УДК 159.9.072.43
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Тарасова Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета; ул. Татищева, 20, Астрахань, Россия, 414056; e-mail: [email protected]
В научных работах по исследуемой теме — профессиональное самовыражение преподавателя вуза — можно условно выделить два направления в её изучении:
1. Исследование самовыражения в общем контексте изучения человека как личности и субъекта профессиональной деятельности в психологии и акмеологии.
2. Исследование видов и форм самовыражения личности, рассматрива-
емые в акмеологической, педагогической психологии.
Профессиональное самовыражение личности связано с проблемами профессионализма, выявлением условий, при которых обеспечиваются профессиональный рост и достижение индивидом профессионального акме. Большой вклад в разработку теоретических положений личностно-профессионального развития специалистов внесли А.А. Де-ркач, А.В. Гагарин, О.В. Москаленко.
Особого внимания заслуживают психологические исследования процессов саморазвития, самоутверждения, самовыражения [13-15], самоидентификации, самоактуализации, самосовершенствования и самореализации.
Исследование профессионального самовыражения в этих исследованиях показывает, что важно понимать его шире и более структурированно, чем самопредъявление личности в общении и самораскрытие.
РЕЗЮМЕ
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ и изучение критериев и показателей профессионального самовыражения преподавателя вуза. Рассмотрены различные подходы генезиса профессионального самовыражения преподавателя вуза. Применены как теоретические методы исследования: теоретико-методологический, логический анализ и интерпретация научных данных, сравнительный анализ, моделирование, так и эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, самоанализ, самохарактеристики (мини-сочинения), анализ и решение конкретных профессионально-педагогических ситуаций, авторские анкеты («Анкета преподавателя вуза», «Профессиональное самовыражение личности»), биографическая анкета (БЭМКОМ-1) (Н.И. Конюхов, М.Л. Шаккум), методики: изучения отношения к деятельности преподавателя вуза; самооценки способности самоуправления в профессиональной деятельности; измерения самоактуализации, самооценки и оценки умений профессиональной деятельности и проектно-регулирующей деятельности; «Q-сортировка» (Е.П. Ильин); психологическая тестовая оценка (А.Ф. Кудряшов). Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различий показателей, статистических связей.
Теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены шесть критериев профессионального самовыражения преподавателя вуза: 1) внешний — социально-оценочный (социально-статусный и социально-организационный); 2) внутренний — личностно-значимый (самооценочный и потреб-ностно-мотивационный); 3) объективный — средовой (социально-зависимый и организацион-но-деятельностный^; 4) субъективный — личностно-развивающийся (субъективно-ценностный и рефлексивно-целевой); 5) процессуальный — организационно-взаимодействующий (организационно-коммуникативный, социально-перцептивный и интерактивный); 6) результативный — итогово-прогностический (эмоционально-регуляционный и когнитивно-созидательный), а также их показатели.
Данная система критериев и их показателей позволяет описать профессиональное самовыражение преподавателя вуза по следующим уровням: внешне-имиджевому, социально-профессиональному, творчески-преобразующему.
Эта система позволяет скорректировать профессиональное самовыражение преподавателя вуза, а также построить систему его подготовки и повышения квалификации.
Полученные результаты исследования важны как для личностно-профессионального развития преподавателей вуза и повышения эффективности их деятельности, так и для психологии труда, развития и акмеологии.
Ключевые слова: профессиональное самовыражение, преподаватель вуза, критерии, показатели, уровни.
Профессиональное самовыражение, являясь психологической категорией, влияет на процессы овладения человеком приёмами осознания личностного начала, самоопределения, самопреодоления, самореализации, самоанализа и самопрезентации собственной деятельности, приводящими его к более высокому уровню самовыражения [13; 14].
Поэтому профессиональное самовыражение должно включать в себя определение личностной позиции, целей самопознания, самоутверждения, опосредование ведущих способов организации личностной сферы жизнедеятельности, что позволяет сформировать систему представлений личности о самой себе, презентовать образ своего «Я», раскрывать себя в профессиональной деятельности и общении с другими людьми.
Профессиональное самовыражение выступает интегрирующим, системообразующим компонентом самосознания [4; 5], влияет как на приобретение знаний и умений, так и на личностное развитие человека, определяя успешность деятельности и субъективную удовлетворённость ею. В свою очередь, самовыражение определяется сформированнос-тью образа своего «Я», адекватностью самооценки, соотнесённостью совокупности способов и результатов самореализации с собственными ожиданиями, уверенностью в себе и своей компетенции. Оно связано с ценностными и смысложизненными ориентациями этичности, с выраженностью мотивации достижения.
Ранее нами было представлено содержание профессионального самовыражения преподавателя вуза [15] и отмечены следующие когнитивные признаки данного понятия как концепта:
♦ в нём выступает уровень самосознания человека, в том числе и профессионального [4; 5];
♦ оно является способом, которым личность проявляет, регулирует свою активность в процессе объективации в профессиональной деятельности;
♦ оно выступает когнитивной моделью, посредством которой осуществляется познавательная деятельность этноса, социума, индивидуума в естественном языке;
♦ это понятие — многозначный термин, выражающий определённый уровень знания и опыт человека и следующие компоненты: способ организации жизни и регуляции времени; соотношение самолюбия и долга, анализ типа ак-
тивности; тип противоречий, критических для личности; виды последствий критических противоречий; соотношение проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом; тип мотивации;
• оно эмоционально, личностно, имеет субъективный и личностный смысл и эмоционально-личностную окраску, им может быть выражено как вербально, так и невербально через имидж, поведение, реакции;
• оно имеет различные уровни: внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-преобразующий;
• оно зависит как от уровня общей культуры преподавателя вуза, так и от частных видов культуры — преподавательской, исследовательской, эт-нокультуры и др., в том числе и от его тотальной толерантности.
Это позволяет выделить систему критериев и показателей профессионального самовыражения преподавателя вуза, которая должна, с одной стороны, охватывать систему представлений личности о самой себе, а с другой — давать возможность презентовать образ своего «Я», а также раскрывать себя в деятельности и общении с другими людьми.
При этом необходимо иметь в виду:
• раскрываемость критериев через совокупность показателей и уровней их проявления, на основании которых можно судить о степени выраженности этих показателей;
• достаточность для корректного фиксирования качественной определённости состояния;
• отражение динамики в критериях и показателях;
• определённость (атрибутивность) критериев, показателей и уровней их проявления, которая обусловлена сложностью оцениваемого феномена [1-3].
Заметим, что к объективным критериям относится эффективность основных и дополнительных видов деятельности. К субъективным критериям относятся: устойчивая направленность; понимание ценностных ориентаций профессии; позитивное отношение к себе как профессионалу; удовлетворённость трудом [6-9]. В процессуальные критерии входит использование личностью социально приемлемых, гуманистически направленных способов и технологий в своём труде. К результативным критериям относится достижение в профессиональном труде результатов, востребованных обществом, — формирова-
ние качеств личности, обеспечивающих её подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе. Этот подход наиболее продуктивен для характеристики профессионального самовыражения преподавателя вуза [10-12].
Поэтому возможна система, в которую входят следующие критерии:
♦ внешний — социально-оценочный, который различается как:
♦ социально-статусный — стремление личности к высокой оценке окружающими и вызванное этим стремлением поведение;
♦ социально-организационный. Профессиональное самовыражение преподавателя вуза возможно только в условиях профессиональной деятельности, которая выступает как совместная деятельность его самого и студентов;
♦ внутренний — личностно-значи-мый, дифференцирующийся как:
♦ самооценочный — стремление человека к высокой самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение;
♦ потребностно-мотивационный. Профессиональное самовыражение личности может занимать в структуре потребностей человека или рядовое, или доминирующее место. При определённых условиях потребность в самовыражении может стать не только доминирующей, но и ненасыщаемой, что может привести к специфической направленности человека — сугубо личной, осуществляемой в рамках профессионального труда. Удовлетворение потребности в профессиональном самовыражении может достигаться разными путями: путём реальных достижений в какой-либо деятельности или путём создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности он таковым не является. Способ самовыражения зависит от характера и содержания мотивации, интересов, притязаний личности, а также от её возможностей и способностей;
♦ объективный — средовой, различающийся как:
♦ социально-зависимый. Профессиональное самовыражение личности непосредственно и опосредованно зависит от личностных, социальных, исторических, экономических, политико-идеологических и других особенностей развития как самого профессионала, так и общества в целом;
♦ организационно-деятельностный. Профессиональное самовыражение пре-
подавателя вуза организует его деятельность а сама деятельность также оказывает влияние на профессиональное самовыражение;
♦ субъективный — личностно-раз-вивающийся, который дифференцируется как:
♦ субъективно-ценностный. Профессиональное самовыражение преподавателя вуза ориентируется на ценности личности, поэтому имеет различные уровни — внешне-имиджевый, социально-профессиональный, творчески-пре-образующий;
♦ рефлексивно-целевой. Профессиональное самовыражение преподавателя вуза в итоге нацелено на самораскрытие преподавателя в рамках своей профессиональной деятельности, что позволит не только отрефлексировать и провести самоанализ своей профессиональной деятельности, уровня саморазвития и уровня самопрезентации, но и позволит поставить новые цели в этом аспекте;
♦ процессуальный — организаци-онно-взаимодействующий, различающийся как:
♦ организационно-коммуникативный — организация самопредъявления личности преподавателя вуза в профессиональном общении со студентами, коллегами и администрацией;
♦ социально-перцептивный — процесс восприятия и понимания преподавателями вуза друг друга в профессиональном общении со студентами, коллегами и администрацией;
♦ интерактивный — взаимодействие преподавателя вуза со студентами, коллегами и администрацией, с непосредственной организацией их совместной деятельности по разным типам взаимодействий: сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации либо конкуренции); соперничество (противодействие), предполагающее ориентацию исключительно на свои цели без учёта целей партнёров по общению (индивидуализм); компромисс — реализуется в частном достижении целей партнёров ради условного равенства; уступчивость (приспособление) предполагает жертвование собственными целями для достижения целей партнёра (альтруизм); избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого; также воз-
можны опека, подавление, конфронтация, индифферентность(полная или частичная);
• результативный — итогово-про-гностический, который дифференцируется как:
• эмоционально-регуляционный. В итоге своего профессионального самовыражения преподаватель вуза не только регулирует свою эмоционально-волевую деятельность, но и может прогнозировать её;
• когнитивно-созидательный. Результатом профессионального самовыражения преподавателя вуза выступает его эффективная деятельность, которая опосредованно выражается, с одной стороны, в когнитивных новообразованиях студентов, так как их учебная деятельность направлена на подготовку к будущей профессиональной деятельности, а с другой — в мотивационно-развива-ющих, творческих и других эффектах. При этом отметим, что и сам преподаватель вуза опосредованно развивается всё более и более в когнитивном плане в процессе своего профессионального самовыражения.
Данную систему критериев характеризуют следующие показатели:
• социально-статусный — тип отношения человека к оценке своего«Я»;
• социально-организационный — влияние условий осуществления профессиональной деятельности (очная, заочная, дистанционная форма обучения) и вида совместной деятельности на профессиональное самовыражение преподавателя вуза;
• самооценочный — уровень и степень развития самооценки;
• потребностно-мотивационный — структура потребностно-мотивацион-ной сферы преподавателя вуза и роль его профессионального самовыражения в ней; тип противоречий, критических для личности; тип мотивации;
• социально-зависимый — степень зависимости профессионального самовыражения преподавателя вуза от личностных, социальных, исторических, экономических, политико-идеологических и других особенностей развития как самого преподавателя, так и общества в целом;
• организационно-деятельност-ный — степень взаимовлияния профессионального самовыражения преподавателя вуза и организации его деятельности; способ организации жизни и регуляции времени; вид последствий критических противоречий;
• субъективно-ценностный — структура и уровень развитияценностей преподавателя вуза;
• рефлексивно-целевой — цели профессионального самовыражения преподавателя вуза и его профессиональной деятельности, особенности его рефлексии, уровень и степень его самораскрытия;
• организационно-коммуникативный — уровень и степень организации самопредъявления личности преподавателя вуза в профессиональном общении со студентами, коллегами и администрацией;
• социально-перцептивный — особенности восприятия и понимания людьми друг друга в профессиональном общении;
• интерактивный — типы взаимодействия преподавателя вуза со студентами, коллегами и администрацией;
• эмоционально-регуляционный — особенности эмоционально-волевой деятельности преподавателя вуза, способность к её прогнозированию; тип соотношения самолюбия и долга; анализ типов активности, соотношения проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом;
• когнитивно-созидательный — роль и степень влияния профессионального самовыражения преподавателя вуза на когнитивные новообразования студентов, мотивацион-но-развивающие, творческие и другие эффекты; способность преподавателя вуза к когнитивно-образовательному процессу с целью достижения более высокого уровня профессионального самовыражения.
Предложенная система критериев и показателей профессионального самовыражения преподавателя вуза служит решению следующих задач:
1) даёт возможность изучения профессионального самовыражения как важного психологического понятия с позиций психологии личности и развития, психологии труда и акмеологии;
2) позволяет описать профессиональное самовыражение преподавателя вуза по следующим уровням: внешне-имиджевому, социально-профессиональному, творчески-преобразующему;
3) позволяет осуществить внедрение коррекционной системы личностно-про-фессионального развития преподавателя вуза, в том числе построение эффективной системы подготовки и повышения квалификации.
ССЫЛКИ
[1]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 31-37.
[2]. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. — 2012. — № 4 (44). — С. 46-49.
[3]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов //Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 6-15.
[4]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионального развития специалиста // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 109-112.
[5]. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. — М.: РАГС, 2004. — 86 с.
[6]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Акмеология. — 2014. — Т. 3. — С. 65-67.
[7]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных техноло-
гий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С. 163-164.
[8]. Москаленко О.В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 1. — С. 34-36.
[9]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. —
2015. — № 2. — С. 248-256.
[10]. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмео-логия. — 2015. — № 3. — С. 121-122.
[11]. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса высшей школы // Образовательные технологии. — 2015. — № 4. — С. 72-89.
[12]. Москаленко О.В. Перспективы вузовской науки с позиций психодидактики высшей школы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1 (266). — С. 233-237.
[13]. Тарасова И.В. Взаимосвязь профессионального самовыражения преподавателей и студентов // Акмеология. —
2016. — № 3(59). — Т. 2. — С. 220-221.
[14]. Тарасова И.В. Акмеологичес-кие особенности профессионального самовыражения кадров управления: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2006. — 231 с.
[15]. Тарасова И.В. Содержание концепта профессионального самовыражения преподавателя вуза // Акмеология. — 2016. — № 4( 60). — С. 112118.
REFERENCES
[1]. Gagarin A.V. Dejatel'nost' lichnos-ti v informacionno-obrazovatel'noj srede:
teoretiko-metodologicheskie aspekty [The activity of a personality in the informative and educational environment: theoretical and methodological aspects] // Ak-meologija [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — Р. 31-37
[2]. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja re-fleksija v professional'noj podgotovke bakalavrov psihologii [The educational reflection in the professional training of barchelors in the psychology] // Akme-ologija [Acmeology]. — 2013. — № 3. — Р. 54-59.
[3]. Derkach A.A. Metodologicheskie ip-rikladnye problem obuchenija studentov-psihologov [Methodological and applied
CRITERIA AND INDEXES OF THE UNIVERSITY LECTURER PROFESSIONAL SELF — EXPRESSION
Irina V. Tarasova — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Astrakhan State University; Tatisheva street, 20, Astrakhan, Russia, 414056; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
This article is devoted to the results of the research aimed at psychological analysis and learning of criteria and indexesof the university lecturers'professional self-expression. The author considered various approaches of the genesis of the professional self-expression of a university lecturer. The following methods were applied: theoretical, such as — theoretical and methodological, logical analysis and interpretation of the scientific data, comparative analysis, modeling; as well as empirical, such as — supervision, conversation, questionnaire, inquiry, testing, self-analysis, self-characteristics (short essays), the analysis and solution of particular professional pedagogical situations, author's queues: «Questionnaires of a University Lecturer», «Professional Self-Expression of a Person», methodologies: biographic questionnaire (BEMCOM-1) (N.I. Konyukhov, M.L. Shakkum), learning of an attitude towards lecturer's activity, self-assessment of self-administration skills in professional activity, measuring of self-actualization, self-assessment and evaluation of professional and project-regulating capabilities; «Q-graduation» (E.P. Ilyin); psychological test evaluation (A.F. Kudryashov) and etc. Mathematical procedures of evaluation of various indexes and statistical connections were used in order to process the results of the research.
The system of criteria of university lecturers self-expression and its indexes were theoretically substantiated and empirically verified: 1) external — social and estimation (social-status and social-organizational); 2) internal — personal-meaningful (self-estimation and a need-motivational); 3) objective-environmental (social- dependent and organizational-active); 4) subjective-personal-developing (subjective-valuable and reflexive-purposeful), 5) procedure-organizational-interacting (organizational-communicative, social-perceptive and interacting); 6) resultative — concluding-forecasting (emotional-regulative and cognitive-creative) and their indexes.
This system allows describingprofessional university lecturer's self-expression at the following levels: externally-image, socially-professional and creatively- reformative.
Moreover, the elaborated system allows studying and correcting professional self-expression, as well as creating system of training and advanced training of university lecturer.
The obtained results of the research are important both for personal-professional development of university lecturers and raising efficiency of their activity, as well as for labor psychology, development and acmeology.
Keywords: university, professional self-expression, lecturer, criteria, indicators and levels.
problems of training of students-psachol-ogists] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — №. — P. 6-15.
[4]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategori-ja lichnostno-professional'nogo razvitija specialista [The professional identity as a general category of personal and professional development of a specialist] // Akmeologija[Acmeology]. — 2012. — № 2. — P. 109-112.
[5]. Moskalenko O.V Razvitie professional'nogo samosoznanija gosu-darstvennyh sluzhashhih [The development of professional consciousness of civil servants]. — Moscow: RAGS. — 2004. — 86 p.
[6]. Moskalenko O.V. Rol' znanij v postroenii kar'ery cheloveka [The role of the knowledge in building a career of a man] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3. — P. 65-67.
[7]. Moskalenko O.V Rol' novyh kom-munikativno-informacionnyht ehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza [The role of the new communicative and informative technologies in the activity of university teachers] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 1-2. — P. 163-164.
[8]. Moskalenko O.V Potencial prezen-tacij v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole [The potential of presentations in teaching in the high school] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 1. — P. 34-36.
[9]. Moskalenko O.V. Potencial neko-toryh psihodidakticheskih priemov v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole [The potential of some psycho didactic ways to teach subjects in the high school] //Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 2. — P. 248-256.
[10]. Moskalenko O.V. Prepodavatel' vysshej shkoly: sravnitel'nyj samoanaliz so svoimi studentami [The high school teacher: the comparison self-study with students] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 121-122.
[11]. Moskalenko O.V. Vozmozhnos-ti psihodidakticheskih priemov i met-odov v organizacii uchebnogo processa vysshej shkoly[The opportunities of psycho didactic ways and methods in the organization of the high school education process] // Obrazovatel'nye tehnologii (g. Moskva) [Educational technology (Moscow)]. — 2015. — № 4. — P. 72-89.
[12]. Moskalenko O.V. Perspektivyvu-zovskoynauki s poziciy psihodidaktiki vys-shey shkoly [Prospects of University Science from Position of Psycho-didactics of High School] // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta [Bulletin of Voronezh Pedagogic State University]. — 2015. — № 1. — P. 233-237.
[13]. Tarasova I.V. Vzaimosvjaz' professional'nogo samovyrazhenija pre-podavatelej i studentov [Interrelation between Professional Self-expression of Teachers and Students // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № 3 (59). — P. 220-221.
[14]. Tarasova I.V. Akmeologicheskie osobennosti professional'nogo samovyrazhenija kadrov upravlenija [Acmeological Peculiarities of Professional Self-expression of Office of Personnel Management]: Dis. na soisk.... kand. psihol. n. — Moscow, 2006. — 231 p.
[15]. Tarasova I.V. Soderzhanie koncepta professional'nogo samovyrazhenie prepodavatelja vuza [Content of the concept of the professional self-expression of the university teacher] // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № 4 (60). — P. 112-118.