Научная статья на тему 'Характеристика профессиональных компетенций по современному танцу у будущих педагогов-хореографов в вузе'

Характеристика профессиональных компетенций по современному танцу у будущих педагогов-хореографов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3906
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхоляк Альберт Валентинович

В статье представляется система и опыт авторской работы со студентами по формированию профессионально-специализированных компетенций. Формируется осмысленное отношение к ведущим категориям хореографической деятельности студентов. Раскрывается сущность профессионально-специализированных компетенций, а также представляется алгоритм формирования профессиональных компетенций. Презентуются ключевые компетенции. Объясняются важные педагогические задачи в работе со студентами. Исследуются понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» и предлагается сопоставление этих понятий, способствующих выявлению профессионально-специализированных компетенций у будущих педагогов-хореографов. Даны основные рекомендации для обучающихся по усвоению и закреплению профессионально-специализированных компетенций в области современного танца. Модернизируется сама методика преподавания дисциплины «Джаз-танец и его методика преподавания». Приводится итоговый результат работы преподавателя со студентами в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верхоляк Альберт Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Specialized Professional Competencies in Modern Dance at Future Teachers of Choreography at the University

The article presents the system and experience of the author’s work with students on formation of professionally specialized competencies. Reasonable attitude towards the leading category of choreographic activities of students is formed. The essence of professional and specialized competences is revealed and the algorithm of formation of professional competences is presented. The article explains the important teaching objectives in the work with students and explores such concepts as “competence”, “competence-based approach” and proposes a mapping of these concepts which facilitate the identification of the specialized professional competence of future teachers-choreographers. Basic recommendations for the assimilation and consolidation of specialized professional competencies in the field of contemporary dance is explained. The method of teaching jazz dance and its teaching methodology is modernized. The final result of the work of teacher with students in higher education institution is presented.

Текст научной работы на тему «Характеристика профессиональных компетенций по современному танцу у будущих педагогов-хореографов в вузе»

1УДК 793.3 ББК 85.32р

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СОВРЕМЕННОМУ ТАНЦУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗЕ

А. В. Верхоляк

Аннотация. В статье представляется система и опыт авторской работы со студентами по формированию профессионально-специализированных компетенций. Формируется осмысленное отношение к ведущим категориям хореографической деятельности студентов. Раскрывается сущность профессионально-специализированных компетенций, а также представляется алгоритм формирования профессиональных компетенций. Презентуются ключевые компетенции. Объясняются важные педагогические задачи в работе со студентами. Исследуются понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» и предлагается сопоставление этих понятий, способствующих выявлению профессионально-специализированных компетенций у будущих педагогов-хореографов. Даны основные рекомендации для обучающихся по усвоению и закреплению профессионально-специализированныхкомпетенций в области современного танца. Модернизируется сама методика преподавания дисциплины «Джаз-танец и его методика преподавания». Приводится итоговый результат работы преподавателя со студентами в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессиональные специализированные компетенции.

CHARACTERISTICS OF SPECIALIZED PROFESSIONAL COMPETENCIES IN MODERN DANCE AT FUTURE TEACHERS OF CHOREOGRAPHY AT THE UNIVERSITY

A. V. Verkholyak

Abstract. The article presents the system and experience of the author's work with students on formation of professionally specialized competencies. Reasonable attitude towards the leading category of choreographic activities of students is formed. The essence of professional and specialized competences is revealed and the algorithm of formation of professional competences is presented. The article explains the important teaching objectives in the work with students and explores such concepts as "competence", "competence-based approach" and proposes a mapping of these concepts which facilitate the identification of the specialized professional competence of future teachers-choreographers. Basic recommendations for the assimilation and consolidation of specialized professional competencies in the field of contemporary dance is explained. The method of teaching jazz dance and its teaching methodology is modernized. The final result of the work of teacher with students in higher education institution is presented.

Keywords: competence, competency, competence approach, professional competence, professional and specialized competencies.

Современный танец в наше время является самостоятельным видом искусства. Он вбирает в себя достижения классического балета, народного танца, бытовой хореографии, наследия джазовой хореографии, танца модерн, афро-американской хореографии, танцев фольклорного характера и максимально стремится, используя существующие в со-

временной хореографии стили, к поиску собственного языка движений, созданию неповторимого индивидуального стиля, постоянного исследования движений человеческого тела, направленного на выявление более совершенного и оригинального языка движений.

Процесс эволюции танца оказал мощное влияние на появление особого направления, та-

кого как современная хореография. Впоследствии она разделилась на следующие виды: танец джаз, танец модерн, танец contemporary, композиция в современном танце, а в Европе это лаборатории по современной хореографии.

В настоящее время, в связи с модернизацией российского образования, в образовательный процесс высшей школы внедряются современные педагогические технологии, прописываются цели, задачи, критерии, что в свою очередь положительно влияет на улучшение качества образования. Как известно, современные направления танца все время продолжают улучшаться и модернизироваться в своих темпах развития. Мы полагаем, что одной из главных задач во время интерактивной работы педагога со студентами должны стать субъект-субъектные отношения преподавателя и обучающихся между собой в условиях диалога в процессе осмысленного и осознанного освоения специализированных компетенций по современному танцу и полного погружения в изучение дисциплин: «Джаз-танец», «Методика преподавания джаз-танца», «Современные направления танца». Непрерывное освоение студентами дисциплин по современной хореографии: «Модерн», «Джаз», «Техники contemporary» и контроль профессионального интереса и мотивации студентов с помощью постоянной оптимизации учебных занятий, предложения нового материала, изучения методов импровизации, партнеринга, контрастного изменения направленности стиля современного танца становится ключевой и важной задачей преподавателя высшего учебного заведения для положительного процесса формирования профессиональных и специализированных компетенций у будущих педагогов-хореографов.

Обращаем внимание на то, что в системе высшего профессионального образования молодые преподаватели ориентируются на компетент-ностный подход, который предполагает необходимые умения, навыки, цели и задачи ведения дисциплины. Говоря о компетентностном подходе, о компетентностной модели в профессиональном образовании, специалисты довольно решительно заявляют: «требуется наличие компетенций». Для того, кто ищет работу, это означает, что он должен стать универсальным работником, обладающим «портфелем компетенций», то есть разносторонними способностями, которые

основываются на собственных талантах и пронизаны оригинальной комбинацией практического опыта. Вместо умений выполнять задания требуется способность решать проблемы [1, с. 52].

Как видим, компетенция содержит в себе не только профессиональные знания и умения, но и внепрофильные навыки, которые часто называют ноу-хау, социальные компетенции или ключевые квалификации [1, с. 52].

«Компетентность» применяется в случае, когда речь идет о подходе, уровне, принципе. «Компетенция» же предполагает обозначение интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования, круг определенных полномочий [1, с. 53].

Компетенция выражается в способности что-либо хорошо, эффективно делать в широком формате контекстов, с высокой степенью саморегулирования, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды (В. И. Байденко). Наш педагогический опыт подсказывает, что компетентность студентов в вопросах обучения джаз-танцу выражается в готовности преподавать джазовый танец на базовом уровне, на основе пройденного материала первого года обучения. Умение студентов проводить технические классы и практические занятия на базовом уровне, стремление и готовность реализовать полученные знания, умения, опыт, личностные качества на практике для продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере, с осознанием ее значимости и ценностных представлений - так формируется личность будущего педагога. Инновационная деятельность хореографа является частью его профессионального развития [2, с. 137]. На наш взгляд, поиск новых форм и собственного языка движений средствами джаз-танца - одна из профессионально-специализированных компетенций будущего педагога-хореографа. Формируя инновационную деятельность, студенты становятся самостоятельными и в будущем успешными. Успешность педагога-хореографа зависит от того, насколько он самореализуется в своей профессиональной деятельности [2, с. 134]. Как известно, профессионально-специализированные компетенции формируются только при овладении студентами знаний, умений и навыков, и, как мы указали выше, в диалоговом режиме работы педагога и студентов. Процесс формирования профессионально-

специализированных компетенций тесно связан с базовыми знаниями, являющимися основой образования, затем студент овладевает ведущими профессиональными дисциплинами по современному танцу: «Джаз-танец», «Методика преподавания джаз-танца», «Современные направления танца». На лекционных и практических занятиях по современной хореографии происходит процесс освоения и формирования компетенций. Одним из важнейших условий развивающего обучения, направленного на привитие студентам навыков самообразования, является правильно организованная самостоятельная работа с книгой [3, с. 297]. Именно освоение теории и методики джазового танца, чтение литературы на английском, французском и русском языках с обозначением фигур и рисунков упражнений, проучивание при работе с книгой движений, которые раскладываются на количество тактов, являются одной из важных задач по формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов-хореографов.

На кафедре танцев народов мира и современной хореографии Московского государственного института культуры были разработаны и утверждены профессионально-специализированные компетенции по джазовому танцу, которые охватывают большую область образовательных знаний и напрямую связаны с обучением и другим дисциплинам. Они имеют прямое отношение к формированию будущих педагогов по современному танцу. В системе высшего образования дисциплина «Джаз-танец и его методика преподавания» включена в следующие профили подготовки: Искусство балетмейстера (современный танец), Педагогика современного танца, Руководство любительским хореографическим коллективом (эстрадного танца) с присвоением выпускнику квалификации (степени) бакалавр. В соответствии с образовательными стандартами и требованиями высшего учебного заведения сформированные компетенции являются фундаментальной основой для применения полученных знаний в практике преподавания выпускников высшей школы и руководителей хореографических коллективов. Дисциплина «Джазовый танец и методика его преподавания» - одна из профилирующих и представляет весь процесс обучения у студентов-бакалавров. Роль дисциплины

«Джаз-танец» в системе высшего образования - одна из самых главенствующих по современной хореографии, поскольку изучается на протяжении четырех лет обучения и занимает место в направлении подготовки «Хореографическое искусство», «Народная художественная культура». Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела танцора как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец, как и классический танец, - прежде всего танец формы. Но, в отличие от балета и танца модерн, джазовый танец невозможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и эти эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, как в классическом балете или танце модерн, а от телесных ощущений танцовщика при исполнении заданной хореографической формы [4, с. 5]. В связи с важной значимой ролью и места дисциплины «Джаз-танец» в вузе мы считаем целесообразным раскрыть и представить разностороннюю научно-творческую картину профессиональных и специализированных компетенций у будущих педагогов по современному танцу.

ПК-4 - Быть способным осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса.

ПК-6 - Владеть способами формирования системы контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса.

ПК-8 - Владеть основными подходами к разработке индивидуально-ориентированных стратегий обучения.

ПК-11 - Способен руководить художественно-творческой деятельностью коллектива народного художественного творчества (самодеятельного хореографического коллектива, любительского театра, студии декоративно-прикладного творчества, студии кино-, фото- и видеотворчества) с учетом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды.

При подборе содержания курса преподаваемых учебных дисциплин мы полагаем, что корректно и актуально было бы ввести профессионально-специализированные компетенции на основе авторского подхода преподавателя к содержанию курса.

Итак, по нашему мнению, важными профессионально-специализированными компетенциями по дисциплине «Джазовый танец и методика его преподавания» являются:

ПК-9 - Способность сочинять качественный хореографический текст. При этом сущность компетенции состоит в способности создания правильного хореографического текста, структурирования композиции танца в различных хореографических формах. На базовом уровне данная компетенция проявляется в сочинительских навыках по джаз-танцу, умение создавать лексический материал в различных стилях современной хореографии. На среднем уровне - умение создавать сценарный план хореографической постановки малых форм (номер, сюита, одноактный балет). На-продвинутом уровне - создавать самобытные художественно и социально значимые постановки, пользующиеся успехом у публики, критически оценивать результаты своей деятельности.

ПК-11 - Способность выстраивать хореографическую композицию. Сущность компетенции состоит в способности к грамотному и профессиональному владению приемами хореографической композиции, способности донести через хореографический текст и идею смысл произведения, способности выстроить пространственное и временное расположение исполнителей по сцене. На базовом уровне данная компетенция состоит в способности выстроить мизансцениче-ский рисунок и лексику в соответствии с идеей и художественным образом. На среднем уровне -умение использовать сценическую площадку для грамотного распределения исполнителей и временной структуры произведения. На продвинутом уровне студенты используют приемы композиции и текстосложения так, что они становятся органической составляющей художественного произведения, а это, в свою очередь, является процессом формирования данной компетенции.

ПК-12 - Способность применять в профессиональной деятельности методы хореографической педагогики, постановочной и репетиторской работы. В практике студентов-хореографов эта компетенция формируется в способности знать, уметь и владеть основными методами педагогической работы в хореографическом коллективе средствами джаз-танца. На продвинутом уровне - находить новые приемы и методы постановочной и репетиционной работы.

ПК-13 - Способность редактировать ранее сочиненный хореографический текст, стилизовать создаваемое, редактируемое или реконструируемое хореографическое произведение. В практике студентов-хореографов эта компетенция формируется через способность реконструировать ранее созданный танцевальный текст, способность стилизовать под определенные принципы хореографическое произведение. На базовом уровне данная компетенция приобретается выработкой хорошей хореографической памяти, знанием репертуара, умением восстановить и передать исполнителям ранее поставленный хореографический номер, а также стилизовать давно поставленное хореографическое произведение. На продвинутом уровне - критически и творчески подходить к репертуару, открывать новые грани и художественные приемы в воплощении ранее поставленных хореографических произведений.

ПК-14 - Способность профессионально работать с исполнителями, корректировать их ошибки, иметь четкие художественные критерии подбора исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования у артиста. Сущность компетенции заключается в способности студентов профессионально работать с солистами, кордебалетом, корректировать технические, стилевые ошибки исполнителей. На базовом уровне она выявляется через способность воспитывать и повышать технические и художественные возможности исполнителей, уметь объективно проводить кастинг и распределять исполнителей по ролям в соответствии с их возможностями. На продвинутом уровне - способность создать коллектив единомышленников.

ПК-15 - Способность использовать методы хореографической импровизации. Сущность компетенции заключается также в способности использовать в своей профессиональной деятельности основные принципы импровизации. На разных уровнях обучения она организуется владением студентами навыками работы с импровизацией: сольной, парной, групповой, ансамблевой или коллективной и контактной.

ПК-17 - Способность эффективно работать с хореографическим произведением, владеть понятийным аппаратом и терминологией хорео-

графии, профессионально использовать методы репетиционной работы с хореографическим коллективом. Характеризуется данная компетенция также умением работать с хореографическим произведением различной формы и стиля, владеть текстологией лучших образцов хореографического наследия, методикой и технологией репетиционной работы с хореографическим коллективом. На базовом уровне - знания стилистики и манеры различных направлений хореографического искусства, умения и способности продемонстрировать хореографический текст и манеру исполнения, владение основными методами репетиционной работы с хореографическим коллективом. На продвинутом уровне - умение находить новые приемы и методы постановочной и репетиционной работы.

ПК-18 - Способность запоминать и стилистически верно воспроизвести (показать) текст хореографического произведения. Сущность компетенции состоит в способности запоминать хореографический текст, структурировать композицию танца в различных хореографических формах, способности к грамотному и профессиональному владению приемами хореографической композиции. На базовом уровне -умение показывать хореографический текст и структурировать его в определенных хореографических формах, навык показа хореографического текста в различных стилях современной хореографии, знание основных приемов хореографической композиции, владение на практике различными приемами хореографической композиции, умение выстроить ми-зансценический рисунок и лексику в соответствии с идеей и художественным образом. На продвинутом уровне - умение находить новые педагогические приемы и методы постановочной и репетиционной работы.

ПК-20 - Способность применять на практике методику преподавания хореографических дисциплин. Сущность компетенции состоит в формировании профессиональных навыков и умений в освоении стилистических особенностей, лексического материала, совершенствовании исполнительского мастерства артистов. На базовом уровне - знание задач, программного содержания и методов обучения в хореографии, владение методами проведения занятий, уме-

ние применить на практике принципы развития художественно-творческих способностей, личностных качеств и черт характера. На продвинутом уровне - знание целей и задач образовательного процесса, умение осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса, знание основных методов обучения, приемов педагогического воздействия на обучающихся, современных направлений программно-методического обеспечения учебно-образовательного процесса, владение на практике основными методами обучения.

ПСК-1 - Способность создавать хореографические произведения, пользуясь выразительными средствами основных направлений современного танца и наследия джазовой хореографии. Данная компетенция представляет собой владение стилями и жанрами современных видов хореографии наследия джаз-танца. На базовом уровне - это знание и умение анализировать особенности техники исполнения джазового танца, танца модерн, техники contemporary. На среднем уровне обучения - владение выразительными средствами различных направлений современной хореографии в постановочной работе. На продвинутом уровне данная компетенция формируется через способность свободно комбинировать и соединять различные стили джаз-танца и современной хореографии для создания собственного языка движений.

В результате, когда будут сформированы профессионально-специализированные компетенции, будущие педагоги по современному танцу должны:

Знать:

1. Историю развития джазового танца.

2. Теорию и методику обучения джазовому танцу (предмет, цели и задачи, структуру и содержание курса, его роль в системе хореографического образования, основные требования и терминологию, методы, средства, формы обучения и т. д.);

3. Выразительные средства джазового танца.

4. Основы и методику преподавания техник Г. Джордано, М. Меттокса, Луиджи.

5. Основы композиции и импровизации в джазовом танце.

6. Современные формы, стили и техники джазового танца.

7. Музыкально-ритмическую основу и структуру джазовых музыкальных произведений.

Уметь:

1. Использовать знания лексического материала джазового танца для создания собственного стиля и техники.

2. Самостоятельно выстраивать композицию различных типов занятий джазового танца в соответствии с целями и задачами этапа обучения.

3. Использовать специальную и методическую литературу, кино- и видеоматериалы для создания собственной манеры и техники джазового танца.

Владеть:

1. Основными техническими принципами исполнения джазового танца и воплощать в практической работе.

2. Методикой преподавания и композицией различных типов занятий.

3. Тематикой самостоятельных работ:

1) разогрев у станка;

2) разогрев на середине зала;

3) разогрев на полу;

4) смешанные виды разогрева;

5) разогрев приемом «нон-стоп» и приемом блокового построения;

6) комбинации изолированных центров;

7) бицентрия в параллель и оппозицию;

8) координация двух центров в передвижении;

9) комплексы изоляций;

10) изоляция на различных уровнях;

11) сочетание двух ритмов изолированных центров;

12) упражнения на contraction и ге!еаБе в различных уровнях;

13) спирали и изгибы торса в партере;

14) акробатические уровни;

15) различные виды наклонов торса, сочетание их с движениями ног;

16) виды спиралей и изгибов торса в сочетании с движениями ног;

17) адажио, различные формы адажио;

18) введение в адажио смены уровней и падений;

19) вращение на одной ноге как составная часть адажио;

20) введение в адажио contraction, release, high release;

21) основные виды шагов примитива афро-танца;

22) основные виды шагов в латиноамериканском характере;

23) шаги в рок-манере и джаз-манере;

24) комбинации шагов с изменением направления и уровня;

25) вращение как способ передвижения;

26) комбинации прыжков, вариабельность прыжков классического танца за счет изменения ритма, иной координации рук и центров;

27) комбинации шагов, прыжков и вращений;

28) танцевальная комбинация, законы хореографической выразительности;

29) танцевальные комбинации в различных стилях современного танца;

30) сложноуровневые изоляции;

31) сочинение раздела фронтальных движений;

32) композиция занятия и сочинение всех его разделов;

33) сочинение авторских композиций на основе выразительных возможностей джазового танца.

В результате по окончании четырех лет обучения студенты должны использовать в практике преподавания следующие сформированные профессиональные и специализированные компетенции:

• знать принципы построения учебных занятий по джаз-танцу и методики его проведения, историю развития джазовой хореографии, основные этапы творчества известных танцовщиков и хореографов джазового танца, сценические школы и стили джазового танца, изучать методическую и специальную литературу по преподаваемой дисциплине, построить собственную концепцию практической деятельности и авторскую методику преподавания в работе с учениками по усвоению джазовой хореографии;

• показывать отдельные упражнения джаз-танца или комбинацию движений;

• анализировать хореографический материал (на видео или сценической площадке);

• воспроизводить увиденную танцевальную комбинацию или полностью номер;

• на основе сформированных знаний материала джазового танца проводить практические занятия;

• поставить самостоятельные этюды и концертные композиции, творческие конкурсные номера, которые представляют художественную ценность для обучающихся, реализуются и применяются студентами в различных организациях на контрактной основе и пользуются успехом у публики и широкого зрителя;

• уметь работать с различными аудио- и видеоматериалами, мультимедийными и режиссерскими решениями;

• использовать специальную музыку для различных типов занятий и стилевого многообразия джазового танца;

• владеть французской и английской терминологией упражнений джазовой хореографии и применять термины на практике;

• сочинять авторские практические занятия различных уровней обучения в зависимости от успеваемости студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• уметь варьировать уровни обучения и степень сложности материала под способности студентов;

• использовать пять направлений джазовой хореографии в практической работе с обучающимися: социальный танец или уличный джаз (бытовой); концертный джаз-танец (подтанцовка); сценический джаз или сценические спектакли на основе творчества Алвина Эйли и афроамерикан-ской танцевальной культуры; театральный танец, представленный в мюзиклах и бродвейских постановках; применение джазового танца в спортивной, оздоровительной гимнастике, системе фитне-са и профессионального спорта, в сфере танцевально-спортивных школ по черлидингу;

• уметь применять стилевое многообразие джазовой хореографии в количестве не менее шестнадцати стилей: «классический джаз», «соул-джаз», «бродвейский джаз», «афро-джаз», «спиричу-элс», «модерн-джаз», "hot'; "westcoast', «степ-джаз», «этно-джаз», «стрит-джаз», «свинг», "lyrical'; "flash'; "rock" и «мюзикл-джаз». Уметь менять технические классы для мотивации и интереса у обучающихся;

• использовать знания в своей педагогической деятельности.

Итоговым результатом работы педагога со студентами в диалоговом режиме и интерактивной форме становятся сформированные профессиональные и специализированные компетенции у профессионалов бакалавров в области современной хореографии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казакова, А. Г. Педагогика высшей школы в сфере культуры [Текст]: учебник / А. Г. Казакова, Т. В. Кузнецова. - М.: МГИК, 2015. - 440 с.

2. Спинжар, Н. Ф. Педагогические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа в вузе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов культуры / Н. Ф. Спинжар,, Е. Л. Рябинкина. - М.: МГУКИ, 2011. - 165 с.

3. Казакова, А. Г. Высшее профессиональное и послевузовское научное образование (аспирантура, докторантура) [Текст]: моногр. / А. Г. Казакова. - М.: Экон-Информ, 2010. - 547 с.

4. Никитин, В. Ю. Джазовый танец. История. Методика. Практика [Текст]:учеб.-метод. пособие / В. Ю. Никитин. - М.: МГУКИ, 2014. - 312 с., ил.

REFERENCES

1. KazakovaA. G., Kuznetsova T. V. Pedagogika vysshey shkoly v sfere kultury: uchebnik. Moscow: MGIK, 2015. 440 p.

2. Spinzhar, N. F., Ryabinkina E. L. Peda-gogicheskie osnovy professionalnoy podgotov-ki pedagoga-khoreografa v vuze: ucheb. poso-bie dlya studentov vuzov kultury. Moscow: MGUKI, 2011. 165 p.

3. Kazakova A. G. Vysshee professionalnoe i po-slevuzovskoe nauchnoe obrazovanie (aspiran-tura, doktorantura): monogr. Moscow: Ekon-Inform, 2010. - 547 p.

4. Nikitin V. Yu. Dzhazovyy tanets. Istoriya. Me-todika. Praktika: ucheb.-metod. posobie. Moscow: MGUKI, 2014. 312 p., il.

Верхоляк Альберт Валентинович, старший преподаватель кафедры танцев народов мира и современной хореографии Московского государственного института культуры e-mail: [email protected]

Verkholiak Albert V., Senior Lecturer, Dance and Choreography Department, Moscow state Institute of culture e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.