РОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 37.036:792.8 В. Ю. Никитин
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена проблеме развития детского любительского хореографического творчества на современном этапе развития общества. В статье рассматриваются вопросы организации работы, особенности воспитания художественного вкуса у детей, эстетические и педагогические задачи, стоящие перед руководителем. Проанализированы некоторые моменты менеджмента в работе любительских коллективов, в частности - организации конкурсов и фестивалей. Автором статьи анализируются номинации танцевальных конкурсов и типичные ошибки организаторов конкурсов и руководителей. Рассматриваются вопросы репертуара, его педагогический и художественный уровень. В статье затронуты вопросы работы руководителя детского коллектива в качестве хореографа и отмечены основные ошибки, часто встречающиеся при создании конкурсных номеров. Автор рассматривает некоторые проблемы, связанные с образованием и обучением будущих руководителей детских хореографических коллективов, затрагивается проблема дублирования специальностей именно в хореографическом искусстве.
Ключебые слова: детское любительское творчество, хореографическое искусство, художественное образование, конкурс, репертуар, хореограф, обучение.
V. Yu. Nikitin
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF CHILDREN'S AMATEUR CHOREOGRAPHIC CREATIVITY AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF LEISURE ACTIVITIES
The article is devoted to the development of children's amateur choreographic art at the present stage of society. In the article the questions of organization of work, especially education of
НИКИТИН ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии хореографического факультета Московского государственного института культуры
NIKITIN VADIM YURYEVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. (History of Arts), Associate Professor, Professor of Department of folk dances and modern choreography, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Никитин В. Ю., 2017
artistic taste in children, the aesthetic and pedagogical tasks of the teacher of a group of children. Analyzed some aspects of managing the work of amateur collectives, and in particular - the organization of competitions and festivals. The author of the article analyzes the category dance competitions and typical errors of the organizers and the teacher of a group of children. Discusses the issues of repertoire, teaching and artistic level. The article touched on the work of the head of the children's team as a choreographer and major errors often encountered when creating entries. The author considers some problems related to the education and training of future teachers of children's choreographic collectives, addresses the issue of duplication of specializations in choreographic art.
Keywords: children's amateur art, choreographic art, education, pageant, repertory, choreographer, teaching
Для цитирования: Никитин В. Ю. Проблемы организации детского любительского хореографического творчества на современном этапе развития досуговой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 174-185.
Актуальность статьи определяется теми объективными изменениями, которые происходят в любительском хореографическом искусстве. Они нуждаются в научном осмыслении и требуют корректировки ФГОС, программ и содержания обучения будущих руководителей детских хореографических коллективов. Возможно, проблемы, которые поднимает автор, носят локальный характер, но примеры, приведённые в статье, рассматриваются автором только как тенденции, требующие обсуждения профессиональным сообществом.
Любительское искусство изменилось по возрастному и социальному составу, формам, жанрам, менеджменту и ряду других параметров и выражаются в том, что:
• практически исчезли взрослые танцевальные коллективы, у людей среднего возраста просто не остаётся времени на хобби;
• стали другими цели занятий хореографией для детей: родители прежде всего озабочены физическим и художественным развитием ребенка и в гораздо
меньшей степени — его дальнейшей карьерой в области профессионального танцевального искусства;
• основной контингент в любительских хореографических коллективах в системе досуговой деятельности и дополнительного образования — дети в возрасте от 4-х до 16-ти лет, а это требует от педагога выполнения ещё и очень важных воспитательных функций;
• изменилась жанровая и стилевая составляющая репертуара, появилось множество коллективов эстрадного танца, современного танца, большую популярность приобрели школы социального (бытового) танца, то есть многожан-ровость и модная востребованность тех или иных стилей танцевального искусства требуют от руководителей и педагогов универсальности;
• системой дополнительного образования и досуговой деятельности активно интересуются коммерческие структуры, но которые нацелены в большей степени на получение прибыли и в меньшей степени — на высокий уровень педагогической и воспитательной деятельности.
Проблема коммерческого обучения,
коммерческих конкурсов — это очень острая проблема, которую необходимо решать на государственном уровне. К сожалению, контролирующие органы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры России, Департаментов культуры муниципалитетов мало оказывают внимания проверке легитимности и соответствия стандартам огромного количества частных танцевальных школ, которые занимаются с детьми. Только в Москве, по данным ресурсов Интернета, существует более полутора тысяч частных танцевальных школ, и большая их часть занимается обучением детей. Однако каких-либо программ, методик и просто квалифицированных педагогов в подобных школах найти достаточно проблематично. Вопросы лицензирования подобных школ, как правило, касаются материальных условий, в которых будут заниматься дети и в гораздо меньшей степени - качества предоставляемых образовательных услуг.
Следующая проблема: особенности работы руководителя детского хореографического коллектива. Руководитель детского хореографического коллектива - это особая профессия. Он одновременно и хореограф, и педагог, и воспитатель, и администратор, и методист, и дизайнер по костюмам. Но главная функция руководителя коллектива - это художественное воспитание, физическое и эстетическое развитие ребенка, приобщение его к культурным ценностям. И вот тут возникает дилемма: конкурсы требуют высокого качества балетмейстерских работ и исполнительской техники, то есть показывать на конкурсах необхо-
димо подготовленных и обученных детей. К сожалению, иногда бывает, что прекрасный организатор, прекрасный педагог, которого обожают дети, не имеет необходимых балетмейстерских способностей, и танцевальные постановки, которые он создаёт, не отличаются высокими художественными достоинствами.
Один из путей решения данной проблемы - приглашение на постановку профессиональных хореографов. И, по мнению автора статьи, такой путь даёт хорошие результаты, поскольку дети, во-первых, работают с профессионалом и ценностные и оценочные критерии собственного творчества у них резко возрастают, во-вторых, это стимул к дальнейшему совершенствованию и, возможно, к профессиональной работе на сцене.
Ещё проблема, связанная с работой руководителя коллектива, - определение целей и задач занятий в детском танцевальном коллективе. В настоящее время, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, практически исчезли большие детские коллективы, потому что если родители считают, что если их ребенок имеет все данные к профессиональной деятельности, его отдают учиться в профессиональные учебные заведения, которых в последнее время открылось очень много. Только в Москве и Подмосковье сейчас функционируют шесть государственных хореографических колледжей, обучающих по специальностям «артист балета» и «артист ансамбля».
Однако не все родители соглашаются с таким выбором будущей профессии для ребёнка, и вот в этой ситуации руководитель коллектива должен чётко понимать, что конкурировать с профессиональными
учебными заведениями он не может, его задача совершенно другая - ввести ребёнка в мир танца, дать минимальные знания и навыки в области хореографического искусства. Но, к сожалению, многие педагоги, подчиняясь высоким требованиям конкурсов, стараются подготовить детей именно к профессиональной деятельности - и в области выбора репертуара, и в исполнительской технике. Для примера - ситуация, которая очень популярна в коллективах классического танца, когда педагоги ставят на детей репертуар так называемого «наследия», то есть фрагменты из классических балетов, забывая о том, что ребёнок ни физически, ни технически, ни эмоционально с подобным репертуаром не справляется.
Проблема репертуара очень остро стоит не только в коллективах классического танца, но и в целом в детском любительском хореографическом искусстве. К сожалению, многие руководители забывают о том, что репертуар должен соответствовать уровню технической подготовки детей и прежде всего соответствовать их психолого-физиологическому развитию. Говоря другими словами, ребёнок должен понимать, что он исполняет на сцене и для чего. И не просто понимать, но и эмоционально воплощать хореографическое произведение. Как часто при просмотре конкурсных номеров видишь «приклеенные улыбки», несвойственную детям мимику, наигрыш в актёрском исполнении, особенно при исполнении современной хореографии.
Репертуар детского коллектива -это визитная карточка в первую очередь руководителя. Удачный замысел, простая музыка, исполнительские задачи, которые понятны детям, - вот те слагаемые,
которые привлекают ребёнка, мотивируют его заниматься в коллективе. И наоборот, когда ребенок не понимает, что он танцует и зачем, когда его заставляют в приказном порядке делать движения, которые нужны для постановщика номера, - всё это отталкивает его от занятий танцем. Дети в любительском искусстве должны быть увлечены, заинтересованы, творчески мотивированы, только тогда они с удовольствием, а не по обязанности занимаются любым видом искусства.
Репертуар детских хореографических коллективов в последнее время стал гораздо разнообразнее и интереснее. Об этом говорит большое количество номинаций на конкурсах, помимо традиционных - классического и народно-сценического танцев. Появились такие номинации, как эстрадный танец, современный танец, стилизация, театр танца, смешанные ансамбли, шоу и многие другие.
Рассмотрим проблему соответствия стиля или направления хореографического искусства и конкурсного репертуара.
Наиболее традиционная ситуация складывается в коллективах классического танца. Здесь есть только два типа номеров - либо «наследие», либо неоклассика. Как правило, номера классического «наследия» полностью не соответствуют технической подготовке детей. И это понятно, - занимаясь два, три раза в неделю, очень сложно получить профессиональные исполнительские навыки именно в классическом балете. И тем не менее, видя, что ребёнок не справляется с исполнением, руководители всё равно ставят номера из классического репертуара, и мало этого, иногда и на пуантах.
Причем «ставят» на пуанты детей 7-8-ми лет! Хотя прекрасно знают, что по методике преподавания классического балета упражнения на пуантах на середине класса начинаются только со второго года обучения, то есть это дети 11-12-ти лет, и это только упражнения! Но, видимо, подобные руководители плохо изучали анатомию и возрастную физиологию!
Ещё более варварское отношение к классическому наследию происходит, когда самодеятельные балетмейстеры используют классическую музыку из балетов и под неё ставят собственные вариации известных номеров, например, авторские интерпретации «Марша солдатиков» «Испанского танца», «Русского танца», «Вальса цветов» на музыку П. И. Чайковского и других классических балетов!
Второе направление в репертуаре коллективов классического танца - это неоклассика. На взгляд автора статьи - это наиболее оптимальный и результативный путь обучения и конкурсных выступлений. Как правило, балетмейстеры используют достаточно простые движения, которые могут исполнить дети, занимающиеся классическим танцем недолгое время. Но если дети «выучены», научились «тянуть подъём», вытягивать колено, у них «поставлена» спина, выучены позиции рук, они танцуют в унисон, то такие номера производят на жюри лучшее впечатление и оцениваются гораздо выше, чем вариации из классических балетов, но исполняемые технически несовершенно.
Некоторые замечания о репертуаре коллективов народно-сценического танца. Вопрос соотношения народного
(фольклорного), народно-сценического, характерного танцев и стилизации -вопрос очень серьёзный, нуждающийся в дополнительном искусствоведческом исследовании, но в контексте данной статьи уместно сказать, что любительских коллективов, пропагандирующих народный танец и сохраняющих традиции русского танца, осталось очень немного. И это очень печально! Потому что именно на традициях национальной хореографии формируется чувство патриотизма, культурная идентификация и этническая самобытность.
Основную часть репертуара коллективов народно-сценического танца составляет стилизация - и, к сожалению, стилизация, весьма отдалённо напоминающая оригинал. Балетмейстер, создавая номер, стилизующий какую-либо народную хореографию, должен не просто заимствовать лексический материал, варьируя его, но выбрать и музыкальное сопровождение, и костюмы таким образом, чтобы они всё-таки были схожи с народными. Нужно проделать огромную, кропотливую работу по сохранению национального колорита, национальной принадлежности номера.
К сожалению, большая часть номеров, которые представлены в номинации «народно-сценический танец» на конкурсах - это китч, эстрадная обработка народного танца, которая может быть использована исключительно в варьете или мюзик-холле.
В результате критерии оценки именно народно-сценической хореографии с точки зрения региональных особенностей танца и его традиционной культуры в последние годы становятся очень размытыми.
Особенно печальна ситуация, когда постановщики пытаются стилизовать народные танцы других стран, совершенно не владея лексикой и манерой исполнения этих танцев. Это касается традиционного репертуара, который представлен на каждом конкурсе или фестивале: «Африканский танец», «Китайский танец с веерами», «Испанский танец», «Каратэ и псевдо японский стиль», «Финская полька», «Египетские мотивы», «Кантри», «Индийский танец» и тому подобное. Можно сказать, что сложился определённый стандарт постановки подобных номеров, который иронично можно назвать - «русская интерпретация народных танцев других стран».
Таким образом, можно сделать вывод, что народно-сценическая хореография на современном этапе развития любительского хореографического искусства, к сожалению, утрачивает традиции и становится непопулярной среди молодёжи.
Самая печальная картина, безусловно, складывается в конкурсных номинациях «эстрадный танец» и «современный танец». В этих номинациях представляются все номера, которые не относятся к классическому и народно-сценическому танцам, начиная от историко-бытового, типа «Чарльстона», и заканчивая хип-хопом, джазовым танцем, танцем модерн и contemporary dance. Попытаемся проанализировать подобный репертуар.
Начнём с определения «эстрадный танец». Этот термин - целиком изобретение советского искусствоведения. Нигде в мире подобного термина не существует, хотя иногда в научной литературе встречается термин "variety dance", который обозначает направление танца, которое
используется в развлекательных заведениях типа кабаре, мюзик-холла и варьете. Иногда встречается термин-синоним «шоу танец».
Несмотря на то, что исследованию эстрадного танца посвящено несколько научных трудов, в том числе фундаментальное исследование Н. Шереметьевской «Танец на эстраде», необходимо отметить, что нигде этот термин не рассматривается как определённая танцевальная техника или манера. Даже Н. Шереметьевская в заголовок своего труда вынесла сочетание «танец НА эстраде», но не эстрадный танец. Такая трактовка оправдывается тем, что определённого стиля, манеры, лексического модуля, отличающего эстрадный танец от других направлений хореографического искусства, - не существует. Эстрада - это место презентации хореографического произведения, где может исполняться и неоклассика, и народно-сценический танец, и сюжетная миниатюра, то есть это не определение стиля и лексики, это определение формы показа для зрителей. Да, безусловно, эстрадный танец имеет свои особенности: это, прежде всего, постановки в так называемых малых формах, то есть с небольшим количеством исполнителей, это форма небольшого по длительности номера, это в основном дивертисментные и развлекательные номера по содержанию, это доступность и простота идеи и замысла, это простая, популярная музыка. Но в плане использования лексического материала - это может быть всё что угодно, начиная от историко-бытового танца и заканчивая хип-хопом.
К сожалению, «эстрадный танец» на современном этапе развития превраща-
ется часто в символ дурновкусия, китча и не несёт никакой воспитательной и эстетически развивающей функции, а именно это - важный критерий подбора репертуара для детской аудитории. Совершенно ужасное впечатление производят номера, в которых дети пытаются подражать взрослым исполнителям, выходят на сцену в вызывающем гриме, максимально обнажающих костюмах и исполняют движения с эротической окраской. Но, увы, это сейчас модно и востребовано, и автор статьи прекрасно понимает руководителей коллективов, которые вынуждены следовать моде и желанию родителей, создавая подобные номера для того, чтобы поддержать интерес детей. Безусловно, вопрос этот этический и связан целиком и полностью с позицией руководителя коллектива и постановщика, но необходимо ещё раз подчеркнуть, что руководитель детского коллектива - это в первую очередь воспитатель!
Второе направление, которое широко распространено на конкурсах, это номера в номинации «современный танец», то есть поставленные в манере джазового танца, танца модерн и contemporary dance. И в этом направлении танца также достаточно много проблем:
• к сожалению, многие руководители недостаточно грамотно используют лексику современного танца в силу недостатка практического опыта в этом направлении танцевального искусства. Поэтому часто номера строятся на движениях, заимствованных из уроков, на которых в то или иное время присутствовали руководители коллективов в рамках семинаров или мастер-классов;
• многие из постановщиков незнакомы с основными эстетическими пара-
дигмами современных танцевальных направлений. Как результат - создаются номера, в которых есть определённая лексика, но нет никакой мысли и идеи, просто набор движений ни о чём;
• очень часто руководители не могут научить детей правильному техническому исполнению именно в манере того или иного направления современного танца.
Особенно это касается танца модерн, который часто называют «танцем для ума». Как правило, идеи танца модерн совершенно не соответствуют детскому восприятию. Сложные философские идеи, которые обычно воплощаются в этом направлении хореографического искусства, совершенно непонятны детям.
Наиболее катастрофическая ситуация складывается с contemporary dance. Автор данной статьи уже неоднократно в статьях, в выступлениях на семинарах, на конференциях и мастер-классах пытался донести очень важную мысль о том, что контемпорари - это не танцевальная техника! Это направление в хореографическом искусстве, которое объединяет множество техник, стилей и жанров. Однако, благодаря средствам массовой информации и особенно проектам, которые в последние годы стали популярны на телевидении, в России это направление превратилось в определённый набор трюков и технических элементов, так называемый контемп. Причём эти трюки часто травмоопасны, требуют тщательного изучения техники безопасности, навыков акробатики в течение долгого периода времени, но в погоне за первым местом на конкурсе дети, зачастую на необорудованной сценической площадке, исполняют сальто, бланши, фляки, сложные прыжки с падением, вращения в
партере и другие трюки, которые, на взгляд постановщика, олицетворяют contemporary dance. Такая позиция руководителя детского коллектива наносит непоправимый вред здоровью ребенка, приводит к травмам и совершенно недопустима в работе с детьми!
Contemporary dance - это, прежде всего, определенная эстетика, очень сложная, не всегда понятная неподготовленному зрителю. Идея или концепция номера или спектакля - это всегда метафоричность и многозначность в восприятии, это определённая авторская философия, которая, безусловно, не может быть выражена только с помощью трюков. Конечно, очень редко, но встречаются детские коллективы, где руководители и постановщики справляются с проблемой осознания детьми определённой концепции.
Отдельный, если так можно выразиться, «жанр» конкурсного репертуара - это «зримая песня». Постановщики используют в качестве музыкального сопровождения популярную (или не очень популярную) песню и пытаются изобразить языком хореографии её содержание. Это приводит к иллюстративности и дублированию содержания песни. Иногда в качестве сопровождения используется песня на иностранном языке, которая привлекла постановщика только своей мелодией, но он даже не удосужился перевести текст песни. Это приводит зачастую к полному несоответствию содержания песни и его хореографической интерпретации. Хореограф ни в коем случае не должен иллюстрировать песню, он должен созидать собственное, авторское произведение, построенное на ассоциациях, которые дают возможность
воплотить собственные мысли и эмоции по поводу музыкального материала.
Отдельная история - номера, построенные на лексике модных направлений социального (бытового) танца. Эти направления, которые можно объединить одним термином - хип-хоп, очень популярны среди молодёжи и привлекают в коллективы большое количество подростков, в том числе, что очень важно, - мальчиков. Безусловно, все направления «клубного танца» имеют свою технику, которая требует определённой подготовки и изучения. Но, как правило, сложившейся методики обучения этим танцевальным направлениям не существует, есть определённый лексический набор, который бесконечно варьируется в номерах. Поэтому все номера, созданные в этих стилях, - «на одно лицо». Как правило, они создаются без использования элементарных законов композиции: рисунка танца, приёмов презентации хореографического текста, и конечно - без всякого развития, замысла и драматургии, то есть набор движений, исполняемый под музыку, в линейку. Безусловно, художественная ценность подобных номеров минимальна, но они вызывают горячий отклик, особенно у молодёжной зрительской аудитории, что приводит к ложной популярности подобных «команд», и, естественно, дети, занимающиеся в подобных коллективах, искренне верят в то, что именно они занимаются самым «продвинутым» направлением хореографического искусства, хотя к искусству танца такие номера имеют очень отдалённое отношение.
Рассмотрев проблемы, связанные с репертуаром и значением его для успешной работы детского хореографического
коллектива, хотелось бы остановиться на проблеме профессиональной работы балетмейстера, поскольку руководитель танцевального коллектива должен уметь ставить концертные и конкурсные номера.
Профессиональные недостатки конкурсных номеров - типичные, они в той или иной степени присутствуют во всех номерах и, в сущности, сводятся к нескольким наиболее распространенным ошибкам:
• проблема замысла и авторской идеи номера. К сожалению, на конкурсах очень небольшое количество номеров, которые воплощают определённую авторскую идею хореографа. Детские номера, или номера для детей, требуют особого внимания к выбору идеи, понятной и воспринимаемой именно детской аудиторией, как на сцене, так и в зрительном зале. Тематика детской хореографии очень изменилась, и руководители коллективов, даже те, которые работают в течение десятилетий в этой сфере, вынуждены осваивать новый пласт информации, чтобы заинтересовать детей своими постановками. К сожалению, это не всегда получается, поэтому среди конкурсных номеров встречается много «нафталина», то есть номеров, которые ни по замыслу, ни по сюжету современным детям неинтересны;
• сочетание сюжетных и дивертисментных номеров. Эта проблема также связана с постановочной работой хореографа, поскольку дивертисментный номер поставить гораздо легче, по сути, успех подобного номера складывается из удачного сочетания музыкального сопровождения, лексики, точного исполнения и костюмов. В таких номерах нет
необходимости создавать хореографические образы и выстраивать их развитие. Однако даже дивертисментные номера должны создавать определённую атмосферу, определённое состояние, выражать определённые эмоции, понятные зрителю. К сожалению, многие номера подобного плана являются просто набором движений под музыку, на уровне этюда или даже учебной комбинации;
• отсутствие интересного рисунка танца. К сожалению, многие хореографы в любительском искусстве забывают, что танец - это искусство динамическое и трёхмерное. А номерам современной хореографии в основном присуще отсутствие интересного рисунка передвижения в пространстве. В современной хореографии сценическое пространство используется более насыщенно и многообразно, и вот здесь хореограф и сталкивается с проблемой сочинить и воплотить свой индивидуально-неповторимый рисунок танца. Как правило, многие постановщики этой способностью не обладают, поэтому часто встречаются номера, решённые «квадратно-гнездовым способом», в линейку, в шеренгу, максимум используется передвижение по кругу. Говорить об использовании симметричных, ассиметричных, динамических и разноуровневых рисунков при анализе таких номеров - не приходится;
• конечно, речь не идёт о полноценном анализе музыкальной драматургии, как это требуется в полнометражных балетах, но известное распределение хореографических произведений великого балетмейстера Ф. Лопухова «на» музыку, «под» музыку, «в» музыку, не потеряло актуальности и поныне. Однако на конкурсах встречается множество
номеров, поставленных «на» музыку, когда музыкальный материал служит просто фоном для каких-либо движений, лексически совершенно не связанных с музыкальным материалом, иногда даже на уровне темпа и ритма. По мнению автора статьи, прежде чем ставить номер, балетмейстер должен очень внимательно проанализировать музыку хотя бы с точки зрения соотношения частей произведения, определения лада, темпо-рит-мической структуры и динамики, и создавать движения, исходя из музыкальной структуры произведения. Понятно, что для детей необходимо выбирать музыку очень простую по содержанию и структуре, чтобы они максимально точно воплощали её на сцене.
Ещё одна проблема, которая очень сильно влияет на балетмейстерскую работу руководителя коллектива, - ген-дерный состав участников коллектива. К сожалению, интерес мальчиков к хореографическому искусству, и любительскому, и профессиональному, в настоящее время снизился до минимума. Как правило, в коллективах классического танца мальчиков нет вообще. В коллективах народно-сценического танца ситуация немного лучше, но всё зависит от статуса, например, в студиях при профессиональных ансамблях, таких как «Казаки России», или студии при Рязанском народном хоре, студии Ансамбля имени Александрова - мальчиков достаточно много, в любительских коллективах -гораздо меньше. В коллективах современных направлений хореографического искусства мальчиков достаточно много, но только в коллективах, которые пропагандируют молодёжные модные стили танца.
Это вынуждает постановщиков номеров искать возможность либо как-то выделять мальчиков в партиях солистов, либо просто вставлять их в общую композицию с теми же движениями, что и у девочек. Последний вариант вызывает большие сомнения, поскольку любой профессиональный педагог прекрасно знает, что характер мужских и женских движений в корне различен, и если мальчик с детского возраста танцует женские партии, то это может привести к серьёзным психологическим проблемам в будущем.
Ещё более удручающая картина, когда руководитель ставит номер на девочек, переодевая их в мужские костюмы и используя мужские движения, а иногда даже трюки. Особое распространение на конкурсах получил танец «Лезгинка» именно в женском исполнении. Такой трансвестизм, на наш взгляд, наносит большой вред в воспитании гендерных ролей с помощью хореографического искусства именно в детском возрасте.
Достаточно серьёзная проблема -организация хореографических конкурсов и фестивалей. Выше автор уже выразил своё отношение к коммерческим конкурсам, но, к сожалению, детских конкурсов хореографического творчества, организуемых хотя бы с минимальной поддержкой государственных структур, - очень немного. И для того, чтобы показать коллектив, получить какой-либо приз, который учитывается при оценке работы, руководители вывозят детей на коммерческие фестивали. А это деньги, и весьма немалые, которые иногда тяжелым бременем ложатся на родительские плечи. Причём, как правило, талантливые и способные дети не имеют финансовой
возможности выехать на конкурс, поэтому необходима поддержка спонсоров, администрации досугового учреждения, и бедный руководитель мечется с протянутой рукой, пытаясь найти средства на поездку и костюмы. Безусловно, в таких условиях уже не до качественных постановок и репетиционной работы.
Зачастую организация конкурсов находится на очень низком уровне, и не только с точки зрения творческого показа, но и организации быта детей и транспорта. Иногда у жюри складывается впечатление, что организаторам, которые, кстати, зарабатывают неплохие деньги, главное - побыстрее раздать копеечные призы и грамоты. Ни обсуждений, ни мастер-классов, ни «круглых столов», никакого общения жюри с руководителями коллективов. А ведь руководители едут на конкурсы именно за этим: получить квалифицированное экспертное мнение, понять свои ошибки, обсудить тенденции и перспективы, в конце концов - просто сравнить уровень своего коллектива с другими. В последнее годы многие детские коллективы не показываются на фестивалях именно из-за финансовых и организационных трудностей, и, на взгляд автора, департаментам культуры в регионах нужно очень внимательно отслеживать творческий уровень детских хореографических коллективов и способствовать пропаганде их творчества как среди местного населения, так и на конкурсах различного уровня.
Ещё одна проблема - кадровый вопрос, подготовка специалистов для работы с детскими хореографическими коллективами. В настоящее время для работы с детьми готовят специалистов по трём направлениям подготовки:
• профиль «танцевально-эстетическая педагогика» в направлении подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство»;
• профиль «руководитель любительского хореографического коллектив» в направлении подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура»;
• профиль «художественное воспитание (хореография)» в направлении подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».
Почему-то считается, что специфика работы в детских школах искусств, в досуговых учреждениях и в общеобразовательных школах - различна. На самом деле - это глубокое заблуждение!
Профиль подготовки - «педагог хореографических дисциплин».
На взгляд автора - это наиболее точное название профессии, не важно -учишь ли ты детей в любительском коллективе или преподаешь классический танец в Академии балета. Конечно, уровень преподавателя хореографии в общеобразовательной школе и в хореографическом колледже различен, но зависит он не от вуза, который закончил педагог, а от уровня педагогического мастерства и знаний.
Не вызывает возражений то, что принятое сейчас разделение на педагогов балета, педагогов народно-сценического танца и педагогов современного танца необходимо сохранить и зафиксировать в профилях. Но название профессии должно быть одинаковым для всех!
Необходимо создание единых учебных планов и программ, с тем чтобы специалисты имели право заниматься преподавательской деятельностью в любом образовательном учреждении.
На взгляд автора, необходима более углубленная специализация внутри профилей, но общее название профессии. Причём специализация должна начинаться с третьего курса, а первые два курса все педагоги должны пройти одинаковую программу-минимум, освоив в первую очередь теорию и практику методической и педагогической работы, то есть такие предметы, как «Возрастная анатомия и психология», «Педагогика», «Методика преподавания классического танца», «Методика преподавания народно-сценического танца» и т.д.
Безусловно, пока в России ещё нет необходимости утверждать национальные программы поиска и обучения одарённых детей, как это делается во многих странах Западной Европы. Русская земля не оскудела талантами! И пока есть талантливые дети, будет существовать высокопрофессиональное искусство танца, но, увы, развитие экстенсивным методом давно уже не приносит успехов.
Необходимы интенсификация, развитие внутренних резервов, инновационные модели обучения - те пути, которые в настоящее время могут привести к повышению качества образования в области хореографического искусства. К сожалению, в хореографическом образовании подобные тенденции выражены очень слабо.
В заключение хотелось бы отметить, что дети - это самая благодарная категория учеников. Да, для их обучения требуются поистине титанические усилия, много времени и нервов, но педагог, работающий с детьми, должен вдохновляться мыслью, что благодаря его усилиям рождается новая личность, причём не только в духовном, но и в физическом плане. Хореографическое искусство, как никакой другой вид художественного воспитания, гармонично развивает физические данные ребенка, его музыкальные и актёрские способности, коммуникабельность и трудолюбие.