Научная статья на тему 'Формирование танцевальных навыков у студентов хореографических специальностей в системе высшего профессионального образования'

Формирование танцевальных навыков у студентов хореографических специальностей в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2784
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ / ABILITY / НАВЫК / SKILL / ВИДЫ НАВЫКОВ / TYPES OF SKILLS / УРОВЕНЬ / LEVEL / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НАВЫК / DANCING SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхоляк Альберт Валентинович

В статье рассматриваются такие понятия, как навык и умения, их виды с позиций учёных-исследователей, педагогов, психологов. Анализируется процесс формирования умения, ещё не ставшего навыком, затем переходный этап от умения к навыку и конечный результат, который является показателем овладения студентами танцевальных действий. Исследуется также проблема формирования профессиональных навыков, уточняется понятие «танцевальный навык». Анализируются уровни овладения студентами действиями, являющимися показателями наличия навыка. Приводятся примеры методов работы педагога со студентами по формированию танцевальных навыков: двигательного, интеллектуального и перцептивного навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DANCE SKILLS IN STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SPECIALTIES IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

In article such concepts as skill and abilities, their views from positions of scientists-researchers, teachers, psychologists are considered. The ability formation process which yet didn't become skill, then a transitional stage from ability to skill and the end result which is an indicator of mastering students of dancing actions is analyzed. Also the problem of formation of professional skills is investigated, the concept «dancing skill» is specified. Levels of mastering students are analyzed by the actions which are skill existence indicators. Examples of methods of work of the teacher with students on formation of dancing skills are given: motive, intellectual and perceptual skills.

Текст научной работы на тему «Формирование танцевальных навыков у студентов хореографических специальностей в системе высшего профессионального образования»

ОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147:793.3 А. В. Верхоляк

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются такие понятия, как навык и умения, их виды с позиций учёных-исследователей, педагогов, психологов. Анализируется процесс формирования умения, ещё не ставшего навыком, затем переходный этап от умения к навыку и конечный результат, который является показателем овладения студентами танцевальных действий. Исследуется также проблема формирования профессиональных навыков, уточняется понятие «танцевальный навык». Анализируются уровни овладения студентами действиями, являющимися показателями наличия навыка. Приводятся примеры методов работы педагога со студентами по формированию танцевальных навыков: двигательного, интеллектуального и перцептивного навыков. Ключевые слова: умение, навык, виды навыков, уровень, формирование, танцевальный навык.

A. V. Verkholiak

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

FORMATION OF DANCE SKILLS IN STUDENTS OF CHOREOGRAPHIC SPECIALTIES IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

In article such concepts as skill and abilities, their views from positions of scientists-researchers, teachers, psychologists are considered. The ability formation process which yet didn't become skill, then a transitional stage from ability to skill and the end result which is an indicator of mastering students of dancing actions is analyzed. Also the problem of formation of professional skills is investigated, the concept «dancing skill» is specified. Levels of mastering students are analyzed by the actions which are skill existence indicators. Examples of methods of work of the teacher with students on formation of dancing skills are given: motive, intellectual and perceptual skills. Keywords: ability, skill, types of skills, level, formation, dancing skill.

Снижение общекультурного уровня студентов хореографических специальностей и незнание характерных особенностей танцевальных жанров являются основополагающими аспектами актуальности данной статьи. Непосредственными целями любой

учебной дисциплины является усвоение студентами системы знаний, овладение определёнными умениями и навыками. На основе знаний вырабатываются умения и навыки [6].

До сих пор не уточнены понятия «уме-

ВЕРХОЛЯК ААЪБЕРТ ВАЛЕНТИНОВИЧ — старший преподаватель кафедры танцев народов мира и современной хореографии Московского государственного университета культуры и искусств

VERKHOLIAK ALBERT VALENTINOVICH — senior teacher of Department of dances and modern choreography, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Верхоляк А. В., 2014

ния» и «навыки». Одни авторы (Е. И Бойко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, П. А.

Рудик) под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом, по их мнению, умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Другие авторы (Е. В Гурьянов, А. Ц. Пуни, С. Ю.Головин) под умениями тоже понимают возможность осуществлять какое-либо действие, но при этом они считают, что умение предшествует навыку, который рассматривается как более совершенная стадия владения тем или иным действием.

По С. Л. Рубинштейну, умение — это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью, сознательно, а навык — это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов [6, с. 553—554].

Итак, молено подытожить: умение — это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании), а навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения [6, с. 553—554].

Соглашаясь с мнением Е. В. Гурьянова, А. Ц. Пуни, С. Ю. Головина относительно понятий «навык» и «умение», в танцевальном контексте, на наш взгляд, термин «навык» имеет несколько иное значение, а именно: танцевальный навык — это не только зафиксированное действие, выполняемое автоматизировано, без осознания промежуточных шагов, но это ещё и наполненное пластической выразительностью танцевальное действие. Следовательно, уточнение понятия «навык» в хореографии является актуальной научной проблемой.

На наш взгляд, навыки делятся на три типа:

«Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с

помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшиеся ранее» [8].

«Навык интеллектуальный — автоматизированные приёмы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач, навыки в области умственной работы» [8].

«Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов» [3].

Выработка навыка — это процесс, который достигается путём выполнения ряда упражнений (целенаправленных, специально организованных, повторяющихся действий). Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций [2].

Уровень — это степень социальных достижений, признаваемых достойными в данной стране и культуре (В. Савченко, сотрудник группы кампаний «Эксперт»). В хореографии уровни — это показатели успешного или неуспешного владения танцевальным материалом.

Уровни овладения студентами танцевальными навыками:

0 уровень — студенты совершенно не владеют данным действием (нет умения).

1 уровень (начальный) — студенты знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи педагога.

2 уровень (базовый) — студенты умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога или сокурсников.

3 уровень (средний) — студенты умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг.

4 уровень (продвинутый) — студенты автоматизировано, грамотно и безошибочно выполняют действия, навык сформирован.

В хореографии процесс формирования

учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Студенты хореографических направлений подготовки во время занятий танцами осваивают сразу несколько танцевальных навыков, а значит, происходит комплексное обучение множеству умений.

Какими средства и методами происходит процесс формирования у студентов навыков на занятиях по дисциплине «Джаз-танец и методика его преподавания»?

В танцевальном варианте овладение студентами двигательными навыками проходит при помощи: танцевальных упражнений в медленном темпе, проучивая на начальном, базовом и среднем уровне, с помощью показа педагога, методом многократного повторения, через выполнение обдуманных движений, методами мышечного контроля организованных движений, закрепления мышечных ощущений, передачи импульсов от центральной нервной системы, головного и спинного мозга в двигательную систему для движения в действии. Нервная регуляция соответствия позы и движения, их правильного сопряжения, как основная функция двигательных центров, формирует умение, переходящее в действие [1], затем в танцевальное движение, позднее — в танцевальное действие, а значит, в сформированный танцевальный навык.

Например. На кафедре хореографии урок по джаз-танцу. Перед преподавателем стоит сложная педагогическая задача научить двигательным навыкам студентов на начальном уровне освоения джазового танца.

Как? Знакомство с терминологией и методикой исполнения упражнения — это первый шаг в изучении движения. Студенты визуально воспринимают показанное преподавателем упражнение. Раскладывая упражнение на количество тактов и медленно объясняя, педагог учит студентов пока только умению движения. Студенты пыта-

ются повторить упражнение, используя попытки к действию и фиксированию движения, переходящего в умение. Позднее, за счёт количества повторений, упражнение выполняется студентами согласованно, обдуманно, качественно, автоматизировано, без осознания промежуточных шагов, достигая наивысшего уровня сформированно-сти. Таким образом, решая двигательные задачи, воздействуя на аудиторию с помощью движения, происходит формирование двигательных навыков. Соответственно, упражнение становиться сформированным двигательным танцевальным навыком.

Без знаний и умений интеллектуальный навык сформироваться не может. Навык интеллектуальный в танцевальном контексте формируется с помощью овладения студентами знаний на лекционных и практических занятиях в присутствии преподавателя или в ходе самостоятельной работы студентов.

Например. На третьем году обучения по джаз-танцу преподаватель, прежде чем спрашивать и требовать от студентов знание материала и владение исполнительским навыком, сам показывает, как выполнять запись танца: обозначать фигуры юношей и девушек, композиционные фигуры — круг, диагональ, колонна, линия, трапеция, галочка, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, многоугольники; первый, второй и третий план зала или сцены, восемь точек зала, предполагаемые кулисы. Указателями рисуются способы перехода из одной фигуры исполнителей в другую, номерами (1,2,3) обозначаются последовательные рисунки и т.п. Подключается интеллектуальный навык.

Студенты овладевают показанными примерами педагога, умениями с помощью определённых действий, под контролем мастера курса, выполняя самостоятельную работу. Происходит формирование интеллектуального навыка. Задания для студентов усложняются в зависимости от года обучения, согласно программным требованиям высшего учебного заведения, уровню слож-

ности обучения дисциплины и календарно-тематическому плану. Педагог проверяет студентов на знание теории и практики дисциплины «Джаз-танец» и на сформированные интеллектуальные навыки:

• как пользоваться записью танца, а значит, руководить постановочным процессом;

• знать законы композиционного построения и законы геометрии для пространственного расположения исполнителей;

• знать, как работают на практике законы композиции;

• поставить на материале джазового танца комбинации, этюды или танцевальный номер.

После многократного практического повторения студенты перестали выполнять определённые контролирующие действия, их сознание переключилось на содержание самой танцевальной комбинации, следовательно, сформировался интеллектуальный танцевальный навык.

Творческие дисциплины обязывают студентов подключать образное мышление, а значит, сюда подключается навык перцептивный . Функция перцептивных навыков раскрывает общие умения студентов понимать однокурсников и преподавателей, знать ценностные ориентации другого человека, выраженные в потребностях и интересах. В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу видеть в его глазах сложный духовный мир» [7]. В танцевальном контексте перцептивный навык реализуется через художественно-творческое мышление и хореографические образы, которые создают студенты, отражая реальное видение мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Как происходит формирование навыка?

На лекционных и практических занятиях преподаватель в форме собеседования побуждает студентов к действию, то есть ещё только к формированию умения. Педагог называет тему семестра и выдаёт задание, после чего студент начинает проявлять се-

бя с помощью художественно-творческого мышления. Студенты читают художественную литературу, смотрят видеоматериалы, рассуждают, философствуют, ищут конструктивную идею показа творческого экзамена, тем самым развивая фантазию и воображение. Найденные творческие решения, хореографические образы во время обсуждений фиксируются студентами и сдаются преподавателю в форме либретто (краткого содержания танцевального номера). Происходит процесс становления личности студента [4], формируются сразу несколько умений: интеллектуальные, двигательные и перцептивные. По сути, перцептивный навык формируется двумя этапами [5]: первый этап — теоретический метод — собеседования, обсуждения. Второй этап формирования навыка — практический. Он реализуется на старших курсах, когда происходит изучение стиля и манеры не просто комбинации, а этюда или номера. После утверждения педагогом творческого номера студента, происходит репетиционный процесс, и если в танцевальной композиции номера есть взаимоотношения в паре, то умение чувствовать партнёра по танцу — это и есть формирующий процесс обучения перцептивному навыку, так называемому чувству локтя. Процесс обучения перцептивному навыку длительный и может занимать не один год.

В хореографии существуют понятия «хореографический образ» и «образная лексика», предполагающие характеры и действующие лица в творческих номерах. Как должен двигаться персонале или действующее лицо: комично, лирично, спотыкаясь, хромая? Причастен он или непричастен к тем или иным событиям? Всему этому учит, в первую очередь, педагог. Как? Он ищет вместе со студентом в процессе репетиции определённые движения, выражающие поведение на сцене действующих лиц. Таким образом происходит процесс обучения студентов образному чувству движения. Если танец требует драматического решения или

чёткого сюжета, а также внутренних пере- отзывчивость, образные движения — эти живаний студента по поводу танцевально- психофизические действия и состояние чего номера, то этот важный момент прогова- ловека во время исполнения танцевальной ривается с педагогом, проверяется во время комбинации или этюда и есть показатели репетиций для согласованного исполнения сформированного перцептивного навыка, танцевальных действий с чувственным вое- Итоговым результатом научного подхо-приятием музыки через движения и необ- да в работе со студентами в системе высше-ходимыми эмоциями танцующих. Чувство го профессионального образования явля-объекта, чувство меры или такта, чувство ются сформированные танцевальные навы-причастности относятся не только к про- ки, развитый уровень интеллекта, высокий фессиональной педагогике, но и к хорео- уровень общей культуры и развитые про-графии [3]. Чувство партнёрства в танце, фессиональные навыки и качества обучаю-внутренние переживания, эмоциональная щихся.

Примечания

1. Аншонен Е. Г. Анатомо-физиологические и неврологические аспекты [Электронный ресурс] : учебное пособие : [веб-сайт]. Электрон. дан. Петрозаводск, 2001. URL: http://www.petrsu.ru/chairs/ neuro/ metod/meds-pin4.htm

2. Граник Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности [Электронный ресурс] // HR-Portal, Сообщество Профессионалов : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/601663/

3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва, АСТ, Харвест, 1998. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/page/135

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва : Высшая школа, 1990. URL: http:// www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch13_1.html

5. Марцинковская Т. Д. История психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва : Академия, 2001. URL: http://nashaucheba.ru/v48511/

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва, 1946. URL: http://www.p-lib.ru/psihologia/nemov/nemov26.html

7. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (советы воспитателям) [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Электрон. дан. Киев : Радянська школа, 1975. URL: http://ecat.lib.mpgu.edu/Opac/ index.php?url=/notices/index/ldNotice:102551/Source:default

8. Краткий психологический словарь [Электронный ресурс] : [веб-сайт] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Электрон. дан. Ростов-на-Дону : феникс, 1998. URL: http://www.psyoffice. ru/5-psychology-1275.htm

References

1. Antonen E. G. Anatomo-fiziologicheskie i nevrologicheskie aspekty [Anatomo-fiziologichesky and neurologic aspects]. Petrozavodsk, 2001. Available at: http://www.petrsu.ru/chairs/neuro/metod/meds-pin4. htm

2. Granik G. G. Psikhologicheskie zakonomernosti formirovaniia orfografiche-skoi gramotnosti [Psychological regularities of formation of spelling literacy]. Available at: http://festival.1september.ru/ articles/601663/

3. Golovin S. Iu. Slovar* prakticheskogo psikhologa [Dictionary of the practical psychologist]. Moscow, AST Publ., Harvest Publ., 1998. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/25/page/135

4. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelia i mastera proizvodstvennogo obucheniia [Professionalism of the identity of the teacher and training officer]. Moscow, Vysshaia shkola Publ. [Hight school Publ.], 1990. Available at: http:// www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch13_1.html

5. Martsinkovskaia T. D. Istoriiapsikhologii[Psychologyhistory].Moscow, Akademiia Publ. [Academy Publ.], 2001. Available at: http://nashaucheba.ru/v48511/

6. Rubinshtein S. L. osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. Moscow, 1946. Available at: http://www.p-lib.ru/psihologia/nemov/nemov26.html

7. Sukhomlinskii V. A. Kak vospitaf nastoiashchego cheloveka (sovety vospitateliam) [How to bring up the real person (councils to tutors)]. Kiev, Radians'ka shkola, 1975. Available at: http://ecat.lib.mpgu.edu/Opac/ index.php?url=/ notices/ index/ IdNotice:10255l/Source:default

8. Karpenko L. A., Petrovskii A. V., Iaroshevskii M. G., compilers Kratkii psikhologicheskii slovaf [short psychological dictionary]. Rostov-on-Don, Feniks Publ. [Phoenix Publ.], 1998. Available at: http://www. psyoffice.ru/5-psychology-1275.htm

УДК 37:159.954 Л. М. Фикиева

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена рассмотрению значения творческого воображения графического дизайнера для создания образов продукта, его оригинального графического оформления, имиджа для повышения информативности и конкурентоспособности. Работая над проектным образом, дизайнер обязан учитывать стилевое единство графических элементов, графический язык рождаемых изображений и объектов среды. Творческое воображение — главный компонент структуры творческих способностей к дизайну, так как новые элементы и образы рождаются воображением путём разноплановых модификаций проектируемых объектов, комбинации имеющихся образов в структурных композициях и представляют результат работы дизайнера-студента, указывая на степень её качества. Продуцирование и преобразование образов, большей частью двухмерных объектов, является спецификой художественно-творческого воображения графического дизайнера-студента. Создание эффективного и оригинального образа графического объекта всегда будет зависеть от функционирования творческого воображения дизайнера-студента. ключевые слова: дизайн, графический дизайн, проектный образ, дизайн-проект, художественно-творческое воображение.

ФМКМЕВА ЛИЛИЯ МУХТАРОВНА — преподаватель кафедры дизайна Московского государственного университета культуры и искусств, член Творческого союза художников России

FIKIEVA LILIYA MUKHTAROVNA — teacher of Department of design, Moscow State University of Culture and Arts, member of the Creative Union of artists of Russia

ОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

e-mail: [email protected] © Фикиева Л. М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.