним, неакмеориентированным и низким, а также тесную отрицательную связь между уровнями: акме-субъ-
ектным и низким, неакме-ориентиро-ванным и высоким.
Заключение
Подводя итог исследованию развивающих технологий совершенствования профессионального самосознания студентов, можно сделать вывод о большой практической значимости данной работы для будущей успешной профессионализации студентов и построения их карьеры, а также эффективности их лич-ностно-профессионального развития.
Основная часть исследования включала в себя изучение влияния реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов на компоненты профессионального самосознания студентов [13].
Опытное исследование было реализовано через авторский спецкурс со студентами и магистрантами вузов.
Исходя из теоретической и эмпирической частей спецкурса, были изучены взаимосвязь уровней профессионального самосознания студентов и реализации развивающих технологий в процессе совершенствования профессионального самосознания студентов, а также степени развития компонентов профессионального самосознания студентов и уровней реализации развивающих технологий этого процесса.
Эти данные могут быть использованы для разработки соответствующих рекомендаций по развитию профессионального самосознания студентов:
1. Работа по развитию профессионального самосознания студентов и реализации развивающих технологий в этом процессе должна начинаться с постановки цели и её осознания личностью. В зависимости от цели принимается решение о методах развития профессионального самосознания студентов.
2. Другой важной задачей является вопрос адекватной оценки существующего положения или актуального состояния профессионального самосознания студентов. Для того чтобы получить необходимую адекватную информацию, рекомендуется использовать несколько
путей. Во-первых, студент должен чётко сформулировать свою самооценку. Во-вторых, оценить, что именно он хочет изменить, а также конечный результат («идеальный уровень развития профессионального самосознания студентов»). И в-третьих, студент должен определить, какие сильные и слабые стороны он имеет на момент принятия этого решения. Эта оценка будет субъективной. Самооценку рекомендуется оформить в письменном виде, так как мнение человека о себе может быть довольно расплывчатым, а письменная форма изложения требует использования конкретных слов. Возможно применение табличной формы, например, следующего содержания (табл. 3).
Форма таблицы может быть и иной, например содержать оценку качеств по какой-либо шкале. При затруднениях в самооценке желательно обратиться к психологу. Если человек не может чётко сформулировать своё представление о самом себе (неважно, совпадёт ли оно с мнением окружающих), то он будет испытывать трудности и в дальнейшем процессе формирования и развития профессионального самосознания.
3. Следующим этапом является конструктивное использование критики. Желательно найти для этой цели искренне заинтересованных в объективной критике людей. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить у них помощи и совета. Также следует попросить «помощника» быть конкретным и обстоятельным.
Психологи и преподаватели вузов могут провести анкетирование среди своих студентов и коллег по вопросам проблем развития профессионального самосознания студентов. При этом вопросы должны быть сформулированы так, чтобы студенты и преподаватели отвечали искренне. При составлении такой анкеты также желательно воспользоваться помощью специалиста. Возможно использование методики экспертной оценки. Однако при применении этой методики необходима помощь специалиста.
Таблица 3
Пример формы, используемой при проведении самооценки
Качества, которыми я обладаю в данный момент Качества, которыми я хотел бы обладать Способы достижения цели (кратко)
4. Отметим особое значение планирования в процессе развития профессионального самосознания студентов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определённое время, например несколько часов в определённый день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. Мероприятия по развитию профессионального самосознания студентов должны быть включены в план работы наряду с другими делами.
Полученные результаты позволяют в качестве перспектив исследования наметить построение индивидуальных траекторий развития профессионального самосознания студентов с помощью современных коммуникативно-информационных технологий и через внедрение их в психодидактику высшей школы.
ССЫЛКИ
[1]. Бадулина Ж.В. Особенности профессионального самосознания субъектов в разных типах карьеры: Дис.... канд. психол. наук. — СПб., 2008. — 140 с.
[2]. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. — М.: Изд-во АСВ, 2009. — 168 с.
[3]. Вачков И.В. Структура профессионального самосознания учителя: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1995. — 180 с.
[4]. Демченко О.Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС России: Дис.... канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2009. — 190 с.
[5]. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 6. — С. 56-60.
[6]. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: Дис. ... канд. психол. наук. — Томск, 2000. — 178 с.
[7]. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
[8]. Караванова Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2012. — 49 с.
[9]. Кошелева С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 1998. — 50 с.
[10]. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 309 с.
[11]. МатвееваЛ.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: Дис. ... канд. психол. наук. — Челябинск, 2004. — 189 с.
[12]. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28-30.
[13]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессиональ-ного развития специалиста // Акмеоло-гия. — 2012. — № 2. — С. 109.
[14]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Ак-меология. — 2014. — Т. 3. — С. 65.
[15]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С. 163.
[16]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 248-256.
[17]. Поддубная Т.К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: Дис.... канд. психол. наук. — М., 1998. — 169 с.
[18]. Пряжников Н.С., Пряжнико-ва Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Высшее профессиональное образование, 2009. — 480 с.
[19]. Сибигатуллина Г.Р. Развивающие акмеологические технологии в системе совершенствования профессионального самосознания государственных служащих // Акмеология. — 2007. — № 3. — С. 45-48.
[20]. Терещенко В.В. Становление профессионального самосознания у студентов театрального вуза: Дис.... канд. психол. наук. — М., 2012. — 226 с.
[21]. Эннс Е.А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке // Психологические науки: теория и практика: мат-лы Междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2012). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129.
[22]. Эннс Е.А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения // Актуальные вопросы современной психологии: мат-лы II Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2013). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 124-127.
REFERENCES
[1]. Badulina Zh.V. Osobennosti professional'nogo samosoznanija sub'ektov v raznyh tipah kar'ery: Dis.... k. psihol. n. [Pecularities of Professional Self-consciousness of Subjects in Different Types of Career: thesis research in support of candidature for Psychological Science.]. — SPb., 2008. — 140 p.
[2]. Barsukova A.D. Osobennosti formirovanija professional'nogo samosoznanija studenchestva [Pecularities of Professional Self-consciousness Creation of Studentship]. — M.: Izdatel'stvo ASV [ASV publishing house], 2009. — 168 p.
[3]. VachkovI.V. Struktura professional'nogo samosoznanija uchitelja: Dis.... k. psihol. n. [Structure of Teacher's Professional Self-consciousness: thesis research in support of candidature for Psychological Science]. — M., 1995. — 180 p.
[4]. Demchenko O.Ju. Dinamika professional'nogo samosoznanija kursantov go-sudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rosii: dis.... k. psihol. n. [Dynamics of Russian State Fire Fighting Service of Ministry of Emergency Situations Trainee's Professional Self-consciousness: thesis research in support of candidature for Psychological Science]. — Ekaterinburg, 2009. — 190 p.
[5]. Druzhilov S.A. Stanovlenie pro-fessionalizma kak process formirovanija konceptual'noj modeli professional'noj dejatel'nosti [Formation of Professionalism as Process of Formation of Professional Activity Conceptual Model] // Zhurnal priklad-noj psihologii [Applied Psychology Magazine]. — 2004. — № 6. — P. 56-60.
[6]. EfremovE.G. Osobennosti formirovanija professional'nogo samosoznanija na razlichnyh stadijah professional'nogo obu-chenija: dis.... k. psihol. n. [Pecularities of Professional Self-Consciousness Formation on Different Levels of Professional Education: thesis research in support of candidature for Psychological Science]. — Tomsk, 2000. — 178 p.
[7]. Zeer Je.F. Psihologija professij [Professions Psychology]. — Ekaterinburg: De-lovaja kniga [Business Book], 2003. — 336 p.
[8]. Karavanova L.Zh. Professional'no-lichnostnoe razvitie specialista po social'noj rabote v period vuzovskogo obuchenija: av-toref. dis. ... d. psh. n. [Professional personal development of Specialist in Social Work during University Education: author's abstract of thesis research in support of Doctor of Psychological Science]. — M., 2012. — 49 p.
[9]. Kosheleva S.V. Organizacion-no-psihologicheskie determinanty professional'nogo samosoznanija ruko-voditelej: avtoref. d.... d. psihol. n. [Organisational and Psychological Determiners of Director Professional Self-consciousness: author's abstract of thesis research in support of Doctor of Psychological Science]. — M., 1998. — 50 p.
[10]. Markova A.K. Psihologija profes-sionalizma. [Professionalism Psychology]. — M.: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond "Znanie" ["Knowledge" International Humanitarian Fond], 1996. — 309 p.
[11]. Matveeva L.G. Stanovlenie professional'nogo samosoznanija klinicheskih psihologov: dis. ... kand. psihol. nauk [Formation of Clinic Psychologists' Professional Self-consciousness: thesis research in support of candidature for Psychological Science]. — Cheljabinsk, 2004. — 189 p.
[12]. Mitina L.M. Lichnostnoe i pro-fessional'noe razvitie cheloveka v novyh social'no-jekonomicheskih uslovijah [Personal and Professional Development of Individual in new Socil economic Conditions] // Voprosy psihologii [Psychology Questions]. — 1997. — № 4. — P. 28-30.
[13]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategori-ja lichnostno-professional'nogo razvitija specialista [Professional Self-consciousness as General Category of Specialist's Personal and Professional Development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 2. — P. 109.
[14]. Moskalenko O.V. Rol' znanij v postroenii kar'ery cheloveka [Role of Knowledge in Building Career of Person] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3. — P. 65.
[15]. Moskalenko O.V. Rol' novyh kom-munikativno-informacionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza [Role of Modern Communicative and Informational Technologies in University Teacher's Activity] //Akmeologija[Acmeology]. — 2014. — № 1-2. — P. 163.
[16]. Moskalenko O.V. Potencial neko-toryh psihodidakticheskih priemov v pre-podavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole [Potential of Some Psychodidac-
tical Technique in University Teaching of Educational Subjects] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 2. — P. 248-256.
[17]. Poddubnaja T.K. Dinamika kog-nitivnyh komponentov professional'nogo samosoznanija studentov-psihologov v processe obuchenija: Dis.... k. psihol. n. [Dynamics of Cognitive components of Students Psychologists Professional Self-consciousness during Educational Process: thesis research in support of candidature for Psychological Science]. — M., 1998. — 169 p.
[18]. Prjazhnikov N.S., Prjazhnikova E. Ju. Psihologija truda i chelovechesko-go dostoinstva. [Psychology of Labour and Human Dignity]. — M.: Vysshee professional'noe obrazovanie [Higher Professional Education], 2009. — 480 p.
[19]. Sibigatullina G.R. Razvivajush-hie akmeologicheskie tehnologii v sisteme sovershenstvovanija professional'nogo samosoznanija gosudarstvennyh sluzhashhih [Developing Acmeological Technologies in System of Civil Servants' Professional Self-consciousness Improvement] // Akmeologija [Acmeology]. — 2007. — № 3. — P. 45-48.
[20]. Tereshhenko V.V. Stanovlenie professional'nogo samosoznanija u studen-
tov teatral'nogo VUZa: dis.... k. psihol.n. [Formation of Professional Self-consciousness of Theatrical University Students: thesis research in support of candidature for Psychological Science]. — M., 2012. — 226 p.
[21]. Jenns E.A. Ponjatie profes-sional'nogo samosoznanija v psiholog-icheskoj nauke [Notion of Professional Self-consciousness in Psychological Science] // Psihologicheskie nauki: teorija i praktika: mat-lyMezhdunar. nauch. konf. (Moskva, fevral' 2012). — M.: Buki-Vedi [Psychological Science: theory and practice: Materials of International science Conference (Moscow,Febrary 2012)]. — M.: Buki Vedi, 2012. — P. 127-129.
[22]. Jenns E.A. Osobennosti formiro-vanija professional'nogo samosoznani-ja v period professional'nogo obuchenija [Pecularities of Professional Semiconsciousness Formation during Professional Education] // Aktual'nye voprosy sovre-mennoj psihologii: mat-ly II Mezhdu-nar. nauch. konf. (Cheljabinsk, fevral' 2013 g.). Cheljabinsk: Dva komsomol'ca [Actual Questions of Modern Psychology: materials for Second International Science Conference(Chelyabinsk, Febrary 2013 y.)] [Chelyabinsk: Two Komsomo-lets], 2013. — P. 124-127.
DEVELOPING TECHNOLOGIES OF IMPROVEMENT OF UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS
Gulfiya R. Djumgalieva — Candidate of Psychological Science, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Astrakhan State University; Tatischeva Street, 20, Astrakhan, 414056, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of application of developing technologies in the course of perfecting of students' professional self-actualization. The author theoretically substantiated and empirically confirmed the statement that developing technologies act as means aimed at development of internal potential of a personality and are interrelated with the evolvement of levels and components of their professional self-consciousness during improving students' professional self-actualization.
In the course of the theoretical research, components of professional self-actualization were supplemented by the creative element, as well as "Development of students' professional self-consciousness" special course was prepared and empirically implemented into learning activity of students and graduate students of Astrakhan State University.
There were applied a number of methods identifying levels of development and components of professional self-actualization (O.V. Moskalenko), implementation of developing technologies during the improvement of professional self-actualization of a person (G.R. Sigibatulina).
Revealed on the level of 5% significance rank indices of correlation according to Ch.E. Spearman show close positive connection between the following levels: acme-subject and high, acme-oriented and medium, non acme-oriented and low, negative connection between acme-subject and low, non acme-oriented and high.
Keywords: developing technologies, levels of development and components of professional self-actualization, students, university.