Научная статья на тему 'Формирование исполнительского мастерства у студентов-хореографов в процессе обучения спортивным бальным танцам'

Формирование исполнительского мастерства у студентов-хореографов в процессе обучения спортивным бальным танцам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1594
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ХОРЕОГРАФИЯ / БИОМЕХАНИКА / ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИКА ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратов Тарас Андреевич

В статье рассматривается исполнительское мастерство с позиций образовательной дисциплины и профессиональной компетенции студентов-хореографов, изучающих спортивные бальные танцы. Изложена краткая характеристика спортивного бального танца как хореографической системы. Произведён краткий анализ техники спортивного бального танца, его критериев и сущности исполнительского мастерства. Рассмотрены некоторые примеры анализа танцевальной фигуры как системы телесно-двигательных упражнений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скуратов Тарас Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исполнительского мастерства у студентов-хореографов в процессе обучения спортивным бальным танцам»

ФОРМИРОВАНИЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ

Тарас Андреевич СКУРАТОВ,

аспирант кафедры педагогики и психологии

факультета государственной культурной политики

Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: s.gutsan@mail.ru

В статье рассматривается исполнительское мастерство с позиций образовательной дисциплины и профессиональной компетенции студентов-хореографов, изучающих спортивные бальные танцы. Изложена краткая характеристика спортивного бального танца как хореографической системы. Произведён краткий анализ техники спортивного бального танца, его критериев и сущности исполнительского мастерства. Рассмотрены некоторые примеры анализа танцевальной фигуры как системы телесно-двигательных упражнений.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, хореография, биомеханика, телесно-двигательное упражнение, исполнительское мастерство, педагогика хореографии.

FORMATION OF PERFORMANCE SKILLS

OF THE STUDENTS CHOREOGRAPHERS IN THE PROCESS

OF LEARNING BALLROOM DANCING

T. A. Skuratov, doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: s.gutsan@mail.ru

This article discusses performance skills with positions of educational discipline and from the standpoint of professional competence of students of the choreographers, learning ballroom dancing. The brief characteristic of ballroom dance as a choreographic system. Made a brief analysis of the techniques of sports ball dance, its criteria and the essence of mastery. Several examples of the analysis of dance figures as a system of body-movement exercises.

Key words: ballroom dancing, choreography, biomechanics, body movement exercise, performance skills, pedagogy of the choreography.

Известно, что выпускник вуза приобретает новый социальный статус и перед ним открывается мир, наполненный такими категориями, как «конкуренция», «спрос», «развивающийся трудовой рынок», позволяющие избрать путь для дальнейшего профессионального развития и карьерного

роста. Вместе с тем встречаются и такие случаи, когда специалисты не могут реализовать себя. Объясняется это, на наш взгляд, двумя обстоятельствами - либо спрос на высококвалифицированных специалистов в данной области низкий, что практически невозможно в условиях стремительного развития общества, либо сам специалист обладает недостаточным уровнем мотивации и стремлением к развитию, новым открытиям, совершению перемен. Таким образом, можно предположить, что просто быть «специалистом с дипломом» уже недостаточно. Назрела потребность в подготовке «мастеров» - специалистов с высоким уровнем научно-теоретических знаний, умений, навыков, высококомпетентных. Какова этимология понятий «мастер», «мастерство»?

Так, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «мастерство» трактуется как «умение, владение профессией, трудовыми навыками», а также как «высокое искусство в какой-нибудь области [6]». По словарю Д. Н. Ушакова к данной трактовке добавляется «исключительное умение, способность качественно выполнять определённые виды работ или ремесла [7]».

Бесспорно, в современном представлении данный термин стал гораздо шире, а с появлением понятия «компетентность» неразрывно связан с определёнными знаниями, навыками, умениями. Нельзя не согласиться, что многие студенты после окончания вуза соответствуют тем или иным компетенциям, согласно образовательному стандарту и общей образовательной программе. Но не все из них являются мастерами, в глубоком понимании этого слова. Раскрывая своё отношение к рассматриваемому понятию, уточним, что категория «мастер» предполагает высокую компетентность, то есть сверхзнания, сверхнавыки и умения. Но чтобы достичь этого звания, необходимо обладать не только определённым багажом знаний, но и уметь применять их, иметь чёткое представление об их структуре, чёткую индивидуальную позицию об определённых понятиях, а главное -выработать у себя постоянную потребность, мотивацию в непрерывном развитии своего профессионального и личностного уровня. Именно такой специалист, как мы полагаем, имеет все основания называться «мастером своего дела».

Прежде чем дать оценку исполнительского мастерства в хореографии, а именно - в спортивном бальном танце, считаем целесообразным обозначить модель «мастерства» с позиций его общенаучной и практической значимости.

Так, под категорией «педагогическое мастерство» понимается комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень организации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая

техника. При этом данная система является самоорганизующейся в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая выстроить педагогический процесс. А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть [3]». Мы видим, что внутренние качества личности оказывают влияние на сам педагогический процесс обучения. Но именно в синтезе с высоким уровнем профессиональной компетентности педагога, умением использовать различные методы обучения, техники и подходы процесс обучения и воспитания студента как личности будет уникальным, индивидуальным, носить творческий характер. Немаловажными, на наш взгляд, являются собственные достижения педагога в преподаваемой им дисциплине, особенно в области хореографии. Поскольку танец является пластическим видом искусства, любая информация должна пройти через тело танцора, как вода проходит через фильтр. Именно это позволит ощутить целенаправленность и значимость той или иной техники, движения, действия. Отсюда следует, чем выше практический опыт, тем выше вероятность качественной подачи информации педагогом.

Отметим, что хореографическое искусство прошло огромный путь исторических изменений своего внешнего облика. От ритуальных движений первобытных людей до танцевальных шоу с использованием современных развлекательных технологий воздвигнут огромный временной мост - танцевальная эволюция. Появлению новых танцевальных стилей, направлений мы обязаны отцам-первопроходцам, а также энтузиастам и фанатикам наиболее яркого на сегодня вида пластического искусства - хореографии. Но что же способствовало кардинальному осмыслению необходимости внедрения новых понятий, терминов, техник, методик преподавания и обучения? Безусловно, бурно развивающиеся «новые» течения в искусстве вытесняли либо оказывали влияние на традиционные «старые». Так, для совершенствования того или иного направления, той или иной техники были необходимы яркие, отличительные, устойчивые особенности, а значит, свои термины, понятия, методы и категории. Обратимся к спортивным бальным танцам.

В хореографическом искусстве спортивные бальные танцы занимают очень неоднозначное и противоречивое положение. Во-первых, многие не могут сопоставить искусство и приставку «спортивный», во-вторых, не все специалисты воспринимают спортивный бальный танец как самостоя-

тельную хореографическую систему, со своей школой исполнительского мастерства и художественной идеей, считая его бытовым (социальным) явлением. Можно с уверенностью сказать, что спортивная составляющая бальных танцев сегодня способствует постоянному развитию и модернизации техники спортивных бальных танцев, а также двигательных способностей и исполнительского мастерства танцоров.

По своей сути спортивный бальный танец является дуэтным (парным) видом танца. Безусловно, существует многодуэтная (8 пар) форма - фор-мейшн, но основной единицей всё же является пара и её исполнительский уровень. Партнёр и партнёрша свои умения и исполнительские навыки в синтезе с парным взаимодействием создают конечный продукт - спортивную бальную пару. Попытаемся определить, как должен выглядеть процесс физического воспитания и исполнительской подготовки в спортивном бальном танце.

Процесс обучения спортивному бальному танцу на предмете «Исполнительское мастерство» в вузе неразрывно связан с тренажной (спортивной) составляющей. Но прежде чем понять, что мы должны развивать в студентах, как формировать в целом личность хореографа, необходимо ознакомиться с целями и задачами хореографической дисциплины, согласно установкам и требованиям как «Закона об образовании в Российской Федерации», так и Федерального государственного образовательного стандарта. Так, в ООП по специальности «Руководство любительским хореографическим коллективом (спортивный бальный танец)», при изучении дисциплины «Исполнительское мастерство» конкретизируются следующие задачи:

• овладение студентами знаниями и навыками в технике, стиле и манере спортивно-бального танца;

• развитие у студентов творческого мышления и потенциала руководителей любительских коллективов через освоение лучших образцов, методик и техник различных направлений бального танца;

• формирование профессиональных навыков и умений в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства в бальном танце.

Более того, именно в рабочей программе и в самой ООП определяются конкретные профессиональные компетенции, которые формирует данная дисциплина у студентов. В нашем случае это способность руководить художественно-творческой деятельностью коллектива с учётом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды. Так, к особенностям состава коллектива можно отнести уровень исполнительского мастерства танцоров. Чем выше этот уровень, тем профессиональней, конкурентоспособней и привлекательней коллектив в целом.

Спортивный бальный танец содержит несколько фундаментальных критериев оценки исполнителя - музыкальность, чистота исполнения (техника), форма и линии, динамика, образ. Именно эти критерии, и именно в такой последовательности, по нашему мнению, мы можем выделить как основные. Музыкальность - это способность восприятия музыки, её ритма, тайминга и сильных долей. Действительно, каждый танец любой программы имеет отличительные музыкальные особенности и характер, которые проявляются в танцевальных фигурах. Техникой в спортивном бальном танце называют внутреннюю работу тела, работу отдельных его частей, как по отдельности, так и в синтезе. Данный критерий тесно связан со всеми другими критериями. Форма и линии определяют внешний вид и эстетическую составляющую в том или ином танце и во многом зависят от технических навыков исполнителя. Каждый танцевальный элемент требует определённой постановки корпуса (форма), позиции ног и рук (линии). Динамикой в танце мы можем назвать количество занимаемой площади (перемещение) и насыщенность движения (объём) в хореографическом пространстве. Необходимо отметить, что форма и линии, их качество влияют на уровень динамики исполнителя. Образ в бальных танцах можно сопоставить с актёрским мастерством. Поскольку каждое движение не имеет художественно-смысловой нагрузки, а эмоции исходят от исполнения и общего характера танца, под образом мы понимаем естественность и искренность. Улыбка, удивление, радость, злость - это всё естественные эмоциональные состояния, которые выражаются мимическими средствами нашего тела. Музыкальность и образ в танцевальной композиции является проявлением индивидуальности как исполнителя, так и хореографа-постановщика. Именно разнообразность музыкальных комбинаций и многочисленность вариантов соединения фигур отличает один дуэт от другого. Но спортивный бальный танец - это сценический вид хореографического искусства, поэтому естественность наших эмоций сквозь призму сценических актёрских законов и создаёт конечный образ, эмоциональное состояние в спортивном бальном танце. Все вышеперечисленные критерии, а именно - работа над высоким качеством их реализации, лежат в основе дисциплины «Исполнительское мастерство» в спортивном бальном танце. Рассмотрим некоторые примеры выработки технических навыков и развития двигательных способностей.

Так, говоря о музыкальности, необходимо понимать, что в спортивных бальных танцах данный критерий начинает работать, включаться в процесс формирования личности хореографа как только ученик делает свои первые шаги, то есть с детского возраста. Но это не мешает использовать методы развития музыкальности и в педагогике высшей школы. В основе данного критерия лежит чёткое воспроизведение сильных и слабых долей такта музыки того или иного танца. Одним из самых простых способов нау-

чить распознавать сильные доли выступает повторение, воспроизведение, копирование действий, движений педагога. Например, преподаватель под музыку начинает выстукивать ладонями эти сильные доли, студент же, стараясь поймать темпоритм музыки, вначале повторяет за педагогом. После некоторого времени педагог перестаёт воспроизводить удары. Следовательно, если студент поймал темпоритм верно, его удары будут правильными и будут совпадать с тем, что воспроизводилось совместно с преподавателем. В психологии данный процесс называется «мнемоника» (иногда мнемотехника), то есть совокупность искусственных приёмов, способствующих запоминанию. Сам процесс относится к произвольному запоминанию и является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения. Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени. Заучивать материал надо так, чтобы он сохранился в памяти надолго, а ещё лучше - навсегда. Для этого его следует переправить в долговременную память. Для перевода следов события в долговременную память требуется более длительное его повторение. Это время называется периодом консолидации. В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) [8]. Но при этом надо постоянно убеждать наших обучающихся в том, что чем активнее, осмысленнее они представят то или иное танцевальное действие, тем результативнее будет практическое преломление этих действий.

Итак, мы продемонстрировали простые примеры способов формирования у будущих хореографов музыкальности вообще и формирования исполнительских компетенций в частности. При этом, как мы убеждены, целесообразно апеллировать к тому, что музыкальность, в широком смысле, зависит от технических навыков исполнителя. Говоря об образе в спортивных бальных танцах, в основе которого лежит актёрское мастерство исполнителя, необходимо помнить, что спортивный бальный танец, в чистом виде, не содержит образов театральных героев. В бальных танцах мы имеем дело лишь с партнёром и партнёршей. Партнёр должен быть «мужественным», партнёрша - «женственной». Но в танце партнёр и партнёрша постоянно взаимодействуют, поэтому образ неразрывно связан с идеей педагога-постановщика. Именно он вкладывает в хореографию танцоров образность. Тем не менее умение осознавать движения внутри танца, а также насыщать их энергией необходимо тренировать.

С исполнительским мастерством тесно связано пластическое наследие Этьена Декру, французского актёра, которого считают основоположником современной пантомимы. Он является создателем оригинальной

системы пластического воспитания актёра, известной под названием школа mime pur, то есть «только пантомима», или «чистая пантомима». Знаменитые упражнения «Я - цветок», «Я - птица» и другие сводились не к показу объекта, а к идентификации человека и объекта. Человек становился цветком, птицей, любым объектом мира. Идентификация осмысливалась как средство познания мира через себя [4]. На практике мы можем применять это упражнение от обратного, используя фигуры бального танца. К примеру, в фигуру «веер» исполнитель вкладывает определённый энергетический посыл, либо образ. При этом с последующим повторением фигуры образ необходимо менять. Главным является то, что эмоции и энергия, которыми насыщается фигура или действие, не должны быть наигранными, «неестественными». В их основе должна лежать осознанность. В результате исполнитель как бы сливается с движением, а движение насыщается энергией танцора. И ещё - основной целью студента является безошибочное выполнение алгоритма любого упражнения для достижения высокого уровня мастерства. Поскольку бальный танец - парный вид, большую роль играет сенсорная функция. Её суть заключается в срочной оценке и последующей коррекции действий. Отсюда следует, что необходимо развивать качество путём количественного повторения элементов в замедленном темпе (1/2, 1/4 темпа). Данный способ очень эффективен и способствует развитию мышечной памяти, что приводит к исполнению элементов «на автомате» и с высоким уровнем качества исполнения. Использование биомеханического подхода в процессе обучения исполнительскому мастерству позволяет анализировать движение, понимать основную роль определённых мышц, задействованных в движении, развивать двигательные качества, которые необходимы для достижения высокого уровня профессиональной компетентности в спортивном бальном танце.

Существуют различные методы и приёмы обучения, которые помогают преподавателю-хореографу развить те или иные способности студента-исполнителя, сформировать у него исполнительские компетенции. Конечно, мы понимаем, что существуют общедидактические методы обучения, такие как словесные, наглядные и практические. Но предмет «Исполнительское мастерство» уникален, уникален по своим целям, задачам, содержанию, дидактическим, воспитательным и развивающим задачам, по видам, формам и средствам обучения. Уникальность мы подчёркиваем и в методах обучения. При изучении этих методов необходимо обращать внимание на то методическое обстоятельство, что любой метод обучения в руках определённого педагога приобретает специфику его личности, качеств, способностей. Другими словами, сколько преподавателей, столько и подходов при отработке того или иного приёма, метода, средства. Общим является одно - все действия, выполняемые исполнителем,

должны помогать и способствовать грамотному, комфортному движению (танцеванию) с рациональным использованием физических сил и энергии.

Итак, мы попытались проанализировать саму категорию «исполнительское мастерство», которое содержит в себе множество составляющих. Именно они являются основой, фундаментом для формирования у студентов-хореографов исполнительского мастерства как профессиональной компетенции, характеризующей будущего специалиста в сфере хореографии, что позволит ему конкурировать как среди исполнителей, так и в преподавательской деятельности.

Литература

1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театр в России при императрице Елисавете Петровне / сост., подгот. текста, послесловие В. А. Харламовой. - Санкт-Петербург : Гиперион, 2003. - 336 с.

2. Кошелев С. Н. Биомеханика спортивного танца. Лекции. - Москва, 2006.

3. Лыгин С. А., Денисова К. С. Трудовое воспитание в педагогической системе А. С. Макаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сборник статей по материалам XLII Международной научно-практической конференции № 7 (42). - Новосибирск : Изд. «СибАК», 2014. - С. 46-50.

4. Навиславская Е. Е. Актёрское мастерство и пластическая выразительность в хореографии // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 200. Педагогика высшей школы : интерактивные технологии в образовании и культуре / Министерство культуры РФ, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств ; под общ. ред. А. А. Смирновой ; ред.-сост. М. Э. Вильчинская-Бутенко. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. - С. 104-111.

5. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / пер. А. А. Гвоздевой, примеч. и статья И. И. Соллертинского. - Ленинград : Академия, 1927. - 316 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка : Около 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - 15-е изд., стер. - Москва : Русский язык, 1984. - 816 с.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка : т. 1-4 / сост. Г. О. Винокур, проф. Б. А. Ларин, С. И. Ожегов [и др.] ; под ред. проф. Д. Н. Ушакова. - Москва : Советская энциклопедия, 1935-1940.

8. Фейгенберг И. М. Память и обучение : учебное пособие / Министерство здравоохранения СССР ; Центральный институт усовершенствования врачей. - Москва : [ЦОЛИУВ], 1974. - 29 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года [Электронный ресурс]. - URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.