Научная статья на тему 'Компетенции выпускников-бакалавров высшей технической школы как основа профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста'

Компетенции выпускников-бакалавров высшей технической школы как основа профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО / PROFESSIONAL-MORAL STABILITY / GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL CULTURE / INTEGRATIVE QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна, Кравчук Людмила Станиславовна

Анализируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции будущих специалистов высшей технической школы, рассматриваемые в качестве основы профессионально-нравственной устойчивости обучающихся. Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное качество и внутренняя характеристика профессионализма, направленная на самореализацию личности будущего специалиста в профессиональной деятельности. Профессиональная культура исследуется с точки зрения аксиологического компонента как совокупность устойчивых ценностей в сфере будущей профессиональной деятельности при личностно значимой объективизации их студентом. Профессионально-нравственная устойчивость анализируется как состояние, продуктивный процесс и результат усвоения и создания профессионально-нравственных ценностей. Выделены основные общие профессионально значимые качества личности и компетенции будущих специалистов, составляющие основу их профессионально-нравственной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна, Кравчук Людмила Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES OF GRADUATE-BACHELORS OF HIGHER TECHNICAL SCHOOL AS THE BASIS OF PROFESSIONAL-MORAL STABILITY OF FUTURE SPECIALIST

The article presents the analysis of general cultural and professional competences of the future specialists of higher technical school considered as the basis of professional-moral stability of trainees. The essence of professionalmoral stability is reviewed as integrative quality and the internal characteristic of professionalism directed on selfrealization of the future specialist in professional activity. Analyses the content of the “professional culture” by means of professional context as attributive property of professional group owing to a division of labour with revealing the certain kinds of special activity. Carries out the revealing of the structure of professional culture from praxeological and spiritual sides. Considers the professional culture from the view point of axiological component as set of steady values in the sphere of the future professional work with the student’s personally-significant objectivation. As a result of generalization of scientists approaches the professional culture is defined as set of special and social knowledge, skills, qualities, valuable orientations of the person which display in subject-professional work and provide a higher level of efficiency of its performance. Comprehension of professional culture phenomenon allows to assert that professional-moral stability is a component of professional culture of the person and covers special and sociallyguided knowledge. Professional-moral stability is analyzed as a condition, productive process and result of mastering and creation of the professional-moral values. It provides formation of all components and their complete development in activity. On the basis of the analysis of key general cultural and professional profile competences of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education of the 3-rd issue for the lines of specialities of technical structure (the mechanical engineering, architecture and town-planning, industrial and civil construction, chemical technologies in the industries, information technologies) were allocated basic general professionally significant qualities and competences of the future specialists making the basis for their professional-moral stability.

Текст научной работы на тему «Компетенции выпускников-бакалавров высшей технической школы как основа профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста»

УДК 37.02

И. Б. Свеженцева, Л. С. Кравчук

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ-БАКАЛАВРОВ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Анализируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции будущих специалистов высшей технической школы, рассматриваемые в качестве основы профессионально-нравственной устойчивости обучающихся. Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное качество и внутренняя характеристика профессионализма, направленная на самореализацию личности будущего специалиста в профессиональной деятельности. Профессиональная культура исследуется с точки зрения аксиологического компонента как совокупность устойчивых ценностей в сфере будущей профессиональной деятельности при личностно значимой объективизации их студентом. Профессионально-нравственная устойчивость анализируется как состояние, продуктивный процесс и результат усвоения и создания профессионально-нравственных ценностей. Выделены основные общие профессионально значимые качества личности и компетенции будущих специалистов, составляющие основу их профессионально-нравственной устойчивости.

Ключевые слова: профессионально-нравственная устойчивость, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, профессиональная культура, интегративное качество.

Для студента вуза основной целью в период обучения является получение необходимых знаний и компетенций для дальнейшей профессиональной деятельности. Обучающиеся высшей технической школы отличаются от студентов гуманитарного вуза тем, что в последнем воспитывающей является сама специфика учебно-воспитательного процесса.

В техническом же вузе необходимо создавать условия для того, чтобы личность совершенствовалась и развивалась в образовательном процессе. Поэтому в период обучения в вузе, когда закладываются основы овладения профессией, особую роль следует уделить профессионально-нравственному воспитанию.

Анализ философской, педагогической и психологической литературы позволяет говорить о профессионально-нравственной устойчивости как диалектической части профессиональной культуры личности - обобщенной характеристики личности будущего специалиста как подсистеме более высокого порядка, что дает возможность исследовать целостность профессионально-нравственной устойчивости и вписать ее в иерархию системы профессиональной культуры личности с более высокой степенью абстракции.

Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное качество и внутренняя характеристика профессионализма, направленная на самореализацию личности будущего специалиста в профессиональной деятельности.

Разработка культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие педагогические процессы и явления, повлияла на широкое распространение понятия «профессиональная культура». В связи с чем в качестве системообразующего фактора становления будущего специалиста рассматривалось формирование его профессиональ-

ной культуры. Со временем данный термин исследовался с позиций гуманистической, антропологической, аксиологической и других научных концепций, но в преобладающем большинстве современных исследований культура рассматривается как социальный феномен на деятельностной основе.

В педагогических исследованиях И. Ф. Исаева профессиональная культура рассматривается как «единство профессионализма и культуры человеческой деятельности; совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности». По мнению автора, профессиональная культура есть «мера и способ самореализации в профессиональной деятельности» [1].

В исследованиях отечественных ученых профессиональная культура представлена в качестве категории, определяющей уровень овладения профессиональной группой определенным типом деятельности в любой сфере производства при реализации социального потенциала личности.

К структуре профессиональной культуры существуют различные подходы. Некоторые исследователи выделяют в структуре профессиональной культуры два блока: профессионально-организованный (знания, умения, мастерство, опыт) и социально-нравственный (ценностное отношение к предмету, процессу, средствам, результатам и участникам деятельности) [2].

Ряд авторов рассматривают структуру профессиональной культуры с праксиологической и духовной стороны. В качестве элементов праксиологической стороны выделяются профессиональные знания, умения, навыки, профессиональное самосознание, к духовной стороне причислены профессиональная мораль и профессиональная этика.

Содержательное наполнение профессиональной культуры посредством профессионального

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 1 (166)

контекста целесообразно обозначить как атрибутивное свойство профессиональной группы вследствие разделения труда с выявлением определенных видов специальной деятельности.

И. Ф. Исаевым был сделан вывод о том, что профессиональная культура может исследоваться с точки зрения аксиологического компонента как совокупность устойчивых ценностей в сфере будущей профессиональной деятельности при лич-ностно значимой объективизации их студентом; технологического компонента в качестве цели и способа профессиональной деятельности; лич-ностно-творческого компонента как концентрированного выражения личности профессионала с развитым самосознанием [1, с. 58].

Безусловно, профессиональная культура специалиста выражается в единстве и взаимодействии всех компонентов, их разделение возможно только условно. Ее принципиально важной особенностью является целостное проявление. Специфические ценности, нормы и отношения отражены в духовном аспекте профессиональной культуры, определяющем профессиональное поведение субъекта и предъявляющем систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.

Термин «профессиональная культура» рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессионального сообщества и профессиональной деятельности.

Обобщая подходы ученых в русле такого понимания, профессиональную культуру можно определить как совокупность специальных и социальных знаний, навыков, умений, качеств, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят проявление в ее предметно-профессиональной деятельности и обеспечивают более высокий уровень эффективности ее выполнения.

Осознание феномена профессиональной культуры позволяет утверждать, что профессионально-нравственная устойчивость является компонентом профессиональной культуры личности и охватывает специальные и социально ориентированные знания, органически соединенные с профессиональными умениями и навыками, способностью к творческой деятельности, активной жизненной позиции, нацеленной на создание нового, перспективного.

Под профессионально-нравственной устойчивостью будущего специалиста понимаем интегра-тивное качество личности, обеспечивающее стабильную эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста, развитие нравственного потенциала, самореализацию в соответ-

ствии с нормами общей и профессиональной культуры.

Формирование профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста осуществляется наиболее эффективно в процессе учебно-профессиональной деятельности. В юношеском возрасте эта деятельность приобретает характер ведущей в силу того, что она становится наиболее значимой для личности по сравнению с другими видами деятельности, ориентируется не на те психические процессы, которые уже сформированы, а на те, которые следует развивать и формировать, позволяет интегрировать знания по всем учебным дисциплинам, включает в себя другие виды деятельности, которые центрируются вокруг нее, определяет развитие всех других психических функций и личностных новообразований.

Таким образом, важным фактом единства развития личности и ее деятельности в студенческом возрасте является принятие профессионального развития, понимаемого как процесс овладения человеком профессиональной деятельностью в качестве наиболее важной составляющей развития личности специалиста, включающей в себя и нравственное развитие.

Как отмечалось ранее, формируя устойчивость, мы одновременно должны готовить обучающихся к осмысленному саморазвитию, самосовершенствованию личности, что может осуществляться только в процессе деятельности.

С учетом имеющихся результатов исследований данной работы рассматриваем формирование профессионально-нравственной устойчивости как процесс накопления знаний и опыта и преломление их в деятельности и поведении. Профессионально-нравственная устойчивость есть и состояние, и продуктивный процесс, и результат усвоения и создания профессионально-нравственных ценностей. Она предусматривает сформирован-ность всех компонентов и их целостное развитие в деятельности.

Профессионально-нравственная устойчивость представляет собой комплексное структурное образование. В основе определения структуры профессионально-нравственной устойчивости выделяется мотивационно-ценностное отношении специалиста к деятельности, что совпадает со структурой нравственной культуры личности [3, с. 16].

В качестве императивного единства данной структуры рассматриваются три компонента: когнитивный компонент (культура нравственного сознания), эмоциональный или аффективный компонент (культура нравственных чувств) и конативный компонент (культура нравственного поведения).

Необходимо отметить, что формирование профессионально-нравственной устойчивости буду-

щего специалиста есть динамичный процесс. На первом курсе обучения студенты постигают базовые аспекты профессиональных знаний, их нравственные ориентации в данной области носят абстрактный характер. Это выражается в недостаточной объективности оценки условий профессиональных взаимоотношений и категоричности в выражении личных позиций.

В процессе приобретения технологического опыта в учебно-практическом взаимодействии оценочные суждения обучающихся соотносятся с реальными условиями труда. Оценка собственных способностей и возможностей в отношении соблюдения профессионально-нравственных норм становится более устойчивой. Этот период характеризуется спадом положительного отношения к профессии и, как следствие, определенным регрессом устойчивости.

Обучение на старших курсах характеризуется новым этапом профессионально-нравственного самоопределения студентов. Приоритетное большинство обучающихся осознают социальную значимость профессиональной деятельности и необходимость соблюдения в ней нравственных и правовых норм, при этом сохраняя критичность оценки условий будущей профессиональной деятельности [4].

Таким образом, для формирования профессионально-нравственной устойчивости необходимо учитывать влияние средового фактора на личность будущего специалиста, специфику его профессиональных коммуникаций, уровень самоорганизации специалиста, который предполагает преобладание творческой, преобразующей деятельности над стандартной и узкопрофильной [5].

Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста включает устойчивость профессиональных культурно-нравственных потребностей, устойчивость этического мышления, устойчивость нравственных убеждений и чувств, устойчивость нравственных поступков в профессиональной деятельности [6].

Все элементы профессионально-нравственной устойчивости находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии и не проявляются в обособленном виде. Механизмом их реализации в практической деятельности выступают навыки и привычки.

Навыки профессионально-нравственного поведения в совокупности с объемом специальных знаний составляют основу профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста. Профессиональная компетентность будущего специалиста, которая выступает в качестве доминанты профессионально-нравственной устойчивости, непосредственно связана с проблемными ситуациями морального выбора.

Проанализировав ключевые общекультурные, общепрофессиональные и профильные компетенции ФГОС ВПО 3-го поколения для ряда специальностей технического профиля (машиностроение, архитектура и градостроительство, промышленное и гражданское строительство, химические технологии в промышленности, информационные технологии), а также оперируя данными обсервационного метода (наблюдение, тестирование, анкетирование), выделяются основные общие профессионально значимые качества личности и компетенции будущих специалистов перечисленных выше технических профилей, составляющие основу их профессионально-нравственной устойчивости [7].

К профессионально значимым качествам личности будущего специалиста технического профиля относятся: толерантность к другой культуре при разработке проектов; ответственность и обязательства перед заказчиком, обществом и коллегами по профессии; гибкость мышления и постоянное обновление запаса знаний.

Компетенции будущих специалистов высшей технической школы заключаются в готовности использования этических норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, а также основных форм регуляции социального поведения; в способности решать поставленные задачи на высоком профессиональном уровне; в готовности к поддержанию партнерских отношений; в способности создавать продукцию, позволяющую решать производственные задачи или повышать эффективность работы; в способности самостоятельно приобретать новые знания с использованием современных образовательных и информационных технологий; в способности выстраивать и реализовы-вать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального самосовершенствования; в способности социального и бытового общения на одном из иностранных языков; в способности работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; в умении находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива; в способности к абстрактному мышлению с применением математических моделей; в способности быть конкурентоспособной личностью, адаптироваться к изменчивым условиям современного общества; в способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности [8].

Взаимосвязь рассматриваемых категорий профессионально-нравственной устойчивости, их отдельные отличительные характеристики позволили сформулировать определение понятия «профессионально-нравственная устойчивость будущего

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)

специалиста» как интегративного качества лично- листа, его самореализацию и развитие нравствен-

сти, обеспечивающего стабильную эффективность ного потенциала в соответствии с нормами общей

профессиональной деятельности будущего специа- и профессиональной культуры.

Список литературы

1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004.102 с.

2. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.

3. Фёдоров В. В. Духовность и нравственность как ценности в концепции современной российской высшей школы // Вестник Международной академии наук высшей школы. 1997. Вып. 2. С. 14-22.

4. Шрамко Н. В. Условия самореализации личности в образовательной среде вуза // Педагогическое образование в России. 2011. Вып. 4.

С. 34-38.

5. Дидковская Я. А. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологич. исследования. 2001. Вып. 7. С. 132-135.

6. Ekman P. Basic emotion // JAMA. 2010. V. 303. Р. 557-558.

7. Черкашина Е. И. Проектирование моделей лингвообразовательного процесса в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение

(Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 43-50.

8. ФГОС ВПО. URL: www.fgosvo.ru (дата обращения: 23.08.2015 г.).

Свеженцева И. Б., кандидат педагогических наук, доцент.

Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина.

Ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308024.

E-mail: [email protected]

Кравчук Л. С., доцент, зав. кафедрой иностранных языков.

Белгородский юридический институт МВД России им. И. Д. Путилина.

Ул. Горького, 71, Белгород, Россия, 308024.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 27.10.2015.

I. B. Svezhentseva, L. S. Kravchuk

COMPETENCES OF GRADUATE-BACHELORS OF HIGHER TECHNICAL SCHOOL AS THE BASIS OF PROFESSIONAL-MORAL STABILITY OF FUTURE SPECIALIST

The article presents the analysis of general cultural and professional competences of the future specialists of higher technical school considered as the basis of professional-moral stability of trainees. The essence of professionalmoral stability is reviewed as integrative quality and the internal characteristic of professionalism directed on self-realization of the future specialist in professional activity. Analyses the content of the "professional culture" by means of professional context as attributive property of professional group owing to a division of labour with revealing the certain kinds of special activity. Carries out the revealing of the structure of professional culture from praxeological and spiritual sides. Considers the professional culture from the view point of axiological component as set of steady values in the sphere of the future professional work with the student's personally-significant objectivation. As a result of generalization of scientists approaches the professional culture is defined as set of special and social knowledge, skills, qualities, valuable orientations of the person which display in subject-professional work and provide a higher level of efficiency of its performance. Comprehension of professional culture phenomenon allows to assert that professional-moral stability is a component of professional culture of the person and covers special and socially-guided knowledge. Professional-moral stability is analyzed as a condition, productive process and result of mastering and creation of the professional-moral values. It provides formation of all components and their complete development in activity. On the basis of the analysis of key general cultural and professional profile competences of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education of the 3-rd issue for the lines of specialities of technical structure (the mechanical engineering, architecture and town-planning, industrial and civil construction, chemical technologies in the industries, information technologies) were allocated basic general professionally significant qualities and competences of the future specialists making the basis for their professional-moral stability.

Key words: professional-moral stability, general cultural and professional competences, professional culture, integrative quality.

References

1. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'turaprepodavatelya [The professional-pedagogical culture of the lecturer]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 102 p. (in Russian).

2. Belozertsev E. P., Goneev A. D., Pashkov A. G. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogics of professional training]. Edited by V. A. Slastenin. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 368 p. (in Russian).

3. Fedorov V. V. Dukhovnost' i nravstvennost' kak tsennosti v kontseptsii sovremennoy rossiyskoy visshey shkoli [Spirituality and morality as value in the concept of contemporary Russian High School]. Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk visshey shkoly - Herald of the International Academy of Science of Higher School, 1997, no. 2, pp. 14-22 (in Russian).

4. Shramko N. V. Usloviya samorealizatsii lichnosti v obrazovatel'noy srede vuza [Personal conditions of self-realization in the educational sphere of higher school]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii- Pedagogical Education in Russia, 2011, no. 4, pp. 34-38 (in Russian).

5. Didkovskaya Ya. A. Dinamika professional'nogo samoopredeleniya studentov [Dynamics of professional self-determination of students]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological research, 2001, no. 7, pp. 132-135 (in Russian).

6. Ekman P. Basic emotion. JAMA, 2010, vol. 303, pp. 557-558.

7. Cherkashina E. I. Proektirovanye modeley lingvoobrazovatel'nogo protsessa v neyazikovom vuze [Design of models of lingvoeducational process in non-linguistic universities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, vol. 1 (7), pp. 43-50 (in Russian).

8. FSES HPT. URL: www.fgosvo.ru (accessed: 23/08/2015) (in Russian).

Svezhentseva I. B.

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilin.

Ul. Gor'kogo, 71, Belgorod, Russia, 308024.

E-mail: [email protected]

Kravchuk L. S.

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilin.

Ul. Gor'kogo, 71, Belgorod, Russia, 308024.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.