Труды молодых ученых
63
ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ
Н.В. КОТЕНКО, РГУФКСМиТ
Аннотация
В статье анализируется проблемная ситуация, сложившаяся в хореографической подготовке в спортивных танцах. Рассматриваются вопросы, связанные с использованием средств классического, историко-бытового, народнохарактерного и современного танцев с учетом их общих и специфических особенностей. Содержание хореографической подготовки представлено как система упражнений различной координационной сложности и методов воздействия, направленных на воспитание творчества, двигательной культуры спортсменов, на расширение арсенала выразительных
средств каждого из них.
Ключевые слова: спортивные танцы, хореография и хореографическая подготовка, ритм и темп музыки, характер средств хореографии, специальная физическая подготовка.
Abstracts
In article the problem situation is analyzed, having developed in choreographic preparation in sports dances. The questions connected with use of means of classical, historical-household, national-characteristic and modern dances in view of their general and specific features are considered. The content of choreographic preparation is presented as system of exercises of various coordination complexity and the methods of the influence which have been directed on education of work, impellent culture of sportsmen, on expansion of an arsenal of expressive means of each of them.
Keywords: sports dances, a choreography and choreographic preparation, a rhythm and pace of music, character of means of a choreography, special physical preparation.
Введение
Одним из видов подготовки спортсменов в танцевальном спорте является хореография (или хореографическая подготовка). Ее содержание - система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры спортсменов, а также на расширение арсенала их выразительных средств [3].
Хореография - одно из важных средств эстетического воспитания. Занимаясь хореографией, спортсмены соприкасаются с различными видами искусства. Например, музыка на уроках хореографии знакомит их с основами музыкальной грамоты. Спортсмены должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения. Занятия хореографией развивают также творческие способности спортсменов. Воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движениях определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это позволяет создавать художественный образ при выполнении соревновательных упражнений.
Занятия хореографией способствуют решению образовательных задач. Так, расширяется объем двигательных умений и навыков за счет движений классического, историко-бытового, народно-характерного и современного танцев.
Кроме того, в сложнокоординационных видах спорта (именно такими являются танцы) хореографическую подготовку относят к разделу специальной физической подготовки: в занятиях хореографией развиваются такие физические качества, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростносиловых качеств, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Формируются гармония различных танцеваль-
Ш
ных вариаций, высокое качество и эстетика исполнения соревновательных программ. Но все это возможно только при наличии методики, учитывающей логически обоснованную последовательность обучения.
Методические аспекты хореографии
Анализ научно-методической литературы показал, что спортивные танцы как вид спорта нуждаются в разработке научно-методических положений организации тренировочного процесса, критическом переосмыслении имеющихся средств, форм и методов обучения. Многие специалисты считают, что все это возможно, если хореография (или хореографическая подготовка) станет одним из ведущих компонентов учебно-тренировочного процесса. Эту точку зрения поддерживают многие специалисты [3, 4, 9], считая необходимым применение средств хореографии в качестве неотъемлемой части подготовки спортсменов в сложнокоординационных видах спорта.
Специалисты утверждают, что:
1. Хореография - важное средство эстетического воспитания. Занимаясь хореографией, спортсмены соприкасаются с различными видами искусства. Например, использование музыки на уроках хореографии знакомит с основами музыкальной грамоты. Спортсмены должны выполнять движения в соответствии с ритмом, темпом и характером музыкального сопровождения.
2. Занятия хореографией развивают также творческие способности спортсменов. У занимающихся воспитывается ощущение красоты движений, их гармонии с музыкой, формируется способность передавать в движении определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Все это при выполнении соревновательных упражнений позволяет создать художественный образ.
64
Труды молодых ученых
3. Занятия хореографией способствуют решению и образовательных задач. Так, расширяется объем двигательных умений и навыков за счет движений классического, историко-бытового, народно-характерного и современного танцев.
4. Кроме того, в сложнокоординационных видах спорта хореографическая подготовка относится к разделу специальной физической подготовки, т.е. в процессе занятий хореографией развиваются физические качества, такие, как гибкость, координация движений, выносливость, улучшаются показатели скоростно-силовых качеств, укрепляется опорно-двигательный аппарат.
Место и структура хореографической подготовки
Значение хореографической подготовки танцоров возрастает с каждым годом, тем более, что постоянно увеличивается динамика исполнения соревновательных программ, а это диктует необходимость как совершенствования технического мастерства спортсменов-танцоров, так и повышение уровня развития их физических качеств, в том числе специальной выносливости.
Основой хореографической подготовки танцоров является хореография в самом объемном своем понимании с использованием разнообразных средств танцевального искусства. Так, И.Е. Семенова [5] считает целесообразным преподавание следующих хореографических дисциплин: классический танец, историко-бытовой танец, современные направления хореографии (джаз, модерн, степ), народно-сценический танец. Но возникает вопрос: Упражнения какого танца должны превалировать на уроках хореографии, и в каком соотношении их давать с учетом специфики двигательной деятельности в танцевальном спорте?
Хореографическая подготовка в спортивных танцах базируется, главным образом, на основе классического танца. При занятиях классической хореографией с танцорами следует учитывать следующее:
1. Во время занятий классическим экзерсисом вырабатывается правильная постановка корпуса, обеспечивающая надежную опору и артистическую окраску pas [1]. Именно такая постановка корпуса необходима прежде всего в танцах стандартной программы, следовательно, движения классической хореографии должны быть неотъемлемой частью средств хореографической подготовки танцоров.
2. Нет необходимости выполнять движения классического танца по выворотным позициям. Специфика выполнения данных движений, как отмечают [5, 8], диктуется особенностями техники танцоров. Авторы провели анализ положения опорной ноги при выполнении движений у спортсменов - танцоров и артистов балета и сделали следующий вывод: в силу специфики исполнения европейской программы опорная и свободная ноги не могут быть развернуты, так как требуют параллельной постановки стоп. Но, с другой стороны, в спортивных танцах есть латиноамериканская программа, которая требует частичной выворотности (первая свободная позиция), и существует еще правило: носок свободной ноги танцора должен быть вытянут.
Таким образом, в силу специфики движений в танцевальном спорте нет необходимости требовать от спортс-
менов выворотного положения опорной ноги при выполнении основных движений классического экзерсиса (как в балете), но следует обращать серьезное внимание на положение свободной ноги.
3. Включать в занятия движения классического танца с подниманием на полупальцы (releve). При занятиях хореографией важно включать в них упражнения, способствующие укреплению мышц ног, отвечающих за работу стопы [6].
Для решения данной задачи движения классического экзерсиса, такие, как деми и гранд плие, батман тандю, батман жете, батман фондю, следует сочетать с релеве, т.е. с подниманием на полупальцы.
4. Использовать формы port de bras (всего их шесть).
В уроке классического танца спортсменов-танцоров
важным представляется организация (формирование) красивых линий и выразительной пластики верхней части тела, и прежде всего рук. Для решения данной двигательной задачи применяют формы port de bras
[5, 6].
5. Должное внимание следует уделять изучению и совершенствованию приемов выполнения различных вращений, и прежде всего вращениям типа «шене», что необходимо при исполнении данной группы движений в бальных танцах.
6. Использовать в занятиях прыжки (движения группы Allegro). Упражнения этой группы, где уступающий режим работы мышц сочетается с преодолевающим, способствуют воспитанию силы мышц, отвечающих за работу голеностопного сустава. Кроме того, выполнение упражнений данной группы повторным методом с ординарными или жесткими интервалами отдыха будет способствовать воспитанию специальной выносливости.
7. Включать в занятия движения «партерной хореографии».
Введение партерного экзерсиса рекомендуют самые различные авторы, особенно на этапе начальной подготовки. Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии решить сразу три задачи: повысить подвижность суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног и эластичность стоп. Кроме того, при использовании упражнений данной группы активно развивается гибкость.
Для повышения уровня хореографической подготовленности спортсменов-танцоров следует использовать средства современного танца, способствующие развитию выразительности, что особенно актуально для танцоров, выступающих в латиноамериканской программе.
Так, движения танца-модерн учат красноречивому жесту, его свободе и раскрепощенности. При выполнении движений данной группы развивается равновесие. Танцоры, использующие в своей подготовке элементы танца-модерн, обладают яркой индивидуальностью исполнения. Выполнение движений джаз-танца учит спортсмена прислушиваться к своему телу и точно управлять им в зависимости от поставленных задач, что положительно сказывается на решении задач технической подготовленности спортсмена. Кроме того, упражнения данного
Труды молодых ученых
65
раздела хореографии позволяют активно воспитывать такое многоструктурное физическое качество, как координационные способности.
Важным для спортсменов-танцоров является изучение такого технического приема джаз-танца, как изоляция. При выполнении движений с использованием данного приема изолируются отдельные центры и ареалы центров.
В джаз-танце существуют и другие технические приемы, такие, как мультипликация, координация (два способа: параллелизм и оппозиция) и др. Все эти приемы необходимо изучать на занятиях хореографией.
Важными средствами хореографической подготовки являются движения народно-характерного танца. Этот танец наиболее интересен тем, что позволяет выделить черты, формирующие различные национальные стили, считает [5]. Таким образом, выявляется подход к определению средств выразительности в различных, но возможно схожих (по движениям, фигурам) танцах, определяются также специфические черты для каждого из национальных направлений.
Е.В. Лебедева посвятила свое исследование одному из наиболее сложных и неповторимых танцев по характеру своего исполнения в латиноамериканской программе -пасодоблю.
Автором разработан комплекс специально-подготовительных упражнений для повышения технического мастерства исполнения пасодобля.
Описанные упражнения могут применяться как в процессе спортивно-технической тренировки, так и на занятиях по хореографии.
Раздел историко-бытового танца учит четко улавливать и передавать в движении дух той или иной эпохи. В своей книге «Историко-бытовой танец» [2] М. Васильева-Рождественская указывает на то, что «исторический танец должен предстать как воскресшая живопись прошлых эпох». Начинать заниматься данным разделом хореографии необходимо уже с юными танцорами, чтобы приучать их:
1) к освоению площадки;
2) правдивой манере поведения;
3) двигаться в разных темпах и ритмах.
Проводя занятия со старшими спортсменами, необходимо требовать от них точной передачи манеры исполнения танцев различных эпох.
Заключение
Анализ содержания и особенностей хореографической подготовки в танцевальном спорте позволяет сделать следующие заключения.
1. Хореографическая подготовка должна быть неотъемлемой частью тренировочного процесса спортсменов.
2. Хореография полифункциональна. Ее воздействие многогранно. Оно выражается в специально-технической, специально-физической, эстетической направленности.
3. С помощью хореографии решается целый комплекс задач, связанных с подготовкой спортсмена:
- всестороннее и гармоническое развитие спортсмена;
- совершенствование его технической подготовленности;
- повышение уровня развития физических качеств: координационных способностей, гибкости, быстроты, силы, выносливости;
- формирование осанки;
- воспитание эстетических и творческих способностей; развитие индивидуальности, танцевальности, пластичности, выразительности и культуры движений; артистичность исполнения спортивных программ.
4. При проведении занятий по хореографической подготовке в спортивных танцах необходимо учитывать специфические особенности избранного вида спорта.
5. Конкретное использование средств различных видов танцевального искусства и их соотношение в тренировочном занятии будет зависеть от:
• задач тренировочного занятия (микро- и мезо-циклов, периодов, этапов и т.д.);
• возраста спортсменов;
• уровня их подготовленности;
• вида программы, в которой выступают танцоры;
• индивидуальных особенностей спортсменов;
• задач, стоящих перед данным уроком.
Литература
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца: учебник /А.Я. Ваганова. - Спб.; М.; - Краснодар, 2007. -191 с.
2. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец: учебник / М. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 1987. - 382 с.
3. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
4. Савельева Л.А. Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.А. Савельева. - Спб., 1997. - 22 с.
5. Семенова И.Е. Преподавание хореографических дисциплин для тренеров и исполнителей спортивных танцев: учеб. пособие / И.Е. Семенова. - М.: РГАФК, 1999. - 44 с.
6. Смелковская Е.В. Классический танец на отделениях «бального танца» в вузах культуры и искусств / Е.В. Смелковская // Сборник тезисов научно-практической конференции; отв. ред. В.Н. Нилов. - М.: МГУКИ, 2001. - 28 с.
7. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: учеб. пособие / И.В. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. -192 с.
8. Шароватова В.А. Методические аспекты уроков классической хореографии для исполнителей спортивных танцев / В.А. Шароватова // Спортивные танцы: бюллетень. - 1999. - № 5. - С. 9-25.
9. Шипилина И.А. Хореография в спорте: учебник / И.А. Шипилина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.
а
66
Труды молодых ученых
References
1. Vaganova AJa. Basics of classical dance: manual. -SPb.; M.; Krasnodar, 1997. - 191 p.
2. Vasil’eva-Rozhdestvenskaya M. Historic-houserhold dance: manual. - M.: Iskusstvo, 1987. - 382 p.
3. Lisitzkaya T.S. Choreography in gymnastics. - M.: Fizkultura i sport, 1984.
4. Savel’eva L.A. Preparation of choreography coaches in sports gymnastics based on complex analysis of freestyle exercises: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - SPb., 1997. - 22 p.
5. Semenova I.E. Teaching in choreographic disciplines for coaches and participants of sport dance: manual. - M.: RGAFK, 1999. - 44 p.
6. Smelkovskaya E.V. Classic dance in ballroom dance braches of culture and art universities // Sbornik tesisov nauchno-prakticheskoi konferencii; ed. by V.N. Nilov. - M.: MGUKI, 2001. - 28 p.
7. Smirnov I.V. Choreographer art: manual. - M.: Pros-veschenie, 1986. - 192 p.
8. Sharovatova V.A. Methodical aspects of classical choreography lessons for sports dance performers // Sportivnye tanzy: bulleten. - 1999. - № 5. - P. 9-25.
9. Shipilina I.A. Choreography in sports: manual. -Rostov-na-Donu: Fenix, 2004. - 224 p.