ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.02
И. Б. Свеженцева
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье в контексте модернизации системы образования анализируются особенности формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста. Определены сущность, компоненты, критерии и уровни названного качества, а также показаны перспективы его развития в процессе профессионального обучения.
Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное свойство и внутренняя характеристика профессионализма, обеспечивающая самореализацию личности будущего специалиста в предстоящей профессиональной деятельности.
В соответствии с положениями теории деятельности и развития личности выделена структура профессионально-нравственной устойчивости, включающая когнитивно-познавательный, эмоционально-нравственный, мотивационно-стимулирующий и деятельностно-практический компоненты.
Итоги теоретического исследования и интерпретация данных констатирующего эксперимента позволили определить педагогические условия, значительно повышающие эффективность формирования профессионально-нравственной устойчивости. На основе ведущих положений субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологиче-ского и культурологического подходов была сконструирована продуктивная модель формирования рассматриваемого качества.
К результатам исследования относится разработка информационно-дидактического обеспечения технологии: программы для преподавателей «Введение в профессиональное обучение» и программы факультативного курса для студентов «Развитие нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих специалистов».
Ключевые слова: нравственная устойчивость, профессиональная устойчивость, модернизация.
Abstract. The paper analyzes the specificity of the prospective specialists' professional and moral stability development in the context of educational system modernization; the essence, components, criteria and levels of the above characteristic being defined along with its development prospects in the course of vocational training.
The essence of professional moral stability is defined as the integrative quality and inherent characteristic of professionalism, guaranteeing personal self-realization of a prospective specialist in professional activity. According to the theoretical concepts of activity and personal development, the structure of professional moral stability is identified including the following components: cognitive, emotionally-moral, motivationally-stimulating, and functionally-practical.
The research outcome and the data interpretation allowed the author to single out the pedagogic conditions increasing the effectiveness of professionally-moral stability development. The functional development model of the quality in question was devised, based on the leading concepts of subjective-functional, person-oriented, acmeological and culturalogical approaches.
The research outcome includes developing the informational didactic materials: the vocational teachers' course - «Introduction to Vocational Training», and the optional students' course - «Moral Qualities Development of Vocational Training Students».
Index terms: moral stability, professional stability, modernization.
Все более ускоряющиеся темпы изменений окружающей современного человека реальности делают проблему устойчивости личности в различных областях жизнедеятельности весьма актуальной для современной науки и практики. Чтобы добиться этого качества, сделать его неотъемлемым свойством личности, нужно понять его сущность и установить условия формирования.
Одной из характерных особенностей современной системы профессионального образования является ее направленность на выработку ценностного отношения к профессиональной деятельности, к нравственным и гражданским нормам. Доминирование предметной и функциональной подготовки кадров, разъединение процессов профессионального обучения и становления личности специалиста все в большей степени уступают новому подходу -ориентации на профессионально-личностное развитие [11].
Важный показатель профессионально-личностной развитости специалиста - наличие профессионально-нравственной устойчивости. Исследуя проблему ее формирования, мы опирались на работы И. Ф. Исаева, И. Д. Лушникова, В. Е. Пенькова, П. Е. Решетникова, В. Э. Чудновского, в которых раскрывается основополагающий принцип психологии - единство личности и деятельности и закономерное целостное изменение этого интегрального образования [3, 7, 9, 11, 12]. Профессиональная эволюция, таким образом, неотъемлемая часть личностного роста, отражающая его содержательный аспект.
Личностное развитие понимается нами как становление специалиста, выступающего в качестве субъекта деятельности, познания, общения, рефлексии; как закономерное, поэтапное изменение его личности при выполнении разнообразных видов деятельности; как процесс и результат усвоения общечеловеческой культуры.
Основными задачами любого профессионального учреждения являются не только профессиональное, но и общекультурное и гражданское развитие, подготовка к совместной деятельности в трудовых сообществах, непрерывному самообразованию и самовоспитанию, самоопределению и самореализации. Особенности профессионально-личностного становления будущего специалиста влияют на формирование его профессионально-нравственной устойчивости.
Диалектика, единство таких противоречащих друг другу явлений, как устойчивость и изменчивость, составляют природу как социального, так и индивидуального развития. Л. Ю. Сироткин считает, что устойчивость - это характеристика формирования индивида (личности), обеспечивающая его активность как самоорганизующейся системы и играющая ведущую роль в структуре личности, поскольку выражает ее целостность. Она обусловливает саморегуляцию внутренних процессов и внешних связей человека, определяет социальное качество личности, степень ее включенности в совокупность социальных отношений [10].
Существующие в научной литературе описания понятия «устойчивость» позволили нам выделить общие свойства изучаемого качества и обозначить его специфику. Объективное содержание устойчивости определяется совокупностью нормативных требова-
ний, предъявляемых субъекту конкретными условиями развития общества и реальной ситуацией микросреды, в которую он включен. Активность субъекта в принятии решения, осознанное и избирательно-критическое отношение к предъявляемым требованиям составляет субъективное содержание устойчивости.
Исследователи, занимающиеся изучением профессиональной устойчивости, к сожалению, практически не учитывают роль динамичности личности в современных условиях. Вместе с тем современная ситуация на рынке труда и в системе профессионального образования характеризуется как достаточно сложная, имеет место нестабильность в деятельности учреждений и предприятий, многие специалисты теряют работу, приоритетными становятся вопросы мобильности специалистов и формирования готовности студентов к непрерывному образованию и повышению квалификации. В этой ситуации чрезвычайно важна верность профессиональным идеалам, т. е. профессионально-нравственная устойчивость.
Актуальность динамичности специалиста, или его профессиональной мобильности, акцентируется в работах В. А. Ананьева, который высказывает мысль о компромиссе между устойчивостью и неустойчивостью личности [1]. Нам импонирует точка зрения Е. В. Кузьменко, который определяет профессиональную мобильность как психологическую готовность специалиста к решению широкого круга производственных задач, способность оперативно, быстро перестраиваться в зависимости от ситуации. Рассматриваемое качество включает развитое профессиональное мышление, политехнизм деятельности, умение выделить значимое в результате труда, перенести ранее известный способ действий с типовыми объектами на конкретные производственные ситуации или из одной ситуации в другую [5].
Профессионально-нравственная устойчивость - это интегратив-ное качество и внутренняя характеристика профессионализма, обеспечивающая самореализацию личности специалиста в предстоящей профессиональной деятельности. Ее содержание в период обучения в вузе в определенной степени обусловливается изменчивостью личности студента в процессе профессионального становления. Устойчивость означает, с одной стороны, сохранение самого процесса развития, с другой - стабильность состояний, достигнутых в ходе развития.
В данном случае устойчивость - это не отсутствие изменчивости. Скорее наоборот, изменчивость служит основой, необходимым условием формирования профессионально-нравственной устойчивости.
Она (устойчивость) является компонентом профессиональной культуры, которая охватывает специальные и социально-ориентированные знания, органически соединенные с умениями, навыками, способностями к творческой деятельности; активную жизненную позицию, нацеленную на смену устаревших стереотипов и создание новых перспектив.
В соответствии с положениями теории деятельности и развития личности мы выделили следующие компоненты структуры профессионально-нравственной устойчивости:
• когнитивно-познавательный (уровень профессиональных и этических знаний, степень их осмысления, глубина убеждений);
• эмоционально-нравственный (чувства, характеризующие отношение к профессиональной деятельности, - честь, гордость, достоинство, самоопределение);
• мотивационно-стимулирующий (степень осознания ценности и позитивного отношения к профессии, уровень активности жизненной позиции);
• деятельностно-практический (наличие навыков и умений реализации нравственных норм в деятельности, таких как профессионализм, мастерство, морально-деловые качества: инициативность, деловитость, требовательность к себе и другим).
Обоснование критериев и уровней сформированности профессионально-нравственной устойчивости было осуществлено с учетом положений об интернализированном контроле над поведением, разработанных Д. Кречем, Р. Кратчфилдом, Н. Ливсоном [4].
Критерии устанавливались исходя из системного, целостного понимания устойчивости, на основе выделения ее структурных и функциональных компонентов, определения профессионально-нравственной устойчивости как процесса и результата профессионального воспитания и принятия профессионально-нравственных ценностей при профессионально-личностной актуализации. Было обозначено три критерия сформированности профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста: когнитивно-потребностный, оценочно-эмоциональный и продуктивно-поведенческий.
Показателями когнитивно-потребностного критерия являются:
• уровень профессиональных и этических знаний, степень их осмысления, способность выделять и анализировать содержательные характеристики нравственных и профессионально-нравственных ценностей;
• убежденность, самостоятельность и устойчивость суждений о нравственных нормах и принципах профессиональной этики;
• способность к анализу проявления форм нравственных ценностей в поведении и профессиональной деятельности;
• активное использование профессионально-нравственных знаний в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Оценочно-эмоциональному критерию соответствуют следующие показатели:
• устойчивость положительного интереса к профессии, потребность в освоении специальности, направленность на профессиональную деятельность;
• оценочные суждения, характеризующие отношение к профессионально-нравственным ценностям;
• чувства, выражающие отношение к профессиональной деятельности (честь, гордость, достоинство), степень удовлетворенности специальностью;
• стремление студента к постоянному самообразованию и самовоспитанию.
К показателям продуктивно-результативного критерия относятся:
• активная жизненная позиция, противодействие нарушениям моральных норм окружающими;
• личностная саморегуляция, а также регуляция деятельности и поведения;
• действенно-критическое отношение к собственным поступкам;
• наличие навыков и умений реализации нравственных норм в профессиональной деятельности - профессионализма, мастерства, морально-деловых качеств, осуществление на практике про-фессионально-деонтологических норм и принципов, адекватное поведение в проблемных ситуациях;
• проявление в поведении нравственных чувств и убеждений.
Исходя из выделенных критериев и показателей были сделаны описания уровней сформированности профессионально-нравственной устойчивости.
Неудовлетворительный уровень характеризуется неустойчивым отношением к профессиональной деятельности; слабыми предметными знаниями и умениями; недостаточной сформированностью нравственных установок, жизненной позиции; деятельностью на основе воспроизведения; отсутствием осознания необходимости профессионального самосовершенствования.
Достаточный уровень отличается большей целенаправленностью, устойчивым ценностным отношением к профессиональной деятельности; развитостью нравственной, этической, коммуникативной и эвристической культуры, делающей деятельность более продуктивной; пониманием значимости отдельных моментов профессиональной деятельности в зависимости от побудительных мотивов; устойчивым характером познавательного интереса, усилением эмоциональной сферы. Студенты этого уровня осознают необходимость профессионального самосовершенствования, но не проявляют активности в этой связи.
Для высокого уровня свойственны большая степень результативности профессионально-учебной деятельности, мобильность знаний, утверждение отношений сотрудничества и сотворчества, ярко выраженная нравственная направленность личности. Когнитивно-познавательный компонент приобретает целостный, завершенный характер. В структуре личности гармонично сочетаются профессиональные и нравственные интересы и потребности. Данный уровень отличается от предыдущего стремлением к поиску личностного смысла получения профессии и творческой самостоятельностью, создающей условия для эффективной самореализации.
Рассматривая профессионально-нравственную устойчивость будущего специалиста, следует обратить внимание на такие новообразования личности, которые представляют собой интегральные структуры, характеризующие как личность, так и ее деятельность. В проведенном нами экспериментальном исследовании было установлено, что качество новообразований зависит главным образом от особенностей жизнедеятельности студентов и образовательного процесса.
В экспериментальных группах, где студенты в ходе обучения на специально разработанных спецкурсах регулярно включались в учебно-профессиональную деятельность, в процесс постановки и решения учебно-профессиональных задач, было отмечено появление морально-ценностного отношения к профессиональной деятельности у 75% учащихся, сформированность умений и навыков профессиональной рефлексии - у 80% студентов, активной жизненной позиции - у 84,5%. В контрольных группах, где обучение велось по традиционной технологии подготовки, эти новообразования были зафиксированы лишь у 8, 14 и 28% студентов соответственно.
Формирование интересующего нас качества будущего специалиста в вузе - это процесс создания и реализации педагогических условий, которые придают целенаправленность и определенное содержание учебной деятельности студентов, способствуют профессиональному становлению личности будущего специалиста, его готовности к предстоящей профессиональной деятельности.
Проведенное теоретическое исследование сущности профессионально-нравственной устойчивости, выведенные критерии и показатели ее сформированности, а также интерпретация данных констатирующего эксперимента позволили определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее формирования. К ним относятся:
• вырабатывание мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности;
• стимулирование профессионально-нравственной познавательной активности студентов;
• создание в ходе обучения условий для самоопределения, самореализации, самосовершенствования.
Реализация перечисленных условий осуществлялась в рамках продуктивной модели формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста, сконструированной нами с использованием ведущих положений субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического и культурологического подходов к подготовке специалистов.
Технология освоения модели включала организационно-прогностический, мотивационно-формирующий и аналитико-практи-ческий этапы.
На организационно-прогностическом этапе была определена цель формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста, проведены начальная диагностика ее состояния и планирование последующих этапов работы, сделан выбор критериев, на основе которых можно оценить уровень достижения цели.
В ходе мотивационно-формирующего этапа осуществлялись интериоризация профессиональных знаний, умений, навыков и ценностей учащихся, разработка концептуальных основ построения образовательного процесса, трансформации совокупности знаний, умений и навыков в программы организации работы в учебное и внеучебное время.
Аналитико-практический этап включал в себя анализ процесса обучения и воспитания, сверку полученных результатов с ранее выбранными критериями, подведение итогов и результатов совместной профессионально ориентированной деятельности.
Во время проведения исследования было разработано информационно-дидактическое обеспечение технологии реализации модели (спецкурсы):
• программа для преподавателей «Введение в профессиональное обучение», которая должна повысить эффективность профессионального обучения будущего специалиста;
• программа факультативного курса для студентов «Развитие нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих специалистов», применяемая в рамках вариативной части учебного плана подготовки специалистов. Цель разработки - актуализация духовного совершенствования и профессионально-нравственной культуры студентов;
• программа студенческого клуба любителей английского языка «Britain in close-up», способствующая созданию условий для самореализации и самосовершенствования учащихся.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для формирования профессионально-нравственной устойчивости необходимо учитывать влияние средового фактора на личность будущего специалиста, специфику его профессиональных коммуникаций, уровень самоорганизации, который предполагает преобладание творческой, преобразующей деятельности над узкопрофильной, монотонной, стандартной.
Литература
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2006.
2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая шк., 2000. С. 37.
3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004.
4. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии. М., 2000.
5. Кузьменко Е. В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально-мобильного специалиста: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 169 с.
6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2010. 304 с.
7. Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. М.; Вологда, 2006.
8. Немов Р. С. Общие основы психологии. Кн. 1. 4-е изд. М.: Владос, 2003.
9. Пеньков В. Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 24 с.
10. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999. 176 с.
11. Современные проблемы профессионального образования: сб. лекций для системы дополнительного педагогического образования / под ред. П. Е. Решетникова, Н. С. Сердюковой. Белгород: Белгородский РИПКППС, 2006. 244 с.
12. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни / / Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89.
13. Lauster P. Lebenskunst. Wege zur inneren Freiheit. Eccon -Verl. Düsseldorf; Wien; N. Y., 2002.