ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROWTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON
УДК/UDC 378.147
И. Б. Бичева, С. В. Десятова, И. А. Царева I. Bicheva, S. Desjatova, I. Careva
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА EDUCATIONAL CREATIVITY DEVELOPMENT OF TO-BE TEACHERS
В статье обоснована актуальность развития педагогического творчества будущих педагогов образовательных организаций, раскрыты научно-теоретические аспекты и значимые тенденции развития педагогического творчества как целостного процесса профессионального совершенствования педагога, характеризующего способность к эвристической, созидательно направленной деятельности. Авторами рассмотрены типы творческой личности, определена структура педагогического творчества будущих педагогов. Выделены педагогические условия, способствующие развитию педагогического творчества будущих педагогов, обеспечивающие творческий процесс на различных этапах образовательного процесса.
The article proves the necessity of educational creativity development of future teachers. It also discloses scientific-theoretical aspects and significant tendencies of development of educational creativity as a complete process of teacher>s professional improvement characterizing ability to heuristic, creative oriented activity. The authors consider types of the creative person, the structure of future teachers> educational creativity is defined. The authors also allocate educational conditions promoting educational creativity development of future teachers, and providing creative process at various stages of educational process.
Ключевые слова: педагогическое творчество, творческая направленность, типы творческой личности, компоненты творческой личности, творческий процесс.
Keywords: educational creativity, creative orientation, types of the creative person, components of the creative person, creative process.
Необходимость преобразования учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, вызванная требованиями общественного развития и процессами модернизации системы образования, подчеркнула значимость творческой составляющей в профессиональной деятельности педагогов и обусловила поиск наиболее эффективных способов осмысления, переработки, обогащения содержательных аспектов имеющейся информации, а также способов нестандартного решения педагогических проблем и ситуаций с целью достижения высокого качества образовательных, воспитательных и развивающих задач. В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка педагогических кадров, способных к творческой профессиональной деятельности [6; 11-13].
Научно-теоретический анализ показывает, что развитие педагогического творчества находится в центре внимания ученых и практиков
различных областей знания, что свидетельствует о высокой значимости исследуемой проблематики. Прежде всего обращает на себя внимание философское определение творчества как процесса человеческой деятельности, результатом которой становятся качественно новые материальные и духовные ценности (Е. А. Ануфриев, Н. А. Бердяев, Л. П. Буева, Г М. Гак, Б. М. Кедров, И. С. Кон, А. Г Спиркин и др.). Немаловажными исследованиями явились для нас публикации, раскрывающие творческую природу познавательных процессов, сущностные характеристики творческого процесса и возможности проявления личностью своей творческой активности в разных видах деятельности (М. С. Бернштейн, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Ю. А. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, O. Ю Тихомиров и др.). Особую роль в понимании развития творчества педагогов играют положения ученых об организации процесса профессионально-творческой педагогической деятельности и педагогические условия развития творчества обучающихся (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, З. И. Калмыкова, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, М. М. Поташник, С. Н. Щеглова и др.), а также идеи использования возможностей дидактического процесса для активизации творческого потенциала личности обучаемого (Г А. Китайгородская, М. В. Кларин, В. В. Сериков, А. Н. Утехина и др.); особенности подготовки студентов к творческой педагогической деятельности и определение требований к подготовке педагогов по вопросам организации творчества обучающихся (Г. С. Батищев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, А. Г Спир-кин, Г. И. Щукина и др.).
Учеными отмечается прогрессивный и созидательный характер «творческого деяния» (С. С. Голъдентрихт, В. И. Загвязинский), способствующий развитию человека и общества. Подобный подход к пониманию творчества сопряжен с гуманистическими концепциями современной педагогики, идеями культурно-нравственного развития личности и общества и позволяет рассматривать педагогическое творчество как необходимый процесс и результат профессионального совершенствования и развития педагогов, характеризующий способность к эвристической, созидательно направленной деятельности. Направленность педагога на непрерывное профессиональное познание/самопознание и освоение новых, более совершенных способов деятельности —
важный фактор изменений, связанный как с приобретением ценностей и целей творческой деятельности, так и с развитием инвариантных (исследовательских, проектировочных, коммуникативных, исполнительских и рефлексивных) способностей, позволяющих осуществлять различные педагогические инновации.
Контент-анализ исследуемой проблемы убедительно доказывает, что педагогическое творчество — важнейшая характеристика педагога-профессионала, отражающая потребность в переменах, зрелость личности в структуре ее мотивов, ориентацию на перспективу будущего развития; позволяющая проектировать, конструировать и организовывать профессиональную деятельность как непрерывно развивающийся творческий процесс, связанный со становлением, развитием и раскрытием инновационного потенциала обучающихся. В исследованиях подчеркивается, что готовность педагогов к творчеству характеризуется знанием особенностей различных вариативных моделей и технологий воспитания и образования, предопределяя пространство возможностей для преобразования реальной педагогической практики с позиции актуальности, ценности и эффективности подготовки специалистов будущего.
Основываясь на концепции учебно-творческой деятельности В. И. Андреева, определяющего творчество как вид человеческой деятельности, имеющей свои характерные признаки, мы выделяем значимые тенденции педагогического творчества как целостного процесса:
— противоречие (проблемная ситуация, творческая задача), которое необходимо решить новыми (оригинальными) способами;
— социально-общественная и личностная значимость реализуемой идеи, ее прогрессивность и ценность для развития;
— объективные (социальные, материальные) предпосылки и условия для творчества;
— субъективные предпосылки и условия для творчества (наличие особых личностных качеств и способностей, позволяющих проявлять и реализовывать имеющийся интеллектуальный и творческий потенциал, положительная мотивация и потребность к оригинальным решениям, новаторским формам и методам с целью эффективного и качественного выполнения своих профессиональных функций);
— новизна и оригинальность процесса или результата [1].
Целостность творческого процесса заключается в комплексе вышеназванных харак-
теристик. Исключение даже одного признака приводит к тому, что творчество не проявляется, а творческая деятельность становится не состоявшейся.
Таким образом, педагогическое творчество отражает индивидуально-субъектный характер профессиональной деятельности будущего педагога и характеризуется как процесс развития, результатом которого становятся количественные и качественные изменения и преобразования педагогической действительности. Как указывает А. К. Маркова, педагогическое творчество всегда характеризуется поиском и нахождением нового: вариативных и нестандартных способов решения педагогической задачи (новое для себя) — или преобразованием известного педагогического опыта и созданием новых оригинальных подходов или отдельных приемов (новое для себя и для других) [10].
В условиях вариативности образования педагогическое творчество может проявляться:
— как создание новых методов и способов научно-педагогической деятельности, новых (оригинальных) подходов к решению имеющейся проблемы;
— совершенствование, рационализация, модернизация имеющегося (известного) опыта реальной практики, а также сочетание и эффективное использование известных форм и методов в соответствии с новыми задачами;
— удачная импровизация в решении профессиональной проблемы и умение видеть разные варианты ее решения;
— преобразование имеющихся методических рекомендаций и положений в конкретные педагогические действия и др.
Среди ученых нет единого мнения о том, какие характерные признаки присущи творческой личности. Выделяются такие особенности, как умение видеть необычное в знакомых предметах, подвергая сомнению те или иные теоретические позиции и суждения; способность мыслить перспективно, выдвигая новые альтернативные решения проблемы; умение переключать внимание и создавать ассоциативные комбинации; способность удерживать в памяти достаточно большой объем систематизированных и динамичных знаний; способность к обобщению, анализу, доказательству идей, к креативности (оригинальности, эвристично-сти, фантазии, активности, концентрирован-ности, четкости, чувствительности) (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Моляко, В. А. Сластенин, Р. Стернберг, В. Л. Худяков и др.).
Заслуживает внимания типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым, в которой выделяются следующие типы творческой личности:
— теоретик-логик, характеризующийся эрудированностью, способностью устанавливать логически широкие обобщения, классифицировать и систематизировать информацию на основе известных методов научных исследований, а также развивать теоретические концепции;
— теоретик-интуитивист, характеризующийся способностью генерировать новые и оригинальные идеи, противопоставляя их общепринятым, создавая новые научные концепции, школы и направления. Именно данный тип творческой личности присущ крупным изобретателям, обладающим исключительной фантазией и воображением;
— практик (экспериментатор), стремящийся экспериментальным путем проверить свои новые оригинальные гипотезы;
— организатор, отличающийся высокой энергией, коммуникабельностью, способностью организовывать научные школы и творческие коллективы для создания и реализации новых идей и творческих задач;
— инициатор, способный проявлять инициативу и энергично решать новые творческие задачи, прежде всего на начальных этапах их рассмотрения, но, как правило, не доводящий решение до логического завершения по причине переключения на другие задачи творческого характера [1].
Данная типология вполне может быть использована в профессиональной подготовке педагогов, поскольку учитывает личностные особенности, влияющие на индивидуальный характер проявления педагогического творчества, и позволяет разработать индивидуальную программу творческого развития обучающихся, основанную на результатах диагностики профессиональных качеств, изучения свойств темперамента и характера.
Рассматриваемая проблематика предопределяет важность развития педагогического творчества будущих педагогов как многоаспектного и динамично развивающегося процесса, который можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих единое целое и системно отражающих личностные и профессиональные качества обучающихся, необходимые для развития педагогического творчества: мотивационно-ценностные, интеллекту-
ально-познавательные, эмоционально-волевые [2].
Мотивационно-ценностный компонент отражает стремление обучающихся к позитивным преобразованиям, проявлению активности и устремленности, самореализации и саморазвитию как непрерывному процессу творческого совершенствования в будущей профессии; направлен на осознание будущими педагогами собственной индивидуальности и уникальности и на признание творчества как прогрессивной и созидательной деятельности, основанной на нормах нравственности и профессиональной этики.
Интеллектуально-познавательный компонент представляет способность будущего педагога профессионально осуществлять эвристический поиск: проводить анализ, рефлексию, ставить точную и измеримую цель, перспективно и неординарно мыслить, сопоставлять и сравнивать имеющиеся варианты для поиска наилучшего или создания нового альтернативного решения, оценивать достигнутый результат.
Эмоционально-волевой компонент обеспечивает саморегуляцию обучающихся в достижении результата, ответственность за его качество; определяется способами действий, их вариативностью и предполагает непрерывный самоанализ и самооценку, творческое осмысление и погружение в исследуемую проблему.
Развитие педагогического творчества будущих педагогов необходимо организовывать на различных этапах образовательного процесса, что обосновывает систему педагогических условий, обеспечивающих творческий процесс обучающихся:
— содержательно-целевые условия обучения, основанные на принципах гуманистической педагогики и личностно-ориентирован-ного подхода, развивающие ценностно-профессиональную позицию, творческое мышление, готовность принимать и реализовать творческие идеи в соответствии с реальным уровнем развития творческих способностей будущих педагогов в контексте конструктивного взаимодействия [3; 4];
— организация проблемно-поискового образовательного пространства, направленного на непрерывное познание и освоение опыта творческой профессиональной деятельности в соответствии с основными этапами решения творческой задачи: замысел, планирование, исполнение, проверка и совершенствование [7];
— применение активных методов обучения (исследовательских, проектных, дискуссионных, информационно-коммуникативных и др.) и решение изобретательских задач, позволяющих моделировать образовательный процесс как эвристический поиск, проявляя свою «творческость», самостоятельность, инициативность, креативность, воображение и нестандартность мышления [3-5];
— использование рефлексии для самооценки и анализа количественных и качественных результатов, достигнутых в развитии педагогического творчества;
— самоуправление и проектирование обучающимися индивидуальной траектории творческого развития с учетом осознанных профессиональных перспектив и меняющихся социально-экономических условий.
Предлагаемая система компонентов развития педагогического творчества будущих педагогов и педагогические условия его формирования направлены, с одной стороны, на осознание обучающимися своей творческой индивидуальности, а с другой — на возможность ее развития и совершенствования.
Рассмотренные тенденции исследуемой проблемы позволяют заключить, что педагогическое творчество опосредовано целевыми ориентирами современных социально-экономических преобразований, культурно значимыми детерминантами общественного развития и потребностью личности в самоактуализации. Творческая направленность личности педагога является важнейшей объективной характеристикой деятельности педагога-профессионала и ведущим компонентом его лич-ностно-профессионального развития, обеспечивающего осознание своей творческой индивидуальности, перспективное видение способов профессионально-творческого роста, возможность опережающего развития. Способность к творческой деятельности входит в структуру педагогических способностей педагога и может проявляться как на уровне це-леполагания и планирования, так и в процессе реализации и организации профессиональной деятельности, обеспечивая качество и развивающий характер учебно-воспитательного процесса. Особенность педагогического творчества состоит в том, что его результатом является прежде всего развитие личности, на которую направлены преобразовательно-творческие процессы, а разработка новых и оригинальных систем, моделей, способов деятельности становится для педагога средством реали-
зации своих возможностей в решении поставленных целей или способов педагогических действий и ситуаций, осуществляемых в процессе профессионального взаимодействия.
Таким образом, теоретические положения и выводы, представленные в публикации, дополняют теорию и методику профессионального образования в решении проблемы развития педагогического творчества обучающихся как ведущей характеристики будущего педагога образовательной организации.
1. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
2. Бичева И. Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 675-679.
3. Бичева И. Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // Экономика и социум. 2014. № 4-6 (13). С. 141-148.
4. Бичева И. Б., Булгачева А. В., Трутанова А. В. Формальный метод выдвижения провокационной идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе // Инновационные технологии управления : сб. ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. конф. / Нижегородский государственный педагогический
10.
11
12.
13.
университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 201 5. С. 139-141.
Бичева И. Б., Голубева А. Е., Царева И. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.
Бичева И. Б., Челнокова Е. А., Агаев Н. Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Знание, 2001. С. 55-56.
Колесникова В. И. Педагогическое творчество и уровни его проявления // Вопросы воспитания: теория и практика. Вып. 15. Сборник научных трудов. Пятигорск : ПГЛУ, 2006. С. 48-64.
Левко А. И. Педагогическое творчество и его социально-культурные основания // Образование и воспитание. 2004. № 9. С. 33-44.
Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
Пидкасистый П. И. Подготовка студента к творческой педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие // Начальная школа. 2011. №5. С. 3-4. Прохорова М. П., Семченко А. А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 21. Щеглова С.Н. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
УДК/UDC 378
Б. Ю. Васильев B. Vasilev
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
METHODS OF FORMATION OF MILITARY HIGH SCHOOLS CADETS' MORAL QUALITIES AND VOLITIONAL POWERS
Автором статьи поднимается тема морально-волевого воспитания курсантов военного вуза различными методами (убеждения, постепенно повышающихся трудностей, соревновательным, упражнения), которые обеспечивают формирование у курсантов морально-волевых качеств.
Оценка уровня сформированности морально-волевых качеств курсантов военных вузов (дисциплинированности и организованности, настойчивости и целеустремленности, самообладания и выдержки, терпеливости, смело-
сти и решительности, ответственности, уверенности в собственных силах) позволяет диагностировать готовность обучающихся к выполнению своих профессиональных обязанностей — военной службе.
The article describes the methods of formation of military high school cadets' moral qualities and volitional powers. The experimental diagnostics of formation of assessing the level of moral qualities and volitional powers of military high school cadets (patience, dedication, determination, responsibility) is designed and con-