Научная статья на тему 'Понятие профессиональной Я-концепции субъекта деятельности'

Понятие профессиональной Я-концепции субъекта деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / THE PROFESSIONAL SELF-CONCEPT / THE SUBJECT OF ACTIVITY / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / AN IMAGE OF THE PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведь М. В., Овчарова Р. В.

В статье рассматриваются следующие вопросы: сущность понятия «профессиональная Я-концепция» и её значимость в профессиональном развитии и совершенствовании субъекта деятельности; особенности формирования образа профессионала и профессионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTION OF THE PROFESSIONAL SELF- CONCEPT OF THE SUBJECT OF ACTIVITY

The article considers the following issues: the essence of the concept «the professional self-concept» and its importance in professional development and development of the subject of activity; peculiarities of developing an image of a professional and professional self-consciousness.

Текст научной работы на тему «Понятие профессиональной Я-концепции субъекта деятельности»

тный состав: аксиологический компонент, состоящий из инструментальных и терминальных ценностей; эмоциональный компонент, включающий в себя чувства, эмоции, аффекты; потребностно-мотивационный (потребности и мотивы), поведенческий (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, межличностные отношения). Следует отметить, что если оказывать воздействие на все компоненты криминальной мотивации, можно предупредить многие преступления несовершеннолетних.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Криминальная мотивация/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Наука, 1986. - 303 с.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

3. Русинов, Г. Б. Мотивация насильственных преступлений

несовершеннолетних. Русинов.-Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.

М.В. Медведь, Р.В. Овчарова

Курганский государственный университет,

г. Курган, Россия

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматриваются следующие вопросы: сущность понятия «профессиональная Я-концепция» и её значимость в профессиональном развитии и совершенствовании субъекта деятельности; особенности формирования образа профессионала и профессионального самосознания.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, субъект деятельности, профессиональное самосознание, профессиональное развитие, образ профессионала.

M.V.Medved, R.V.Ovcharova Kurgan state university, Kurgan, Russia

NOTION OF THE PROFESSIONAL SELF-CONCEPT OF THE SUBJECT OF ACTIVITY

Abstract: The article considers the following issues: the essence of the concept «the professional self-concept» and its importance in professional development and development of the subject of activity; peculiarities of developing an image of a professional and professional self-consciousness.

Keywords: the professional self-concept, the subject of activity, professional self-consciousness, professional development, an image of the professional.

Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее состояние, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования. Тем не менее, на сегодняшний день недостаточно исследованы особенности профессиональной Я-концепции представителей различных профессиональных общностей. Конкретные характеристики профессиональной Я-концепции личности недостаточно раскрыты и изучены в связи с особеннос-

тями её профессии.

Профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, - индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения, свои личностные и физические качества как профессионала, свои возможности, способности, свой профессиональный потенциал, а также требования, предъявляемые деятельностью и профессиональной группой [5].

По мере роста профессионализма профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счёт включения новых признаков развившейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку - профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

По А.К. Марковой, профессиональное самосознание - это «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу» [6].

По мнению К. А. Альбухановой - Славской, в профессиональном самосознании личность представляет себя и как объект в определённой социально-профессиональной системе, и как её субъект Это связано, во-первых, с осознанием соответствия своих личностных возможностей профессиональным требованиям и задачам, во-вторых, с рефлексией, с удовлетворённостью, с успешностью деятельности, в-третьих, с социальным одобрением [1].

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности ).

М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

1) адаптивная модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;

2) модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3

25

к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления [3].

В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса.

В отличие от самосознания в целом профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Особенно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств, степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе.

Профессиональная Я-концепция определяется через такие понятия, как:

- составляющая по отношению к Я-концепции;

- отношения в контексте профессионального становления и развития личности;

- совокупность или система представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности;

- смысл «Я» профессионала [4].

Область проявления профессиональной Я-концеп-ции как сферы жизнедеятельности рассматривается в контексте профессионального развития и становления субъекта деятельности. Поэтому профессиональную Я-концепцию можно определить как специфически организованную систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием субъективных или объективных факторов, включающую в себя совокупность представлений о себе и о своих профессиональных качествах, сопряженную с их эмоциональной оценкой.

Профессиональная Я-концепция включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности.

Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентаций возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя» [2].

Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), приня-

того субъектом в качестве «образца». При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение «образца» служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества «образца». В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя либо стремится отождествлять [3].

По мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешность его профессиональной адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000.

2. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. -Иркутск, 1998.

3. Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. -М., 2006.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении //Мир психологии.- 2002. -№4.

5. Кригер Г.Н. Образ Я в профессиональном сознании // Наука и образование. - Белово, 2002.

6. Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.

Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ БАЗИСНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Аннотация: Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процесс усвоения (ин-териоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации-эстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих).

Ключевые слова: нравственное развитие, дошкольный возраст, этические понятия.

R.V.Ovcharova, N.V.Melnikova Kurgan State University, Kurgan, Russia

MORAL DEVELOPMENT OF THE CHILD AT PRESCHOOL AGE ON THE BASIS OF ACQUISITION OF BASIC ETHICAL CONCEPTS

Abstract: The development of the moral sphere of the person in the childhood can be presented as process of acquisition (interiorization and exteriorizastion) of basic ethical concepts, on which the basic moral standards, samples, norms and rules are

26

ВЕСТНИК КГУ, 2010. №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.