УДК 373.24
doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-37-76-80
ВОЗМОЖНОСТИ ХОРЕОГРАФИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Тишунина Анастасия Евгениевна
Центр развития творчества детей и юношества Тамбовского района Россия, Тамбовская обл. e-mail: [email protected]
В статье рассматривается влияние хореографических занятий на формирование и развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается роль хореографического искусства как средства художественного воспитания. Обоснованы возможности музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии дошкольников. Обучение танцу рассмотрено как сложный и творческий процесс, раскрыты этапы образовательной танцевальной деятельности.
Ключевые слова: хореография, танец, художественное воспитание, творческие способности, танцевальные движения
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития.
Танец как один из видов хореографического искусства, является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития. Он служит источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность еще и творческого развития [1].
В век технологий и малоподвижного образа жизни, танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие у детей чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.
Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действитель-
ности. Язык танца - это, прежде всего, язык человеческих чувств, и если слово что-то обозначает, то танцевальное движение что-то выражает, и выражает только тогда, когда, находясь в единстве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения [2].
Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в хореографии зависит от того, какая сторона пластической выразительности в системе изобразительно-выразительных средств (танцевальная или пантомимная) доминирует при создании конкретной хореографической образности.
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.
Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Она сообщает движениям определенный характер,
придает им эмоциональную окраску. В идеале сам танец - пластическая музыка. Музыка в любом своем проявлении создает, прежде всего, содержательную основу танца. Давая развитие эмоционального состояния образов, сопоставляя разные его стадии, музыка предлагает танцу действенную линию для пластических характеристик действующих лиц и событий. Этому, безусловно способствует процесс работы по выявлению ритмическо-структурной общности.
Как правило, танцевальная форма находится в различной степенной зависимости от временных и структурных характеристик музыки: темпа, ритма, метра и формы построения (периода, предложения, фазы). Среди них наиболее строги соотношения темпа музыки и танца [3].
Одна из первых характеристик танца -это темп музыки. Темп всегда обусловлен содержанием и характером музыки. В практике музыкально-танцевальной работы чаще всего применяются темпы: умеренный, довольно быстрый, быстрый, неторопливый, медленный.
Первый этап работы над темпом - это следование темпу музыкального произведения, необходимо научить воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыкальных примеров со всевозможными оттенками. Темп - это не просто скорость звучания, это художественная характеристика, которая влияет на эмоциональное восприятие музыкальной мысли. Поэтому, если не совпадает темп исполнения музыки и танца, это всегда читается, как расхождение. Надо найти такой объем движений, такую степень мышечного напряжения, чтобы двигаться в данном темпе удобно, естественно и целесообразно. Необходимо также научить ребенка сохранять устойчивость в танце. Очень полезна тренировка в выдерживании взятого темпа танца. Важна задача по обучению детей переключаться из одного темпа в другой, изменять темп танца в соответствии с изменением темпа музыки.
Следующей характеристикой танца является метр. Естественно, что трехчетвертное строение такта найдет иное пластическое выражение, чем двухчетвертное, но не в формальном совпадении с долями, а в более сложном временном характере, который задает тот или иной размер и его метрический рисунок.
Третья временная характеристика танца -музыкальный ритм, имеющий огромное влияние на восприятие танца в целом. Музыка и танец живут в едином телесном и метрическом измерении, при этом достаточно свободно соотносятся в ритме, рождая ритмический контрапункт. Таким образом, композиция танца находится в значительном соотношении с метрической структурой и формой музыкального произведения.
Сам термин «композиция танца» трактуется по-разному. Композиция - сочинение, составление, соединение, связь. В рамках этих четырех смысловых прочтений, создание танцевальной композиции - это сочинение единого целого из различных танцевально-пластических элементов, что очень важно для развития творческих способностей детей.
Еще одной характеристикой танца является рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца - это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Всякое движение может быть в различной степени динамично и в зависимости от этого, но по-разному используется. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца несет в себе элементы национального художественного творчества.
В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения - классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на развитие творческих способностей. Основой основ изучения хореографического искусства является - классический танец, с
его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая все тело, раскрепощая движение, развивает танцевальные способности.
Народный танец является уникальным средством развития творческих способностей. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны [4]. Однако, следует обратить внимание на то, что не любой народный танец хорош и приемлем для детского исполнения, зачастую народные пляски заключают чуждое ребенку содержание.
Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу педагога, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизация).
Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца [5].
Процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих танцевальных способностей детей. Танцевальные способности - это комплекс индивидуальных способностей, психических свойств ребенка, влияющих на успешность деятельности в танце.
В основе развития специальных танцевальных способностей лежит оптимизация двигательных, эмоциональных и познавательных процессов. Способности к танцу выражаются не только в двигательных, физических и музыкальных способностях ребенка, но и в умении применить эти способности при формировании творческих навыков.
Само по себе, обучение танцам - это сложный и творческий процесс, строящий из нескольких этапов:
1) Первый этап - освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца;
2) Второй этап - совершенствование полученных знаний, продолжение изучения
классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями.
Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Этим этапом можно завершить, так называемый всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить свое образование могут перейти к третьему этапу обучения.
3) Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Наиболее вероятной формой занятий здесь становится студийно-кружковая. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар.
Первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.
В основу первого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.
На следующем этапе занятия должны носить тренировочно-накопительный характер. Их суть состоит в совершенствовании базовых знаний, умений и навыков хореографического творчества, в накоплении содержания первоначального художественного опыта. На данном этапе формируется устойчивый мотив к занятиям хореографическим творчеством.
В дальнейшем происходит обучение поиску собственного художественного стиля и творческого метода. В это время осуществляется формирование творческой потребности, доминантами которой становятся самостоя-
тельность, продуктивность деятельности, «страсть к творчеству», происходит анализ собственного хореографического творчества, делаются выводы, на основании которых корректируются художественные замыслы и способы их реализации, намечается дальнейшая перспектива роста, выдвигаются новые цели и задачи, связанные с будущей деятельностью. Характерные личностные проявления при этом - творческая свобода, художественный эксперимент, творческая самодеятельность, сфор-мированность установки на самореализацию.
Особым образом организованная деятельность, которая порождает потребность в собственной танцевальной деятельности, есть психологическое условие развития танцевальных способностей.
Итак, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что хореография является уникальным средством развития творческих способностей детей. Как танцевальное образование, так и танцевальное воспитание призваны обеспечивать условия для разностороннего развития личности человека: психофизического, социального, эстетического, нравственного становления учащихся.
Литература
1. Березкина Л. В. Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 373-378.
2. Юрьева М. Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.
3. Безвиненко Г. В. Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии
младших школьников // Педагогика и современность 2014. № 4. С. 34-38.
4. Юрьева М. Н. Педагогические основы изучения народно-сценического танца. Тамбов, 2009.
5. Кустовская Е. А., Патрикеева Л. А., Фархутдинова Г. Р. Значение народной хореографии в формировании и развитии творческой личности ребенка // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 3(9). С. 126-128.
References
1. Berezkina L. V. Razvitiye tvorcheskikh sposobnostej detej khudozhestvennymi sredstvami sovremennoj khoreografii [Development of creative abilities of children by art means of modern choreography] // Molodoj uchenyj. 2013. № 8. S. 373-378.
2. Yur'yeva M. N. Professional'no-tvorcheskoye stanovleniye lichnosti studenta-khoreografa v vuzakh kul'tury i iskusstv [Professional and creative formation of the identity of the student choreographer at higher education institutions of culture and arts]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2010.
3. Bezvinenko G. V. Rol' muzykal'no-ritmicheskoj deyatel'nosti v esteticheskom razvitii mladshikh shkol'nikov [Role of musical and rhythmic activity in esthetic development of younger school students] // Pedagogika i sovremennost' 2014. № 4. S. 34-38.
4. Yur'yeva M. N. Pedagogicheskiye osnovy izucheniya narodno-stsenicheskogo tantsa [Pedagogical bases of studying of national and scenic dance]. Tambov, 2009.
5. Kustovskaya E. А., Patrikeeva L. А., Farkhutdinova G. R. Znacheniye narodnoj khoreografii v formirovanii i razvitii tvorcheskoj lichnosti rebenka [Value of national choreography in formation and development of the creative person of the child] // Pedagogicheskoye masterstvo i pedagogicheskiye tekhnologii. 2016. № 3(9). S. 126-128.
* * *
POSSIBILITIES OF CHOREOGRAPHY IN DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN
Tishunina Anastasiya Evgenievna, Center of Development of Creativity of Children and Youth of the Tambov District Russia, Tambov Region, e-mail: [email protected]
In article the author considered influence of choreographic lessons on formation and development of creative abilities of the child of preschool age, emphasized the role of choreographic art as means of art education, proved possibilities of musical and rhythmic activity in esthetic development of preschool children, considered dance training as difficult and creative process and opened stages of educational dancing activity.
Key words: choreography, dance, art education, creative abilities, dancing movements
Об авторе:
Тишунина Анастасия Евгениевна, методист Центра развития творчества детей и юношества Тамбовского района Тамбовской области, г. Тамбов
About the author:
Tishunina Anastasiya Evgenievna, Methodologist of the Center of Development of Creativity of Children and Youth of the Tambov District of the Tambov Region, Tambov