Научная статья на тему 'Совершенствование системы обучения классическому танцу студентов-хореографов в вузах культуры'

Совершенствование системы обучения классическому танцу студентов-хореографов в вузах культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МЕТОД / СПОСОБ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / SYSTEM / METHOD / METHOD CLASSICAL DANCE / EDUCATION / TEACHER / PROFESSIONAL ACTIVITY / GOALS / OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палилей Александр Васильевич, Мелентьева Людмила Дмитриевна

Модернизация образовательной системы подготовки студентов-хореографов в вузах культуры в области классического танца на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений подготовки специалистов для учреждений культуры, средних образовательных учреждений культуры, центров дополнительного образования. Проблема совершенствования образовательной системы заключается в интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Выпускник вуза, хореограф, молодой специалист в области классического танца должен уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях, применять полученные в период обучения знания, умения, навыки и проектировать их на свою профессиональную деятельность. Подготовка студента должна осуществляться в непосредственной взаимосвязи трех циклов: педагогического, исторического и профессионального, который включает в себя профилирующие специальные и общеразвивающие гуманитарные дисциплины. Профилирующие дисциплины по хореографии формировались и складывались исторически, постепенно. Взаимосвязь всех образовательных циклов поможет выпускнику успешно решать профессиональные задачи. Согласно федеральным образовательным стандартам в вузах культуры не ведется подготовка преподавателей по отдельным видам танца: классический, народно-сценический, современный (джаз, модерн, бальный танец). Классический танец является одной из основополагающих дисциплин при подготовке хореографов в вузе культуры, а также своеобразным стимулом постоянного физического развития и профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палилей Александр Васильевич, Мелентьева Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF TRAINING THE CLASSICAL DANCE FOR STUDENTS OF CHOREOGRAPHY AT THE UNIVERSITIES OF CULTURE

Modernization of the educational system of training the students-choreographers at the universities of culture in the field of classical dance today is one of the priority areas for training the specialists for cultural institutions, secondary educational institutions of culture, centers of additional education. The problem of improving the educational system is its integration of educational, scientific and practical activities, the ability of a university graduate to navigate in unusual situations, which is important for a young specialist. The choreographer in the field of classical dance should be able to form and apply the knowledge and skills acquired during the period of study at the university, and design them for their professional activities. The training of the student should be carried out in the direct relationship of the pedagogical, historical cycles with the professional, which includes specialized and general development of humanitarian disciplines. The major disciplines in choreography were formed and developed historically, gradually. The relationship of all educational cycles will help the graduate to successfully solve professional problems. According to the federal educational standards, higher education institutions of culture do not train teachers for certain types of dance: classical, folk-stage, modern (jazz, modern, ballroom dance). Classical dance, as a discipline, is one of the fundamental in the preparation of choreographers at the university of culture, which is a stimulus for continuous physical development and professional growth.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обучения классическому танцу студентов-хореографов в вузах культуры»

3. Голошумова Г С., Бологова А. А. Имитационные компьютерные модели как инструмент модернизации высшего образования // Вестн. УРАО. - 2013. - № 1. - С. 18-21.

4. Голошумов А. Ю., Голошумова Г. С., Красновский Д. И., Равинский Н. М. Пути и средства оптимизации информационного образовательного пространства // Вестн. УРАО.- 2016. - № 2. - С. 26-30.

5. Егоров В. В., Скибицкий Э. Г., Храпченков В. Г. Педагогика высшей школы. - Новосибирск: САФБД, 2008. -260 с.

6. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Новосибирск, 2000. - 238 с.

References

1. Altaytsev A.M., Gerbovitskaya M.F., Korbut A.M., Krasnov Yu.E., Krasnova T.I., Kostyukevich S.V., Kharchenko A.V., Yashchenko L.A. Analiticheskiy obzor № 5 mezhdunarodnykh tendentsiy razvitiya vysshego obrazovaniya [Analytical review no. 5 of international trends in higher education (January - June 2003)]. Minsk, Center for Development Problems Belarus State University Publ. (In Russ.). Available at: https://www.bsu.by/Cache/pdf/287973.pdf (accessed 17.07.2018).

2. Belousova N.V. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v khudozhestvennom obrazovanii [Information and communication technologies in art education]. "Pedagogika iskusstva": setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal ["Pedagogy of art": network electronic scientific journal], 2012, no. 1. (In Russ.). Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/ (accessed 17.07.2018).

3. Goloshumova G.S., Bologova A.A Imitatsionnye komp'yuternye modeli kak instrument modernizatsii vysshego obrazovaniya [Simulation computer models as a tool for the modernization of higher education]. Vestnik URAO [Herald of URAE], 2013, no. 1, pp. 18-21. (In Russ.).

4. Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Ravinsky N.M., Krasnovsky D.I. Puti i sredstva optimizatsii informatsion-nogo obrazovatel'nogo prostranstva [Ways and means of optimization of the information educational space]. Vestnik URAO [Herald of URAE], 2016, no. 2, pp. 26-30. (In Russ.).

5. Egorov V.V., Skibitsky E.G., Khrapchenkov V.G. Pedagogika vysshey shkoly [Pedagogics of higher education]. Novosibirsk, SAFBD Publ., 2008. 260 p. (In Russ.).

6. Polozov S.P. Obuchayushchie kompyuternye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii: dis. kand. iskusstvovedeniya [Educational computer technologies in music education. PhD in Art History diss]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2000. 238 p. (In Russ.).

УДК 378.14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры балетмейстерского творчества, декан факультета хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Мелентьева Людмила Дмитриевна, доцент кафедры классической и современной хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Модернизация образовательной системы подготовки студентов-хореографов в вузах культуры в области классического танца на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений подготовки специалистов для учреждений культуры, средних образовательных учреждений культуры, центров дополнительного образования. Проблема совершенствования образовательной системы заключается в интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Выпускник вуза, хореограф, молодой специалист в области классического танца должен уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях, применять полученные в период обучения знания, умения, навыки и проектировать их на свою профессиональную деятельность. Подготовка студента должна осуществляться в непосредствен-

ной взаимосвязи трех циклов: педагогического, исторического и профессионального, который включает в себя профилирующие специальные и общеразвивающие гуманитарные дисциплины. Профилирующие дисциплины по хореографии формировались и складывались исторически, постепенно. Взаимосвязь всех образовательных циклов поможет выпускнику успешно решать профессиональные задачи. Согласно федеральным образовательным стандартам в вузах культуры не ведется подготовка преподавателей по отдельным видам танца: классический, народно-сценический, современный (джаз, модерн, бальный танец). Классический танец является одной из основополагающих дисциплин при подготовке хореографов в вузе культуры, а также своеобразным стимулом постоянного физического развития и профессионального роста.

Ключевые слова: система, метод, способ классический танец, образование, преподаватель, профессиональная деятельность, цели, задачи.

IMPROVING THE SYSTEM OF TRAINING THE CLASSICAL DANCE FOR STUDENTS OF CHOREOGRAPHY AT THE UNIVERSITIES OF CULTURE

Paliley Aleksandr Vasilyevich, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Choreographic Art, Dean of the Faculty of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Melentyeva Lyudmila Dmitrievna, Associate Professor at the Department of Classical and Modern Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: aplomb55@ mail.ru

Modernization of the educational system of training the students-choreographers at the universities of culture in the field of classical dance today is one of the priority areas for training the specialists for cultural institutions, secondary educational institutions of culture, centers of additional education. The problem of improving the educational system is its integration of educational, scientific and practical activities, the ability of a university graduate to navigate in unusual situations, which is important for a young specialist. The choreographer in the field of classical dance should be able to form and apply the knowledge and skills acquired during the period of study at the university, and design them for their professional activities. The training of the student should be carried out in the direct relationship of the pedagogical, historical cycles with the professional, which includes specialized and general development of humanitarian disciplines. The major disciplines in choreography were formed and developed historically, gradually. The relationship of all educational cycles will help the graduate to successfully solve professional problems. According to the federal educational standards, higher education institutions of culture do not train teachers for certain types of dance: classical, folk-stage, modern (jazz, modern, ballroom dance). Classical dance, as a discipline, is one of the fundamental in the preparation of choreographers at the university of culture, which is a stimulus for continuous physical development and professional growth.

Keywords: system, method, method classical dance, education, teacher, professional activity, goals, objectives.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, направления и профиля; работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смеж-

ных видах деятельности; человека, способного не только к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, но готового к постоянному профессиональному росту.

Образование подразумевает не только усвоение знаний, но и формирование гармонично развитой личности. Выпускник вуза сегодня должен сочетать в себе профессионализм, высокий уро-

вень культуры, способность работать в коллективе и с коллективом. Актуальность данной статьи заключается в том, что современная педагогика профессионального образования стоит перед необходимостью углублённого изучения творческого потенциала человека, создания образовательной среды, способствующей творческой активности личности. Применительно к процессу вузовской подготовки студента-хореографа эти задачи конкретизируются в необходимости развития специальных способностей и формирования особых хореографических навыков.

Для того чтобы решать эти задачи, необходимо и дальше совершенствовать содержание обучения, методы преподавания, повышать педагогическое, исполнительское и балетмейстерско-постановочное мастерство, активно развивать научную и методическую работу.

Школа классического танца имеет свою историю, научную основу, систему обучения, свою языковую структуру. Всё это зафиксировано в учебных пособиях и трудах замечательных и выдающихся педагогов, которые по крупицам собирали, развивали и передавали методику обучения классическому танцу из поколения в поколение.

Вопросам исторического развития хореографического искусства, в частности методике преподавания классического танца, обучения профессиональных исполнителей в хореографических училищах (хореографических колледжах -сейчас), посвящен ряд работ. Это известные источники, представляющие большую научную ценность. Основополагающим трудом в области классического танца является учебник профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца». Огромный вклад в развитие классического танца внес Н. И. Тарасов своей уникальной работой «Классический танец» («Школа мужского исполнительства»), а также другие известные педагоги советского периода, такие как В. И. Пономарёв, В. Э. Мориц, А. И. Чекрыгин, Н. П. Базарова, В. А. Мей, В. С. Костровицкая, А. А. Писарев и др. Работы этих авторов имеют огромную ценность, но предназначены они, в первую очередь, для педагогов хореографических училищ и артистов балета. Развитие любительской хореографии происходит в современных условиях очень активно, публикаций для применения школы классиче-

ского танца для взрослых людей (студентов колледжей и вузов культуры) недостаточно.

Институты культуры являются важным элементом в получении профессионального образования большого числа студентов-хореографов. На качество подготовки будущего специалиста в области хореографии огромное влияние оказывает профессионализм самого педагога, его методика и методы работы. В вузах культуры согласно федеральным образовательным стандартам не ведется подготовка отдельно преподавателей по видам танца: классический, народно-сценический, современный и др. Классический танец является одной из основополагающих дисциплин при подготовке хореографов в вузе культуры.

Современный уровень развития хореографического искусства показывает, что при подготовке самодеятельных артистов в любительских хореографических коллективах, школах искусств от преподавателя или руководителя коллектива требуется более высокий уровень исполнительского, педагогического мастерства, знаний в области композиции танца, методики преподавания классического танца, так как классический танец -основа формирования физического тела артиста балета, ансамбля.

Преподавание хореографических дисциплин в вузе, основанное только на технологиях, не может в полной мере учесть многообразия творческого процесса подготовки студента-хореографа. Эти процессы должны быть взаимосвязаны, тогда технологии обучения и педагогическое мастерство приведут к развитию педагогических качеств личности студента-хореографа и его профессиональному росту. Поэтому в современных условиях назрела необходимость совершенствования технологий обучения и процесса формирования профессиональных компетенций, знаний, умений в области классического танца не только в любительских хореографических коллективах, но и в высших, средних учебных заведениях культуры и искусства.

Настоящая работа имеет целью теоретически обосновать способы и методы подготовки специалистов в области классической хореографии в вузе культуры к практической деятельности, выявить педагогические условия формирования современного преподавателя классического танца.

В Кемеровском государственном институте культуры на факультете хореографии дисциплина

«Теория, методика и практика классического танца» преподается по следующим направлениям:

52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного танца (ансамбля современного танца), педагог-репетитор»,

51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом». Одним из видов профессиональной деятельности выпускников является педагогическая работа. Поэтому методологические и методические способы подготовки педагогов классического танца являются одними из основополагающих.

Рассмотрим понятия «методика» и «метод». Методика - это совокупность способов и приёмов выполнения какой-либо работы (исследовательской, учебной, воспитательной и др.) [4, с. 24]. Методика обучения предмету - отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения, которой можно научиться в хореографии только практически, занимаясь с учениками. «Метод - способ достижения какой-либо цели, решения определённой задачи» [4, с. 24]. Методы могут быть вербальными (замечания, указания, и т. д.), наглядными (показ движений, демонстрация наглядных средств и т. д.) и практическими (упражнение, репетиция, выступление).

Одним из основных постулатов хореографического образования является развитие и совершенствование двигательной функции обучающегося, таким образом, основополагающими компонентами являются физические данные (танцевальный шаг, выворотность, прыжок, гибкость), которые составляют техническую сторону экзерсиса классического танца. Однако развитие артистизма, музыкальности, координации, являясь художественной составляющей хореографии, также актуально в области обучения студентов-хореографов в современных условиях.

Можно ли перенести требования профессионального обучения детей балету в хореографических колледжах на студентов вузов культуры и искусства? На тех, кто начинает серьёзно и сознательно заниматься классическим танцем только в вузе, при этом не всегда имея физические данные? Можно ли передать знания и научить

тем профессиональным мышечным ощущениям, которые приобретают ученики хореографических училищ?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно подробно рассмотреть методы обучения постановке основы в классическом танце.

В процессе многолетней педагогической практики в подборе методов постановки основы в классическом танце авторы опираются на огромный опыт и методику заслуженного учителя Российской Федерации Алисы Васильевны Никифоровой. Она вырастила и выпустила целую плеяду высокопрофессиональных артистов балета, многие из которых продолжают традиции своего учителя в педагогической деятельности после завершения исполнительской карьеры. А. В. Никифорова - продолжатель традиций воспитания и обучения классическому танцу, созданных легендарной танцовщицей и педагогом А. Я. Вагановой.

В своей книге «Советы педагога классического танца» Алиса Васильевна корректно предлагает воспользоваться её принципами постановки основы в классическом танце [3].

В чём заключается постановка основы в классическом танце по методике Никифоровой? В первую очередь это постановка и работа стоп, корпуса, рук, при которых спина не может отклоняться назад, за пятки. При этом опорная нога расположена перпендикулярно полу. Необходимо воспитывать работу мышц через сопротивление полу и опорной стороне. Голени развёрнуты друг от друга, изнутри - кнаружи, при этом мышцы над коленями подняты и тоже развёрнуты кнаружи с усилием. Ягодичные мышцы должны быть прижаты к паху, это даёт возможность поддерживать мышцы спины. Лопатки должны быть «приглажены» (слово автора), прижаты, но не сильно вдавлены, они не должны быть пережаты.

С постановки корпуса, ног, рук и головы начинается обучение танцу вообще. Чем раньше начинается эта работа, тем лучше, так как можно не только научить, но и что-то исправить. Грамотная методика постановки корпуса способствует не только развитию профессиональных данных, к которым относятся гибкость, выворотность, танцевальный шаг, устойчивость (aplomb), прыжок, помогает развивать силу, ловкость, вынос-

ливость, но и предупреждает травмы, а это залог движения ученика вперёд, его успехи.

С такими требованиями и ощущениями должны работать мышцы и связки во всех движениях классического танца, при этом комбинации движений, предлагаемые преподавателем, не должны быть длинными, чтобы не перенапрягать мышцы студента. Одновременно, при такой нагрузке, в случае системных занятий, мышцы и связки растягиваются и становятся эластичными.

Следовательно, согласно методике А. В. Никифоровой, при постановке основы «правильно поставленный корпус - основа для всякого рода pas...» [3], укрепляются и развиваются основные требования классического танца, предъявляемые к исполнителю-хореографу, это: aplomb, выворотность, танцевальный шаг, гибкость и т. д.

Заложенная основа - постановка и работа стоп, корпуса, рук во всех положениях классического танца - «помогает развивать силу, ловкость, выносливость, предупреждает травмы и перегрузку опорно-двигательного аппарата, дает возможность в совершенстве овладеть техникой классического танца» [3, с. 10].

Таким образом, по А. В. Никифоровой, в постановку основы классического танца входят:

- постановка и работа стоп, корпуса, рук, головы во всех положениях классического танца;

- мышечные ощущения в работе ног, корпуса, рук;

- развитие выворотности ног, эластичности мышц.

Анализ учебно-методических источников по классическому танцу разных авторов, в том числе и заслуженного учителя Российской Федерации А. В. Никифоровой, их многолетний опыт работы с профессиональными исполнителями даёт возможность использовать предлагаемую ими методику при постановке основы и развитии физических и технических данных обучающихся.

Данная методика обучения профессиональных исполнителей применяется не только в хореографических училищах, но и вузах культуры. Свободное и уверенное владение телом, которое готово к любым трудностям, необходимо не только профессиональным исполнителям, а применение авторских методик - это залог развития и дальнейшего процветания искусства танца.

Таким образом, вопросы о переносе требований профессионального обучения детей балету в хореографических колледжах на студентов вузов культуры, о передаче знаний и обучения тем профессиональным мышечным ощущениям, которые приобретают ученики хореографических училищ не вызывают сомнений в том плане, что требования подготовки специалистов хореографов в вузе культуры направлены на формирование и применения знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Контингент поступающих на хореографические факультеты вузов культуры очень разнообразен по возрасту, физическим данным, творческим способностям, перспективам дальнейшего развития в области хореографического образования. Учитывая все эти обстоятельства, необходим индивидуальный подход к каждому студенту, особенно на начальном этапе обучения, на котором закладывается фундамент исполнительского, педагогического и балетмейстерского мастерства. Профессиональное владение педагогической методикой очень важно на этом этапе обучения, когда передаётся опыт из «ног в ноги», от наставника к ученику.

Например, при постановке корпуса преподаватель кафедры классической и современной хореографии Л. Д. Мелентьева (ученица А. В. Никифоровой) на занятиях со студентами закладывает основы выработки aplomb у станка, опираясь на методику А. Я. Вагановой, которая заключается в следующем: «.во время экзерсиса корпус должен держаться прямо на ноге так, чтобы в любой момент можно было опустить руку, которая держится за палку, не теряя равновесия. Это послужит задатком правильного исполнения экзерсиса на середине зала. Ступня ноги, стоящей на полу, не должна опираться на большой палец, а вес тела должен распространяться по всей ее поверхности. Корпус, который не стоит прямо, а наклоняется к палке, не вырабатывает aplomb» [1, с. 36].

Основываясь на технологиях развития мышечных ощущений, освоенных в период обучения в Новосибирском хореографическом училище у А. В. Никифоровой, в процессе занятий по классическому танцу с обучающимися над выворотностью Л. Д. Мелентьева ставит перед собой задачу поиска способов и методов, которые по-

зволяют добиться эластичности связок костно-мышечного аппарата у студентов, здесь важен индивидуальный подход к каждому. И начинает она эту работу с изучения технологии выворотных позиций ног: 1-й, 2-й, 4-й и 5-й, при исполнении движений ног на 45 и 90 градусов по этим позициям, обращая внимание на расположение стоп на полу, развернутость колен, работу мышц ног и ягодиц. Особое внимание обращается на вытя-нутость корпуса, работу мышц спины и развитие гибкости всех отделов позвоночника, расположения рук на палке. Данная методика положительно сказывается на профессиональной подготовке обучающихся факультета хореографии КемГИК, помогает выпускнику успешно решать профессиональные задачи в области педагогической, исполнительской и балетмейстерской деятельности по месту работы.

Таким образом, постановка основы по методике заслуженного учителя Российской Федерации Алисы Васильевны Никифоровой может применяться не только для обучения профессиональных артистов балета, но и студентов вузов культуры, будущих педагогов-хореографов. Эта методика, проверенная практикой, в том числе преподавателями кафедры классической и современной хореографии факультета хореографии

Кемеровского государственного института культуры, дает положительные результаты в подготовке выпускников и дальнейшем их трудоустройстве. Работодатели образовательных учреждений, творческих любительских и профессиональных коллективов принимают на работу выпускников факультета хореографии, в частности кафедры классической и современной хореографии, в качестве артистов балетных трупп музыкальных театров (Музыкальном театре Кузбасса им. Боброва, Северском музыкальном театре), в профессиональных ансамблях народного танца (Губернаторском театре танца «Сибирский калейдоскоп» Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Т. Штоколова, Красноярском государственном академическом ансамбле танца Сибири им. М. С. Годенко, Государственном академическом Сибирском русском народном хоре, Академическом дважды Краснознаменном ордена Красной Звезды ансамбле песни и пляски Российской Армии им. А. В. Александрова); выпускники работают в Красноярском театре оперы и балета, Детском драматическом театре «На Неве», Челябинском театре современного танца под руководством Ольги Пона и т. д., преподавателями классического танца школ искусств, средних и высших учебных заведениях.

Литература

1. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - М.: Лань, Планета музыки, 2007. - 192 с.

2. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. - 2-е изд. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. - 256 с.

3. Звездочкин В. А. Классический танец. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 410 с.

4. Никифорова А. В. Советы педагога классического танца. - СПб.: Искусство России, 2005. - 117 с.

5. Султан Р. Г., Костюк Н. В. Социальное партнерство в профессиональном хореографическом образовании // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 44. - С. 149-155.

6. Энциклопедический словарь / под ред. Б. А. Введенского. - М.: Совет. энцикл., 1964. - Т. 2. - 736 с.

References

1. Vaganova A.Ya. Osnovy klassicheskogo tantsa [Bases of classic dance]. Moscow, Lan', Planeta muzyki Publ., 2007. 192 p. (In Russ.).

2. Esaulov I.G. Pedagogika i repetitorstvo v klassicheskoy khoreografii [Pedagogics and tutoring in a classic choreography]. St. Petersburg, Lan', Planeta muzyki Publ., 2015. 256 p. (In Russ.).

3. Zvezdochkin V.A. Klassicheskiy tanets [Classical dance]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2005. 410 p. (In Russ.).

4. Nikiforova A.V. Sovety pedagoga klassicheskogo tantsa [Advices of teacher of classic dance]. St. Petersburg, Iskusstvo Rossii Publ., 2005. 117 p. (In Russ.).

5. Sultan R.G., Kostyuk N.V. Sotsial'noe partnerstvo v professional'nom khoreograficheskom obrazovanii [Social partnership in professional choreographic education]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 44, pp. 149-155. (In Russ.).

6. Entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopaedic dictionary]. Ed by B.A. Vvedenskogo. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1964. 736 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.