Управление инновационными проектами сегодня невозможно без информационно-коммуникационного обеспечения. Новое информационное общество приводит к почти мгновенным изменениям как в самих информационно-коммуникативных технологиях, так и к изменениям последствий от внедрения этих технологий. На современном этапе ни одно образовательное учреждение, образовательная организация, ни система образования не может рассчитывать на инновационный характер, инновационное признание без использования возможностей ИКТ [5]. Именно поэтому при внедрении технологии управления инновационными проектами обязательно прорабатывается программа информационного сопровождения, определяются необходимые информационно-коммуникационные ресурсы, интернет-ресурсы, развивается цифровая образовательная среда, обеспечивается сопровождение развития информационной культуры педагогических работников.
По результатам мониторинга инновационной среды ДДЮТ, увеличилось число педагогов, активно и продуктивно участвующих в инновационной, про-
Библиографический список
ектной и исследовательской деятельности, в том числе совместно с учащимися и родителями. Отмечается значительный рост числа публикаций педагогов, их участий и побед в профессиональных конкурсах, увеличение степени удовлетворенности родителей качеством дополнительных образовательных программ, рост числа массовых мероприятий, в том числе городского уровня, повышение профессионального мастерства педагогов, появление новых партнеров и друзей, в том числе за рубежом.
Об эффективности внедрения технологии управления инновационными образовательными проектами свидетельствует признание ДДЮТ лидером в профессиональном инновационном сообществе Санкт-Петербурга, высокая оценка эффективности реализации проекта Федеральной инновационной площадки, востребованность инновационных продуктов, разработанных педагогическим коллективом, в образовательных системах других регионов (Республика Карелия, Тюменская область, Архангельская область), наличие перспектив развития для построения открытой образовательной среды.
1. Вострикова М.М. Развитие педагогического коллектива многопрофильного учреждения дополнительного образования детей как обучающейся организации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2003.
2. Кочешкова Л.О. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Под редакцией проф. В.В. Судакова. Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005.
3. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений методические рекомендации. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: СПбНИИПиПВО, 2018.
4. Лаенко О.А., Денисова К.Е. Стратегический контроллинг Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016; № 1. Availlable at: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategicheskiy-kontrolling
5. Суртаева Н.Н., Марголина Ж.Б. Влияние информационной социальной среды на характер педагогической деятельности в процессе освоения информацинно-техноло-гической компетентности. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). Электронный научный журнал. 2019; № 4 (апрель); Availlable at: http://emissia.org/ offl¡ne/2019/2716.htm
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва, 2014.
7. Федорова О.В., Шарова Е.П. Особенности интегративной модели управления качеством образования на основе стратегического контроллинга. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции, 17 - 18 ноября, Санкт-Петербург, 2017: 334 - 337.
Refеrences
1. Vostrikova M.M. Razvitie pedagogicheskogo kollektiva mnogoprofil'nogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej kak obuchayuschejsya organizacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2003.
2. Kocheshkova L.O. Tehnologiya upravleniya innovacionnoj deyatel'nost'yu v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Pod redakciej prof. V.V. Sudakova. Vologda: Izd. centr VIRO, 2005.
3. Krivyh S.V., Kuzina N.N., Panova N.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya s social'nymi partnerami s cel'yu social'no-professional'noj adaptacii uchaschihsya-sirot i postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij: metodicheskie rekomendacii. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: SPbNIIPiPVO, 2018.
4. Laenko O.A., Denisova K.E. Strategicheskij kontrolling. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 1. Availlable at: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskiy-kontrolling
5. Surtaeva N.N., Margolina Zh.B. Vliyanie informacionnoj social'noj sredy na harakter pedagogicheskoj deyatel'nosti v processe osvoeniya informacinno-tehnologicheskoj kompetentnosti. Pis'ma v 'Emissiya.Offlajn (The Emissia.Offline Letters). Elektronnyjnauchnyjzhurnal. 2019; № 4 (aprel'); Availlable at: http://emissia.org/offline/2019/2716.htm
6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Moskva, 2014.
7. Fedorova O.V., Sharova E.P. Osobennosti integrativnoj modeli upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove strategicheskogo kontrollinga. Social'noe vzaimodejstvie v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 17 - 18 noyabrya, Sankt-Peterburg, 2017: 334 - 337.
Статья поступила в редакцию 01.10.19
УДК 378
Bowen Y, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
HISTORICAL AND THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT "PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS". The article proposes a historical and theoretical analysis of a concept of "vocational training" with reference to vocational training of choreography teachers. The history of the formation and development of choreographic education in Russia and abroad, its relationship with teacher education and the regulatory aspects of the modern professional training of choreographers, are examined. The article presents the author's ideas on the developmental trends of the contents of professional training of choreographers, based on the positions of various authors dealing with the problems of vocational education. Professional choreographic training is becoming more universal and ready for the challenges of the global educational market and is adapted to the trends of cultural integration in choreography.
Key words: choreography teachers, professional training, choreographic education.
И. Боеэнь, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ»
В данной статье предлагается историко-теоретический анализ понятия «профессиональная подготовка» на примере этой деятельности в отношении педагогов-хореографов. Рассматривается история становления и развития хореографического образования в России и за рубежом, его связь с педагогическим образованием и нормативно-правовые аспекты современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов. В статье представлены рассуждения автора по тенденциям развития содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов, основанные на позициях различных авторов, занимающихся проблемами профессионального образования. Профессиональная хореографическая подготовка становится более универсальной и готовой к вызовам глобального образовательного рынка и адаптирована к тенденциям культурной интеграции в хореографии.
Ключевые слова: педагоги-хореографы, профессиональная подготовка, хореографическое образование.
В широком смысле термин «профессиональная подготовка» рассматривается как процесс приобретения профессиональных компетенций, которые необходимы для определенного вида профессиональной деятельности. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (2012 г) понятие «профессиональная подготовка» отсутствует Под профессиональной подготовкой в обновленном законе понимается подготовка квалифицированных кадров для определенной отрасли (военной, медицинской, педагогической и др.), включая получение определенного уровня профессионального образования (среднего профессионального, высшего профессионального), профессиональную переподготовку и повышение квалификации (в системе дополнительного профессионального образования).
Анализ литературы показал, что многие авторы профессиональную подготовку отождествляют с профессиональным образованием, которое рассматривается в качестве «процесса и результата профессионального становления и развития личности, сопровождающихся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям» [1].
Анализ проведённых исследований свидетельствует об изменениях, происходящих в профессиональном образовании, которые связаны в первую очередь с изменениями, происходящими в обществе, в социокультурной среде. Исследования Э.Н. Гусинского, И.А. Колесниковой, А.П. Тряпицыной, Д.И. Фельдштейна и др. представляют методологические основания для новых целей образования, ориентирующихся на:
- изменения социально-экономических условий развития общества;
- динамичность социального заказа в профессионально-образовательной сфере;
- усложняющиеся требования к профессионализму специалиста, его профессиональным умениям и навыкам;
- поиск новых механизмов, форм и методов, средств формирования и развития профессиональных компетенций.
Существует совсем немного исследований, рассматривающих содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в системе педагогического образования, инновационные подходы к их профессиональной подго-
Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося» [3, с. 223]. Именно так определялся этот термин (профессиональная подготовка) в старом законе «Об образовании» от 10 июля 1992 г № 3266-1. В старой редакции закона говорится, что профессиональная подготовка «возможна в связи с получением лицом профессионального образования соответствующего уровня (начальное, среднее, профессиональное и др.) в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией».
Рассмотрим это понятие с точки зрения других словарей.
Новый словарь методических терминов гласит: «Профессиональная подготовка - система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности» [4].
Профессиональная готовность сегодня понимается как профессиональная компетентность. На наш взгляд, многими авторами термин «профессиональная подготовка» часто употребляется в психолого-педагогической литературе как синоним термина «профессиональное образование», хотя некоторые авторы отмечают об их различии.
Что касается содержания профессиональной подготовки, все оказалось еще запутаннее. Как отмечает Разумный В.А., даже в «Толковой словаре» В. Даля нет понятия «содержание» вообще, т.е. абстрагированного от реальности. В трудах Аристотеля содержание трактуется в качестве совокупности существенных признаков. «И без его столь же конкретного содержания применительно к особым историческим условиям развития человеческого общества любой разговор о ретрансляции культуры и ее приумножении бесперспективен», - считает Разумный В.А. [5].
Обратимся к понятию «содержание профессиональной подготовки», которое необходимо рассматривать с общепринятых подходов к содержанию образования.
Понятие «содержание образования» имеет весьма широкое понимание. Приведем определения из классических трудов отечественных ученых (табл. 1).
Таблица 1
Контент анализ понятия «содержание образования»
№ Автор Определение
1. Бабанский Ю.К. [6, с. 366] «Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду»;
2. Леднев В.С. [7, с. 54] более широко определяет содержание образования: «Это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность»;
3. Скаткин М.Н. и Лернер И.Я. [8, с. 281] выделяют следующие компоненты «содержания образования: - система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; - система умений и навыков; - опыт творческой деятельности; - опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру»;
4. Хуторской А.В. [9] выделяет образовательную среду, образовательный продукт, базовый культурно-исторический элемент, деятельностный элемент (методы, способы, приемы), предметный элемент, метапредметный элемент, рефлексивный элемент как компоненты содержания образования.
товке средствами интеграции различных видов хореографического искусства в контексте современных концепций культуры. Благодаря участию образования в процессе становления личности, освоения и присвоения смыслов и ценностей, через вхождение студента в культуру сам он становится субъектом культуры. Динамично развивающаяся социокультурная ситуация в обществе влечет за собой переосмысление профессиональной подготовки педагога-хореографа с позиций интеграции образования и культуры.
Расширение проблемных полей в педагогических изысканиях через рассмотрение содержания профессиональной подготовки в современных концепциях развития культуры обусловливают актуальность целенаправленного изучения методологических и теоретических аспектов содержания и процесса профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Согласно словарю С.И. Ожегова слово «подготовка» означает «запас знаний, полученных кем-нибудь» [2, с. 532]. Исходя из этого, профессиональная подготовка включает в себя приобретение знаний, умений и навыков, или, как сейчас принято называть, профессиональных компетенций. Личностное становление, общекультурное и профессиональное развитие не включается в это понятие.
С данным пониманием профессиональной подготовки согласен Бим-Бад Б.М., который считает, что «профессиональная подготовка - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ.
Многие исследователи отмечают поливариантность термина «содержание образования», включая в него:
- ценностно-социальный аспект - трансформация ценностей, новые исторические условия, социальные требования к человеку;
- функциональный, базирующийся на положении единства обучения и воспитания;
- экономико-технический - соотнесение содержания как с экономикой во всех ее аспектах, так и со стремительными темпами развития техники и технологий;
- предметный - определение научных областей, необходимых для ретрансляции накопленного практического и духовного опыта;
- культурно-просветительский - преобразование в учебный материал всей совокупности культурных ценностей, необходимых современному человеку для обеспечения прорыва в видимое будущее и т.д.
Таким образом, в сферу ответственности содержания образования, а значит и профессиональной подготовки, входит не только «чему учить», но и «как учить», т.е. такие категории, как цели и задачи, содержание обучения и воспитания, организационные формы, методы и средства; принципы и закономерности образовательного процесса; оценка результатов образования и др.
Взаимосвязь основных элементов содержания образования наглядно изображена на схеме одной из работ Подласого И.П. [10] (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь основных дидактических категорий (Подласый И.В.
Таблица2
Компонентный состав профессиональной подготовки
компоненты
профессиональные знания
профессиональные умения
профессиональное поведение
личностное отношение к профессии
содержание компонента
совокупность теоретических научных сведении и фактов, а также осведомленность в определенной сфере деятельности, необходимые для качественного исполнения профессиональной деятельности с целью достижения наилучших результатов;_
освоенный специалистом комплексный спосоо успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В основе его лежит уровень образования, объединяющего знания и навыки специалиста со специальной обученностью использовать их при действиях в таких ситуациях;
осознанные, целенаправленные, мотивированные, внешне проявляющиеся действия специалиста, отражающие социально-профессиональную
позицию личности в конкретных условиях, детерминированные внешней средой конкретной организации. опосредованные социально-экономическими ценностями и установками, ценностными ориентациями, моральными нормами;
выражается в характеристиках ценностно-смысловой сферы личности: адекватность представлений о профессии и о себе в ее рамках; доминирование таких мотивов и ценностей, реализация которых возможна в рамках выбранной профессиональной деятельности; включенность выбранной профессии в смысложнзненный контекст; согласованность содержательных и временных параметров жизненной перспективы.
Содержание профподготовки большинством авторов рассматривается в качестве динамического конструкта, определяющегося во взаимодействии преподавателя и студента и выражающегося в отборе знаний, форм организации образовательного взаимодействия, педагогических технологий, применяемых в процессе профподготовки.
При этом на первый план выходят такие качества личности обучающегося, как самостоятельность, инициативность, неповторимость, креативность, умение выдвигать и проверять гипотезы, способность к проектной деятельности и т.п.
Изучив работы разных авторов, мы пришли к выводу, что в содержание профподготовки следует включить следующие компоненты: профессиональные знания, профессиональные умения, профессиональное поведение и личностное отношение к профессии (табл. 2).
Особенности профподготовки педагогов-хореографов рассматривала Т.А. Фи-лановская, которая считает: «Профессиональная подготовка педагогов-хореографов выполняет ... амбивалентную функцию в системе художественной культуры: с одной стороны, обладая свойством фундаментальности и инерционности, она сохраняет каноны академической школы классического и народного танца, тем самым стабилизируя духовные основы культуры. С другой стороны, ... является источником динамики многих сфер художественной жизни, так как ее ценностная и технологическая изменчивость создает новый тип ментальности» [11].
За многолетнюю историю система хореографического профобразования претерпела множество реформ, и, наконец, сформировалась в систему непрерывного хореографического образования, которая состоит из нескольких уровней.
- 1 уровень - начальное хореографическое образование, куда входят детские школы искусств, музыкальные школы с хореографическими отделениями, студии в учреждениях дополнительного образования детей;
- 2 уровень - среднее хореографическое образование (хореографические училища, колледжи культуры и искусств, педагогические училища и колледжи с хореографическими отделениями);
- 3 уровень - высшее хореографическое образование (Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. А.Н. Римского-Корсакова, Российская академия театрального искусства, Московская государственная академия хореографии, университеты культуры и искусства, педагогические вузы, реализующие образовательные программы профессиональной подготовки в области хореографического искусства).
Мировая история становления хореографического образования неразрывно связана с историей развития хореографического искусства. Нами рассмотрена история развития хореографического профобразования в аспекте подготовки будущих хореографов: педагогов, балетмейстеров и исполнителей. Хореографическое искусство всегда оставалось зависимым, с одной стороны, от социального заказа, с другой - от мастерства балетмейстера; с одной стороны, от необходимости профподготовки будущих исполнителей, с другой - от уровня исполнительской культуры; с одной стороны, сохраняло независимые позиции балетной критики, с другой - современные тенденции развития хореографического искусства.
Библиографический список
1. Блинов В.И. [и др.] Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Москва: ФИРО, 2010.
2. ОжеговС.И. Толковыйсловарь русскогоязыка.Москва:Русскийязык,1990.
3. Бим-Бад Б.М.Педагогическийэнциклопедическийсловарь. Москва, 2002.
4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н.Новыйсловарьметодических терминовипонятий(теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР 2009.
5. РазумныйВ.А. Драматизмбытияили обретениесмысла.Москва:Пихта,2000.
6. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. Москва, 1988.
7. Леднев В.С. Содержаниеобразования.Москва,1989.
8. Теоретическиеосновыпроцессаобучениявсоветскойшколе. ПодредакциейВ.В. Краевского, И.Я. Лернера. Москва: Педагогика, 1989.
9. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Москва, 1998.
10. ПодласыйИ.П. Педагогика:100вопросов - 100ответов:учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004.
11. Филановская Т.А. Хореографическое образование в России второй половины XIX в.: академическая образовательная модель. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011; Вып.140:180- 186.
References
1. Blinov V.I. [i dr.] Slovar'-spravochniksovremennogorossijskogoprofessional'nogo obrazovaniya. Moskva: FIRO, 2010.
2. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1990.
3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 2002.
4. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar' metodicheskih terminov iponyatij (teoriya iprakiika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.
5. Razumnyj V.A. Dramatizm bytiya ili obretenie smysla. Moskva: Pihta, 2000.
6. Pedagogika. Pod redakciej Yu.K. Babanskogo. Moskva, 1988.
7. Lednev V.S. Soderzhanie obrazovaniya. Moskva, 1989.
8. Teoreticheskie osnovy processa obucheniya v sovetskoj shkole. Pod redakciej V.V. Kraevskogo, I.Ya. Lernera. Moskva: Pedagogika, 1989.
9. Hutorskoj A.V. 'Evristicheskoe obuchenie: Teoriya, metodologiya, praktika. Moskva, 1998.
10. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS-press, 2004.
11. Filanovskaya T.A. Horeograficheskoe obrazovanie v Rossii vtoroj poloviny XIX v.: akademicheskaya obrazovatel'naya model'. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2011; Vyp. 140: 180 - 186.
Статья поступила в редакцию 01.10.19
УДК 615.1
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), E-mail: [email protected]
Shepel S.M., MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg), E-mail: [email protected]
SOCIAL PRACTICES AND PROFESSIONAL TRIALS AS MEANS OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS. The article presents a theoretical analysis of concepts of "social practices" and "professional tests" in the educational process of schoolchildren. The authors summarize the experience in implementing social practices and professional tests as a means of social and professional adaptation of students. The following social practices and professional tests are offered as examples: the publication of the newspaper Shkolny Vestnik, the creation of the Small Sports Hall project, and the creation of a landscape design of the school grounds, which were implemented in extracurricular activities at school No. 302 of St. Petersburg. The article presents results of social practices and professional tests in the form of a table showing the set of professions necessary for the implementation of the projects presented; types of activities and the result of professional activities of a specialist on the example of improving and improving the school environment.
Key words: social practices, professional tests, social and professional adaptation of students.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
С.М. Шепель, магистрант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В данной статье дается теоретический анализ понятий «социальные практики» и «профессиональные пробы» в образовательном процессе школьников. Авторы обобщают опыт по реализации социальных практик и профессиональных проб в качестве средств социально-профессиональной адаптации обучающихся. В статье предлагаются в качестве примеров следующие социальные практики и профессиональные пробы: выпуск газеты «Школьный вестник», создание проекта «Малый спортивный зал» и ландшафтного проекта пришкольной территории, которые были реализованы во внеурочной деятельности школы № 302 Санкт-Петербурга. В статье приводятся результаты проведения социальных практик и профессиональных проб в виде таблицы, показывающей набор профессий, необходимых для реализации представленных проектов; виды деятельности и результат профессиональной деятельности специалиста на примере улучшения и благоустройства школьной среды.
Ключевые слова: социальные практики, профессиональные пробы, социально-профессиональная адаптация обучающихся.
Сегодня все больше ученых и практиков уделяется внимание такому явлению, как социально-профессиональная адаптация обучающихся. Данный процесс длитсявсю человеческую жиж, и заботитьсяобэтомпедагогиначинзют еще в школе. Одним из эффективных средств социально-профессиональной адаптации школьников практиками признаются профессиональные пробы и социальчые п|лаотичи. По лнлнию С.Н. Чосеяклвой,ипдефессеональнаопоо-ба - это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельноттиотащахея, ...а тате средетворазвчтея интереса и способности
учащегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора профессии» [1].
Понатнотоокаамной практикевоедаглгикс пеонсклосровнитольно недавно и еще не вполне устоялось как научный термин. Мы согласны со следующим определением: «Социальная практика - это специально организо-ваннея рб^меателнноя деттслвмоать ^ащихея.нап.амлтснвмкаразвитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков, получение опыта со-
Устройство социальной практики
I
Базовые компоненты
т
Лекции, семинары, тренинги
Г"
Индивидуальная учебная деятельность t
Теоретическим _^^ материал Практические пробы Рефлексивно-аналитическая работа
Экскурсии, интервью, стажерские (полевые) практики
т
Социально -культурные проекты
Г
Рефлексивные сессии
т
Выбор образовательного маршрута: профиль (Юкл.), колледж. ПУ
Тьютор-
ские консультации
Рис. 1. Организация профильной ориентации девятиклассников