Научная статья на тему 'Развитие професионально-творческой направленности руководителей любительских коллективов в процессе вузовской подготовки'

Развитие професионально-творческой направленности руководителей любительских коллективов в процессе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL CREATIVITY / HEAD OF AMATEUR COLLECTIVE / EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITY / EXTRACURRICULAR WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгузова Е.Е.

В статье раскрывается проблема эффективности формирования профессионально-творческой направленности будущих руководителей любительских коллективов в период их обучения. Полифункциональность деятельности руководителей творческих коллективов в сфере народного творчества требует рационального выбора методов обучения и форм внеучебной деятельности, их взаимного сочетания. В статье автор подчеркивает значимости ситуации успеха и в учебной и в конкурсной деятельности как фактора формирования позитивного отношения студента к профессионально-творческой деятельности. Обеспечение участия студентов в научных, научно-практических и творческие конференциях и конкурсах способствует развитию их профессионально-творческой направленности и, повышению их профессионального уровня. важным в этом процессе является возможность совместного творчества педагог-студент. Представленные в статье эмпирические данные. свидетельствующие о степени значимости тех или иных факторов при формировании и развитии профессионально-творческой направленности студентов будущих руководителей творческих любительских коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подгузова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-CREATIVE DIRECTION OF THE HEADS OF THE AMATEUR GROUPS IN THE PROCESS OF UNIVERSITY TRAINING

The article deals with a problem of efficiency of formation of professional and creative orientation of future leaders of amateur groups during their training. Polyfunctionality of activity of heads of creative collectives in the sphere of national creativity demands a rational choice of methods of training and forms of extracurricular activity, their mutual combination. In the article the author emphasizes the importance of the situation of success in educational and competitive activities as a factor in the formation of a positive attitude of the student to professional and creative activity. Ensuring the participation of students in scientific, scientific, practical and creative conferences and competitions contributes to the development of their professional and creative orientation and improve their professional level. Important in this process is the possibility of joint creativity teacher-student. The empirical data presented in the article, testifying to the degree of importance of certain factors in the formation and development of professional and creative orientation of students-future leaders of creative amateur groups.

Текст научной работы на тему «Развитие професионально-творческой направленности руководителей любительских коллективов в процессе вузовской подготовки»

УДК 378.147

Podguzova E.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk State Institute of Arts (Smolensk, Russia), E-mail: podgusova@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-CREATIVE DIRECTION OF THE HEADS OF THE AMATEUR GROUPS IN THE PROCESS OF UNIVERSITY TRAINING. The article deals with a problem of efficiency of formation of professional and creative orientation of future leaders of amateur groups during their training. Polyfunctionality of activity of heads of creative collectives in the sphere of national creativity demands a rational choice of methods of training and forms of extracurricular activity, their mutual combination. In the article the author emphasizes the importance of the situation of success in educational and competitive activities as a factor in the formation of a positive attitude of the student to professional and creative activity. Ensuring the participation of students in scientific, scientific, practical and creative conferences and competitions contributes to the development of their professional and creative orientation and improve their professional level. Important in this process is the possibility of joint creativity teacher-student. The empirical data presented in the article, testifying to the degree of importance of certain factors in the formation and development of professional and creative orientation of students-future leaders of creative amateur groups.

Key words: professional orientation, professional creativity, head of amateur collective, educational and creative activity, extracurricular work.

Е.Е. Подгузова, канд. пед. наук, доц., ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств», г. Смоленск, E-mail: podgusova@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрывается проблема эффективности формирования профессионально-творческой направленности будущих руководителей любительских коллективов в период их обучения. Полифункциональность деятельности руководителей творческих коллективов в сфере народного творчества требует рационального выбора методов обучения и форм внеучебной деятельности, их взаимного сочетания. В статье автор подчеркивает значимости ситуации успеха и в учебной и в конкурсной деятельности как фактора формирования позитивного отношения студента к профессионально-творческой деятельности. Обеспечение участия студентов в научных, научно-практических и творческие конференциях и конкурсах способствует развитию их профессионально-творческой направленности и, повышению их профессионального уровня. важным в этом процессе является возможность совместного творчества педагог-студент. Представленные в статье эмпирические данные. свидетельствующие о степени значимости тех или иных факторов при формировании и развитии профессионально-творческой направленности студентов - будущих руководителей творческих любительских коллективов.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональное творчество, руководитель любительского коллектива, учебно-творческая деятельность, внеаудиторная работа.

Происходящие преобразования во всех сферах российской экономики требуют от профессиональной школы перехода от подготовки знающих специалистов к подготовке профессионалов владеющих не только ключевыми компетенциями и квалификациями для решения профессиональных задач, но и навыками творческой профессиональной деятельности.

Значимость не просто большого объема знаний, а способность к их творческому применению при решении как стандартных, так и нестандартных профессиональных задач скрыта в формуле «важно не то, что и сколько я знаю, а то как» (В.В. Сериков)

Изучая различные аспекты профессионального творчества, исследователи приходят к выводу, что это способность специалиста решать нестандартные профессиональные задачи в условиях не возможности использования имеющегося опыта [1]. На это обращают внимание и стандарты высшего образования, определяя ключевые компетенции выпускника вуза. А это в свою очередь требует соответствующей корректировки содержания образования и организации учебного процесса в аспекте развития профессионального творчества студентов.

При подготовке специалистов сферы народного художественного творчества возникают в этом плане определенные сложности. Это связано с тем, что деятельность руководителя любительского творческого коллектива носит полифункциональный характер, то есть руководитель решает весьма разноплановые задачи:

- организаторского плана: создания коллектива, обеспечение его повседневной учебно-репетиционной и концертной деятельности;

- творческого характера: творческое развитие участников, подготовка концертных номеров и т. п.;

- воспитательного характера: развитие, как личности участника коллектива, так и всего коллектива в целом.

Образовательный стандарт акцентирует эти задачи как виды профессиональной деятельности: художественно-творческая, педагогическая, организационно-управленческая и методическая, а творчество в каждом из этих видов имеет свою специфику. [2] А, следовательно, это должно найти свое отражение и в учебном процессе. Иными словами стоит проблема выстраивания взаимосвязи учебной и внеучебной (внеаудиторной) работы и направление её на решение проблем развития профессионального творчества будущих руководителей коллективов народного творчества.

Традиционно профессиональное творчество руководителя характеризуется обусловленностью его проблемной ситуацией, использованием (или сочетанием) нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств при её решении, направленностью субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих профессиональных задач и их реализацию в профессиональной деятельности и т. п. Профессиональное творчество рассматривается в контексте профессионального становления личности, как определенный этап накопления опыта практической деятельности профессионального совершенствования и приобретения мастерства.

Однако профессиональное становление в сфере руководства любительскими коллективами народного творчества имеет специфическое проявление.

Если при решении задач организаторского или воспитательного характера можно согласиться, что опыт необходим, то решение задач творческого характера изначально требует развития соответствующей направленности изначально. Анализ профессиональной реализации выпускников направления подготовки «Народная художественная культура» свидетельствует о том, что студенты активно включенные в творческую реализацию в период обучения, становились достаточно успешными руководителями коллективов после выпуска и одинаково эффективно решали и управленческие, и воспитательные, и собственно творческие задачи.

В нашей статье мы остановится на двух аспектах означенной проблемы:

- личностной - формирование профессионально-творческой направленности;

- организационной - использование для этого внеаудиторной учебно-профессиональной деятельности.

Направленность личности традиционно определяется как совокупность устойчивых мотивов и целей человека. Определить направленность человека, во многом можно по его деятельности. В нашем случае это отношение к профессиональной деятельности. Это отношение складывается из того как направленность студента складывалась на довузовских этапах его жизни [3].

Важным условием, обеспечивающим творческий успех в профессиональной деятельности является наличие субъективных свойств, склонностей, способностей человека соответствующих характеру выбранной профессии, а также наличие опыта участия в творчестве на уровне любительства. Наши беседы и наблюдения свидетельствуют о том, что студенты имеющие опыт участия в творческом коллективе на уровне любительства, опыт концертной деятельности четко осознают значимость творчества в приобретении профессионального мастерства. При отсутствии такого опыта студенты испытывают определенные затруднения в осознании творческой сущности будущей профессии.

Задача же вузовских педагогов учитывая личностные особенности студента формировать и развивать избирательно-положительное отношение человека к профессии или к отдельной её стороне. К личностными особенностям требующим учета можно отнести: ценностные ориентации, мотивы, стиль мышления и познавательные алгоритмы, способность чувствовать новое и т. д.

Эффективность формирования и развитие профессионально-творческой направленности личности будущих руководителей коллективов народного художественного творчества в вузе обуславливается рациональной организацией учебно-творческой деятельности, которая в основе своей носит творческий характер. Успешность или не успешность студента в этой деятельности в конечном итоге и формирует то или иное отношение его к профессии. Если исходить из того, что направленность это основа профессионального роста и личностного развития человека, то развитие профессионально-творческой направленности студентов связана с формированием у них способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; развитие познавательной, исследовательской и творческой активности; воспитание интереса к участию в творческой деятельности; формирование профессионального кругозора и творческого подхода к своей профессиональной деятельности.

Успешность формирования позитивного отношения к. творческой профессиональной деятельности в рамках учебных занятий определяется целым набором факторов. Подавляющее большинство респондентов, принявших участие в нашем опросе, на первое место поставили личность преподавателя. Это совершенно справедливо и обосновывается тем, что для молодого человека, осваивающего профессию, связанную с художественным творчеством большое значение имеет роль наставника - яркого интересного творческого. Ценностно-личностный эффект взаимодействия педагога-наставника и студента при совместной продуктивной деятельности по решению учебно-творческих задач имеет особе значение при формировании личности будущего руководителя творческого коллектива.

А второе и третье место отдано эвристическим методам обучения и коллективным формам организации творческого процесса. Что тоже оправдано, так как именно эвристические методы, опираясь на теоретическую подготовку способствуют формированию готовности и развивают способность будущего специалиста выявлять и анализировать актуальные проблемы в профессиональной сфере, подталкивает к поиску способов и средств творческого их решения. Причем это касается всего спектра профессиональных задач: и организаторских, и воспитательных, и художественно-творческих.

Комментируя использование коллективных форм творчества, студенты оговаривали наличие благоприятной атмосферы в группе как главного условия творческого самовыражения.

Наряду с учебной деятельностью важным компонентом в формировании профессионально-творческой направленности руководителей творческих любительских коллективов является и внеаудиторная работа, которая включает такие форма как исследовательская деятельность студентов с выполнением творческих заданий профессиональной направленности, их участие в концертах. фестивалях, конкурсах, социально-культурных проектах. Приоритетными формами внеаудиторной работы являются те из них, которые обеспечивают оптимизацию сотворческого взаимодействия, активизируют самореализацию студентов, помогают становлению их творческой индивидуальности.

Студенческое творчество это весьма сложная палитра деятельности. Оно включает как копирование, то есть освоение выработанных кем-то способов, норм деятельности и поведения, так и развитие личности, идущее изнутри, стимулирующее активность, самостоятельность, оригинальность мышления студента и его ответственность за полученный результат.

Освоенные, в рамках учебной деятельности традиционные методы и способы творчества, реализуются во внеаудиторной работе, то есть находят свое отражение в самостоятельном творчестве, осуществляется раскрытие заложенных в студенте возможностей, его творческого потенциала. В определенном смысле это и есть условия для самореализации личности.

Единство проявления творческого потенциала личности и её рост, развитие у нее способности и желания быть самой собой является сущностным смыслом гуманистической парадигмы образования. К основным постулатам этого процесса, на наш взгляд, можно отнести бережное отношение к индивидуальности студента, в помощи раскрытия личностных сил таланта студента.

С точки зрения развития способностей и творческой инициативы студентов незаменимы проводимые в вузе научные, научно-практические и творческие конференции и конкурсы. Они содействуют развитию профессионально-творческой направленности за счет активизации творческой работы студентов, повышения их профессионального уровня. В названных формах внеаудиторной работы принимают участие педагоги, студенты, специалисты ведущих учреждений культуры. Знакомство с научными исследованиями в области культуры и искусства, процессом и техникой творчества великих мастеров искусства и науки, общение с увлеченными людьми-новаторами в профессии является действенным фактором в профессиональном развитии студентов и формировании их профессионально-творческой направленности.

Наблюдения за участниками традиционного конкурса балетмейстерского и исполнительского мастерства, конкурса сценаристов, конкурса «Режиссерский дебют», конкурса инструменталистов им. А.В. Станчинского, проводимого в Смоленском государственном институте искусств, свидетельствуют о ежегодном профессиональном росте участников.

Библиографический список

Если говорить о хореографах, то на первом втором курсе это робкие попытки творчески осмыслить традиционные хореографические образы, то на старших курсах уже самостоятельно выбранные темы, оригинальная её разработка, интересная хореографическая лексика, не стандартные подходы к выбору музыкального материала. Ребята профессионально подходят к выбору исполнителей.

Беседы с участниками конкурса демонстрируют изменения мотивации выбора темы для постановки. Авторитет педагога-руководителя работы важен на любом курсе: но на младших курсах студенты акцентируют внимание на значимости профессиональных подсказок стороны педагога (73%), а для студентов старших курсов это увлеченность педагога данной тематикой и возможность реального совместного творчества. На это обращали внимание около 60% студентов разных лет [4].

Конкурс сценаристов уже предполагает заранее заданную тему и в задачу студента входит выбор документального и художественного материала и объединение его единым замыслом. Успешность студенческих работ, во многом, по словам самих ребят, определялась чтение дополнительной литературы (научной, художественной, публицистической по различным предметам). На это обращали внимание около 90% опрошенных участников конкурса разных лет.

А вот для участников конкурса студенческих научных работ приоритетом выбора направления исследования является увлечённость научной проблемой педагога и его способность повести за собой (71%), а также социальная значимость темы.

Особо стоит обратить внимание на тот факт, что участие студентов в разработке и реализации социально-значимых проектов студенты старших курсов мотивируют возможностью получить опыт творческой реализации в профессии.

Характеризуя участие студентов в конкурсных программах, мы специально остановились лишь на внутренних конкурсах, так как участие в общероссийских и, тем более, конкурсах международных конкурсах это особая ответственность учебного заведения и выявить именно студенческую творческую составляющую, зачастую весьма сложно.

Подготовка и участие студентов в конкурсах и социально-культурных проектах в рамках внеаудиторной работы это самостоятельное решение комплексных творческих задач, в той или иной степени связанных с профессиональным творчеством. Это уже само по себе творческий процесс, включающий все его логические этапы: от осмысления проблемы и возникновения идеи, до её детальной проработки и реализации. Степень зрелости творческой идеи, её логическое обоснование и качество её воплощения естественно различны: от едва намеченных контуров возможного решения до сравнительного полного обоснования и высококачественного воплощения. Это зависит от степени подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности, то есть степени освоения профессиональных компетенций. Например, представление концертного номера, требует от участника конкурса не только его художественного решения, но и проявления организаторских и педагогических способностей: поиск исполнителей и работа с ними, обеспечение костюмами, реквизитом, организация репетиционной работы и т.п. Это собственно мы и видели наблюдая в конкурсных работах и проектах профессиональный рост студентов от первого до выпускного курса.

Включение студентов в охарактеризованные нами выше приоритетные формы внеаудиторной работ имеет двойное значение. С одной стороны это формирование интереса к творческой профессиональной деятельности и приобретение опыта соревновательности и отстаивания творческой позиции. С другой стороны это наличие эмоциональной составляющей, то есть переживание успех, которое придает человеку уверенность в собственных силах, закрепляет желание творить. Значимость этих эмоциональной составляющей велика, так как она связана не только с конечным успехом, но и с процессом поиска и нахождения решений для выполнения конкурсных условий. Успех в процессе творчества нами рассматривается как обязательное условие для формирования положительной доминанты к творческой учебно-профессиональной деятельности

Следовательно, формировать интерес и вкус к профессиональному творчеству у будущих руководителей любительских коллективов необходимо уже на этапе обучения в вузе. Освоение в учебной и внеучебной деятельности логики развития профессионального творчества позволит выпускнику быть готовым к решению нестандартных профессиональных задач.

1. Белорусова Е.В., Михайлова О.Р Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г Казань, май 2015 г). Казань: Бук, 2015: 157 - 159.

2. Федеральный государственные образовательные стандарты высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура».

3. Краснопольская М.Ю. Профессиональная компетентность руководителя художественного коллектива. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009; 2(18): 89 - 93.

4. Подгузова Е.Е. Учебно-профессиональная деятельность в творческой самореализации студентов вузов культуры и искусств. Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалистов в университете: сборник научных докладов. Изд-во «ЕКС-ПРЕС» - Габрово, 2016: 284 - 289.

5. Мурашко В.Г Коллективы любительского художественного творчества в современной социокультурной ситуации. Социально-педагогическая работа. 2010; 9: 21 - 25.

6. Сонин В.А. Психология решения нестандартных задач. Санкт-Петербург: Речь, 2009.

References

1. Belorusova E.V., Mihajlova O.R. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti studentov v usloviyah professional'nogo obrazovaniya. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2015 g.). Kazan': Buk, 2015: 157 - 159.

2. Federal'nyj gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.02 «Narodnaya hudozhestvennaya kul'tura».

3. Krasnopol'skaya M.Yu. Professional'naya kompetentnost' rukovoditelya hudozhestvennogo kollektiva. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kultury i iskusstv. 2009; 2(18): 89 - 93.

4. Podguzova E.E. Uchebno-professional'naya deyatel'nost' v tvorcheskoj samorealizacii studentov vuzov kul'tury i iskusstv. Teoriya ipraktikapsihologo-pedagogicheskojpodgotovki specialistov v universitete: sbornik nauchnyh dokladov. Izd-vo «EKS-PRES» - Gabrovo, 2016: 284 - 289.

5. Murashko V.G. Kollektivy lyubitel'skogo hudozhestvennogo tvorchestva v sovremennoj sociokul'turnoj situacii. Social'no-pedagogicheskaya rabota. 2010; 9: 21 - 25.

6. Sonin V.A. Psihologiya resheniya nestandartnyh zadach. Sankt-Peterburg: Rech', 2009.

Статья поступила в редакцию 18.02.19

УДК 377.5 792.09

Pshenitsyn A.Yu, postgraduate, Moscow State Academy of Choreography (Moscow, Russia), E-mail: pshenal@mail.ru

ROLE OF STAGE PRACTICE IN PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE DANCERS. The article deals with an important component of the system of professional choreographic education in Russia - dancing stage practice. The article gives a short overview of history and growth of this discipline, and comments on terminology. The author gives analysis of importance of stage practice in developing professional skills of future ballet dancers. The role of a ballet teacher in preparing students for future profession is also dealt with. The author points out key methodological issues, which accompany this process, and suggests various possible ways of solution. The author sees a personality-based approach as one of the most efficient ways to achieve pedagogical goals in ballet teaching. The author's own teaching experience illustrates the efficiency of this approach.

Key words: dancers' practice, ballet pedagogy, personality-based approach, Academy of Choreography, choreographic education.

А.Ю. Пшеницын, аспирант 3 года обучения, Московская государственная академия хореографии, г. Москва, E-mail: pshenal@mail.ru

РОЛЬ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ АРТИСТОВ

Статья посвящена важной составляющей в системе профессионального хореографического образования России - производственной (исполнительской) практике. В статье дается краткий обзор истории появления и становления данной дисциплины, даются терминологические пояснения. Автором проводится анализ значения производственной практики в развитии профессионализма будущих артистов балета. Рассматривается роль педагога-репетитора в процессе подготовки учащихся к будущей профессии. Автор обозначает основные методологические проблемы, сопровождающие этот процесс, и предлагает возможные пути и варианты их решения. Одним из наиболее перспективных путей решения педагогических задач, возникающих в области педагогики балета, автор статьи считает личностно-ориентированный подход. На основании личного педагогического опыта автор статьи демонстрирует эффективность данного подхода.

Ключевые слова: исполнительская практика, педагогика балета, личностно-ориентированный подход, академия хореографии, хореографическое образование.

Профессиональное образование будущих артистов балета - это сложный и многоплановый процесс, состоящий из множества компонентов, среди которых сценическая практика, по словам Ректора Московской государственной академии хореографии народной артистки России М.К. Леоновой, имеет особый «учебно-творческий статус» [1]. На протяжении всей истории существования российской системы хореографического образования сценическая практика являлась неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих артистов балета. Как указывает М.К. Леонова своей книге «Из истории московской балетной школы (1917 - 1936)», с момента основания «классов танцования» в 1773 году «учебно-сценическая практика» вощла в число «базовых дисциплин в профессиональном образовании воспитанников балетной школы» [2, с. 118].

За все время существования московской балетной школы не раз менялось название дисциплины. В разные периоды «учебно-сценическая практика» называлась «театральной практикой», «практикой сцены», «производственной практикой» [2, с. 118]. Однако особый статус этой дисциплины оставался неизменным. Как отмечает в своей статье «Исполнительский опыт в контексте производственной практики: народно-сценический танец в Московской государственной академии хореографии» [3] доцент кафедры народно-сценического, историко-бытово-го и современного танца, кандидат педагогических наук, С.А. Иванова, особое место сценической практики в процессе подготовки и адаптации учащихся к работе в театре было закреплено также и в «Положении о производственной практике учащихся хореографических училищ СССР», утвержденном Комитетом по делам искусств при СНК СССР в феврале 1946 года. В «Положении» отмечалось, что «...производственная практика является органической частью учебного процесса и имеет своей целью подготовку учащихся к будущей самостоятельной работе в театре» [3]. «Положение о производственной практике» утверждало также принцип последовательности в освоении учащимися специальных дисциплин и необходимость практического закрепления усвоенного материала сначала «в условиях, близких к условиям театра, а затем и в самом театре» [3].

Особый статус сценической практики объясняется тем, что данная дисциплина, во-первых, позволяет учащимся приобрести необходимый исполнительский опыт, повысить свое исполнительское мастерство, предполагающее в первую очередь эмоциональное раскрепощение артиста на сцене и его способность к импровизации. Во-вторых, в условиях, когда приоритетной задачей подготовки современных специалистов становится формирование у них способности напрямую встраиваться в профессиональную деятельность непосредственно сразу по окончании учебного заведения высшего или среднего профессионального образования [4, с. 21 - 31], именно сценическая практика решает эту задачу в организациях профессионального хореографического образования. Сценическая практика помогает учащимся ближе познакомиться с выбранной профессией, чтобы

по окончании учебного заведения они могли быстрее адаптироваться к работе в театре и успешнее влиться в репертуар театра.

В Московской государственной академии хореографии, как и в других организациях профессионального хореографического образования, производственной или исполнительской практике и принципам её организации до сих пор уделяется огромное внимание. Для развития профессионализма очень важно, чтобы в процессе обучения будущие артисты балета имели возможность выходить на сцену в концертных номерах, а также участвовать в балетных постановках профессиональных театров, в различных конкурсах и фестивалях, поэтому несколько раз в год на сцене учебного театра проходят концерты производственной практики, каждый год на сцене Большого театра проходят спектакли Академии и выпускные концерты. По сложившейся традиции [2], воспитанники Московской государственной академии хореографии уже в младших классах принимают участие во многих театральных спектаклях, идущих на сценах Большого театра, Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Кремлевского театра. Учащиеся академии заняты в таких спектаклях как «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Сильфида», «Корсар», «Дон Кихот» и многих других.

Перед каждым концертом на сцене учебного театра проходит предварительный просмотр заявленных номеров. Благодаря просмотру каждый учащийся получает возможность выйти на сцену. Однако в результате строгого отбора в концертную программу входят только самые сильные и хорошо подготовленные учащиеся и зрители могут увидеть самые лучшие номера. Но самое главное, как отмечает доцент кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца, кандидат педагогических наук, С.А. Иванова, предварительный просмотр дает возможность «Проследить за поступательным развитием каждого учащегося, вовремя осознать как успехи, так и недоработки педагогов и студентов» [3]. Предварительным просмотрам, в свою очередь, предшествует трудоемкая и кропотливая работа педагогов. И в первую очередь работа педагогов классического, дуэтного, народно-сценического, историко-бытового и современного танца.

На уроках классического танца педагог решает фундаментальные задачи обучения основам профессии. Именно педагог создает условия для физического и эмоционального развития учащихся, условия, способствующие успешному освоению методических основ классического танца, технических элементов, а также грамотному исполнению этих элементов, корректной передаче их стилевых и жанровых особенностей. При этом не менее важно научить будущих артистов балета самостоятельному совершенствованию своих навыков, сформировать привычку к ежедневному, кропотливому труду и понимание значимости своей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.