Научная статья на тему 'Темпоральная интерпретация динамики становления профессионального самосознания сотрудника полиции'

Темпоральная интерпретация динамики становления профессионального самосознания сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПСИХОИСТОРИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / TEMPORAL APPROACH / SELF-CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / PSYCHOHISTORY OF PERSONALITY / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Софронова Анастасия Юрьевна

Проблема самосознания принадлежит к числу фундаментальных, решение которой определяется состоянием современной психолого-юридической науки. Исследования феномена самосознания давно вышли за рамки психологии и позиционируется в качестве междисциплинарного комплекса знаний, подходов и трактовок личности профессионала. Современные концепции самосознания во многом являются ничем иным, как попыткой модернизации известных теорий. В результате этого оформились три основные тенденции в исследовании самосознания. Первая, общенаучная трактовка понятия самосознания широко представлена в философии, социологии, культурологии и в общей психологии. Самосознание в данном контексте представляет собой определённый результат культурной социализации личности. А потому профессиональное самосознание предстает в качестве необходимого элемента «укоренённости» человека в культуре, тем самым по своему объёму превосходит известные интерпретации данного понятия в науках о человеке. Вторая тенденция отражает основные, не всегда корреспондирующие друг с другом теории и концепции личности профессионала. Если в акмеологии профессиональное самосознание выступает одним из необходимых уровней зрелости субъекта деятельности, то в психологии труда профессиональное самосознание представляет собой интегративное образование и обладает всеми признаками завершённости становления профессионала. Третья тенденция определяется господствующей в юридической психологии теорией предметно-ориентированной деятельности, которая объединяет юристов, педагогов и психологов вокруг принципа специфика юридического труда задает линию формирования и развития профессионального сознания и самосознания субъекта. Как представляется, в юридической психологии преимущество отдается линейной интерпретации развития субъекта, а потому до сегодняшнего дня наблюдается редукция сложности проблемы становления самосознания и развития субъекта в пространстве его временной континуальности. Раскрытию именно темпоральности процесса становления профессионального самосознания сотрудника полиции и посвящается данная статья. Целью данной статьи является построение концептуального абриса или концептуальных рамок нового, темпорального подхода к проблеме становления профессионального самосознания субъекта правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORAL INTERPRETATION OF THE DYNAMICS OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF A POLICE OFFICER

The article touches upon the issue of professional self-consciousness of a police officer. Research on this problem has spread to other disciplinary and interdisciplinary complexes in addition to psychological ones. Various concepts of understanding of professional self-consciousness of the employee of the subject of professional activity in psychology explain mainly the linear development of the subject, hence to this day there is no complete picture of the formation and development of the subject in the process of his life. Studying the process of formation of professional consciousness of the police officer in this article, the emphasis was placed on the temporal approach, which considers the temporal essence of the phenomenon of self-consciousness, namely as a dynamic, continuously changing phenomenon. The purpose of this article is to build a conceptual outline or conceptual framework of a new, temporal approach to the problem of the development of professional identity of the subject of law enforcement.

Текст научной работы на тему «Темпоральная интерпретация динамики становления профессионального самосознания сотрудника полиции»

Юридическая психология

УДК 159.922

DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-215-223

А.Ю. Софронова

адъюнкт

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 ORCID: 0000-0003-2844-6103. E-mail: [email protected]

Темпоральная интерпретация динамики становления профессионального самосознания

сотрудника полиции

Аннотация: Проблема самосознания принадлежит к числу фундаментальных, решение которой определяется состоянием современной психолого-юридической науки. Исследования феномена самосознания давно вышли за рамки психологии и позиционируется в качестве междисциплинарного комплекса знаний, подходов и трактовок личности профессионала. Современные концепции самосознания во многом являются ничем иным, как попыткой модернизации известных теорий. В результате этого оформились три основные тенденции в исследовании самосознания. Первая, общенаучная трактовка понятия самосознания широко представлена в философии, социологии, культурологии и в общей психологии. Самосознание в данном контексте представляет собой определённый результат культурной социализации личности. А потому профессиональное самосознание предстает в качестве необходимого элемента «укоренённости» человека в культуре, тем самым по своему объёму превосходит известные интерпретации данного понятия в науках о человеке. Вторая тенденция отражает основные, не всегда корреспондирующие друг с другом теории и концепции личности профессионала. Если в акмеологии профессиональное самосознание выступает одним из необходимых уровней зрелости субъекта деятельности, то в психологии труда профессиональное самосознание представляет собой интегративное образование и обладает всеми признаками завершённости становления профессионала. Третья тенденция определяется господствующей в юридической психологии теорией предметно-ориентированной деятельности, которая объединяет юристов, педагогов и психологов вокруг принципа - специфика юридического труда задает линию формирования и развития профессионального сознания и самосознания субъекта.

Как представляется, в юридической психологии преимущество отдается линейной интерпретации развития субъекта, а потому до сегодняшнего дня наблюдается редукция сложности проблемы становления самосознания и развития субъекта в пространстве его временной континуальности. Раскрытию именно темпоральности процесса становления профессионального самосознания сотрудника полиции и посвящается данная статья.

Целью данной статьи является построение концептуального абриса или концептуальных рамок нового, темпорального подхода к проблеме становления профессионального самосознания субъекта правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: темпоральный подход, самосознание, профессиональное самосознание, психоистория личности, профессиональная самореализация.

Для цитирования: Софронова А.Ю. Темпоральная интерпретация динамики становления профессионального самосознания сотрудника полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 3 (83). - С. 215-223. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-215-223.

A.Y. Sofronova

Graduate

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation ORCID: 0000-0003-2844-6103. E-mail: [email protected]

Temporal interpretation of the dynamics of professional self-consciousness

of a police officer

Annotation: The article touches upon the issue of professional self-consciousness of a police officer. Research on this problem has spread to other disciplinary and interdisciplinary complexes in addition to psychological ones. Various concepts of understanding of professional self-consciousness of the employee of the subject of professional activity in psychology explain mainly the linear development of the subject, hence to this day there is no complete picture of the formation and development of the subject in the process of his life. Studying the process of formation of professional consciousness of the police officer in this article, the emphasis was placed on the temporal approach, which considers the temporal essence of the phenomenon of self-consciousness, namely as a dynamic, continuously changing phenomenon. The purpose of this article is to build a conceptual outline or conceptual framework of a new, temporal approach to the problem of the development of professional identity of the subject of law enforcement.

Keywords: temporal approach, self-consciousness, professional self-consciousness, psychohistory of personality, professional self-realization.

For citation: Sofronova A.Y. Temporal interpretation of the dynamics of professional self-consciousness of a police officer // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - № 3 (83). - Р. 215-223. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-3-215-223.

Введение. Диапазон исследований проблемы самосознания в науке весьма обширен - от философского понимания самосознания как акта свободного сознания, проявляющегося в нравственном самосовершенствовании человека (И. Кант, Г.В. Гегель, П.Е. Астафьев, М.А. Гарнцев, К. Глой, Э. Гуссерль, И.С. Кон, И.Г. Фихте, М. Хайдеггер, Д. Юм, Б.Н. Чичерин, В.А. Лекторский, Г.В. Иойлева и др.), до психо-

логического анализа общетеоретической и методологической составляющих генезиса, структуры и функций самосознания в проблематике развития личности в целом (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Иванова, В.В. Столин, В.М. Аллахвердов, В.Д. Балин и др.) и узких направлениях развития самосознания в разных сферах жизнедеятельности общества (А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьми-

на, А. К. Маркова, А.В. Андреева, Е.Б. Храмцов, Ю.В. Бромлей, Т. Л. Миронова, С. В. Москаленко, Н. С. Пряжников, А. В. Поддубная, В. А. Сластё-нин, Ю.А. Шаранов и др.). Однако, несмотря на столь пристальный интерес научного сообщества к данному явлению, многие авторы отмечают, что проблема понимания природы самосознания остаётся неразрешённой и сложной в изучении (С.Л. Рубинштейн, В.М. Аллахвердов, М.К. Мамардашвили, В.В. Столин, В.П. Зинчен-ко, Р. Перри, Е.А. Мамчур и др.).

В узких областях психологической науки, такой как юридическая психология, актуальность изучения профессионального самосознания [10; 13; 17] подкреплена социальной востребованностью в специалистах, способных саморазвиваться в профессиональной сфере и находиться в непрерывном личностном развитии. Ю.А. Шаранов отмечает: «Началась эпоха, когда уникальность и незаменимость личности как субъекта социальных изменений с активной гражданской и профессиональной позицией неизмеримо возрастает. Вполне сформирован социальный запрос на уникальный, авторский стиль деятельности в различных сферах самореализации субъекта» [7, с. 32]. Так как профессиональное становление личности протекает на протяжении всей её жизнедеятельности, то и выработка уникального, неповторимого стиля сопровождает процесс её профессиональной реализации. В юридической психологии остро ощущается потребность в выявлении механизмов и факторов успешного формирования и развития профессионального самосознания сотрудника полиции на протяжении всех этапов построения его профессиональной карьеры.

Анализ литературы показал, что в современной психологии под самосознанием чаще всего принято понимать устойчивую систему обобщенного представления индивида о себе, то есть как образ собственного «Я», осознание самого себя. Именно самопредставление «запускает» отношение личности к собственной персоне, к другим людям и социуму в целом. Человек начинает активно взаимодействовать с миром посредством именно сформированного механизма самоосознавания. Другими словами, самосознание как явление включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения и деятельности, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и самооценками.

Изучение самосознания позволяет найти объяснения тем механизмам и факторам, которые влияют на успешную самореализацию личности в деятельности и её конструктивное взаимодействие с социумом. Следует отметить, что в психологической науке понимание данного явления не считается окончательным и однозначным, а потому существуют разные точки зрения и подходы к трактовке феномена самосознания. Рассмотрим основные из них с учётом целей и предмета настоящего исследования.

Проблемы сознания и самосознания, их природа, соотношение и функции являются одними из ключевых в науках о человеке. Вместе с тем до настоящего времени так и не сложилось четкого понимания феноменов сознания и самосознания, которое могло бы объединить исследовательские стратегии из различных областей науки. Это означает, что как никогда востребованной продолжает оставаться корректная рефлексия истории изучения сознания и самосознания в философии и психологии. Если психологический подход к сознанию состоит в выяснении механизма его функционирования, выявлении в нём природных и социальных компонентов, то задача философии сводится к комплексному исследованию сознания, в единстве его исторических корней, психологического, физиологического и социального аспектов. Это подразумевает рассмотрение онтологических и гносеологических вопросов природы сознания, его основных противоречий, структуры, а также анализ сознания как части идеального мира человека в целом. Философия стремится выявить общие предпосылки исследования сознания: что мы знаем о собственном сознании? Как оно связано с самосознанием? Что есть сознание и самосознание? Обратившись к философской интерпретации этих явлений, мы получим общее объяснение природы изучаемого предмета.

Впервые проблема самосознания и сознания нашла своё отражение в работах античных авторов - Сократа, Платона, Парменида, Аристотеля, Плотина. Достаточно полный и глубокий анализ античной философии провёл М.А. Гарнцев в своей монографии «Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта)» [1]. Как отмечает автор, Аристотель в своих трудах рассматривает две формы познания самого себя - эмпирическое «Я» как динамическое и субстанциальное единство души и тела, ориентированного на практику; вторая форма - чистое «Я, как идеализированная часть существования субъекта для созерцания, по своей природе про-

текающая в пассивной форме. Обе эти части входят в состав самосознания субъекта и призваны дополнять друг друга. Таким образом Аристотель подчеркнул дуализм человеческого самосознания, как осознания субъектом собственного существования во времени. В свою очередь, развивая теорию Аристотеля, Плотин рассматривал субъекта через субстанциальное и динамическое единство, которое становится возможным благодаря процессу активного «укрощения» множественности проявлений свойств сознания и самосознания субъекта.

В эпоху Средневековья появляется доктрина самосознания Августина, опирающаяся на теоцентристские принципы и включающая в себя ряд аристотелевских и плотиновских идей. Августин вводит новое понимание самосознания через теорию внутреннего чувства, где отрицает активность процесса слияния эмпирического «Я» и чистого «Я», тем самым подчеркивая самодостаточность субъекта в форме чистого «Я» и бессмертие души. Однако ему так и не удалось объяснить, как связано эмпирическое «Я», по его мнению, олицетворяющее телесную форму сознания, и чистое «Я» как самостоятельное духовное явление.

Р. Декарт, отказываясь от идеи разделения сознания на две её составляющие (как это отмечалось у предыдущих авторов) сводит абстрактное понимание самосознания к когнитивному, воспринимая его как мыслительный процесс осознания субъектом происходящего внутри него. Согласно Декарту, осознание субъектом самого себя есть единственно правдивое и неопровержимое знание, которое является основанием для понимания всей системы знания в науке.

Кантовское понимание самосознания, напротив, определяется не как абсолютизированная форма мыслящего «Я», в котором концентрируется все знание мира, а как разновидность предметного сознания, заключающееся в различных формах самоотнесения «себя как субъекта» к «себе как объекту». Существование субъектно-объектной структуры самосознания, по мнению философа, происходит за счёт механизма саморефлексии, который запускает процесс идентификации «Я» как субъекта и «Я» как объекта. Однако дискуссионным остается вопрос возникновения механизма саморефлексии как знания о самом себе. По мнению И. Канта, рефлексия должна быть изначально заложена в субъекте, в противном случае процесс идентификации будет невозможен. При этом он поясняет, что субъект из своего внутреннего опыта

(эмпирического самосознания) способен вычленять характеристики, заведомо зная, что они описывают его сущность, но не способен объяснить, почему именно это описание характеризует его. Таким образом, следует сделать вывод, что саморефлексия в понимании И. Канта является продуктом отражения заранее известного для субъекта, при этом он сам не в состоянии ответить, почему он избрал из всех имеющихся характеристик только определённую часть, которая в последующем используются им как презентация себя1.

В качестве критики эгологической теории сознания И. Канта Д. Юм предлагает эмпирический подход для описания этого явления. Для нас важно, что самосознание Д. Юмом понимается как постоянно динамическое и изменяющееся явление. Как отмечает Юм в «Трактате о человеческой природе»2, нет ничего постоянного - одни мысли, ощущения, переживания, представления сменяются другими. Помимо этого, в трактовке сущности самосознания Д. Юм выходит на новый уровень теории: самосознание у него выступает не как отдельная субстанция «Я» или независимая субстанция мыслящего «Я», как, например, у Канта или Декарта, он определяет самосознание как неотъемлемую часть сознания.

Фихте заменил рефлексивную модель сознания Декарта и Канта, которая у них предстает в большей части как пассивно-созерцательная форма, на продуктивную, где сознание само себя воспроизводит3. Тем самым образ сознания, в понимании Фихте, представляется активным, направленным и последовательным. При этом главное открытие Фихте заключается в определении значимости места времени и пространства для понимания феномена сознания. Именно личность интуитивно создаёт пространственно-временную протяжённость сознания, в котором распределяются воспринятые ею элементы реальности. Пространство и время являются продуктом творческой деятельности ума и отражаются в конкретных сознательных актах.

Значение времени в понимании самосознания человека прослеживается и в идеях

1 Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. - Москва: Мысль, 2018. - 591 с.

2 Юм Д. О человеческой природе / Дэвид Юм ; пер. с англ. С.И. Церетели. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 320 с.

3 Фихте И.Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. - Минск: Харвест, Москва: ACT, 2000. — 784 с.

М. Хайдеггера. Самосознание проявляется в рефлексивной функции «вопрошания», которая устремляет человека заглядывать в себя самого, видеть в себе нечто большее, чем есть в данный момент. «Устремленность человека вперед», отказ от «себя прежнего» ради «себя будущего», «быть - всегда - уже - впереди - себя - в - мире

- в - качестве - бытия - при - внутримировом

- сущем»4 определяют самосознание как поиск собственного человеческого смысла. Человек постоянно устремлен вперёд в поисках себя, а сознание и самосознание позволяют определить вектор движения.

В.А. Лекторский расширяет устоявшееся в философии понимание самосознания и отмечает, что самосознание человека возникает только тогда, когда оно выходит за пределы самого человека во внешний мир и мир других людей5. Иными словами, самосознание не способно существовать изолированно от иных субъектов деятельности. В продолжении этого понимания Г.В. Иойлева подчёркивает избирательность самосознания: оно «...определяется совокупностью духовных ценностей, которые становятся ориентацией нравственной жизни человека, его поступков» [2, с. 147].

Если попытаться структурировать известные нам подходы к пониманию феноменов сознания и самосознания в отечественной и зарубежной литературе в контексте принципа формирования и развития, то возникают две дискуссионные, не утратившие своей актуальности вопросы в проблеме сознания и самосознания личности.

Первый вопрос - соотношение сознания и самосознания. Не ясна роль самосознания, его функции и принадлежность к сознанию личности. Второй, не менее важный вопрос, затрагивает тему первичности возникновения и проявления сознания и самосознания.

Полемика вокруг этих двух вопросов длится не одно десятилетие, а причина отсутствия общей позиции учёных, по мнению В.В. Столи-на [8], лежит в области выделения в науке единых категорий и общих исходных феноменов при изучении самосознания. Каждая школа или направление в психологии обладает своим набором теорий и объяснительных моделей сознания и самосознания, которые во многом сложи-

4 Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Би-бихина; изд. 4-е, испр. - Москва: Академический Проект, 2013. - С. 104.

5 Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - Москва: Наука, 1980. - 357 с.

лись исторически и продолжают с небольшими изменениями использоваться до настоящего времени.

Психологический анализ проблемы становления самосознания личности. В западной психологии выделяются следующие подходы к пониманию феноменов сознания и самосознания: символический интеракционизм - теория социального взаимодействия, рассматривает человеческое сознание как продукт постоянного диалога, осуществляемый с помощью символов (Д.Г. Мид, Ч.Х. Кули и др.); представители лич-ностно-центрированного подхода (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) рассматривают данное явление через целостное человеческое «Я» и его личностное самоопределение и самоактуализацию в микросоциуме; приверженцы психоаналитического подхода (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и др.) понимают внутренний мир человека через призму трёх основных составляющих - Ид, Эго и Супер-Эго, где процессы самосознания определяются как способствующие преодолению комплексов, базовой тревожности, постижению глубинных бессознательных процессов.

В отечественной психологии следует выделить три основных направления изучений сознания и самосознания.

Первое направление, рассматривающее генезис человеческого сознания с первых дней жизни ребёнка, опирается, в первую очередь, на эволюционные идеи В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, на принципы развития сознания в онтогенезе, начиная с этапа неясного осознания человеком своего существования (П.Р. Чамата, Е.В. Шорохова, А.Г. Спиркин, В.Д. Балин и другие), а в последующем и самосознания. Если раздражимость и чувствительность - это характеристики, свойственные любому живому организму, то способность человека осознавать, ощущать, чувствовать свою принадлежность к окружающему миру - это проявления, свойственные человеческой психике, которые принято рассматривать как первоначальные формы сознания. Самоощущение и выделение своего физического «Я» позволяют отделять человека от внешнего мира, телесно воспринимать себя как отдельное существо в социуме. Анализируя такую функцию организма, как «самовыделение», следует отметить, что она проявляется не только в форме внешнего разграничения в рамках восприятия внешних объектов, но также в способности выделять и осознавать человеком свои внутренние болевые ощущения. Вместе с тем, развивая идеи о первичности «телесного сознания», А.Н. Леонтьев обозначил необходи-

мость разграничивать «знание о себе» и «осознание себя». При этом классик отечественной психологии считал, что «знание о себе» не может считаться проявлением самосознания ввиду неполной осознанности полученных познаний о себе из социума. Иными словами, ребёнок не способен в полной мере осознать, насколько полученные извне сведения о себе соответствуют его внутреннему образу - «Я».

Представители второго направления в психологии рассматривают самосознание как высшую форму сознания, как продукт развитого сознания, подчёркивают непрерывность процесса развития самосознания и сознания вместе с развитием личности и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божо-вич, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская,

B.М. Аллахвердов, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Ю.А. Шаранов и др.).

Сознание зарождается лишь тогда, когда человек становится субъектом деятельности и начинает взаимодействовать с социумом посредством речемыслительного творчества.

C.Л. Рубинштейн писал: «Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс её реального развития»6. В ходе непрерывного развития накапливается прижизненный внутренний опыт, который способствует переосмыслению и перенаправлению вектора развития человека. Процесс развития самосознания непрерывен и протекает на всех этапах жизнедеятельности личности. Высшей степенью развитости у человека уровня самосознания С.Л. Рубинштейн считает умение личности распознавать подлинные и неподлинные личные мотивы, желания, смыслы и направление жизненного пути. Таким образом, автор считает одним из признаков проявления самосознания у субъекта деятельности способность к самоопределению. Л.С. Выготский определял самосознание как общественное сознание, перенесенное вовнутрь. Самосознанию, по мнению автора, отводится функция установления связи между отдельными явлениями в жизни человека в единый конструкт, который определяет историю жизни человека. Иными словами, самосознание есть страницы жизни, на которых человек пишет свою историю. При этом время является значимой и не-

6 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - С. 640.

отъемлемой частью психоистории личности, так как, по мнению Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, у человечества есть «своя история», где личность не просто повторяет цикличность развития общества, но способна устанавливать преемственную связь с поколениями и продолжать «историю» предыдущих, при этом создавая свою историю.

А.Н. Леонтьев помимо способности к самоопределению выделяет ещё один признак проявления самосознания - самоотношение. Самоотношение характеризуется осознанием личности своего места в системе общественных отношений [4]. При этом рефлексивная и самооценочная функции самосознания способствуют определению личности своего места в социуме и своего отношения к нему. В.С. Мерлин [6], развивая данное положение, рассматривает самосознание относительно субъекта деятельности и считает его вторичным относительно общественных отношений. Отсюда, по Мерлину, отношения субъекта делятся на два уровня - это отношение субъекта к социальной деятельности и отношение общества к субъекту.

Как отмечалось ранее, в изучении феномена самосознания подчеркивается роль динамики процесса его развития, так как это явление по своей природе имеет не статический характер, а находится в непрерывном и безостановочном движении. По мнению Ю.А. Шаранова [10], субъект испытывает имманентное, потребност-ное состояние в расширении своего самосознания через механизмы и структуру внутреннего опыта, что позволяет ему развиваться и совершенствоваться для достижения своих идеалов. Отсюда движение в форме саморазвития является неотъемлемой частью самосознания и соответствующим образом характеризует его.

Третье направление изучения самосознания совпадает с предметной областью прикладной и практической психологии, определяется интересами представителей различных профессий, которые используют достижения психологической науки для решения повседневных задач. В качестве теоретического ориентира в отечественной прикладной психологии, как правило, используется теория деятельности и ее различные варианты, например, системно-де-ятельностный подход. При этом сознание и самосознание рассматриваются в качестве системообразующих элементов профессиональной психики субъекта. Отсюда самосознание - это профессиональное самосознание, по форме и содержанию опосредованное ведущей профессиональной деятельностью субъекта. Различ-

ные варианты определения профессионального самосознания представлены в таблице 1.

Обсуждение анализируемого материала. Проанализировав вышеизложенный теоретический материл, в рамках направленности данного научного исследования, не акцентируя внимания на некоторых различиях в понимании феномена самосознания, вычленим те общие черты, которыми авторы характеризуют данное явление. Профессиональное самосознание - это совокупность представлений субъекта о себе в контексте профессиональной деятельности; отношения к себе как представителю профессиональной общности; самооценка собственной пригодности и профессиональной диспозиции личности. Можно выдвинуть гипотезу о посто-

янно изменяющемся и модифицирующемся во времени конструкте «Я» сотрудников правоохранительных органов в процессе решения ими профессиональных и служебных задач.

В рамках методологической основы исследования за основу нами был принят субъектно-формирующий подход Ю.А. Шаранова, развивающий и продолжающий субъектный подход Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Е.И. Кузьминой, А.В. Брушлинского и других. Ю.А. Шаранов рассматривает профессиональное самосознание сотрудника полиции как юридически направленный, динамический, непрерывный процесс волевой самоорганизации, самоопределения, самоотношения, саморазвития и самореализации субъекта в право-

Таблица 1

Теоретический анализ определения профессионального самосознания

в научной литературе

Автор Определение профессионального самосознания (основные характеристики, элементы)

Б. Д. Парыгин Профессиональное самосознание как осознание субъектом своего места, роли к конкретной профессиональной группе и осознания отношений с социальным миром.

В. Д. Брагина Профессиональное самосознание - самоотражение характеристик собственного Я. которые являются значимыми в профессиональной сфере личности. Автор акцентирует внимание в большей части на познании и самооценке профессиональных качеств.

Е.А. Семёнова Профессиональное самосознание - это совокупность представлений индивида о себе, объединяющая динамическое таимодействие различных относительно устойчивых, более или менее осознанных, переживаемых, индивидуально неповторимых образов себя, включающая представления человека о себе в контексте е! о целостной профессиональной жизни.

Е. 10. Пряжникова Профессиональное самосознание - самосознание конкретного человека, для которого трудовая деятельность является главным средством удовлетворения чувства собственного достоинства.

K.M. Левитан Подчеркивает значимость социального окружения в становлении профессионального самосознания. Иными словами, образ профессии зависит от того, с кем из этой профессиональной среды взаимодействует личность.

А. К. Маркова Профессиональное самосознание включает в себя: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания личностных качеств, осознание этих личностных качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным человеком, учёт и оценку себя как профессионала с позиции коллег, оценивание человеком своих отдельных сторон и понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя

B.C. Мерлин В структуре профессионального самосознания отмечается важность Профессиональной направленности, где под направленностью понимается автономная сторона личности или группа свойств, обладающих самостоятельной структурой и включающая в себя иерархию ведущих мотивов, влияющих на внутреннюю позицию личности, По мнению автора, именно от направленности личности исходят общие устремления человека, его активность, развитие способностей и особенности формирования характера, становление и реализация социальной и нравственной позиции личности.

А. В. Поддубная Рассматривает профессиональное самосознание через призму морально-нравственной стороны и включает в качестве компонентов осознание профессиональной морали, осознание профессиональной нравственности, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности, осознание и оценку отношений в профессиональной деятельности и осознание собственного развития во временной связи.

охранительной деятельности7. В рамках данного подхода профессиональное самосознания рассматривается через призму психологического времени субъекта. По мнению автора, именно субъективное время в значительной степени определяет уровень сформированного самосознания личности, определённого общества и всего этноса в целом в различные культурно-исторические периоды.

Если профессиональное самосознание - это часть сознания в целом, то можно говорить о том, что оно является неотъемлемым элементом психоистории личности и, реализовываясь в профессии, личность тем самым решает онтологические, экзистенциальные и смыслообразующие вопросы своего существования. Непрерывно продвигаясь к вершине (акме) своей профессиональной самореализации, личность удерживает и переживает опыт своего прошлого, настоящего и будущего. Тем самым личность поддерживает преемственную связь с прошлыми поколениями и осуществляет непрерывность творения своей собственной истории и общей истории человечества, о чем писал С.Л. Рубинштейн. Таким образом, Ю.А. Шаранов отходит от привычного «линейного» понимания профессионального самосознания и предлагает относительно новую, альтернативную модель «нелинейного» темпорального подхода в рассмотрении феномена самосознания.

7 Шаранов Ю.А. Темпоральная модель становления профессионального самосознания субъекта правоохранительной деятельности в образовательном дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2019 -№1 - С.126-129.

Общие выводы. Темпоральная методология объяснения сущностей, механизмов и функций профессионального самосознания ограничена отсутствием соответствующего языка понятий, категорий, способов интерпретации данного психологического явления в традиционных концепциях «линейного» объяснения самосознания, выступающего преимущественно как результат общей и профессиональной социализации личности, которые разворачиваются постепенно от одного типа профессиональной идентичности к другому. Временной срез меняет ракурс рассмотрения феномена сознания и самосознания так, что они становятся не «линейными», а сетевыми, аналогично тому, как время физическое и ментальное одновременно распространяется повсеместно. Как результат появляется иллюзия «мерцания» границ между физическим временным континуум самосознания личности и психологическим. Возникает ситуация, когда самосознание не может обрести устойчивое положение, а находится в постоянном, напряжённом самодвижении и изменении. Отсюда становление профессионального самосознания личности есть не что иное, как обретение «власти» субъекта правоохранительной деятельности над процессами непрерывного колебания феномена самосознания. Таким образом, профессиональное самосознание сотрудника полиции следует воспринимать как непрерывное, динамически изменяющееся явление, которое неразрывно связанно со всеми этапами жизнедеятельности субъекта и должно быть рассмотрено во временном континууме.

Список литературы

1. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). - Москва: Изд-во МГУ, 1987. - 214 с.

2. Иойлева Г. В. Самосознание: его многоаспектность, феноменальность и реальность бытия // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 146-148.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

4. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. - Москва: Смысл, 2005. - 431 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - Москва: Знание, 1996. - 312 с.

6. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. - 110 с.

7. Статный В. М., Шаранов Ю. А. Репрезентация концепта «Субъект» как транзитивной функции в онтопсихологическом становлении личности сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 2 (61). - С. 32-38.

8. Столин В. В. Самосознание личности. - Москва: МГУ, 1983. - 284 с.

9. Храмцов Е. Б. Профессиональное самосознание юриста: процесс формирования: монография. - Самара: ООО «Офорт», 2012. - 180 с.

10. Шарапов Ю. А. Современные представления и атрибуты психодинамического подхода в психологии / Проблемы развития современных психодинамических концепций в России и за рубежом : материалы Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 26 ноября 2010 г. / под общей ред. Ю.А. Шаранова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2010. - С. 12-31.

References

1. Garncev M. A. Problema samosoznaniya v zapadnoevropejskoj filosofii (ot Aristotelya do Dekarta). - Moskva: Izd-vo MGU, 1987. - 214 s.

2. Iojleva G.V. Samosoznanie: ego mnogoaspektnost\ fenomenal"nost" i real"nost" by"tiya // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. 2014. №19. - S. 146-148.

3. Klimov E. A. Psichologiya professional"nogo samoopredeleniya. -Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. -512 s.

4. Leont'ev A. A., Leont'ev D. A., Sokolova E. E. Aleksej Nikolaevich Leont"ev: deyatel"nost", soznanie, lichnost\ - Moskva: Smy"sl, 2005. - 431 s.

5. Markova A. K. Psichologiya professionalizma / A. K. Markova. - Moskva : Znanie, 1996. - 312 s.

6. Merlin V. S. Struktura lichnosti: xarakter, sposobnosti, samosoznanie. - Perm": Permskij gosudarstvenny"j pedagogicheskij institut, 1990. - 110 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Statny'j V M., Sharanov Yu. A. Reprezentaciya koncepta «Sub""ekt» kak tranzitivnoj funkcii v ontopsichologicheskom stanovlenii lichnosti sotrudnika policii // Psichopedagogika v pravoochranitel"nych organach. - 2015. - №2 (61). - S. 32-38.

8. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti. - Moskva: MGU, 1983. - 284 s.

9. Khramczov E. B. Professional"noe samosoznanie yurista: process formirovaniya: monografiya. -Samara: OOO «Ofort», 2012. - 180 s.

10. Sharanov Yu. A. Sovremenny"e predstavleniya i atributy" psichodinamicheskogo podchoda v pschologii/ Problemy" razvitiya sovremenny"h psichodinamicheskich koncepcij v Rossii i za rubezhom : materialy" mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 26 noyabrya 2010 g. / pod obshhej red. Yu. A. Sharanova. - SPb.: Sankt-Peterburgskij institut psixologii i akmeologii, 2010. - S.12-31.

© Софронова А.Ю., 2019

Статья поступила в редакцию 15.05.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.