7. Rodionova D.D. Podkhody k proektirovaniyu indikatorov dostizheniya kompetentsiy pri razrabotke osnovnoy obrazovatel'noy programmy po napravleniyu podgotovki «Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya» [Approaches to designing indicators to achieve competencies in the development of the main educational program in the direction of the preparation "Museology and protection of cultural and natural heritage sites"]. Teoriya, istoriya i praktika obrazovaniya v sfere kul 'tury: materialy XVIII mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Theory, history and practice of education in the field of culture: materials of the XVIII International Scientific and Methodological Conference]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2018, pp. 128-133. (In Russ.).
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 51.03.02 «Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura» i urovnyu vysshego obrazovaniya bakalavriat: utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1178 [Federal state educational standard in the direction of training (specialty)
51.03.02 "Folk art culture" and the level of higher education bachelor degree: approved by the order of the Ministry of education of Russia from 06.12.2017 № 1178]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/510302_B_3_12012018.pdf (accessed 03.03.2019).
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 51.03.03 «Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'» i urovnyu vysshego obrazovaniya bakalavriat: utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1178 [Federal state educational standard in the direction of training (specialty)
51.03.03 "Social and cultural activities" and the level of higher education bachelor: approved by the order of the Ministry of education of Russia from 06.12.2017 № 1178]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf (accessed 03.03.2019).
10. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 51.03.04 «Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya»: utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1178 [Federal state educational standard in the direction of preparation (specialty) 51.03.04 "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage": approved by the order of the Ministry of education of Russia from 06.12.2017 № 1178]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/510304_B_3_12012018.pdf (accessed 03.03.2019).
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 51.03.05 "Rezhissura teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov": utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1178 [Federal state educational standard in the direction of training (specialty) 51.03.05 "Directing theatrical performances and holidays": approved by the order of the Ministry of education of Russia from 06.12.2017 № 1178]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510305_B_3_12012018.pdf (accessed 03.03.2019).
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyu podgotovki (spetsial'nosti) 51.03.06 «Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'»: utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 06.12.2017 № 1178 [Federal state educational standard in the direction of training (specialty) 51.03.06 "Library and information activities": approved by the order of the Ministry of education of Russia from 06.12.2017 № 1178]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf (accessed 03.03.2019).
УДК 377.12
ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДУЭТНЫЙ ТАНЕЦ» В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
Кушов Александр Михайлович, преподаватель кафедры балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Баталова Светлана Геннадьевна, преподаватель кафедры классической и современной хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дуэтный танец формировался начиная от эпохи двух Людовиков - XIII и XIV - до середины 60-х годов прошлого столетия. Рассматривать способы и методы обучения студентов
по дисциплине «Дуэтный танец» по направлениям подготовки бакалавров в области хореографического искусства необходимо в единстве взаимосвязей исторических и современных форм дуэтного танца, учитывая деятельностный и результативный способ соединения межпредметных учебных дисциплин по содержательному и функциональному принципу.
Исторически дуэтный танец получил свое развитие на основе классического танца и формировался в рамках возникновения современных видов хореографического искусства. Термин «дуэтный танец» используется в научных работах, учебниках ведущих отечественных и зарубежных педагогов-хореографов, искусствоведов, балетоведов. Сложившиеся педагогические традиции, способы и методы преподавания и обучения дуэтному танцу раскрывают его художественность. Сегодня «Дуэтный танец» является одной из ведущих специальных дисциплин хореографического образования. Дуэтный танец исполняется не только в коллективах, основанных на классическом танце, но и в танцевальных школах современных направлений. На современном этапе хореографического образования дуэтный танец приобретает новые техники поддержки и навыки сценического общения, что положительно сказывается на подготовке обучающихся хореографов к учебной и творческой работе в коллективах.
Ключевые слова: педагогический процесс, дуэтный танец, дисциплина, современные направления, поддержка, хореограф, балетмейстер.
TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL DISCIPLINE "DUET DANCE" IN THE SYSTEM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION OF RUSSIA OF UNIVERSITIES OF CULTURE
Kushev Aleksandr Mikhaylovich, Instructor of Department of Ballet-master Work, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Batalova Svetlana Gennadyevna, Instructor of Department of Classic and Modern Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Duet dance, as educational discipline was formed from the epoch of Luis XIII and Luis XIV to the middle of 1960s. To examine the means and methods of training the students to the discipline "Duet Dance" on directions for bachelors of choreographic art, it is necessary in unity of intercommunications of historical and modern forms of duet dance, considering the activity and effect of connecting theintersubjective educational disciplines in content and functional principle of elements of educationalcreative process.
Historically, duet dance got the development on nature of classic dance, and formed within the framework of the own knowledge considering the origin of modern types of choreographic art. The term "duet dance" is used in the advanced studies, textbooks of leading domestic and foreign teachers-choreographers, art and balletcritics. The pedagogical traditions of training the duet dance give an opportunity to opening its artistic value, methods and teachingmethods. Today, "Duet dance" is one of the leading special disciplines of choreographic education, having historical roots of development. It finds the application not only in the collectives based on classic dance but also in dancing schools of modern directions. On the modern stage of choreographic education, the duet dance obtained the new techniques of support and skills of stage communication that positively effects preparation of choreographers, graduating students to educational and creative works.
Conditions of teaching the discipline "Duet dance" in the areas of training the bachelors in the field of choreographic art in the universities of culture, it is necessary to consider the unity of pedagogical, organizational and educational methods and methods. The activity and effectiveness of this discipline is expressed in relations and connections, interdisciplinary connections of choreographic disciplines in a meaningful and functional basis of independent elements of the educational-creative process.
Keywords: pedagogical process, duet dance, discipline, modern directions, support, choreographer, ballet-master.
Основной целью концепции российского образования (приказ от 11.02.2002 № 393 Министерства образования Российской Федерации «О Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года») является «обеспечение условий эффективного развития российского образования, формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном» [4].
Для достижения данной цели определены три основных задачи: «создание структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, развитие современных механизмов общего и дополнительного образования, реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности» [4].
В соответствии с концепцией российского образования разрабатываются федеральные государственные стандарты высшего образования подготовки высококвалифицированных работников, в том числе и в области хореографического искусства по соответствующим направлениям и профилям.
Воспитание будущего специалиста, способного не только к эффективной работе на уровне мировых стандартов, но готового к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособного на рынке труда, на современном этапе является основной учебно-педагогической задачей преподавателей вуза.
Содержание образовательного процесса по направлениям подготовки в области хореографического искусства определяется программой бакалавриата, в которой сформированы требования к результатам ее освоения в виде общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников, подразумевающих не только гармоничное развитие личности, но и усвоение знаний, приобретение определенных профессиональных навыков, которые заключаются в:
- обладании высоким уровнем культуры;
- способности работать в коллективе и с коллективом;
- повышении педагогического, исполнительского и балетмейстерско-постановочного мастерства;
- активном развитии научной и методической работы.
Современная педагогика профессионального образования определяет не только направленность, но и перспективы развития обучающихся. Ведущие тенденции развития профессионального педагогического образования в области хореографического искусства, отражая в себе общие образовательные тенденции (мировые, национальные, региональные), включают и специфические, характерные для системы педагогического образования по направлениям: «Хореографическое искусство», «Хореографическое исполнительство», «Народная художественная культура», заложенные в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Объект профессиональной деятельности выпускников-бакалавров - процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями хореографического искусства, а также в соответствии с методикой преподавания хореографических дисциплин. Результатом подготовки балетмейстеров-педагогов в вузе является формирование профессионального мышления, педагогического сознания, профессионально направленного поведения у будущего педагога, приобретение обучающимся знаний, умений и владений, позволяющих конструктивно выполнять педагогическую, балетмейстерскую, творческо-исполнительскую, репетиторскую деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности будущего педагога. Значимость педагогической деятельности заключается в необходимости передачи опыта подрастающим поколениям через специально организованный педагогический процесс, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организаций. Применительно к процессу вузовской подготовки специалиста-хореографа эти задачи конкретизируются в направлении развития специальных способностей и формирования особых хореографических навыков.
Настоящая работа имеет целью теоретически обосновать трансформацию дуэтного танца в современных условиях развития танцевального искусства, раскрыть способы и методы изучения дисциплины «Дуэтный танец» в вузе культуры.
Педагогические, организационные, учебно-методические условия преподавания хореографических дисциплин, в частности дисциплины «Дуэтный танец», в вузах культуры по направлениям подготовки бакалавров в области хореографического искусства, необходимо рассматривать в единстве взаимосвязей процессуального и результативного сочетания учебных дисциплин (классический, народно-сценический, современный танец), связанных между собой по содержательному и функциональному принципам.
По проблеме формирования дисциплины «Дуэтный танец» и ее внедрения в образовательный процесс на сегодняшний день нет теоретических исследований. В научных статьях, публикациях о балете, в книгах выдающихся хореографов приводятся некоторые упоминания о становлении и развитии дуэтного танца на балетной сцене [13]. В единственном учебно-методическом пособии Н. Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» [8] кратко излагается историческое развитие дуэтного танца, а также приводятся некоторые способы и приемы методики преподавания этой дисциплины: приемы партерной воздушной поддержки. Данное пособие формировалось на основе многолетнего существования дисциплины «Дуэтный танец» в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой. Н. Н. Серебренников отмечает, что «в разработке методики дуэтного танца участвовали преподаватели Ленинградского училища нескольких поколений: П. А. Гердт, С. Г. и Н. Г. Легаты, С. К. Андрианов, Л. С. Леонтьев, В. И. Пономарев, Б. В. Шавров, П. А. Гусев, А. И. Пушкин, А. А. Писарев и многие другие» [8, с. 8].
Николай Николаевич Серебренников создал выверенную практикой методику преподавания дуэтно-классического танца. Его методика - неоценимый вклад в развитие образовательного процесса по специальным дисциплинам в образовательных учреждениях. Разработанные им рекомендации в области изучения приемов воздуш-
ных и партерных поддержек, детализированная терминология, методические указания по построению уроков и проведению итогового контроля легли в основу современной хореографической школы обучения детей и взрослых.
Дуэтный танец существует более четырех столетий. В образовательных учреждениях преподавание дисциплины «Дуэтный танец» насчитывает более полувека.
При организации учебно-педагогических условий следует учитывать, что дуэтный танец основан на природе классического танца. Изучается дуэтный танец в рамках не только искусствоведческих, культурологических, но и педагогических наук. Сложившиеся педагогические традиции обучения дуэтному танцу раскрывают его художественность. «Дуэтный танец» - одна из специальных дисциплин хореографического образования, со своей историей развития. В настоящее время дуэтный танец практикуется не только в коллективах классического танца, но и в танцевальных школах современных направлений. На данном этапе хореографического образования обучающиеся дуэтному танцу осваивают новые техники поддержки и навыки сценического общения, что положительно сказывается на подготовке хореографов и исполнителей в учебно-творческом процессе.
Исследователями дуэтного танца зафиксировано, что сложившаяся историческая форма его выражения в современной системе образования достигается высоким исполнительским мастерством, виртуозностью, приемами акробатической поддержки в ансамблях, балетных спектаклях.
Учебная дисциплина «Дуэтный танец» включает в свое содержание педагогический опыт ведущих отечественных педагогов-хореографов предыдущих поколений: М. Петипа, Л. И. Иванов, А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзов-ский, К. Сергеев, Ю. Григорович. Балетмейстеры в своей практической деятельности заложили основные методические приемы партерной и воздушной поддержки, включающие в себя следующие основные составляющие: гармоничное сочетание партнеров, техника исполнения, единое амплуа, музыкальность, эмоциональная и пластическая выразительность. Ярким примером во-
площения приемов партерной и воздушной поддержки является дуэт Ширин и Ферхада из балета Ю. Григоровича «Легенда о любви».
В настоящее время в связи с развитием хореографических направлений (современный, народно-сценический, классический танцы) в дисциплину «Дуэтный танец» внедряются новые программные и педагогические задачи, образовательные, воспитательные и развивающие цели, при построении урока учитываются возрастные, физические, индивидуальные особенности обучающихся в каждой студенческой группе. Современная методика изучения дуэтного танца включает:
- проучивание дуэта по частям в соответствии с музыкой;
- показ и репетицию;
- отдельное изучение наиболее сложного приема поддержки;
- объяснение обучающимся смысловой задачи каждой поддержки - ее подтекста;
- поддерживание средствами пластической и скульптурной выразительности постоянного сценического общения партнеров дуэта, поощрение обучающихся, способных проявлять творческую инициативу при исполнении дуэта.
Дуэтный танец, как отдельный номер, изображает диалог партнеров. В нем рассматриваются такие поддержки: партнерша находится в определенных позах, вращениях, подъем партнерши до уровня плеч, верховые поддержки. Пройдя путь своего развития от эпохи двух Людовиков -XIII и XIV - до середины 60-х годов прошлого столетия, исполнительское мастерство дуэтного танца уже имело в своем багаже множество вариантов всевозможных поддержек, которых достаточно для воплощения многих педагогических и хореографических приемов современными балетмейстерами. Но в связи с этим необходимо отметить, что сегодня многие поддержки, считавшиеся в начале XX века верхом совершенства в исполнении мастеров балета, стали рядовыми элементами в программе изучения техники дуэтного танца в профессиональных учебных хореографических учреждениях [13].
Таким образом, дисциплина «Дуэтный танец» полностью сформировалась в 60-е годы
XX века и заняла одно из ведущих мест среди дисциплин в профессиональном образовании хореографов.
Рассматривая дуэтный танец как самостоятельную форму хореографического произведения, Р. В. Захаров разделяет ее на «три основных вида - простейшие, танец мужчины и женщины и танец-диалог. Простейший вид - это танец в унисон, иногда в таких танцах могут встречаться отдельные комбинации для каждого партнера, похожие дуэты называются "двойками" и чаще всего такие дуэты используются артистами одного пола. Второй вид дуэтного танца может быть сочинен на любую тему: печаль, расставание, любовь, ненависть. Два исполнителя стараются передать в танце свои чувства и взаимоотношения. Третий вид дуэтного танца - это танец-диалог. Каждый из партнеров пытается донести свою мысль, чувства, и в развитие этих тем они приходят к общему единству или к победе одного над другим» [3, с. 120-122].
С появлением искусства эстрады в XX веке дуэтный танец продолжил свое развитие. Согласно мнению историка цирка и эстрады Е. М. Кузнецова, эстрадное искусство объединяет разнообразные жанры, «общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, способствующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя» [4, с. 4]. Данное высказывание говорит о том, что многие виды хореографии, исполняемые на эстраде, подверглись изменениям в плане сокращения продолжительности произведения - зарождается форма танцевальной миниатюры. Индивидуальные исполнительские возможности танцовщиков стали отправной точкой балетмейстерской работы.
«Дуэтный танец» в учебном процессе хореографического образования рассматривается с точки зрения его истории, развития, трансформации, соединении с акробатикой, его значения в современной хореографии, классическом и народном танцах.
В Кемеровском государственном институте культуры на факультете хореографии дисципли-
на «Дуэтный танец» преподается по следующим направлениям: «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного танца (ансамбля современного танца), педагог-репетитор», «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом». Педагогическая работа выпускников - один из видов их будущей профессиональной деятельности, поэтому знания методических способов преподавания данной дисциплины являются основополагающими.
Цели освоения дисциплины «Дуэтный танец»:
- изучение основных этапов развития дуэтного танца;
- изучение базовых образцов хореографического наследия дуэтного танца;
- овладение специфическими педагогическими и методическими приемами преподавания дуэтного танца.
Поставленные цели в процессе освоения данной дисциплины особенно актуальны при изучении техники исполнения поддержек в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным уровнем развития хореографического искусства.
В период изучения дисциплины студенту необходимо достичь следующих результатов: разбираться в способах и приемах разработки учебных танцевальных комбинаций от простых до малых музыкально-хореографических форм; обладать методикой преподавания дуэтного танца и применять ее на практике, проучить хореографический материал и методически грамотно воспроизводить хореографические тексты; владеть способами управления познавательно-психологическими процессами обучающихся, формировать их умственные, эмоциональные и двигательные действия.
Так, по направлениям «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом», преподаватели используют сле-
дующие способы и методы изучения дисциплины «Дуэтный танец» в образовательном процессе.
1. Обучающиеся на практических занятиях овладевают техникой поддержки и навыками сценического общения со смысловой нагрузкой.
2. Студенты постигают партерные и воздушные поддержки, развивают физические возможности.
В качестве примера применения в профессиональной практике полученных навыков в технике исполнения поддержек стоит упомянуть о работе балетмейстера-педагога хореографического ансамбля классического танца «Балетный вернисаж», который включает в репертуар коллектива такие виды дуэтно-классического танца, как: па-де-де, мужские и женские вариации, дуэты, основанные на донесении чувств партнеров друг другу. Другой пример - ансамбль народного танца «Молодой Кузбасс», в котором используются некоторые виды поддержек парных и групповых танцев - перепляс, пляска, что положительно сказывается на создании образов в танце и в технике исполнения артистов ансамбля.
В процессе подготовки по программе дисциплины «Дуэтный танец» обучающиеся овладевают дуэтно-акробатическими видами поддержек и парным исполнением элементов современной хореографии.
Рассмотрим некоторые особенности исполнения дуэтного танца:
1. Дуэтно-акробатический танец включает в себя исполнение шпагатов, колес, сложных поддержек, что расширяет тематическое разнообразие образного решения танца (героика, лирика, гротеск). Эклектические балетмейстер-ско-педагогические штрихи, применяемые при обучении студентов, расширяют внешнюю эффективность и гармоничную связь с внутренним содержанием героев.
2. Дуэтное танцевание в современной хореографии, как новое направление в хореографическом искусстве, отличается свободой творческих взглядов, новизной балетмейстерских приемов. В современной хореографии дуэтный танец базируется не только на технике партерных и воздушных поддержек, но также на танцевальном
взаимодействии - контактной импровизации и партнеринге (парное взаимодействие - уверенность, осмысленное наблюдение за смещением центра тяжести обоих исполнителей).
3. Контактная импровизация чаще всего встречается в дуэтах. Она учит доверять партнеру, чувствовать его на физическом уровне. Партне-ринг, контактная импровизация, например, часто используются балетмейстерами в ансамбле современной хореографии «Вечное движение» при формировании репертуара коллектива.
Перечисленные особенности исполнения дуэтного танца дают возможность расширения педагогических методов и приемов в обучении и становлении дисциплины «Дуэтный танец». На протяжении почти двух десятилетий на факультете хореографии КемГИК укрепляются междисциплинарные связи, как системообразующий компонент этапа становления дисциплины «Дуэтный танец», совершенствуются образовательные условия процесса преподавания дуэтного танца, развивается логика взаимовлияния дисциплин историко-бытового, дуэтного, народно-сценического, классического и современного танцев, а также совершенствуются связи с ансамблями классической, современной и народной хореографии факультета, вовлекающими в свои творческие процессы все изученные элементы дуэтного танца. Это уже упомянутые выше ансамбль классического танца «Балетный вернисаж», ансамбль народного танца «Молодой Кузбасс», ансамбль современной хореографии «Вечное движение», выступающие на сценических площадках города Кемерова, Кемеровской области, Сибирского региона, принимающие участие в международных и всероссийских конкурсах-фестивалях.
Таким образом, система обучения по дисциплине «Дуэтный танец» представляет собой учебно-педагогический процесс освоения жанровых, стилистических, исторических особенностей парного танца, а также художественно-педагогической традиции его преподавания.
Российская школа хореографического образования, куда входит и обучение по дисциплине «Дуэтный танец», является одной из ведущих в мире. По дисциплине «Дуэтный танец» сформирован действенный и отлаженный творческо-педагогический механизм, учебно-методическая, учебно-творческая система, способствующие укреплению фундамента хореографического образования и искусства.
Данная дисциплина практически окончательно определилась и стала одной из основных дисциплин в подготовке будущих профессиональных педагогов-хореографов, балетмейстеров - выпускников вуза. Поэтому в настоящее время появилась необходимость в учебно-методических разработках, учитывающих современные требования методологической базы дисциплины «Дуэтный танец».
Рассмотрев теоретическую обоснованность трансформации дуэтного танца на современном этапе развития хореографического искусства, раскрыв способы и методы изучения дисциплины «Дуэтный танец» в хореографических образовательных учреждениях, можно сделать следующие выводы: пройдя путь становления, дуэтный танец сегодня трансформируется и развивается, сохраняя суть данной танцевальной формы - парного танца. В настоящее время дуэтный танец остается актуальным, что подразумевает его использование балетмейстерами и педагогами в своей учебно-творческой деятельности.
Литература
1. Александрова Н. А. Танец модерн: пособие для начинающих / предисл. Н. И. Козлова. - СПб., 2011. - 208 с.
2. Дуэтный танец: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / сост. А. М. Кушов. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. - 29 с.
3. Захаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983. - 237 с.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.
5. Кузнецов Е. М. Цирк. - М.: Искусство, 1971. - 498 с.
6. Мелентьева Л. Д., Бочкарева Н. С. Классический танец: учеб. пособие. - Кемерово: КемГИК, 2016. - 120 с.
7. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: история, методика, практика. - М.: ГИТИС, 2010. - 296 с.
8. Серебренников Н. Н. Поддержка в дуэтном танце: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд., доп. - Л., 1979. - 151 с.
9. Палилей А. В., Бочкарева Н. И. Народные праздники, обычаи и обряды казаков как источник поиска новых выразительных средств в постановочной деятельности балетмейстеров любительских коллективов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 43. - С. 111-121.
10. Фомкин А. В. Балетное образование: традиции, история, практика: монография. - СПб., 2013. - 397 с.
11. Хлопова В. Американский танец XX века: зачем Терпсихора надела кросовки // Театр. - 2015. - № 20. - С. 73.
12. Шевченко Е. П. Методические рекомендации по дисциплине «Методика преподавания дуэтного танвд» [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.sgu.rulucb_tiYt563.pdf.
13. Шелемов А. Н. История развития дуэтного танца на профессиональной сцене и формирование учебной дисциплины «Дуэтно-классический танец» // Вестн. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. - 2015. - Вып. 11. -С. 135-143.
References
1. Aleksandrova N.A. Tanets modern: posobie dlya nachinayushchikh [Dance modernist style: a grant for beginners]. St. Petersburg, 2011. 208 p. (In Russ.).
2. Duetnyy tanets: rabochaya programma distsipliny po napravleniyu podgotovki 52.03.01 "Khoreograficheskoe iskusstvo", profilyu "Iskusstvo baletmeystera", kvalifikatsiya (stepen') vypusknika "bakalavr"» [Duet dance: working program of discipline for the direction ofpreparation 52.03.01 "Choreographic art", to the Art of the Ballet Master profile, qualification (degree) of the graduate "bachelor"]. Kemerovo, Kemero State University of Culture Publ., 2018. 29 p. (In Russ.).
3. Zakharov R.V. Sochinenie tantsa: Stranitsy pedagogicheskogo opyta [Composition of dance: Pages of pedagogical experience]. Moscow, Art Publ., 1983. 237 p. (In Russ.).
4. Kontseptsii Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [Concepts of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020]. (In Russ.). Available at: https://profiok.com/ news/detail.php.
5. Kuznetsov E.M. Tsirk[Circus]. Moscow, Art Publ., 1971. 498 p. (In Russ.).
6. Melentyeva L.D., Bochkareva N.S. Klassicheskiy tanets [Classical dance]. Kemerovo, KemGIK Publ., 2016. 120 p. (In Russ.).
7. Nikitin V.Yu. Modern-dzhaz tanets: istoriya, metodika, praktika [Modern jazz dance: history, technique, practice]. Moscow, GITIS Publ., 2010. 296 p. (In Russ.).
8. Serebrennikov N.N. Podderzhka v duetnom tantse [Support in duet dance]. Leningrad, 1979. 151 p. (In Russ.).
9. Paliley A.V., Bochkareva N.I. Narodnye prazdniki, obychai i obryady kazakov kak istochnik poiska novykh vyrazitel'nykh sredstv v postanovochnoy deyatel'nosti baletmeysterov lyubitel'skikh kollektivov [National holidays, customs and ceremonies of Cossacks as source of search of new means of expression in production activity of ballet masters of amateur collectives]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2018, no. 43, pp. 111-121. (In Russ.).
10. Fomkin A.V. Baletnoe obrazovanie: traditsii, istoriya, praktika [Ballet education: traditions, history, practice]. St. Petersburg, 2013. 397 p. (In Russ.).
11. Khlopova V. Amerikanskiy tanets XX veka: zachem Terpsikhora nadela krosovki [American dance of the 20th century: why Terpsikhora put on sneakers]. Teatr [Theatre], 2015, no. 20, p. 73. (In Russ.).
12. Shevchenko E.P. Metodicheskie rekomendatsii po distsipline "Metodika prepodavaniya duetnogo tantsa" [Methodical recommendations about discipline "Technique of teaching duet dance"]. (In Russ.). Available at: http://elibrary. sgu.rulucb_tiyt56z.pdf.
13. Shelemov A.N. Istoriya razvitiya duetnogo tantsa na professional'noy stsene i formirovanie uchebnoy distsipliny "Duetno-klassicheskiy tanets" [The history of the development of duet dance on the professional stage and the formation of the academic discipline "Duet-classical dance"]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of the I. Kant Baltic Federal University], 2015, iss. 11, pp. 135-143. (In Russ.).