4. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii: Feder. zakon № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoy 29 dek. 2012 goda: red. ot 03.08.2018 [Russian Federation. Laws. About education. Federation law No. 273-FZ: it is accepted State. Duma 29Dec, 2012: edition of03.08.2018]. (In Russ.).
5. Slautina N.M., Lazareva M.V. Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya professionalizma sotrudnikov uchre-zhdeniy kul'tury [Individual educational trajectory of professionalism of employees of cultural institutions]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 38, pp. 183-188. (In Russ.).
6. Sultan R.G., Kostyuk N.V. Sotsial'noe partnerstvo v professional'nom khoreograficheskom obrazovanii [Social partnership in professional choreographic education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 44, pp. 149-155. (In Russ.).
7. Shaposhnikova N.Yu. Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya [Individual educational trajectory of the student: the analysis of interpretations of a concept]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no. 5, pp. 39-44. (In Russ.).
УДК 793.31
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЧЕРКА БАЛЕТМЕЙСТЕРА, ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ
Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры балетмейстерского творчества, декан факультета хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Буратынская Светлана Вениаминовна, доцент, заведующая кафедрой балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы профессионального становления студентов хореографических факультетов вузов культуры в настоящее время, которые находятся в тесной взаимосвязи с сущностью и содержанием балетмейстерско-педагогической деятельности и зависят от основных закономерностей педагогического процесса профессиональной подготовки будущих хореографов.
Предлагаются подходы к решению вопроса о профессионально-педагогической подготовке студентов, включающие в себя способ развития устойчивого интереса к профессии, склонности заниматься различными видами хореографической деятельности, в которой воплощается специфика профессии, осознание обстоятельства, что в профессиональной деятельности наиболее полно проявляются возможности, силы и способности личности.
Раскрываются пути развития творческой индивидуальности балетмейстеров, формирование руководителей хореографических любительских коллективов, обладающих высоким образным и абстрактным мышлением, владеющих способами выражения тем, идей будущего творческого произведения посредством педагогических приемов передачи своих знаний, умений и навыков исполнителям любительских коллективов в процессе будущей профессиональной деятельности.
Рассматриваются этапы создания хореографической постановки, основанные на законах композиционного построения: возникновение «замысла» хореографического произведения, сбор, накопление и обработка материала, жанрово-стилевое определение, построение композиционного плана, работа с музыкальным материалом, сочинение лексического материала, создание лексической структуры, постановочная и репетиционная работа, представление хореографической композиции на сцене для зрителей, анализ созданного произведения, с учетом эмоциональной культуры исполнителей.
Ключевые слова: балетмейстер, педагог-хореограф, профессиональная деятельность, студент, факультет, направленность, образ, способ, содержание.
FORMATION OF INDIVIDUAL CANDLING THE BALLET MASTER TEACHER, CHOREOGRAPHER IN A UNIVERSITY OF CULTURE
Paliley Aleksandr Vasilyevich, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Choreographic Art, Dean of the Faculty of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Buratynskaya Svetlana Veniaminovna, Associate Professor, Department Chair of Choreographic Art, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article deals with the problems of professional development of students of choreographic faculties of universities of culture at the present time, which are in close relationship with the essence and content of choreographer and pedagogical activity and depend on the basic laws of the pedagogical process of professional training of future choreographers.
The author suggests approaches to solving the issue of professional and pedagogical training the students, including the method of sustained interest in it, a tendency to engage in various types of choreographic activity, which embodies the specifics of the profession, awareness of the fact that the professional capacity of a person is fully manifested.
The ways of creative individuality of ballet masters, heads of choreographic amateur groups with high figurative and abstract thinking, owning ways of expressing the ideas of the future creative work through pedagogical methods of transmitting their knowledge and skills to future performers are revealed.
The stages of creating the choreographic statement based on the laws of compositional construction are considered: the emergence of the "concept" of choreographic work, collection, accumulation and processing the material, genre-style definition, construction of a composition plan, work with musical material, composition of lexical material, creation of lexical structure, production and rehearsal work, performance of choreographic composition on the stage for the audience, analysis of the created work, taking into account the emotional hydrochloric culture performers.
Keywords: choreographer, teacher-choreographer, professional activity, student, faculty, orientation, image, method, content.
Хореографическое искусство как часть общей культуры нашей страны с начала XXI века претерпело радикальные изменения. Репертуар творческих коллективов пополняется новым содержанием и выразительными средствами, расширились жанровые и стилевые направления, произошли глубокие изменения в структуре профессиональной подготовки хореографов: балетмейстеров, педагогов-репетиторов, исполнителей. Об этом свидетельствуют научные диссертационные исследования С. В. Устяхина «Феномен фольк-модерн танца в современной хореографии», В. Ю. Никитина «Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств», Т. И. Калашниковой «Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала студентов», научные статьи А. А. Нехо-рошевой «Изучение движений классического танца раздела allegro в контексте формирования
исполнительского мастерства артиста ансамбля народного танца», Е. Е. Навиславской «Актерское мастерство и пластическая выразительность в хореографии» и др.
Международные, российские конкурсы-фестивали по танцевальному искусству показывают, что развитие общественных отношений вносит некоторые изменения в сценическую интерпретацию хореографического искусства. Наряду с традиционными видами танца - классический, народно-сценический, большую популярность набирает современный танец. Поэтому в настоящее время меняются требования к содержательной стороне профессиональной подготовки в сфере хореографического искусства руководителей любительских хореографических коллективов, развития хореографического искусства, провозглашающей обращение не только к традициям народной танцевальной культуре, но и современным танцевальным направлениям, что должно по-
высить качественный уровень профессиональной подготовки балетмейстеров по видам танца, расширить их сферу профессиональной деятельности в творческих коллективах.
Актуальность данной статьи заключается в том, что процесс профессиональной подготовки специалистов-хореографов по направлениям: 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом», 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», в вузе культуры требует формирования у студентов индивидуального почерка в сочинении хореографической лексики и композиции танца на основе: народного, классического и современного танцев, способности анализировать произведения выдающихся хореографов России и мира, проводить самоанализ, давать самооценку собственных танцевальных композиций; поиска новых форм и нестандартных решений в процессе создания собственной хореографической композиции, при выполнении социального заказа общества.
Возникновение новых жанровых и стилевых направлений в хореографии вызывает необходимость поиска новых тем и идей, драматургического построения, образного решения танцевальных композиций. Инновационный подход в данном случае требует от хореографов современных балетмейстерских разработок не только в ходе обучения в вузе, но и в процессе трудовой деятельности в учреждениях культуры.
Цель данной статьи заключается в рассмотрении взаимосвязи качества профессионально-педагогической подготовки с уровнями формирования современного художественно-творческого мышления хореографа как основы профессиональной работы, взаимосвязи творческо-индиви-дуальной, профессиональной деятельности балетмейстера, с учетом исторически сложившейся практики подготовки специалистов в вузе.
Предлагаемый подход вызывает необходимость обновления специфики подготовки студентов в вузе с учетом дальнейшей профессиональной деятельности балетмейстера в любительских творческих коллективах на современном этапе.
Необходимо отметить, что независимо от специфики творческой деятельности, стилевой принадлежности творческого коллектива - сту-
дия классического танца, ансамбль народного или современного танца - содержание творческой деятельности балетмейстера, педагога-хореографа остается неизменным, это - учебно-воспитательная и образовательная деятельность, формирование репертуара, сочинение танцевальных номеров, картин, сюит и т. д. Следовательно, знания, умения и навыки, полученные студентами в вузе, не изменяют логику и содержание специальной подготовки, в основе которой заложен содержательный элемент - обучение основным принципам создания хореографического произведения, а также специфическим педагогическим качествам.
В настоящее время существует большая социальная потребность в специалистах всех видов хореографического искусства в области творческо-педагогической и балетмейстерской деятельности. В системе профессиональной подготовки специалистов данной области в вузах культуры не произошли радикальные изменения. Анализ рабочих программ дисциплин «Искусство балетмейстера», «Мастерство хореографа» показал, что содержание основных разделов и тем, представленных в программах, повторяет основные разделы и темы освоения технологии балетмейстерской деятельности программ предыдущих лет. Но, следует отметить, что в современных программах обучения расширился спектр развития хореографического искусства по направлениям. Это касается современных направлений хореографии с учетом художественной индивидуальности, которая является основой творчества балетмейстера в постановочной работе.
Следовательно, основная задача преподавателя вуза в процессе обучения студентов - раскрытие творческой индивидуальности балетмейстеров, руководителей хореографических любительских коллективов, обладающих высоким образным и абстрактным мышлением, владеющих способами выражения тем, идей будущего творческого произведения посредством педагогических приемов передачи своих знаний, умений и навыков исполнителям любительских коллективов в процессе будущей профессиональной деятельности.
Специфике подготовки балетмейстеров, хореографов к практической деятельности в балетных театрах, профессиональных и самодеятельных коллективах посвящены ряд научных
исследований еще в прошлом веке. Так, общетеоретические и практические основы профессиональной подготовки балетмейстеров самодеятельных коллективов изложены в трудах Е. П. Ва-лукина, А. Я. Вагановой, К. Я. Голейзовского, Р. В. Захарова, Ф. В. Лопухова, А. М. Мессерера, Ж. Ж. Новерра, И. В. Смирнова [8], Н. М. Стукол-киной, Н. И. Тарасова [9], В. И. Уральской.
В XXI веке в связи с изменениями социально-экономической и духовной жизни общества профессиональная деятельность балетмейстера актуализировалась. Диссертационные работы В. Ю. Никитина, Ю. В. Богачева, Ю. А. Герасимова рассматривают способы организации профессионально-педагогической подготовки балетмейстера, развития творческого потенциала и мышления, педагогических качеств на современном этапе. Авторы в своих исследованиях приводят достаточно убедительные примеры встречающихся в современной практике подготовки балетмейстеров, педагогов некоторых противоречий между содержанием получаемого образования и формируемыми компетенциями личности специалиста, что затрудняет процесс адаптации, их успешной деятельности в профессиональной сфере.
Поэтому современные требования, заложенные в государственных образовательных стандартах по профилям подготовки «Искусство балетмейстера» и «Руководство хореографическим любительским коллективом», обуславливают потребность в подготовке специалистов, ориентированных на овладение профессиональными умениями и навыками, приобретение культурных, духовных ценностей, необходимых для полноценной профессиональной самореализации.
На наш взгляд, разница между содержанием получаемого образования и формируемыми свойствами личности специалиста заключаются в сложившейся современной практике профессиональной подготовки хореографов, педагогов в вузе, где не уделяется должного внимания выбору подходов к формированию у них индивидуального почерка.
Обозначенное противоречие профессиональной подготовки балетмейстеров и педагогов в вузе, на основе выполнения педагогической, художественно-творческой деятельности, связанной с созданием новых хореографических
произведений, поможет нам выявить средства, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки педагогов, хореографов и формированию у них индивидуального почерка.
Для формирования индивидуального почерка будущего специалиста, согласно учебному плану по профилям подготовки «Искусство балетмейстера», «Руководство хореографическим любительским коллективом», на протяжении всего периода обучения студентами изучаются дисциплины «Искусство балетмейстера», «Мастерство хореографа», которые закладывают основы знаний, умений и навыков профессиональной деятельности выпускника.
В чем заключается индивидуальный творче-ско-педагогический почерк балетмейстера?
В статье Ю. А. Кившенко «Формирование индивидуального почерка у будущего педагога-хореографа» приводится, на наш взгляд, наиболее полная характеристика индивидуального почерка балетмейстера: «Данное свойство определяется как индивидуальный почерк хореографа и представляет собой неповторимую, своеобразную совокупность характерных черт и особенностей лексического и композиционного построения хореографического произведения, присущих отдельному педагогу-хореографу, балетмейстеру, отличающих его творческие работы от других. Обозначенное понятие существует в области хореографии наряду со стилем и манерой создания или исполнения танца, что нередко приводит к путанице в процессе их восприятия. Отличия вышеперечисленных понятий заключаются, в первую очередь, в наличии различных компонентов, входящих в их структуру. Так, например, манера составления хореографического произведения основывается в большей степени на поведенческом компоненте и оценивается как определенный способ создания или исполнения танца с особенностями и проявлениями, присущими тому или иному автору или народу. Стиль создания хореографического произведения определяется как совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-либо направления в хореографии - народный, классический, современный танец. Основу структуры стиля составляет креативный компонент. В отличие от манеры и стиля, индивидуальный по-
черк хореографа представляет собой сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, профессиональных способностей, образуя, таким образом, уникальную целостную структуру качества личности, способной к созданию нового, неповторимого произведения хореографического искусства» [5, с. 114].
Исходя из приведенных свойств формирования индивидуального почерка у будущего педагога-хореографа, можно выделить четыре основных компонента:
- знание приемов работы над композицией танца, методики сочинения хореографической лексики на основе народного, классического и современного танцев;
- способность к анализу выдающихся хореографических произведений в области народной, классической и современной хореографии, самоанализу, самооценке собственных произведений;
- отражение национальной манеры и характера в процессе создания хореографического произведения (народный танец), стиля и направления (современный танец), формы и вида (классический танец);
- поиск новизны и нетрадиционных решений в процессе создания авторского хореографического произведения на основе народного, современного, классического танца.
На кафедре балетмейстерского творчества факультета хореографии КемГИК дисциплины «Искусство балетмейстера», «Мастерство хореографа» являются основополагающими при овладении будущими специалистами технологией создания хореографического произведения и воплощения своего творческого замысла в сфере хореографического искусства в балетных труппах музыкальных театров, в ансамблях песни и пляски, студиях классического и современного танца, любительских коллективах клубов, домов культуры.
Одним из основных разделов рабочих программ дисциплин «Искусство балетмейстера» и «Мастерство хореографа» является раздел «Работа балетмейстера по созданию хореографического произведения», который включает в себя основные темы, рассматривающие технологию балетмейстерской деятельности: драматургия хореографического произведения, композиция и приёмы использования сценического простран-
ства, музыка в хореографическом произведении, хореографический текст, приёмы и технология его сочинения, сюжет в хореографии и методы его изложения, работа балетмейстера по созданию хореографического образа и др.
Дисциплины базовой и вариативной части учебного плана: «Теория, методика и практика классического танца», «Теория, методика и практика народно-сценического танца», «Теория, методика и практика современного танца», «Теория и история хореографического искусства», «Основы репетиторского мастерства» и др. являются главными компонентами получения знаний, умений и навыков в области практического применения лексического материала студентами в период постановки хореографических произведений, а также методически и технически грамотного исполнения движений в созданных ими танцевальных композиций.
Основные знания, умения и навыки балет-мейстерско-педагогической деятельности по сочинению композиции танца и постановке его с однокурсниками закладываются у студентов с первого курса. На данном этапе обучения преподаватели кафедры на индивидуальных занятиях формируют у студентов индивидуальный почерк балетмейстера-постановщика, который складывается из осмысления и мироощущения окружающего мира, творческого вдохновения, фантазии. На групповых занятиях под руководством преподавателя формируется технология создания хореографического произведения, складывается индивидуальный почерк балетмейстера.
Результатом овладения будущими специалистами технологией создания хореографического произведения и воплощения своего творческого замысла в сфере хореографического искусства является оригинальный хореографический номер, поставленный студентом-выпускником, как практическая часть выпускной квалификационной работы.
Рассмотрим, как приведенные четыре компонента воплощаются при освоении студентами темы «Работа балетмейстера по созданию хореографического образа», которая закладывает основы профессиональной подготовки хореографов, педагогов, формируя у них индивидуальный почерк в постановочной деятельности.
Хореографическая композиция включает в себя следующие этапы: композиционный рису-
нок, пространственное распределение танцующих по сценической площадке, сочинение хореографического текста, драматургическое построение танца: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Одним из важных компонентов работы над композицией танца - создание хореографического образа, работа над сюжетным танцем. Создание хореографического образа является наиболее сложным. Если в основе хореографической постановки заложен сюжет, то работа должна иметь ярко выраженный конфликт, интересные образы, развитие сюжетной линии. В сюжетном танце лексический материал становится одним из главных выразительных средств, которое помогает раскрытию содержания, образа танца. Создать органичный, динамичный хореографический образ - значит выразить с помощью танца действие и характер действующих лиц, воплотить в чувства определенную идею. Лишенный всего этого, танец выглядит бессмысленным набором комбинаций и движений.
В театральной энциклопедии «под сценическим образом понимают конкретное содержание отражающего явления действительности, воссозданную драматургом, режиссером, актерами, художником картину жизни, выведенный ими характер, персонаж» [10, с. 1146]. Следовательно, опираясь на определение сценического образа, приведенного в театральной энциклопедии, составляющими хореографического образа являются множество органически слагаемых свойств и особенностей, социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования, или наоборот, разрушение личности, потеря нравственных идеалов и ценностей. «Задача любого художника - поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера - воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека, добиться обобщённого художественного отражения действительности - создать художественный образ», - отмечает И. В. Смирнов [8]. Создание художественного образа средствами хореографического искусства - процесс многогранный и многоступенчатый, так как хореографическое искусство - это синтез искусств, а сценический
образ - это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности, «хореографический образ - целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера» [4, с. 379].
Воплощение в танце темы и идеи посредством хореографического образа требует от балетмейстера обрисовки в постановке действия и характера на основе правдивого выражения чувства, которые преподаватели кафедры балетмейстерского творчества стараются заложить студентам с первых дней обучения. Образное начало, в той или иной степени, присуще всем видам, жанрам и формам хореографического искусства: спектакли в балетных театрах на основе классического или современного танца, хореографические номера в ансамблях, студиях народно-сценического танца.
Балетмейстер, в данном случае, сочиняет сценический образ хореографического произведения, а воплощает его на сцене - исполнитель. Результат творческого процесса и его успех зависят от профессиональной подготовки как балетмейстера, так и исполнителя. При создании хореографического образа в хореографической композиции исполнитель и постановщик в каждом конкретном случае должны изучить и проанализировать последовательность формирования характера, жизненной позиции и отношения героя к действительности.
Следующими выразительными средствами при создании хореографического образа являются танцевальный язык и музыкальный материал.
«Хореографический текст - совокупность в определенной последовательности всех танцевальных движений и поз, образующих тот или иной танцевально-пластический эпизод или балетный спектакль в целом. Хореографический текст сочиняется балетмейстером на основе музыки, предназначенной для танца, и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа сценического героя» [4, с. 564]. Данное определение, приведенное в энциклопедии «Балет», является основополагающим методом при обучении студентов на практических занятиях по дисциплине «Искусство балетмейстера». Научить мыслить хореографическими образами -особенность и специфика профессиональной деятельности балетмейстера в период его трудовой деятельности. Балетмейстеру нужно сочинить такие танцевальные движения, которые
позволят воплотить замысел танца, так как зритель воспринимает внутреннее содержание хореографического произведения через пластику. В ходе постановочной работы преподаватели обращают особое внимание на интонацию пластической речи: отдельные жесты, позы, характерные движения, из которых будет складываться исполнительская манера персонажа. «Создавая свои композиции, балетмейстер отбирает соответствующую хореографию, позы, что в свою очередь позволяет танцовщику наиболее полно и художественно верно раскрыть смысл и образ сценического действия» [8, с. 21]. От профессиональных способностей постановщика и талантливо исполненной танцовщиком танцевальной лексики зависит, насколько хореографический жест, мимика, положения корпуса, ракурсы обретут множество неожиданных пластических интонаций.
Создание нового хореографического произведения без творческих связей балетмейстера с композитором, музыкальным руководителем или концертмейстером невозможно, поскольку музыка является основой для создания танца. Музыка определяет эмоциональный строй, образную выразительность, дает пластике ритмическую основу. В период обучения студенты используют готовое музыкальное произведение либо сочинение композитора, написанное по замыслу балетмейстера. Подобная практика применяется в профессиональной деятельности в творческих коллективах, где балетмейстеры сочиняют танцевальный номер на готовое музыкальное произведение. При этом необходимо обращать особое внимание на такие важные моменты, как: выражение музыки в танце, совпадения образного строя, стиля музыки, темпа, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствие метроритма. В музыке уже заложен соответствующий замысел, образ и задача балетмейстера - на основе этого музыкального материала, используя все другие выразительные средства танца, создать единый сценический музыкально-хореографический образ.
Целостность хореографической композиции зависит от ее драматургии.
Созданию целостной хореографической композиции способствует важный компонент твор-ческо-постановочной работы - это влияние драматургии на развитие сценического образа. Исторический опыт ведущих балетмейстеров ба-
летных спектаклей - Ю. Григоровича, Л. Якобсона, в области народно-сценического танца -И. Моисеева, М. Годенко, Т. Устиновой, современной хореографии - М. Грэхем, Х. Лимона -говорит нам о том, что любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, и в соответствии с ней выстаивается сценический образ. В становлении и развитии сценического образа должна быть своя экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. В данном случае преподаватель, ведущий дисциплину «Искусство балетмейстера», должен сориентировать студента на продуманность и разработку развития образа, чтобы это привело к сценической правде действия в его будущей постановке. Студент, под руководством преподавателя, должен проследить за тем, чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение. Для этого студент-балетмейстер должен профессионально ставить перед исполнителями ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа.
Следовательно, студент в хореографическом произведении должен стремиться выделить кульминацию средствами хореографии, логической связью рисунка танца и всех законов драматургии. Студент должен усвоить логику построения хореографического произведения, которая связана с развитием танцевальных движений, где одно движение рождает другое, где все движения последовательно связаны и составляют одно целое, единую, логически развивающуюся танцевальную фразу, предложение, где хореографический текст переплетается с логикой развития рисунка.
Таким образом, рассмотрев основные требования к структуре постановки хореографического произведения, необходимо отметить, что будущий балетмейстер должен владеть основными принципами работы по созданию хореографического произведения и раскрытию хореографического образа.
При постановке хореографического произведения немаловажную роль играет и физическая (техническая) подготовка студентов как исполнителей, которые решают художественно-творческие задачи балетмейстера-постановщика.
Поступающие в вузы культуры по направлению «Хореографическое искусство» абитуриенты имеют разную физическую (техническую) подго-
товку. Изучение таких основополагающих дисциплин, как классический и народно-сценический танец, русский народный и дуэтный танец, современный танец помогает студентам не только осваивать методику исполнения того или иного движения у станка и на середине зала, но и развиваться физически, повышать свой индивидуальный исполнительский уровень. Студенты в ходе обучения, с одной стороны, осуществляют постановочные работы в разных жанрах и стилях как балетмейстеры своих авторских номеров, с другой стороны, они же являются исполнителями в работах других студентов-однокурсников, поэтому должны владеть техниками различных направлений современного танца, техникой классического танца, стилем, манерой и техникой исполнения русского и национального танца, обладать отличными физическими данными. Так как в номере используются сложные поддержки различных уровней, исполнителям необходимо владеть техникой дуэтного танца и уметь чувствовать друг друга.
Умение воспринимать музыкальный материал, слышать музыкальные акценты, чувствовать ритмическую и темповую структуру музыки -очень важно для исполнителя. Только правильное воплощение каждого образа поможет исполнителям донести смысл происходящего на сцене и раскрыть идею хореографического произведения.
Следовательно, задача исполнителя - донести замысел балетмейстера языком танца до зрителя, наполнив его смысловым содержанием, эмоциональной и художественной выразительностью. Задача балетмейстера - найти особые индивидуальные приемы перевоплощения и вживания исполнителя в свой образ, внутреннее ощущение сценического героя, что приведет к изменениям внешнего облика, физическому единству, органической связи движений того или иного эпизода танцевальной композиции и всего танца. В данном случае исполнитель выступает носителем передачи творческого замысла балетмейстера зрителю. Исполнитель должен понимать смысл и значение каждого воспроизводимого движения, танцевальной комбинации и осознанно в художественной форме передавать заложенную в танце информацию. Только таким образом текст, интерпретируемый исполнителем, обретет действительное значение танцевальной речи, осмысленной, ясной, выразительной. Это-
му способствует участие студентов в творческих коллективах факультета хореографии: в ансамбле народного танца «Молодой Кузбасс», ансамбле современной хореографии «Вечное движение», ансамбле классического танца «Балетный вернисаж» в качестве исполнителей танцевальных номеров, а также участие студентов с авторскими работами в международных и российских хореографических конкурсах и фестивалях балетмейстеров и исполнителей, на которых они завоевывают призовые места, становятся лауреатами I, II, III степени.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что профессиональная подготовка балетмейстеров, педагогов-хореографов в вузе культуры заключается:
- в формировании у студентов индивидуального подхода к решению творческих задач в области создания и сценического воплощения хореографического произведения не только в период обучения, но и в процессе трудовой профессиональной деятельности;
- в готовности специалиста к созданию хореографического произведения с учетом современных форм, жанров и стилей хореографической культуры в результате полученных знаний, умений и навыков по дисциплинам «Искусство балетмейстера» и «Мастерство хореографа», по профилям подготовки «Искусство балетмейстера», «Руководство хореографическим любительским коллективом»;
- в обеспечении развития индивидуального почерка педагога-хореографа с учетом специфики профессиональной деятельности, в освоении интегрированного знания в области методики преподавания классической, народной, современной хореографии с целью создания хореографических произведений различных форм, жанров, видов, стилей.
Таким образом, освоение основных разделов и тем дисциплин «Искусство балетмейстера», «Мастерство хореографа» дает возможность будущим специалистам овладеть технологией создания хореографического произведения, сформировать индивидуальный почерк балетмейстера, педагога-хореографа, что приведет к более эффективному росту показателей компонентов его творческо-педагогической деятельности, готовности студентов к решению профессиональ-
ных задач в области хореографического искусства с учетом специфики и особенностей профессиональной деятельности. В будущем, в процессе трудовой деятельности, выпускник сможет профессионально воплощать свои творческие замыс-
лы в сфере хореографического искусства в балетных труппах музыкальных театров, в ансамблях песни и пляски, студиях классического и современного танца, любительских коллективах клубов, домов культуры.
Литература
1. Аденин В. А., Айхенвальд Ю. А., Аксенова Л. А., Алехин А. Д., Андроникашвили Р. Д. Создаем хореографическое произведение. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. - 384 с.
2. Азаров Ю. П., Азарова Л. Н. Создание хореографического произведения: теория и практика: учеб. пособие. -М.: НИИВО, 2011. - 192 с.
3. Аракелова А. О. Детские школы искусств Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 41/1. - С. 196-210.
4. Балет / под ред. Ю. Григоровича. - М.: Совет. энцикл., 1981. - 623 с.
5. Кившенко Ю. А. Формирование индивидуального почерка у будущего педагога-хореографа // Вестн. Самар. гос. ун-та. - 2009. - № 5 (71). - С. 112-117.
6. Косенко Н. Ю., Слаутина Н. М. Противоречия профессионального развития личности в современных условиях последипломного образования // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19/2. -С. 178-182.
7. Палилей А. В., Бочкарева Н. И. Народные праздники, обычаи и обряды казаков как источник поиска новых выразительных средств в постановочной деятельности балетмейстеров любительских коллективов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 43. - С. 111-121.
8. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 191 с.
9. Тарасов Н. Классический танец. - М.: Искусство, 1981. - 479 с.
10. Театральная энциклопедия / под ред. П. А. Маркова. - М.: Совет. энцикл., 1965. - Т. 4. - 1160 с.
References
1. Adenin V.A., Aykhenvald Yu.A., Aksenova L.A., Alekhin A.D., Andronikashvili R.D. Sozdaem khoreograficheskoe proizvedenie [We create a choreographic work]. Moscow, Pedagogy-Press Publ., 2013. 384 p. (In Russ.).
2. Azarov Yu.P., Azarova L.N. Sozdanie khoreograficheskogo proizvedeniya: teoriya i praktika [Creating a choreographic work: theory and practice]. Moscow, NIIVO Publ., 2011. 192 p. (In Russ.).
3. Arakelova A.O. Detskie shkoly iskusstv Rossiyskoy Federatsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Children's art schools of the Russian Federation: current state and development prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 41/1, pp. 196-210. (In Russ.).
4. Balet [Ballet]. Edited by Yu. Grigorovich. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1981. 623 p. (In Russ.).
5. Kivshenko Yu.A. Formirovanie individual'nogo pocherka u budushchego pedagoga-khoreografa [Formation of individual handwriting of the future teacher-choreographer]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2009, no. 5 (71), pp. 112-117. (In Russ.).
6. Kosenko N.Yu., Slautina N.M. Protivorechiya professional'nogo razvitiya lichnosti v sovremennykh usloviyakh poslediplomnogo obrazovaniya [Contradictions of personal professional development in modern conditions of postgraduate education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture andArts], 2012, no. 19/2, pp. 178-182. (In Russ.).
7. Paliley A.V., Bochkareva N.I. Narodnye prazdniki, obychai i obryady kazakov kak istochnik poiska novykh vyrazitel'nykh sredstv v postanovochnoy deyatel'nosti baletmeysterov lyubitel'skikh kollektivov [National holidays, customs and rites of the Cossacks as a source of searching for new expressive means in the staging activities of choreographers of amateur groups]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture andArts], 2018, no. 43, pp. 111-121. (In Russ.).
8. Smirnov I.V. Iskusstvo baletmeystera [The Art of the Choreographer]. Moscow, Enlightenment Publ., 1986. 191 p. (In Russ.).
9. Tarasov N. Klassicheskiy tanets [ClassicalDance]. Moscow, Art Publ., 1981. 479 p. (In Russ.).
10. Teatral'naya entsiklopediya [Theater Encyclopedia]. Edited by P. Markov. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1965, vol. 4. 1160 p. (In Russ.).