6. Sorokovykh G. V. Features of formation of lexical competence of students in the conditions of modernization of Russian education. In: Sorokovykh G. V., ed. Formirovanie inoiazychnoi leksicheskoi kompetentsii na raznykh etapakh inoiazychnogo obrazovaniia: teoriia i tekhnologii [Formation of foreign-language lexical competence at different stages of foreign-language education: theory and technologies]. Moscow, Publishing House of Prospect training center, 2015. Pp. 9-12.
7. Spinzhar N. F. Questions of humanitarian preparation and self-realization of the identity of future expert in higher education institution. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 211-217. (In Russian)
8. Khristidis T. V. Formation of professional and pedagogical skill of experts of social and cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 172-175. (In Russian)
9. Chizhikova E. V. Interactive technology of vocational and managerial competencies of cultural managers. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, no. 2 (58), pp. 188-195. (In Russian)
ЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ В ВУЗЕ
УДК 378:793.38 Т. А. Скуратов
Московский государственный институт культуры
В статье идёт речь о специфике преподавания спортивного бального танца в вузах культуры. Показана необходимость совершенствования методов обучения. Представлены некоторые особенности преподавания спортивного бального танца как хореографической дисциплины. Кратко представлен исторический путь становления бальных танцев. Показана сущность, критерии, требования исполнительского мастерства как компетенции. Представлена характеристика и особенности педагога-хореографа, его профессиональных качеств.
Ключевые слова: спортивные бальные танцы, педагог-хореограф, система профессиональной подготовки хореографов, исполнительское мастерство.
T. A. Skuratov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF SPORTING BALLROOM DANCES IN HIGH SCHOOL
The article focuses on the specifics of teaching ballroom dancing in the universities of culture. Shows the necessity of constant scientific argumentation of applied teaching methods. Presents some features of teaching of ballroom dance as a choreographic discipline. Shortly describes a long historical way of ballroom dance formation, its development, promotion and strengthening in the society, the appearance in the system of higher education. Shows nature, criteria, requirements of performance skills competence. Presents the characteristics and features of a teacher-choreographer, his professional qualities. Keywords: ballroom dance, teacher-choreographer, system of professional training of choreographers, performance skills.
СКУРАТОВ ТАРАС АНДРЕЕВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры SKURATOV TARAS ANDREEVICH - doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: s.gutsan@mail.ru © Скуратов Т. А., 2016
Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке будущих педагогов в сфере культуры и искусства. Фундаментальные знания философии, педагогики и психологии, этики и эстетики, других наук помогают грамотно организовать сам образовательный процесс с его ведущей целью, дидактическими, воспитательными, развивающими задачами, традиционными и интерактивными методами, технологиями обучения и организационными формами, определяемыми преподавателем в соответствии с современными требованиями, диктуемыми нам установками «Закона об образовании в Российской Федерации» и государственными образовательными стандартами.
Основываясь на своём практическом опыте в качестве преподавателя хореографического факультета МГИК, мастера спорта по спортивному бальному танцу, мы полагаем целесообразным в первую очередь остановиться на психолого-педагогической основе спортивного бального танца в целом. Это тем более интересно, поскольку известный хореограф и режиссёр, директор балетной труппы Лейпцигского оперного театра, профессор Берлинской высшей школы театрального искусства им. Эрнста Буша Д. Зайфферт отмечает тот факт, что в художественном танце отсутствует теоретическая база, то есть научно-педагогическая основа: «Мы прикрываемся методами обучения танцевальной технике (техника классического танца, техника Грэхем, техника Пилатес, техника Фельденкрейз и многие другие). При желании можно все эти методы, поскольку они основаны на принципе развития от простого к сложному, считать педагогическими подходами. Но психические и физические проблемы, реально существующие во время учёбы и в течение трудовой деятельности педагогов-
репетиторов, балетмейстеров и танцовщиков, по-научному не освещаются» [6, с. 6].
Это утверждение точно описывает состояние современной профессиональной педагогики в сфере хореографического искусства. В то же время следует уточнить, что названный выше «принцип развития от простого к сложному» представляет собой один из ведущих дидактических принципов - принцип систематичности и последовательности. Кроме того, автор приводимой цитаты, на наш взгляд, допускает смешение понятий - методов обучения с педагогическим подходом.
Мы бы развели их: метод обучения -это способ, путь, а подход - это концептуальная теоретико-методологическая позиция, помогающая педагогу сохранить высокий научный уровень профессиональной подготовки специалистов.
Чтобы более предметно понять сказанное, обратимся к истории. Бальный танец берёт свои истоки от салонного историко-бытового танца Средневековой Европы. В то время он выступал в качестве королевской забавы. С течением времени плеяда австрийских композиторов подарила всему миру вальс. Быт и нравы стран Латинской Америки легли в основу латиноамериканских бальных танцев. Развитие джазовой музыки и рок-н-ролла в Соединённых Штатах Америки наложило свой отпечаток на облик современных спортивных бальных танцев. Находившийся под долгим запретом в СССР спортивный бальный танец, безусловно, имеет «русскую школу», ставшей одной из самых результативных и влиятельных в конце XX века. В настоящее время бальные танцы, помимо искусства, зарекомендовали себя и как сложнокоординационный вид спорта.
Первое учебное заведение в России, предложившее обучение танцам, стало училище, основанное в Москве Эрнстом
Глюком, лютеранским пастором и богословом. В 1702 году в ходе Северной войны он был пленён и перевезён на территорию России. Позднее обучал нескольких детей иностранным языкам в Москве. Пётр I, оценив знания Глюка, поддержал его предложение об учреждении в Москве «большой школы» для юношей.
«В то же время в программе училища под ... № 6 числился для танцевального искусства и поступи немецких и французских "учтивств" - Стефан Рамбур, танцевальный мастер, который телесное благолепие и комплименты чином немецким и французским научает» [4, с. 202].
Приведённое высказывание великого русского историка В. О. Ключевского свидетельствует о том, что уже в то время через танец в человеке воспитывали грациозность и стать внешнего облика.
Поскольку выход бальных танцев из королевских дворцов в народные массы занял несколько столетий, то даже мысли о преподавании таких танцев не существовало. Лишь XIX век можно назвать периодом зарождения методики обучения бальному танцу, способствующему гармоничному развитию тела и духа. Русский артист балета, балетмейстер и педагог А. П. Глушковский писал: «... это были учителя, которые никогда сами не учились танцевальному искусству, но были музыкантами у хороших танцемейстеров, ездили с ними на уроки, замечали фигуры в танцах и некоторые па и потом сами принимались за преподавание, как фельдшеры, приглядевшиеся к лечению больного, сами иногда имеют поползновение на звание врачей» [5, с. 193].
Большой вклад в развитие методики преподавания бальных танцев внесли английские специалисты. Британская ассоциация учителей бального танца (1892) и Имперское общество учителей танца (1904), при котором в 1924 году был создан Совет
по бальным танцам, заложили основу для развития этого жанра, разработали основные идеи и стандартизировали технику исполнения [3].
Что же касается российской школы, то в начале 1930-х годов в Москве были открыты курсы, выпускавшие учителей-тренеров современных бальных (европейских) и западных (латиноамериканских) танцев. Поскольку в СССР отвергалось всё западное, бальные танцы не пользовались популярностью. Интерес к ним проявляли лишь отдельные энтузиасты. Выпускники таких курсов преподавали бальные танцы в домах культуры, общеобразовательных школах. Одним из таких выпускников был А. Дегтяренко. В 1962 году он, одним из первых в стране, создал студию бального танца «Студия-62» при Московском городском доме учителя. А. Дегтяренко, вместе с приглашёнными специалистами из ГДР, ФРГ и ЧССР, проводил семинары для учителей бальных танцев. Нехватка профессиональных навыков, дефицит учебной литературы и танцевального видео не позволяли заглянуть в глубину процесса обучения искусству бального танца. В методике обучения превалировали знания, полученные после немногочисленных занятий с иностранными специалистами.
Пиком популяризации бальных танцев считается период хрущёвской «оттепели», когда начали проводить первые конкурсы. Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в московском Колонном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам [11].
В системе высшего профессионального образования специализация «педагог спортивного бального танца» одной из первых появилась в Российской государственной академии физической культуры (сейчас - Российский государствен-
ный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма) и Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Позже преподавателей данной специализации выпускала негосударственная Академия Танца Натальи Нестеровой, Российская академия театрального искусства (ГИТИС), факультеты искусств МГУ, МГИК.
Чтобы объективно соотнести факты профессиональной подготовки преподавателей спортивного бального танца, необходимо ответить на несколько основных вопросов: кто такой педагог-хореограф и в чём заключается специфика преподавания спортивного бального танца в условиях вуза?
По сути, специалисты подразделяются на теоретиков и практиков, но нарушение баланса между этими характеристиками у педагога в процессе обучения специализации выраженной практической направленности ведёт к понижению качества образования студентов.
Во-первых, знание основ анатомии, физиологии и биомеханики является одной из важнейших составляющих высокого уровня профессионализма, поскольку педагог работает с человеческим телом. Во-вторых, групповая форма проведения занятий, формат погружения в субъект-субъектный процесс через линию «педагог - коллектив» и «коллектив - коллектив» требует не просто знаний классической педагогики и психологии, а постоянного создания новых специфических педагогических методик, усовершенствования и апробации методов, технологий, которые способствуют глубокому познанию хореографического искусства.
С хореографической точки зрения педагог должен обладать высоким уровнем исполнительских навыков. Будучи слож-нокоординационным видом спорта, бальный танец требует точечного воздействия
на опорно-двигательный аппарат студента - для развития у него исполнительского мастерства, что является одной из профессиональных компетенций хореографических специальностей. Можно предположить, что при недостаточном уровне практического танцевального опыта у педагога качество передачи информации в процессе обучения будет значительно ниже. Знание педагогом мышечных ощущений при определённых танцевальных движениях способствует полному, а главное, объективному пониманию исполнительского мастерства, его качеств и требований.
Опираясь на опыт педагогики, в частности дидактики, мы можем утверждать, что процесс обучения студентов-хореографов является двусторонним, с одной стороны - педагог, выступающий в роли менеджера познавательной деятельности, с другой - обучающиеся (студенты). На современном уровне профессиональной подготовки их отношения, взаимодействие определяются субъект-субъектной характеристикой, а на старших курсах эти отношения выглядят даже как партнёрские. Вот чем вызвана необходимость опоры в профессиональной подготовке будущих специалистов на научную базу андрагогики. Кроме того, уточним и то обстоятельство, что составляющими процесса профессиональной подготовки обучающихся выступают умственная (теоретические знания) и непосредственно двигательная деятельность (танцевальная практика). Иногда можно встретить ложное представление о том, что в виду большого количества физической активности практическая составляющая доминирует над умственной. Безусловно, односторонность процесса обучения танцам, при неправильном подходе педагога и студента, может являться проблемной стороной обучения [6, с. 25]. Разделяя в общем представленный анализ, подтвер-
дим и наше отношение к сказанному - бесспорно, при любом дидактическом подходе к структурированию образовательного процесса первостепенной, превалирующей выступает теория, включающая в себя цели, задачи, специальные понятия, категории, закономерности, названия и характеристики отдельных техник и технологий, а также алгоритмы.
По существу, теория - это ориентир, маршрут, по которому необходимо грамотно двигаться, совершенствуя свои знания, умения, навыки, профессиональные компетенции.
Действительно, большинство студентов значительную часть времени уделяют созданию так называемой красивой картинки. Под ней подразумеваются двигательные способности: растяжка, выворотность, гибкость, сила мышц и т.д. Но лишь немногие осознают значимость практического использования этих умений, поэтому появляется необходимость создания педагогом таких условий, при которых студенту будет необходимо усваивать, анализировать теоретический материал и выстраивать алгоритм действий, а затем осуществлять танцевальные движения.
Как полагаем, для оценки уровня исполнительского мастерства студента необходимо грамотно пользоваться такими научными критериями, как скорость, выносливость, координация, свидетельствующие о развитии у него двигательных способностей и биомеханических навыков.
Рассматривая бальный танец как спорт, с уверенностью можно сказать, что одним из основных факторов развития спортсмена выступает мотивация - желание выполнить задание тренера, повысить исполнительское мастерство, что является
главным инструментом на пути к победе. В связи с этим танцор-спортсмен подвержен высокому уровню самоанализа и самоконтроля.
В рамках вуза студент ограничен сроками обучения, поэтому необходимо планомерно и поэтапно выстраивать процесс подготовки будущих специалистов, реализуя при этом требования таких дидактических принципов, как научность, целенаправленность, последовательность, систематичность и других. Обязательным условием должно быть наличие промежуточных задач, а следовательно, осуществление контроля, оценки знаний, умений, навыков, компетенций, исполнительского мастерства, что позволит поддерживать уровень мотивации у студентов. Конечно, весь этот системный педагогический процесс выстраивается в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», а также государственных образовательных стандартов и, следовательно, ООП (основной образовательной программы), учебного плана, рабочих программ.
Процесс подготовки специалиста в области спортивного бального танца подразумевает наличие практической отработки, корректировки, закрепления движений и навыков педагогом. Ведь без глубокого анализа движений тела в различных танцевальных па представление о бальном танце будет неполным и искажённым, а полученные навыки - лишь поверхностной оболочкой. Постоянный контроль качества и предъявление индивидуальных сверхзадач будет способствовать самоанализу студента, его пониманию и осмыслению важности баланса между умственным, физическим и духовным развитием.
Примечания
1. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 38-45.
2. Аронов А. А. Феномен гениальности в контексте соотношения биологического и социального факторов
// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 18-22.
3. Волхонская Г. П., Окунева А. Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2015. № 1 (135). С. 25-28.
4. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театр в России при императрице Елисавете Петровне / сост., подгот. текста, послесловие В. А. Харламовой. Санкт-Петербург : Гиперион, 2003. 336 с.
5. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера / публикация и вступ. статья Ю. И. Слонимского ; подготовка текста и комментарии А. Г. Мовшенсона и А. А. Степанова ; общая ред. П. А. Гусева ; Хореографическое училище при Государственном ордена Ленина академическом Большом театре СССР. Ленинград ; Москва : Искусство, 1940. 248 с.
6. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца: заметки хореографа : учебное пособие / [пер. с нем.
B. Штакенберга]. Изд. 2-е, стер. Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2015. 127 с.
7. Казакова А. Г. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы: проблема и пути её разрешения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56).
C. 152-158.
8. Казакова А. Г. «Реформа» и «возрождение» современной высшей профессиональной школы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 146-151.
9. Кропотова Е. С. Формирование экономических компетенций у будущих руководителей хореографических коллективов в вузах культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 235-240.
10. Прилепский И. А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 130-134.
11. Федерация танцевального спорта России: история ФТСР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftsr. ru/data.php?id=2 (дата обращения: 23.10.2014).
References
1. Aronov A. A. About a problem of mentality of Russian culture: development by spurts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 38-45. (In Russian)
2. Aronov A. A. The phenomenon of genius in the context of the correlation of biological and social factors. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, no. 3 (59), pp. 18-22. (In Russian)
3. Volkhonskaya G. P., Okuneva A. G. Russian dance sport: history and development. Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity. 2015, no. 1 (135), pp. 25-28.
4. Vsevolodsky-Gerngross V. N. Teatr v Rossii pri imperatritse Elisovete Petrovne [Theatre in Russia with the Empress Elizoveta Petrovna]. St. Petersburg, Hyperion Publishing House, 2003. 336 p.
5. Glushkovsky A. P. Vospominaniia baletmeistera [Memories of choreographer]. Moscow, Leningrad, Art Publishing House, 1940. 248 p.
6. Zaiffert D. Pedagogika i psikhologiia tantsa. Zametki khoreografa [Pedagogy and psychology of choreography]. 2nd edition. St. Petersburg, Lan Publishers, Music Planet Publishing House, 2015. 127 p.
7. Kazakova A. G. Professional competence of the teacher of the higher school: problem and ways of its permission. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 6 (56), pp. 152-158. (In Russian)
8. Kazakova A. G. "Reforma" i "vozrozhdenie" sovremennoi vysshei professional'noi shkoly ["Reform" and "revival" of modern higher vocational school]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 3 (53), pp. 146-151.
9. Kropotova E. S. Formation of the economic competence of the future managers of amateur dance groups in high schools of culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 5 (67), pp. 235-240. (In Russian)
10. Prilepsky I. A. Sovremennye tendentsii ispol'zovaniia tantseval'no-dvigatel'noi terapii [Current trends of use of dancing and motive therapy]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 5 (49), pp. 130-134.
11. Russian Dance Sport Federation: history of RDSF. Available at: http://www.ftsr.ru/data.php?id=2 (accessed: 23.10.2014).