ствия человека в различных ситуациях, общаться с людьми и оказывать им юридическую и иную помощь» [1, с. 66 - 69].
Коммуникативно-эмоциональный компонент-компетенция.
К коммуникативно-эмоциональному компоненту мы отнесли такие качества полицейского как: уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, способность быть эмоционально устойчивым при принятии ответственных решений. Сюда же мы отнесли хорошее внимание личности полицейского и его наблюдательность, который работает в системе «человек-человек».
Коммуникативно-эмоциональный компонент должен уметь и демонстрировать хорошую коммуникацию, общительность, уметь наладить контакт с любым собеседником в профессиональной деятельности. Чем больше полицейский работает над собой, тем быстрее и качественнее он обзаводится полезными знакомствами среди населения, которые будут всячески помогать в работе на собственном участке и в отделении. Полицейский должен уметь так расположить к себе людей, чтобы у населения появлялось желание дальше общаться. Население получает информацию о полицейских, судя не только по его внешнему виду, но и по поведению, по главное культуре речи и содержанию.
Морально-волевой компонент-компетенция.
Морально-волевой компонент или морально-волевая устойчивость сотрудника внутренних дел рассматриваться нами как один из главнейших показателей его психологической готовности к профессиональной деятельности и важным компонентом формирования его положительного образа в глазах общественности. М.Х. Машекуашева определяет морально-волевой компонент как «умение сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние» [2, с. 61].
Необходимость у полицейского развивать и формировать силу воли является чрезвычайно важным для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Если у сотрудника достаточно развита сила воли, то он обладает целеполаганием, он знает чего хочет, он четко знает, чего он хочет добиться в будущем. Наравне с этим, сотрудник достаточно решителен, способен принимать быстрые решения. Он также достаточно проявляет упорства, может противостоять профессиональным и жизненным трудностям. В ходе исполнения профес-
Библиографический список
сиональных обязанностей полицейский проявляет самообладание, выдержку, способность сдерживать негативные эмоциональные состояния. Конечно же, сотрудник со сформированной силой воли достаточно самостоятелен, инициативен, активен, предлагает руководству в решении профессиональных задач множество идей.
Информационно-цифровой компонент или компетенция.
Формирование информационно-цифрового компонента обусловлено существующим Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», в статье 10 сказано, что «информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности», которую осуществляют органы внутренних дел, могут и должны создавать и использовать новейшие информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Владение сотрудниками органов внутренних дел новейшими информационными и цифровыми технологиями, имеет непреходящее значение, поскольку позволяет «формировать сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах» [3]. Под информационной компетенцией сотрудника ОВД понимается его владение информационно-коммуникационными технологиями, широким и новейшими информационными методами, устройствами и производственными процессами, которые полицейский должен уметь использовать для сбора, хранения, обработки, хранения и распространения информации (если этого требует оперативная обстановка).
Итак, был определен наиболее достоверный, адекватный структурно-компонентный состав положительного образа сотрудника органов внутренних, с использованием метода анализа, который заключался в разложении целого, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних на отдельные части или компоненты [4]. При этом все компоненты общего, комплексного положительного образа сотрудника органов внутренних находятся в тесной взаимосвязи между собой, влияют друг на друга и дополняют друг друга и рассматривается как единое целое, формирующееся из отдельных составляющих: познавательно-интеллектуальные, коммуникативно-эмоциональные, морально-волевые, информационно-цифровые.
1. Прикладная юридическая психология. Под редакцией А.М. Столяренко. Москва, 2004.
2. Мальцева Т.В. Юридическая психология: практикум. Москва, 2017.
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. Pod redakciej A.M. Stolyarenko. Moskva, 2004.
2. Mal'ceva T. V. Yuridicheskaya psihologiya: praktikum. Moskva, 2017.
3. Federal'nyj zakon «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» ot 12.08.1995 № 144-FZ (red. ot 06.07.2016).
4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 393.3:378.14:004(571.150)
Temliantseva S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Temliantsev S.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
A MODEL FOR ENHANCING OF TEACHERS OF A BALLROOM DANCE AT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL LEVEL IN AN INSTITUTE OF CULTURE.
The paper considers an important issue about enhancing the general educational and professional level of specialists in the field of ballroom choreography according with some new requirements to their competency and to current market needs. In the authors' view, ballroom dance lies on the contact line between art and sport, its peculiarities require to pay heed to stimulation of educational process, to development of students' creative abilities, and all of that claims some new approach to modelling education process. The article gives some methodological principles for enhancing of a process of training ballroom choreography, presents a model of enhancing of a ballroom dance teachers of educational and professional level. The model had been tested by academic staff of the Ballroom Choreography Department of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia). It gives an opportunity to prepare skilled workers who have good background in choreography art, to build a continual educational trajectory from "a bachelor's degree program" to "a master's degree program".
Key words: art of choreography, ballroom dance, professional competences, market needs, model for enhancing.
С.Н. Темлянцееа, канд. пед. наук, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
С.И. Темлянцев, канд. пед. наук, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА В ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается актуальный вопрос о подготовке специалистов в области бальной хореографии, с учетом новых требований к профессиональным качествам и потребностям рынка. По мнению авторов, следует обратить внимание на то, что современный бальный танец находится на стыке искусства и спорта, его специфика требует особого внимания к стимулированию процесса обучения, развитию творческих способностей обучающихся и
нового подхода к моделированию процесса обучения. В статье сформулированы методологические принципы совершенствования обучения в бальной хореографии и представлена модель оптимизации подготовки педагогов бального танца. Разработанная модель прошла апробацию в учебном процессе на кафедре бальной хореографии Алтайского государственного института культуры и дает возможность готовить квалифицированные кадры с базовым образованием «хореографическое искусство», и с перспективой построения непрерывной образовательной траектории бакалавриат - магистратура.
Ключевые слова: хореографическое искусство, бальный танец, профессиональные компетенции, потребности рынка, модель оптимизации.
Изменения, произошедшие в отечественной системе высшего образования, требуют дальнейшего совершенствования подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Сегодня выдвигаются принципиально новые требования к профессиональным качествам специалистов бальной хореографии, к организации и содержанию их подготовки в вузе культуры, что отражено в образовательном стандарте по направлению 52.03.01 «Хореографическое искусство», профилю «Педагогика бального танца». Основными целями подготовки специалистов являются: воспитание личностных и профессионально-ценностных качеств студента в единстве мировоззренческих и поведенческих аспектов; подготовка творческой личности, способной сохранять и развивать, транслировать и популяризировать хореографическое искусство в контексте своей профессиональной деятельности.
Исходя из потребностей рынка труда в Алтайском крае, заявок работодателей на подготовку кадров, научно исследовательских и материально-технических ресурсов вуза профессиональное назначение реализуется в осуществлении следующих видов деятельности: педагогической, методической, балетмейстерской. Профессиональная деятельность выпускника обозначена целым рядом компетенций:
- осуществлять процесс обучения и воспитания в учебных заведениях дополнительного и среднего профессионального образования, хореографических коллективах;
- формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу хореографического обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний;
- формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса, оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать на этой основе индивидуально ориентированные стратегии обучения и воспитания;
- реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владеть теорией и технологией создания хореографического произведения на основе синтеза всех компонентов выразительных средств хореографического искусства;
- участвовать в организации и планировании творческо-производствен-ного процесса по подготовке и созданию хореографического произведения, решать организационные и художественные задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в профессиональном творческом коллективе;
- изучать, обобщать практический и теоретический опыт отечественного и зарубежного хореографического искусства, хореографических аспектов художественного творчества в России и зарубежных странах;
- участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства хореографическим образованием и художественным творчеством;
- участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и форм деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры, шедевров хореографического искусства и хореографического творчества народов России [1, с. 5 - 8].
Анализ содержания ФГОС по направлению «Хореографическое искусство», профилю «Педагогика бального танца», показывает, что не все особенности бального танца учтены в полной мере. Следует обратить внимание, что современный бальный танец находится на стыке искусства и спорта. Как вид танцевального спорта, он включает игровую, соревновательную деятельность и подготовку к ней, основывается на применении физических упражнений. Главной целью является достижение лучших результатов, способствует раскрытию спортивного потенциала человека и повышению его двигательной активности. Бальный танец официально включен во Всероссийский реестр видов спорта, как танцевальный спорт (№ 96 код - 0860001511 Я) и представлен следующими дисциплинами: европейская программа, латиноамериканская программа, двоеборье, секвей - европейская программа, секвей - латиноамериканская программа; ансамбли - европейская программа, ансамбли - латиноамериканская программа [2].
Все выше перечисленные особенности и столь масштабная сфера деятельности требует особого внимания к стимулированию процесса обучения, развитию творческих способностей обучающихся и нового подхода к моделированию процесса обучения.
В современных условиях модернизации профессионального образования основной целью является подготовка высоко образованных, компетентных специалистов, способных адоптироваться к постоянно изменяющимся условиям рынка труда. Данная цель может достигаться через различные подходы. Науке известны следующие модели цели образования: экстенсивная, продуктивная, интенсивная. Экстенсивная модель цели образования - передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель - подготов-
ка учащихся к тем видам деятельности, которыми им предстоит заниматься, и к той структуре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности и его собственное развитие. И на конец, интенсивная модель, которая заключается в подготовке учащихся на основе развития их индивидуальных качеств не только к усвоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций [3, с. 163]. На наш взгляд, именно интенсивная модель цели образования является определяющей в подготовке специалистов творческими вузами.
Сегодня среди общих компетенций выпускников работодатели чаще всего выделяют: умение работать в команде, умение приобретать новые знания, знание и готовность к использованию инновационных идей [4, с. 3 - 7]. Данные требования, возможно, удовлетворить через организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что в свою очередь позволит создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Одной из интегральных характеристик индивидуальности является стиль деятельности. Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления целей. Благодаря усвоению индивидуального стиля, изменяются и сами индивидуальные свойства личности. Индивидуальный стиль выполняет основную системообразующую функцию в развитии интегральной индивидуальности и выбирается самим субъектом деятельности не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние внутреннего комфорта. Основной принцип развития интегральной индивидуальности определяется самостоятельным выбором своего стиля деятельности [5, с. 44 - 50].
Алтайский государственный институт культуры проводит научные исследования с целью улучшения качества подготовки выпускаемых специалистов, о чем свидетельствует тематика учебных пособий, диссертационных работ и монографий профессорско-преподавательского коллектива. Кафедра бальной хореографии, являясь структурой института, в полной мере испытывает на себе влияние колебаний рынка труда, и стремится адаптировать свой профиль к новым условиям жизни общества и возникающим потребностям современного человека через внедрение инновационных форм и методов подготовки специалистов в области бальной хореографии. Так, откликаясь на востребованность и острую нехватку во всей системе детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва квалифицированных специалистов для танцевального спорта, в учебный план кафедры бальной хореографии включены дисциплины: «Европейский конкурсный бальный танец и методика его преподавания», «Латиноамериканский конкурсный бальный танец и методика его преподавания». Педагоги кафедры, в свою очередь, разработали учебно-методические комплексы к названным дисциплинам и издали ряд учебных и учебно-методических пособий: «Школа латиноамериканского бального танца», «Композиционные формы в бальной хореографии», автор - к.п.н., доцент С.Н. Темлянцева; «Школа европейского конкурсного бального танца», автор - доцент С.И. Темлянцев; «Европейский бальный танец и методика его преподавания: нестандартные движения и фигуры в европейском бальном танце», автор - доцент Т.Б. Кузовникова; «Отечественный бальный танец и методика его преподавания» - ст. преподаватель О.П. Торопова; «Европейский конкурсный бальный танец и методика его преподавания: Танго» - доцент П.А. Вагнер; «Латиноамериканский конкурсный бальный танец и методика его преподавания: Ча-ча-ча» - доцент Э.А. Варин.
В диссертационном исследовании «Проектирование содержания специализации «Бальная хореография» в народном художественном творчестве» С.Н. Темлянцевой и в монографии «Основы подготовки специалистов бальной хореографии в системе высшего профессионального образования» С.И. Темлянцева, С.Н. Темлянцевой, дана развернутая картина становления современной школы бальной хореографии в Алтайском государственном институте культуры. В диссертационном исследовании «Социализация подростков средствами хореографического творчества в культурно-досуговых учреждениях» старшего преподавателя кафедры Е.В. Багировой уточнена социальная значимость хореографического творчества, разработана и экспериментально апробирована структурно-функциональная модель социализации подростков.
Все выше перечисленные исследования выявили методологические принципы совершенствования обучения в бальной хореографии - сочетание традиций и новаторства; межпредметных связей; индивидуализации и личностного подхода к обучению; взаимодополняемости личностных подструктур; наглядности и образности в обучении; сочетания вербальных и невербальных компонентов обучения; непрерывности образования; системности в обучении.
Проведенный в работах анализ показал, что для реализации основных целей и задач педагогической деятельности в бальной хореографии необходимо комплексное применение следующих методов в воспитательно-образовательном процессе: словесно-образно-логического, проблемного, иллюстрирования,
игрового, деятельностного. Обязательным условием в процессе решения поставленных задач является внедрение личностно-ориентированного подхода. Таким образом, определены цели, задачи, методика оптимизации содержания, объема и рациональных методов обучения и воспитания, которые реализованы при разработке учебных программ бальной хореографии.
Приведенные положения позволили выделить направления оптимизации содержания профиля «Педагогика бального танца» - построение модели, в которой осуществляется формирование и оптимизация элементов программ; определение необходимого содержания, потребного объема и целесообразной последовательности прохождения программ; оптимизация выбора методов обучения и воспитания на каждом виде занятий. Особенностью данного подхода является также выделение, конкретизация и реализация задач обучения и воспитания, без которых невозможно подготовить конкурентно-способных и высокообразованных специалистов. Так, для процесса обучения кроме общепризнанных знаний, навыков и умений, которые обеспечивают развитие когнитивных новообразований, должны быть выделены опыт, способности и творчество для формирования структуры мышления в соответствии с профессиональным предназначением.
Для обеспечения процесса воспитания нами выделено развитие ценностных ориентаций, а также развитие структуры и иерархии потребности - мотивы, чувства и потребности (социальные и духовные).
При моделировании элементов дисциплин бальной хореографии выделены основные требования к программам: формирование уровня подготовки, обеспечивающего использование обучаемых по профессиональному предназначению; обеспечение подготовки всех обучаемых с учетом индивидуальных особенностей и способностей; оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки; обеспечение подготовки специалистов в оптимальные сроки; дифференциация содержания программ и предоставление возможности для реализации индивидуальных планов обучаемых; обеспечение достижения цели развития личности путем комплексного решения задачи; усвоения знаний, формирования навыков и умений, а также развития способностей, мышления, ценностных ориентаций и системы потребностей. Системный анализ определяет, что оптимизация отдельно взятых элементов не исключает неэффективного функционирования всей системы. Поэтому методика оптимизации элементов учебно-воспитательных программ представляет собой комплекс объединенных общей целью компонентов, позволяющих формировать и оптимизировать элементы разрабатываемых программ подготовки специалистов в бальной хореографии.
Методика оптимизации содержания профиля «Педагогика бального танца» включает пять блоков.
Блок 1. Определение целей подготовки с учетом требований по реализации образовательных и воспитательных задач, согласно профессиональному предназначению. Результаты моделирования по этому блоку являются основополагающими для последующей работы по формированию программ подготовки.
Библиографический список
Блок 2. Определение исходного уровня образования и воспитания. Чтобы цель подготовки была реально достигнута, необходимо знать исходное состояние, с которого начинается движение к поставленной цели обучения и воспитания.
Блок 3. Логико-дидактическая структура оптимизации профиля «Педагогика бального танца» предназначена для непосредственного формирования программ подготовки на основе согласования между требуемым и исходным уровнем подготовки. Этот блок реализует выполнение следующих работ:
- определение и оптимизацию содержания обучения;
- определение оптимального потребного объема подготовки;
- определение оптимальной последовательности прохождения дисциплин бальной хореографии;
- определение оптимальных видов и форм бальной хореографии;
- выбор эффективных методов обучения и воспитания.
Блок 4. Оценка по частным критериям элементов программ на оптимальность. Общий принцип построения системы критериев: каждому элементу программ свои критерии. На основе этих критериев получен обобщенный, который позволяет оценить качество разработанных программ подготовки. В конечном счете, построенная система критериев дает возможность судить о качестве результатов еще до начала процессов обучения и воспитания, если осуществить прогноз качества. Этот прогноз осуществляется в блоке 5 «Анализ результатов формирования программ по обобщенному показателю эффективности».
Если качество разработанных программ не соответствует общепринятым в педагогике показателям, то проводится её корректировка до получения требуемых данных.
В блоках 1 и 2 определяются требуемые и исходные уровни подготовки. На основе выявленного рассогласования между ними формируется программа подготовки. Эта работа (блок 3) включает последовательное формирование и оптимизацию содержания, последовательности, поиск рационального объема, методов обучения и воспитания, выбора видов и форм. В блоке 4 по выбранным критериям проверяется оптимальность элементов разработанной программы. Результаты проверки оптимизируются (блок 5), и при необходимости проводится корректировка системы до достижения требуемых показателей качества разработанной программы [6, с. 38].
Данная модель уже сегодня позволяет оптимизировать содержание учебных программ и готовить квалифицированные кадры с базовым, основным уровнем законченного высшего образования для работы в области бального танца. Однако, с целью углубленного изучения специальных дисциплин, дальнейшего развития творческого и научного потенциала кадров, нужна непрерывная образовательная траектория бакалавриат - магистратура. Кафедра бальной хореографии АГИК планирует в 2019 году открыть магистратуру по направлению «хореографическое искусство», профилю «педагогика бального танца», что поможет решить не только проблему кадров в образовательных учреждениях края, но и во многом поможет дальнейшему развитию педагогики бального танца.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 хореографическое искусство. Москва, 2016.
2. Всероссийский реестр видов спорта. Available at: rulaws. ru /acts/ vserossisyskiy - reestr - vidov - sporta
3. Педагогический словарь. Москва, 2005.
4. Пустовой Н.В., Зима Е.А. Формирование компетенций современного инженера в условиях перехода на двухуровневую систему. Высшее образование в России. 2008; 10: 3 - 7.
5. Асташкина Н.В. Воспитание современного специалиста как индивидуальности. Ректор вуза. 2008; 7: 44 - 50.
6. Темлянцева С.Н., Темлянцев С.И. Основы подготовки специалистов бальной хореографии в системе высшего профессионального образования. Барнаул, 2007. References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 52.03.01 horeograficheskoe iskusstvo. Moskva, 2016.
2. Vserossijskij reestr vidov sporta. Available at: rulaws. ru /acts/ vserossisyskiy - reestr - vidov - sporta
3. Pedagogicheskij slovar'. Moskva, 2005.
4. Pustovoj N.V., Zima E.A. Formirovanie kompetencij sovremennogo inzhenera v usloviyah perehoda na dvuhurovnevuyu sistemu. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; 10: 3 - 7.
5. Astashkina N.V. Vospitanie sovremennogo specialista kak individual'nosti. Rektor vuza. 2008; 7: 44 - 50.
6. Temlyanceva S.N., Temlyancev S.I. Osnovy podgotovkispecialistov bal'noj horeografii v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Barnaul, 2007.
Статья поступила в редакцию 28.11.18
УДК 37.013
Trashchenkova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Region State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF INTERGENERATIONAL RELATIONS AS CREATIVE INDIVIDUALS. In the context of the diversity caused by the globalization of the world community, the study of intergenerational relations in child-adult communities is of particular relevance. The article, on the basis of the theory of individual creative development, analyzes the categories of "development" and "individual development" in the context of intergenerational relations in adult-child communities. The author takes the position that the individuality of each subject of child-adult communities accumulates in itself, on the one hand, the universal, and on the other hand, individuals and particular. The presented material allows to conclude that for the development of the creative individuality of the subjects of intergenerational relations, the most important is the personality capable of self-knowledge, self-analysis and self-actualization.
Key words: child-adult communities, intergenerational relations, development, individuality, creative individuality of subjects of intergenerational relations.