УДК 37.036
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
О. В. Янковская, Н. Б. Ламанская
ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия
В последние годы заметно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Эстетическое воспитание не только позволяет человеку «открыться» навстречу краскам, звукам и формам окружающего мира, но и содействует более глубокому его пониманию, а, следовательно, способствует более всестороннему раскрытию себя, что, в свою очередь, приводит к развитию творческого мышления, расширяя возможности индивида в поиске новых путей и решений в любой сфере деятельности. Следует упомянуть о том, что проблема эстетического воспитания достаточно полно разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джэла, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, В. Н. Шацкая и многие другие. Результативность эстетического воспитания средствами хореографии определяется синкретичным характером хореографического искусства, объединяющего в себе музыку, пластику, изобразительное и театральное искусство, ритмику. К сожалению, эстетический потенциал хореографического искусства в работе с дошкольниками практически не изучен, что и обусловило актуальность нашего исследования. Предметом исследования являются занятия в любительском хореографическом коллективе как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а его целью - выявление роли детского любительского хореографического творчества в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Исследование подчинено проверке гипотезы о том, что эффективность эстетического воспитания дошкольников в процессе занятий в любительских хореографических коллективах возможно существенно повысить, если: 1) отбирать произведения, учитывающие психологические особенности детей, и обладающие высоким художественным уровнем; 2) обеспечить включение каждого ребенка в творческую деятельность; 3) руководителем осуществляется целенаправленная деятельность по развитию эстетических качеств ребенка на основе игры. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение; систематизация педагогического опыта руководителей любительских хореографических коллективов; анкетирование.
Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, хореографический коллектив, танцевальное искусство, дошкольник, игра.
TO THE QUESTION ABOUT THE POSSIBILITIES OF CHILDREN'S AMATEUR CHOREOGRAPHIC ART IN THE AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS
O. V. Yankovskaya, N. B. Lamanskaya
KSU them. N. F. Katanov, Abakan, Republic of Khakassia
In recent years, attention to the problems of the theory and practice of aesthetic education as an important means of formation of comprehensively developed, spiritually rich personality is markedly increased. Aesthetic education not only allows a person to "open up" towards the colors, sounds and forms of the surrounding world, but also contributes to a deeper understanding and, consequently, contributes to a more comprehensive disclosure of himself, which in turn leads to the development of creative thinking, empowering the individual to find new ways and solutions in any field of activity. It should be mentioned that the problem of aesthetic education is rather fully developed in the works of Russian and foreign pedagogues and psychologists. Among them D. N. Jola, D. B. Kabalev-sky, B. T. Likhachev, V. N. Shatskaya, and many others are. The performance of aesthetic education by means of choreography is determined by the syncretic nature of choreographic art, combining music, plastic, visual and theatrical arts, and rhythm. Unfortunately, the aesthetic potential of choreographic art in the work with preschool children is practically not studied, and that led to the relevance of our research. The subject of study are classes in Amateur choreographic collective as a means of aesthetic education of children of preschool age, and its purpose is to identify the role of children's Amateur choreographic art in the aesthetic education of children of preschool age.
© Янковская О. В., Ламанская Н. Б., 2017
Research subject to test the hypothesis that the effectiveness of aesthetic education of preschool children in the course of employment in Amateur choreographic collectives can be significantly increased if: 1) to select the works, taking into account psychological peculiarities of children, and possessing high artistic level; 2) ensure the inclusion of each child in creative activities; 3) the manager carries out purposeful activity on development of aesthetic qualities of the child on the basis of the game. The following methods were used in the study: theoretical analysis of literature sources on the problem under study; observation; systematization of pedagogical experience of the leaders of amateur choreographic collectives; questioning.
Keywords: aesthetics, aesthetic education, dance team, dance art, preschooler, play.
Проблемы теории и практики эстетического воспитания на сегодняшний день занимают одно из лидирующих мест среди проблем обучения и воспитания детей и юношества, поскольку именно эстетическое воспитание признано важнейшим средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эффективность эстетического воспитания средствами хореографии обусловливается синкретичным характером самого хореографического искусства, сочетающего в себе пластику, музыку, театральное и изобразительное искусство, ритмику. Занятия хореографией «воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты» [2, с. 16].
Поскольку теоретические вопросы, касающиеся различных аспектов эстетического воспитания, его задач, определяющих его факторов и т. д., довольно тщательно разработаны, мы позволим себе лишь их краткую констатацию.
Итак, «эстетическое воспитание - понятие широкое, включающее комплекс задач (развитие эстетического восприятия, представления; развитие эстетического суждения; формирование эстетической оценки, эстетического отношения; формирование понятий («красивое», «прекрасное» и т. п.) и отношений к ним и т. д.), формирование художественно-эстетического вкуса. Под эстетическим воспитанием в процессе занятий хореографией понимается наиболее специфическое для хореографической деятельности развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений, умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять хореографические комбинации; умение импровизировать под знакомую или вновь слышанную музыку, желание сочинять танцевальные композиции и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эф-
фекты и т. д.), этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю» [8].
Далее следует кратко упомянуть о значимости дошкольного периода в формировании ребенка, т. к. именно в этот период происходит энергичное развитие и совершенствование всех основных органов и систем организма. Важность же знания возрастных особенностей детей дошкольного возраста для руководителя любительского хореографического коллектива невозможно переоценить, поскольку именно оно помогает грамотно реализовывать свои задачи по воспитанию и развитию детей.
Остановимся на таком важном для нашего исследования вопросе, как особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Здесь необходимо отметить, что младшему дошкольнику становятся понятны элементы художественной формы произведений (ритм, рифма, цвет и др.), он проявляет радость, узнавая знакомые предметы в произведениях искусства. Дети выдают очень разнообразные реакции на произведения искусства, впервые начинают их оценивать, хотя и очень специфично - как правило, не произведение целиком, а его отдельные (чем-то привлекшие внимание ребенка) части, причем оценка проста и лаконична. Они проявляют активный интерес к различным видам художественной деятельности, успешно овладевая простейшими навыками, необходимыми, чтобы добиться образности в изображаемом и проявить творческую активность, как правило, используя для этого элементарное подражание взрослым.
Эстетическое восприятие дошкольников среднего возраста по-прежнему характеризуется отрывочностью, тесной связью с интересами и жизненным опытом ребенка, хотя огромным плюсом можно считать повышение его точности и диф-ференцированности. Отчетливо заметным в этом возрасте становится стремление к творчеству, а развитие характера делает возможным сознательную постановку и решение задач в творческой деятельности.
Старшие дошкольники уже обладают достаточно развитыми эстетическими качествами, чтобы, не отвлекаясь, воспринимать достаточно крупные музыкальные и литературные произведения, сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, также достаточно развиты у них нравственные качества, позволяющие обдумывать и оценивать поступки героев, сострадать им и, осуждая зло, сопереживать добру. У детей старшего дошкольного возраста уже есть стабильные предпочтения в области жанров во всех видах искусства, причем, поскольку данный возраст сенситивен для сочинительства, они сами пытаются творить в любимых жанрах, сочиняя сказки, стихи, танцы и т. д.
Специфические черты эстетической жизни старшего дошкольника: 1) универсализм - ребенку интересна эстетика в любом ее проявлении (изобразительное искусство, музыка, танец, театр и многое другое); 2) непременное стремление к творчеству (ребенок никогда не ограничивается только восприятием эстетических объектов).
Именно творческий характер эстетической жизни старшего дошкольника, а также интенсивное развитие в этом возрасте творческих способностей основные требования к руководителю любого коллектива, связанного с искусством - непринужденность, инициативность, творческое воображение, радость.
Итак, на протяжении дошкольного детства, эстетическое воспитание проходит ряд важнейших этапов, подвергаясь колоссальному развитию, трансформируясь из простого подражания в творческую деятельность. Следует отметить огромное значение игровой деятельности, ведь игра для дошкольника - не только ведущий вид деятельности, но и достаточно плодотворный способ получения начальных эстетических впечатлений.
В качестве базы исследования мы выбрали два коллектива: танцевальный коллектив «Звездочка» при МБДОУ «Детский сад «Машенька» г. Абакана и хореографический коллектив «Планета Детства» при хореографическом отделении ДШИ «Вдохновение» в поселке Пригорск. Коллективами руководят молодые специалисты - Ошейко Ольга Витальевна и Кретова Екатерина Александровна соответственно. В каждом из коллективов были выбраны группы примерно одного возраста (старшего дошкольного) и равные количественно (по 10 человек), при этом группа коллектива «Звездочка» была экспериментальной (ЭГ), а группа коллектива «Планета Детства» - контрольной (КГ).
Следуя логике нашего исследования, в дальнейшей работе с любительским хореографическим коллективом упор в репертуарной политике был сделан на народные танцы, являющиеся неоценимым средством эстетического воспитания. Исполнялись русские народные танцы под аккомпанемент народной музыки либо авторской музыки, написанной на основе фольклорного материала. Безусловно, музыкальное сопровождение должно быть качественным, поскольку «хорошая музыка развивает музыкальный вкус, развивает понимание красоты музыкального произведения» [5].
При подборе инструментальных пьес для музыкального сопровождения мы руководствуемся психологическими особенностями детей дошкольного возраста, исключая, по возможности, медленные, грустные и длинные произведения, так как дошкольники быстро утомляются при прослушивании подобной музыки.
Инструментальная музыка русского народа состоит преимущественно из произведений малых жанров (марш, плясовая, колыбельная и т. д.), понятных даже малышам. Художественные образы, раскрываемые в такой музыке, обычно не отличаются сложностью, к тому же немногочисленны (один-два музыкальных образа в произведении), что делает ее доступной для детского восприятия, доходчивой и простой. Однако, это не означает, что инструментальная музыка примитивна - доходчивость, простота и доступность в ней сочетаются с глубиной идейного и художественного содержания. Рекомендуем следующие музыкальные произведения: В. Андреев «Как под яблонь-кой», В. Биберган «Веселый наигрыш», В. Горо-довская «У зори-то, у зореньки», Е. Дербенко «Орловский сувенир» и мн. др.
Конечно, используются нами в танцевальных постановках в качестве музыкального сопровождения и песни. Помимо высокого художественного уровня стихотворений, огромное внимание необходимо уделять их тематике. Это должны быть песни о детях, о Родине, о природе, русские народные песни и народные песни других стран. Бесспорно, репертуар обязан отвечать возрастным особенностям дошкольников, танцевальные постановки должны иметь доступную для детей интерпретацию, не копируя хореографию взрослых коллективов. Безусловным лидером репертуара, по нашему мнению, являются песни из советских мультфильмов, а также русские народные песни.
Прежде чем заняться собственно танцевальной постановкой, изучением движений, мы добиваемся, чтобы каждый ребенок «пережил» красоту
слова, понял музыкальное произведение, под которые она будет исполняться. Любая постановка начинается с предварительной беседы, благодаря которой у дошкольников создается представление о событии, переживании, впечатлении, передаваемых средствами музыки или стихами.
Таким образом, достойное качество литературного, музыкального и хореографического материала, отвечающего возрастным особенностям детей, заключенный в нем идейный смысл, а также красочные, удобные сценические костюмы, вкупе со всей подготовительной работой, воспитывают в членах коллектива эстетический и художественный вкус, содействуют развитию музыкальности, способствует гармоничному развитию их личности.
В любительском коллективе руководитель является образцом идеальной личности и непререкаемым авторитетом для детей, поэтому его личностные и профессиональные качества оказывают огромное влияние на эстетическое воспитание участников коллектива. Как утверждается авторами книги «Призвание и мастерство», руководитель любительского коллектива должен овладеть умениями «одеваться со вкусом, держать себя не только на сцене, но и в повседневной жизни, на репетиции. Руководитель во всем выступает образцом. Его правильные, внешне привлекательные манеры, сдержанность могут сыграть огромную роль в формировании культуры и в поведении учеников» [4, с. 94]. Опыт руководителя, его искренняя любовь к хореографии и детям обусловливают их успешное эстетическое развитие.
Чрезвычайно важно использование в любительском коллективе творческих заданий, диапазон которых очень широк - от помощи в обучении ребят танцевальным движениям до подбора материалов к сценическим костюмам и др. Творческие задания являются очень эффективным приемом, поскольку они вызывают у членов коллектива живой интерес и положительные эмоции.
Помимо вышеизложенного, чрезвычайно важным нам кажется умение руководителя найти во время занятия подход к каждому ребенку: подсказать что-то одному, похвалить другого, подбодрить того, у которого не получается и т. д. При таком отношении преподавателя каждый ребенок рано или поздно сможет достичь поставленной цели, поскольку будет работать заинтересованно и с полной отдачей.
Важнейшим из творческих заданий мы считаем введение на каждом уроке элементов импровизации, которые очень любимы детьми, так как
позволяют немного отвлечься от урока, поиграть и сделать что-то свое, проявить инициативу. С течением времени дети учатся анализировать свою импровизацию и выступления других ребят, выявляя наиболее выразительные движения, позволяющие достичь поставленной педагогом цели.
Конечно, «настоящая» импровизация пока недоступна дошкольникам, но, «создавая атмосферу творчества на уроке, в которой процесс обучения будет не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным, важно пробудить в ученике веру в самого себя, уважение к каждому самостоятельно найденному решению, пусть даже не всегда интересному. Ведь обучение танцевальной импровизации учит выражать свои чувства, эмоции, возникающие обычно спонтанно в различных жизненных ситуациях» [1, с. 62].
Безусловно, деятельность руководителя по эстетическому воспитанию участников любительского хореографического коллектива должна быть целенаправленной, и, учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, мы считаем необходимым использовать в этой деятельности игры.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе игры обеспечивается такими методами, как:
1) объяснение, непременно построенное на образном, эмоциональном и выразительном слове;
2) безошибочный и совершенный технически показ, характеризующийся эмоциональной выразительностью;
3) воодушевляющий пример действий и поступков, являющийся одновременно практическим приучением к творчеству и красоте.
Большое внимание педагог должен уделять подготовительной к игре работе: читать с детьми книги, смотреть с ними мультипликационные фильмы, картины, наблюдать за окружающей природой, беседовать и т. д.
При проведении с детьми подвижных игр руководитель должен непременно следить за атмосферой в коллективе, заранее намечая «игровые приемы, включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, наиболее содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать» [9, с. 37]. Как правило, дошкольники испытывают радость просто от двигательной активности. Они охотно подражают повадкам птиц и животных: прыгают, летают и т. д. В основе подобного игрового процесса - творческая
активность ребенка, его первая попытка воплотить простейший художественный образ. Рекомендуем использовать различные игры: подвижные игры на природе (которая сама является важнейшим средством эстетического воспитания), игра с игрушками (знакомство с игрушечными промыслами России), особые сюжетно-ролевые игры («в концерт», «в театр» и т. д.), различные «путешествия» (по картинам, по музею, по музыке и др.) и пр.
На основе наблюдения, а также систематизируя опыт преподавания некоторых руководителей любительских хореографических коллективов, попытаемся описать самые эффективные, на наш взгляд, методы и средства эстетического воспитания дошкольников в любительском хореографическом коллективе.
Напомним, что под средствами воспитания понимаются все явления окружающего мира, которые педагог использует в процессе воспитания (искусство, природа, книга, слово и др.). Разумеется, все вышеперечисленное следует грамотно, эстетично и аккуратно оформить, поскольку средством эстетического воспитания также является и эстетика внешнего вида, о которой руководитель должен обязательно говорить с участниками коллектива. С самого раннего возраста необходимо приучать ребенка к аккуратности, чистоте и красоте одежды и помещения, потому что все его окружение призвано воспитывать эстетический вкус. Дети сами заботятся о своих сценических костюмах, цветах на окнах и о чистоте в репетиционном зале, и, по мнению исследователя Е. В. Зозули, «выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения обычной одежды» [3, с. 78].
Таким образом, одно из первых мест среди средств эстетического воспитания ребенка, закрепляющих (или разрушающих) у него представления о прекрасном, занимает эстетика внешнего вида. К средствам эстетического воспитания в хореографии относятся, безусловно, и сами танцы.
Еще одним первостепенным средством в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста мы считаем художественную деятельность участников коллектива, причем не только организованную руководителем, но и самостоятельную. Важно упомянуть, что данный вид деятельности является органичным сочетанием двух взаимосвязанных факторов - репродуктивного и творческого, причем, репродуктивный не менее важен, поскольку, нельзя научиться творить, не научившись воспроизводить.
Средства и методы эстетического воспитания, применяющиеся руководителями любительских хореографических коллективов в их деятельности, чрезвычайно многообразны и классифицируются по источникам информации и видам деятельности воспитанников.
Так, при первом знакомстве с объектом или явлением эстетической действительности используется, как правило, метод показа. Руководителем определяется предмет показа и условия, при которых все внимание ребят будет сосредоточено на показываемом материале. Как правило, объектом показа в танцевальном коллективе является какое-либо новое движение, хореографический материал. Педагог-хореограф, «используя пластику своего тела, может продемонстрировать различные категории эстетики: прекрасное - безобразное, трагическое - комическое. Данные категории отображают наиболее существенные стороны эстетической деятельности человека» [7]. Здесь главное -донести до ребят все тонкости осваиваемого материала, а сам показ должен выполняться очень точно, безукоризненно, как в техническом отношении, так и в эмоциональном плане.
Эмоциональность чрезвычайно важна в применении любого метода эстетического воспитания дошкольников, поскольку «яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность» [6, с. 43]. Руководитель должен заражать детей своим отношением к произведению не только при исполнении танцевальных движений, стихов и т. д., но и выражая радость по поводу хорошего поступка или огорчение из-за неудачи кого-то из воспитанников и т. д.
К сожалению, в рамках статьи мы не можем полностью описать ход проведенного исследования, остановимся лишь на опорных его точках. Исследование традиционно состояло из трех этапов, на первом - путем опроса всех участвовавших в исследовании детей были выявлены следующие результаты:
- высокий уровень эстетического развития показали 10 % участников ЭГ и 20 % участников КГ;
- средний уровень выявлен у 80 % участников обеих групп;
- низкий уровень также установлен у 10 % участников ЭГ.
По окончании формирующего этапа исследования, длившегося с сентября 2016 г. по май 2017 г., проведен повторный опрос, по результатам которого выявлен:
- средний уровень эстетического развития -60 % участников КГ, 50 % участников ЭГ;
- высокий уровень - 30 % участников КГ и 50 % участников ЭГ;
- низкого уровня эстетического развития выявлено не было.
Таким образом, дети, занимавшиеся в ЭГ, показали более высокие результаты, что подтверждает сформулированную нами гипотезу.
В заключение приведем данные опроса руководителей любительских хореографических коллективов, в котором они называли наиболее эффективные, на их взгляд, методы эстетического воспитания. На первом месте (75,7 %) - регулярные требования к поведению со стороны руководителя, затем требования коллектива и правильная организация занятий (67,6 % и 65,8 % соответственно), на третьем месте общественно-полезный труд (59,4 %) и «соревнования с обязательным требованием соблюдения правил спортивной этики» - 58,7 % [10].
Итак, систематизируя материалы исследования, констатируем, что первостепенное значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста - участников любительского хореографического коллектива - имеют исполняемый репертуар и качество музыкального произведения, используемого в качестве аккомпанемента; включение каждого ребенка в творческую деятельность; игровая деятельность, в процессе которой руководитель может решать различные вопросы воспитания, развивая у детей стремление к красоте, эстетике, желание (и умение) видеть их в искусстве и окружающем мире.
Литература
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб.: Детство, 1997. 128 с.
2. Ермолова А. Н. Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей // Образование и наука в России и за рубежом. 2016. № 6. С. 16-18.
3. Зозуля Е. В. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников // Pedagogical Journal. 2014. № 1-2. С. 73-82.
4. Каргин А. С., Цагарелли Ю. А. Призвание и мастерство. М.: Советская Россия, 1986. 104 с.
5. Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Щегликова Н. Н. Формирование личности ребенка в хореографическом коллективе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2. С. 121-125. URL: http://publikacia.net/ archive/2017/3/2/39 (дата обращения: 15.07.2017).
6. Мануйлов Б. Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности в процессе хореографического творчества: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 188 с.
7. Сергиенко В. В. Педагогические условия эффективности осуществления эстетического воспитания средствами хореографии обучающихся в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?Id = 17585 (дата обращения: 05.07.2017).
8. Стукаленко Н. М., Исмагулова А. Г. Исследование возможностей хореографии в эстетическом воспитании дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8. URL: https://expeducation.ru/ ru/article/view?id = 5890 (дата обращения: 05.07.2017).
9. Фомин А. С. Детский танец в системе воспитания и образования. Новосибирск: НГПИ, 1989. 56 с.
10. Хайкара Н. А. Эстетическое воспитание подростков на занятиях хореографией: дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2009. 189 с.
References
1. Burenina A. I. Ritmicheskaya mozaika [Rhythmic mosaic]. Saint-Petersburg: Detstvo, 1997, 128 p. (In Russ).
2. Ermolova A. N. Khoreograficheskoe iskusstvo kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya detei [Choreography as a means of aesthetic education of children]. Obrazovanie i nauka vRossii i za rubezhom = Education and science in Russia and abroad, 2016, no. 6, pp. 16-18. (In Russ).
3. Zozulya E. V. Khoreografiya kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov [Choreography as a means of aesthetic education of younger students]. Pedagogical Journal, 2014, no. 1-2, pp. 73-82. (In Russ).
4. Kargin A. S., Tsagarelli Yu. A. Prizvanie i masterstvo [Vocation and skill]. Moskow: Sovetskaya Rossiya, 1986, 104 p. (In Russ).
5. Karpenko V. N., Karpenko I. A., Shcheglikova N. N. Formirovanie lichnosti rebenka v khoreograficheskom kollektive [The formation of a child in the choreographic team]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual problems of humanitarian and natural sciences, 2017, no. 2, pp. 121-125. Available from: http://publikacia.net/archive/2017/3/2/39 (accessed 15.07.2017). (In Russ).
6. Manuilov B. B. Razvitie nravstvennykh i esteticheskikh tsen-nostei lichnosti v protsesse khoreograficheskogo tvorchestva [Development of moral and aesthetic values of personality in the process of choreographic creativity]: dis. ... kand. ped. nauk. Moskow, 2011, 188 p. (In Russ).
7. Sergienko V. V. Pedagogicheskie usloviya effektivnosti osushchestvleniya esteticheskogo vospitaniya sredstvami khoreo-grafii obuchayushchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya sportivnogo profilya [Pedagogical conditions of the effective implementation of aesthetic education by the means of choreography of students in institutions of additional education of a sports profile]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2015, no. 1. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?!! = 17585 (accessed 05.07.2017). (In Russ).
8. Stukalenko N. M., Ismagulova A. G. Issledovanie voz-mozhnostei khoreografii v esteticheskom vospitanii doshkol'nikov [A study of the possibilities of choreography in the aesthetic education of preschool children]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International journal of experimental education, 2014, no. 8. Available from: https:// expeducation.ru/ru/article/view?id = 5890 (accessed 05.07.2017). (In Russ).
9. Fomin A. S. Detskii tanets v sisteme vospitaniya i obra- 10. Khaikara N. A. Esteticheskoe vospitanie podrostkov na za-
zovaniya [Children's dance in the system of upbringing and edu- nyatiyakh khoreografiei [Aesthetic education of teenagers on the cation]. Novosibirsk: NGPI, 1989, 56 p. (In Russ). dance]: dis. ... kand. ped. nauk. Petrozavodsk, 2009, 189 p. (In Russ).
Статья поступила в редакцию 15.08.2017 г.
Submitted 15.08.2017.
Для цитирования: Янковская О. В., Ламанская Н. Б. К вопросу о возможностях детского любительского хореографического творчества в эстетическом воспитании дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 52-58.
Citation for an article: Yankovskaya O. V., Lamanskaya N. B. To the question about the possibilities of children's amateur choreographic art in the aesthetic education of preschoolers. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 4 (28), pp. 52-58.
Янковская Ольга Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия, yankovskaya_ov@mail. т
Ламанская Нина Борисовна, кандидат исторических наук, ХГУ им. Н. Ф. Ката-нова, г. Абакан, Республика Хакасия, yankovskaya_ov@mail. т
Olga V. Yankovskaya, Ph. D. (Philology), associate professor, KSU them. N. F. Katanov, Abakan, Republic of Khakassia, yankovskaya_ov@mail. ru
Nina B. Lamanskaya, Ph. D. (History), KSU them. N. F. Katanov, Abakan, Republic of Khakassia, yankovskaya_ov@mail. ru