Научная статья на тему 'Профессиональное образование: ресурсы формирования личности компетентного строителя'

Профессиональное образование: ресурсы формирования личности компетентного строителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / КОМПЕТЕНТНЫЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / ЦЕННОСТИ СТРОИТЕЛЕЙ / ЕДИНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / CORPORATE TRAINING / ACTIVITY APPROACH TO EDUCATION / COMPETENT APPROACH TO EDUCATION / MORAL VALUES OF CIVIL ENGINEERS / THE UNITY OF PROFESSIONAL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Вильданов И. Э., Абитов Р. Н.

Профессиональное образование строителей рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения для формирования профессиональных компетенций, профессиональной культуры, обеспечивающих высокое качество трудовой деятельности выпускника, его нравственный облик, профессиональные мотивы, интересы, ценности. Формирование целостной личности будущего специалиста в процессе подготовки может быть достигнуто при реализации в единстве деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Вильданов И. Э., Абитов Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional education: the resource of the formation of a competent civil engineer’s personality

In this article the education of a future civil engineer is regarded as an integral process of both teaching and upbringing. In the curriculum it is reflected in such parameters as knowledge, know-how, skills and student's attitude to the moral values. The upbringing of the corporate culture will only succeed if graduate's educational activities come along with the practical ones. In the course of this activities graduate could acquire necessary experience. The degree of participation is achieved by implementation of both practical and competent approaches of education process. Since moral values are not included into the curriculum, the actuality of the formation of these values is revealed. The importance of the values as a significant part of the professional activity of future workers and specialist of civil engineering is revealed. This requires an appeal to axiological approach of their professional study. To form an integral personality of the future specialist in the course of study practical, competent, axiological approaches are required. It is only possible with keeping methodical materials up to date, especially emphasizing the role of internship, taking into account that internship hours count was decreased by two times with the changing education standards towards the third generation.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование: ресурсы формирования личности компетентного строителя»

ГСОРИЯII МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Iii

(в стртшгелшом ^ise)

УДК 377

Сафин P.C. - доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Корчагин Е.А. - доктор педагогических наук, профессор

Внльданов И.Э. - кандидат педагогических наук, доцент

Абитов Р.Н. - кандидат педагогических наук, доцент

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

.Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Профессиональное образование: ресурсы формирования личности компетентного строителя

Аннотация

Профессиональное образование строителей рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения для формирования профессиональных компетенций, профессиональной культуры, обеспечивающих высокое качество трудовой деятельности выпускника, его нравственный облик, профессиональные мотивы, интересы, ценности. Формирование целостной личности будущего специалиста в процессе подготовки может быть достигнуто при реализации в единстве деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов.

Ключевые слова: профессиональное образование, корпоративное образование, деятельностный, компетентный и аксиологический подходы, ценности строителей, единство профессионального обучения и профессионального воспитания.

Современное профессиональное образование в результате интенсивного развития науки, внедрения информационных технологий все больше ориентировано на выполнение социального заказа, то есть на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, знающих свои должностные обязанности и права, уверенно ориентирующихся в технологиях профессиональной деятельности.

Так, в жилищно-коммунальном комплексе Республики Татарстан реализуется программа подготовки и переподготовки кадров (утверждена распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2012 г. № 100-р).

По результатам мониторинговых исследований, проведенных среди работодателей 155 предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства из 33 муниципальных районов Республики Татарстан, потребность в подготовке кадров для предприятий ЖКХ на 2012-2016 годы составляет около 2,7 тыс. чел., более чем по 100 профессиям рабочих и специалистов.

В связи с этим в республике выработаны новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В рамках реализации мероприятий по обучению приняты муниципальные программы. Это позволило в 2012 году повысить квалификацию 1 тыс. 134 специалистов организаций сферы ЖКХ. По словам министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан И.Э. Файзуллина, по программам обучения в рамках государственного заказа будет подготовлено в этом учебном году порядка 5 тысяч квалифицированных кадров [6].

Однако при таком подходе не учитывается компонент профессионального образования, который отвечает за формирование личности, за профессиональное воспитание специалиста.

Хорошо известно, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. В структуре содержания образования это отражено в знаниях умениях, навыках и в ценностно-эмоциональном отношенческом компоненте.

Педагогическая деятельность преподавателя вуза предполагает, что каждое занятие - это не просто грамотное с научной точки зрения изложение предметного материала, оно должно быть построено так, чтобы нести студенту и знания, и воспитательный заряд.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. (Соглашение 14.В37.21.1008).

Как справедливо отмечает H.H. Истомина в работе [2], при правильно организованной образовательной деятельности происходит продуктивная коммуникация между преподавателем и студентом, которая приводит к позитивным результатам. «Личностным» результатом занятия для студента является преодоление, снятие внутриличностных защит, открытие и осознание новых сторон собственной личности, повышение самооценки, расширение сознания, мировоззрения и перспектив деятельности, переживание полноты, насыщенности жизни, личностный рост. В качестве «эмоциональных» результатов занятия для студента выступают положительные эмоции, которые всегда сопровождают продуктивную коммуникацию - удивление, удовольствие, восторг, удовлетворение, воодушевление, вдохновение. Что называется, после проведенного занятия у студента «глаза горят», ему хочется «горы свернуть».

А если брать шире, то в процессе профессионального воспитания формируется профессиональная культура будущего работника, обеспечивающая высокое качество его трудовой деятельности, нравственный облик, профессиональные мотивы, интересы, ценности, а также профессиональную компетентность, мобильность и успешность социальной адаптации. В целом же, все это способствует конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда.

Но этим значимость профессионального воспитания не ограничивается. Профессиональное воспитание, как и профессиональное обучение, всегда осуществляется как трудовое и готовит человека к квалифицированному труду.

Традиционно в учебном процессе принято выделять деятельность преподавания, которая имеет свое методологическое обоснование, отражающее внешнюю практическую действительность, процесс познания и коммуникации. Преподавание имеет свою педагогическую интерпретацию в контексте взаимодействия преподавателя и студента посредством содержания образования. И деятельность учения, т.е. субъективную деятельность студента.

Учение и преподавание не могут рассматриваться обособленно от реальной профессиональной деятельности, связанной с производством, с профессией, со специальностью, с наукой и со стоящими за ними и разрабатываемыми на их основе учебными дисциплинами. Профессиональная деятельность направлена на решение конкретных задач или преодоление противоречий в избранной отрасли знаний, в производственной или духовной сферах.

Каждая наука, отрасль производства разрабатывают свои методы решения актуальных задач, которые, например, для строительства сводятся к производству строительных материалов, технологиям строительства, проектированию зданий и сооружений и т.д. Этим задачам соответствует конкретная профессиональная деятельность по достижению определенного научного или практического результата, основанная на частных методах той или науки или отрасли производства.

На основе реальной предметной профессиональной деятельности формируется содержание профессионального образования в виде учебных дисциплин, которые осваиваются студентами в процессе учебной деятельности. Реальная профессиональная деятельность отражается в учебной деятельности студентов в нормативном варианте как многократно проверенный, предписываемый способ достижения того или иного результата в профессии, специальности, в науке или отрасли производства. Но реальная профессиональная деятельность не стоит на месте, она постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с развитием науки и производства. Поэтому невозможно её свести к нормативному варианту, надо искать дополнительные основания и правила, поскольку ни существующие алгоритмы, ни предписания и рекомендации не помогут преодолеть трудности, возникающие в реальной ситуации.

Только сам студент - будущий специалист - может добыть необходимые знания, пригодные для изменившихся обстоятельств, при решении возникающих в реальной деятельности проблем.

Таким образом, осуществление учебной деятельности как нормативного варианта реальной деятельности опирается на освоенные студентом знания, умения и навыки. В реальности же этого недостаточно, нужны дополнительные средства и способы разрешения нестандартных проблем. Как известно, образование можно получить двумя путями: обучаясь в учебном заведении или путем опыта. И, если студенту не хватает

академического образования, естественно обратиться к опыту выполнения реальной деятельности как необходимому условию ее успешного осуществления.

Благодаря приобретённому опыту компенсируются присущие студенту определенные ограничения в знаниях и умениях, устраняются негативные психические состояния (усталость, неуверенность и т.д.), открываются новые перспективы овладения профессией, специальностью. При обращении к опыту происходит самовыражение личности студента, в процессе которого он создает целостную картину явления, дифференцирует и связывает необходимое и возможное, устанавливает содержание и последовательность своих действий, преодолевает возникающие затруднения. Стремление студента выстроить логику, структуру, содержание и последовательность своих действий свидетельствует о его способностях, об индивидуальном своеобразии его личности. Опыт является внутренним условием успешного выполнения реальной деятельности, который, в свою очередь, объективно определяется способностями личности студента.

Наличие опыта выполнения реальной деятельности является также условием мотивационной готовности студента к профессиональному самоопределению и профессиональной самореализации [2].

Учебная деятельность студента, связанная с изучением различных учебных дисциплин, носит преимущественно информационный характер. На основании вышесказанного крайне важно, чтобы эта учебная деятельность подкреплялась приобщением студента к реальной деятельности, в ходе которой он мог бы приобрести необходимый ему опыт ее осуществления.

Включенность студента в данный процесс возможна, на наш взгляд, только через реализацию деятельностного подхода. Специалист формируется и проявляется в профессиональной деятельности - это краеугольный камень педагогики и психологии профессионального образования. В деятельностном подходе проявляется сущностное отношение к педагогическим явлениям с позиций и на базе деятельности студента, когда информационное обучение той или иной дисциплине подкрепляется приобщением студентов к реальным действиям на основе предметных знаний. В этом случае решение учебной задачи превращается в творческий процесс поиска применения этого решения в реальных условиях профессиональной деятельности. Обучение студентов решению реальных практических задач, возникающих в связи с развитием науки и производства, а также создание предпосылок творческой деятельности диктуют необходимость выхода студента за пределы учебной деятельности, носящей, как мы отметили ранее, нормативный характер.

Тем более это важно сегодня, когда развитие техники и технологий, современное производство неуклонно предъявляют все более высокие требования к развитию работника, к его профессиональным и личностным качествам. В этих условиях необходимо развивать способности студента-будущего специалиста действовать в соответствии и на уровне потребностей науки и технического прогресса. Такие актуальные задачи, как трансформирование приобретаемых знаний в профессиональную инновационную деятельность; овладение современными информационными технологиями и приобщение к глобальным источникам знаний; самовоспитание мотивации; формирование навыков к обучению и самостоятельному повышению квалификации; поддержание интереса к новому и передовому в отрасли и науке на протяжении всей жизни; воспитание коммутативных способностей; умение адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплочённости и др., просто невозможно решать вне деятельности самого студента, вне его личности. Профессиональное образование, оставаясь в рамках традиционной парадигмы, с опорой на квалификационные характеристики специалистов, не в состоянии решить эти задачи [3, с. 264]. Выход видится в применении компетентностного подхода, который основывается на реализации личностных качеств в деятельности. Основанием компетентностного подхода является категория деятельности. Компетентностный подход уточняет и разграничивает понятия компетенции и компетентности. Под профессиональной компетентностью понимаются не только представления о квалификации, но также освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельную профессиональную деятельность [7, с. 454]. Компетентность жестко не связана с конкретной профессией. Существенно, что она включает личностные качества, необходимые специалисту для успешной работы в производственной и социальной сферах, для коммуникативного взаимодействия его с другими людьми.

Понятие «компетенция» обычно рассматривается как «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [4, с. 67]. Достоинством данного определения следует считать взаимосвязь ЗУНов с деятельностной составляющей - с практическим опытом работы.

В компетентностном подходе понятие «опыт деятельности» приобретает статус дидактической единицы. Приобщение к этому опыту становится образовательной задачей, которая не ставилась прежде, хотя социальный заказ предусматривает именно целенаправленную передачу новым поколениям такого опыта. Считается: если решать достаточное число учебных задач, то это послужит гарантией того, что сформируется опыт успешного выполнения профессиональной деятельности в производственной и социальной сферах. Однако, как мы ранее отметили, учебная деятельность является лишь нормативным вариантом реальной деятельности.

Другим понятием, которое в компетентностном подходе приобретает статус воспитательной единицы, является понятие «ценность».

Профессиональное образование, основанное на компетентностном подходе, нацелено на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности. Объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики: компетентность, социально-профессиональная направленность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства. Следовательно, можно считать, что целью профессионального образования, основанного на компетентностном подходе, должно быть развитие социально-профессиональной направленности, компетентности, профессионально важных качеств и психологических свойств. Поскольку интегральной характеристикой направленности является профессиональное самосознание, то в процессе его становления происходит психологическая перестройка личности от профессионального самоопределения к самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Например, современный инженер-строитель, наряду со знаниями зарубежного и отечественного опыта решения задач строительного производства, расчета и возведения зданий и сооружений, инженерных систем жизнеобеспечения, должен уметь анализировать воздействия окружающей среды на строительные объекты и сооружения; реализовывать меры экологической безопасности; владеть современными методами оценки технического состояния строительных объектов и инженерных систем; уметь использовать современные стандартные средства автоматизированного проектирования при расчетах зданий, сооружений и систем жизнеобеспечения; уметь организовывать работу малых трудовых коллективов, обладать коммуникативными способностями, уметь работать в команде, а также иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации; разделять ценности, необходимые для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, быть его ответственным гражданином, обладать необходимыми гражданскими и социальными компетенциями.

Обратим внимание на определение компетенций Советом Европы. Он определяет компетенцию как общую способность личности обучающегося. Компетенции основываются на знаниях, опыте и ценностях и развиваются путем участия человека в образовании и обучении. Таким образом, в определении компетенции, данном Советом Европы, присутствует такой компонент, как ценности.

Теперь обратимся к подготовке рабочих, техников, бакалавров, магистров, инженеров для строительной отрасли.

Посмотрим на образовательные стандарты. Для примера возьмем Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по специальности «Мастер сухого строительства». В нем указано, что в процессе подготовки у рабочего должны быть сформулированы следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать коммуникационно-информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Таким образом, мы видим, что в образовательный стандарт профессионального обучения рабочих - будущих строителей - ценности не входят в состав их необходимых качеств. Аналогичная картина наблюдается и в образовательных стандартах других уровней (бакалавра, магистра, специалиста) по направлению «Строительство». В них вообще не упоминается о ценностях строителей, в том числе и в перечнях профессиональных компетенций.

Между тем, строительная отрасль относится к базовым отраслям народного хозяйства. Деятельность строителей характеризуется высокой социальной ответственностью и значимостью. Продукты их деятельности - жилые, общественные и промышленные здания, строительные материалы и изделия и т.д. - имеют высокую значимость и для общества, и для каждого члена общества и могут, и должны выступать в качестве объектов ценностного отношения к ним.

Актуальность формирования у строителей ценностного отношения к профессиональной деятельности обостряется положением дел в современном строительстве, для которого характерны:

- низкая квалификация строительных рабочих;

- отрасль не является привлекательной для молодежи, т.к. не относится к «престижным» профессиям;

- из-за стремления получения высокой прибыли достаточно часто строители применяют низкокачественные, контрафактные материалы и изделия из-за их низкой стоимости, что может привести к последствиям, опасным для здоровья и жизни многих людей, нанесению им ущерба и чрезвычайным ситуациям;

- качество строительных работ при постоянном удорожании конечной продукции остается достаточно низким.

Вышесказанное приводит к тому, что при успешном выполнении строительных работ имеются отступления от технологических требований производства работ, не достигается требуемое качество работ, удовлетворяющее потребителя; не выдерживаются предусмотренные сроки работ. Это свидетельствует о несформированности традиционных отраслевых ценностей.

Для установления наиболее важных для строителей ценностей мы обратились к интернет-источникам. Анализ публикаций позволил установить следующие ценности для строительных рабочих и специалистов [8-12]:

- выполнение работ на высоком качественном уровне;

- выполнение своих обязательств перед заказчиками;

- использование материалов и конструкций в строительном процессе, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность человека, соответствующих требованиям ГОСТ или ТУ;

- строгое соблюдение технологических требований при проведении строительных работ.

Так, корпоративными ценностями компании «Рейнарс» являются:

- уважение к сотрудникам, клиентам, поставщикам, обществу и миру;

- сотрудничество с другими для достижения общих задач;

- открытость и многообразность;

- максимальное удовлетворение клиента;

- инновации за счет новаторства личностей;

- ориентировка на получение результатов.

Для компании «КНАУФ» это:

- формирование пространственной среды, благоприятной для человека;

- повышение комфортности жилья;

- надежность и качество предоставляемых услуг.

Вышесказанное свидетельствует о значимости ценностей как определяющего начала профессиональной деятельности и требует обращения к аксиологическому подходу при профессиональном образовании будущих строителей. Аксиологический подход позволит по-новому определить цели, принципы и содержание образования будущих специалистов, будет препятствовать деформации идеи гуманизации в практике ее реализации. Общий путь формирования мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности означает не закладывание готовых мотивов и целей в сознание студента, а необходимость постановки его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где желательные мотивы и цели откладывались и развивались бы с учётом и в контексте опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента [1].

Формирование будущего специалиста невозможно без обращения к ценностям, механизмам и технологиям перевода общественных ценностей в личностные [1]. Ценности определяют содержательную основу профессионального образования, где образовательный процесс - это передача не любого, а значимого знания, обладающего определённой ценностью, и должно быть осознано и осмыслено личностью студента.

Реализация вышеназванных подходов - деятельностного, компетентностного, аксиологического - в аспекте формирования целостной личности будущего специалиста возможна только в их единстве, в единстве профессионального обучения и профессионального воспитания, во взаимодействии государственного и корпоративного образования, поскольку профессиональное образование всегда осуществляется как трудовое и, по нашему мнению, должно осуществляться преимущественно в процессе реальной профессиональной деятельности.

Это, в свою очередь, предполагает обновление научно-методического обеспечения профессионального образования, в первую очередь, в направлении усиления значимости производственной практики студентов - будущих строителей.

Список литературы

1. Алябьева Н.В., Барышева Т.Д. Аксиологический подход в профессиональном образовании студентов // Вектор науки ТГУ, 2011, № 4 (7). - С. 29-32.

2. Истомина H.H. Исследование психолого-педагогических характеристик образовательной деятельности // Язык и культура, 2009, № 4. - С. 118-125.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Институт практической психологии, 1996.-400 с.

4. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

5. Ростовцева В.М., Велыи A.B. Формирование основ профессиональной компетенции студентов в период учебной практики в современном вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, № 10. - С. 56-59.

6. Файзуллин И.Э. Совершенствование кадрового потенциала строительного и жилищно-коммунального комплексов республики Татарстан / Взаимодействие государственных и корпоративных учебных заведений как ресурс повышения качества профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 25 апреля 2013 года). - Казань: РИЦ, 2013. - С. 3-9.

7. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. -М.: Наука, 1998-1999. Т. 2: М.-П., 1999. - 440 с.

8. URL: http://stroysist.ru/ru/company (дата обращения: 23.12.2012).

9. URL: http://www.reynaers.com/ru/rus/apxHTeKTypy/o_KOMnaHHH.aspx (дата обращения: 23.12.2012).

10. URL: http://www.hadrotekls.ru/ru/about/company/valueas (дата обращения: 23.12.2012).

11. URL: www.knauf.ru (дата обращения: 23.12.2012).

12. URL: www/holding-unistroy.ru/ (дата обращения: 23.12.2012).

Safin R.S. - doctor of pedagogical sciences, professor E-mail: [email protected]

Korchagin E.A. - doctor of pedagogical sciences, professor Vildanov I.E. - candidate of pedagogical sciences, associate professor Abitov R.N. - candidate of pedagogical sciences, associate professor Kazan State University of Architecture and Engineering The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Professional education: the resource of the formation of a competent civil engineer's personality

Resume

In this article the education of a future civil engineer is regarded as an integral process of both teaching and upbringing. In the curriculum it is reflected in such parameters as knowledge, know-how, skills and student's attitude to the moral values.

The upbringing of the corporate culture will only succeed if graduate's educational activities come along with the practical ones. In the course of this activities graduate could acquire necessary experience.

The degree of participation is achieved by implementation of both practical and competent approaches of education process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Since moral values are not included into the curriculum, the actuality of the formation of these values is revealed.

The importance of the values as a significant part of the professional activity of future workers and specialist of civil engineering is revealed. This requires an appeal to axiological approach of their professional study.

To form an integral personality of the future specialist in the course of study practical, competent, axiological approaches are required. It is only possible with keeping methodical materials up to date, especially emphasizing the role of internship, taking into account that internship hours count was decreased by two times with the changing education standards towards the third generation.

Keywords: professional education, corporate training, activity approach to education, competent approach to education, moral values of civil engineers, the unity of professional teaching.

References

1. Alyabeva N.V., Barisheva T.D. Axiological approach in the professional education of students // Vector nauki TGU, 2011, № 4 (7). - P. 29-32.

2. Istomina N.N. Investigation of psychological and educational characteristics of the educational activity // Yazik i cultura, 2009, № 4. - P. 118-125.

3. Klimov E.A. Psychology of the professional. - M.: Institute practicheskoy Psychologii, 1996.-400 p.

4. Polonskii V.M. Education and pedagogics dictionary. - M.: Vyssh. shk., 2004. - 512 p.

5. Rostovceva V.M., Vel'sh A.V. The formation of bases of professional competence of undergraduates in the course of internship in contemporary universities // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2011, № 10. - P. 56-59.

6. Faizullin I.E. The perfection of stuff potential of civil engineering and housing services in the Republic of Tatarstan / Vzaimodeistvie gosudarstvennyh i korporativnyh uchebnyh zavedenii kak resurs povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Materialy Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii (g. Kazan', 25 aprelya 2013 goda.) -Kazan: RIC, 2013.-P. 3-9.

7. Professional education encyclopedia: in 3 v. / pod red. S. Ya. Batysheva. - M.: Nauka, 1998-1999. T. 2: M.-P, 1999. - 440 p.

8. URL: http://stroysist.ru/ru/company (reference date: 23.12.2012).

9. URL: http://www.reynaers.com/ru/rus/apxHTeKTypy/o_KOMnaHHH.aspx (reference date: 23.12.2012).

10. URL: http://www.hadrotekts.ru/ru/about/company/valueas (reference date: 23.12.2012).

11. URL: www.knauf.ru (reference date: 23.12.2012).

12. URL: www/holding-unistroy.ru (reference date: 23.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.