УДК 793.3 DOI 10Л7238^П1998-5320.2018.31Л35
Л. Я. Николаева,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОСВОЕНИЕ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Актуальность исследования. Статья посвящена актуальным проблемам подготовки высококвалифицированных специалистов в области русского народного танца в системе высшего образования. Цель исследования - анализ основных этапов освоения стилевых особенностей русского народного танца студентами хореографических специализаций в вузе.
Основное содержание. Приводятся определения понятия «стиль», сложившиеся в современной художественно-творческой и научной практике. Кроме того, уточняется представление о стиле в танцевальной культуре, выделяются характерные особенности стиля в русском народном танце. Рассматриваются содержание, задачи и результаты основных этапов освоения стилевых особенностей русского танца в процессе профессиональной подготовки студентов-хореографов. Вывод. Обозначенные этапы обучения обеспечат повышение качества образовательного процесса и последовательное формирование у студентов профессиональных навыков в области русского народного танца. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей русского народного танца средних и высших учебных заведений культуры и искусств.
Ключевые слова: русский народный танец, понятие «стиль», стилевые особенности русского танца, учебно-танцевальная комбинация, учебный этюд, формы русского танца.
Введение. Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества, даёт широкое представление о национальном танце как о части духовного богатства и культурного наследия русского народа, прививает уважение и бережное отношение к народным традициям и фольклору. Являясь самостоятельным видом хореографического искусства, русский народный танец занимает значительное место в системе высшего образования. Освоение данной дисциплины даёт возможность студентам изучить «богатство видов и форм русского народного танца, своеобразие манеры исполнения, присущей хороводам, пляскам, кадрилям различных областей России» [1, ^ 65].
Актуальность исследования. Основные направления современного изучения регионально-стилевых особенностей русской народной танцевальной культуры формируются под воздействием ряда факторов, главными из которых являются:
- общественное признание значимости традиционного фольклора, в том числе и танцевального, как одной из форм культурно-исторической памяти народа;
- повышение роли культурного наследия в жизни современного общества;
- необходимость дальнейшего изучения, сохранения и воспроизведения самобытных танцевальных традиций различных регионов России в современных условиях;
- повышение требований к профессиональной компетенции специалистов по русской народной танцевальной культуре, которая востребована временем и реальной хореографической практикой.
В этой связи представляется актуальным совершенствование качества подготовки специалистов-хореографов в вузе, владеющих оптимальным уровнем компетентности в области русской народной хореографии, способных к самостоятельной творческой деятельности.
Методика профессиональной подготовки специалиста-хореографа в процессе изучения данной дисциплины базируется на трудах А. А. Климова, Г. Ф. Богданова, А. А. Борзова, Г. Я. Власен-ко, Н. И. Заикина, И. И. Веретенникова, А. В. Рудневой, М. П. Мурашко, Г. П. Гусева, В. И. Уральской. Весомый вклад в изучение практических аспектов русской танцевальной культуры внесли выдающиеся балетмейстеры Т. А. Устинова, И. А. Моисеев, Н. С. Надеждина, О. Н. Князева, И. З. Меркулов, М. С. Годенко, Т. Н. Гвоздева, М. М. Кольцова. В последние годы многие теоретические вопросы методики преподавания русского танца затронуты в работах А. А. Палилей, В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, В. И. Слыхановой, Н. И. Бочкаревой, С. Е. Марченко, В. В. Непомнящих, В. М. Майоровой и других. Между тем, как показывает практика, до настоящего времени существует
проблема отсутствия единого подхода в изучении стилевых особенностей русского танца в высших учебных заведениях культуры и искусств. Это послужило основанием для попытки выявления основных этапов обучения, которые позволили бы определиться как с пониманием содержания, так и общими подходами к изучению.
Цель исследования - анализ основных этапов освоения регионально-стилевых особенностей русского народного танца студентами хореографических специализаций в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Основное содержание. Рассмотрим подробнее понятие «стиль» в контексте русской народной танцевальной культуры. Современные исследователи культуры определяют «стиль» как устоявшуюся форму художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы, личности [2, с. 231]. Стиль ассоциируется с конкретными видами художественного творчества, принимая на себя их основные характеристики. Известный учёный А. М. Мехнецов, выделяя для исследования содержательную сторону сложившегося в современной художественно-творческой и научной практике понятия «стиль», останавливается на толковании этого понятия применительно к области народной традиционной культуры. По его мнению, понятие «стиль» следует рассматривать как одну из определяющих характеристик фольклорного текста, которая проявляется в качестве опознавательных признаков, указывающих на его (данного текста) принадлежность отдельным местным традициям, этнокультурным комплексам, историко-культурным пластам, жанровым разновидностям [3, с. 23].
О значении стиля в русском народном танце пишет известный балетмейстер и педагог М. П. Мурашко: «Немалую роль в русском танце имеет стиль танца, особенно при сочинении танца, построенного на стилевых особенностях определённого региона. Ведь русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен. Каждый регион имеет свой собственный стиль с присущими чертами и особенностями манеры для этого региона. Произведение, построенное на региональном фольклоре, предстаёт как произведение уникальное, единственное, непохожее на другие» [4, с. 48-51].
В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, А. Ю. Татаринцев считают, что понятие «стиль» в русском народном танце необходимо разделять на две части: стиль русского танца; стиль хореографа-художника, творца русского танца как произведения хореографического искусства [5, с. 233-237]. В первом случае под термином «стиль» понимаются «те характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого» [6, с. 15].
Известно, что в общерусской хореографической традиции сложилось несколько оригинальных исполнительских региональных стилей, специфика которых обусловлена культурно-историческими, этнографическими и социально-экономическими факторами. Традиционно в практике русского танца выделяются западнорусские (Брянск, Смоленск и др.), северорусские (Новгород, Архангельск, Вологда и др.), среднерусские (Москва, Владимир, Ярославль и др.), южнорусские (Курск, Белгород, Воронеж и др.) традиции. Некоторыми характерными чертами обладают танцевальные традиции русского населения Поволжья, Сибири и Урала. Заметим, что, несмотря на общность стилевых признаков, внутри каждой региональной традиции функционируют различные формы русского танца, значительно различающиеся по жанровой принадлежности и характеру исполнения, не выходя при этом за рамки регионального стиля. Далее выделим основные показатели, раскрывающие стилевые особенности русского народного танца:
- образно-содержательная основа танца;
- пространственное построение танца (рисунок танца);
- специфические особенности танцевальной лексики;
- характер и манера исполнения мужского и женского танца;
- специфика музыкального сопровождения.
Таким образом, объём понятия «стиль» включает в себя систему выразительных средств, которая необходима для воплощения идейно-образного содержания русского народного танца.
Необходимо обратить внимание и на проявление стиля в балетмейстерском творчестве при создании русского народно-сценического танца. Заметим, что особенности балетмейстерского стиля во многом обусловлены спецификой использования региональных традиций народного танцевального творчества в постановочной практике. Свой неповторимый стиль в русской народной хореографии создали Т. А. Устинова, И. А. Моисеев, Н. С. Надеждина, М. С. Годенко, О. Н. Князева, И. З. Меркулов, Я. А. Коломейский, В. М. Захаров и другие хореографы.
Процесс освоения стилевых особенностей русского танца, по нашему мнению, можно разделить на несколько этапов, каждый из которых выполняет ряд определённых задач.
На первом этапе студенту важно освоить методику и технику исполнения основных движений русского народного танца. Основу лексического корпуса в русской народной хореографии составляют традиционные танцевальные движения, исторически сложившиеся в ходе длительного времени на основе сохранения и развития традиций исполнения русского фольклорного танца. Здесь мы можем выделить несколько групп движений: «поклоны, приветствия, приглашения», «шаги, ходы, проходки», «моталочки», «верёвочки», «ковырялочки», «дроби», «присядки», «гармошки», «хлопушки» и пр. Основу каждой конкретной группы движений составляет главное движение, сочетающееся с другими сопутствующими элементами.
Помимо названных групп, исследователи и практики русской танцевальной культуры выделяют в отдельную группу подражательные движения, имитирующие явления природы, движения животных и птиц и пр. Отличительной особенностью этой группы движений является отсутствие главного единого основополагающего движения. В качестве главного может выступать любое традиционное движение или сочетание танцевально-пластических элементов, которое создаёт ассоциацию с определённым образом (лебедь, уточка, бычок, козлик, медведь и пр.).
Особое внимание при изучении традиционных танцевальных движений должно быть обращено на пластику и движения рук, наиболее ярко передающие стилистику русского народного танца. Как пишет А. Б. Афанасьева, «проследить разнообразие стиля исполнения русских танцев в разных местностях России можно, обратив внимание на характер пластики рук» [7, с. 161]. Обязательным предметом женского танца был платочек. Поэтому при изучении элементов женского танца используется платочек, который придаёт каждому движению большую выразительность, подчёркивает манеру и характер исполнения.
В отдельную группу выделяем технически сложные «трюковые движения» русского народного танца. В женском танце изучается техника вращений и особенности их использования в русском сценическом танце. В мужском танце выделяем технику прыжковых элементов («щучка», «кольцо», «разножка», «стульчик» и пр.), вращений («чёртик», «бочонок» и пр.), присядочных движений («ползунок», «закладка» и пр.) и других элементов. Исполнение трюковых движений связано с физическими данными и возможностями исполнителей. Поэтому цель педагога русского танца - подбор трюковых элементов с учётом индивидуальных особенностей исполнителей. Важно отметить, что в некоторых региональных традициях основные традиционные движения и трюковые элементы имеют свою специфику исполнения, которая выражается в особой пластике рук, положении корпуса и головы, своеобразном ритме и темпе музыкального сопровождения. Как правило, в практике исполнения русских танцев все группы движения сочетаются, создавая этим особый неповторимый пластический язык русского хореографического искусства.
В процессе обучения традиционные танцевальные движения русского танца должны быть правильно освоены, поскольку они составляют основу русского народного танца. Осваивая и совершенствуя методику и технику исполнения основных движений русского танца, студенты-хореографы развивают не только исполнительские навыки, но и приобретают огромный лексический багаж, необходимый для того, чтобы в дальнейшем, свободно комбинируя традиционные движения и элементы, научиться создавать новые варианты движений и танцевальные комбинации. Это важное условие формирования самостоятельных сочинительских навыков студентов, являющихся основой профессиональной педагогической и балетмейстерской деятельности.
Задача второго этапа - освоение регионально-стилевых особенностей русского народного танца. После приобретения навыков выразительного, технически сложного исполнения основных движений русского танца внимание преподавателя и студентов должно быть направлено на стиль, характер и манеру исполнения, на их соответствие особенностям изучаемой региональной хореографической традиции.
Обобщая теоретический и практический опыт преподавания данной дисциплины, рассмотрим последовательность изучения региональных танцевальных традиций в процессе обучения. Важно при выстраивании очерёдности учебного материала по освоению региональных особенностей русского танца учитывать два основных фактора:
- исторические условия и особенности формирования танцевальных традиций;
- сложность стилистики исполнения.
Традиционно изучение региональных особенностей русского народного танца начинают с наиболее древних, обладающих коренными славянскими чертами, западнорусских танцевальных традиций. Эти
традиции имеют сходные черты с народной хореографией других славянских народов, что свидетельствует о наличии глубинных национальных корней русской танцевальной культуры. Далее изучаются танцевальные традиции Русского Севера, существенной особенностью которых являются разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы («ходечи», «столбы», «застенки» и др.), характеризующиеся медленным темпом и сдержанной манерой исполнения. Следующими для изучения предлагаются среднерусские танцевальные традиции, которые занимают центральное место в русской танцевальной культуре и «кристаллизуют в себе общенациональные черты» [8, с. 39]. Здесь широкое распространение получили основные формы русской хореографии: хороводы, пляски и кадрили.
Наиболее сложной для изучения, на наш взгляд, является южнорусская традиция с ярко выраженными танцевально-стилистическими особенностями, заключающимися в специфических формах танца (танки, карагоды) и исполнительских приёмах пляски в «две», в «три ноги» и «пересек», а также подчеркнуто эмоциональной, энергичной манерой исполнения. Здесь же студенты осваивают танцевальную культуру казачества (донские, терские, кубанские, оренбургские и др.), которая, несмотря на свою самобытность и оригинальность, является составной частью южнорусской танцевальной традиции. Основными стилевыми признаками казачьего танца являются виртуозная техника танца, резкие движения и взмахи рук, залихватски-озорной характер исполнительской манеры, чеканно-подчёркнутая ритмичность музыкального сопровождения. В то же время танцевальное искусство различных групп казаков неоднородно по жанровому составу и характеру и манере исполнения.
Следующими изучаются региональные танцевальные традиции позднего формирования, сложившиеся в связи с историческими процессами освоения и заселения русскими новых территорий. К ним мы относим регионы Поволжья, Урала и Сибири. Следует отметить, что изучение регионально-стилевых особенностей русского танца должно сочетаться с глубоким постижением истории и быта русского народа, его обрядов, обычаев, народного художественного творчества.
Для целостного постижения и воплощения стилистических особенностей русского народного танца необходимо расширение репертуарных границ. С этой целью в программу обучения включаются лучшие образцы хореографического творчества выдающихся деятелей русского танца, а также современные постановки из репертуара профессиональных ансамблей народного танца. Следует отметить, что такой подход позволяет студентам ознакомиться с богатейшим наследием хореографического искусства и освоить творческий опыт известных балетмейстеров-постановщиков русского народно-сценического танца.
Итогом работы на данном этапе должны стать: знание региональных танцевальных традиций, истории их формирования и развития; практические навыки исполнения русского народного танца в его жанровом и региональном своеобразии.
На третьем этапе студент должен овладеть технологией создания танцевальной лексики в русском народном танце. Согласимся с мнением А. А. Борзова, который считает, что в настоящее время изучение русского танца основывается только на знании учащимися и студентами областных особенностей русского танца и различий его бытования в регионах России. Но для подготовки будущих специалистов русской хореографии, как верно замечает А. А. Борзов, этот подход является неубедительным. По его мнению, «студент должен иметь определённый запас русских движений, которые помогли бы ему создать собственную композицию, часто сценическую...» [9, с. 116]. Недостаточное знание лексических основ русского народного танца, как отмечает В. М. Майорова, может повлечь за собой «процесс засорения лексики русского танца чужеродными элементами, несвойственными характеру русского танца» [10, с. 102].
Таким образом, имея определённый запас движений русского танца, студент должен научиться создавать собственные учебные и танцевальные композиции. Для этого необходимо владеть в полной мере всем арсеналом танцевальных движений, понять логику и принципы соединения танцевальных элементов в движении. Для эффективного выполнения творческой работы студенту необходимо владеть основными законами и принципами построения учебно-танцевальных комбинаций. К ним относятся: последовательность, логика построения, соразмерность длительности комбинации, учёт физической нагрузки, стилевая однородность, музыкальность. Результатом творческой деятельности на этом этапе является сформированность у студентов практических навыков создания цельных, композиционно завершённых учебно-танцевальных комбинаций.
Четвёртый этап важен приобретением умений и навыков создания основных танцевальных форм, исторически сложившихся в русской танцевальной культуре. При этом студенту важно освоить методику сочинения учебно-танцевальных этюдов на материале региональных особенностей русского народного танца. Под учебно-танцевальным этюдом мы подразумеваем определённое
задание по созданию хореографической композиции, которая выполняет конкретно поставленную задачу. В этюдной работе будущие преподаватели русского танца приобретают навыки композиционного построения, разработки танцевальной лексики, пространственного рисунка и музыкального материала. Вместе с тем работа над этюдом связана с точной передачей исполнительского стиля русского танца. На наш взгляд, это наиболее трудный раздел постановочной работы, поскольку он должен опираться на чёткие знания студентами региональных стилей русского народного танца. Таким образом, в результате освоения этого этапа у студентов появляется опыт самостоятельной разработки хореографических постановок в области русского народного танца с использованием его региональных особенностей и сценических законов.
Следовательно, одним из основных компонентов учебного процесса по освоению стилевых особенностей русского танца является творческий (сочинительский). Особенность этого этапа заключается в применении принципа индивидуального подхода. Для формирования и развития сочинительских навыков студенты на практических занятиях выполняют как индивидуальные, так и групповые задания по составлению учебно-танцевальных комбинаций и этюдов. В ходе выполнения таких заданий студенты должны учитывать специфику основных движений и пространственных рисунков, характерных для данного региона. Кроме того, при составлении учебно-танцевальных комбинаций и этюдов особое место отводится изучению и использованию песенно-музыкального фольклора, соответствующего стилю определённой региональной танцевальной традиции.
Таким образом, на заключительном этапе обучения студенты должны не только определять и анализировать областные особенности русского танца, но и передавать его стилистические особенности в различных учебно-танцевальных комбинациях и этюдах. При этом созданные студентами учебно-танцевальные этюды и сценические танцы должны сохранить колорит и стиль того региона, на материале которого они построены.
Выводы. Таким образом, обозначенные в статье этапы обеспечивают планомерное и последовательное овладение студентами профессиональными навыками в области русского народного танца. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей русского народного танца средних и высших учебных заведений культуры и искусств.
Библиографический список
1. Палилей А. В. Традиции русского народного танца как основа современного репертуара любительских хореографических коллективов // Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития: сб. науч. ст. - Кемерово: КемГИК, 2016. - Вып. 1. - С. 59-71.
2. Культурология. XX век. Энциклопедия. - Т. 1. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - С. 231.
3. Мехнецов А. М. Народная традиционная культура: статьи и материалы. К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории / сост. Е. А. Валевская, К. А. Мехнецова ; вст. ст. Г. В. Лобковой. - СПб.: Нестор-История, 2014. - С. 23-27.
4. Мурашко М. П. Кризис ансамблей народного танца // Балет. - 2011. - № 2. - С. 48-51.
5. Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Татаринцев А. Ю. Характерные отличительные черты форм русского народного танца, его стили и жанровые разновидности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 2. - С. 233-237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23215156
6. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. - Орёл, 1999. - С. 15.
7. Афанасьева А. Б. Кадриль в крестьянском быту // Народный танец. Проблемы изучения : сб. науч. тр. - СПб.: ВНИИ, 1991. - С. 161-185.
8. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. - М., 1998. - С. 39.
9. Борзов А. А. О методике преподавания русского танца // Русский танец: пути сохранения и развития : мат. всерос. конф., посвящённой 100-летию со дня рождения Т. А. Устиновой / сост. В. Ю. Никитин, В. В. Королев. - М.: МГУКИ, 2008. - С. 116-127.
10. Майорова В. М. Значение русского танца в процессе обучения студентов хореографических специализаций // Культура и образование. - 2017. - № 2 (25). - С. 100-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=300136
L. Ya. Nikolaeva, Associate Professor, ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-4480-6586, e-mail: [email protected] Dostoevsky Omsk State University, 55a Prospekt Mira, Omsk, 644077, Russian Federation
RUSSIAN DANCE STYLE PECULIARITIES MASTERING THE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHIC STUDENTS
Introduction. The actual problem of mastering the style features of Russian folk dance by students of choreographic specializations in the system of higher professional education is considered in the article . Russian folk dance is one of the most widespread and ancient forms of folk art, it gives a broad idea of the national dance as a part of the spiritual wealth and cultural heritage of the Russian people, instills respect for folk traditions. Being an independent kind of choreographic art, Russian folk dance occupies a significant place in the system of higher professional education.
The main directions of modern study of regional and style features of Russian folk dance culture are formed under the influence of a number of factors, the main of which are: public recognition of the importance of traditional folklore, including dance, as a form of cultural and historical memory of the people; increasing the role of cultural heritage in the life of modern society; the need for further study, preservation and reproduction of original dance traditions of different regions of Russia in modern conditions; increasing the requirements for the professional competence of specialists in the Russian folk dance culture requiring time and real choreographic practice. In this regard, it seems relevant to improve the quality of the training of professional choreographers in a higher educational institution, who have an optimal level of competence in the field of Russian folk choreography, capable of independent creative activity.
The purpose of the article is to theoretically substantiate the main stages of mastering the Russian folk dance style features by students of choreographic specializations.
Various definitions of "style" in dance concept culture are given, characteristic features of style in Russian folk dance concept are highlighted. The description of the main regional styles of Russian dance is given, the specifics of which are determined by cultural-historical, ethnographic and socio-economic factors.
Conclusions. It is concluded that the indicated stages of training will ensure systematic development, improving the quality of the educational process and the consistent mastery of the students' professional skills in the field of Russian folk dance. The research results presented in this article can be used in the practical work of teachers of Russian folk dance of secondary and higher educational institutions of culture.
Keywords: russian folk dance, the concept of "style", Russian dance style features, educational and dance combination, educational etude, forms of Russian dance.
References
1. Palilej A. V. Traditions of Russian folk dance as a basis of modern repertoire of Amateur choreographic collectives jHoreograficheskoe iskusstvo i obrazovanie v Sibiri: problemy izucheniya, sohraneniya i razvitiya. Kemerovo, publ. KemGIK, 2016, pp. 59-71.
2. Kul'turologiya. XX vek. EHnciklopediya. [Cultural studies. Of the twentieth century. Encyclopedia] T.1 St. Petersburg, publ. Universitetskaya kniga. OOO Aletejya, 1998, p. 231.
3. Mekhnecov A. M. Narodnaya tradicionnaya kul'tura: Ctat'i i materialy. K 150-letiyu Sankt-Peterburgskoj konservatorii. [Traditional folk culture: articles and materials. To the 150th anniversary of the St Petersburg Conservatoire] Ed. by E. A. Valevskaya, K. A. Mekhnecova; Vst. st. G.V. Lobkovoj. St. Petersburg, publ. Nestor-Istoriya, 2014, pp. 23-27.
4. Murashko M. P. Crisis of folk dance ensembles. M.P. Murashko. Balet, Moskow. 2011. Vol. 2, pp. 48 - 51.
5. Karpenko V. N., Karpenko I. A., Tatarincev A. Yu. Characteristic features of forms of Russian folk dance, its styles and genre varieties. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, Moskow, 2015. Vol. 2, pp. 233 - 237.
6. Zaikin N. I., Zaikina N. A. Oblastnye osobennosti russkogo narodnogo tanca [Regional features of Russian folk dance]. Oryol, 1999, p.15.
7. Afanas'eva A. B. Square dance in peasant life. Narodnyj tanec. Problemy izucheniya. St. Petersburg, 1991, pp.161-185.
8. Shchurov V. M. Stilevye osnovy russkoj narodnoj muzyki. [Style the basics ofRussian folk music] Moskow, 1998, p. 39.
9. Borzov A. A. About the methodology of teaching Russian dance. Russkij tanec: puti sohraneniya i razvitiya Materialy Vserossijskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya T.A. Ustinovoj. Ed. by V.YU. Nikitin, V.V. Korolev. Moskow, publ. MGUKI, 2008, pp .116-127.
10. Majorova V. M. The importance of Russian dance in the training of students of choreographic specializations. Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. Moskow, publ. MGIK, 2017. Vol. 3 (26), pp. 100-105.
Поступила в редакцию 1.02.2018 © Л. Я. Николаева, 2018
Автор статьи: Лидия Яковлевна Николаева, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, д. 55а, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. Е. Марченко, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики хореографии, Московский институт современного искусства.
Т. В. Сабанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.