УДК 159.9.072.43
ФУТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В КАРЬЕРНОМ РАЗВИТИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Москаленко Ольга Валентиновна — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Введение
В современном социуме всего мирового сообщества происходят кардинальные изменения, которые влияют как на самих людей, так и на их деятельность, отношения с другими людьми и объектами. Новые коммуникативно-информационные технологии, сначала осторожно, а затем бурно вошедшие в жизнь общества, модифицировали жизнедеятельность практически всех поколений россиян более двадцати лет.
Трансформации подверглись все области человеческой жизни — от бытовой до профессиональной. Данная тен-
денция имеет прямую направленность на будущее, без возможности разворотов и поворотов в обратном направлении. Более того, эта тенденция набирает скорость проникновения во все сферы жизнедеятельности человека на новом, более качественно развитом уровне.
Не заостряя внимания на негативных последствиях этой тенденции, отметим позитив в её направленности и улучшения качества жизни человека, а именно: прямой направленности в будущее и повышения качества видоизменения жизнедеятельности человека с помощью коммуникативно-информационных тех-
нологий. Цель исследования — рассмотреть влияние современных тенденций развития общества на развитие профессионального самосознания и его имп-лементацию в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов с нескольких позиций. При этом импле-ментация понимается как претворение в жизнь какой-либо теории или идеи. В нашем случае теорией профессионализации выступает для личности её профессиональное самосознание, трактуемое как образ, «видение» своего профессионального и карьерного развития.
Несколько моментов нашего исследования являются весьма актуальными.
Во-первых, в современном социуме растут и всё больше становятся востребованными прогностическая функция и в целом футурология как область научного знания. Специалистам и профессионалам всё более важно и значимо прогнозирование будущего не только на ближайшие 10-30 лет, но и на значительно больший период: конец XXI века — начало XXII века, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или научного предсказания будущих тенденций. Большое значение имеет прогнозирование будущего вектора развития профессионального самосознания в ситуациях ухода старых и появления новых профессий и специальностей на рынке труда, ускоренной роботизации производства и жизни человека, и т.д. и т.п.
Во-вторых, лонгитюдное исследование профессионального самосознания специалистов позволяет взглянуть на него с практико-прикладной точки зрения — как «разворачиваются» и реализуются профессиональное самосознание наиболее высокого и наиболее низкого уровня в карьере специалиста, его личной и профессиональной жизни,
РЕЗЮМЕ
В статье приведены результаты исследования проблемы имплемен-тации профессионального самосознания в карьерном развитии высококвалифицированных специалистов и прогнозирование этого процесса. При изучении применены следующие методы: сравнительный исторический анализ, прогнозирование; включённое наблюдение; контент-анализ письменных работ; опросы и анкетирование специалистов.
Теоретический анализ и обобщение эмпирических исследований позволили обосновать тенденции о перспективах развития профессионального самосознания и карьерном развитии высококвалифицированных специалистов: появление новых специальностей, высвобождение времени от профессиональной деятельности и её интеллектуализация, важность реализации профессионального самосознания в карьерном развитии специалистов по формуле «внешнее действует через внутренние условия», обоснование инновационного-качественного уровня развития профессионального самосознания специалистов.
Полученные результаты исследования важны для социума — в виде прогнозирования путей и способов карьерного развития специалистов, повышения эффективности системы переподготовки квалификации, развития высшего и среднего профессионального образования; для акмеологии и психологии профессиональной деятельности — разработка теорий профессионального самосознания, карьерного развития, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, карьерное развитие, имплементация, высококвалифицированные специалисты, высшая школа, прогнозирование.
взаимоотношения с социумом в целом и с отдельными людьми. Это — задача им-плементации профессионального самосознания в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов.
И в-третьих, важно изучить задачу поиска ответа на два вопроса: какой уровень профессионального самосознания и карьерного развития нужен для высококвалифицированного специалиста именно в современных социально-экономических и социально-политических условиях? необходимо ли готовить высококвалифицированного специалиста на протяжении десятков лет (школа + вуз), если многие функции профессионала могут решить компьютер или коммуникативно-информационные технологии?
Докажем следующую гипотезу:
Предположим, что в процессе развития профессионального самосознания и карьерного развития появление новой психолого-акмеологической тенденции — профессиональное самосознание специалиста — выступает как внутреннее, на которое действует внешнее — современные тенденции развития общества и в результате появляется новое внутреннее — карьерное развитие специалистов, — на которое также действует внешнее — те же самые или появляющиеся вновь современные тенденции развития общества, в результате появляется новое внутреннее — новый уровень профессионального самосознания и т.д. Данная тенденция — «внешнее действует через внутренние условия» (С.Л. Рубинштейн) — разворачивает процесс развития как профессионального самосознания, так и карьерного развития диалектически по спирали.
Остановимся на четырёх основных положениях концепции развития профессионального самосознания и карьерного развития, выступающих базисом нашего исследования.
1. Профессиональное самосознание определяется в исследовании как: личностное образование, принадлежащее субъекту, как сознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам; знание о степени своего признания в профессиональной группе; знание о слабых и сильных сторонах и путях самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов успешного действия, индивидуального стиля, нераздельное единство предметно-содержательного и операциональ-
ного компонентов работы; отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности, профессионалу-руководителю; представление о своём будущем в профессии; контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими. При этом профессиональное самосознание задаёт степень активности личности и формирует удовлетворённость трудом, а это в свою очередь — составная часть полноты жизни и жизненного пути человека, в которых реализуется жизненная позиция, выработанная под действием субъективной картины жизненного пути [15].
2. Концепция профессионального самосознания личности базируется на исследованиях профессионального самосознания в психологии ХХ-ХХ1 вв. Среди них в первую очередь надо назвать работы И.В. Вачкова [1], С.А. Дружило-ва [3], Э.Ф. Зеера [4], Е.А. Климова [6], С.В. Кошелевой [7], А.К. Марковой [10], Л.М. Митиной [11], Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой [24], Е.А. Эннс [26]. Профессиональное самосознание рассматривается как открытая система, оно формируется и развивается на протяжении всего жизненного пути человека.
Это доказывают результаты изучения профессионального самосознания личности, выполненные под моим руководством на протяжении более двадцати лет в рамках научных исследований кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС на разных профессиональных сообществах: учителей (Т.А. Востри-кова), менеджеров (Н.Б. Скрипникова, Т.А. Чупшева), пользователей персонального компьютера (И.А. Сорокина), государственных служащих (Г.Р. Сиби-гатуллина), дознавателей структур таможенной службы (К.А. Мишин), воспитателей дошкольных учреждений (Е.Д. Окладнова), преподавателей вузов (Ж.Б. Шаймакова), политических лидеров (А.В. Посохова), персонала предприятий малого бизнеса (С.А. Фро-ловская), юрисконсультов социальной сферы (на примере деятельности юриста агентства недвижимости) (Е.Г. Анти-перович), организационных психологов в вузе (М.А. Сергеева). Было изучено самосознание личности в некоторые периоды онтогенеза: школьников (Е.В. Митина, М.В. Назын-оол, С.С. Степанова, А.М. Шевелёва), студентов (Г.А. Козу-бова, И.В. Лаврентьева, Ю.А. Стороже-ва, О.Б. Храмова) В тесной связи с другими процессами развития личности
рассматриваются: формирование психологической готовности к профессиональной деятельности (А.Н. Иноземцева), влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза (Л.М. Хабаева), влияние оценочной деятельности преподавателя на развитие профессионального самосознания студентов колледжа (И.А. Потапова), психолого-акмеоло-гическое сопровождение развития профессионального самосознания молодых специалистов (С.В. Филиппова), эффективность принятия управленческих решений (С.В. Тарасенко), развитие образа профессии у студентов (Н.В. Курбет), профессиональное самоутверждение (К.А. Красильникова). Также показана взаимосвязь профессионального самосознания с профессиональной идентификацией (А.А. Сорокин), профессиональным самовыражением (И.В. Тарасова), профессиональным творчеством (В.А. Луз-гин), социально-перцептивным развитием (О.Е. Макеева), самореализацией (И.Б. Коняхина). Также изучена динамика профессионального самосознания в ситуациях профессиональных деформаций: учителя (О.П. Золотова), преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры (Д.В. Чупшев), специалистов в процессе профессиональных кризисов (Л.М. Золотовская), профессионального здоровья специалиста (Г.Г. Вербина), формирования антикоррупционной компетентности сотрудников УВД (Э.С. Будагов) [22].
Это подтверждает и тезис о развитии профессионального самосознания личности, которое, по нашему мнению, начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте [21]. Онто- и со-циогенез профессионального самосознания представляется как сложный процесс, включающий в себя семь этапов: 1) этап дошкольного и младшего школьного детства, или этап неосознанности профессионального самосознания; 2) этап подросткового возраста, или этап зарождения и развития профессионального самосознания; 3) этап старшего подросткового — юношеского возраста, или этап профессионального самоопределения; 4) этап профессионального обучения; 5) этап работы по избранной специальности до 5 лет, или этап молодого специалиста (этап возникновения профессионального опыта); 6) этап работы по избранной профессии 15-20 лет, или этап становления профессионализма; 7) этап работы по избранной специальности более
20 лет, или этап становления (эволюции) мастерства [15].
Таким образом, профессиональное самосознание раскрывается в трёх измерениях: во-первых, в различных профессиональных социумах, возрастах; во-вторых, во взаимосвязи с различными процессами самости, развития и коррекции личности, и в-третьих, в рамках исследования этой категории происходит обогащение психологии и акмеологии благодаря выявлению новых аспектов существующих категорий и введением новых категорий: акмеоло-гическое и личностно-профессиональ-ное развитие (Г.В. Миронова, Л.Ф. Фур-си), акмеологические методы в развитии профессионально-диагностической компетентности (Л.А. Шиленко), акмеоло-гическое прогнозирование управленческих способностей (М.Б. Баринова), акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы (Н.А. Иванова) [22].
3. Наши исследования подтверждают тезис о взаимосвязи и взаимоотношении развития профессионального самосознания личности с карьерным развитием: развитием профессионального самосознания в структуре индивидуальной стратегии карьерного роста государственных служащих (А.Р. Кил-ба, Т.А. Смахтина), развитием студентов в процессе получения высшего образования (О.Б. Храмова). Мы пришли к выводу о взаимодействии развития профессионального самосознания и построении карьеры специалиста и считаем, что одним из ключевых факторов планирования и построения карьеры выступает уровень развития профессионального самосознания личности, особенно на первых этапах построения карьеры [20; 23].
Существующие подходы к исследованию профессиональной карьеры во второй половине ХХ века были существенно дополнены концепцией «поливариантной карьеры» [34] и теорией «карьерного якоря» Э. Шейна [23]. Вместо традиционной модели карьеры, рассматриваемой как линейно-последовательное продвижение от низших к высшим должностным позициям в организационной иерархии, содержащей прогнозируемую серию вполне определённых, фиксированных стадий, предлагаются следующие концепции: поливариантной карьеры (protean career) [28; 29]; модели, универсальной для всех (так называемая карьерная лестница — «career path») [30]; влияния карьерного
процесса на переживание стресса человеком [31]; управления карьерным плато [32]; управления карьерой [33], взаимосвязи успеха в построении карьеры и личной неудачи [35]; карьерных переходов внутри организаций [36]; консультирования по вопросам развития карьеры [37]; коррелирования мотивации карьеры [38]; карьерного образования и смысла работы [39]; типологий специализации исполнительной карьеры [40].
Зарубежные исследователи, в частности американские, предпочитают давать максимально расширенное толкование профессиональной карьеры, определяя её как «разбитый на определённые промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой» [33]. Или определяя карьеру в её самом полном и всеобъемлющем смысле как «последовательность и комбинацию ролей, которые выполняет каждый человек в течение всей жизни» [39]. Во многих статьях, опубликованных в специальных зарубежных научных журналах («Journal of Counseling Psychology», «Human Relations», «Journal of Vocational Behavion», «Human Resource Management») и посвящённых проблематике карьеры, авторы уделяют больше внимания соподчинённым понятиям: мотивации к построению карьеры [38], специализации в карьере [40], субъективному карьерному успеху [27], описывая их достаточно глубоко и подробно.
4. Профессиональная карьера в нашем понимании — это личностно-профессиональное развитие индивида, успешный прогнозируемый процесс достижения стратегических личностно-ориентированных и субъектно-профес-сиональных целей, в том числе личнос-тно-профессиональная самореализация, самовыражение, самоактуализация, на основе непрерывного повышения качества профессиональной деятельности в условиях активных процессов конкуренции, что представляется возможным достичь при своевременной оптимизации индивидуальной стратегии выбора карьеры [14; 20]. Более того, профессиональная карьера — это и лич-ностно-профессиональное развитие индивида, основанное на процессах самореализации и профессионального роста, представленное как движение личности к профессиональному и карьерному «акме» в условиях профессиональной деятельности. При таком понимании карьеры профессиональное становление работника, реализация его профессио-
нально-личностного потенциала представляет собой процесс сознательного осуществления профессионального и должностного продвижения, в результате которого появляется достигнутый статус в социопрофессиональной среде, гарантирующий приемлемый способ профессионального самоутверждения, определённый уровень и качество жизни [19].
В таком понимании карьеры можно говорить о субъекте этого процесса. Проблема субъекта карьеры была поставлена в 1990-х гг. А.Я. Кибановым, Е.В. Каштановой [5], Р.Л. Кричевским [8], И.П. Лотовой [9], Е.А. Могилёвки-ным [12], Е.Г. Молл [13], А.С. Соколовой [25] и др., при этом исследователи пришли к выводу, что только субъект может построить свою карьеру. В качестве субъекта карьеры человека можно рассматривать в том случае, когда он понимает и принимает, что «творец» своей карьеры — он сам и достигнутый результат продвижения является личнос-тно значимым прежде всего для него самого. Если у человека не происходит подобного осмысления и оценки профессионального и должностного продвижения, а карьера тем не менее осуществлена, то можно сказать, используя образное выражение, что «карьера забрала его жизнь».
Взяв за основу этот субъектогенез карьеры, я построила следующую типологию индивидуальных стратегий карьеры личности [23]:
• «Несубъект своей карьеры»; тип индивидуальной стратегии карьеры личности, который можно охарактеризовать как неосознание человеком целей, мотивов и планов карьеры, непринятие человеком на себя ответственности за непредрешённый заранее исход своих действий. Человек не проявляет себя как субъект своего личностно-профес-сионального развития и построения ак-ме-траектории карьерного развития; и не использует имеющиеся развивающие акмеологические технологии.
• «Субъект своей карьеры на внешне-имиджевом уровне»; тип индивидуальной стратегии карьеры личности, который можно описать как ориентацию на внешние атрибуты карьерного роста, в том числе имидж, невербальные и вербальные средства общения, демонстративные формы поведения (крик на подчинённых, грубое отношение к членам коллектива, семьи и другим людям, чрезмерное увлечение религией, политикой или модой. Для таких
специалистов характерны: неструктурированность компонентов профессионального самосознания; подражание преуспевшим руководителям, часто вышестоящим, имитация их действий; незаинтересованность в общении с коллегами; спонтанность и непоследовательность в принятии решений, низкая прогностичность. Отношения в профессиональном социуме строятся с применением старых шаблонных способов управления.
• «Неакме-ориентированный субъект своей карьеры», который может быть ориентирован на социально-профессиональный аспект карьеры более, чем на развитие своей собственной личности. Для такого человека характерен интерес к индивидуальной стратегии карьеры через профессию и отношение к социуму (как ко всему обществу, так и к коллективу), у него могут быть: устойчивый и осознанный способ решения профессиональных задач, включающий в себя развитые до достаточно высокого уровня мыслительные операции; реальное достижение высоких профессиональных результатов, в том числе с гибким варьированием, комбинацией задач и средств профессиональной деятельности в условиях социальной нестабильности; универсальность в профессиональной деятельности и владение несколькими специальностями внутри профессии; соизмерение задач достижений в профессиональной деятельности и сохранения личности профессионала. Он владеет: выработкой новых способов управления профессиональным социумом; систематическим творческим подходом к решению и анализу профессиональных задач; он постоянно ищет оригинальные методы решения профессиональных задач; владеет грамотной профессиональной речью, умеет вести профессиональный диалог, заинтересован в общении с коллегами и подчинёнными; для него характерны продуманность диалогов, умение слушать и вести диалог, низкая эмоциональность и конструктивность, в своей работе он предпочитает новые методы деятельности.
• «Акме-ориентированный субъект своей карьеры», который может быть ориентирован на творчески-преобразу-ющий аспект карьеры, то есть творческое преобразование своей личности; это может быть как профессиональное творчество, так и в различных областях жизнедеятельности: виды искусства, техническое и др. Эффективную реализацию
индивидуальных познавательно-интеллектуальных возможностей личности в творческой деятельности обусловливают сложные темпераментально-ха-рактерологические качества в структуре личности — сильное Я, понимаемое как сложная личностная характеристика, возникающая в контактах с людьми и в деятельности, описывающая эмоционально зрелую личность, устойчивую к действию фрустрации, доверяющую себе и независимую в суждениях и поведении. Перечисленные качества способствуют: сохранению направленности личности на творчество; её склонности к рефлексии (к размышлениям, к самостоятельному анализу ситуаций и проблем), позволяющей быть открытым по отношению к источникам информации, потенциально пригодным для реализации поставленной цели или для решения трудных проблем; эмоциональной и эстетической восприимчивости, являющейся условием неповторимого способа переживания творчества, самого себя, восприятия мира, эстетического отношения к действительности и ощущения творческой связи с другим человеком. В результате специалист, достигающий творческого успеха (роста карьеры), не только развивается и создаёт новые и социально значимые ценности, но и самореализуется и самовыражается в творчестве и в своей профессиональной деятельности. При этом выделены два вида стремления к самовыражению: стремление к совершенству — росту профессионализма, компетентности, достижению всё новых высот творчества, — и стремление к достижению превосходства как специалиста над другими людьми (желание доказать свою большую значимость по сравнению с окружающими, ориентация прежде всего на признание окружающих, жажда славы, что мешает сосредоточиться на процессе творчества); всё это может порождать стремление к риску.
• «Акмеологический субъект своей карьеры». Если личность обладает данным типом индивидуальной стратегии карьеры, то её можно охарактеризовать как субъект своего личностно-професси-онального развития и построения акме-траектории карьерного развития; такой человек активно, сознательно и эффективно использует имеющиеся развивающие акмеологические технологии карьерного развития. При этом он добивается высоких результатов в карьерном развитии.
Методы исследования
В качестве методов исследования были использованы: сравнительный лонгитюдный анализ профессионального самосознания и карьерного развития специалистов и руководителей; включённое наблюдение за ними; контент-анализ письменных работ; опросы и анкетирование специалистов.
При этом была предпринята попытка исторического анализа концепций формирования профессионального самосознания и карьерного развития специалистов, а также прогнозирования вариантов развития этих процессов в перспективе.
Результаты исследования и их обсуждение
Сформулируем результаты нашего исследования в виде тезисов, описывающих несколько тенденций в развитии профессионального самосознания и карьерного развития специалистов, импле-ментации первого во второе.
Первый результат — это тенденция к появлениюе новых профессий и специальностей. Высокая вероятность ожидаемой динамичности в смене профессий современного общества — уход с рынка труда старых профессий и появление новых — острейшим образом поставит проблему переподготовки трудовых кадров для новых специальностей. И, как следствие, от социума поступит запрос в высшую и среднюю профессиональные школы на востребованность активных, новых методов обучения, которые в короткие сроки смогут помочь человеку получить новую для него и востребованную в социуме специальность на базе имеющихся профессиональных знаний и умений [2; 16-18].
Второй результат нашего исследования — это тенденция увеличения свободного времени, т. е. значительная вероятность высвобождения определённого количества времени от занятий профессиональной деятельностью. Как было отмечено выше, новые коммуникативно-информационные технологии и результаты научно-технического прогресса способствуют интеллектуализации любого вида деятельности человека, её структуризации и рационализации технологических процессов; в результате это ведёт к сокращению времени, затраченного на неё. Возникает проблема распределения и эффективного использования свободного времени. Специалист должен решить, на что он потратит появившееся у него свободное время —
на переобучение и совершенствование своей профессиональной квалификации, либо на занятия хобби, спортом или каким-либо видом досуговой деятельности, либо на что-то другое.
Третий результат — это тенденция интеллектуализации профессиональной деятельности. Компьютеризация, роботизация и другие достижения научно-технического прогресса ведут к повышению требований к подготовке и компетентности любого специалиста, а тем более высококвалифицированного. Из этого следуют перестройка содержания и технологий высшего и среднего профессионального образования на новом качественном уровне, а также разработка новых форм работы по профессиональному самосознанию и карьерному развитию будущих специалистов.
Главным результатом нашего исследования выступает важность рассмотрения проблемы соотношения профессионального самосознания и карьерного развития специалистов следующим образом.
Реализация профессионального самосознания в карьерном развитии высококвалифицированных специалистов осуществляется по формуле, предложенной С.Л. Рубинштейном, — «внешнее действует через внутренние условия».
Лонгитюдное исследование профессионального самосознания специалистов позволяет сделать вывод о диалектичности, цикличности и спи-ралеобразности развития профессионального самосознания и карьерного развития высококвалифицированных специалистов, а именно: профессиональное самосознание специалиста выступает как внутреннее, на которое действует внешнее — современные тенденции развития общества. и в результате появляется новое внутреннее — карьерное развитие специалистов. на которое также действует внешнее — те же самые или появляющиеся вновь современные тенденции развития общества. в результате появляется новое внутреннее — новый уровень профессионального самосознания и т.д.
Данный вывод сделан в первую очередь для специалистов высокого уровня квалификации, которые выступают субъектами, акторами и мотиваторами своей профессиональной деятельности и своего личностно-профессиональ-ного развития. При этом отметим, что имплементация профессионального самосознания в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов
имеет свои особенности и разные варианты осуществления.
Данное рассмотрение имплемен-тации профессионального самосознания в карьерном развитии высококвалифицированных специалистов имеет практико-прикладной аспект. По уровню развития профессионального самосознания специалистов — высокого или низкого — можно спрогнозировать и предложить специалисту выбор того или иного карьерного сценария, особенностей личной и профессиональной жизни, взаимоотношения с социумом в целом и в частностях. Данные особенности могут помочь не только выбрать свою траекторию, но и скорректировать её, пройти дополнительный курс профессионального обучения.
Практико-ориентированный характер исследования выражается и в ответе на вопросы: какой уровень профессионального самосознания и карьерного развития нужен для высококвалифицированного специалиста именно в современных социально-экономических и социально-политических условиях? необходимо ли готовить высококвалифицированного специалиста на протяжении десятков лет (школа + вуз), если многие функции профессионала могут решить компьютер или коммуникативно-информационные технологии?
Данный вопрос решается в рамках рассмотрения имплементации профессионального самосознания в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов следующим образом.
Исследования профессионального самосознания различных профессиональных сообществ и на разных возрастных этапах формирования личности показывают, что приоритет для решения вышеперечисленных вопросов, эффективность их разрешения, поиска творческих ответов личностью и профессионалами остаётся за людьми с высоким уровнем развития профессионального самосознания. Причём ситуативное или одномоментное достижение высокого уровня профессионального самосознания не всегда достаточно для карьерного развития, для решения других вопросов личностно-профессионально-го развития.
Важна систематическая работа по совершенствованию профессионального самосознания специалистом — как в качественном, так и в количественном смысле: переосмысление имеющихся знаний и навыков, моделирование решения новых профессиональных
и личностных задач, творческий подход к профессиональной деятельности, поиск новых знаний, умений и навыков с учётом современных достижений науки и практики. На этом пути возникает проблема непрерывного профессионального развития, которое невозможно без личностной составляющей. Всё вместе это приведёт к модификации карьерного сценария, появлению новых смыслов и вариантов личностных и профессиональных самоопределения и самореализации, самовыражения и самоутверждения. В конечном итоге это приведёт к новому варианту карьерного развития высококвалифицированных специалистов.
Специалист сможет сформировать высокий уровень развития профессионального самосознания, но на новом качественном уровне развития, который, несомненно, будет востребован не только через 10-30 лет, но и через значительно больший период времени.
Поэтому только будущему социуму нужен однозначно высокий уровень профессионального самосознания, но на новом — высоком инновационно-качественном уровне; ему нужен специалист, хорошо подготовленный в рамках среднего и высшего профессионального образования, а также готовый (смоти-вированный) и способный (обученный) к самообразованию, разбирающийся во всех современных коммуникационно-информационных технологиях и знающий их возможности.
Выводы
Выводы исследования касаются подтверждения в исследовании важности прогнозирования с позиций акмеологии и психологии профессиональной деятельности проблемы развития профессионального самосознания, взаимосвязи его и карьерного развития специалистов в современных тенденциях развития социума.
Важно также учитывать особенности и варианты процесса имплементации профессионального самосознания в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов, что позволит представить взаимосвязь профессионального самосознания и карьерного развития по формуле «внешнее действует через внутренние условия».
Существенно изучить и представить практические рекомендации для специалистов с целью развития высокого инновационно-качественного уровня
профессионального самосознания специалиста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общий итог исследования импле-ментации профессионального самосознания в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов представляется не только в виде выявления процесса имплементации проф ес-сионального самосознания в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов как взаимосвязи этих категорий по формуле «внешнее действует через внутренние условия». Исследование имеет большую практическую значимость в виде постановки практи-ко-ориентированных задач, решение которых будет полезно не только будущим специалистам, но и профессионалам, активно работающим во всех сферах производства и хозяйства. Решение этих задач — поиск и разработка рекомендаций по выявлению особенностей и вариантов процесса имплементации профессионального самосознания в карьерное развитие высококвалифицированных специалистов, а также по формированию высокого инновационно-качественного уровня профессионального самосознания специалиста — открывает новые перспективные направления развития концепций как профессионального самосознания специалистов, так и их карьерного развития.
ССЫЛКИ
[1]. ВачковИ.В. Структура профессионального самосознания учителя: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1995. — 180 с.
[2]. Гагарин А.В. Формирование лич-ностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 85-93.
[3]. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 6. — С. 56-60.
[4]. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
[5]. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление деловой карьерой, служеб-но-профессиональным продвижением и кадровым резервом. — М.: Проспект, 2013. — 64 с.
[6]. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
[7]. Кошелева С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1998. — 50 с.
[8]. Кричевский Р.Л. Психология профессиональной карьеры. Психология профессиональной деятельности. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 189 с.
[9]. Лотова И.П. Профессиональная карьера государственных служащих. Теория, методология, практика. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 460 с.
[10]. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 309 с.
[11]. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28-30.
[12]. Могилёвкин Е.А. Психолого-акмеологическая концепция карьеры профессионала. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. — 380 с.
[13]. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. — СПб.: Питер, 2012. — 198 с.
[14]. Москаленко О.В. Акмеология карьеры личности. — Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. — 567 с.
[15]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессиональ-ного развития специалиста // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 109.
[16]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Акмеология. — 2014. — № 3. — С. 65.
[17]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С.163.
[18]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 248-256.
[19]. Москаленко О.В. К проблеме о субъекте карьеры // Мир психологии. — 2012. — № 3. — С. 45.
[20]. Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 189 с.
[21]. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 480 с.
[22]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы // Акмеология. — 2004. — № 3 (11). — С. 46-50.
[23]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание и карьерная стратегия — два генеральных вектора лич-ностно-профессионального развития человека в социуме // Евразийский союз учёных. № 4, 2014 (часть 12). Мат-лы IV Международ. научно-практ. конф. «Современные концепции научных исследований» (Москва, 25 июля 2014). — С. 114-116.
[24]. Пряжников Н.С., Пряжнико-ва Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Высшее профессиональное образование, 2009. — 480 с.
[25]. Соколова А.С. Профессиональная карьера и подходы к её исследованию отечественными и зарубежными авторами // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 3. — С. 99-103.
[26]. Эннс Е.А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке // Психологические науки: теория и практика: мат-лы Междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2012). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129.
[27]. Aryee S., Chay Y.W., Tan H.H. An examination of the antecedents of subjective career success among a managerial sample in Singapore // Human relations, 1994. — P. 26-42.
[28]. Dalton G.W. & Thompson P.H. Novations: Strategies for career management. — Glenview: Scott, Foresman, 1986. — 294 p.
[29]. Dalton G.W., Thompson P.H., & Price R.L. The four stages of professional careers: A new look at performance by professionals // Organizational Dynamics, 1979. — No. 6. — P. 19-42.
[30]. Driver M.J. Career concepts and career management in organizations. In C.L. Cooper (Ed.) // Behavioral Problems in Organizations. — 1979. — P. 79-139.
[31]. Elsass P.M., & Ralston D.A. The stress of career plateauing. In F Hoy (Ed.) Academy of Management Best Papers Proceedings, 1987. — P. 62-66.
[32]. Ference T.P., Stoner J.A.F.E., & Warren E.K. Managing the career plateau. // Academy of Management Review. — 1977. — No. 2 (4). — P. 602-612.
[33]. Greenhaus J.H. Career management. — Chicago: Dryden Press, 1987. — 389 p.
[34]. Hall D.T., Marvis P.H. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. — 1995. — Vol. 35. — P. 12-26.
[35]. Korman A.K., Wittig-Berman V., & Lang D. Career success and personal failure: Alienation in professionals and managers // Academy of Management Journal. — 1981. — No. 24 (2). — P. 342-360.
[36]. Latack J.C. Career transitions within organizations: An exploratory study of work, non-work, and coping strategies. // Organizational Behavior and Human Performance. — 1984. — No. 34. — P. 296-322.
[37]. McDaniels C. Counseling for career development: theories, resources, and practice. — San Francisco, 1992. — 489 p.
[38]. Noe R.A., Noe A.W., Bachuber J.A. An investigation of the correlates of career motivation // Journal of Vocational Behavior. — 1990. — No. 3. — P. 36-48.
[39]. Super D.E. Career education and the meaning of work. — Washington: U.S. Department of Health, Education, and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off, 1976. — 480 p.
[40]. White M.C., Smith M., Barnett T. A typology of executive career specialization // Human relations. — 1994. — No. 4. — P. 27-43.
REFERENCE
[1]. Vachkov I.V. Struktura profes-sional'nogo samosoznanija uchitelja. Dis. k. psihol. n. [Structure of Teacher's Professional Self-consciousness: thesis research in support of candidature for Psychological Science.] M., 1995. 180 p.
[2]. Gagarin A.V. Formirovanie lich-nostno-professional'nyh kompetencij bu-dushhego psihologa v kurse zoopsihologii i sravnitel'noj psihologii [Formation of Personal Professional Competency of Future Psychologist in Course of Zoopsychology and Comparative Psyhology] // Akmeologija [Acmeology], 2013. № 1 (45). P. 85-93.
[3]. Druzhilov S.A. Stanovlenie professionalizma kak process formirovanija konceptual'noj modeli professional'noj dejatel'nosti. [Formation of Professionalism as Process of Formation of Professional Activity Conceptual Model] // Zhurnal prikladnoj psihologii [Applied Psychology Magazine]. 2004. № 6. P. 56-60.
[4]. Zeer Je.F. Psihologija professij. [Professions Psychology] Ekaterinburg: Delovaja kniga [Business Book], 2003. 336 p.
[5]. Kibanov A.Ja., Kashtanova E.V. Upravlenie delovoj kar'eroj, sluzhebno-professional'nym prodvizheniem i kadrovym rezervom [Management of Business Career, Official Professional Promotion and Candidates Pool] M.: Prospekt [Prospect], 2013. 64 p.
[6]. Klimov E.A. Psiholorija profes-sional'noro samoopredelenija. [Psychology of Professional Self-determination] M.: Izdatel'skij centr «Akademija», ["Academia" publishing center]», 2004. 304 p.
[7]. Kosheleva S.V. Organizacionno-psihologicheskie determinant profes-sional'nogo samosoznanija rukovoditelej: avtoref. d.... d. psihol. n. [Organisational and Psychological Determiners of Director Professional Self-consciousness: author's abstract of thesis research in support of Doctor of Psychological Science.] M., 1998. 50 p.
[8]. Krichevskij R.L. Psihologija professional'noj kar'ery [Psihologija professional'noj dejatel'nosti]. [Psychology of Professional Career [Psychology of Professional Activity]] M.: RAGS. [RANEPA]. 2004. 189 p.
[9]. LotovaI.P. Professional'naja kar'era gosudarstvennyh sluzhashhih. Teorija, metodologija, praktika. [Professional Career of Civil Servants. Theory, Methodology, Practice.] M.:RAGS. [RANEPA]. 2008. 460 p.
[10]. Markova A.K. Psihologija professionalizma. [Professionalism Psychology] M.: Mezhdunarodnyj guma-nitarnyj fond «Znanie» [Knowledge International Humanitarian Fond], 1996. 309 p.
[11]. Mitina L.M. Lichnostnoei pro-fessional'noe razvitie cheloveka v novyh social'no-jekonomicheskih uslovijah [Personal and Professional Development of Individual in new Socil economic Conditions] // Voprosy psihologii [Psychology Questions]. 1997. № 4. P. 28-30.
[12]. Mogiljovkin E.A. Psihologo-akmeologicheskaja koncepcija kar'ery professionala. [Psychological-Acmeolo-gical Concept of Professional's Career] Vladivostok: VGUJeS. 2005. 380 p.
[13]. Moll E.G. Upravlenie kar'eroj menedzhera. [Manager's Career Ruling] SPb.: Piter, 2012. 198 p.
[14]. Moskalenko O.V. Akmeologija kar'ery lichnosti. Saarbrücken: [Acmeology of Person's Career. Saarbrücken]: Palmarium Academic Publishing, 2012. 567 p.
[15]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategorija lichnostno-professional'nogo razvitija specialista.[Professional Self-consciousness as General Category of Specialist's Personal and Professional Development] // Akmeologija [Acmeology] 2012. № 2. P. 109.
[16]. Moskalenko O.V Rol' znanij v postroeniikar'erycheloveka.[Role of Knowledge in Building Career of Person] // Akmeologija [Acmeology] 2014. № 3. P. 65.
[17]. Moskalenko O.V. Rol' novyh kommunikativno-informacionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza. [Role of Modern Communicative and Informational Technologies in University Teacher's Activity] // Akmeologija[Acmeology]. 2014. № 1-2. P. 163.
[18]. Moskalenko O.V. Potencial nekotoryh psihodidakticheskih priemov v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole. [Potential of Some Psychodidactical Technique in University Teaching of Educational Subjects] // Akmeologija[Acmeology]. 2015. № 2. P. 248-256.
[19]. Moskalenko O.V K probleme o sub'ekte kar'ery [To Problem of Career Subject] // Mir psihologii. [Psychology World] 2012, № 3. P. 45.
[20]. Moskalenko O.V. Akmeologija professional'noj kar'ery lichnosti. [Acmeology of Professional Career of Person]. M.: RAGS [RANEPA], 2007. 189 p.
[21]. Moskalenko O.V. Razvitie pro-fessional'nogo samosoznanija gosudarstvennyh sluzhashhih. [Development of Civil Servants' Professional Self-consciousness] M.: RAGS [RANEPA], 2004. 480 p.
[22]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie lichnosti: itogi, problemy, perspektivy. [Professional Self-consciousness of Person: Results, Problems and Prospects] // Akmeologija[Acmeology]. 2004, № 3 (11). P. 46-50.
[23]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie i kar'ernaja strategija — dva general'nyh vektora lichnostno-pro-fessional'nogo razvitija cheloveka v soci-ume // Evrazijskij sojuz uchenyh. № 4. 2014. (chast' 12). Mat-lykonf. IV Mezhdunarod. nauchno-prakt. konf. "Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovanij" (Moskva, 25 ijulja 2014) [Professional Self-consciousness and Career Strategy — Two General Vectors of Personal Professional Development of Person in Society] // [Eurasian Union of Scientists (Part 12)
Materials of Fourth International Scientific Practical Conference. "Modern Scientific Research Concepts" (Moscow, 25 July 2014)]. P. 114-116.
[24]. Prjazhnikov N.S., Prjazhnikova E. Ju. Psihologija truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of Labour and Human Dignity]. M.: Vysshee professional'noe obrazovanie [Higher Professional Education]. 2009. 480 p.
[25]. Sokolova A.S. Professional'naja kar'era i podhody k ee issledovaniju otechestvennymi i zarubezhnymi avtorami. [Professional Career and Approaches towards Its exploration by Native and Foreign Authors]//Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and Social Educational Idea]. 2013. № 3. P. 99-103.
[26]. Jenns E.A. Ponjatie professional'nogo samosoznanija v psihologicheskoj nauke [Notion of Professional Self-consciousness in Psychological Science]. // Psihologicheskie nauki: teorija i praktika: mat-lyMezhdunar. nauch. konf. (Moskva, fevral' 2012). M.: Buki-Vedi [Psychological Science: theory and practice: Materials of International science Conference (Moscow,Febrary 2012)]. M.: BukiVedi, 2012. P. 127-129.
[27]. Aryee S, Chay Y.W., Tan H.H. An examination of the antecedents of subjective career success among a managerial sample in Singapore // Human relations. 1994. P. 26-42.
[28]. Dalton G.W. & Thompson P.H. Novations: Strategies for career management. Glenview: Scott, Foresman, 1986. 294 p.
[29]. Dalton G.W., Thompson P.H, & Price R.L. The four stages of professional careers: A new look at performance by professionals. Organizational Dynamics, 1979. № 6. P. 19-42.
[30]. Driver M.J. Career concepts and career management in organizations. In C.L. Cooper (Ed.), Behavioral Problems in Organizations. 1979. P. 79-139. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
[31]. Elsass P.M., & Ralston D.A. The stress of career plateauing. In F Hoy (Ed.) Academy of Management Best Papers
Proceedings. 1987. P. 62-66. New Orelans: Academy of Management.
[32]. Ference, TP, Stoner, J.A.F.E., & Warren, E.K. Managing the career plateau. Academy of Management Review, 1977. № 2 (4). P. 602-612.
[33]. Greenhaus, J.H. Career management. Chicago: Dryden Press. 1987. 389 s.
[34]. Hall D.T, Marvis P.H. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond //Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35. P. 12-26.
[35]. Korman A.K., Wittig-Berman V., & Lang D. Career success and personal failure: Alienation in professionals and managers. Academy of Management Journal, 1981. № 24 (2). P. 342-360.
[36]. Latack J.C. Career transitions within organizations: An exploratory study of
work, non-work, and coping strategies. Organizational Behavior and Human Performance. 1984. № 34. P. 296-322.
[37]. McDaniels C. Counseling for career development: theories, resources, and practice. San Francisco, 1992. 489 p.
[38]. NoeR.A., NoeA.W., Bachuber J.A. An investigation of the correlates of career motivation //Journal of Vocational Behavior. 1990. № 3. P. 36-48.
[39]. Super D.E. Career education and the meaning of work. Washington: U.S. Department of Health, Education, and Welfare, Office of Education. U.S. Govt. Print. Off, 1976. 480 p.
[40]. White M.C., Smith M., Barnett T. A typology of executive career specialization // Human relations. 1994. № 4. P. 27-43.
FUTUROLOGIC IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS IN CAREER DEVELOPMENT OF HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS
Olga V. Moskalenko — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
This article presents the results of the research of problem of professional self-consciousness implementation in career development of highly qualified specialists and forecasting this process. In the course of examination there were used such methods as comparative historical analysis, forecast, overt observation, content analysis of the written works, inquiry and questionnaire of specialists.
Theoretical analysis and generalization of empiric researches contributed to the substantiation of tendencies of professional self-consciousness development prospects and career development of highly qualified specialists: emergence of new specialties, releasing time from professional activity and its intellectualization, importance of professional self-consciousness implementation in specialists' career development according to «external one affects by internal conditions» formula, substantiation of innovative and quality level of specialist's professional self-consciousness development.
The research results obtained are important for the society as forecasting ways and means of specialists' career development, rising efficiency of qualification retraining system, higher and secondary professional education development; for acmeology and psychology of professional activity — developing professional self-consciousness theory, career development and highly qualified specialists' training.
Keywords: professional self-consciousness, career development, implementation, highly qualified specialists, university, forecasting.