Научная статья на тему 'Готовность к творческой деятельности как условие профессионального становления, развития и совершенствования личности педагога'

Готовность к творческой деятельности как условие профессионального становления, развития и совершенствования личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / PEDAGOGICAL CREATIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ / CREATIVE ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PROFESSIONAL ABILITIES / READINESS FOR CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна

В статье анализируются некоторые теоретические положения, раскрывающие готовность педагогов к участию в творческих преобразованиях как важную характеристику их личностно-профессионального становления, развития и совершенствования. Готовность педагога к творчеству рассматривается автором как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационных, компетентностных, процессуальных), отражающих направленность на познание и развитие педагогических инноваций; обеспечивающих творческое отношение к профессии, стремление к поиску эффективных и результативных способов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность к творческой деятельности как условие профессионального становления, развития и совершенствования личности педагога»

«Экономическая газета», «Коммерсант» и т.д., которые не только обеспечивают информационную поддержку, но и предоставляют сувенирную продукцию участникам.

Чаще всего за участие в мероприятии предполагается внесение организационного взноса. В том случае, если участники оплачивают регистрационный взнос за участие по безналичному расчёту, на сайте размещаются необходимые реквизиты. В случае оплаты взноса в день мероприятия путём внесения наличных средств учреждение должно иметь возможность их приёма (наличие контрольно-кассовой техники, терминала и т.д.). Решение данных вопросов находятся в компетенции бухгалтерии, финансового отдела либо иной службы.

Не позднее, чем за 7 дней до начала мероприятия специальными службами изготавливается баннер конференции. Если в учреждении имеется собственная служба по подготовке макета баннера, то сотрудники этой службы подготавливают макет. При отсутствии такой возможности макет изготавливается в компании-изготовителе. В том случае если учреждение располагает собственным залом для проведения мероприятия, баннер размещается внутри или снаружи аудитории (в зависимости от планировки).

Обеспечение мультимедийного сопровождения мероприятия осуществляет информационное подразделение вуза. В том случае если предполагается организация телемоста, за 1 - 2 дня проводится тестовое включение с участниками включения с целью выявления возможных проблем и организации устойчивой связи. В режиме телемоста участники могут активно общаться, что вызывает дополнительный интерес к мероприятию и расширяет аудиторию мероприятия.

За 1 - 2 дня до начала конференции завершается корректировка программы мероприятия, производится её тиражирование и формирование портфеля участников. Также проводятся подготовительные работы по дополнительному оповещению участников посредством электронной рассылки (уточнённая программа, схема прохода и проезда автомобилей, расположение точек питания и т.п.)

По итогам проведения конференции издаётся сборник материалов. Обычно он выходит через 1 -2 месяца после завершения мероприятия. В последнее время большинство сборников загружается в РИНЦ, что также повышает статус проведения мероприятия и привлекает дополнительных участников. По окончании конференции подводятся итоги мероприятия, разрабатываются рекомендации для направления в различные органы исполнительной власти (Министерства, ведомства и т.п.). Таковы основные принципы организации мероприятий в вузе.

Список литературы

1. КонультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.04.2017).

ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Бичева И.Б. Email: Bicheva1797@scientifictext.ru

Бичева Ирина Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются некоторые теоретические положения, раскрывающие готовность педагогов к участию в творческих преобразованиях как важную характеристику их личностно-профессионального становления, развития и совершенствования. Готовность педагога к творчеству рассматривается автором как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационных, компетентностных, процессуальных), отражающих направленность на познание и развитие педагогических инноваций; обеспечивающих творческое отношение к профессии, стремление к поиску эффективных и результативных способов деятельности.

Ключевые слова: педагогическое творчество, творческая направленность, готовность к творчеству, профессиональные способности.

READINESS FOR CREATIVE ACTIVITY AS CONDITION OF PROFESSIONAL FORMATION, DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE IDENTITY OF THE TEACHER Bicheva I.B.

Bicheva Irina Borisovna — PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, NIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K. MININ,

NIZHNY NOVGOROD

Abstract: in article some theoretical provisions disclosing readiness of teachers for participation in creative transformations as to the important characteristic of their personal and professional formation, development and improvement are analyzed. Readiness of the teacher for creativity is considered by the author as system of the interconnected and interdependent components (motivational, competence-based, procedural) reflecting an orientation on knowledge and development of pedagogical innovations; providing the creative relation to a profession, aspiration to search of effective and productive ways of activity.

Keywords: pedagogical creativity, creative orientation, readiness for creativity, professional abilities.

УДК 378

Осмысление новых идей и способов образования в соответствии с методологическими ориентирами современности обуславливают изменения в системе педагогического образования и вызывают в профессиональном сообществе стремление к совершенствованию своей деятельности, активному проявлению творчества. Воспроизводство готовых знаний и усвоенных методов работы уже не обеспечивают необходимое качество профессиональной деятельности и не позволяют использовать в полной мере объективно существующие возможности для развития личности самого педагога. Образование должно стать для каждого педагога средством самореализации, самовыражения и самоутверждения, обеспечивая развитие устойчивости, социальную самозащиту и адаптацию к новым условиям жизнедеятельности и профессиональное становление педагога-мастера [3, 7, 8].

Закономерности в развитии современного педагогического образования, связанные с расширением практики и реализацией инновационных процессов, ведут к устойчивой тенденции его перманентного обновления. В тоже время, существующее противоречие между увеличивающимися знаниями, фактами и границами учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость творческого овладения новым педагогическим знанием [2].

Важным фактором этого процесса является готовность будущих педагогов к творческому освоению новшества, способность преобразовывать сложившуюся практику, достигая высокого уровня профессионального мастерства и сотворяя себя как успешную личность. В исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Д. Ганюшкина, М.И. Дьяченко, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.С. Рубинштейна и других ученых подчеркивается, что готовность личности определяется комплексом различных свойств и качеств, включающихся в структуру способностей. По мнению М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенина, система этих разнородных свойств личности обеспечивает функциональный подход изучения готовности к деятельности. А.В. Запорожец, В.С. Ильин, Б.Ф. Ломов выделяют личностный подход в изучении готовности, который определяется свойствами личности и свойствами специальных знаний, умений и навыков, обуславливающих способность выполнять определенную деятельность на достаточно высоком уровне [9, 10].

Таким образом, готовность педагогов к участию в творческих преобразованиях является важной характеристикой их личностно-профессионального становления, развития и совершенствования, поскольку отражает уровень сформированности качеств и способностей, обеспечивающих профессиональную деятельность как непрерывно развивающуюся и инновационную.

Готовность педагогов к творческой деятельности обуславливает принятие и качество реализации инноваций и, как следствие, достижение состояния успешности профессиональной деятельности, творческой самореализации и самоактуализации. В условиях научно-исследовательской и экспериментальной деятельности образовательной организации, готовность педагогов активно участвовать и создавать новый

образовательный продукт рассматривается нами как важный фактор достижения необходимого качества в ее деятельности [6, 7].

В рассматриваемом контексте готовность педагога к творчеству мы рассматриваем как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мотивационных, компетентностных, процессуальных.

Мотивационный компонент готовности педагога к творческой деятельности характеризует его мотивационные установки, зависимые от ценностных ориентаций и осознания творческой деятельности как личностно значимой и которые могут иметь различные смыслы в зависимости от содержания мотива включения в инновационную деятельность.

Высокий уровень мотивационной готовности к творчеству характеризуется мотивами самореализации и отражает зрелость личности в структуре ее мотивов; проявляется как стремление к профессиональному самосовершенствованию и творческим достижениям; характеризуется высоким уровнем развития лидерских качеств; устойчивой личностной позицией на значимость творческой деятельности в реализации индивидуального профессионального потенциала. Низкий уровень мотивационной готовности к творчеству проявляется как мотив избегания неудач; характеризуется отсутствием личной заинтересованности в творческом саморазвитии; выражается в позиции пассивного выполнения указаний руководства, желанием получить дополнительное материальное вознаграждение.

Компетентностный компонент готовности к творческой деятельности проявляется в позиции педагога на непрерывное профессиональное познание/самопознание и освоение новых, более совершенных способов деятельности. Это важный фактор изменений, связанный как с приобретением ценностей и целей инновационной деятельности, так и с развитием инвариантных способностей (исследовательских, проектировочных, коммуникативных, исполнительских и рефлексивных), позволяющих осуществлять различные педагогические инновации.

Высокий уровень компетентностной готовности позволяет педагогу иметь устойчивую позицию на профессиональную деятельность как непрерывно развивающийся творческий процесс и адекватно реагировать на вызовы времени; характеризуется способностью планировать и организовывать экспериментальную работу, создавать авторские разработки, корректировать свою деятельность; умений применять методы педагогического исследования и взаимодействия, использовать опыт творческой деятельности других педагогов, др. Низкий уровень компетентностной готовности свидетельствует, что педагоги не стремятся к непрерывному обновлению знаний, отдавая приоритет консервативным способам организации профессиональной деятельности на основе имеющегося или традиционного опыта, проявляя излишнюю осторожность, а также отсутствием потребности находить и реализовывать творческие идеи. Недостаточное развитие профессиональных способностей педагогов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности, а также качеств креативной личности, является препятствием к достижению качественного и желаемого профессионального результата.

Процессуальный компонент готовности педагогов к творчеству характеризуется знанием особенностей различных вариативных моделей и технологий воспитания и образования, предопределяя пространство возможностей для преобразования реальной педагогической практики с позиции актуальности, ценности, эффективности. Процесс творчества связан с преобразованиями с целью профессионального становления, развития и совершенствования личности будущего педагога.

Комплекс данных компонентов характеризуется развитием профессионально важных качеств, отражающих направленность на познание и развитие педагогических инноваций и обеспечивающих творческое отношение к профессии, стремление к поиску эффективных и результативных способов деятельности.

Исследование, проведенное с педагогами дошкольной образовательной организации по оценке степени готовности к участию в инновационной деятельности, показало, что 38% педагогов выделяют мотивационные факторы как наиболее значимые для реализации своего творчества. Это можно рассматривать как важное условие, характеризующее необходимый уровень развития инновационного потенциала педагогического коллектива. В качестве барьеров, препятствующих освоению и внедрению инноваций, 24% педагогов выделяют следующие причины: инновационная работа никак не поощряется, в том числе материально; отсутствие необходимой информации о возможных инновациях, достаточного профессионального опыта для внедрения инноваций; не умение педагогов планировать свое

время с целью поиска и анализа разработок. 18% педагогов убеждены, что и без инноваций работают эффективно.

Поскольку раскрытие потенциальных возможностей личности - это индивидуальный процесс ее личностно-профессионального развития, необходимо создавать условия для проявления творческой вариативности педагогов в использовании способов освоения системы научных знаний, позиций, представлений, убеждений в области профессиональной сферы, а также для самостоятельного оценивания и регулирования своей деятельности, в том числе в конкретных профессиональных ситуациях [1, 4, 11].

Данное положение обуславливает разработку системы условий, направленных на осознание педагогами дошкольной образовательной организации своей творческой индивидуальности и возможности развития педагогического творчества.

Список литературы / References

1. Ауезов Б.Н. Некоторые инновационные методы обучения в процессе формирования профессиональной культуры будущих учителей // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 4 (86). С. 84-86.

2. Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 2. С. 108-110.

3. Бичева И.Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации, 2016. № 6 (62). С. 675-679.

4. Бичева И.Б., Царева И.А. Стратегический опрос как творческий способ решения проблемы // Современные научные исследования и инновации, 2017. № 2. С. 585-588.

5. Бичева И.Б. Развитие педагогического творчества будущего педагога образовательного учреждения / И.Б. Бичева, С.В. Десятова, И.А. Царева // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2017. № 1 (25). С. 73-77.

6. Бичева И.Б. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения / И.Б. Бичева, Е.А. Челнокова, Н.Ф. Агаев // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2016. № 1 (34). С. 246-250.

7. Бичева И.Б. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях / И.Б. Бичева, Е.А. Челнокова, О.В. Юдакова, И.А. Царева // Проблемы современного педагогического образования, 2017. № 54-4. С. 16-22.

8. Дащенко С.Н. Ценностно-смысловые ориентиры как фактор мотивации в дополнительном образовании // Проблемы современной науки и образования. № 9 (91), 2017. С. 88-90.

9. Нескреба Т.А., Чернышев Д.А. Отечественные и зарубежные подходы к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-оздоровительной направленности // Academy. № 3 (18), 2017. С. 72-78.

10. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.

11. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 162-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.