Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры'

Профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / FUTURE CHOREOGRAPHY TEACHERS / СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ / MODERN CONCEPTS OF CULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касиманова Л.А., Сюн Ди, Ян Кэси

В статье представлен историко-педагогический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры. С позиций развития современной культуры раскрывается проблема становления профессионального педагогического образования в области хореографического искусства в системе художественного образования, уточняется место разных форм и видов хореографического искусства в этой системе, раскрываются основные тенденции преподавания хореографического искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в педагогическом вузе. Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, методической литературы, сложившихся традиций профессионального образования в области хореографического искусства свидетельствует о большом внимании многих исследователей образования к самому процессу профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов. Авторами выделены противоречия, которые необходимо решить при проектировании профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE CHOREOGRAPHY TEACHERS IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTS OF CULTURE DEVELOPMENT

The article presents the historical and pedagogical analysis of the current state of professional training of future choreography teachers in the context of modern concepts of cultural development. From the standpoint of the development of modern culture, the problem of the formation of professional pedagogical education in the field of choreographic art in the system of art education is revealed, the place of various forms and types of choreographic art in this system is clarified, and the main trends in the teaching of choreographic art in the system of professional training of future pedagogues and choreographers in a pedagogical university are revealed. The analysis of the pedagogical, psychological, philosophical, methodical literature, the established traditions of professional education in the field of choreographic art testifies to the great attention of many researchers of education to the very process of professional training of future choreographers. The authors single out the contradictions that must be solved when designing the professional training of future choreographer teachers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры»

References

1. Krivyh S.V. Diversifikaciya professional'nogo obrazovaniya na primere napravleniya 050100 pedagogicheskoe obrazovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013: 5 (42); 43 - 45.

2. Druzhinin V.N. Kognitivnye sposobnosti: struktura, diagnostika, razvitie. Sankt-Peterburg: IMATON-M, 2001; 223.

3. Tunnik E.E. Test E. Torrensa. Diagnostika kreativnosti. Metodicheskoe rukovodstvo. SPb: IMATON-M, 2001; 170.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378

Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreographic Art, Herzen State Pedagogical

University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru

Xiong Di (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: 814791191@qq.com

Yang Kexi (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: 1032371909@qq.com

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE CHOREOGRAPHY TEACHERS IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTS OF CULTURE DEVELOPMENT. The article presents the historical and pedagogical analysis of the current state of professional training of future choreography teachers in the context of modern concepts of cultural development. From the standpoint of the development of modern culture, the problem of the formation of professional pedagogical education in the field of choreographic art in the system of art education is revealed, the place of various forms and types of choreographic art in this system is clarified, and the main trends in the teaching of choreographic art in the system of professional training of future pedagogues and choreographers in a pedagogical university are revealed. The analysis of the pedagogical, psychological, philosophical, methodical literature, the established traditions of professional education in the field of choreographic art testifies to the great attention of many researchers of education to the very process of professional training of future choreographers. The authors single out the contradictions that must be solved when designing the professional training of future choreographer teachers.

Key words: vocational training, future choreography teachers, modern concepts of cultural development.

Л.А. Касиманова, канд. пед. наук, зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г Санкт-Петербург, Е-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru Сюн Ди, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: 814791191@qq.com

Ян Кэси, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: 1032371909@qq.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

В статье представлен историко-педагогический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры. С позиций развития современной культуры раскрывается проблема становления профессионального педагогического образования в области хореографического искусства в системе художественного образования, уточняется место разных форм и видов хореографического искусства в этой системе, раскрываются основные тенденции преподавания хореографического искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в педагогическом вузе. Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, методической литературы, сложившихся традиций профессионального образования в области хореографического искусства свидетельствует о большом внимании многих исследователей образования к самому процессу профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов. Авторами выделены противоречия, которые необходимо решить при проектировании профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий педагог-хореограф, современные концепции развития культуры.

Было бы ошибочно предполагать, что отечественная система профессионального образования совершенно не меняется. Напротив, в ней идут быстрые перемены, но они направлены в первую очередь на совершенствование существующей структуры образовательной системы, повышение ее эффективности в достижении современных социокультурных целей подготовки специалистов. Для создания современного образования мы должны, в первую очередь, выработать удачные альтернативные представления о будущем - представить себе, какие виды работ, профессий и склонностей будут нужны в будущем, лет через двадцать-пятьдесят, какие формы приобретет семья и какие человеческие взаимоотношения будут превалировать; какие проблемы морально-этического плана могут возникнуть; какая техника будет нас окружать и с какими организационными структурами придется нам срабатываться. И только вырабатывая такие представления, определяя, обсуждая, систематизируя и непрерывно модернизируя их, мы можем прийти к заключению о характере когнитивных и эмоциональных навыков, которые понадобятся людям будущего для того, чтобы пережить ускоряющий социальный напор [1].

Можно с уверенностью говорить о том, что профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов в со-

временной высшей школе, начинает возвращать утраченный в 20-ых годах прошлого века позиции. В начале нового тысячелетия появление основополагающих документов в сфере высшего образования, так или иначе затронуло содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в педагогическом вузе. Появление федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, которые регламентируют Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы высшего профессионального образования, свидетельствует о повышенном внимании государства к педагогическому образованию, и в частности, к подготовке будущих педагогов-хореографов. Возвращение к хореографическому образования мы рассматриваем как попытку обобщить ситуацию о знаниях, получаемых студентами по дисциплинам специализации хореографическое искусство, сохранить преемственность школы русского классического танца с достижениями современного хореографического искусства, обозначить специфику профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов через профессиональную культуру к общей духовной культуре.

Как считает Т.А. Филановская, профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов выполняет «... амбивалентную функцию в системе художественной культуры: с одной стороны, обладая свойством фундаментальности и инерционности, оно сохраняет каноны академической школы классического и народного танца, тем самым стабилизируя духовные основы культуры. С другой стороны, ... является источником динамики многих сфер художественной жизни, так как его ценностная и технологическая изменчивость создает новый тип ментально-сти» [2].

Профессиональное педагогическое образование в области хореографического искусства отсутствовало в России на протяжении не одного десятилетия, исключение составляет, пожалуй, только Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, где наряду с исполнительским отделением всегда существовало педагогическое. Данное обстоятельство негативно сказалось на содержании профессионального обучения будущих педагогов-хореографов во всех его организационно-педагогических, учебно-методических и художественно-творческих аспектах. Хотя определенным образом проблема профессиональной подготовки педагогов-хореографов решалась за счет высших учебных заведений культуры и искусства, где искусство хореографии рассматривалось не с точки зрения педагогики, а в социокультурном контексте.

Среди рассмотренных теоретических воззрений выдающихся деятелей и педагогов, балетмейстеров и теоретиков танца первой половины прошлого столетия особо говорится о наследии А.Я. Вагановой, отмечается при этом, что столь глубокое описание специфики классического танца, можно считать практически единственным в то время. Уникальность теоретического труда А.Я. Вагановой заключается в том, что она, ещё будучи танцовщицей, сумела не только усвоить, но понять и систематизировать элементы классического танца, как основу, на которой этот танец строится.

Профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов характеризуется в целом позитивными тенденциями, одна из которых выражается в более углублённом изучении разнообразных форм хореографического искусства по дисциплинам специализации, которая находит своё отражение в учебных планах образовательного учреждения. Современные подходы к содержанию профессиональной подготовки педагогов-хореографов ориентированы на сохранение лучших традиций отечественного хореографического образования на примере классического наследия, включая концептуальные идеи педагогики хореографического искусства [3].

В силу названных обстоятельств именно подготовка бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (в области хореографии), в настоящее время оказались наименее соответствующими во всех отношениях современным условиям реформирования системы отечественного высшего профессионального образования, где приоритеты профильной дифференциации связаны с информационными технологиями, иностранным языком, философией, историей искусств. К этому следует добавить и ряд проблем, касающихся содержания профессиональной подготовки, в ряду которых не эффективное соотношение общепрофильных дисциплин и дисциплин по специализации, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса и реальные возможности его обновления, оценка качества образования (ФОС, которые не соответствуют уровню образования.), особенности организации образовательного процесса профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов.

Таким образом, появление данной статьи обусловлено необходимостью разрешения противоречия между:

- современными запросами к содержанию профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов и недостаточной разработанностью этих вопросов в теории и практике высшего профессионального образования;

- отсутствие у преподавателей высшей школы, с одной стороны, необходимых знаний в области современного хореографического искусства (преподаватели с педагогическим базовым образованием), или недостаточная педагогическая подготовка в области преподавания, отсутствие методического аппарата и т. д. (у преподавателей с базовым искусствоведческим или хореографическим образованием);

- недостаточность учебников и учебных пособий для блока дисциплин специальной предметной подготовки в области хореографического искусства и хореографической педагогики,

отсутствие специальной методической литературы в области современных средств и методов преподавания танцевального искусства, которые бы позволили преподавателям усовершенствовать свою систему работы, а студентам самостоятельно овладевать современными профессиональными навыками в области современных форм хореографического искусства.

Формирование профессиональных компетенций в области хореографического искусства осуществляется на уровне образовательных стандартов прошлых лет. Объясняется это отсутствием системных методологических знаний в области современных форм хореографического искусства, недостаточной разработанностью методических подходов и средств обучения будущих педагогов-хореографов.

Проведя анализ педагогической, психологической, философской и др. литературы, мы сделали вывод, что пристальное внимание учёных-педагогов свидетельствует о достаточно большом интересе многих исследователей к содержанию и процессуальной стороне профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов, авторы уделяют внимание:

- целям и задачам профессиональной подготовки, обращая внимание на недостаточную разработанность методической ее стороны;

- влиянием социокультурной среды на профессиональную подготовку, при этом разработанное содержание этой подготовки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов мало отвечает требованиям современных концепций развития культуры;

- отмечается значительный потенциал существующей образовательной системы современного вуза с точки зрения художественно-творческого обеспечения подготовки будущих педагогов-хореографов, однако он мало используется;

- потребности общего и дополнительного образования в педагогах-хореографах, обладающих универсальными социокультурными и профессиональными компетенциями не удовлетворяются ввиду того, что часто выпускники хореографических отделений не идут работать в образование.

Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, методической литературы, сложившихся традиций профессионального образования в области хореографического искусства свидетельствует о достаточно большом внимании многих исследователей образования к самому процессу профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов. Изучение многочисленных культурологических трудов позволило сделать вывод о том, что вопросы содержания профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов не рассматривались в контексте современных концепций развития культуры.

Образовательная система, существующая в социально культурном пространстве, требует фундаментального изучения, тщательного переосмысления содержания профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры. Культура является и процессом, и результатом созидательной деятельности, а образование - и процесс, и результат приобщения к культуре. Образование и культура, находясь в тесной взаимосвязи, приобщают личность к социокультурному опыту человечества.

Многогранность изучаемой темы потребовала теоретического анализа научных представлений о историко-культурологиче-ской и дисциплинарной сущности хореографического искусства, а также использования различных методов исследования, позволяющих рассмотреть профессиональную подготовку педагогов-хореографов как категорию эстетическую, культурологическую, социологическую, социальную, педагогическую, историческую.

Стремление придать завершённую форму многочисленным и значительным усилиям по согласованию содержания различных предметов привели к появлению новой интеграционной дисциплины «Танец и методика его преподавания». Но поскольку, несмотря на чётко обозначенные функции и приёмы реализации учебных программ, единой методологии, позволяющей системно осуществлять координацию преподавания, по сей день не существует, то новый предмет стал ещё одной дисциплиной, отдельные темы которой нуждаются в серьёзном согласовании с традиционными темами.

Важнейшей причиной отсутствия такой методологии является недостаточная теоретическая база, которая бы позволила осмыслить закономерности интенсивного развития современного хореографического искусства и использовать его для совершенствования учебного процесса, в том числе для гармонизации процессов междисциплинарной интеграции.

В ряду ближайших перспектив мы бы выделили:

- создание учебника нового поколения «Профессиональные основы хореографического искусства» по методике преподавания хореографии, отвечающего современным тенденциям развития учебной литературы и в опоре на концептуальные идеи педагогики хореографии;

- разработка учебно-методического комплекса «Профессиональное обучение хореографическому искусству» по различным направлениям хореографического искусства, включающего программы, учебники и учебные пособия, в том числе и электронные образовательные ресурсы, по разным видам хореографического искусства с учетом отечественных традиций в области педагогики хореографического искусства;

- разработка специализированных курсов по хореографическому искусству для педагогов-хореографов, реализующих программы обучения лиц с ОВЗ.

Библиографический список

Профессиональная подготовка будущих педагогов-хореографов, благодаря специфике хореографического искусства и особенностям его восприятия, наиболее естественно и органично влияет на развитие внутренней свободы и творчества, а интеграция форм хореографического искусства создает целостное, гармоничное социокультурное образовательное пространство, формирующее художественно-творческие способности личности студентов, обучающихся на хореографических отделениях художественных вузов.

В настоящее время актуальность содержания профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов в контексте современных концепций культуры определяется необходимостью интеграции методологических подходов к ее изучению, так как происходящие в социуме изменения являются отображением, происходящих в концептуальном пространстве культуры.

1. Тоффлер Э. Шок будущего: Перевод с английского. Москва: ООО «Издательство ACT», 2002.

2. Филановская Т.А. Динамика хореографического образования в художественной культуре России XVIII - ХХ веков: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.

3. Касиманова Л.А. Социально-культурные формы и средства профессионального хореографического образования в педагогическом вузе. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы 15-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Экспресс: 2014; 242 - 246.

References

1. Toffler 'E. Shokbuduschego: Perevod s anglijskogo. Moskva: OOO «Izdatel'stvo ACT», 2002.

2. Filanovskaya T.A. Dinamika horeograficheskogo obrazovaniya vhudozhestvennoj kul'ture RossiiXVIII - ХХ vekov: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

3. Kasimanova L.A. Social'no-kul'turnye formy i sredstva professional'nogo horeograficheskogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nom obrazovanii: materialy 15-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: 'Ekspress: 2014; 242 - 246.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378

Tian Jing Jing (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: 675359428@qq.com

HISTORY OF DEVELOPMENT OF SPORTS AEROBICS. The article traces the history of the development of aerobics in the world, its place in the international system of sports disciplines and in everyday life of a person. The author describes the types of aerobics: sports, applied and health, in more detail stopping at sports and health aerobics. The history of the formation of sports aerobics in the sports world is traced, the rules of the competition in sports aerobics are examined. Considering sports aerobics, the author reveals its technical component and evaluation criteria in international competitions. Analyzing health aerobics, the author shows the growing popularity of aerobics classes of people of all ages around the world with the goal of maintaining and maintaining their health. The author studies the specifics of the development of aerobics in China, its connection with traditional national culture, with martial arts, and features of knowledge of the Chinese philosophy of life.

Key words: sports and health aerobics, history of aerobics development in the world, features of aerobics development in China.

Тянь Цзин Цзин, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: 675359428@qq.com

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ

В статье прослеживается история развития аэробики в мире, её место в международной системе спортивных дисциплин и в повседневной жизни человека. Автор описывает виды аэробики: спортивная, прикладная и оздоровительная, более подробно останавливаясь на спортивной и оздоровительной аэробике. Прослеживается история становления спортивной аэробики в мире спорта, рассматриваются правила проведения соревнований по спортивной аэробике. Рассматривая спортивную аэробику, автор раскрывает ее техническую составляющую и критерии оценивания на международных соревнованиях. Анализируя оздоровительную аэробику, автор показывает возрастающую популярность занятий аэробикой людей всех возрастов во всем мире с целью сохранения и поддержания своего здоровья. Автор останавливается на особенностях развития аэробики в Китае, ее связи с традиционной национальной культуры, с боевыми искусствами, и особенностями познания жизненной философии китайцев.

Ключевые слова: спортивная и оздоровительная аэробика, история развития аэробики в мире, особенности развития аэробики в Китае.

Сегодня все больше людей разных возрастов следят за своим здоровьем и физическим состоянием, особенно это касается женщин среднего возраста, которые озабочены своим внешним видом. Аэробика все больше набирает популярность, особенно среди женщин, практически во всех странах. Уже начиная с детского возраста, люди с удовольствием занимаются аэробикой во всевозможных секциях и студиях, имеющихся практически во всех спортивных комплексах [1].

Спортивная аэробика как вид спорта сегодня входит в Международную федерацию гимнастики (FIG) и официально зарегистрирован во Всероссийском реестре видов спорта. Существует пять видов гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте и аэробика.

Истоки аэробики уходят в далекое прошлое, в Древней Греции существовало такое направление - интеграция гимнастика и танца - орхестрика. Самостоятельные занятия аэробикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.