Nauka i molodezh'XXI veka. Materialy XIV mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov i aspi-rantov. Ch. II. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki, Novosibirsk, 12-13 noyabrya 2015 goda [Science and youth of the XXI century. Proceedings of XIV scientific-technical conference undergraduate and graduate students Part II. humanitarian and socio-economic Sciences, Novosibirsk, November 12-13, 2015]. Novosibirsk, Siberian State University of Railway Engineering Publ., 2015, pp. 189-190. (In Russ.).
18. Silkina N.V. Model' vospitatel'noy deyatel'nosti v organizatsiyakh [Model of educational activity in organizations]. Molodezh' na poroge XXI veka [Young people on the threshold of the XXI century]. Novosibirsk, SGUPSa Publ., 2000, pp. 27-29. (In Russ.).
19. Sukhomlinskiy V.A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka [How to educate a real human being]. Moscow, Pedagogy Publ., 1990. 288 p. (In Russ.).
20. Shalaeva S.L., Shalaev V.P. Liberal'nyy faktor global'nogo kapitalizma i zapadofikatsii mira [Liberal factor of global capitalism and zapadofikation of the world]. Konfliktologiya [Konfliktologija], 2016, no. 1, pp. 27-52. (In Russ.).
21. Shevtsova M.M. Soderzhanie uchebnykh distsiplin v patrioticheskom vospitanii obuchayushchikhsya: obrazovatel'nye vozmozhnosti [Content of education disciplines in patriotic education of students: education opportunities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state university of culture and arts], 2016, no. 35, pp. 221-226. (In Russ.).
УДК 378.14
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: palileyav@mail.ru
Бондаренко Анастасия Александровна, старший преподаватель, кафедра народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: reingardtvi@mail.ru
Существующая система подготовки педагогических кадров в области хореографического искусства, отвечающая стратегическим перспективам отечественного образования, в настоящее время требует определённой модернизации. Проблема модернизации образовательной системы заключается в повышение ее качества, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, что является одним из приоритетных направлений. Проектирование профессиональной деятельности, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, предвидение последствия ее преобразований для выпускника-хореографа вуза культуры, молодого специалиста, становится важным. Для будущего педагога-хореографа проектирование профессиональной деятельности актуализируется еще и потому, что он должен сформировать это умение у своих обучающихся. Поэтому подготовка педагогов-хореографов должна осуществляться с учетом компетентностного подхода на основе тесной взаимосвязи содержания дисциплин педагогического и профессионального циклов. В будущей профессиональной деятельности способность к самореализации личности поможет студентам успешно решать возникающие профессиональные противоречия и задачи.
Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности требует решения профессионального развития педагогов-хореографов системы дополнительного образования, подготовки магистров хореографического профиля на основе преемственности образовательных ступеней.
Ключевые слова: педагог-хореограф, модернизация, профессиональная деятельность, умения, навыки.
THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS TEACHER-CHOREOGRAPHER FOR PRACTICE
Paliley Aleksandr Vasilyevich, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department Chair of Folk Dance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: palileyav@mail.ru
Bondarenko Anastasiya Aleksandrovna, Senior Lecturer, Department of Folk Dance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: reingardtvi@mail.ru
The existing system of training the pedagogical personnel in the field of choreographic art, which corresponds to the strategic prospects of domestic education, now requires some modernization. The problem of modernization of the educational system is to improve its quality, to integrate educational, scientific and practical activities, which is one of the priority areas. Design of professional activity, ability to navigate in non-standard situations, anticipate the consequences of its transformation, for the graduate choreographer of the higher education as the young specialist's culture becomes important. For the future teacher-choreographer, the design of professional work is actualized also because he must form them among his students. Therefore, training the teachers-choreographers should be carried out taking into account the competence approach on the basis of close interrelation of the content of the disciplines of pedagogical and professional cycles. In the future professional activity, the ability to self-realization of personality will help students successfully solve emerging professional contradictions and tasks.
The process of forming the professional readiness of the teacher-choreographer for practical activities requires the decision of the professional development of the teachers-choreographers of the additional education system, preparation of masters of the choreographic profile on the basis of the continuity of the educational stages.
Keywords: teacher-choreographer, modernization, quality, process, professional experience and skills.
Основы формирования профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры являются одним из важнейших направлений высшего образования на современном этапе. Состояние образовательного хореографического опыта в России показывает, что сегодня профессиональное становление педагога-хореографа в вузах культуры рассматривается как приоритетное. В связи с этим необходимы: инновационный подход к организации образовательного процесса в вузе на основе Государственного образовательного стандарта, разработанной образовательной программы в области хореографического искусства, качественная подготовка творческих специалистов, квалифицированных педагогов-хореографов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда.
Основные задачи профессиональной подготовки представлены в Федеральной программе развития образования в России на 2016-2020 годы, целью которой является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного соци-
ально ориентированного развития Российской Федерации, и которая указывает на необходимость ориентации образовательных учреждений на конечный результат, обеспечение более полного соответствия их деятельности потребностям рынка труда, что требует расширения профессиональной подготовки специалиста [4]. Профессиональная подготовка педагогов-хореографов для современной социально-культурной сферы становится важным аргументом для развития механизмов и технологий содержания и качества образования.
Формирование и развитие специалиста, поиск новых подходов к профессиональной подготовке педагогов-хореографов - актуальная задача высшей школы. В основе ее решения не только передача необходимых знаний, умений, навыков, а, прежде всего, воспитание профессионала, понимающего назревшие проблемы практики и способного их решать.
Вопросы становления профессионального специалиста-педагога хореографа систематически обсуждаются на Всероссийских научно-практических, методических конференциях вузов культуры России, публикуются научные статьи в
сборниках, то есть теоретические и практические аспекты данной проблемы в настоящее время приобрели универсальный характер. Изучению и поиску новых подходов к профессиональной подготовке специалистов в системе профессионального образования, в том числе к подготовке педагогов-хореографов, посвящены многочисленные социологические (О. И. Генисарет-ский, М. Г. Мерзляков, З. Ф. Мазур, и др.), психологические работы (Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильина, В. В. Краевского, и др.) [6; 10; 11], педагогические труды (В. С. Безрукова, Н. В. Костюк, В. М. Монахов и др.) [8].
Представленные работы, раскрывающие основы профессионального обучения студентов, обозначающие значение творчества и духовности в профессиональном развитии личности, являются основой нашего исследования в области профессиональной подготовки педагогов-хореографов с применением эффективных технологий и моделей обучения специалиста.
Наряду с достоинствами эффективных технологий подготовки специалистов, о которых авторы пишут в своих работах, необходимо отметить отсутствие не менее важного качества формирования и развития хореографической педагогики, а именно - повышение эффективности формирования личностных и профессионально-творческих качеств выпускников в области хореографического искусства.
Таким образом, назрела необходимость совершенствования процесса формирования профессиональной готовности педагога-хореографа, в связи с возросшими объективными требованиями современного общества к повышению уровня профессиональной компетентности специалиста-хореографа, изменения сложившейся модели подготовки специалиста в вузах культуры и искусств.
Настоящая работа имеет целью теоретически обосновать содержание профессиональной подготовки педагога-хореографа в вузе культуры к практической деятельности, выявить педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к работе в учреждениях культуры и образования.
В институте хореографии Кемеровского государственного института культуры ведется подготовка специалистов по следующим направлениям: 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль подготовки «балетмейстерское творчество»,
52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль подготовки «артист-танцовщик ансамбля народного (современного) танца, педагог-репетитор», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль подготовки «руководитель любительского хореографического коллектива». Анализ видов профессиональной деятельности выпускников, в число которых входят и педагогические: репетиторско-педагогическая (хореографическое исполнительство), педагогическая (хореографическое искусство, народная художественная культура) раздела IV «характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата» Государственных образовательных стандартов высшего образования, дает возможность установить единство содержания приведенных направлений [13]:
- в области формирования профессиональных знаний, умений и навыков, потребности творческого отношения к процессу хореографического обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний;
- в области осуществления процесса обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, хореографических коллективах.
- в области планирования и организации учебно-воспитательного процесса, опираясь на традиционные и авторские процессы подходы и модели обучения, воспитания, систематического повышения уровня профессиональной квалификации;
- в области формирование системы контроля качества образования в сфере хореографического исполнительства в соответствии с требованиями образовательного процесса, оценки потенциальных возможностей обучающихся, выстраивании на этой основе индивидуально-ориентированной стратегии обучения.
- в области создания благоприятных психолого-педагогических условий для успешного личностного и профессионального становления обучающихся.
Приведенные направления профессиональной деятельности определяют потребность будущего педагога-хореографа в творческом отношении к процессу хореографического обучения, осознанное принятие будущим специалистом знаний, развитие умений и активное включение их в практику.
Результаты анализа направлений профессиональной деятельности выпускника-хореографа показывают нам, что педагог-хореограф - это высококвалифицированный специалист в области танцевального искусства. Кроме отличной физической подготовки и умений методически грамотно организовать учебно-педагогический процесс с обучающимися, педагогу необходимо знать: методологию постановки хореографического произведения; историю отечественного и зарубежного хореографического искусства, музыкальную грамоту, сценографию, историю костюма. Также педагог не только должен знать методику преподавания классического, народно-сценического, русского, современного танца, но и владеть современными знаниями педагогики.
Содержание вышеперечисленных дисциплин ориентировано прежде всего на приобретение студентами профессиональных компетенций в области хореографической деятельности:
- балетмейстер-педагог должен быть высокоэрудированным специалистом, который не только владеет профессиональными секретами хореографического искусства, но и разбирается в смежных видах искусства: драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе;
- педагог-хореограф как художник должен мыслить хореографическими образами, особенно должен знать и любить музыку, изучать ее, уметь раскрыть ее средствами хореографии.
- педагог-хореограф должен обладать коммуникативными и организаторскими способностями, которые важны как в учебно-воспитательной, так и в концертной деятельности творческого коллектива.
Описанные компетенции акцентируют внимание прежде всего на совершенствовании профессиональной подготовки педагога-хореографа как балетмейстера, руководителя любительского хореографического коллектива, педагога по направлению учебно-воспитательной и концертной деятельности творческого коллектива, изменении его образа и формировании готовности к работе в условиях образовательных программ детских школ искусств, центров эстетического воспитания, детских и взрослых творческих коллективов учреждений культуры и образования.
Практика показывает, что не все выпускники педагоги-хореографы в период учебы в вузе профессионально осваивают планирование и
организацию учебно-воспитательного процесса, могут выстраивать модели обучения, воспитания, индивидуально-ориентированные стратегии обучения и воспитания. Об этом свидетельствуют итоги заседаний круглых столов с участием работодателей, педагогов-хореографов, руководителей любительских хореографических коллективов, проводимых на базе института хореографии. Проблемы профессиональной подготовки в вузах культуры в области формирования профессиональной готовности педагога-хореографа рассматриваются на научно-практических, методических конференциях студентов и преподавателей.
Одной из обсуждаемых проблем круглых столов и конференций является нарастающая потребность в непрерывном образовании профессионально-творческого становления личности педагога-хореографа.
В настоящее время решение проблемы профессиональной подготовки специалистов педагогов-хореографов в системе непрерывного образования института хореографии носит постоянный характер, поскольку она ориентирована на повседневные текущие задачи, связанные с реформой образования в целом, модернизацией дидактических средств по овладению техническими элементами народной, современной, классической хореографией, композицией танца, затрагивает общекультурные, нравственные и эстетические аспекты. Организована непрерывная профессиональная подготовка специалистов: мастер-классы по видам танца в рамках Международного конкурса «Неделя танца», двухгодичные, годичные и двухнедельные курсы повышения квалификации, летние танцевальные школы и др. С этой целью преподавателями института хореографии разработаны, обоснованы и внедрены в педагогическую практику методологические и теоретические основы подготовки преподавателей хореографических дисциплин ДШИ, учреждений дополнительного образования, руководителей любительских хореографических коллективов, которые включены в содержание непрерывного образования.
Реализуемые на практике методологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечивают его личностно-деятельностную ориентацию, учитывают логику непрерывного образования, нацелены на создание профессионально ориентированной учебной среды под-
готовки педагога-хореографа, обеспечивающей достижение высокого уровня профессиональной компетенции [9].
Обучение педагогов-хореографов на базе института хореографии в рамках непрерывного образования расширяют связи с образовательными учреждениями дополнительного образования, любительскими коллективами обеспечивающими профессиональную подготовку обучающихся, в дальнейшем выпускников, которые становятся абитуриентами нашего института.
Вторая, не менее важная проблема - практическое взаимодействие института хореографии и учреждений образования и культуры в области хореографического образования.
Современный уровень развития высшего, среднего и дополнительного образования позволяет предложить слушателям и партнерам по курсам повышения квалификации такую программу комплексного обучения, в которой была бы предоставлена возможность познакомиться с новейшими направлениями в области хореографии, преподавания теории и методики обучения, а также практических посещений занятий по различным видам хореографического искусства, индивидуальных консультаций со специалистами в области хореографии. В целях практического взаимодействия при реализации вышеперечисленных задач используются следующие формы и методы сотрудничества, проверенные многолетним опытом: обмен учебными планами и программами, учебно-методическими пособиями, а также их совместная разработка, приглашение преподавателей ДШИ, руководителей коллективов, работодателей на итоговые открытые уроки-экзамены преподавателей по циклам специальных дисциплин, участие преподавателей и обучающихся выпускных хореографических классов ДШИ в проведении научно-практических конференций, подготовка публикаций по проблемам хореографического образования, прохождение стажировки по избранным специальностям в области хореографического искусства.
Третья, не менее важная обсуждаемая проблема - совершенствование психолого-педагогической подготовки педагога-хореографа.
Также решение этой проблемы имеет важное значение в разработке модели оценки знаний, умений, понимания студентами хореографического вуза формы и содержания цикла
дисциплин психолого-педагогического направления, позволяющих будущему педагогу-хореографу оптимально усваивать содержание учебного материала.
Кроме того, необходимо помнить о важности специальной подготовки педагога-хореографа по овладению навыками педагогической работы в жанре танцевального искусства как с детским, так и со взрослым хореографическим коллективом в аспекте овладения процессом обучения и воспитания обучающихся.
Деятельность педагога-хореографа при освоении форм и методов обучения хореографическим дисциплинам может быть осмысленной и эффективной тогда, когда хореографы будут понимать художественное значение и ценность, которые несут в себе пластические элементы классического, народно-сценического, современного танца, когда учебная программа, строящаяся на основе освоения и усвоения пластического языка, реализуется на информационном, аналитическом, эвристическом уровнях.
Таким образом, система подготовки педагогических кадров в области хореографического искусства, процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности заключается в следующем:
1. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической работе выстраивается с учетом современных условий хореографической деятельности в учреждениях культуры и образования.
2. Образовательная среда представляет собой совокупность педагогических условий, обеспечивающих единство психолого-педагогической и профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
3. Профессионально значимые качества будущего педагога-хореографа уточнены и конкретизированы. В их числе: самостоятельность, эмоциональная устойчивость, знания, умения и навыки, способствующие осуществлению практической деятельности в коллективе.
4. Педагогические и психологические аспекты профессиональной готовности будущего педагога-хореографа сопряжены с требованиями практической работы с участниками детских танцевальных коллективов.
Представленный анализ позволяет утверждать, что подготовка педагогов-хореографов
должна осуществляться на основе тесной взаимосвязи содержания дисциплин педагогического и профессионального циклов с учетом компе-тентностного подхода. Способность к самореализации личности в будущей профессиональной деятельности поможет студентам успешно решать возникающие профессиональные противоречия и задачи.
Вместе с тем, проведенный анализ процесса формирования профессиональной готовности
педагога-хореографа к практической деятельности не отражает всех компонентов подготовки педагогов-хореографов к решению профессиональных задач и не претендует на исчерпывающее решение всего вопроса. Дальнейшей разработки требуют вопросы профессионального развития педагогов-хореографов системы дополнительного образования, подготовка магистров хореографического профиля на основе преемственности образовательных ступеней.
Литература
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
2. Асадуллин Р. М. Новые ориентиры развития профессионального образования: моногр. - Уфа: Вагант, 2008. -132 с.
3. Беляева Л. А. Роль психологии в профессиональной подготовке современного учителя // Интеграционные процессы и проблемы междисциплинарного взаимодействия в современной науке: мат-лы междунар. науч. конф., 16-17 ноября 2006. - Томск, 2006. - С. 172-186.
4. Богачева Ю. В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М.: МГУКИ, 2007. - 32 с.
5. Громов Ю. И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 543 с.
6. Заир-Бек Е. С. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное / под ред. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. - 63 с.
7. Ивлева Л. Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. -Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 16 с.
8. Костюк Н. В. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. - 137 с.
9. Костюк Н. В. Подготовка педагогов к реализации комплекса современных образовательных технологий формирования готовности выпускников профессиональных образовательных организаций к инновационной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. - Кемерово, 2014. - № 4 (16). - С. 92-95.
10. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2007. - 352 с.
11. Митакович Л. А. Подготовка бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Уфа: Башкир. гос. пед. ун-т, 2010. - 212 с.
12. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авт.; под. ред. Н. В. Бордовской. - М.: КНО-РУС, 2010. - 432 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Хореографическое искусство», степень магистр. - М., 2008. - 40 с.
14. Цыпин Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности: учеб. пособие. - М.: Музыка, 2010. -128 с.
References
1. Abdullina O.A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovani-ya. Uchebnoe posobie dlya studentov pedinstitutov [General pedagogical training of the teachers in the system of higher pedagogical education. Tutorial]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1984. 208 p. (In Russ.).
2. Asadullin R.M. Novye orientiry razvitiya professional'nogo obrazovaniya [New guidelines for the development of professional education]. Ufa, Vagant Publ., 2008. 132 p. (In Russ.).
3. Belyaeva L.A. Rol' psikhologii v professional'noy podgotovke sovremennogo uchitelyathe [Role of psychology in the professional training of the modern teacher]. Integratsionnye protsessy i problemy mezhdistsiplinarnogo vzaimodeystviya v sovremennoy nauke. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 16-17 noyabrya 2006 [Integration processes and problems of interdisciplinary interaction in modern science. Materials of international scientific conferences on November 16-17, 2006]. Tomsk, 2006, pp. 172-186. (In Russ.).
4. Bogacheva Yu.V. Formirovanie professional'noy gotovnosti k prakticheskoy deyatel'nosti pedagogov-khoreogra-fov v vuzakh kul 'tury i iskusstv. Avtoreferat Diss. dokt. ped. nauk [Formation of professional readiness for practice teachers-choreographers in the universities of culture and arts. Author's abstract of Dr. ped. sci. diss.]. Moscow,
2007. 32 p. (In Russ.).
5. Gromov Yu.I. Rabota pedagoga-baletmeystera v detskom khoreograficheskom kollektive [Work of the teacher-choreographer in the children's choreographic collective]. Osnovy podgotovki spetsialistov-khoreografov. Uchebnoe posobie [Basis of preparation of specialists-choreographers. Tutorial]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2006. 543 p. (In Russ.).
6. Zair-Bek E.S. Podgotovka spetsialistov v oblasti obrazovaniya k uchastiyu i ispol'zovaniyu mezhdunarodnykh programm otsenki kachestva obrazovaniya dlya vsekh: natsional'noe [Training in the field of education for participation and use of international assessment programmes quality education for all: national vision]. Ed. by G. A. Borovskoy. St. Petersburg, RGPU Publ., 2006. 63 p. (In Russ.).
7. Ivleva L.D. Rukovodstvo vospitatel'nym protsessom v samodeyatel'nom khoreograficheskom kollektive [Management of educational process in Amateur choreographic collectives]. Chelyabinsk, ChGAKI Publ., 2002. 16 p. (In Russ.).
8. Kostyuk N.V. Pedagogikaprofessional'nogo obrazovaniya. Uchebnoe posobie [Pedagogy of professional education. Tutorial]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2016. 137 p. (In Russ.).
9. Kostyuk N.V. Podgotovka pedagogov k realizatsii kompleksa sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy formirovaniya gotovnosti vypusknikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy k innovatsionnoy deyatel'nosti [Preparation of teachers for the implementation of a complex of modern educational technologies for the formation of readiness of graduates of professional educational organizations for innovative activities]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. Kemerovo, 2014, no. 4 (16), pp. 92-95. (In Russ.).
10. Kraevskiy V.V. Osnovy obucheniya. Didaktika i metodika. Ucheb. posobie [Bases of learning. Didactics and methodology. Tutorial]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 352 p. (In Russ.).
11. Mitakovich L.A. Podgotovka bakalavrov khudozhestvennogo obrazovaniyapo profilyu "Khoreograficheskoe iskusst-vo" k resheniyu professional'nykh zadach. Avtoreferat Diss. dokt. ped. nauk [Training of bachelors of art education on the profile of "Choreographic art" to the solution of professional problems. Author's abstract of Dr. ped. sci. diss.]. Ufa, 2010. 212 p. (In Russ.).
12. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. Uchebnoe posobie [Modern educational technology. Tutorial]. Ed. by N.V. Bordovskaya. Moscow, KNORUS Publ., 2010. 432 p. (In Russ.).
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokole-niya po napravleniyu "Khoreograficheskoe iskusstvo", stepen' magistr [Federal state educational standard of higher professional education of the third generation in the direction "Choreographic art", master's degree]. Moscow,
2008. 40 p. (In Russ.).
14. Tsypin G.M. Stsenicheskoe volnenie i drugie aspekty psikhologii ispolnitel'skoy deyatel'nosti. Uchebnoe posobie [Stage anxiety and other aspects of the psychology ofperforming activities. Tutorial]. Moscow, Muzyka Publ., 2010. 128 p. (In Russ.).
УДК 37
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Устимова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: olgaustimova@yandex.ru