Научная статья на тему 'Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ'

Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1634
175
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / НАПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА / АССОЦИАТИВНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / CHOREOGRAPHIC LESSONS / DANCING REPERTOIRE / CHOREOGRAPHIC ART TRENDS / ASSOCIATIVE CHOREOGRAPHY / CHOREOGRAPHIC PORTFOLIO / PRESCHOOL CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATION / SUPPLEMENTARY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Елена Борисовна

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, внедрение которого способствует успешному становлению хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ, а именно: учет специфики и разнообразия типов хореографических занятий; использование танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и гендерным особенностям; использование движений различных направлений хореографического искусства (классического, народного, историко-бытового, бального и современного танцев); использование системного применения ассоциативной хореографии; применение хореографического портфолио, как альтернативного способа оценки хореографических достижений дошкольников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogical Environmental Complex of Senior Preschool Children's Choreographic Skills Forming During Supplementary Training at Preschool Educational Institutions

The article describes pedagogical environmental complex that contributes to the successful senior preschool children's choreographic skills forming during supplementary training at a pre-school educational institution, namely: regarding a specific character and variety of choreographic lessons types; using a dancing repertoire based on a narrative-playing and figurative principle taking into consideration its artistic-and-educational value, fascination, availability and corresponding to age and gender peculiarities; using movements from various types of choreographic art (classical, national, historical-and-everyday, ball and modern dances); using the system of associative choreography; applying a choreographic portfolio as an alternative way of the preschool children's choreographic achievements assessment.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ»

УДК 65.2 ББК 79.1

Юнусова Елена Борисовна

соискатель

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Yunusova Elena Borisovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ

Pedagogical Environmental Complex of Senior Preschool Childrens Choreographic Skills Forming During Supplementary Training at Preschool

Educational Institutions

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, внедрение которого способствует успешному становлению хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ, а именно: учет специфики и

разнообразия типов хореографических занятий; использование танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и гендерным особенностям; использование движений различных направлений хореографического искусства (классического, народного, историкобытового, бального и современного танцев); использование системного применения ассоциативной хореографии; применение хореографического портфолио, как альтернативного способа оценки хореографических достижений дошкольников.

The article describes pedagogical environmental complex that contributes to the successful senior preschool children S choreographic skills forming during supplementary training at a pre-school educational institution, namely: regarding a specific character and variety of choreographic lessons types; using a dancing repertoire based on a narrative-playing and figurative principle taking into consideration its artistic-and-educational value, fascination, availability and corresponding to age and gender peculiarities; using movements from various types of choreographic art (classical, national, historical-and-everyday, ball and modern dances); using the system of associative choreography; applying a choreographic portfolio as an alternative way of the preschool children S choreographic achievements assessment.

Ключевые слова: педагогическое условие, хореографические занятия, танцевальный репертуар, направления хореографического искусства,

ассоциативная хореография, хореографическое портфолио, дошкольники, дошкольное образование, дополнительное образование.

Key words: pedagogical environmental complex, choreographic lessons, dancing repertoire, choreographic art trends, associative choreography, choreographic portfolio, preschool children, preschool education, supplementary training.

Дошкольное образование, являясь первоосновой социокультурного становления личности ребенка, с содержательной стороны жизнедеятельности детей включает совокупность образовательных областей, которые

обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также преемественности между ДОУ и начальной школы. Базовым компонентом образовательного процесса, направленным на формирование эстетических чувств ребенка к реальному миру и развивающим художественно-практическую и творческую деятельность детей является формирование художественно-эстетической культуры ребенка.

Определение функции художественно-эстетической культуры как ядра культуры общества актуализирует проблему приобщения ребенка к искусству как одного из способов формирования «человека культуры □ Эффективным средством освоения наследия гуманитарной культуры является хореография, основу которой составляет танцевальная деятельность, способствующая комплексному образованию детей старшего дошкольного возраста, включающего физическую и психологическую готовность детей к обучению в школе.

Несмотря на то, что в нормативных документах по содержанию и организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста хореография не является обязательной областью, хореографическая образовательная деятельность приобретает широкое распространение в практике современного дошкольного образования и вводится в учебновоспитательный процесс как дополнительная. Это связано с внедрением педагогических инноваций в систему эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях, интеграцией образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с реализацией интересов детей дошкольного возраста в области художественно-эстетической

культуры, с удовлетворением природной двигательной активности детей и профилактикой распространенных отклонений в их физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, ожирение и т.д.).

По справедливому замечанию В. А. Беликова, при наличии

образовательного предмета исследования, речь должна идти об условиях

выполнения деятельности участников образования, направленной на решение любой научно-исследовательской проблемы [1].

Выявление комплекса педагогических условий реализации практикоориентированной модели становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста сориентировано на требования, предъявляемые современным обществом к дополнительному дошкольному образованию, тенденции изменения содержания дошкольного образования в целом, результаты выявленной специфики становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста, результаты констатирующего этапа проведения опытно-поисковой работы. В итоге был представлен следующий комплекс педагогических условий: учет специфики и разнообразия типов хореографических занятий; использование танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и гендерным особенностям; использование движений различных направление хореографического искусства (классического,

народного, историко-бытового, бального и современного танца) для

формирования хореографических умений дошкольников; использование системного применения ассоциативной хореографии; применение хореографического портфолио как альтернативного способа оценки хореографических достижений дошкольников.

Рассмотрим сущность выделенного нами комплекса педагогических условий.

Учет специфики и разнообразия типов хореографических занятий.

Основной формой организации детской танцевальной деятельности является хореографическое занятие (урок).

Хореографическое занятие □ отрезок учебного процесса, или времени, который может быть организован в хореографическом классе, где в течение 2535 минут происходит изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки, закрепление музыкально-ритмического материала в игре, музыкальнотанцевальные импровизации и т.п.

Занятия (уроки) бывают разных типов. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам; дидактическим целям и листу урока в общей системе обучения.

Анализ работы исследователей в области обучения хореографическому искусству (Э.С. Вильгковский, Е. В. Горшкова, А.С. Некрасов, Т.В. Пуртова и др.)позволил систематизировать типологию хореографических занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типы хореографических занятий определены нами по: 1) хореографическим направлениям: урок классического танца; урок народного танца; урок историко-бытового танца; урок бального танца; урок современного танца; комбинированный урок; 2) численному составу: групповое занятие; мелкогрупповое занятие; индивидуальное занятие; 3) по возрасту старших дошкольников: 5 □ 6 лет; 6 □ 7 лет; 4) гендерному принципу: занятие для мальчиков; занятие для девочек; смешанное занятие; 5) по организационному принципу (традиционные занятия): вводно-ознакомительное занятие; учебное занятие; открытое (показательное); контрольное (заключительное занятие); 6) по особенностям физического развития: для детей без отклонений в развитии; для детей с запоздалым развитием; для детей с нарушение зрения; для детей с нарушением слуха; 7) по принципу доминантности: тренинговое (технологическое); коррегирующее (коррекционное); музыкально-

ритмическое; творческое; эстетическое; комбинированное; интегрированное; 8) по форме: игровые; сюжетные.

Особенностью разработанной нами практико □ ориентированной модели является использование различных типов хореографических занятий с детьми дошкольного возраста. Наряду с традиционными (общепринятыми) типами

занятий: вводно-ознакомительным, учебным, открытым, контрольным, в

процессе хореографического обучения дошкольников использовались хореографические занятия, в основе которых лежит деление танцевальных движений на доминанты. Каждая из доминант выступает как отдельный тип занятия, в котором преимущество отдается решению задач определенного направления работы по становлению хореографических умений.

Тренинговый (технологический) тип занятия направлен на овладение и совершенствование техники исполнения танцевальных движений.

Корригирующий тип занятия решает задачи, направленные на развитие силы и эластичности отдельных групп мышц, профилактику и коррекцию незначительных анатомо-физиологических недостатков и включает в себя коррекционные и партерные группы упражнений. Основная часть корригирующего занятия проходит в форме партерной гимнастики.

Музыкально-ритмический тип занятий способствует более глубокому восприятию музыкальных произведений различного характера, развитие координации движений, слухового восприятия и чувства ритма.

Творческий тип занятий активизирует хореографическую деятельность дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, способствует формированию умений находить новые выразительные движения и использовать знакомые в новой интерпретации, составлять несложные танцевальные этюды и композиции.

Эстетическое занятие развивает эстетические чувства, художественный вкус и интерес к смежным видам искусств, формирует навыки культуры поведения, культуры одежды, прививает интерес к национальному танцевальному творчеству.

По нашему мнению, наиболее содержательным и эффективным является комбинированный тип занятия, включающий в себя элементы всех типов занятий, проходящих в сюжетной или игровой форме. Такие занятия увлекают детей, повышают их активность, стимулируют творческое воображение и произвольное внимание, обогащают эмоциональный опыт.

Обучающе Игровой характер занятий оказывает на музыкальнодвигательное развитие дошкольников многостороннее педагогическое воздействие. По мнению А.В. Запорожца [5], игра является первой доступной для детей формой, которая предусматривает осознанное отображение и совершенствование новых движений.

В занятиях сюжетного характера необходимо учитывать знания и интересы самих детей, а рекомендуемые танцевальные движения должны отвечать поставленным задачам.

Элементы занятий сюжетного характера могут включаться в содержание интегрированных занятий. Интеграция предполагает введение в образовательный процесс нетрадиционного содержания, сочетания различных методов работы и способствует внедрению межпредметного подхода в осуществлении всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Использование танцевального репертуара, основанного на сюжетноигровом и образном принципе, с учетом его художественновоспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и гендерным особенностям.

Огромное значение в решении проблемы становления хореографических умений дошкольников имеет высокое качество учебного материала, на основании которого ведутся занятия. В рамках нашего исследования □ это используемый танцевальный и музыкальный репертуар, направленный на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, а также на формирование его исполнительских (хореографических) умений в процессе обучения.

Поскольку репертуар (учебный материал) является главным носителем содержания учебного познания, он должен обладать высокой степенью содержательности, а также объемистостью и многообразием.

Проблема репертуара для хореографического образования детей пользуется повышенным вниманием педагогов-практиков, композиторов, хореографов-постановщиков, драматургов. Методические подходы к детской хореографии наиболее полно представлены в учебно-методических пособиях,

статьях, репертуарных сборниках, предназначенных для педагогов □ хореографов (Е.В. Конорова, В.В. Окунева, В.Н. Светинская, В.П. Ивинг, Е.В. Голикова, П.Н. Богаткова, В.С. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Ю.И. Громов, Т.Б. Нарская, М.С. Боголюбская, Т.В. Пуртова и др.).

Источником танцевального репертуара для успешного становления хореографических умений дошкольников, на наш взгляд, должны служить: литературные произведения (сказки, рассказы, стихотворения), мультфильмы, детские фильмы, детские песни, образы природы, народное творчество, окружающий мир и общественная жизнь людей, быт и игры детей, темы дружбы и спорта.

Наряду с тематикой и содержанием детских танцевальных композиций необходимо уделить внимание отбору художественно-качественной музыки, доступной для восприятия и пластического воспроизведения детьми дошкольного возраста, активизирующей их фантазию и моторику, вызывающую эмоционально-выразительное исполнение танцевальных движений. При подборе музыки необходимо учитывать видовые и жанровые особенности хореографической постановки, её содержание, тему, идею, лексический материал, наличие и характеристику танцевальных образов.

Ознакомление детей с танцевальным репертуаром должно происходить по мере усвоения ими определенного лексического материала, формирования исполнительских навыков и творческих умений. На начальном этапе необходимо отдавать предпочтение изучению танцев, построенных на простых и доступных сюжетах с преобладанием элементов игры, так как игра с точки зрения дидактики □ это форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации.

По мере совершенствования музыкально-двигательного опыта и увеличения запаса танцевальных движений необходимо усложнять сюжетносмысловую и содержательную сторону танца, использовать сюжетные танцы, созданные на основе инсценировок детских песен и современных мультфильмов. Тематика, близкая к жизненному опыту детей, сочетание репродуктивных и продуктивных методов будет способствовать не только

закреплению и совершенствованию исполнительских навыков, но и самовыражению ребенка, раскрытию его творческого потенциала, созданию дружеской, творческой атмосферы в детском коллективе.

Ознакомление детей с особенностями народного репертуара необходимо начинать с разучивания хороводов. Разнообразие тематики, многожанровость, доступность и массовость хороводов способствует решению многих воспитательно-образовательных задач (национальное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие познавательной активности и т.п.), что предполагает интегрирование данных танцевальных форм в другие виды деятельности дошкольников.

Приобщение детей к исполнению национальных танцев (бытовых и сюжетных) обогащает музыкально-двигательный опыт детей, подчеркивает гендерные особенности дошкольников (различие движений у мальчиков и у девочек).

В репертуар дошкольников необходимо вводить элементы азбуки классических танцев, бальных танцев и отечественных танцев, построенных на национальной основе, элементов современных танцев, что позволяет формировать представление о многообразии рисунков танца, умение выполнять перестроения, развивать умение свободно владеть своим телом, выразительно и эмоционально выполнять танцевальные движения и т.п..

Использование движений различных направлений

хореографического искусства (классического, народного, историкобытового, бального и современного танцев) для формирования хореографических умений дошкольников.

«Классический танец □ система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры □ [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экзерсис классического танца вырабатывает правильную постановку корпуса, устойчивость, координацию, создающие абсолютную свободу движений. Он развивает весь суставно-мышечный аппарат, устраняет физические недостатки (сутулость, перекос плеч, косолапость и др.).

Целесообразно подобранные, постоянно повторяемые комбинации, упражнения помогают ученикам развивать тело и учиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Знакомство с богатством танцевального творчества народов служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях, восстанавливают собственные этнические связи ребенка, воспитывают этническую толерантность. Изучая характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма дети получают элементарные знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.

Бальная хореография является частью народного художественного творчества и неотъемлемым элементом культуры народа, в своем развитии она прошла путь от овладения элементарными навыками этикета к подлинному творчеству, к разнообразным по содержанию и формам активной творческой деятельности, приобщающей личность к ценностям культуры.

Современное искусство бальной хореографии приобретает все большую социальную значимость в связи с её возросшими воспитательными и культурно-образовательными возможностями.

Исследования социальной природы бального танца дает возможность утверждать, что основными сферами бального танца являются бытовые жизненные ситуации (балы, праздники, фестивали, концерты), а его главная цель способствовать общению людей между собой.

Особенностью бального танца является то, что он относится к парному виду танцев. Наличие художественного образа, выраженного средствами бального танца, так же является его характерной чертой.

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, её новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок подрастающему поколению.

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое танцевальное движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время и условия. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала полагает поэтапность и интеграцию различных видов хореографических дисциплин.

Использование системного применения ассоциативной хореографии. Хореографическое искусство включает различные виды искусств □ музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из этих видов, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Возникновение танца трудно было бы представить вне музыки. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, хореография опирается на выразительность движений человеческого тела. Музыка усиливает выразительность танцевальной лексики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу.

Будучи неотделим от музыки, танец, вместе с тем, всегда представляет собой зрелище, и это тоже составляет существенный момент его характеристики. Отсюда рождается необходимость его изобразительного оформления. Образ танца дополняется характером костюмов, которые могут быть однородными или состоять из разнообразных групп, декораций и светового оформления.

Ж.Ж. Новер [3] призывал хореографов учиться у искусства живописи законам композиции: умелому выделению главного, соотношению частей и целого, организации контрастов и соответствий, единства и многообразия и т.д.. Но главное значение живописи для хореографии состоит, конечно, в изобразительном оформлении самого танца.

Танец не существует вне драматического искусства. Танец, обладая образной спецификой и средствами выразительности, способен раскрыть мир человеческих чувств.

Литературная основа необходима для создания и развития сюжета танца, спектакля, создания сюжетно-танцевальных миниатюр, основанных на романтической, комедийной, драматической, сатирической и другой тематике.

Итак, хореографическое искусство, являясь по своей природе синтетическим видом искусства, тесно связано с музыкой (сопровождение), литературой (сюжетная основа), декоративно □ прикладным искусством (костюм, декорации, реквизит).

Прообраз окружающего мира трансформируется через воображение, базируясь на опыте ребенка, который ищет наиболее созвучные, импровизирующие приемы и выразительные средства (жесты, позы, движения, пантомимика и т.д.), «Ътарается посильно создать художественный образ в собственной творческой деятельности» [6].

Ассоциативная хореография призвана на основе полихудожественного подхода развивать и воспитывать ребенка через движение с помощью интегрированных свойств хореографии и их комплексного взаимодействия с другими видами художественной деятельности, направленных на формирование хореографических умений дошкольников.

Применение хореографического портфолио как альтернативного способа оценки хореографических достижений дошкольников. Анализ научной литературы позволят рассматривать идею портфолио как альтернативный способ оценки учебных достижений обучаемых [4].

В российские документы по организации работы ДОУ включено положение, которое в период его обучения в ДОУ включает в себя общие положении о портфолио, цель портфолио, порядок формирования портфолио дошкольника, структуру и содержание портфолио. Разработаны авторские положения о портфолио дошкольников.

Е.В. Колесниковой предложено портфолио дошкольника 5-7 лет («копилка» успехов) □ это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого и эстетического развития старшего дошкольника. Это портфолио охватывает весь спектр деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем исследовании уделяется особое внимание развитию и совершенствованию хореографических (танцевальных) умений дошкольников, что является особенностью разработанного нами хореографического портфолио, как альтернативного способа оценки хореографических достижений детей дошкольного возраста.

Применение хореографического портфолио подразумевает: создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста, приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Нами разработана структура и содержание хореографического портфолио дошкольника □ «Мои успехи» в которое входят следующие разделы: титульный лист, мои личные данные, моя танцевальная группа, мой партнер (партнерша), мои педагоги, мои любимые танцы, мои мечты, мое участие в праздниках и мероприятиях, моя копилка достижений, отзывы и пожелания. Дети совместно с родителями и педагогами с интересом работают над заполнением хореографического портфолио, тем самым происходит дополнительная мотивация ребенка к дальнейшим занятиям хореографией, с другой стороны, давая всестороннюю информация о становлении хореографических умений детей старшего дошкольного возраста.

Итак, педагогические условия, на наш взгляд, находятся в тесном единстве и взаимосвязи между собой, обеспечивают успешность осуществления процесса становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста, характеризующего становлением инициативной, творческой, активной личности.

Новизна выделенных педагогических условий заключается в том, что они не использовались ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования.

Библиографический список

1. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект:

монография / В.А. Беликов. □ М.: ВЛАДОС, 2004. □ 354 с.

2. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность. □ М.: Искусство, 1987. □

556с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Новер, Ж.Ж. Письма о танце и балетах. □ Л.; М.: Искусство, 1965. □ 375с.

4. Папка личных достижений школьника □ «Портфолио □ Теория вопроса и практика реализации / Т.Г. Новикова и др.; под ред. Т.Г. Новиковой. □ М.: АПК и ПРО, 2066. □ 182с.

5. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / под ред. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконина. □ М.: Просвещение, 1964. □ 352 с.

6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / под ред. Е.А. Дубровской, С. А. Козловой. □ М.: Изд. центр «Академия»] 2002. □ 256с.

Bibliography

1. A Folder of a SchoolchildS Personal Achievements □ "Portfolio": Theory of the Question and Realization Practice / T.G. Novikova, et al.; Under the Editorship of T.G. Novikova. □ M: APK i PRO, 2006. П182 p.

2. Aesthetic Education and Development of Preschool Children: Study Guide for Students of Higher Pedagogical Schools / E.A. Dubrovskaya, T.G. Kazakova, N.N. Yurina, et al. / Under the Editorship of E.A. Dubrovskaya, S.A. Kozlova. □ M.: "Academy" Publishing Centre, 2002. □ 256 p.

3. Belikov, V.A. Philosophy of a Persons Education: Activity Aspect: Monograph / V.A. Belikov. □ M.: VLADOS, 2004. □ 354 p.

4. Block, L.D. A Classical Dance: History and Modern Times / L.D. Block. □ M.: Iskusstvo, 1987. □ 556 p.

5. Nover, Zh.Zh. Letters About Dances and Ballets / Zh.Zh. Nover. □ L.; M.: Iskusstvo, 1965. □ 375 p.

6. Preschool Childrens Psychology: Development of Cognitive Processes / Under the Editorship of A.V. Zaporozhets and D.B. Elkonin. □ M.: Prosveshchenie, 1964. □ 352 p.