Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение проблемы становления хореографических умений у детей дошкольного возраста'

Педагогическое обеспечение проблемы становления хореографических умений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / PRESCHOOL CHILD / THEORETICAL-AND-METHODOLOGICAL BASES / CHOREOGRAPHIC SKILLS / CHOREOGRAPHIC EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздева Елена Борисовна

В статье раскрывается актуальность проблемы становления хореографических умений дошкольников, уточняется понятийный аппарат, выявляются теоретико-методологические основы, принцип и организационно педагогические условия становления хореографических умений дошкольников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Maintenance of Preschool Children's Choreographic Skills Development

The article reveals the urgency of preschool children's choreographic skills development; specifies the conceptual structure; determines the theoretical-and-methodological bases, a principle and organizational and pedagogical environmental complex of preschool children's choreographic skills development.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение проблемы становления хореографических умений у детей дошкольного возраста»

УДК 75.8 ББК 45.9

Гвоздева Елена Борисовна

соискатель

кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Gvozdeva Elena Borisovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Педагогическое обеспечение проблемы становления хореографических умений у детей дошкольного возраста Pedagogical Maintenance of Preschool Children’s Choreographic

Skills Development

В статье раскрывается актуальность проблемы становления хореографических умений дошкольников, уточняется понятийный аппарат, выявляются теоретико-методологические основы, принцип и организационно - педагогические условия становления хореографических умений дошкольников.

The article reveals the urgency of preschool children’s choreographic skills development; specifies the conceptual structure; determines the theoretical-and-methodological bases, a principle and organizational and pedagogical environmental complex of preschool children’s choreographic skills development.

Ключевые слова: дошкольник, теоретико-методологические основы, хореографические умения, хореографические навыки.

Key words: preschool child, theoretical-and-methodological bases, choreographic skills, choreographic experience.

Система образования современного общества ориентированна сегодня на

воспитание свободной, активной, творческой, ответственной и толерантной личности и реализуется в концепции гуманизации дошкольного образования. Рождается новый подход к личности ребенка, основанный на идеи природосо-образности, культуросообразности, на принципе индивидуально личностного развития, в том числе. В связи с этим наметился принципиально иной подход в понимании ребенка - дошкольника, находящегося в процессе его становления как целостного индивида, способного к культурному саморазвитию.

Значительная роль в системе художественного воспитания подрастающего поколения принадлежит хореографическому искусству, искусству танца. Искусство танца обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физи-

ческого развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений» (И.Ф. Гончаров), утверждая нравственный идеал, возбуждая «умные эмоции» (Л.С. Выготский).

Изучение различных аспектов хореографии подтверждает её многофункциональные возможности и целесообразность применения в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется в психологической литературе как инзитивный период в воспитании и развитии ребенка, когда происходит наиболее интенсивное психическое и физическое развитие детей, сопровождающийся морфофункциональной перестройкой органов и систем организма. [ 1 ]

Исследуя развитие психических процессов в онтогенезе, психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. определили, что дошкольный возраст (особенно старший дошкольный) является переломным в становлении психики ребенка. Именно в этот период у детей существенно возрастает сила и подвижность нервных процессов. Системы условных связей, сформированные в этом возрасте, отличаются значительной стойкостью и сохраняются на протяжении последующей жизни. Совершенствуется деятельность разных органов чувств, вторая сигнальная система становится ведущей в регуляции детского поведения, что способствует развитию самостоятельности детей во всех видах деятельности, в том числе и танцевальной. Происходят существенные изменения и в когнитивной сфере. Восприятие согласуется с практическими действиями и становится более целенаправленным, представления о предметах и явлениях расширяются и углубляются в соответствии с общепринятыми эталонами, что способствует осмыслению детьми семантики различных названий, в частности из области танцевального искусства.

Особое значение в развитии детей приобретают различные виды памяти. Так, совершенствование двигательной памяти способствует формированию разнообразных навыков, что предполагает своевременное и доступное освоение детьми вариантов движений, в том числе и танцевальных. Развитие словесно -

логической (смысловой) памяти дает ребенку возможность запоминать информацию, опираясь на смысловые (логические) связи. Однако запоминание любой информации зависит от эмоционального отношения и интереса к объекту.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается произвольное внимание, которое подкрепляется интересом не только к самодеятельности, её процессу, но и результату. Мышление детей 5-6 лет приобретает конкретно - образный характер, что создает предпосылки для развития репродуктивного воображения и раскрывает возможности для наполнения воспитательнообразовательного процесса творческими заданиями.

Существенные изменения в этом возрасте претерпевает не только психика ребенка, но и физические показатели развития. Физиологически закономерным для физического развития старших дошкольников является изменение пропорций тела, развитие костно-мышечной системы и двигательных функций.

По мнению ученых, развитие движений в дошкольном возрасте преобладает над развитием всех остальных функций. Уровень развития движений ребенка и их характер накладывают существенный отпечаток на личность в целом. Так, проявление эмоций во время выполнения движений, по мнению А.В. Запорожца, создает благоприятные условия для становления личности, «...движения и чувства, которые вызываются ими, представляют для ребенка большую ценность сами по себе и выступают для него .... непрерывным источником радости» [3, с.269]. Высокая двигательная активность проявляется не только в индивидуальной, но и в коллективных формах. Это способствует овладению элементарными формами взаимодействия в игровой, художественной и двигательной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в музыкальной, театрализованной, словесной деятельности, активно развиваются художественно - творческие способности.

Результаты анализа теоретических источников, в которых рассматриваются основные закономерности психического, физического, личностного и музыкаль-

но-двигательного развития дошкольников, собственный опыт работы с детьми в качестве педагога дополнительного образования, позволяют сделать вывод о том, что дети в старшем дошкольном возрасте готовы к формированию хореографических умений и навыков и способны овладеть хореографическими основами.

Под хореографическими основами нами понимается интегративное качество, образованное системой ключевых (основных) и профессиональных знаний, умений и навыков дошкольника, которые представляют собой совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию его хореографической деятельности.

Ключевые (основные) знания в танцевальной деятельности детей определяются их мировоззрением, объемом и степенью информированности о различных видах искусства. Степень сформированности ключевых знаний обеспечивает разнообразие, реальность и содержательность раскрываемых детьми танцевальных образов.

Основу профессиональных знаний составляют знания: о различных видах хореографического искусства (бальный, народный, современный, классический танец; о выразительных средствах хореографии (движения, рисунки танца, музыка, костюм); о национальных особенностях изучаемых танцев, их названия; о правильном положении корпуса, рук, ног, головы; о технических особенностях исполнения движений и др. Сформированность профессиональных знаний способствует техничности, осознанности и выразительности хореографической деятельности ребенка.

К хореографическим умениям и навыкам относятся ритмичность, координированность и пространственная организация движений, техничность, музыкальность и артистичность их исполнения, творческая интерпретация.

Структура хореографических умений включает в себя:

1. Двигательные умения:

- умение ритмично, музыкально, координировано, сбалансировано и эмоционально, выразительно двигаться, удерживая правильное положение корпуса, рук и головы;

- умение самостоятельно исполнять доступные танцевальные движения различной видовой направленности после словесного объяснения и практического показа педагогом данного танцевального движения;

- умение ориентироваться в пространстве и перемещаться в соответствии с определенным, заданным рисунком танца;

2. Музыкально-ритмические умения:

- умение воспринимать характер музыки, анализировать и отражать его в движениях и пластике;

- умение выполнять музыкально - ритмические упражнения по заданию педагога;

- умение исполнять музыкально - ритмические импровизации;

3. Творческие умения:

- умение выразительно и одухотворенно передавать танцевальные образы, используя средства хореографии;

- умение импровизировать под незнакомую музыку;

- умение создавать новые танцевальные движения, интерпретировать знакомые движения и составлять танцевальные композиции на основе наработанного хореографического материала.

По своей природе, структуре и методике освоения хореографические умения и навыки идентичны двигательным.

Умение - это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания [4, с.23 ]. Навык образуется в процессе осознанного действия как синтез устойчивых и изменяющихся особенностей, как рациональное соотношение целостного исполнения действия и отдельных действий в движении. То есть навык уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнения действия ускоряется, действие становится более точным и экономичным, ряд элементов деятельности автоматизируется [ 5, с. 151].

Но формирование хореографических умений и навыков предполагает не усвоение технической стороны движений, но и развитие у детей ритмичности, музыкальности, пространственной организации движений, выразительности, эмоциональности, а так же творческого отношения к танцевальной деятельности, которое побуждается интересом к данной деятельности как источнику её успешного осуществления.

Таким образом, хореографические умения - это исполнение ребенком несовершенных, некоординированных, неэкономичных танцевальных движений при непрерывном контроле за содержательно - образной, технической и музыкальной составляющей этого движения. Исходя из специфики танцевальной деятельности (исполнительской и творческой), а так же особенностей физического развития старших дошкольников, считаем целесообразным, использовать следующую систему становления хореографических умений:

- первоначальное содержательно - образное ознакомление дошкольников с танцевальным движением;

- углубленное, детализированное изучение танцевального движения;

- закрепление и совершенствование танцевального движения в танцевальной деятельности ребенка.

На завершающем этапе происходит автоматизация выполнения танцевального движения, что приводит к возникновению хореографического навыка.

Для реализации теоретико-методической основы становления хореографических умений дошкольников в качестве основных подходов, в наибольшей степени соответствующих целям исследования, нами выбраны полихудожест-венный, типологический и партисипативный.

Полихудожественный подход как общенаучный представляет собой совокупность педагогических приемов и способов художественного развития дошкольников. К числу важнейших задач поликультурного подхода относится воспитание духовной, нравственной личности, способной интегрировать в себе положительный опыт человечества из различных областей культуры, науки, образования, искусства.

Полихудожественный подход - это система способов, где с помощью разнообразных направлений художественной деятельности и средств различных видов искусства происходит выражение и отражение психической энергии, чувств и эмоций обучаемого в его художественном творчестве.

Существенное значение в полихудожественном подходе предается природным художественным возможностям дошкольников. В основе этого лежат представления о том, что каждый ребенок изначально полихудожественнен, так как обладает способностью к восприятию различных видов искусства. Он воспринимает мир в художественных образах, которые возникают в его фантазиях и воображении. Каждый способен действовать и творить в любом виде искусства. [ 6 ]

Особенностью полихудожественного подхода является полифоническое восприятие и отражение явлений и художественных образов, умение осознавать и выразить действительность различными художественными способами. Полихудожественность имеет ряд существенных особенностей и педагогических предпосылок, позволяющих рассматривать её в качестве перспективного подхода для становления хореографических умений дошкольников:

а) полихудожественный подход обращен к обучаемому как субъекту развития, ставя его в центр культуроченных процессов, он предлагает ребенку выразить в действии, движении любое явление или событие различными художественными способами;

б) полихудожественность предполагает связь с окружающим миром, с реальной жизнью, с истоками бытия и духовной деятельностью человека;

в) детям дошкольного возраста представляется возможность самого разнообразного выражения своих представлений об изучаемом вопросе. Так, представление о любом нравственном понятии или оценку своего или чужого поступка дошкольники могут выразить в самых разных формах и образах, например действием (движением, жестом, мимикой, танцем), чувствованием (восторгом, печалью, готовностью к действию), образом (музыкальной и сценической импровизацией) и т.д.

г) в условиях полихудожественной деятельности основным ориентиром выступает «полифоническое воображение», которое обеспечивает погружение ребенка в пространство художественного творчества, участие самих детей в творческом процессе.

Педагогическими механизмами полихудожественной деятельности на учебных занятиях хореографией являются: образ - анализ - действие». В качестве образа выступают музыка, жизненные ситуации, природные явления, рассказы и т.д., которые помогают понять суть изучаемого предмета или явления. «Анализом» в данном случае выступают обсуждения, рассуждения, информация по той или иной проблеме. Под «действием» понимается отражение представлений детей с помощью хореографической, танцевальной деятельности.

Итак, полихудожественный подход рассматривается нами как активизирующий фактор, основывающийся на следующих компонентах: духовное сопряжение и деятельная активность, культурно-нравственное пространство, живое творчество детей, художественная образность, обращение к национальной культуре. Данные компоненты взаимопроникают и дополняют друг друга.

Второй, конкретно - научный подход, обозначенный в рамках исследования, типологический. Актуальность применения типологического подхода в дошкольном образовании обусловлена с одной стороны нерезультативностью подхода к ребенку, как некой абстрактной усредненной фигуре, с другой стороны, многообразием индивидуальных особенностей, влияющих на становление ребенка как личности.

Выступая в качестве основы дифференциации обучения дошкольников хореографии, типологический подход характеризуется следующими признаками:

- гуманность (направленность на обучаемого ребенка). Гуманность типологического подхода связана с созданием для каждого ребенка условий для достижения успеха в его хореографической деятельности независимо от стартовых характеристик, уровня физического, музыкально-ритмического, творческого развития;

- учет индивидуальных особенностей детей, (влияет на успешность становления хореографических умений). Эффективность дифференциации обучения в значительной степени зависит от основания, выбранного для типологии детей. С позиций праксеологического подхода типология должна базироваться на характеристиках, отражающих потенциал конкретной личности в области хореографической деятельности, выраженной в знаниевых, двигательных, музыкально-ритмических, творческих и мотивационных критериях;

- развивающий характер (основа для дифференциации обучения дошкольников). Типологический подход методологически базируется на выдвинутой Л.С. Выготским идеи о «зоне ближайшего развития» Использование типологического подхода связано с ориентацией учебного процесса не на снижение требований к подготовке дошкольников, имеющих низкие показатели, а на постепенное расширение их учебного потенциала;

- стимулирующий характер. Применение типологического подхода позволяет за счет вовлечения дошкольников всех типов в посильную хореографическую, танцевальную деятельность, как в условиях групповой, так и индивидуальной работы. Активизация танцевальной деятельности достигается так же использованием взаимного обучения детей разных типологических групп;

- применение типологического подхода к каждому ребенку в группе, которое включает индивидуальную работу с слабыми либо с сильными детьми, но не сводится к ней. Дифференцированное обучение в равной степени охватывает все категории обучаемых;

- гибкость и динамичность. Состав типологических групп не является статичным, по мере повышения уровня освоения хореографических умений, дети переходят в следующую группу;

- систематичность и последовательность. Выступая в виде системы педагогических действий, типологический подход требует реализации последовательных этапов (диагностика индивидуальных особенностей детей, группирование сходных типов, определение стратегических задач обучения каждой ти-

пологической группы и организация дифференцированного обучения), применяется по отношению ко всем компонентам учебного процесса;

- двухсторонний характер взаимодействия. Типологический подход требует организации обратной связи, с помощью которой можно контролировать эффективность применяемых стратегий обучения всех типологических групп, а также отношение детей к дифференцированному обучению.

Итак, обучение детей дошкольного возраста хореографии, дифференцированное на основе типологического подхода, обеспечивает активное вовлечение в учебный процесс каждого ребенка, позволяет реализовать им свой личностный потенциал, независимо от стартовых характеристик, развивает самостоятельность, умение работать в группе, что сказывается на успешности становления хореографических умений дошкольников.

Третий подход, избранный нами, партисипативный относится к методикотехнологическим подходам. В нашем исследовании мы рассматриваем категорию «партисипативность» как альтернативу авторитарности, принуждению. Солидаризируясь с Е.Ю. Никитиной, [ 2 ] мы полагаем, что партисипативный подход к процессу формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста означает: 1) участие каждого ребенка в решение проблем становления хореографических умений; 2) поиски согласия между педагогом и учеником; 3) совместное выявление проблем и поиски путей их решения; 4) возможность создать надлежащие условия и механизм улучшения сотрудничества между педагогом и дошкольником.

Осуществляя партисипативный подход к процессу становления хореографических умений у детей дошкольного возраста, педагог должен опираться на следующие постулаты:

1. Каждый ребенок - уникальная личность, поэтому стандартные подходы к его обучению не всегда применимы и должны быть сформулированы по отношению к конкретному ученику и данной ситуации.

2. Взаимодополнительность способностей детей в группе и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование их

индивидуальных возможностей и особенностей при достижении целей в становлении хореографических умений у детей дошкольников.

3. Необходимо наличие межличностной коммуникации между детьми в учебной группе, цели должны формироваться так, чтобы усилия всей группы были направлены на их достижение.

4. Детям необходимо активно участвовать в учебном процессе, оценке и самооценке полученных результатов.

С учетом особенностей процесса формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста мы полагаем, что партисипативный подход к процессу формирования хореографических умений дошкольников должен обеспечить:

1. Организацию интеграции: преподавать принимает разработанную и скоординированную методику становления хореографических умений дошкольников и реализует её в своей деятельности, тесно взаимодействуя с детьми.

2. Идентификацию базовых ценностных ориентаций дошкольников, а также реализацию стоящих перед ними целей образования.

3. Функциональную сторону: вариабельность задач, предполагающую отказ от традиционных методов обучения дошкольников и использование развивающих методик.

4. Структурную сторону: адаптацию детей к инновационным методикам становления хореографических умений, обеспечивающих гибкость их творческого мышления.

5. Высокое качество овладения дошкольниками хореографических умений.

Опираясь на полихудожественный, типологический и партисипативный

подход, мы разработали методику становления хореографических умений у детей дошкольного возраста.

Основу разработанной нами методики составляет система принципов: положительной мотивации хореографической деятельности, принцип культуросо-образности, принцип гендерности, принцип коммуникативного партнерства и

сотрудничества в учебной группе, принцип ситуационности, принцип толерантности.

Перечисленные принципы отражают целевую, структурную и содержательную характеристики процесса становления хореографических умений у детей дошкольного возраста и позволяют нам выделить следующие структурные компоненты методики:

1. Мотивационно-целевой - создание у обучаемых потребности и определение цели становления хореографических умений;

2. Содержательный - интеграция таких блоков, как теоретический, практический и творческий;

3. Организационно-технологический - определяет методику становления хореографических умений дошкольников, включает этапы становления умений и педагогические условия успешности разработанной нами методики;

4. Аналитико-результативный - выявление показателей и критериев степени становления хореографических умений дошкольников.

Исследованием установлено, что успешность становления хореографических умений дошкольников может быть обеспечена созданием комплекса организационно-педагогических условий:

- использование педагогического потенциала хореографии с учетом её развивающих и воспитательных возможностей;

- использование разнообразия хореографических движений, доступного и занимательного танцевального репертуара с учетом возвратных особенностей дошкольников;

- мотивация деятельности детей;

- личностно-ориентированный подход к процессу обучения хореографии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- демократический стиль общения педагога с детьми, основанный на принципе коммуникативного партнерства и сотрудничества;

- подбор системы методов и приемов в зависимости от этапов становления хореографических умений;

- использование различных типов хореографических занятий;

- взаимодополнение и взаимопроникновение различных видов деятельности дошкольников.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - С-П; Союз, 1997. - 224 с.

2. Никитина, Е.Ю. Теоретико - методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования [Текст монография]: Е.Ю. Никитина. - Челябинск: ЧГПУ, 2000. - 101 с.

3. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / под ред. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964 - 352 с.

4. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие Пуртова, Т.В., Беликова, А.Н., Кветная, О.В. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - С-П.: Петерком, 1998. - 688 с.

6. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст]:/ Б.П. Юсов. - М.: компания Спутник +, 2004. - 252 с.

Bibliography

1. Nikitina, E.Yu. Theoretical and Methodological Approaches to the Problem of Future Teacher’s Training for Education Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. -Chelyabinsk: ChSPU, 2000. - 101 p.

2. Preschool Children Psychology: Development of Cognitive Processes / Under the Editorship of A.V. Zaporozhets and D.B. Elkonin. - M., Prosveshchenie, 1964 - 352 p.

3. Purtova, T.V. Teach Children to Dancing: Study Guide / T.V. Purtova, A.N. Belikova, O.V. Kvetnaya. - M.: VLADOS Humanitarian Publishing Center, 2003. - 256 p.

4. Rubinstein, S.L. Elementary Psychology / S.L. Rubinstein. - S-P.: Peterkom, 1998. -688 p.

5. Vygotski, L.S. Child Psychology Questions / L.S. Vygotski. - S-P: Souz, 1997. - 224 p.

6. Yusov, B.P. Interrelation of Cultural Factors in a Teacher’s Art Mentality Development in the Educational Field of “Art” / B.P. Yusov. - M.: Sputnik Company +, 2004. - 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.