УДК 37.0; 793.3 doi: 10. 20310/1810-231X-2016-15-3-118-120
ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТРЕНАЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПОРТСМЕНА-ТАНЦОРА БАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Селюкова Елена Валерьевна
Центр культуры и спорта «Виктория», Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В статье раскрыто значение классического тренажа в развитии техники танцора спортивного бального танца. Проанализированы упражнения классического экзерсиса и выявлены особенности их применения в бальной хореографии. Рассмотрены исполнительские качества спортсмена-танцора, формируемые средствами классического танца в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, классический танец, тренаж, обучение, спортсмен-танцор, бальный танец, экзерсис
Классический танец является фундаментом всех сценических видов танца. Занятия классическим танцем - это трудоемкая учебная работа, скрупулезная отработка танцевальных движений, ежедневные занятия над своим телом, направленные на растяжение, укрепление и подготовку мышц, суставов и связок к танцевальной практике.
За многовековую историю классический танец выработал и утвердил свою терминологию и систему подготовки не только артистов балета, но и исполнителей других жанров хореографического искусства. Не являются исключением и спортсмены-танцоры бальной хореографии, в процессе подготовки которых занятия классическим танцем играют немаловажную роль в достижении желаемых спортивных результатов.
Хореографическая подготовка в спортивных танцах базируется, главным образом, на классической основе, разработанной в балете. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые, прежде всего, определяются различиями целей и задач, стоящих перед спортсменами-танцорами и балеринами. В тренировочном процессе спортсменов-танцоров, классический тренаж осуществляется в различных формах: выполнение партерной гимнастики, экзерсиса; исполнение учебных танцевальных комбинаций и т. п. Классический танец в спортивных танцах является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должен быть взаимосвязан с другими видами подготовки танцоров. По мне-
нию А. А. Коваленко, урок классического танца в спортивных танцах должен в первую очередь учитывать практическую целесообразность каждого задания. В учебном процессе каждое упражнение должно нести конкретную смысловую нагрузку техническую, воспитательную [1].
Одной из основных форм классического тренажа является экзерсис (в пер. с фр. - упражнение) - это система групп движений урока танца у станка и на середине зала, вырабатывающая профессиональные качества, необходимые для танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений [2]. С точки зрения М. Н. Юрьевой, являясь многоступенчатым образованием, детерминированным индивидуальными ресурсами обучающего и педагога, экзерсис складывается из системы учебно-тренировочных упражнений, сочетание и варьирование которых позволяет совершенствовать и поддерживать опорно-двигательный аппарат, развить исполнительские умения и навыки, технические возможности, психологические свойства и качества личности (память, воображение, мышление, волю, комбинаторные способности и т. д.) [3].
Изучение классического танца исполнителями бальной хореографии начинается с изучения основных позиций рук, ног и постановки корпуса. Существуют разные точки зрения на то, с какого движения следует начинать урок классического танца. К. Блазис и
А. Я. Ваганова считают, что начинать экзерсис у станка надо с plie. [4], так как тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»).
В учебно-тренировочном процессе спортсмена-танцора уроки классического тренажа необходимо начинать с demi-plie и grand plie, в сочетании с различными видами port de bras. Важно включить в работу одновременно и ноги и весь корпус. Demi-plie, растягивая ахил, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на нее, grand plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра. В процессе классического тренажа мышцы не только тренируются, но и активно и постоянно растягиваются, причем «работают» все слои мышц, даже самые глубокие и мелкие, здесь же идеальная тренировка для ягодичных мышц, а упражнения для развития нижней выворотности ног быстро придадут стопам идеальную форму. На уроках классического тренажа в коллективе спортивного бального танца это упражнение должно полностью исполняться по правилам классического экзерсиса. Но также целесообразно исполнять demi plie и grand plie по первой и второй параллельным позициям.
Большое внимание необходимо уделить тщательной и основательной проработке battement tendu и battement tendu jete - движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног. Исполняя rond de jambe par terre, в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра при поднятии ноги на 90° во всех направлениях, в сочетании с различными перегибами корпуса. Функции этого движения направлены на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которого зависит диапазон выворотности ног.
Battement fondus вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжковых движениях. Rond de jambe en l'air - разрабатывает подвижность коленного сустава и придает его связкам силу и эластичность. Grand battement jete - большой энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага. Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за
исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует комбинация. В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость, пластичность рук.
Специфика уроков классического танца диктуется особенностями техники танцора. Так, например положение опорной ноги у спортсменов-танцоров и артистов балета различно. Обязательным условием выполнения классического экзерсиса у артистов балета является выполнение упражнений из первой, второй, четвертой, пятой позиций ног (третья позиция считается вспомогательной). Добиваться такой выворотности в спортивных танцах не только нецелесообразно, но и вредно, потому что в силу специфики исполнения европейской программы опорная и свободная ноги не могут быть развернуты, так как требуют параллельной постановки стоп. Но с другой стороны, в спортивных танцах есть латиноамериканская программа, которая требует выворотности (первая свободная позиция) и существует еще правило: носок свободной ноги танцора должен быть вытянут.
Каждое из перечисленных движений несет свое влияние на каждый участок мышц, активизирует кровообращение и помогает работе внутренних органов, увеличивает подвижность суставов, эластичность мышц и сухожилий, избавляет от плоскостопии благодаря нагрузке на несущей свод стопы. Это дает возможность спортсменам - танцорам бальной хореографии свободно владеть своим телом в танцах латино-американской программы (Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль, Джайв). В процессе классического тренажа приобретается апломб - умение сохранять в равновесии все части тела, что в свою очередь является положительным моментом в исполнении танцев европейской программы (Медленный вальс, Танго, Квикстеп, Венский вальс, Медленный фокстрот).
Одним из важных разделов, как в классическом, так и в бальном танце является группа вращений. На уроках классического танца очень много времени уделяется на изучение и тренировку различных видов поворотов, для формирования устойчивости и сбалансированности. В-первую очередь изучаются повороты на двух ногах: soutenu, tours chaînes, а затем - на одной ноге, к ним относятся все виды tours из 5, 4 и 2 позиций, а также tour pique, tour с degage и т. д. Такая
работа в процессе классического тренажа даёт положительный результат в исполнительской деятельности спортсмена-танцора бальной хореографии.
Классический тренаж способствует: формированию телосложения, физической и психической собранности, развитию силы, гибкости и эластичности мышц; улучшению координации движений; развитию чувства ритма; развитию вестибулярного аппарата, устойчивости танцора на паркете и сохранению баланса в любых ситуациях. Однако более важным представляется знакомство с разнообразной координацией взаимосвязанных движений ног, рук, головы, корпуса, а также организация красивых линий и выразительной пластики всей верхней части корпуса. Движения классического тренажа, призваны сделать тело спортсмена-танцора дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращая его в инструмент, которым можно управлять.
В отличие от скоростно-силовых видов спорта, где физическая и техническая подготовка спортсменов подчинена совершенствованию двигательных функций в основном спортивном движении, виды спорта, связанные с искусством движения, характеризуются разнообразием и богатством форм движений, особой техникой выполнения упражнений. Поэтому занятия классическим тренажом оказывают огромное положительное воздействие на достижение высоких результатов в процессе подготовки спортсменов-танцоров бальной хореографии.
Литература
1. Коваленко А. А. Спортивные танцы в образовательном процессе // Пути развития инновационных физкультурно-спортивных программ для детей и учащейся молодежи в сфере досуга и их роль в патриотическом, духовном и физическом воспитании». М., 1999. С. 14-17.
2. Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981.
3. Юрьева М. Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: методология, теория, практика. Тамбов, 2010.
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб., 2015.
References
1. Kovalenko А. А. Sportivnye tantsy v obra-zovatel'nom protsesse [Sports dances in educational process] // Puti razvitiya innovatsionnykh fizkul'tur-no-sportivnykh programm dlya detej i uchashchejsya molodezhi v sfere dosuga i ikh rol' v patrioticheskom, dukhovnom i fizicheskom vospitanii». M., 1999. S. 14-17.
2. Balet: entsiklopediya [Ballet: encyclopedia] / gl. red. Yu. N. Grigorovich. M., 1981.
3. Yur'yeva M. N. Professional'no-tvorcheskoye stanovleniye lichnosti studenta-khoreografa v vuzakh kul'tury i iskusstv: metodolo-giya, teoriya, praktika [Professional and creative formation of the identity of the student choreographer in higher education institutions of culture and arts: methodology, theory, practice]. Tambov, 2010.
4. Vaganova А. Ya. Osnovy klassicheskogo tantsa [Bases of classical dance]. SPb., 2015.
* * *
VALUE OF CLASSICAL TRIAL IN THE COURSE OF TRAINING OF THE ATHLETE-DANCER OF BALL CHOREOGRAPHY
Selyukova Elena Valeryevna
Center of Culture and Sport «Viktoriya», Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article the author disclosed value of classical trial in development of technology of the dancer of sports ball dance, analyzed exercises of a classical exercise and revealed features of their application in ball choreography and considered the performing qualities of the athlete-dancer formed by means of classical dance in the course of vocational training.
Key words: vocational training, classical dance, trial, training, athlete-dancer, ball dance, exercise
Об авторе :
Селюкова Елена Валерьевна, преподаватель Центра культуры и спорта «Виктория», г. Тамбов
About the author:
Selyukova Elena Valeryevna, Teacher of the Center of Culture and Sport «Viktoriya», Tambov