ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ КОМПОНЕНТ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. Г. Васильев
Воспитание общей культуры, нравственных качеств, психологической устойчивости и эмоционально-волевых качеств специалиста в учреждения высшего профессионального образования как необходимых условий самореализации личности.
Development of general culture, moral qualities, psychological stability and emotional and volitional qualities of a specialist in the institution of higher education as a prerequisite of self-realization.
Ключевые слова: культурная компонента образования, нравственные
ценности, воспитание, эмоционально-волевая устойчивость, патриотизм.
Key words: cultural component of education, moral values, education, emotional and volitional stability, patriotism.
Теория непрерывного образования по определению включает в качестве императива рассмотрение необходимости нравственной ценности образования. Сущность нравственного содержания непрерывного образования проявляется через гуманитарное измерение социальной жизни и особой ценности, которую придает непрерывному образованию человеческая культура. Теория и практика непрерывного образования не только «наследует» нравственное содержание исторически предшествующих ступеней общего и профессионального образования, всего многонационального опыта и традиций, но и порождает новые ценности и смыслы.
Нравственное содержание непрерывного образования - это динамичное, исторически изменяемое, рациональное представление об идеале служения выбранной профессии и путях достижения гармоничного сочетания всех компонентов профессиональной деятельности: профессиональных, ком-петентностных, нравственных. Последние носят безусловный гуманитарный и аксиологический характер и базируются на социально-культурных основаниях. В духовно-нравственном содержании непрерывного образования отражается целостность и социальная направленность образования. В отсутствии целостности и направленности феномен образования распадается на части, распыляется, разрушаются связи между отдельными составляющими, причем отдельные составляющие вне целого теряют смысл. Анализ педагогических исследований проблем воспитания за последние десятилетия показывает, что появившиеся подходы фиксируют необходимость формирования развивающейся гражданственности как слагаемого целостности, нравственности личности. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности понимается как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе инновационные и стабилизирующие функции.
Непрерывное образование как институт переподготовки и повышения квалификации наследует неразрывность процессов обучения и воспитания в вузе. Профессиональная подготовка специалистов в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармоничного разви-
442
тия целостной личности. В определенном смысле она является мотивационной основой формирования устойчивой установки для продолжения образования в течение всей последующей профессиональной деятельности. Придать этой установке необходимую эффективность можно лишь, действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни. Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» [1]. Итак, будем исходить из предпосылки, что доминантой образования является воспитание, определенное в качестве приоритета в государственной образовательной политике. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (ст. 2). Главная задача воспитательной деятельности - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи; формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; воспитание у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества); воспитание нравственных качеств, интеллигентности; развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры; привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; сохранение и приумножение культурных традиций института, преемственности; укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни. По мнению Н.Ф. Масловой и П.Г. Анисимова, практически важной задачей социального воспитания и самовоспитания в образовательной среде высшей школы являются жизнеспособность будущего специалиста в целом и его индивидуальная эмоционально-волевая культура как базовая составляющая личностной жизнеспособности.
По данным эмпирических исследований, полученным на репрезентативной выборке из 1400 студентов орловских гражданских вузов и курсантов Академии федеральной службы охраны России, стремление к самосовершенствованию эмоционально-волевой сферы характерно не более чем для 46 % всех опрошенных. При этом выделился и целый спектр качеств, требующих системного социально-педагогического стимулирования и дифференцированного формирования в соответствии с типом индивидуальных проблем культурного развития личности в конкретный период обучения в вузе. Так, на первом-втором курсах обучения недостаточно развиты такие личностные качества, как целеустремленность (у 70 %); настойчивость и стремление к достижению успеха в учебе (у 67-64 %); чувство собственного достоинства, самостоятельность, самообладание (у 60-63 %). Только каждый третий из молодых людей, поступивших в вуз, настойчив в развитии своей исполнительности и организованности в учебно-познавательной деятельности; лишь каждый четвертый готов доверять товарищам по учебе и не обна-
443
руживает конфликтности в общении; только каждый пятый стремится к лидерству в учебном коллективе [3].
Таким образом, в условиях транзитивного общества социальная практика личностного развития в юности задает определенный вектор развития за время учебы в вузе личностного самосознания будущего специалиста, далеко не всегда отвечающего продуктивному решению задач профессиональной подготовки. В силу этого в условиях профессионального образования требуется создать особый духовный климат воспитания, который фактически направлял бы процесс самовоспитания общей культуры личности и формирования культуры профессионального труда будущего специалиста.
По своему ценностному содержанию эмоционально-волевая культура будущего специалиста проявляется в индивидуальных способностях, умении на поведенческом уровне сохранять контроль над собой в экстремальных условиях, добровольно выполнять свой нравственный долг, собранно и целеустремленно действовать в соответствии с объективно поставленными задачами, верить в себя, ответственно разрешать возникающие проблемы деятельности и общения в социуме. Выделенные способности личности к целенаправленной концентрации и сознательному преодолению трудностей, к функциональной адаптации, ответственной и социально зрелой саморегуляции своих действий, к психически устойчивому и конструктивному поведению, к продуктивной и плановой деятельности по саморазвитию своих эмоционально-волевых свойств выступают ведущими качественными показателями успешного индивидуального становления эмоционально-волевой культуры. В своем содержательном составе они интегрально характеризуют базовые отношения и деятельность специалиста любого профиля [3].
Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха мо-дернизационных процессов в России, как способ саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. Именно в вузовских аудиториях студенты должны получать опыт организации воспитательной работы. Она предполагает не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, но и общей атмосферы, способствующей развитию умений, навыков, талантов молодежи.
Воспитательная работа, с одной стороны, является динамичным, постоянно развивающимся и совершенствующимся процессом, а с другой - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Важнейшей задачей является оценка эффективности воспитательной работы. Абсолютные критерии здесь недостижимы, а результаты воспитательной работы, как правило, проявляются через годы.
Список литературы
1. Платон. Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 1. - М., 1968. - 186 с.
2. Якушева С.Д. Интеграционная модель воспитания в образовательном процессе ВУЗа, обеспечивающем появление нового качества при подготовке специалиста // Научный Вестник Оренбургского филиала Института бизнеса и политики: сб. ст. - Вып. II. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005. - С. 103-108.
3. Маслова Н.Ф., Анисимов П.Г. Воспитание эмоционально-волевой культуры в системе формирования жизнеспособности будущего специалиста // Образование и общество. -2005. - №4. - С. 100-110.
444