Научная статья на тему 'Развитие танцевального воображения в профессиональной подготовке педагогов-хореографов'

Развитие танцевального воображения в профессиональной подготовке педагогов-хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHOREOGRAPHY / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION IN DANCING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ / PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пань Жунхуа

В статье автором поднимаются проблемы профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Система профессионального хореографического образования во многом отличается от педагогической системы, в первую очередь её художественной направленностью в развитии творческих способностей студентов, в том числе танцевального воображения. Танец выражает состояние исполнителя, его чувства, настроения, ощущения и несет соответствующее содержание. Автор рассматривает понятие «воображение», его особенности в обучении танцу. Анализируются возможности хореографического искусства в развитии танцевального воображения у будущих педагогов-хореографов. Преподаватель по актерскому мастерству формирует у будущих педагогов-хореографов танцевальную культуру, в том числе танцевальное воображение, музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пань Жунхуа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF DANCE OF THE IMAGINATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS

In the article the author raises a problem of professional training of choreography teachers. The system of professional choreographic education is largely different from the educational system, primarily its artistic direction in the development of creative abilities of students, including imagination in dancing. A dance expresses a status of an artist, his feelings, moods, sensations and carries relevant content. The author examines the concept of “imagination” in learning to dance. The possibilities of choreographic art in the development of dance of the imagination of future choreography teachers are studied. The teacher of acting forms of future choreography teachers of dance culture, including dance imagination, musicality and expression, truthfulness and sincerity in the transmission of dance image, emotional perception of the choreographic art, the ability to self-assess the work of choreography.

Текст научной работы на тему «Развитие танцевального воображения в профессиональной подготовке педагогов-хореографов»

особенностей учебной деятельности, трудностей поведения, диагностику уровня социальной адаптированности воспитанника: уровня сформированности социально-бытовых умений и навыков, профессионального самоопределения, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и уровня самопринятия, выявление трудностей и способов оказания помощи в преодолении их;

- медицинское сопровождение, включающее анализ состояния здоровья воспитанника и оказание необходимой помощи специалистами, организацию осмотров специалистами, прививок, прохождение диспансеризации и др.;

- социальную защиту и охрану прав воспитанника (защита жилищных и имущественных прав, контроль своевременного оформления и предоставления дополнительных мер социальной поддержки - по оплате жилья, коммунальных услуг, оформлению документов, оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве, оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве и др.);

- помощь в организации социально-культурной деятельности на основе изучения интересов, увлечений (организация обучения по дополнительным общеразвивающим программам, подбор кружков, секций, клубов, студий и объединений по интересам, организация участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для воспитанников с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров) и др.);

- содействие в получении профессионального образования, социально-профессиональной адаптации воспитанников и их трудоустройстве, подготовке их к самостоятельной жизни посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи;

Библиографический список

- социально-педагогическая деятельность по содействию устройства воспитанника в семью (консультирование и подготовка родственников к возвращению воспитанника в семью, помощь в преодолении затруднений при переходе воспитанника в семью; работа с органами опеки и попечительства по размещению информации о воспитаннике, работа с гражданами, имеющими заключение органов опеки и попечительства о возможной временной передаче воспитанника в их семью и др.);

- сопровождение при помещении воспитанника в семью (помощь в установлении и поддержке общения воспитанника и будущих родителей, подготовка рекомендаций для гостевой или замещающей семьи, анализ состояния воспитанника и др.);

- оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи выпускнику, завершившему пребывание в ИСЛ, в соответствии с законодательством Российской Федерации (по мере необходимости).

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника помимо указанных направлений работы включает мероприятия по преодолению выявленных трудностей у воспитанника, ответственных исполнителей и сроки осуществления мероприятий, а также отметку о выполнении.

Для реализации мероприятий по воспитанию, обучению, обеспечению индивидуального сопровождения развития воспитанника, подготовке его к самостоятельной жизни, трудоустройству, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, организовано сетевое взаимодействие с профессиональными и образовательными организациями, негосударственными некоммерческими, в том числе общественными организациями, благотворительными фондами и др. Для этого в ИСЛ разработана и реализуется модель сетевого взаимодействия с социальными партнерами по социально-профессиональной адаптации и постинтернатному сопровождению учащихся-сирот профессионального лицея.

1. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 Available at: http://base.garant.ru/70661542/

2. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Из опыта работы Индустриально-судостроительного лицея по подготовке учащихся-сирот к самостоятельной жизни. Сетевое взаимодействие с социальными партнерами как средство социально-профессиональной адаптации и постинтернатного сопровождения учащихся-сирот учреждений профессионального образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2017; 26 - 42.

References

1. O deyatel'nosti organizacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.05.2014 № 481 Available at: http://base.garant.ru/70661542/

2. Krivyh S.V., Kuzina N.N., Panova N.V. Iz opyta raboty Industrial'no-sudostroitel'nogo liceya po podgotovke uchaschihsya-sirot k samostoyatel'noj zhizni. Setevoe vzaimodejstvie s social'nymipartnerami kak sredstvo social'no-professional'noj adaptacii ipostinternatnogo soprovozhdeniya uchaschihsya-sirot uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2017; 26 - 42.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378

Pan Rong Hua, MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF DANCE OF THE IMAGINATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS. In the article the author raises a problem of professional training of choreography teachers. The system of professional choreographic education is largely different from the educational system, primarily its artistic direction in the development of creative abilities of students, including imagination in dancing. A dance expresses a status of an artist, his feelings, moods, sensations and carries relevant content. The author examines the concept of "imagination" in learning to dance. The possibilities of choreographic art in the development of dance of the imagination of future choreography teachers are studied. The teacher of acting forms of future choreography teachers of dance culture, including dance imagination, musicality and expression, truthfulness and sincerity in the transmission of dance image, emotional perception of the choreographic art, the ability to self-assess the work of choreography.

Key words: choreography, imagination in dancing, professional training of choreography teachers.

Пань Жунхуа, магистрант 2 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

В статье автором поднимаются проблемы профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Система профессионального хореографического образования во многом отличается от педагогической системы, в первую очередь её художественной направленностью в развитии творческих способностей студентов, в том числе танцевального воображения.

Танец выражает состояние исполнителя, его чувства, настроения, ощущения и несет соответствующее содержание. Автор рассматривает понятие «воображение», его особенности в обучении танцу. Анализируются возможности хореографического искусства в развитии танцевального воображения у будущих педагогов-хореографов. Преподаватель по актерскому мастерству формирует у будущих педагогов-хореографов танцевальную культуру, в том числе танцевальное воображение, музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение.

Ключевые слова: хореографическое искусство, танцевальное воображение, профессиональная подготовка педагогов-хореографов.

Специфика развития современного хореографического искусства доказывает, что хореографическое образование при подготовке педагогов-хореографов это, прежде всего, система сохранения традиций, которой студенты-хореографы овладевают в процессе обучения, привнося свое собственное осмысление, понимание и своеобразие, создавая новую хореографическую школу. Цель этой системы - сформировать основу или фундамент профессиональной хореографической культуры (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, дуэтный классический танец, современный танец, музыкальное воспитание, история театра и балета, актерское мастерство, сценическая производственная практика, грим, изобразительное искусство), включая интеллектуальную, нравственную, эстетическую, художественную и др. культуру личности студентов. Понятие хореографическая культура в широком смысле слова является самостоятельно развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов, обусловленных историко-культурологическими потребностями общества.

Мы видим, как в реальной практике профессионального хореографического образования педагогическая система диктовала порядок, конкретность, рациональность. Все перечисленные компоненты педагогической хореографической системы всегда присутствовали в нормативных образовательных документах, где они объединяются и действуют как своего рода методика обучения. Однако данное положение относительно, ведь научный проект педагогической хореографической системы, всегда был не что иное, как попытка организации экспериментального наблюдения в области танцевального творчества, считает Л.А. Касиманова и С.В. Кривых [1; 2]. Особое внимание преподавателей хореографического образования привлекают различные методики, приемы и педагогические программы в организации образовательного процесса педагогов-хореографов, в том числе применение их в практике творческого и креативного развития студентов.

В то же время хореографическое искусство, привлекая внимание педагогов, историков, этнографов, культурологов, искусствоведов становится предметом междисциплинарных исследований. Это объясняется как многоаспектностью самой проблемы, так и широко контекстным её видением в свете новых методологических подходов. Одним из итогов проделанной работы является определение методологической базы хореографического искусства на разных теоретических уровнях: эстетическом, культурологическом, социологическом, социальном, педагогическом. Что же касается дальнейшего развития современных технологий обучения хореографическому искусству, то проблема относительной самостоятельности хореографической педагогики, представляет собой совокупность танцевальных знаний, умений, танцевального опыта и танцевальной культуры, которую позже стали называть системой хореографического образования.

Одним из ведущих компонентов воздействия танца и основных его выразительных средств есть движение. Движение выражает состояние (чувства, настроения, ощущения) исполняющего его лица и несет соответствующее содержание. Следовательно, одно и то же движение может выражать разное содержание, образ, являясь инструментом, которым студент должен овладеть.

Танец никогда не существовал сам по себе, он всегда функционировал и развивался в определенной среде. Поэтому хореографическое искусство в рамках той или иной эпохи, будет являться постоянно новым объектом танцевальной деятельности, закономерно отражающим на себе синтез различных видов искусства. Обучение хореографическому искусству способствует развитию танцевальному воображению обучающихся.

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за

пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий [3].

Условность танцевального образа по степени обобщенности близки разве что музыке и орнаментальному рисунку. Восприятие танца, его образа (одновременно и слуховое, и зрительное, и эмоциональное) связано с определенной подготовкой к ассоциативному мышлению и, в свою очередь, его развивать.

Комплексное обучение хореографии - классическому, народно-сценическому, современному танцам - развивают у студентов специальные способности, мышление, внимание, память, эмоциональность, творчество, воображение. На этой основе в процессе обучения формируется потребность в самостоятельном творческом труде, эстетические интересы, мотивы, вкусы; складываются взгляды, убеждения студентов.

Одной из задач педагога в формировании хореографической культуры студентов является развитие танцевального воображения, одним из методов решения поставленной задачи является танцевальная импровизация. Танцевальная импровизация на музыку включает упражнения, этюды и экспромты на заданную тему или свободную тему. В задания на импровизацию включены темы, близкие воображению студентов, сюжеты и настроения, связанные с природой, героями любимых книг, кинофильмов и т. д.

Студенты-хореографы во время обучения должны получать представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация. Следует поощрять импровизации на тему национальной и современной музыки, развивая творческое воображение студентов путем бесед, раскрывая характер музыки и стиль танца. Рекомендуется на занятиях хореографии интерпретировать современные танцы в духе спортивной пластики, вводить изобретательные ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца. Импровизация танцевальных движений невозможна без четкого воображения той или иной заданной темы, её образов, действующих лиц и т. д.

Развить в будущих педагогах-хореографах воображение -главная задача преподавателя. С первых занятий по импровизации танцевальных движений студенты должны четко представить картину того, что они должны изобразить преподавателю на заданную тему. Предварительно преподаватель путем беседы раскрывает тему - это обстановка, действующие лица, их характер, повадки, поведение и т.д. Затем следует прослушивание музыкального материала - это характер, темп, ритмический рисунок и прочие музыкальные выразительные средства. Внимательно всё просмотрев и прослушав, студенты самостоятельно применяют танцевальные движения характерных действующих лиц. Одной из задач преподавателя по актерскому мастерству -привить студентам навыки актерской выразительности, умения изобразить в танцевальном шаге, например, повадки кошки, лисы, медведя, зайца и т. д., выразить какой-либо образ в разном эмоциональном состоянии - веселья, грусти и т. д.

Методика развития танцевального воображения, творческого мышления через импровизацию и театрализованные образы, вызывает несомненный интерес у будущих хореографов. Студенты предельно внимательны, активны, стараются максимально сценически приблизиться к своим героям, дисциплинирует к творческой и ансамблевой ответственности друг перед другом.

Таким образом, показателем танцевальной культуры можно считать танцевальное воображение, музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение.

Библиографический список

1. Касиманова Л.А. Хореографическая педагогика как система хореографического образования, основанная на практической деятельности: совокупности профессиональных знаний, умений и навыков. Перспективы развития и инновации художественного образования: материалы 6-й научно-практической. Санкт-Петербург: Экспресс, 2011; 20 - 22.

2. Кривых С.В., Тюлина О.А., Панова О.В. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013; 200.

3. Сосновский А.А., Михасева Т.В. Методика развития творческого воображения через танцевальную импровизацию. Available at: http://collegy.ucoz.ru/publ/29-1-0-12462

References

1. Kasimanova L.A. Horeograficheskaya pedagogika kak sistema horeograficheskogo obrazovaniya, osnovannaya na prakticheskoj deyatel'nosti: sovokupnosti professional'nyh znanij, umenij i navykov. Perspektivy razvitiya i innovacii hudozhestvennogo obrazovaniya: materialy 6-j nauchno-prakticheskoj. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2011; 20 - 22.

2. Krivyh S.V., Tyulina O.A., Panova O.V. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013; 200.

3. Sosnovskij A.A., Mihaseva T.V. Metodika razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya cherez tanceval'nuyu improvizaciyu. Available at: http:// collegy.ucoz.ru/publ/29-1-0-12462

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 37.03

Petroniuk I.S., Сand. of Sciences (Pedagogy), Institute for Continuing Adult Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

EVALUATION OF CREATIVITY OF COLLEGE STUDENTS FOR CREATING STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY. The article presents the results of the first stage of development of the toolkit and the study of the creativity and level of development of the intellect of the students of the Feldsher College, who claim to participate in the work of the student scientific society. Creative, active, non-ordinary thinking, capable of non-standard solutions to traditional problems and the search for new promising tasks, people today constitute the main strategic resource of society. Achievements in science and the competitiveness of society in the future largely depend from its implementation. The possibilities of using psychological tests for assessing students' ability to intellectual-search activity are analyzed. The author proposes, with the modernization of the structure of further selection tests, to pay more attention to the methods for express diagnostics of personal properties and to conduct a full-scale study of the relationship between the personality traits of students and certain characteristics of the profile of creativity.

Key words: creativity, level of development of intelligence, psychological testing, academic achievement, talented youth.

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, Институт непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: [email protected]

ОЦЕНКА КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

В статье представлены результаты первого этапа разработки инструментария и исследования креативности и уровня развития интеллекта студентов Фельдшерского колледжа, претендующих на участие в работе студенческого научного общества. Творческие, активные, неординарно мыслящие, способные к нестандартным решениям традиционных проблем и поиску новых перспективных задач люди составляют сегодня основной стратегический ресурс общества. От его реализации зависят достижения в науке и конкурентоспособность общества в будущем. Проанализированы возможности использования известных психологических тестов для оценки способности студентов к интеллектуально-поисковой деятельности. Автор предполагает при модернизации структуры дальнейших отборочных испытаний большее внимание уделить методикам экспресс-диагностики личностных свойств и провести полномасштабное изучение взаимосвязи личностных особенностей студентов с отдельными характеристиками профиля креативности.

Ключевые слова: креативность, уровень развития интеллекта, психологическое тестирование, успеваемость, талантливая молодёжь.

Школа XXI века должна соответствовать запросам времени. На стыке двух тысячелетий мировое сообщество осознало необходимость кардинального пересмотра модели развития человечества. С 1987 г. во всём мире широко известен термин «устойчивое развитие». Устойчивое развитие страны во многом определяется стабильностью её экономики, одним из элементов которой выступает рынок труда. Современная оценка показателей несбалансированности спроса и предложения в этой сфере, проведенная многими исследователями, указывает на то, что дисбаланс характерен и для современного российского образования. Значительные изменения в обществе требуют привлечения талантливой молодёжи к решению актуальных социально-экономических проблем. Очевидно, что творческие, активные, неординарно мыслящие, способные к нестандартным решениям традиционных проблем и поиску новых перспективных задач люди составляют сегодня основной стратегический ресурс общества. От его реализации зависят достижения в науке и конкурентоспособность общества в будущем [1].

Важной особенностью большинства современных моделей одаренности является отсутствие «элитности» их содержания. Одаренность рассматривается в них как ресурс, находящийся в развитии. На современном этапе в психологии постепенно сме-

щается вектор исследований одаренности с выявления отдельных психических процессов или их комплексов на изучение целостности её когнитивных и личностных детерминант.

Эти идеи легли определили направление исследования, проводимого в Фельдшерском колледже Санкт-Петербурга. Практическая цель состояла в оптимизации отбора претендентов в группу студенческого научного общества. Общество должно иметь подразделения, потому что исследовательские работы по истории и по математике имеют разную структуру и руководить этими работами должны разные специалисты. Иначе всё превратиться в Потёмкинскую деревню и будет нежизнеспособным. Анализ научных исследований по проблеме одаренности и креативности позволил выдвинуть гипотезу о взаимосвязи личностных параметров одаренных студентов и креативности как показателя, характеризующего познавательную сферу.

Целью оценки являлось определение уровня интеллекта и креативности респондентов. Подход к оценке осуществлялся в соответствии с подходом В. Штерна к интеллекту, как общей способности юношей и девушек осознанно настраивать своё мышление на возникшие требования, общей умственной приспособляемости к новым задачам и условиям деятельности. Тестирование студентов для определения уровня креативности состо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.