УДК 78.085.4
ББК Щ32р ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Мелехов Александр Васильевич,
доцент, кафедра художественного образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, e-mail: [email protected]
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ ДЕТСКОГО ТАНЦА НА УРАЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детская хореография; детские танцы; хореографическое искусство; хореографические коллективы; жанры хореографического искусства; виды хореографического искусства.
АННОТАЦИЯ. В статье представлен анализ развития детского танца в Уральском регионе, описаны наиболее популярные стили, виды и жанры детского танцевального искусства. Раскрываются причины появления и развития определенных форм детского хореографического искусства. На примере работы детской студии современного танца «Апельсин» показывается, что уральская детская хореографическая школа может достичь прекрасных результатов и стать ведущей школой в регионе. Хореографическое искусство дает широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания детей. Танцевальное искусство не только помогает детям научиться понимать прекрасное, но и развивает у них образное мышление и фантазию, способствует гармоническому пластическому развитию. Синкретич-ность танцевального искусства подразумевает развитие у детей чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивая при этом мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Знакомство с основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танца, а также приобретение в процессе занятий специальных знаний, умений и навыков развивает художественный вкус, воспитывает благородство и изящество выполнения элементов. Кроме того, формируется общая культура человека, культура исполнительского мастерства, без которой немыслим любой сценический танец. Традиции и инновации развития детского танца в Уральском регионе рассматриваются в статье на примере популярного областного конкурса детского и юношеского эстрадного творчества «Уральские звёздочки».
Melekhov Alexander Vasilyevich,
Associate Professor, Department of Art Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
TRADITIONS AND INNOVATIONS OF CHILDREN'S DANCE IN THE URALS
KEY WORDS: children's choreography; children's dance; choreography; choreographic groups; choreographic genres; types and styles of choreographic art.
ABSTRACT. The article describes development of children's dance in the Ural region, the most popular styles, types and genres of children's dance. The reasons of emergence and development of certain forms of children's choreographic art are revealed. On the example of children's studio of modern dance "Orange" we prove that the Ural children's choreographic school can achieve good results and even become the leading school in the region. Choreographic art gives opportunities in physical, aesthetic and ethical education of children. Dancing not only helps children to understand the beauty, but also develops imagination and promotes harmonic physical development. Syncretic nature of dancing stimulates development of rhythm, an ear for music, the ability to understand music and interpret it in a dance, trains the muscles, teaches plasticity of hands, grace and expressiveness. Acquaintance with the basic elements of classical, national, historical and domestic and modern dance, as well as special knowledge, develops artistic taste and grace. Besides, dancing shapes character and behavior of a person and masters performance abilities, without which any dance performance is impossible. Traditions and innovations of development of children's dance in the Ural region are considered in the article on the example of a popular regional competition of children's variety performance "The Ural Stars".
Хореографическое искусство дает широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания детей. Это один из любимых и популярных видов детского творчества. Танцевальное искусство не только помогает детям научиться понимать прекрасное, но и развивает у них образное мышление и фантазию, способствует гармоническому пластическому развитию. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие у детей чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивая при этом мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Традиции и инновации развития детского танца в Уральском регионе можно рассмотреть на примере популярного областного конкурса детского и юношеского эстрадного творчества «Уральские звёздочки». Проследим, какие стили, виды и жанры танцевального искусства были наиболее часто представлены в репертуаре детских хореографических коллективов.
На протяжении 26 лет этот конкурс ежегодно проводится во Дворце молодежи г. Екатеринбурга. В качестве члена жюри на протяжении всего этого времени имел честь работать автор статьи. Конкурс создавался как прототип популярного телевизионного конкурса «Утренняя звезда», проходившего
© Мелехов А. В., 2017
в Москве, который, к сожалению, в настоящее время не проводится.
На Урале конкурс до сих пор сохраняет лидирующие позиции. Концепция областного конкурса детского и юношеского эстрадного творчества «Уральские звёздочки» основана на том, что репертуар конкурсных номеров должен прививать любовь к танцевальному искусству своей родины и уважение к танцевальной культуре других народов, а также воспитывать гуманные нравственные чувства, свойственные отечественной хореографической школе.
Для 90-х гг. XX в. были характерны большие изменения в эстетическом и этическом восприятии современной хореографии. Если в Советском Союзе такие танцы, как джаз и модерн, считались проводниками буржуазной идеологии, то после открытия «железного занавеса» в страну широким потоком хлынула информация по новым видам современного хореографического искусства. Современная музыка и современная хореография стали самыми популярными и востребованными у детей и подростков. Но было необходимо определенное время для профессионального становления как педагогов, так и исполнителей.
Первоначально хореографические коллективы представляли на конкурс танцевальные композиции, основанные на стилизованном народном танце. Кроме того, была представлена свободная пластика, бальный танец. Попытки сценического варианта уличных танцев (хип-хоп, франки-бит, хаус, диско) не имели особого успеха, так как постановщикам танцев не хватало ни знаний, ни умений, ни навыков перехода с бытового уровня к сценическому варианту этих танцев. Впрочем, уже в это время появились талантливые работы хореографа Сергея Смирнова, новые танцевальные композиции студии «Гавроши».
В дальнейшем, с 2000 по 2005 г., наряду со стилизованным народным танцем, все чаще появляется в конкурсных номерах и джаз-танец. Наиболее яркий представитель этого стиля — студия современного танца «Талант» Николая Сапожникова, ставшая лауреатом рассматриваемого конкурса в 2004 г.
Брейк-данс в течение последних двадцати лет не только сохранился как стиль, но и вновь популярен у молодежи. В настоящее время различают два основных вида брейк-данса: верхний и нижний брейк. Верхний брейк, или буги (boogie), имеет несколько стилей. Во-первых, это стиль робот (robot), для которого характерны механические движения. Танцоры корпусом, руками, ногами, головой имитируют движения роботов. Второй стиль - электрик-буги (elec-
tricboogie). Этому стилю свойственна пластика движения, похожая на электрический заряд, иногда на движения, напоминающие движения человека в невесомости.
Самый популярный в наше время стиль — локинг (locking). Он появился гораздо позже других. Движения танцора похожи на движения человека, помещенного в стеклянный куб.
С 2005 по 2010 г. для хореографических номеров, представлявшихся на конкурс «Уральские звёздочки», характерно разнообразие стилей и жанров. Это эстрадный танец, шоу, джаз-танец, модерн. Особенно ярко демонстрируется восточная тема.
В 2014-2016 гг. на сцене преобладает современный танец: крамп, локинг, попинг, хип-хоп, тектоник (электрик-данс), флек-синг, хаус, нью-стайл. Но, к сожалению, жесткие рамки манеры исполнения движений этих стилей не всегда могли вписаться в тематику и сюжеты хореографических постановок и тематику детских танцев. Поэтому такой вид хореографического искусства, как контемпорари (contemporary dance), прочно занял лидирующие позиции в репертуаре ведущих уральских детских и юношеских хореографических коллективов.
Контемпорари - одно из новых направлений современного танца, которое сочетает в себе как элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн), так и движения восточного искусства (цигун, йога, тайцзицюань). Но в первую очередь это творчество, которое раскрепощает, делает танцора свободным в осмысленном движении.
Танец contemporary dance как самостоятельное танцевальное направление сформировался на Западе в 50-х гг. прошлого века. Сам термин в переводе означает «современный танец». Контемпорари — это интеллектуальный танец, который позволяет сбалансировать состояние тела, психики и души. Благодаря такой гармонии улучшается не только настроение, но и самочувствие. Данный стиль современного танца позволяет человеку выразить при помощи танца то, что он не может выразить словами.
Контемпорари позволяет исполнителю не только самому понять то, что спрятано глубоко внутри него, свои проблемы и достижения, но и рассказать об этом другим людям в виде красивого танца. Это происходит главным образом за счет легких и плавных движений на основе знаний о возможностях человеческого тела, а не просто за счет использования работы мышц.
Самой яркой звездочкой на конкурсе «Уральские звёздочки», удостоенной гран-при в 2014-2015 гг., стала студия современного танца «Апельсин» (руководитель —
Юлия Борисовна Еленкина), которая ярко и талантливо работает в названном стиле.
Эстрадный балет «Апельсин», недавно отметивший свое десятилетие, - лауреат таких конкурсов, как «Весенняя фантазия», «Уральские звёздочки», «Уральские родники», «Звёздный дождь» и др.
«Апельсин» много путешествует, участвует во Всероссийских и Международных конкурсах:
- 2006 г., г. Москва, конкурс «Единство России», лауреаты II степени;
- 2008 и 2011 гг., г. Санкт-Петербург, конкурс «Петербургская метелица», лауреаты I степени;
- 2011 г., г. Саратов, конкурс «Весенний перезвон», гран-при;
- 2012 г., г. Сочи, конкурс «Надежды Европы», Гран-при;
- 2012 г., г. Казань, конкурс «Весенние выкрутасы», диплом золотого лауреата;
- 2013 г., г. Нижний Новгород, конкурс «Новые вершины», гран-при;
- 2014 г., г. Тейково Ивановской обл., конкурс «Танцевальная деревня».
В рамках мегапроекта «Танцевальная деревня» было проведено 4 конкурса, участвуя в которых, юные танцоры виртуально побывали в гг. Таллин, Иваново, Владивосток и Саратов. Это были разные конкурсы с разными членами жюри, но у эстрадного балета «Апельсин» оказалось 4 диплома гран-при;
- 2015 г., г. Москва, конкурс «Открытая Россия», гран-при;
- 2010 г., Московская обл., IX молодежные Дельфийские игры России, серебряные медали;
- 2007 г., Болгария, г. Обзор, конкурс «Хоровод дружбы», лауреаты I степени;
- 2008 г., Украина, г. Одесса, конкурс «Созвездие моря - солнце, молодость, красота», обладатели «Золотого созвездия»;
- 2010 г., Чехия, г. Прага, конкурс «Праздник весны», лауреаты I степени;
- 2011, 2013 гг., Греция, г. Халкидики, конкурс «Серебряный дельфин», гран-при;
- 2012 г., Болгария, г. Старый Несебр, конкурс « Sundance», лауреаты I степени;
- 2012 г., Венгрия, г. Будапешт, конкурс «Созвездие Будапешта - юность, вдохновение, талант», гран-при;
- 2013 г., Словакия, г. Литовский Микулаш, конкурс «Горное созвездие — стремление, фантазия, полёт», гран-при;
- 2014 г. Евротур: Прага, Берлин, Париж; Прага - конкурс «Осенняя сказка», лауреаты I степени; Париж — диплом «Симпатии европарков».
Занятия танцем в детском возрасте предотвращают возникновение негативных мыслей, улучшают отношение к окружающим. Это способ работы над собой, который помогает ребенку добиться успехов в любой сфере деятельности. Танец способствует полноценному развитию организма детей и формированию здоровья, позволяет воспитывать тело и дух, т. е. решать важнейшие проблемы современного общества. Занятия хореографией в детском возрасте позволяют ускорить полноценное физическое и духовное развитие.
Знакомство с основными элементами классического, народного, историко-быто-вого и современного танца, а также приобретение в процессе занятий специальных знаний, умений и навыков развивают художественный вкус, воспитывают благородство и изящество выполнения элементов. Кроме того, формируется общая культура человека, культура исполнительского мастерства, без которой немыслим любой сценический танец.
Народный танец является одним из важнейших средств национального, интернационального и патриотического воспитания школьников. Танец, как правило, мажорный, вызывает у детей положительные эмоции, радость бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики.
В целом, как считает доктор педагогических наук, профессор МГУКИ В. Ю. Никитин, работавший председателем жюри на международном конкурсе «Танцевальный Олимп», творчество детских хореографических коллективов Урала находится на очень высоком уровне, в постоянном развитии, занимая лидирующие позиции в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джаз Модерн (Jazz Modern) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.st-tancpol.ru/jazzmodem.htm.
2. Джазовый танец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org.
3. Дьяконова Л. Т. Танец как феномен культуры // Terra Humana. - 2008. - № 4. - С. 155-159.
4. Звенигородская Н. Современный танец и классика: два лица аутентизма [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.heptachor.ru.
5. Кириллов А. П. Мастерство хореографа: учебное пособие. - М. : МГУК, 1996. - 154 с.
6. Куракин С. М. Феномен танца. - Ростов н/Д. : Феникс, 1994. - 70 с.
7. Мелехов А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учебное пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 146 с.
8. Миль А. Современный танец. - М. : Наука, 2003. - 56 с.
9. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учебное пособие. - М. : ГИТИС, 2011. - 472 с.
10. Никифорова А. В. Советы педагога классического танца. - М. : Лань, 2005. - 156 с.
11. Новицкая Г. П. Урок танца. - М. : Искусство, 2004. - 134 с.
12. Сапогов А. А. Школа музыкально-хореографического искусства : учеб. пособие. - СПб. : Планета музыки, 2014. - 264 с.
13. Серабьянов Д. В. Стиль модерн. - М. : Искусство, 2000. - 80 с.
14. Сироткина И. К. Свободное движение и пластический танец в России. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 319 с.
15. Сломинский Ю. В честь танца. - М. : Просвещение, 1988. - 205 с.
16. Тарасов Н. И. Классический танец. - М. : Просвещение, 1981.
REFERENCES
1. Dzhaz Modern (Jazz Modern) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.st-tancpol.ru/jazzmodern.htm.
2. Dzhazovyy tanets [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org.
3. D'yakonova L. T. Tanets kak fenomen kul'tury // Terra Humana. - 2008. - № 4. - S. 155-159.
4. Zvenigorodskaya N. Sovremennyy tanets i klassika: dva litsa autentizma [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.heptachor.ru.
5. Kirillov A. P. Masterstvo khoreografa: uchebnoe posobie. - M. : MGUK, 1996. - 154 s.
6. Kurakin S. M. Fenomen tantsa. - Rostov n/D. : Feniks, 1994. - 70 s.
7. Melekhov A. V. Iskusstvo baletmeystera. Kompozitsiya i postanovka tantsa: uchebnoe posobie. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2016. - 146 s.
8. Mil' A. Sovremennyy tanets. - M. : Nauka, 2003. - 56 s.
9. Nikitin V. Yu. Masterstvo khoreografa v sovremennom tantse : uchebnoe posobie. - M. : GITIS, 2011. -472 s.
10. Nikiforova A. V. Sovety pedagoga klassicheskogo tantsa. - M. : Lan', 2005. - 156 s.
11. Novitskaya G. P. Urok tantsa. - M. : Iskusstvo, 2004. - 134 s.
12. Sapogov A. A. Shkola muzykal'no-khoreograficheskogo iskusstva : ucheb. posobie. - SPb. : Planeta muzyki, 2014. - 264 s.
13. Serab'yanov D. V. Stil' modern. - M. : Iskusstvo, 2000. - 80 s.
14. Sirotkina I. K. Svobodnoe dvizhenie i plasticheskiy tanets v Rossii. - M. : Novoe literaturnoe obozrenie, 2011. - 319 s.
15. Slominskiy Yu. V chest' tantsa. - M. : Prosveshchenie, 1988. - 205 s.
16. Tarasov N. I. Klassicheskiy tanets. - M. : Prosveshchenie, 1981.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. П. Миронова.