УДК 372.3: 85.5 ББК 74.100.551.4: 85.32
Клыкова Людмила Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра хореографии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Юнусова Елена Борисовна кандидат педагогических наук, доцент кафедра хореографии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Klykova Ludmila Alekseevna Candidate of Pedagogics, Assistant professor Chair of choreography Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Yunusova Elena Borisovna Candidate of Pedagogics, Assistant professor Chair of choreography Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Партисипативный подход как методико-технологическая основа становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании Participatory approach as a methodological and technological basis for development of choreographic skills in preschool children in further education Статья посвящается влиянию партисипативного подхода на становление хореографических умений детей старшего дошкольного возраста на всех этапах образовательного процесса. Становление хореографических умений рассматривается нами на полифункциональном уровне, центральной при этом является функция организации партисипативной деятельности.
Article is dedicated to the influence of participatory approach on the development of choreographic skills of preschool children at all stages of the educational process. Becoming choreographic skills is considered by us to a multifunctional level, central to this is the function of the organization of participative activities.
Ключевые слова: партисипативный подход, хореографические умения, ребенок дошкольного возраста, дополнительное образование.
Key words: participatory approach, choreographic skills, preschool child, additional education.
Дошкольное дополнительное образование как первооснова социокультурного становления личности ребенка, является сферой высокого уровня инновационной активности и требует проведения фундаментальных исследований не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей дошкольного возраста.
Данный факт отражается в законах РФ, законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа: Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. № 504.
Базовым компонентом образовательного процесса, направленным на формирование эстетических чувств ребенка к реальному миру и развивающим художественно-практическую и творческую деятельность детей, является формирование художественно-эстетической культуры. Эффективным средством освоения наследия гуманитарной культуры является хореография, основу которой составляет танцевальная деятельность, способствующая комплексному образованию детей старшего дошкольного возраста, включающему физическую и психологическую готовность детей к обучению в школе. Эффективным средством освоения наследия гуманитарной культуры является хореография, основу которой составляет танцевальная деятельность, способствующая комплексному образованию детей старшего дошкольного возраста, включающему физическую и психологическую готовность детей к обучению в школе.
Теоретико-методической основой становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста является соединение полихудожественного (общенаучный уровень), типологического (конкретно-научный уровень) и партисипативного (методико-технологический уровень) подходов, что обеспе-
чивает интеграцию личности дошкольника в национальную и мировую культуру, позволяет учитывать возрастные и гендерные особенности дошкольного возраста, пригодность различных технологий становления хореографических умений, определяющихся конкретной ситуацией, хореографическими способностями и уровнем хореографической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, а также отбирать наиболее действенные методы и приемы с целью эффективного становления хореографических умений дошкольников.
Остановимся на значении партисипативного подхода в становлении хореографических умений детей дошкольного возраста.
Мы рассматриваем категорию «партисипативность» как альтернативу авторитарности, принуждения. Солидаризируясь с Е.Ю. Никитиной [5], мы полагаем, что партисипативный подход к процессу формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста означает: 1) участие каждого ребенка в решении проблем формирования хореографических умений; 2) поиски согласия между преподавателем и учеником; 3) совместное выявление проблем и поиски путей их решения; 4) возможность создать надлежащие условия и механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимся.
Осуществляя партисипативный подход к процессу формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста, преподаватель должен опираться на следующие постулаты:
1) каждый ребенок - уникальная личность, поэтому стандартные подходы к его обучению не всегда применимы и должны быть сформулированы по отношению к конкретному ученику и данной ситуации;
2) взаимодополняемость способностей детей в группе и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование их индивидуальных возможностей и особенностей при достижении целей в формировании хореографических умений у детей дошкольного возраста;
3) необходимо наличие осмысленной межличностной коммуникации между детьми в учебной группе, цели должны формулироваться так, чтобы усилия всей группы были направлены на их достижение;
4) детям необходимо активно участвовать в образовательном процессе, оценке и самооценке полученных результатов образования.
С учетом особенностей процесса формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста мы полагаем, что партисипативный подход к процессу формирования хореографических умений дошкольников должен обеспечить:
1. организацию интеграции: преподаватель принимает разработанную и скоординированную методику становления хореографических умений у дошкольников и реализует её в своей деятельности, тесно взаимодействуя с детьми;
2. идентификацию базовых ценностных ориентаций дошкольников, а также реализацию стоящих перед ними целей образования;
3. функциональную сторону: вариабельность задач, предполагающую отказ от традиционных методов обучения дошкольников и использование развивающих методик обучения детей старшего дошкольного возраста;
4. структурную сторону: адаптацию детей к инновационным методикам становления хореографических умений, обеспечивающую гибкость их творческого мышления;
5. высокое качество овладения дошкольниками хореографическими умениями.
Учитывая особенности хореографического образования дошкольников, педагогический процесс должен отражать последовательность движения от цели к результату и ориентироваться на сотрудничество педагога и ребенка. В этой связи возникает необходимость научного обоснования основных этапов, отражающих последовательность осуществления процесса становления хореографических умений у дошкольников.
Нами были выявлены четыре этапа, каждый из которых направлен на достижение конкретного результата в целостном процессе формирования хореографических умений у детей дошкольного возраста. Основными этапами являются: подача образовательной информации, организация самостоятельной работы детей старшего дошкольного возраста, установление оперативной обратной связи в образовательном процессе, анализ результатов текущего контроля и коррекция становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Каждый из этапов направлен на реализацию процесса становления хореографических умений дошкольников на основе соответствующих форм, методов и средств.
Отсутствие одного из этапов приводит к разрушению целостности процесса и не позволяет достичь итогового положительного качественного результата -высокого уровня становления хореографических умений у старших дошкольников. Все этапы имеют определенные цели, задачи, содержание и ориентированы на достижение конкретного качественного результата в процессе становления хореографических умений.
Подача образовательной информации. Суть первого этапа в установлении прямой связи в образовательном процессе между педагогом и ребенком. Данный этап определяет моменты, существенные и необходимые для достижения цели становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Организация самостоятельной работы детей старшего дошкольного возраста - второй этап образовательного процесса, происходящий при наличии определенных условий, основным из которых является правильное распределение образовательного времени детей для становления хореографических умений.
Установление оперативной обратной связи в образовательном процессе представляет третий этап становления хореографических умений у старших
дошкольников. Подача образовательной информации от педагога к ребенку образует прямую связь в образовательном процессе. Получение сведений о качестве усвоения образовательной информации, т.е. связь «ребенок-педагог», образует обратную связь в образовательном процессе. Установление оперативной обратной связи обеспечивает повышение качества получаемой образовательной информации.
Анализ результатов текущего контроля и коррекция результатов становления хореографических умений у старших дошкольников является последним этапом. На этом этапе изучаются итоги работы с целью выяснения основных причин затруднений в усвоении, определения последующих действий педагога с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку старшего дошкольного возраста. Коррекция будет эффективной только в том случае, если она может обеспечить своевременное устранение пробелов в знаниях и умениях дошкольников.
Очевидно, что этапы определяют направление педагогической деятельности, ориентированной на сотрудничество педагога и ребенка. Субъект - субъектное взаимодействие педагога и дошкольника превращает учебное сотрудничество в фактор человеческих гуманных отношений на основе партисипативного подхода. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста просматривается нами на полифункциональном уровне.
Основными взаимосвязанными функциями являются: планирование, мотивация, организация образовательной деятельности, партисипативная деятельность, контроль, коррекция. Центральной при этом является функция организации партисипативной деятельности, проявляющаяся в системе обмена информацией и личностно-развивающего взаимодействия педагога и дошкольника, основанной на принципах субъект-субъектности и продуктивности.
Дадим характеристику каждой из названных функций.
Сущность функции планирования заключается в определении основных видов деятельности педагога-хореографа, музыкального руководителя ДОУ в
процессе становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель планирования достижения позитивного уровня становления хореографических умений заключается в эффективном и планомерном использовании средств, форм и методов осуществления хореографического образования старших дошкольников, а также полноте, взаимосвязи и реальности определенных целей и их подчиненности главной цели - становлению хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Планирование можно считать успешным, если учитывать следующие условия:
- значение уровня хореографических знаний, умений и навыков каждого ребенка на начальном этапе хореографического образования;
- четкое представление об уровне, на который старший дошкольник должен подняться в результате хореографического образования;
- выбор эффективных форм, методов и средств педагогических технологий хореографического образования.
При планировании образовательной деятельности по хореографии особое внимание следует уделять следующим компонентам: направленности образовательной деятельности на раскрытие личного потенциала каждого ребенка, его положительных личностных качеств (трудолюбия, активности, самостоятельности, инициативности, умения работать в сотрудничестве и др.), создание атмосферы позитивного общения, сохранение и укрепление мотивации к занятиям хореографией, мотивация совместной (партисипативной) деятельности в процессе обучения [2, 3, 4, 5].
Второй функцией модели является функция мотивации. Мотивация представляет собой процесс, с помощью которого педагог активизирует познавательную деятельность детей и побуждает их эффективно обучаться для достижения личностных целей как средства удовлетворения собственного желания [1].
Мотивация хореографического образования - это воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией, которое протекает на основе развития интереса к истории культуры, искусства, окружающему миру. В основу мотивации к хореографическому образованию необходимо положить полихудожественный подход, который позволяет ребенку постичь природу танца в комплексном взаимодействии с другими видами искусства.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы представлений и знаний о многообразии танцевального искусства и связи с другими видами (изобразительным, музыкальным, театральным и др.), формированию навыков исполнения танцевальных композиций различной направленности с учетом вида (детские, народные, бальные, историко-бытовые, современные), жанра (бытовые, сказочные, комедийные, фантастические, лирические), формы (массовые, групповые, парные, индивидуальные) и содержания.
Следующей функцией процесса становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста является организация образовательной деятельности.
Под организацией образовательной деятельности понимается совокупность процедур и операций, а также связей коммуникаций, совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели. Иными словами - это реализация образовательных планов, программ, собственных педагогических решений через коммуникации.
Для того, чтобы создать благоприятные условия с целью становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности, педагогу необходимо ее организовать: определить степень хореографической подготовленности каждого ребенка, предоставить каждому ребенку возможность оптимальной познавательной и двигательной активности, найти эффективную структуру взаимодействия, основанную на доверительном общении, позиции сотрудничества по отношению к ребенку, обеспечении ус-
пеха в организуемой образовательной деятельности, учитывая возрастные и гендерные особенности детей при выборе методов работы с ними.
Центральной функцией процесса становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста является организация партисипативной деятельности.
Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) педагога и детей старшего дошкольного возраста в процессе хореографической образовательной деятельности для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект - субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия близок к переговорам, с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого, согласованного решения и обеспечения активности дошкольников [5].
Применение в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений партисипативных методов модифицирует стиль поведения педагога ДОУ и нацелен на аннулирование традиционно существующей авторитарной системы отношений педагога и ребенка. Так педагог выступает в качестве опытного и компетентного наставника, а ребенок - в роли заинтересованного партнера. В итоге осуществляется перевод взаимоотношений из «субъект -объектных» в «субъект - субъектные», которые открывают возможности для самореализации ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Одним из наиболее эффективных способов активизации в процессе хореографического образования является использование игр и упражнений [3], направленных на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта. К ним можно отнести: совместные действия педагога и ребенка, употребление выразительных жестов, подражания действиям взрослого, действия по образцу.
Важным для процесса становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста является метод творческих заданий, который представляет собой кооперативную деятельность для достижения совместной цели
при одновременном распределении между детьми функций, ролей и обязанностей, а также метод взаимообучения. Для его реализации возможны индивидуализированные формы (пары «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель») и групповые [7].
Функция организации партисипативной деятельности в хореографическом образовании способствует развитию более высокого уровня хореографических умений у старших дошкольников, доступности хореографической и общекультурной информации, формированию доброжелательной атмосферы в процессе хореографической образовательной деятельности, стимулированию включения детей в «участие» на принципах «субъект - субъектности» и продуктивности, организации совместной творческой деятельности педагога и ребенка.
С вышеперечисленными тесно связана функция контроля. Одним из значительных структурных элементов каждого занятия и всего образовательного процесса является проверка знаний и умений детей, так как она дает информацию о результатах обучения. Функция контроля имеет большое значение, как источник обратной связи.
Контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными, обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами и реальными показателями. Контроль регулирует процесс хореографической образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, оказывает положительное влияние на его характер и результативность. Кроме того, контроль имеет большое воспитательное значение для детей, поскольку является важным стимулом для дальнейшей хореографической деятельности. Формами контроля в хореографической образовательной деятельности ДОУ являются: контрольные и открытые уроки, концерты, конкурсы, заполнение хореографического портфолио.
Коррекция как функция становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста представляет собой вид деятельности по внесению корректив (исправлений) в обучающую деятельность, если в процессе
контроля обнаружена ошибочность в хореографических действиях или выявлено неумение выполнять хореографические действия.
Партисипативная деятельность - совместная деятельность и общение педагога и ребенка, при которых каждый в соответствии со своими способностями, интересами и двигательным опытом имеет возможность внести свой вклад в решение проблемных и творческих ситуаций, связанных с изучением новых танцевальных тем, выполнением отдельных танцевальных заданий, игровых и сюрпризных моментов, предотвращением конфликтных ситуаций и т.д.
В результате все, что приобретается детьми в процессе становления хореографических умений осмысленным и личностно - значимым.
Итак, партисипативный подход как методико-технологический предполагает привлечение к решению проблемы становления хореографических умений детей дошкольного возраста, на основе соучастия и включенности в образовательный процесс на паритетных началах с педагогом. Мы рассматриваем пар-тисипативный подход как теоретико-методическую основу, построенную на понимании ребенка как свободной творческой личности, способной по мере своего развития к совместной хореографической деятельности с педагогом, что ведет к позитивному уровню социальной адаптации детей. К изменяющимся условиям жизни, успешной социализации и индивидуальной творческой самореализации.
Библиографический список.
1. Афанасьева, О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение [Текст]: Моногр. / О.Ю. Афанасьева. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 324с.
2. Гавликовский, Н.Л. Руководство для изучения танцев [Текст] / Н.Л. Гавликовский. - 4-е изд., испр. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2010. - 256 с.
3. Каргина, З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей [Текст] / З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - 2006. - № 5. -с. 11-15.
4. Мартыненко, Е.В. Педагогические условия формирования хореографических умений детей 5-6 летнего возраста в дошкольных
учреждениях [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Мартыненко Елена Владимировна. - Бердянск, 2005. - 240 с.
5. Никитина, Е.Ю. Партисипативный подход как методический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя / Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №1. - с. 163-170.
6. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов. Перспективные подходы [Текст]: моногр. / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154с.
7. Основы подготовки специалистов - хореографов. Хореографическая педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Гум. ун-т профсоюзов СПб. - СПб, 2006 - 632с.
8. Хореографическая педагогика [Текст]: вопросы муз. Воспитания, актерского искусства и режиссуры; худож. оформление танца; хореогр. работа с детьми / Гум. ун-т профсоюзов СПб. - Киров: Диамант, 2007. - 116с.
Bibliography
1. Afanasyeva, O.Y. Managing communicative education of university students: pedagogical support [Text]: monograph. / O.Y. Afanasyeva. - Moscow: Publishing House of Moscow State Open University, 2007. - 324s.
2. Basics training - choreographers. Choreographic pedagogy [Text]: Proc. manual for students / Gum. Univ unions St. Petersburg. - St. Petersburg, 2006 - 632s.
3. Choreographic pedagogy [Text]: questions muses. Education, art of acting and directing; artist. clearance dance; horeogr. work with children / Gum. Univ unions St. Petersburg. - Kirov: Diamant, 2007. - 116c.
4. Gavlikovsky, N.L. Guide to learn dance [Text] / N.L. Gavlikovsky. - 4th ed., Rev. - St. Petersburg.: Lan, Planet Music, 2010. - 256 p.
5. Kargina, Z.A. Technology development of educational programs of additional education of children [Text] / Z.A. Kargin / / Vneshkolnik. Education and additional education of children and youth. - 2006. - № 5. - With. 11-15.
6. Martinenko E.V. Pedagogical conditions of formation of choreographic skills of children 5-6 years of age in preschool [Text]: diss. ... Cand. ped. Science / Elena Martynenko. - Berdyansk, 2005. - 240.
7. Nikitina, E.Y. Participatory approach as a methodological regulative development pedagogical concept of citizenship of the future teacher / E.Y. Nikitina, E.A. Kazaeva / / Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2010. - № 1. -With. 163-170.
8. Nikitina, E.Y. Pedagogical management communicative education of university students. Promising approaches [Text]: monograph. / E.Y. Nikitina, O.Y. Afanasyeva. - M.: IASP 2006. - 154c.