УДК 159.9.072.43
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ
Миронова Галина Васильевна — преподаватель психологии, Астраханский социально-педагогический колледж; ул. Коммунистическая, 48, Астрахань, Россия, 414040; e-mail: [email protected]
Введение
В силу современных обстоятельств в обществе максимально существенным становится исследование основных тенденций развития молодёжи, её ведущей деятельности с позиции психологии и акмеологии. Особенно важно изучить проблемы развития личности в период ранней юности (15-20 лет), так как именно этот возрастной период выступает центральным в формировании собственных убеждений и умений самостоятельно строить свой жизненный путь, в созидании особенностей мировоззрения, ценностей, самоопределения, в поиске смысла жизни и других нравственных проблем развития личности. К сожалению, в современном социуме ресурсы психологии и акмеологии в процессах формирования и развития личности используются неэффективно.
Важным является и актуальный социальный заказ на профессионально мобильных специалистов, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Данный заказ можно рассмотреть с позиций решения проблемы личностно-профессионального развития работников различного профиля и возраста в акмеологии.
В исследовании личностно-про-фессиональное развитие выступает многоступенчатой поуровневой самореализацией личности в учебно-профессиональной деятельности, в процессе которой зарождается потребность в новой самореализации. Личностно-профессиональное развитие в период ранней юности приводит к появлению новообразования: готовности личности к самораскрытию как самоосознание собственного Я (самопознание, ценностное самоопреде-
ление, самооценка, самовосприятие, самоотношение), самопредставление своего Я, самовыражение, самопрезентация [2-4; 6; 8; 12; 13].
В рамках концепции личностно-профессионального развития в период ранней юности были разработаны система условий и совокупность факторов личностно-профессионально-го развития в период ранней юности [5; 7; 16]. Данная система условий разработана как совокупность пяти
систем и одной подсистемы [1; 14; 15; 17].
Первая система — организационная; в ней представлена палитра следующих условий: организационно-экономические и организационно-средовые; организационно-педагогические и организационно-личностные.
Вторая система — методическая; к ней относятся методико-деятельнос-тные, методико-оценочные и методико-развиваюшие условия.
РЕЗЮМЕ
В статье приведены результаты изучения эффективности разработанной системы психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профессионального развития в период ранней юности (15-20 лет). Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что разработанная система психолого-акмеологических условий и факторов способствует повышению эффективности этого процесса, что и было доказано с помощью исследования динамики уровней личностно-профессионального развития в период ранней юности — повышению высокого и среднего уровней и снижению низкого.
В ходе теоретического исследования разработана система психо-лого-акмеологических условий и факторов личностно-профес-сионального развития в период ранней юности.
Эмпирическая проверка проводилась со школьниками г. Астрахани, а также со студентами Астраханского социально-педагогического колледжа и Астраханского государственного университета. Применены методы: сравнительный анализ, включённое наблюдение за учащимися и студентами, контент-анализ студенческих и ученических письменных работ, опросы преподавателей, студентов вузов и учащихся колледжей. Для эмпирического исследования использована батарея методик, составленная Г.В. Мироновой.
Выявленная система условий и факторов позволяет повысить эффективность личностно-профессионального развития в период ранней юности. Полученные результаты исследования важны как для оптимизации процесса личностно-профессионального развития в период ранней юности в целом, так и для развития акмеологии, психологии и педагогики высшей и средней общей и профессиональной школы.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, ранняя юность, условия и факторы.
Третья система — собственно акмео-логическая: ориентация всех субъектов данного процесса на самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование в любом виде деятельности; использование в системе своего непрерывного образования современных технологий обучения с опорой на психолого-акмео-логические резервы личности.
Четвёртая система — социальная: социально-экономические и социально-психологические условия.
Пятая система — педагогическая: образовательные и воспитательные условия.
Подсистема — психологическая, представлена личностными и субъектными условиями [9; 10].
Совокупность психолого-акмеоло-гических факторов личностно-профес-сионального развития в период ранней юности, включает в себя:
• объективные факторы: системно-образовательные, потенциально-образовательные, технолого-образовательные и информационные;
• объективно-субъективные факторы: социокультурные, социально-перцептивные, социально-интерактивные, социально-коммуникативные и самообразовательные;
• субъективные факторы: потенциально-субъективные: рефлексивно-развивающие, акмеологические, креативно-когнитивные и мотивационно-целевые [11; 18].
Цель исследования — выявить эффективность разработанной системы психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профес-сионального развития в период ранней юности.
Гипотеза исследования — разработанная система психолого-акмео-логических условий и факторов лич-ностно-профессионального развития в период ранней юности способствует повышению эффективности этого процесса.
При этом решаются следующие задачи: разработка системы психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профессионального развития в период ранней юности; составление батареи методик для эмпирического исследования; описание результатов этого исследования с целью показать эффективность разработанной системы психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профес-сионального развития в период ранней юности.
Выборка и методы исследования
Выявленные психолого-акмеологи-ческие условия и факторы личностно-профессионального развития в период ранней юности были учтены в ходе эмпирической работы и была разработана следующая экспериментальная процедура. В Астраханском государственном университете, Астраханском социально-педагогическом колледже и школах г. Астрахани и Астраханской области была построена система обучения и дополнительных занятий с учётом системы, авторской программы, модели и алгоритма личностно-профессионального развития в период ранней юности. Эта система была названа мной «Личност-но-профессиональное развитие в период ранней юности» [6-8].
Для доказательства эффективности этой системы были изучены критерии и уровни личностно-профессиональ-ного развития в период ранней юности студентов, соответственно, по стратам и уровням этого развития [7; 9].
Выборка состояла из 344 школьников г. Астрахани, 256 студентов Астраханского социально-педагогического колледжа и 237 студентов Астраханского государственного университета. Исследование проводилось с 2006 по 2014 год. С помощью разработанных диагностических методов и методик было проведено эмпирическое исследование, результаты которого подверглись статистической обработке. Использование ранжирования и корреляционного анализа позволило подтвердить исходное теоретическое предположение о внутренней взаимосвязи выделенных показателей личностно-профессионального развития в период ранней юности по отношению к критерию, который раскрывается через них. В качестве экспертов выступили родители, школьные учителя и администраторы, преподавательский состав и администрация Астраханского социально-педагогического колледжа и Астраханского государственного университета (п = 452).
Исследование состояло из двух частей. Первая часть — констатирующая [9; 10], а вторая — формирующая, после которой был проведён ретест. В экспериментальную группу вошли: школьники (п = 174), студенты колледжа (п = 130) и студенты университета (п = 120). В контрольную группу вошли: школьники (п = 170), студенты колледжа (п = 126) и студенты университета (п = 117). Группы численно были
уравнены, исходя из условий статистических процедур. В качестве оценки количественных данных по совокупности признаков, имеющих количественную меру, избран Ц-критерий Манна — Уитни. Выполненные расчёты показали, что различия между экспериментальной и контрольной группами соответствуют уровню значимости P = 0,05 (по критерию Стьюдента), то есть между выборками во всех стратах различия достоверны. Также проведён ассоциативный анализ (коэффициент ассоциации: Qср. = 0,67).
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим основные результаты внедрения системы «Личностно-про-фессиональное развитие в период ранней юности». Одним из главных результатов является изменение уровней личностно-профессионального развития в период ранней юности. В экспериментальной группе до и после проведения системы отмечается рост высокого и среднего уровней и, наоборот, падение низкого уровня (табл. 1).
В среднем, по всем стратам личнос-тно-профессионального развития в период ранней юности отмечается рост высокого уровня в 1,75 раза, среднего — в 1,5 раза и падение низкого почти в 2 раза. В контрольной группе при проведении первого и второго исследования мы не можем отметить никаких тенденций в изменении уровней лич-ностно-профессионального развития в период ранней юности (15-20 лет). В среднем, можно отметить рост высокого уровня — на 0,1%, падение среднего — на 0,4%, рост низкого — на 0,3%, что не является статистически значимым для всей выборки.
Оказалось, что реализация программы «Личностно-профессиональ-ное развитие в период ранней юности» способствует созданию на занятиях, уроках, дополнительных занятиях и мероприятиях ситуаций, когда каждая личность открыта перед возникшей проблемой, сливается с ней в процессе решения и у неё формируется готовность к самораскрытию и потребность в самореализации. Такие ситуации способствуют личностно-профессиональному развитию в период ранней юности, в том числе формированию способности самостоятельно выбирать знания и умения, подходящие для решения проблемы, искать ответ на вопрос изнутри самой проблемы.
Таблица 1
Распределение уровней личностно-профессионального развития в период ранней юности по стратам до и после проведения системы «Личностно-профессиональное развитие в период ранней юности»
Группа Уровень личностно-профессионального развития Страта личностно-профессионального развития в период ранней юности,%
испытательная стабильная заключительная
Экспериментальная До проведения системы Высокий 20,1 17,5 24,3
Средний 25,8 23,8 28,7
Низкий 54,1 58,7 53,0
После проведения системы Высокий 35,3 30,6 42,5
Средний 39,2 35,7 43,1
Низкий 25,5 33,7 14,4
Контрольная Первый срез Высокий 20.1 17,5 24,3
Средний 25,8 23,8 28,7
Низкий 54,1 58,7 53,0
Второй срез Высокий 20,2 17,6 24,4
Средний 25,4 23,4 28,3
Низкий 54,4 59,0 53,3
Образовательный и воспитательный процесс, реализующий условия и факторы личностно-профессионального развития в период ранней юности, способствует становлению субъектного мира личности, общительности и жизни во взаимности с окружающим миром людей и предметов.
Проведённый ассоциативный анализ (коэффициент ассоциации: Q^. = 0,67) подтвердил, что условия образовательного процесса, в которых происходит организация такой учебной и учебно-профессиональной деятельности, которая личностно и профессионально развивает юношей и девушек, влияют на уровень их самоактуализации. Личность, достигающая в процессе своей ведущей деятельности высокого уровня самоактуализации, добивается большего успеха.
Выводы
Одним из главных итогов исследования является теоретическая разработка системы психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профес-сионального развития в период ранней юности, которая позволяет повысить эффективность личностно-профессиональ-ного развития в этот период, профессионально и личностно самоопределиться юношам и девушкам, скорректировать личностные, карьерные и профессиональные планы.
Важным итогом является составление и использование в эмпирическом исследовании батареи методик для диагностики уровней и компонентов
личностно-профессионального развития в период ранней юности, которая содержала как традиционно психологические методики, так и авторские методики с целью изучения процесса лич-ностно-профессионального развития в этот период.
Значительный итог исследования — это описание результатов исследования с целью показа эффективности разработанной системы психолого-акмеологи-ческих условий и факторов личностно-профессионального развития в период ранней юности через рост уровней этого процесса — статистически значимый рост высокого и среднего уровней и, наоборот, снижение низкого уровня — доказано на уровне 5% статистической значимости с помощью критериев Манна — Уитни, Стьюдента и коэффициента ассоциации.
Заключение
Общий итог исследования психоло-го-акмеологических условий и факторов личностно-профессионального развития в период ранней юности заключается в теоретической значимости исследования — успешному поиску путей оптимизации лично стно-профе ссионального развития в достаточно сложный период развития человека — период ранней юности. Это позволяет научно обоснованно предложить систему детерминант этого процесса.
Практическая значимость данного исследования значительно шире и объёмнее — помощь может быть оказана не только самой личности в пери-
од ранней юности, но и всему социуму в целом — разработке новых учебно-профессиональных программ с опорой на систему психолого-акмеологических условий и факторов личностно-профес-сионального развития в период ранней юности, а также преподавателям, учителям, воспитателям и руководителям образовательных учреждений высшего и среднего общего и профессионального образования, а также родителям юношам и девушек.
Именно комплексность психолого-акмеологического подхода позволяет помочь всем субъектам, акторам и мотиваторам процесса личностно-профес-сионального развития в период ранней юности в повышении эффективности этого процесса с учётом его условий и факторов.
Практические рекомендации заключаются в нескольких аспектах.
Во-первых, структурно-содержательный аспект — при организации процесса образования юношей и девушек в период ранней юности важно знать об особенностях — компонентах, уровнях, критериях и показателях, а более важно — об условиях и факторах лич-ностно-профессионального развития в этот период.
Во-вторых, организационно-методический аспект — важно эти знания доводить до сведения как самих юношей и девушек, так и их педагогов и родителей в различных соответственных формах — во внеучебное и учебное время, при повышении квалификации, родительского всеобуча и др.
В-третьих, самостоятельно-технологический аспект — значимо личности в ранней юности не только знать особенности своего развития, но и иметь возможность реализовать эти знания, предоставить самостоятельную свободу выбора и реализации своего развития в личностном и профессиональном планах в разумных пределах.
С третьим аспектом взаимосвязаны перспективы данного исследования — разработка содержания, методов и форм для индивидуальных «дорожных карт» для юношей и девушек в период ранней юности с целью повышения эффективности их личностно-профессионально-го развития.
ССЫЛКИ
[1]. Вишняков И.А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования. — СПб.: ТЕССА, 2004. — 282 с.
[2]. Гагарин А.В. Формирование лич-ностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 85-93.
[3]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. — 2007. — № 2 (50). — С. 43-54.
[4]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеоло-гического развития // Мир психологии. — 2008. — № 1 (53). — С. 218-229.
[5]. Миронова Г.В. Закономерности и механизмы развития личности в период ранней юности (15-20 лет) // Акмеология. — 2013. — № S1. — С. 204.
[6]. Миронова Г.В. Личностно-про-фессиональное развитие в системе развития детско-родительских отношений // Акмеология. — 2016. — № S1 (57). — С. 73-74.
[7]. Миронова Г.В. Противоречия профессионального развития личности в период ранней юности (15-20 лет) и пути их разрешения // Акмеология. — 2017. — № 1 (61). — С. 103-107.
[8]. Миронова Г.В. Соотношение личностно-профессионального и ак-меологического развития человека // Акмеология. — 2014. — № S1-2. — С.153-154.
[9]. Миронова Г.В. Личностно-профес-сиональное развитие в период ранней юности (15-20 лет) / Под. ред. О.В. Мос-
каленко. — М.: Изд-во «Т8 Издательские Технологии», 2016. — 232 с.
[10]. Миронова Г.В. Развитие личности в период ранней юности (15-20 лет): структура, сущностные характеристики и закономерности // Вестник Тувинского государственного университета. № 4. Педагогические науки. — 2013. — Т. 4. — № 4 (19). — С. 75-86.
[11]. Москаленко О.В., Миронова Г.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодёжи с процессами её самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии. — 2011. — № 1. — С. 193-200.
[12]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессиональ-ного развития специалиста // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 109.
[13]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Акмеология. — 2014. — Т. 3. — С. 65.
[14]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. — 2014. — № 1-2. — С. 163.
[15]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 248-256.
[16]. Москаленко О.В., Ко няхи-на И.Б. Модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов // Акмеология. — 2010. — № 3. — С. 44.
[17]. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный анализ со своими студентами // Акмеология. — 2015. — № 3 (55). — С. 121-122.
[18]. Moskalenko O.V., Mironova G.V. Levels and strata of acmeologic personality development in early adolescence (1520 years old) // Перспективы науки. — 2011. — № 5 (20). — С. 271-275.
REFERENCES
[1]. Vishnjakov I.A. Akmeologicheskie uslovija podgotovki shkol'nogo psihologa v sisteme vysshego obrazovanija. [Acmeological conditions for Preparation of School Psychologist in Higher Education System]. — SPb.: TESSA, 2004. — 282 p.
[2]. Gagarin A.V. Formirovanie lichnostno-professional'nyh kompetencij budushhego psihologa v kurse zoopsihologii i sravnitel'noj psihologii [Formation of
Personal Professional Competency of Future Psychologist in Course of Zoopsychology and Comparative Psyhology] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 1 (45). — P. 85-93.
[3]. Berkach A.A., Sajko Je.V. Razvitie v akmeologii i akmeologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza [Development in Acmeology and Acmeological Development in Ontogenesis Structure] // Mir psihologii [Psychology World]. — 2007. — № 2 (50). — P. 43-54.
[4]. Derkach A.A., Sajko Je.V. Potrebnost' v samorealizacii kak fenomen social'nogo mira i osnovanie akmeologicheskogo razvitija [Need in Self-fulfillment as Phenomenon of Social World and Basis of Acmeological Development] // Mir psihologii [Psychology World]. — 2008. — № 1 (53). — P. 218-229.
[5]. Mironova G.V. Zakonomernosti i mehanizmy razvitija lichnosti v period rannej junosti (15-20 let). [Regularities and Mechanisms of Personal Development in Early Adolescence Stage (15-20 years old)] // Akmeologija[Acmeology]. 2013. № S1. P. 204.
[6]. Mironova G.V. Lichnostno-professional'noe razvitie v sisteme razvitija detsko-roditel'skih otnoshenij [Personal Professional Development in Child Parent Relationship Development System] // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № S1 (57). — P. 73-74
[7]. Mironova G.V. Protivorechija professional'nogo razvitija lichnosti v period rannej junosti (15-20 let) i puti ih razreshenija. [Animosities of Professional Personal Development in Early Adolescence Stage (15-20 years old) and Ways of Their Settlement] // Akmeologija [Acmeology]. — 2017. — № 1 (61). — P.103-107.
[8]. Mironova G.V. Sootnoshenie lichno stno-profes sional'nogo i akmeologicheskogo razvitija cheloveka [Correlation between Personal Professional and Acmeological Development of a Person] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № S1-2. — P. 153-154.
[9]. Mironova G.V. Lichnostno-professional'noe razvitie v period rannej junosti (15-20 let) [Personal Professional Development in Early Adolescence Stage (15-20 years old)] / G.V. Mironova, pod red. O.V. Moskalenko. — M.: "T8 Izdatel'skie Tehnologii" [Under editorship of O.V.Moskalenko. — M: "T8 Publishing Technologies"], 2016. — 232 p.
[10]. Mironova G.V. Razvitie lichnosti v period rannej junosti (15-20 let): struktura, sushhnostnye harakteristiki i zakonomernosti [Development of Person
in Early Adolescence (15-20 years old): Structure, Essential Characteristics and Regularities] // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. № 4. Peda-gogicheskie nauki [Tuva State University Newsletter. № 4. Pedagogical Science]. —
2013. — T. 4. — № 4 (19). — P. 75-86.
[11]. Moskalenko O.V., Mironova G.V. Vzaimosvjaz' professional'noj samo-real izacii molodezhi s processami ee samoaktualizacii, samoopredelenija i samojeffektivnosti. [Interrelation of Youth Professional Self-fullfilment with Processes of Self-actualization, Self-determination and Self-efficiency] // Mir psihologii [Psychology World]. — 2011. — № 1. — P. 193-200.
[12]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategorija lichnostno-professional'nogo razvitija specialista [Professional Self-consciousness as General Category of Specialist's Personal and Professional Development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 2. — P. 109.
[13]. Moskalenko O.V. Rol' znanij v postroenii kar'ery cheloveka [Role of Knowledge in Building Career of Person] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3. — P. 65.
[14]. Moskalenko O.V. Rol' novyh kommunikativno-informacionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza [Role of Modern Communicative and Informational Technologies in University Teacher's Activity] // Akmeologija [Acmeology]. —
2014. — № 1-2. — P. 163.
[15]. Moskalenko O.V. Potencial nekotoryh psihodidakticheskih priemov v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole [Potential of some Psychodidactic Techniques in Teaching Educational Subjects in University] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 2. — P. 248-256.
[16]. Moskalenko O.V., Konjahina I.B. Model' akmeologicheskogo proekta
professional'noj samorealizacii v uslovijah dopolnitel'nogo professional'nogo ob-razovanija specialistov [ Model of Acmeological Project of Professional Self-fulfillment under Conditions of Specialists' Additional Professional Education] // Akmeologija [Acmeology]. — 2010. — № 3. — P. 44.
[17]. Moskalenko O.V. Prepodavatel' vysshej shkoly: sravnitel'nyj analiz so svoimi studentami [University Teacher:
Comparative Analysis with His\Her Own Students] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3 (55). — P. 121-122.
[18]. Moskalenko O.V., Mironova G.V. Levels and Strata of Acmeologic Personality Development in Early Adolescence (15-20 years old) // Перспективы науки [Science Prospects]. — 2011. — № 5 (20). — http://elibrary.ru/contents. asp?issueid=1020268&selid=17803230 P. 271-275.
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL CONDITIONS AND FACTORS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT AT AN EARLY ADOLESCENCE STAGE
Galina V. Mironova — Teacher of Psychology, Astrakhan Social-Pedagogical College; Kommunisticheskaya Street, 48, Astrakhan, 414040, Russia; e-mail: galamir51@ mail.ru
ABSTRACT
This article is devoted to the results of considering the efficiency of the elaborated system of psychological and acmeological conditions and factors of personal and professional development at an early adolescence stage (15-20 years old).
The author theoretically substantiated and empirically justified the statement that the elaborated system of psychological and acmeological conditions and factors contributed to rising the efficiency of this process. That was proved by the research of dynamics of personal and professional development levels at an early adolescence stage — rising high and middle ones and decreasing low one.
During the theoretical research, psychological and acmeological conditions and personal and professional development factors system at an early adolescence stage was elaborated.
Empirical verification was conducted among pupils from Astrakhan city, as well as students of Astrakhan Social-Pedagogical College and Astrakhan State University. The following methods were used: comparative analysis, over observation over pupils and students, content analysis of students' and pupils' written works, surveys of university teachers and students, as well as college students. In order to conduct the empirical research a number of methods, composed by G.V. Mironova [8], was used.
The revealed system of conditions and factors contributes to the efficiency of personal and professional development in early adolescence stage. The obtained results of the research are important both for the optimization of the process of personal and professional development at an early adolescence stage as a whole, and for development of acmeology, psychology and pedagogy of higher, secondary and professional school.
Keywords: personal and professional development, early adolescence, conditions and factors.