3. Пуртова Т.В. Танец на любительской сцене. Москва: ГРДНТ, 2006.
4. Смирнова Н.Г., Бочкарева Н.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях. Кемерово: КОИУУ, 1996.
5. Уральская В.И. Народное творчество. На сцене и в жизни. Балет. 1989; 2: 61 - 64.
References
1. Buhvostova L.V. Masterstvo horeografa. Orel: OGIK, 2004.
2. Zaharov R.V. Sochinenie tanca. Moskva: Iskusstvo, 1983.
3. Purtova T.V. Tanec na lyubitel'skoj scene. Moskva: GRDNT, 2006.
4. Smirnova N.G., Bochkareva N.I. Uroki horeografii v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Kemerovo: KOIUU, 1996.
5. Ural'skaya V.I. Narodnoe tvorchestvo. Na scene i v zhizni. Balet. 1989; 2: 61 - 64.
Статья поступила в редакцию 10.08.18
УДК 394.4(=161.1):378.14:008(571.150)
Ovcharenko E.B., senior lecturer, Choreography Department, Altai State Institute of Culture, honored worker of culture
of RF (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Singach N.P., Professor, Choreography Department, Altai State Institute of Culture, honored worker of culture RF
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FOLK STAGE DANCE: METHODS OF TRAINING AT THE CHOREOGRAPHY DEPARTMENT OF THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE. In the article, the main contents of the training for a discipline "Folk dance and methods of teaching" is defined. The paper reveals goals and objectives, the structure of this academic discipline, the contents of sections and topics, the educational technologies, information about the educational, methodical, information and material and technical support of the discipline. Prospects for training are indicated. The authors describe teaching of a specific material at the course, how to form and consolidate basic performing skills, how to develop choreographic data (posture, turnout, step, flexibility, stretch of foot, musicality, etc.). In the article, folk-stage dance is presented as a kind of synthesis of the culture of classical, folk, characteristic dance, folklore sources. A vast practical material is presented, tested in the classroom with students in the field Folk Art Culture at Altai State Institute of Culture, as well as in professional and amateur dance groups.
Key words: folk dance, culture, folklore sources, learning perspectives, performing skills, dance combination, articular-ligament apparatus, exercise, musical phrase, practical material.
Е.Б. Овчаренко, доц. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Н.П. Сингач, проф. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ХОРЕОГРАФИИ
АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
В данной статье определено основное содержание обучения по дисциплине «Народно-сценический танец и методика его преподавания». Определены цели и задачи, структура данной учебной дисциплины, содержание разделов и тем, используемые образовательные технологии, сведения об учебно-методическом, информационном и материально-техническом обеспечении дисциплины. Обозначены перспективы обучения. Описано проучивание конкретного материала по курсу; формирование и закрепление основных исполнительских умений и навыков; развитие хореографических данных (осанка, выворотность, шаг, гибкость, натянутость стопы, музыкальность и т. д.). В статье народно-сценический танец представлен как своеобразный синтез культуры исполнения классического, народного, характерного танца, фольклорных источников. Представлен обширный практический материал, апробированный на занятиях со студентами по направлению подготовки «Народная художественная культура» в Алтайском государственном институте культуры, а также в профессиональных и самодеятельных хореографических коллективах.
Ключевые слова: народный танец, культура, фольклорные источники, перспективы обучения, исполнительские умения и навыки, танцевальная комбинация, суставно-связочный аппарат, экзерсис, музыкальная фраза, практический материал.
В настоящее время значительно выросло внимание к народному творчеству, в том числе к народному танцу, который за многолетнюю историю своего существования прошел большой путь от фольклорного образа до сценической формы. Народно-сценический танец представляет собой своеобразный синтез культуры исполнения классического, народного, характерного танца, фольклорных источников. Изучение народно-сценического танца необходимо для понимания самобытности культуры народа, что является важным в патриотическом воспитании будущего хореографа.
С дисциплиной «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец и методика его преподавания» студенты знакомятся на первом году обучения в вузе культуры. На данном этапе особое внимание обращается на проучивание простейших движений народно-сценического танца и упражнений, развивающих навыки координации, изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, развитие сустав-но-связочного аппарата, выработку пластичности, силы мышц и натянутости ног, постановку корпуса, рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала.
Педагогу необходимо обозначить перспективы обучения на данном этапе, определить его цели, четко спланировать задачи, важнейшими из которых являются следующие: проучивание конкретного материала по курсу; формирование и закрепление основных исполнительских умений и навыков; развитие хореографических данных (осанка, выворотность, шаг, гибкость, натянутость стопы, музыкальность и т. д.).
Определив цели и задачи каждого периода обучения, можно приступить к планированию уроков.
Все комбинации несут логическое, целенаправленное развитие учебного движения, которое является основой построения комбинации и требует особого внимания. Его следует тщательно проработать во всех направлениях в «чистом» виде (вперед, в сторону, назад), оно может сочетаться с элементами национального танца и связующими движениями.
Проучиваемое учебное упражнение, элементы национального танца и связующие движения направлены на достижение основной цели комбинации. Излишнее усложнение координации и использование неучебных танцевальных движений могут помешать этому. Связующие движения и элементы национальных
танцев играют второстепенную роль по отношению к основному упражнению, но вместе с тем они не должны носить отвлеченный характер.
Следует учесть, что при составлении комбинаций большое значение имеет единство музыкального и хореографического построения. Музыкальное сопровождение должно соответствовать ее национальному характеру, темпу, ритму и совпадать с началом и концом музыкальной фразы. В уроках народно-сценического танца наиболее характерны размеры 2/4, 3/4, 4/4. Для движений легатированного, спокойного характера, таких как plie, battement fondu, rond de jambe par terre, battement deweloppe, приемлемы музыкальные размеры 4/4, 3/4. Для движений же чёткого, ритмичного характера, таких как battement tendu, battement tendu jete, веревочка, выстукивание, flic-flac, будут соответствовать музыкальные размеры 2/4.
На втором курсе закрепляется пройденный материал, и проучиваются упражнения у станка и на середине зала в усложненном варианте.
Построение комбинаций должно отвечать следующим требованиям:
- более высокий уровень исполнительства;
- знание нескольких видов учебного движения экзерсиса, которые в комбинационном сочетании дают возможность проследить развитие этого движения;
- сочетание основного учебного движения с другими элементами, имеющими с ним общую направленность, с целью усиления его функции;
- увеличение количества исполняемых движений с целью развития силы ног;
- большое внимание уделить силе ног;
- большое внимание уделить точной манере исполнения (характерное положение корпуса, рук, ног, головы и взаимоотношение в паре, внутреннее ощущение национальных особенностей характера).
Процесс сочинения комбинаций должен основываться на следующих принципах: равномерное распределение физической нагрузки на суставы, связки, мышцы, а также на развитие комбинации от простого к сложному. Учебные дисциплины «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец и методика его преподавания», «Народно сценический танец и методика его преподавания взаимосвязаны с дисциплиной «Классический танец и методика его преподавания», который закладывает теоретические и практические основы для усложнения комбинаций и использования их в народно-сценическом танце с учетом его специфики.
В народно-сценическом экзерсисе предполагается использование некоторых элементов классического танца и комбинирование их с основными движениями народного танца, соответственно задачам учебной программы.
При этом должны учитываться следующие требования: последовательное проучивание движений народно-сценического
Библиографический список
танца с их специфическими особенностями с учетом теоретической и практической основы, заложенной в процессе освоения дисциплины «Классический танец и методика его преподавания»; гармоничное сочетание движений народно-сценического танца и классического танца по темпу, ритму и учебным задачам.
На третьем году обучения комбинации строятся с учетом исполнения технически сложных движений в ускоренных темпах, основываясь на принципах построения комбинаций, описанных выше.
В экзерсисе у станка вводится достаточно много упражнений, исполненных с прыжком и скачком на опорной ноге, поэтому при сочинении комбинаций необходимо помнить об опорной ноге, на которую падает большая физическая нагрузка.
Следует учесть, что движения с прыжком и скачком нужно комбинировать с другими элементами этого класса так, чтобы не перетрудить опорную ногу, но основное упражнение не должно терять учебной направленности и эффективности.
Некоторые формы комбинаций могут быть составлены с узко учебной целью, поскольку с их помощью отрабатываются технически сложные движения, при этом танцевальные формы комбинаций направлены на развитие выразительности, артистичности и навыков сценического исполнения.
Таким образом, сочетание в уроке различных форм комбинаций, объединенных общими и едиными целями, оптимизирует решение педагогических задач и влияет на воспитание технически сильных исполнителей и художественно-артистичных личностей.
Основные задачи обучения на 4 курсе - развитие танце-вальности, пластичности и свободного владения навыками координации движений. Исходя из, комбинации должны строиться по принципу контраста, в частности, легатированным движением рук и четко-ритмичным движением ног. В качестве примера приведем комбинацию на «выстукивание», когда при выстукивающих движениях ног, руки и корпус плавно и мягко переходят из одного положения в другое, не фиксируют промежуточных позиций, а также контраст между логическим развитием основного движения и движением, резко противоположным ему по темпу, ритму и виду. Подобные комбинации ставят перед учащимися дополнительные сложности, направленные на развитие координации и техники исполнения. Танец приобщает учащихся к богатству танцевального и музыкального творчества, играет большую роль в создании репертуара хореографического коллектива. Неслучайно дисциплины «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец и методика его преподавания», является одной из основных дисциплин в системе профессионального хореографического образования. Обширный практический материал апробирован на занятиях со студентами по направлению подготовки «Народная художественная культура» в Алтайском государственном институте культуры, а также в профессиональных и самодеятельных хореографических коллективах.
1. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2010.
2. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2010.
3. Овчаренко Е.Б. Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец и методика его преподавания. Барнаул: АлтГАКИ, 2012.
4. Овчаренко Е.Б. История и теория народно-сценического танца. Барнаул: АГИИК, 2014.
5. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2012. References
1. Lopuhov A.V., Shiryaev A.V., Bocharov A.I. Osnovy harakternogo tanca. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki: Lan', 2010.
2. Matveev V.F. Russkij narodnyj tanec. Teoriya i metodika prepodavaniya. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki: Lan', 2010.
3. Ovcharenko E.B. Tanec i metodika ego prepodavaniya: narodno-scenicheskij tanec i metodika ego prepodavaniya. Barnaul: AltGAKI, 2012.
4. Ovcharenko E.B. Istoriya i teoriya narodno-scenicheskogo tanca. Barnaul: AGIIK, 2014.
5. Osnovy podgotovkispecialistov-horeografov. Horeograficheskaya pedagogika. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.08.18
УДК 372.01
Olefir S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Juldasheva A.N., Director, Argayash Secondary School No. 2 of the Argayash Municipal District, (Chelyabinsk Region, Russia), Е-mail: [email protected]
Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]