программе есть упражнения без использования балетного станка, вместо опоры можно использовать стул или другой подходящий предмет мебели.
Занятие состоит из упражнений и движений, направленных на растяжение мышц, благодаря этому улучшается их эластичность, тело становится более гибким. Также улучшается подвижность суставов. Особенно полезны занятия тем, у кого есть проблемы с осанкой, а также кому из-за проблем со спиной не рекомендованы аэробные нагрузки. При этом во время занятия расходуется значительное количество энергии.
Занятия общедоступными формами классического балета - не только физическая тренировка, сама атмосфера танцевального класса и классическая музыка помогают обучающимся отвлечься от повседневных проблем, повышают сопротивляемость стрессам. Занятия перед зеркалом, в котором каждый занимающийся может отслеживать самые малейшие успехи, помогает в формировании адекватной самооценки. Особенно эти занятия полезны тем, кто планирует или
Библиографический список
уже занимается другими видами танцев или актерским мастерством. Занятия позволяют приобрести необходимую пластичность движений, научиться чувствовать свое тело и выражать эмоции.
Занятия помогают более научиться чувствовать свое тело, развить координацию. Упражнения на координацию чередуются с силовыми и упражнениями на растяжку. Это обеспечивает всестороннее развитие тела, подтяжку, совершенствование форм и улучшенное ощущение равновесия.
Что дают занятия общедоступными формами классического балета? Мы считаем, что регулярные занятия позволяют уменьшить вес и объемы тела, прорисовать плавные контуры фигуры, повысить выносливость, приобрести уверенность в себе и своих силах, полюбить свое тело, избавиться от стеснительности и мышечных зажимов, сделать собственные движения пластичными, улучшить координацию. Студенты, которые посещают занятия несколько месяцев, отмечают, что у них улучшилась не только физическая форма, но и настроение.
1. Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет. Москва: Знание, 1999.
2. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. Санкт-Петербург: Лань, 2009.
3. Рутберг И.Г Пантомима. Движение и образ. Москва: Советская Россия, 1981.
4. Уральская В.И. Рождение танца. Москва: Советская Россия, 1982.
5. Хаас Ж.Г. Анатомия танца. Перевод с английского С.Э. Борич. Минск: Попурри. 2011.
Refеrences
1. Liepa M. Ya hochu tancevat' sto let. Moskva: Znanie, 1999.
2. Moric V.'E., Tarasov N.I., Chetaygin A.I. Metodika klassicheskogo trenazha. Sankt-Pete^u^: Lan', 2009.
3. Rutberç I.G. Pantomima. Dvizhenie iobraz. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1981.
4. Ural'skaya V.I. Rozhdenie tanca. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1982.
5. Haas Zh.G. Anatomiya tanca. Perevod s anglijskogo S.'E. Borich. Minsk: Popuni. 2011.
Статья поступила в редакцию 28.09.19
УДК 378
Dudkovskaya E.E., Deputy Director for Innovation, State Budgetary Institution, Children's and Youth Creativity Palace (St. Petersburg),
Е-mail: [email protected]
TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECTS IN THE MULTIDISCIPLINARY INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The article presents a technology for managing innovative projects in a modern institution of additional education for children, taking into account the specifics of its multidisciplinary structure, the contents of the directions of additional education, in order to ensure the continuity of innovative development. The basic approaches, stages and mechanisms of implementing technology for managing innovative projects based on the philosophy of strategic controlling are revealed. The key conditions that ensure the effective implementation of technology for managing innovative projects, the possible risks and ways to overcome them are described. The essential characteristics of the model of network interaction in the field of additional education of children as a mechanism of innovative development are given. The role of the participation of the teaching staff in professional competitions in the development of the innovative environment of the educational institution, in the formation of innovative behavior of all subjects of the educational process is indicated. Indicators of the effectiveness of innovation management in the institution of additional education of children are disclosed.
Key words: additional education of children, innovation management, strategic controlling, innovative behavior.
Е.Е. Дудковская, зам. директора по инновационной деятельности Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье представлена технология управления инновационными проектами в современном учреждении дополнительного образования детей с учетом специфики его многопрофильной структуры, содержания направленностей дополнительного образования в целях обеспечения непрерывности инновационного развития. Раскрываются основные подходы, этапы и механизмы внедрения технологии управления инновационными проектами на основе философии стратегического контроллинга. Описаны ключевые условия, обеспечивающие эффективное внедрение технологии управления инновационными проектами, возможные риски и пути их преодоления. Даны сущностные характеристики модели сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей как механизма инновационного развития. Обозначена роль участия педагогического коллектива в профессиональных конкурсах по развитию инновационной среды образовательного учреждения, в становлении инновационного поведения всех субъектов образовательного процесса. Раскрываются показатели эффективности управления инновационной деятельностью в учреждении дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, управление инновационной деятельностью, стратегический контроллинг, инновационное поведение.
Современное дополнительное образование детей имеет свою специфику, оно более открытое, вариативное, направленное на предоставление ребенку разнообразия возможностей выбора для самовыражения и развития способностей, независимо от его принадлежности к той или иной категории (возрастной или по здоровью). Дополнительное образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку талантливых и одаренных детей [6].
Образовательная деятельность в различных учреждениях дополнительного образования детей осуществляется по шести направленностям: художественному, естественнонаучному, техническому, туристско-краеведческому, со-
циально-педагогическому, физкультурно-спортивному. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в каждой направленности определяют ресурсную базу и учебно-методическое обеспечение для создания необходимых условий образовательного процесса.
Учреждения дополнительного образования детей в зависимости от содержания образовательной деятельности разделяют на однопрофильные и многопрофильные. Многопрофильные учреждения реализуют программы по нескольким направленностям, Дворцы творчества - по всем шести направлен-ностям дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы ориентированы на постоянно изменяющиеся запросы детей и ро-
дителей, поэтому важным условием эффективности их реализации становится постоянное обновление содержания программ, образовательных технологий, в том числе технологий управления образовательным процессом в инновационном режиме.
Специфика, возрастающее разнообразие дополнительных общеобразовательных программ определяют необходимость внедрения динамичной модели управления инновационной деятельностью как естественным процессом на уровне учреждения, структурного подразделения каждого педагога, особенно в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, которые обладают многоуровневой структурой управления, большим педагогическим составом и многотысячным контингентом учащихся (до 7 000 детей). На выработку такой модели управления ориентирует и государственная политика в области дополнительного образования, которая дает возможность данным учебным заведениям самостоятельно моделировать и осуществлять свою деятельность, определять направления развития, содержание образования, проектировать дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с социальным заказом и региональным компонентом [1].
Примером такого многопрофильного учреждения дополнительного образования детей является Дворец детского (юношеского) творчества (ДДЮТ) Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором обучаются около 6 000 детей от 3 до 18 лет Педагогический состав учреждения включает в себя 108 человек. Из них 95 имеют высшее образование; у 28 педагогических работников педагогический стаж работы превышает 30 лет; 25 молодых педагогов, со стажем работы до 5 лет. 68% штатных педагогических работников имеют высшую и первую квалификационную категорию. Все это говорит о хорошем потенциале педагогического коллектива, высококвалифицированного, обладающего большим опытом, традициями и в то же время стремящегося к саморазвитию. Учреждение имеет многолетний опыт реализации инновационных проектов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Осуществление инновационной деятельности педагогический коллектив ДДЮТ определил для себя один из механизмов непрерывного устойчивого развития в целях обеспечения конкурентоспособности и востребованности. Многолетний опыт инновационной деятельности ДДЮТ лег в основу технологии управления инновационными проектами.
В основе технологии - концептуальный подход, который рассматривает понятие «управление» не просто как воздействие субъектов на объекты, а как целенаправленную деятельность, обеспечивающую достижение цели, получение эффективных результатов, развитие всей системы и ее отдельных частей, но главное, как взаимодействие и сотрудничество между всеми субъектами инновационной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования детей [2].
Технология управления инновационными проектами учреждения выстраивается на основе философии стратегического контроллинга. Стратегический контроллинг в экономике сегодня рассматривают как новую концепцию управления организацией, обеспечивающую решение множества проблем, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, позволяющую улавливать тенденции изменения внешней среды и рационально реагировать на них [4].
В нашем случае стратегический контоллинг определяется и как философия, и как образ мышления руководителей, ориентированный на эффективное использование ресурсов и инновационное развитие организации, опирается на принцип государственно-общественного управления и позволяет минимизировать риски при достижении задач в инновационной образовательной среде в условиях инновационных преобразований.
Для реализации управления инновационной деятельностью создается контроллинг-центр, который помогает выявить проблемные поля в условиях инновационной среды, предусмотреть возможные риски, выработать параметры, критерии и показатели оценки инновационной деятельности объектов, спрогнозировать дальнейшее развитие инновационного проекта. Работа во временных группах контроллинг-центра, соответствующих «объектам контроллинга», выстраивается по алгоритму: от всестороннего обсуждения к принятию конкретных решений и осуществлению исполнительской работы, завершающейся контролем за их выполнением.
Объектом контроллинга становится то, что актуально сегодня и сейчас в инновационной среде, в условиях инновационных преобразований и требует рассмотрения и анализа, проектируется ожидаемый образ соответствия объекта, определяются управленческие решения и способы проверки их выполнения.
Контроллинг определяет актуальные направления мониторинга эффективности инновационного проекта, обеспечивает его объективность и помогает принять правильные решения во избежание ожидаемых рисков, способствует развитию инновационного сознания педагога в процессе включения его в работе в группах, адекватных объектам контроллинга, и позитивно влияет на инновационное поведение всех участников образовательных отношений.
При внедрении данной модели могут возникнуть определенные трудности, связанные с необходимостью перестройки всей управленческой структуры образовательной организации и принятием идей концепции стратегического котрол-линга на разных уровнях управления. Среди таких трудностей - формирование инновационного сознания участников на начальном этапе [7].
Определяющим условием эффективности внедрения технологии управления инновационными проектами является готовность педагогического кол-
лектива к их реализации, уровень сформированности инновационной культуры и инновационного поведения педагогических работников. С одной стороны, на формирование инновационного поведения педагога дополнительного образования направлено внедрение профессионального стандарта, который определяет особые компетенции, способствующие формированию инновационного сознания педагога, его инновационному поведению, готовности использовать инновации и их создавать. С другой стороны, реализация инновационных образовательных проектов невозможна без готовности педагога к любым изменениям, к творчеству и инновациям, то есть к придумыванию и созданию нового, презентации своего педагогического опыта коллегам.
При формировании основной идеи, концепции, задач, механизмов и прогнозируемых результатов (инновационных продуктов) инновационного образовательного проекта важным является не только наличие достаточной ресурсной базы (управленческие, кадровые, методические, информационные и др. ресурсы), но и обеспечение серьезной научной поддержки реализации проекта, от которой во многом зависит успешное развитие проекта, его результативность, организация и успешное прохождение профессионально-общественной экспертизы для дальнейшего внедрения инновационных продуктов.
Для разработки дорожной карты инновационного образовательного проекта создается контроллинг-центр, который проводит мониторинг сильных и слабых сторон, выявляет проблемное поле, дает оценку достаточности ресурсов, а также осуществляет мониторинг заказа на разработку той или иной тематики на региональном и федеральном уровнях, проводит аналоговый анализ проработки данной проблематики в региональных системах образования, определяет перспективы востребованности инновационных продуктов, формирует пакет локальных актов. Проект инновационной деятельности проходит обязательный этап презентации, обсуждения и согласования со всеми участниками образовательного процесса, а также с представителями науки и общественности.
Этап реализации проекта при условии успешного прохождения экспертизы предусматривает организацию координационного, научно-методического, информационного сопровождения инновационной деятельности, мониторинга и общественной экспертизы проекта, а также обсуждение результатов со всеми участниками образовательного процесса в учреждении. В соответствии с задачами проекта определяются основные механизмы его реализации, являющиеся уникальными для каждой инновационной модели.
В нашем случае таким механизмом стало сетевое взаимодействие с различными образовательными организациями. При разработке модели сетевого взаимодействия ДДЮТ как многопрофильного учреждения дополнительного образования детей в ходе реализации регионального и федерального инновационных проектов были определены основные целевые ориентиры сетевого взаимодействия, выявлены возможные участники - различные организации, заинтересованные во взаимодействии и включенные в совместную деятельность, сетевые и социальные партнеры. Изучены существующие и спроектированы новые эффективные форматы сетевого офлайн- и онлайн-обучения.
Структура модели сетевого взаимодействия строится на основе узлов образовательной сети - сетевых организаций, обладающих тем или иным ресурсом в большей степени по сравнению с другими, входящими в данную группу сетевых партнеров. Механизм кооперации образовательных организаций для объединения и распределения ресурсов осуществляется на договорной основе, вся совокупность форм и видов совместной деятельности участников сети выстраивается в качестве системы согласованных между собой разнопредметных договоров и внутренних локальных нормативных актов. Сетевое взаимодействие дает новые возможности для всех участников образовательного процесса, усиливает в разы ресурсную базу инновационной деятельности, обеспечивает условия эффективных коммуникаций, разнообразие и вариативность образовательной деятельности [3].
Одним из механизмов технологии управления инновационной деятельностью стал Открытый конкурс сетевых образовательных проектов в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ. Конкурс уже несколько лет проводится на базе Федеральной инновационной площадки ДДЮТ совместно с кафедрой воспитания и социализации ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена с целью обобщения и распространения инновационного опыта в области сетевого взаимодействия образовательных организаций, а также формирования готовности педагогов к участию в сетевом и межведомственном взаимодействии.
Задачи конкурса:
• Выявление и поддержка инновационного опыта сетевого взаимодействия в рамках реализации дополнительных общеобразовательных (общераз-вивающих) программ для повышения качества и доступности дополнительного образования.
• Организация обмена инновационным опытом педагогов дополнительного образования в сфере реализации сетевого взаимодействия.
• Обобщение и распространение инновационного опыта в сфере реализации сетевого взаимодействия, обеспечение доступности современных инструментов и способов сетевого взаимодействия для повышения качества дополнительного образования детей.
В конкурсе принимают участие образовательные организации нескольких регионов. Был представлен опыт педагогов Тюменской области, Архангельска, Петрозаводска, Кондопоги, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Управление инновационными проектами сегодня невозможно без информационно-коммуникационного обеспечения. Новое информационное общество приводит к почти мгновенным изменениям как в самих информационно-коммуникативных технологиях, так и к изменениям последствий от внедрения этих технологий. На современном этапе ни одно образовательное учреждение, образовательная организация, ни система образования не может рассчитывать на инновационный характер, инновационное признание без использования возможностей ИКТ [5]. Именно поэтому при внедрении технологии управления инновационными проектами обязательно прорабатывается программа информационного сопровождения, определяются необходимые информационно-коммуникационные ресурсы, интернет-ресурсы, развивается цифровая образовательная среда, обеспечивается сопровождение развития информационной культуры педагогических работников.
По результатам мониторинга инновационной среды ДДЮТ, увеличилось число педагогов, активно и продуктивно участвующих в инновационной, про-
Библиографический список
ектной и исследовательской деятельности, в том числе совместно с учащимися и родителями. Отмечается значительный рост числа публикаций педагогов, их участий и побед в профессиональных конкурсах, увеличение степени удовлетворенности родителей качеством дополнительных образовательных программ, рост числа массовых мероприятий, в том числе городского уровня, повышение профессионального мастерства педагогов, появление новых партнеров и друзей, в том числе за рубежом.
Об эффективности внедрения технологии управления инновационными образовательными проектами свидетельствует признание ДДЮТ лидером в профессиональном инновационном сообществе Санкт-Петербурга, высокая оценка эффективности реализации проекта Федеральной инновационной площадки, востребованность инновационных продуктов, разработанных педагогическим коллективом, в образовательных системах других регионов (Республика Карелия, Тюменская область, Архангельская область), наличие перспектив развития для построения открытой образовательной среды.
1. Вострикова М.М. Развитие педагогического коллектива многопрофильного учреждения дополнительного образования детей как обучающейся организации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2003.
2. Кочешкова Л.О. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Под редакцией проф. В.В. Судакова. Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005.
3. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений методические рекомендации. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: СПбНИИПиПВО, 2018.
4. Лаенко О.А., Денисова К.Е. Стратегический контроллинг Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016; № 1. Availlable at: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategicheskiy-kontrolling
5. Суртаева Н.Н., Марголина Ж.Б. Влияние информационной социальной среды на характер педагогической деятельности в процессе освоения информацинно-техноло-гической компетентности. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). Электронный научный журнал. 2019; № 4 (апрель); Availlable at: http://emissia.org/ offl¡ne/2019/2716.htm
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва, 2014.
7. Федорова О.В., Шарова Е.П. Особенности интегративной модели управления качеством образования на основе стратегического контроллинга. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции, 17 - 18 ноября, Санкт-Петербург 2017: 334 - 337.
Refеrences
1. Vostrikova M.M. Razvitie pedagogicheskogo kollektiva mnogoprofil'nogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej kak obuchayuschejsya organizacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2003.
2. Kocheshkova L.O. Tehnologiya upravleniya innovacionnoj deyatel'nost'yu v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Pod redakciej prof. V.V. Sudakova. Vologda: Izd. centr VIRO, 2005.
3. Krivyh S.V., Kuzina N.N., Panova N.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya s social'nymi partnerami s cel'yu social'no-professional'noj adaptacii uchaschihsya-sirot i postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij: metodicheskie rekomendacii. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: SPbNIIPiPVO, 2018.
4. Laenko O.A., Denisova K.E. Strategicheskij kontrolling. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 1. Availlable at: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskiy-kontrolling
5. Surtaeva N.N., Margolina Zh.B. Vliyanie informacionnoj social'noj sredy na harakter pedagogicheskoj deyatel'nosti v processe osvoeniya informacinno-tehnologicheskoj kompetentnosti. Pis'ma v 'Emissiya.Offlajn (The Emissia.Offline Letters). Elektronnyjnauchnyjzhurnal. 2019; № 4 (aprel'); Availlable at: http://emissia.org/offline/2019/2716.htm
6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Moskva, 2014.
7. Fedorova O.V., Sharova E.P. Osobennosti integrativnoj modeli upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove strategicheskogo kontrollinga. Social'noe vzaimodejstvie v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 17 - 18 noyabrya, Sankt-Peterburg, 2017: 334 - 337.
Статья поступила в редакцию 01.10.19
УДК 378
Bowen Y, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
HISTORICAL AND THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT "PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS". The article proposes a historical and theoretical analysis of a concept of "vocational training" with reference to vocational training of choreography teachers. The history of the formation and development of choreographic education in Russia and abroad, its relationship with teacher education and the regulatory aspects of the modern professional training of choreographers, are examined. The article presents the author's ideas on the developmental trends of the contents of professional training of choreographers, based on the positions of various authors dealing with the problems of vocational education. Professional choreographic training is becoming more universal and ready for the challenges of the global educational market and is adapted to the trends of cultural integration in choreography.
Key words: choreography teachers, professional training, choreographic education.
И. Боеэнь, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ»
В данной статье предлагается историко-теоретический анализ понятия «профессиональная подготовка» на примере этой деятельности в отношении педагогов-хореографов. Рассматривается история становления и развития хореографического образования в России и за рубежом, его связь с педагогическим образованием и нормативно-правовые аспекты современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов. В статье представлены рассуждения автора по тенденциям развития содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов, основанные на позициях различных авторов, занимающихся проблемами профессионального образования. Профессиональная хореографическая подготовка становится более универсальной и готовой к вызовам глобального образовательного рынка и адаптирована к тенденциям культурной интеграции в хореографии.
Ключевые слова: педагоги-хореографы, профессиональная подготовка, хореографическое образование.