Научная статья на тему 'Динамика процессов дифференциаци и интеграции категориальной структуры сознания студентов вуза'

Динамика процессов дифференциаци и интеграции категориальной структуры сознания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самосознание / «Я-концепция» / профессионал / начинающий специалист / профессионализация / professional self-consciousness / “self-concept” / professional / beginning specialist / professionalization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Светлана Валерьевна

Содержательной характеристикой профессионального самоопределения личности является процесс формирования ее отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, при этом образ «Я» профессионала рассматривается как показатель динамики профессионального самосознания личности. Изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Изменения в структуре эталонной модели профессионала могут быть зафиксированы в пределах отдельного этапа профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Москаленко Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE PROCESSES OF DIFFERENTIATION – THE INTEGRATION OF CATEGORICAL STRUCTURE OF STUDENTS’ CONSCIOUSNESS

The meaningful characteristic of professional self-determination of personality manifests itself in the process of building its relations as a subject of professional activity. The self-image of a skilled person is considered as an indicator of the dynamics of professional consciousness of the person. Any changes in its structure determine the changes in relation of the person to oneself as a professional at all levels: cognitive, emotional and behavioral. The changes in the structure of the standard model of the professional can be fixed within a separate stage of professional development.

Текст научной работы на тему «Динамика процессов дифференциаци и интеграции категориальной структуры сознания студентов вуза»

22 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

НА

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

УДК 159.9.07

МОСКАЛЕНКО С.В.

MOSKALENKO S.V.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ-ИНТЕГРАЦИИ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

THE DYNAMICS OF THE PROCESSES OF DIFFERENTIATION -THE INTEGRATION OF CATEGORICAL STRUCTURE OF STUDENTS’ CONSCIOUSNESS

Аннотация

Содержательной характеристикой профессионального самоопределения личности является процесс формирования ее отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, при этом образ «Я» профессионала рассматривается как показатель динамики профессионального самосознания личности. Изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Изменения в структуре эталонной модели профессионала могут быть зафиксированы в пределах отдельного этапа профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональное самосознание; «Я-концепция»; профессионал; начинающий специалист; профессионализация.

Существуют различные подходы к пониманию профессионального самосознания. Профессиональное самосознание рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к

Abstract

The meaningful characteristic of professional self-determination of personality manifests itself in the process of building its relations as a subject of professional activity. The self-image of a skilled person is considered as an indicator of the dynamics of professional consciousness of the person. Any changes in its structure determine the changes in relation of the person to oneself as a professional at all levels: cognitive, emotional and behavioral. The changes in the structure of the standard model of the professional can be fixed within a separate stage of professional development.

Keywords: professional self-consciousness; “self-concept”; professional; beginning specialist; professionalization.

некоторой профессиональной группе (Б.Д. Парыгин); как познание и самооценка профессиональных качеств и отношение к ним (В.Д. Брагина); как избирательная деятельность самосоз-

ТТАУЧНЫЙ Москаленко С. В. 23

ж ж. РЕЗУЛЬТАТ ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ-ИНТЕГРАЦИИ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

нания личности, подчиненная задаче профессионального самоопределения; осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности (П.А. Шавир); как осознание человеком себя в каждой из трех составляющих пространства труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе общения и в системе собственной личности (Л.М. Митина). При этом каждый компонент в структуре самосознания можно рассматривать с точки зрения динамической - протекания и развертывания процесса и с точки зрения результативной - появления и наличия определенного продукта. В когнитивном компоненте профессионального самосознания необходимо различать процесс самопознания и результат - систему знаний о себе, индуцируемую в образ Я как профессионала (Л.М. Митина, 1998). Очевидно, что подобные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.

Проблема формирования профессионального самосознания неразрывно связана с проблемой профессионализации личности, становления профессионала. Е.А. Климов подчеркивает, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица» [5, с. 31]. При этом к основным психическим регуляторам деятельности относит:

- «образ объекта» (субъективный образ профессии): чувственный образ (перцептивный, сенсорный); репрезен-

тативный конкретный образ (представления памяти, воображения); репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, усвоенные алгоритмы действий);

- «образ субъекта» (образ Я - самосознание): актуальный «Я-образ» (знание о своем состоянии в данный момент, о своем реальном месте среди других людей, о своих возможностях и ограничениях); обобщенный «Я-образ» («Я-концепция», включающая представления о себе и прошлом, настоящем и будущем; «Я» как представитель профессиональной общности, «Я» как организм; «Я» как представитель данной профессии, «Я» как член общества);

- «образ субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений» (профессиональное самосознание): осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмоциональных отношений; осознание своего характера; осознание своей личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодействия с другими людьми в трудовом процессе.

Развитие профессионального самосознания в процессе профессионализации личности, ее профессионального становления исследуются в рамках психологии труда (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Пова-ренков, В.Д. Шадриков, В.Ю. Щегуро-ва и др.), психологии личности (А.Г. Асмолов, В.С. Мерлин, Л.М Митина, К.К. Платонов, Сонин В. А. и др.), возрастной и педагогической психологии (Е. Ф. Зеер, А.Б. Каганов, Н.А. Поды-мов, Н.С. Пряжников, А.Р. Фонарев и др.), акмеологии (С.А. Агапов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.).

Разрабатывается проблема профессиональной «Я - концепции» как со-

24 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

НА

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

вокупности представлений субъекта о своей жизненной позиции, переспек-тивах и ценностях в контексте осуществления избранной профессиональной деятельности [1]. Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, индивид не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности и, формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность [3]. Процесс профессионализации рассматривается не только как процесс позитивно направленный, состоящий в личностном и профессиональном росте, накоплении новых знаний, умений и трансформации старых (прежних), но и как противоречивый, разнонаправленный процесс. В исследовании Т.К. Поддубной показано, что интеграция профессиональных знаний у студентов не всегда приводит к качественно новому уровню развития профессионального самосознания и, более того, может порождать критические периоды в его развитии, проявляющиеся в снижении личностного компонента в его структуре [7].

Знание о себе, о своих личных и профессиональных качествах, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, умений налаживать эффективное межличностное взаимодействие, а также возникающее на основе этих знаний и самооценивания эмоционально-ценностное отношение к себе детерминируют поведенческий компонент профессионального самосознания. Образ «Я» как субъекта собственно профессио-

нальной деятельности начинает формироваться в процессе профессионального обучения. Интенсивность его формирования в значительной мере определяется степенью ориентации учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении на воспроизведение учебных ситуаций, имитирующих реальную профессиональную деятельность. В основе динамики формирования образа «Я» как субъекта собственно профессиональной деятельности лежит противоречие между субъективной оценкой сформированности операционной стороны профессионального самоопределения и объективным положением студента как субъекта деятельности к окончанию обучения в вузе. В дальнейшем, на стадии профессиональной адаптации и полной или частичной реализации личности в профессиональном труде, ее представления о себе как о субъекте своей профессиональной деятельности дополняются и относительно стабилизируются [7].

Помимо качественных изменений в содержательной стороне представлений личности о себе в процессе учебно-профессиональной и профессиональной деятельности происходит развитие и критериев этих представлений. Именно с целью выявления содержательных особенностей представлений студентов о себе как субъекте деятельности с учетом основных критериев этих представлений нами используются методы экспериментальной психосемантики, позволяющие изучить как категориальную структуру сознания, так и семантические пространства категорий сознания. При этом, основными категориями, опре-

ТТАУЧНЫЙ Москаленко С. В. 25

ж ж. РЕЗУЛЬТАТ ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ-ИНТЕГРАЦИИ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

деляющими пространство системы представлений о себе как субъекте деятельности, являются категории «Я», «Личность», «Профессионал». Механизм развития профессиональной деятельности внешне выглядит как индивидуальная и социальная эволюция ее строения, которая приводит к заметному прогрессу деятельности. Сущность этого явления заключается в движении социальных и личных потребностей, обусловливающих динамику профессиональных мотивов, возникновение новых и преобразование известных целей, видоизменение профессиональных технологий, освоение новых средств труда [8]. Содержательной характеристикой профессионального самоопределения личности является процесс формирования ее отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, при этом образ «Я» профессионала рассматривается как показатель динамики профессионального самосознания личности. Изменения, происходящие в его структуре, характеризуют изменения отношения личности к себе как к профессионалу (будущему и настоящему) на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Изменения в структуре эталонной модели профессионала могут быть зафиксированы в пределах отдельного этапа профессионального становления (в нашем случае - этапа обучения). Наблюдающиеся в процессе профессионального обучения изменения индивидуальных эталонных моделей профессионала выступают показателем отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. В своем исследовании мы исходим из того, что

основными структурными компонентами профессионального самосознания являются система представлений о субъекте профессиональной деятельности и система представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности.

При исследовании системы представлений о субъекте профессиональной деятельности и о себе как субъекте профессиональной деятельности, на наш взгляд, наиболее важными и близкими категориями для описания данных систем являются образы «Я», «Личность» и «Профессионал». При этом мы предполагаем, что по мере становления субъекта профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе (при овладении учебно-профессиональной деятельностью) в структуре его знаний о себе как субъекте деятельности (образы «Я - Профессионал»; «Я - Начинающий специалист») и о человеке как субъекте деятельности (образы «Профессионал» и «Начинающий специалист») имеют место две тенденции: во-первых, происходит усложнение содержания этих образов и, во-вторых, происходит интеграция содержания этих образов. Вышеизложенная позиция определила дальнейшие пути организации и поиска методов экспериментального исследования.

В исследовании приняли участие студенты факультета Романо-германской филологии с 1 по 5 курс обучения. Студенты факультета Романо-германской филологии были выбраны нами в качестве экспериментальной группы, так как на факультете Романогерманской филологии реализуются условия практико-ориентированного

26 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

На

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

учебно-педагогического взаимодействия: внеаудиторные формы профессионально-личностного развития, обмен с зарубежными вузами студентами с целью совершенствования языковых навыков и профессионального становления, психолого-педагогическое сопровождение одаренных студентов, научные студенческие общества, психологическое просвещение преподавателей факультета, учебная практика по психологии.

Изучение развития образа «Я -профессионал» в структуре профессионального самосознания предполагает не только описание изучаемого явления, но и исследование особенностей проявления основных механизмов его формирования. Речь идет о проявлении процессов дифференциации - интеграции в его развитии. Теория Келли «буквально пронизана духом идеи развития», и именно этим объясняются возможности метода Техники Личностных Конструктов в исследовании дифференциации - интеграции категориальной структуры сознания [6].

Анализ содержательных и структурных параметров образа «Я - профессионал» проводился нами по критериям: интегрированность - дифференцированность образа; принятие - непринятие таких структурных компонентов образа «Я - профессионал», как «Я сейчас», «Я - Начинающий специалист», «Я - Профессионал». При анализе полученных результатов мы исходим из единства личностного и профессионального компонентов в структуре профессионального самосознания студентов и рассматриваем профессиональный компонент как единство системы представлений о

субъекте профессиональной деятельности (образ «Профессионал - Начинающий специалист») и системы представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности (соответственно, образы «Я - Профессионал» и «Я - Начинающий специалист»). Параметрами анализа полученных результатов являются включенность образов «Я», «Профессионал», «Начинающий специалист» в один или разные факторы и модальность этих образов. Понятие модальности может быть отнесено ко многим психическим процессам при описании качественных характеристик когнитивных образов любого уровня и сложности. В нашем исследовании мы основываемся на понимании модальности как функционально-семантической категории, отражающей разные виды отношения к действительности [9].

Анализ полученных результатов с учетом выделенных параметров позволил нам выделить основные типы соотнесенности образов «Я», «Профессионал» и «Начинающий специалист».

1. Дифференцированные одномодальные (Д - О/М);

2. Дифференцированные разномодальные (Д - Р/М);

3. Недифференцированные одномодальные (Н/Д - О/М);

4. Недифференцированные разномодальные (Н/Д - Р/М).

Выделенные основные типы позволили нам рассмотреть особенности динамики образа «Я - профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе на примере анализа процессов интеграции - дифференциации.

По мнению Л.М. Митиной, образ «Я» профессионала включает эмоци-

Y ТАУЧНЫЙ Москаленко С. В. 27

ж ж. РЕЗУЛЬТАТ ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ-ИНТЕГРАЦИИ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ональные и когнитивные компоненты и, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя [4, с. 29]. Если рассматривать в качестве содержания когнитивного компонента образа «Я -профессионал» представления студентов об образах «Я сейчас», «Профессионал» и «Начинающий специалист», то в качестве эмоционального компонента может выступать отношение студентов к данным образам, то есть модальность образов. Исходя из этого, на наш взгляд, можно выделить особенности дифференциации образов по когнитивному компоненту и по эмоциональному компоненту. Дифференциация по когнитивному компоненту наиболее выражена на первом курсе. Снижение дифференциации по когнитивному компоненту и увеличение интеграции обусловлено, на наш взгляд, схождением образов «Профессионал» и «Начинающий специалист» на втором и третьем курсах. Происходит погружение в профессию, увеличение объема знаний о специальности, использование их на практике, и образы наполняются новым смыслом, в результате чего происходит увеличение интеграции образов. При этом необходимо заметить, что образы «Профессионал» и «Начинающий специалист» включены в систему представлений человека о субъекте профессиональной деятельности, поэтому отражают связь между представлениями о профессионале и начинающем специалисте.

Затем, на четвертом и пятом курсе, происходит нарастание дифференциации образов по когнитивному компоненту и снижение их интегрированности. Это свидетельствует о расхождении

образов «Профессионал» и «Начинающий специалист». То есть в процессе учебно-профессиональной деятельности, в процессе освоения профессии и осознания себя как субъекта профессиональной деятельности, содержание и представление образов «Профессионал» и «Начинающий специалист» расходится. Система представлений о субъекте профессиональной деятельности наполняется новыми смыслами и значениями, и в сознании студентов эти два образа расходятся.

С целью выявления значимости различий в системе представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности (образы «Я - Профессионал» и «Я - Начинающий специалист») и о субъекте профессиональной деятельности (образы «Профессионал» и «Начинающий специалист») в зависимости от этапа и особенностей, условий обучения нами был проведен статистический анализ с помощью Т-критерия Стьюдента. Система представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности анализировалась нами по идентичности представлений «Я -Профессионал» и «Я - Начинающий специалист». Значимые различия выявлены в диаде «Я - Профессионал». Так, у студентов экспериментальной группы значимые изменения выявлены к третьему и четвертому курсам обучения по типу «недифференцированные, разномодальные» и к пятому курсу - по типу «недифференцированные, одномодальные», что свидетельствует о высокой доминантности образа «Профессионал» (он включен в один фактор с образом «Я») и тенденции - от противопоставления образов к их «единению».

28 СЕТЕВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

На

:аучныи

РЕЗУЛЬТАТ

Таким образом, изменение содержания системы представлений студентов о субъекте профессиональной деятельности, выраженного в диаде «Профессионал - Начинающий специалист», происходит в сторону большей дифференцированности как по когнитивному, так и по эмоциональному компонентам. На наш взгляд, это свидетельствует об осознанности образов, большей их значимости для студентов, содержательности представлений. Резкое снижение дифференциации по когнитивному компоненту на втором курсе может свидетельствовать о кризисных явлениях в сознании студентов, когда происходит «вживание» в свою профессию, использование полученных знаний на практике. В динамике дифференциации по эмоциональному компоненту переломным является четвертый курс, отношение к образам «Профессионал» и «Начинающий специалист» становится наименее дифференцированным: таким образом, на четвертом курсе студенты наиболее одинаково относятся к образам «Профессионал» и «Начинающий специалист», чем на всех других этапах (курсах) обучения.

Литература

1. Агапов B. C. Становление Я-кон-цепции личности: теория и практика. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.

2. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. № 2. 1983. С. 51-60.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.

4. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Л.М. Митина и др.]; под ред. Л. М. Митиной. М.: МПСИ: Флинта, 1998. 179 с.

5. Москаленко С.В. Особенности развитияобраза«Я-профессионал» у студентов в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. псих наук: 19.00.07. Курск, 2007. 191 с.

6. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: учеб. пособие. СПб: Питер, 2005. 480 с.

7. Поддубная Т.К. Когнитивный компонент самосознания в процессе профессионализации: учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. 129 с.

8. Пряжников Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-ме-тод. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2002. 392 с.

9. Психология самосознания / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М , 2000. 672 с.

References

1. Agapov B.C. Stanovlenie Ya-kont-septsii lichnosti: teoriya i praktika [The Development of Self-concept of the Personality: Theory and Practice]. M.: МPSI; Voronezh: МОDEK, 1999.

224 p.

2. Kudryavtsev T.V. Shegurova V. Yu. Psikhologicheskiy analiz dinamiki professionalnogo samoopredeleniya lichosti // Voprosy psikhologii [Psychological Analysis of the Dynamics of Professional Self-determination of the Personality // Issues of Psychology]. № 2. 1983. pp. 51-60.

29

ТТАУЧНЫЙ Москаленко С. В.

ж ж. РЕЗУЛЬТАТ ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ-ИНТЕГРАЦИИ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

3. Markova A.K. Psikhologiya profes-sionalizma [Psychology of Professionalism]. M.: International Humanitarian Fund “Knowledge”, 1996. 308 p.

4. Mitina L.M. Psikhologicheskoe sopro-vozhdenie vybora professii: nauch.-metod. posobie / Akadem. ped. i sots. nauk, Mosk. psikhol.-sots. in-t. [Psychological Support of Profession Selection: Scientific and Methodical Manual / Academy of Pedagogical and Social Sciences]. M.: МPSI: Flinta,

1998. 179 p.

5. Moskalenko S.V. Osobennosti raz-vitiya obraza “Ya - professional” u studentov v protsesse obucheni-ya v vuze: diss. kand. psikh. nauk: 19.00.07 [Special Aspects of Development of the Image «I’m a professional” in University Students: PhD Thesis in Psychology: 19.00.07]. Kursk, 2007. 191 p.

6. Petrenko V.F. Osnovy psikhoseman-tiki: ucheb. posobie / 2-e izd, dop. [Basics of Psychosemantics: Textbook / 2nd Edition, upd.]. St. Petersburg: Piter, 2005. 480.

7. Poddubnaya T.K. Kognitivniy kompo-nent samosoznaniya v protsesse pro-fessionalizatsii: ucheb. posobie [The Cognitive Component of Self-consciousness in the Process of Professionalization: Textbook]. Belgorod: BelSU Publishing House, 2000. 129.

8. Pryazhnikov N.S. Metody aktivat-

sii professionalnogo i lichnostnogo samoopredeleniya: ucheb.-metod.

posobie // Ros. akad. Obrazovaniya. Mosk. psikhologo-sotsial. in-t. [Methods of Activation of Professional and Personal Self-determination: Method. Manual // Russian Acad. of education. Moscow Psychological and Social Institute]. M.: Moscow Psychology and Social Institute; Voronezh: MODEK,

2002. 392 p.

9. Psikhologiya samosoznaniya / pod red. D.Ya. Raigorodskogo [The Psychology of Self-consciousness/ Ed. Raigorodskii D. I.]. Samara: BAKHRA-KH-M, 2000. 672 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москаленко Светлана Валерьевна,

кандидат психологических наук, профессор;

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия;

E-mail: moskalenko_sv@bsu.edu.ru ABOUTTHEAUTHOR:

Svetlana V. Moskalenko,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor ; Belgorod State National Research University

85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia;

E-mail: moskalenko_sv@bsu.edu.ru

Рецензент: Поддубный Н.В.,

доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор;

Белгородский университет кооперации, экономики и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.