УДК 372 ББК 74.100.55
Гвоздева Елена Борисовна
соискатель
кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Gvozdeva Elena Borisovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Специфика методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста Specific Character of Preschool Children's Choreographic Skills Forming
Methods
В статье описана структурно-функциональная модель методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста, включающая мотивационный, когнитивный и технологический компоненты, способные обеспечить непрерывный процесс хореографического образования дошкольников, которая стала основой для выявления новых элементов педагогической технологии становления хореографических умений дошкольников.
The article describes the structural and functional model of preschool children's choreographic skills forming methods, including motivational, cognitive, and technological components, which can ensure continuous process of the preschool children's choreographic education. The model mentioned has become the basis for identifying new elements of educational technology of preschool children's choreographic skills forming.
Ключевые слова: модель, дошкольник, хореографические умения, становление, методика, функции методики, педагогическая технология.
Key words: model, preschool child, choreographic skills, forming, teaching methods, functions of teaching methods, educational technology.
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Т. Асмолов, С.Г. Вершковский, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится максимальное содействие становлению ребенка как свободной, активной, творческой, ответственной и толерантной личности.
Поиск эффективных путей и средств этого развития признается сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и
с приобщением детей в хореографической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным художественно-творческое воспитание ребенка, раскрытие потенциальных возможностей маленького человека. Хореографическое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития. Особую значимость становления хореографических умений приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуре (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.)
Становление хореографических умений у детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, поскольку, «... являясь выразительным средством обучения, танцы обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных, согласованных действий и творческую активность ребят, а так же доставляют им большое удовольствие и радость» [ 5 ].
Значительной трудностью в решении данной проблемы является отсутствие целостной системы становления хореографических умений дошкольников, недостаточной изученностью педагогических условий ее развития в процессе обучения, рассогласование теоретико-методологических подходов, а также произвольность в выборе методов и форм становления хореографических умений.
Понятийный аппарат проблемы становления хореографических умений у детей дошкольного возраста представлен нами следующим образом: хореографические основы дошкольников, хореографические навыки, хореографические умения дошкольников.
Структура хореографических умений включает в себя двигательные умения, музыкально-ритмические умения и творческие умения.
Для реализации теоретико-методической основы становления хореографических умений дошкольников в качестве основных подходов, в наибольшей степени соответствующих целям исследования, нами выбраны: полихудожественный, типологический и партисипативный подходы. Опираясь на
эти подходы, мы разработали методику становления хореографических умений дошкольников, основу которой составляет система принципов: положительной мотивации хореографической деятельности, принцип культуросообразности, принцип гендерности, принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества, принцип ситуационности, принцип толерантности.
Интеграция полихудожественного, типологического и партисипативного подходов явилась основой созданной нами модели методики становления хореографических умений дошкольников.
Полихудожественный подход как общенаучный рассматривается нами как активизирующий фактор, основывающийся на следующих компонентах: духовное сопряжение и деятельная активность, культурно-нравственное пространство, живое творчество дошкольников, художественная образность, обращение к национальной культуре. Данные компоненты взаимопроникают и дополняют друг друга.
Второй, конкретно-научный подход, обозначенный в рамках исследования, типологический. Дифференцированное на основе типологического подхода обучение детей дошкольного возраста обеспечивает активное вовлечение в процесс обучения каждого ребенка, позволяет реализовать им свой личностный потенциал, независимо от стартовых характеристик, развивает самостоятельность, умение работать в группе, что сказывается на успешности становления хореографических умений дошкольников.
Третий подход, избранный нами партисипативный относится к методико-технологическим подходам. В нашем исследовании мы рассматриваем категорию «партисипативность» как альтернативу авторитарности, принуждению.
Солидаризируясь с Е.Ю. Никитиной [3], мы полагаем, что партисипативный подход к процессу формирования хореографических умений дошкольников обозначает участие каждого ребенка в решении проблем становления хореографических умений, поиск согласия между педагогом и учеником, совместное выявление проблем и поиск путей их решения, возможность создать надлежащие условия и механизм улучшения сотрудничества между педагогом и дошкольником, что способствует успешному становлению хореографических умений.
Наличие точного представления о сущности и содержании процесса становления хореографических умений дошкольников требует обращения к моделированию данного процесса. При моделировании процесса становления хореографических умений дошкольников как педагогической системы, необходимо моделирование ее структуры и протекающих в ней процессов [1].
Моделирование применяется в органичном единстве с другими методами исследования. Значимость модели, ее реалистичность доказывается, подтверждается в процессе эксперимента, опытно-поисковой работы. При этом оценивается адекватность модели объекту относительно определенного набора наблюдаемых параметров, характеризующих объект. Когнитивная функция полученного в результате нового знания заключается не только в описании и объяснении наблюдаемого процесса или явления, но и прогнозирования будущего поведения объекта.
На основе полихудожественного, типологического и партисипативного подходов нами разработана модель методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста (рис.1).
Спроектированная структурно-функциональная модель определяется взаимосвязью целевого (определение целей и задач становления хореографических умений дошкольников), содержательного (определение компонентов становления хореографических умений), процессуального (выделение основных методических этапов становления хореографических умений дошкольников), полифункционального (выделение основных функций модели) и результативного (определение уровня становления хореографических умений у детей дошкольного возраста) компонентов.
Одним из основных блоков проектируемой структурно-функциональной модели методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста является содержательный блок, разработанный на основе комплексных и инновационных программ, имеющих хореографическую составляющую.
Содержательный блок модели методики становления хореографических умений дошкольников, по нашему мнению, должен включать мотивационный,
Цель: организовать процесс становления хореографических умений у детей дошкольного возраста
I
Задачи
Развитие у детей положительного эмоционального настроя на занятиях хореографией Овладение системой хореографических знаний, их перевод в умения и навыки Стимулирование самоопределения дошкольников в системе хореографических дисциплин на основе расширения позитивного опыта Реализация творческой активности детей дошкольного возраста, выражающейся в хореографической
Рис. 1 Структурно-функциональная модель методики становления хореографических
умений дошкольников
когнитивный и технологический компоненты, способные обеспечить непрерывный процесс образования.
1. Мотивационный компонент, обеспечивает формирование у дошкольников, мотивов к овладению хореографией.
Основой мотивации хореографической деятельности является потребность детей познать окружающий мир и выразить через движение отношение к нему. Причем это выражение всегда направлено на окружающих -взрослых, сверстников.
О наличии общественной направленности результатов данной деятельности свидетельствует тот факт, что ребенок даже в своих первых попытках выявляет желание, чтобы на его «танец» кто-нибудь посмотрел. В связи с этим целесообразно подчеркнуть, что эта способность детской деятельности должна быть использована в педагогическом процессе как один из стимулирующих факторов. Создание атмосферы доброжелательности, уважения, взаимопонимания по отношению к результатам танцевальной деятельности каждого ребенка со стороны сверстников и взрослых пробуждает его постоянному усовершенствованию приобретенных умений, формирует стойкое желание к овладению данным видом деятельности.
Сформированные внутренние мотивы должны обладать следующими характеристиками: во-первых, они должны быть осознанными, чтобы ребенок понимал, для чего он занимается хореографией; во-вторых, они должны быть реально действующими, т. е. действительно стимулировать и направлять творческую деятельность детей дошкольного возраста; в-третьих, эти мотивы должны быть устойчивыми, чтобы стремление к занятиям хореографией сохранилось у дошкольников на разных этапах их деятельности; в-четвертых, они должны быть полифункциональными, т.е. должны играть роль побудительных, организующих и смыслообразующих факторов.
Мотивационный компонент тесно взаимосвязан с когнитивным компонентом и направлен на формирование мотивов к занятиям хореографической деятельностью.
2. Когнитивный компонент - вооружение дошкольников знаниями о сущности двигательной задачи и путях её решения.
Содержание когнитивного блока связано с такой категорией, как «способности». На исследования проблемы способностей в психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов и др. Способности - индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.
Различают способности общие, то есть те, которые связаны с общими видами деятельности (особенности мышления, памяти, воображения) и способности специальные, которые относятся к какому-либо одному виду деятельности. Так, в комплекс специальных способностей применительно к хореографической деятельности входят: способность воспринимать и передавать при помощи движений характер музыки и её содержание (чувства, эмоции и настроения); ориентироваться в пространстве в соответствии с музыкальной формой; ритмично и выразительно двигаться; творчески мыслить и импровизировать [ 4 ].
Содержание когнитивного компонента заключается в формировании и получении знаний на уровне принятия и непринятия при активном процессе занятий хореографической деятельностью с опорой на основной источник познания ребенка дошкольного возраста - органы чувств и эмоций. В след за исследованиями проблемы хореографического обучения для реализации когнитивного компонента мы предлагаем использовать танцевальные игры, сюжеты сказок, национальный фольклор, занимательный, отвечающий современности, танцевальный репертуар, сочетание хореографии с другими видами искусств: музыка, литература, изобразительное искусство, этикет (С.В. Акишев, Е.В. Горшкова, Ю.В. Ушакова и др.).
Данные средства обеспечивают активное включение ребенка в хореографическую деятельность, которая направлена на самостоятельное получение ребенком при общении с педагогом знаний о хореографическом искусстве, о нравственных качествах, представляющих важность для внутреннего наполнения души человека, нравственных нормах. В рамках реализации данного компонента мы предлагаем использование следующих групп методов: убеждение (групповые беседы, просмотр иллюстраций,
фотографий, видеоматериалов и т.д.); «личный пример» и подражание; поощрение (одобрение, похвала); доверительное взаимодействие (уважительное отношение, обсуждение).
Данные методы направлены на формирование у дошкольников собственных суждений, оценок и осознания важности и необходимости танцевальных занятий, осмыслению красоты и гармонии души и тела танцующего человека.
Успешной реализации данного компонента будут способствовать следующие процессы:
1. Учет основных принципов обучения: последовательности, системности, доступности, сознательности и активности;
2. Использование разнообразных форм, методов и средств образовательного процесса;
3. Привлечение дополнительных источников информации.
Данный компонент реализуется посредством следующих функций:
- организационная - формирование у детей дошкольного возраста стремления к реализации полученных знаний о хореографической деятельности в практическую танцевальную деятельность;
- мотивационная - формирование у детей дошкольного возраста стойкого желания к занятиям хореографией;
- контролирующая - получение адекватных данных, характеризующих уровень сформированности хореографических умений у дошкольников.
3. Технологический компонент - включает теоретическое и методическое обеспечение развития процесса становления хореографических умений у детей дошкольного возраста.
Технология - это система воспитательно-образовательной работы, нацеленная на достижение определенного конечного результата: формирование всесторонне развитой личности, обладающей знаниями, умениями и навыками хореографической деятельности Технологический процесс осуществляется на двух уровнях. Первый связан с организационно-методической работой с
педагогами, второй - с воспитательно-образовательной работой с детьми дошкольного возраста.
В систему педагогической технологии хореографической работы с дошкольниками должны входить:
- постановка перед каждым занятием воспитательных, развивающих и оздоровительных задач;
- соответствие содержания занятия его тематике, цели и задачам;
- осуществление типологического подхода (учет физических возможностей, психических особенностей, интересов, личностных качеств детей, гендерных различий);
- создание занимательно-игровой атмосферы, способствующей повышению интереса ребенка к изучаемому материалу;
- формирование у детей осознанной мотивации танцевальной деятельности;
- смена видов деятельности, месторасположения детей, оптимальная дозировка допустимой нагрузки в процессе занятия;
- создание атмосферы защищенности и комфортности ребенка на занятии, доброжелательный характер общения с педагогом, поощрение даже незначительных достижений дошкольников;
- использование приемов, обеспечивающих эмоциональное наполнение занятий (приемы коррекции неблагоприятных эмоций);
- взаимодействие детей как партнеров по хореографической деятельности;
- стимуляция активности и самостоятельности дошкольников;
- сочетание репродуктивного и продуктивного видов деятельности, предоставление детям свободы в выборе способов решения творческих задач;
- непосредственное участие педагога в выполнении танцевальных движений;
- использование разнохарактерного, образного, музыкального материала, отвечающего задачам каждой части занятия;
- повторение предыдущего и подача нового материала с обязательным его закреплением путем многократного, вариативного использования (исполнения);
- обязательное подведение итогов с анализом деятельности детей, сообщение цели следующего занятия для повышения интереса и мотивационной готовности к предстоящей деятельности.
Таким образом, наряду с традиционными, мы выделяем новые элементы современной педагогической технологии становления хореографических умений у детей дошкольного возраста: нетрадиционные хореографические занятия, творческие хореографические проекты, контрольные уроки и родительские собрания в нестандартной форме, портфолио, «дневники успехов» и др., помогающие воспитать интерес к занятиям хореографическим искусством, способствующие формировании целостной, гармоничной личности дошкольника.
Итак, сконструированная на основе полихудожественного,
типологического и партисипативного подходов и педагогических принципов методика процесса становления хореографических умений у детей дошкольного возраста состоит из взаимосвязанных целевого, содержательного, процессуального, полифункционального и результативного компонентов. При этом содержательной особенностью данной методики является интеграция мотивационного компонента (потребность детей познать окружающий мир и выразить через движение свое отношение к нему), когнитивного компонента (формирование и получение знаний на уровне принятия и непринятия при активном процессе занятий хореографической деятельностью опорой на основной источник познания ребенка дошкольного возраста - органы чувств и эмоций), технологического компонента( нетрадиционные хореографические занятия, творческие хореографические проекты, контрольные уроки и родительские собрания в нестандартной форме, портфолио, «дневники успехов» и многое другое, что позволяет воспитывать интерес к занятиям хореографическим искусством, способствует формированию целостной, гармоничной личности дошкольника).
Основными методическими этапами процесса становления хореографических умений у детей дошкольного возраста мы считаем: ознакомительный, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный.
Каждый из этапов направлен на реализацию конкретной цели становления хореографических умений у дошкольников на основе соответствующих форм, методов, средств.
Основополагающими взаимосвязывающими функциями данной методики являются:
- воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией у дошкольников, которое ведется на основе развития интереса к истории культуры, искусства, окружающему миру;
- воспитание общечеловеческих ценностей в процессе занятий хореографией;
- комплексное воспитание дошкольников в процессе занятий хореографией.
Результатом внедрения методики в образовательный процесс является высокий уровень становления хореографических умений у детей дошкольного возраста.
Структурно-функциональная модель методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста характеризуется открытостью, целостностью, многоаспектностью, иерархичностью.
Как показали результаты проведенной нами опытно-поисковой работы, данная модель явилась эффективной для становления хореографических умений детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Весна, М.А. Моделирование как средство научно-педагогического познания // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: сб. науч. тр. № 3 / 4. - Курган, 199. - С. 3-12
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - С-П.; Союз, 1997. - 224 с.
3. Никитина, Е.Ю. Теоретико - методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования [Текст монография]: Е.Ю. Никитина. - Челябинск: ЧГПУ, 2000. - 101 с.
4. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающие с дошкольниками. Программно-методическое пособие / под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: Гумант. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 216 с.
5. Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят / Джим Холл.; пер. с англ. Т.В. Сидорина. - 2-е изд. - М.: АСТ: Астрель. 2009. - 184 с.
Bibliography
1. Folklore - Music - Theater: Programs and Syllabus for Additional Education Teachers Working with Preschoolers: Study Guide / Edited by S.I. Merzlyakova. - Moscow: VLADOS Humanitarian Publishing Centre, 1999. - P. 216
2. Hall, J. Learning to Dance. Funny Dance Classes for Preschool Age Children / Jim Hall., Transl. from English by T.V. Sidorin. - 2nd Edition. - Moscow: AST: Astrel, 2009. -P. 184.
3. Nikitina, E.Yu. Theoretical-and-Methodological Approaches to Future Teachers' Training for Educational Differentiation Management [Monograph] / E.Yu. Nikitina. -Chelyabinsk: ChSPU, 2000. - 101 p.
4. Vesna, M. A. Modeling as a Means of Scientific and Pedagogical Cognition / Pedagogical Studies: Hypothesis, Projects, Studies: Collection of Scientific Works № 3 / 4. -Kurgan, 1999. - P. 3-12.
5. Vygotsky, L.S. Children's Psychology Questions / L.S. Vygotsky. - SPb.: Soyuz, 1997.
- 224 p.