УДК 378.4:37
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Михайлов Алексей Александрович к.пед.н, доцент
Рябова Ольга Николаевна к. пед. н, доцент
Шуйский государственный педагогический университет, г.Шуя, Россия
В статье раскрывается процесс развития профессионального творчества будущего педагога в социокультурной среде университета, приводится понятие профессиональное творчество студента. Представлен опыт работы творческого объединения Шуйского государственного педагогического университета, где главным направлением деятельности является личностное и профессиональное становление студента на основе интеграции образовательной и развивающей творческой деятельности
Ключевые слова: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
UDC 378.4:37
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF THE FUTURE TEACHER IN SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Mikhailov Aleksey Aleksandrovich Cand.Pedagog.Sci., associate professor
Ryabova Olga Nikolaevna
Cand.Pedagog.Sci., associate professor
Shuya State Pedagogical University, Shuya, Russia
The article reveals the process of the development of professional creativity of the future teacher in sociocultural environment of the university, also the concept of professional creativity of students is introduced. There is an experience of the creative association of the Shuya State Pedagogical University, where the main line of the activities is personal and professional development of student through the integration of education and developing creativity
Keywords: SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT, PROFESSIONAL CREATIVITY, ACTIVITIES, CREATIVE PERSONALITY, CREATIVE ACTIVITY, CREATIVITY PROJECT
Вхождение России в международное образовательное пространство требует подготовки конкурентоспособных специалистов на современном рынке образовательных услуг, ответственного, творческого, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе.
Обладая крепкой профессиональной базой, современный учитель должен иметь представление о творческом характере своего труда, быть подготовленным к педагогической деятельности как к творческому процессу, обладая значительным личностным, профессиональным и творческим потенциалом.
Творчество как компонент формирования личности учителя должно присутствовать на всех этапах ее становления, должно стать ведущим системообразующим компонентом учебно-воспитательного процесса.
Сформировать творческую индивидуальность учителя, готовность к осуществлению художественно-педагогического процесса как творчества, заложить основы создания творческой подхода к профессии возможно в процессе обучения в педагогическом вузе при включении студентов в разнообразную творческую деятельность, как в учебное, так и внеучебное время. Во многом успех данной работы зависит от созданной в вузе социокультурной среды, которая является интегративным фактором личностного становления студентов[2]. Социокультурная среда ФГБОУ ВПО «ШГПУ» представляет собой безопасное пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого обусловлена особенностями учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности. Она дает возможность и стимул студентам развивать у себя творческую индивидуальность, формировать социально значимые компетенции. Созданная в Шуйском государственном педагогическом университете социокультурная среда включает в себя следующие воспитательные компоненты:
1) Органы студенческого самоуправления (первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов, студенческие советы общежитий, стипендиальные комиссии факультетов, студенческие научные общества факультетов, старосты факультетов, клубы по интересам, студенческие педагогические отряды «Вегос», «Радос», «Данко», этнохудожественный центр «Истоки», отряд «Мост», отряд «Спасатель».
2) Творческие коллективы (хореографическая студия «Росы», студия кукольного театра «Русские сказки», театр-студия мод «Театр образа», студенческий театр, арт-студия «Экспромт», фольклорный ансамбль «Оберег»).
3) Спортивные секции (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, http://ej .kubagro.ru/2012/10/pdf/49.pdf
настольный теннис, силовое троеборье (пауэрлифтинг), футбол, шахматы, хоккей, самбо, дзюдо, капоэйра, туризм, армейский рукопашный бой).
4) Информационное сопровождение (газета «Университетские вести», информационные стенды, официальный сайт университета, ведется
работа в социальных сетях интернета «Одноклассники», «В контакте», «Twitter»).
Деятельность творческих коллективов в вузе направлена на то, чтобы развивать у студентов, в том числе обучающихся по педагогическим специальностям и направлениями подготовки, креативное мышление, способность нестандартно мыслить и проявлять творчество в выбранной сфере деятельности. То есть возникает необходимость в развитии профессионального творчества, которое напрямую связано со специальными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в процессе обучения.
По нашему мнению, сущностными признаками профессионального творчества студента являются:
- объективная обусловленность творческого технологического процесса и наличие проблемной ситуации;
- единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических, биоэнергетических и практических компонентов в творческой учебной и профессиональной деятельности;
- применение нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и их сочетание;
- направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта
профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих творческих специальных задач и их реализацию в учебной и профессиональной деятельности.
В связи с этим, профессиональное творчество студента — это такой объективно обусловленный процесс биоэнергетической,
интеллектуальной, эмоционально-волевой и практической деятельности, который характеризуется направленностью, нацеленностью
организованностью, способностью на поиск нового, нестандартного, оригинального, рационального, оптимального решения специальных задач и практической реализации своего потенциала в проблемной ситуации.
Отметим, что профессиональное творчество имеет яркий субъективный характер, в его продуктах находят выражение особенности внутреннего мира каждой личности.
Так, в университете с 2000 года продуктивно работает творческое объединение театр-студия мод «Театр образа», которое активно участвует в жизни не только Вуза, но и в культурных мероприятиях города и области. В 2005 году творческому объединению присвоено званием «Народный коллектив». За время своего существования в работе коллектива приняли участие свыше 300 студентов университета, многие из которых стали победителями разного рода конкурсов и фестивалей мод.
Деятельность коллектива строится в соответствии с Концепцией и Программой воспитания студентов ФГБОУ ВПО «ШГПУ», в основе которых лежит идея единства учебной, научной и воспитательной деятельности. Главным приоритетом в работе театра-студии является личностное и профессиональное становление студента на основе интеграции образовательной и развивающей творческой деятельности в процессе выполнения научно-исследовательских и творческих проектов по созданию необычных коллекций одежды [3]. При этом не имеет принципиального значения базовый уровень владения технологиями изготовления костюма у студентов, главное - это желание и мотивация к предстоящей деятельности.
Для каждой группы студентов, посещающих занятия театра-студии мод «Театр образа», в зависимости от их интересов и способностей, разработана и апробирована специальная программа развивающего досуга,
построенная с учетом индивидуальных особенностей студентов, чтобы каждый участник коллектива мог реализовать себя, проявляя индивидуальный образ в своих проектах при создании коллекций, проходя путь от идеи до воплощения в реальность.
Программа предполагает наличие 3 ступеней:
1. Ступень - «Студия творчества» рассчитана на студентов,
начинающих впервые посещать студенческие творческие объединения и не имеющие начальной специальной базы подготовки.
2. Ступень «Творческая дорога тетра-студии «Театр моды»
предназначена для студентов владеющих определенной системой знаний, умений и навыков по проектированию костюма.
3. Ступень «Мастер - дизайнер» ориентирована на студентов с
определившейся творческой позицией, имеющих хорошую подготовку по созданию коллекций.
Программа разработана таким образом, что предусматривает включение студентов в процесс работы на любой ступени и опирается на законы и структурные компоненты творческого развития личности, как то:
- творческое мышление, которое характеризуется дивергентностью -способностью находить и принимать множество решений; гибкостью -способностью без труда переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения; оригинальностью -способностью порождать неожиданные, нестандартные и непривычные решения;
- моторное творчество - способность решать двигательные задачи, создавать новые двигательные элементы, разрабатывать техникотактические комбинации и т.д.;
- профессионально-педагогическое творчество - способность к творческой деятельности - это направленность на труд в своей профессиональной сфере. В содержание этого компонента включаются не
только знания, умения и свойства личности, но и то, как она умеет их реализовать, каким способом она оценивает свою деятельность [2].
В соответствии с данным подходом основными задачами программы театра-студии мод первой ступени «Студия мастерства» является развитие творческого потенциала студентов, приобщение к истокам народных ремесел, создание оптимальных условий для развития творческой личности, подготовка к выбору профессии - учитель.
Программа рассчитана на 3 года, состоит из трех содержательных блоков:
1. Художественное проектирование коллекций одежды.
2. Декоративно-прикладное творчество.
3. Хореография.
В блоке декоративно-прикладное творчество изучается ручное ковроткачество, художественная роспись ткани, вязание крючком, вязание на спицах, макраме, вышивка, лоскутная техника, изготовление игольного кружева, технология художественной обработки соломки.
Необходимо отметить, что первый и третий блок обязательны для всех студентов, а курс декоративно-прикладного творчества зависит от тем коллекции 1 блока. Если студенты разработали эскизы коллекции с элементами вышивки, то в курс декоративно-прикладного творчества, прежде всего, будет изучаться тема «Вышивка». Для тех, кто спроектировал коллекцию с элементами лоскутной пластики обязательна тема «Лоскутная техника» и т.п.
Все разделы блока декоративно-прикладного творчества включают в себя изучение истории ремесла, основные технологические приемы выполнения трудовых операций, современные тенденции способов декорирования данным рукоделием костюма и разработку творческого проекта.
Причем студенты не только проектируют и изготавливают проекты, но в то же время и учатся мыслить, воплощать свои идеи, живут фантазией и созданием новых образов, а также что не мало важно, общаются друг с другом во внеаудиторной среде, не связанной рамками учебных дисциплин в вузе.
Работа в студии предполагает принципиально новый подход к организации внеаудиторной работы со студентами с целью максимально полно раскрыть их творческий потенциал и включает творческие методы преподавания такие как: поиск возможных точек соприкосновения
фантазии с реальностью, умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности, поощрение работы над проектами, уважение потенциальных возможностей, извлечение максимальной помощи из конкретных ситуаций и индивидуальных наклонностей.
Для максимального раскрытия и развития творческих способностей студентов этап разработки коллекций включает метод проектов. Процесс выполнения творческого проекта предполагает осуществлять самостоятельный перенос знаний и умений на конкретное изделие. Для повышения уровня развития мыслительных операций в процесс выполнения проекта руководителю коллектива нужно уметь заострить внимание на существенных и несущественных признаках, научить выделять главное и второстепенное, стимулировать творческую деятельность. В качестве темы творческого проекта предполагается разработать коллекцию из 5-7 изделий.
Для реализации проекта в помощь студентам разработаны этапы выполнения коллекции:
1. организационно-подготовительный - осознание задания, изучение материала для создания коллекции, разработка эскизов коллекции моделей, анализ и обоснования коллекций, выбор оптимального варианта коллекции, разработка технологии выполнения изделий, планирование.
2. технологический этап - изготовление коллекции, самоконтроль технологического процесса, соблюдение безопасности технологической дисциплины, культуры труда.
3. заключительный этап - экономическое обоснование коллекции, подведение итогов, защита проекта.
Этапы выполнения проекта могут варьироваться, студентам необходимо предоставить свободу творчества на каждом этапе. Принудительность в этой работе крайне вредна, свобода творчества имеет глубокий педагогический смысл в овладении технологическими приемами и алгоритмом деятельности при изготовлении изделий. Главным стимулом и мощным фактором, содействующим развитию их творчества, является конечный результат своей работы - демонстрация коллекций моделей одежды на различных подиумах, выступления на областных, региональных и всероссийских конкурсах «Студенческая весна», «Студенческий форум», «Золотая нить» и др.
Задачами программы второй ступени «Творческая дорога тетрастудии мод «Театр моды» являются формирование у студентов навыков самостоятельно мыслить, умения находить нетривиальные решения проблем, а также развитие творческой индивидуальности. Программа рассчитана на 3 блока и представляет собой, по сути, молодежную студию театр моды. Студию театр моды мы определяем как творческий коллектив нового образа действия и мышления, посредством театрального действа пропагандирующий нововведение в моде. Молодые люди, приходящие в студию моды «Театр образа» должны не только научиться изготавливать модели одежды, но и самостоятельно проектировать весь замысел работы над коллекцией.
В процессе работы над коллекцией студенты изучают такие темы как: структура и функции моды, история художественного оформления и моделирования костюма, закономерности композиции костюма, способы
моделирования форм костюма, методы проектирования, современные тенденции в моде. Большое внимание отводится самостоятельной работе с источниками информации - книги, журналы, интернет.
Студенты не имеющего большого опыта работы по изготовлению коллекции обычно разрабатывают коллекцию из нетрадиционного материала: резина, мешки, бутылки, газеты, природные материалы. Работа с таким материалом заставляет, прежде всего, изучить его свойства, решить проблему использования свойств нетрадиционных материалов в изготовлении костюма, активизирует мышление.
Программа 2 ступени предусматривает большое количество экскурсий на конкурсы показов мод, активное участие с проектами коллекций на университетских олимпиадах и конференциях, наставническую помощь в студии мастерства, где будущие учителя могут проходить педагогическую и преддипломную практику, внедрять свои методики, проводить психолого-педагогические исследования.
Целью программы третьей ступени «Мастер - дизайнер» является развитие педагогического мастерства и творческой индивидуальности будущего педагога. Программа предназначена для студентов, имеющих значительный творческий потенциал, которые могут создавать авторские коллекции и желающие связать свою будущую профессию с руководством молодежных театров моды.
Для того чтобы будущие руководители творческих объединений полностью прониклись идеей творческого проектирования, они должны уметь в совершенстве владеть всеми этапами творческого проекта и создавать авторские коллекции, когда тема, образ коллекции, ее проектирование целиком зависит от самого студента.
Многие авторские коллекции, созданные в коллективе театре-студии мод «Театр образа» высоко оценены - Гран-При, лауреатство, дипломы европейских, международных, всероссийских, региональных и областных
конкурсов во Франции, Г ермании, Польши, Белоруссии, Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Кирове, Ярославле, Иванове, Шуе. Коллектив принимал участие в телепроектах каналов ОРТ, Россия, Культура и НТВ. Также участники коллектива студии сотрудничают с Домом моды В. Зайцева, который неоднократно приглашал на семинары участников коллектива.
В течение года ступени «Мастер-дизайнер» предусмотрена педагогическая практика в детских театрах моды, которые посещают дети дошкольных и общеобразовательных учреждений города. В ходе практики будущие руководители знакомятся с работой студий и кружков, проводят анализ занятий и материально-технической базы, разрабатывают и внедряют собственные занятия, осуществляют наставническую помощь в изготовлении коллекций и постановки дефиле. Отметим, что в детских студиях студенты на практике могут внедрить и исследовать свои методические разработки, провести семинары, диспуты, мастер-классы. Завершающим этапом всей программы работы в студенческом объединении студии мод «Театр образа» является разработка программы деятельности в детских театрах мод каждым будущим руководителем и ее защитой перед студентами и будущими коллегами.
За многолетнее существование театра-студии мод «Театр образа» можно с уверенностью сказать, что участие в работе студенческого театра моды придает студентам уверенности в своих силах, повышает педагогическое мастерство и помогает самоопределиться в дальнейшей профессиональной деятельности. Многие участники коллектива по окончанию вуза стали руководителями детских кружков и театров моды, многие самостоятельно занимаются дизайном и изготовлением одежды. И в завершении нельзя не отметить тот факт, что при организации деятельности театра-студии мод «Театр образа» как одного из компонентов социокультурной среды вуза, у студентов формируется
профессиональное творческое, креативное мышление, без которого нельзя успешно осуществлять педагогическую деятельность.
Литература:
1. Бегидова С. Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста. М.; Майкоп: АГУ, 2001.
2. Михайлов А.А. Университет в движении // Высшее образование в России. 2012. №10. С.66-72
3. Рябова О.Н. Студия «Театр моды» - как форма детского образовательного объединения / О.Н.Рябова // Школа и производство 2010. №7. С. 52-56.